апокрифические молитвы что это такое

«Сон Богородицы» — языческое творчество

Узнайте все самое интересное и полезное о «Сне Богородицы», прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое молитва?

Православная Церковь учит, что для получения благодатной Божьей помощи необходимо находиться в непрерывном общении с Господом. Этот диалог и достигается посредством молитвы. Однако получивший широкую известность текст «Сон Богородицы» на самом деле не православная молитва.

Молитву можно условно разделить на два вида. Молитва каноническая, церковная — используются молитвенные тексты, введенные Церковью в канон — правило. И «творческая», личная «беседа» каждого христианина с Богом своими словами. Для полноценной духовной жизни важны оба вида молитвенного общения.

Святитель Феофан Затворник (1815-1894) писал: «Нельзя сказать с первого раза «молись сам», человек этого не сможет, как не сможет, например, говорить по–французски не учившийся тому. И молитве надо учиться. Надо приобресть навык к молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств по чужим молитвам, как учатся иностранным языкам по печатным разговорам. Для этого у нас есть молитвенники для домашнего употребления и совершаются чины молитвенные в церковном богослужении. Через посредство их и надо сначала навыкать к молитве».

Каноническая молитва

В любом православном молитвослове находится множество канонических (правильных, провереных) молитв.

«У нас есть богатый выбор молитв, которые были выстраданы подвижниками веры и рождены в них Духом Святым… Важно отыскать и знать их достаточное число, чтобы в нужный момент найти соответствующие молитвы. Речь идет о том, чтобы выучить наизусть достаточное количество значительных для нас отрывков из псалмов или из молитв святых; каждый из нас более чуток к тем или другим отрывкам. Отметьте себе те отрывки, которые глубоко вас трогают, которые для вас осмысленны, которые выражают нечто. О грехе, или о блаженстве в Боге, или о борьбе, что вы уже знаете опытно.

Заучите эти отрывки наизусть. Потому что в какой-то день, когда вы так пали духом, так глубоко отчаялись, что не можете вызвать в своей душе ничего личного, никаких личных слов, вы обнаружите, что эти отрывки всплывут на поверхность и предстанут вам, как подарок Божий, как дар Церкви, как дар святости, восполняя упадок наших сил. Тогда-то нам действительно нужны молитвы, которые мы заучили так, что они сделались частью нас самих» (книга «Учитесь молиться!» митрополита Антония Сурожского, 1914-2003).

Важность личной молитвы каждого верующего

Для каждого христианина большое значение имеет личная молитва, исходящая от самого сердца молящегося. Протоиерей Андрей Ткачев даёт такой совет:

«Нужно читать тексты из Молитвослова, проникать в их смысл, но время от времени переходить к личной молитве. Разгоняться по взлетной полосе – разогреваться по Молитвослову. А потом подниматься в воздух уже самому. Время от времени откладывая Молитвослов и пробуя молиться своими словами. Но затем обязательно опять возвращаться к Молитвослову, не отбрасывать его навсегда. Очень важны и молитва словами святых отцов, и молитва от себя, от своего сердца. Только своими словами молиться – опасно. А только по Молитвослову – это станет слишком привычным, это «заездит», «замылит» сознание. Надо и «от себя» молиться. По книжке и самому, самому и по книжке – такой должен быть алгоритм».

Что такое «ложная» молитва?

Однако существует такое понятие как апокрифическая, то есть «ложная», молитва. Что это такое? Так называется безымянная молитва с искаженным смыслом, составленная из церковной лексики, но с добавлением народных легенд и суеверий. По виду такие молитвы похожи с каноническими, но являются произведением народной словесности.

В основе этих «ложных» молитв зачастую лежат библейские свидетельства и сказания. Однако в них содержатся вымышленные подробности, зачастую искажающие и извращающие смысл Священного Писания. Возникновение апокрифов относится к первым векам христианства. В основном это было связано с пылкой фантазией различных еретических сект (гностиков). Гностическая философия соединяла в себе языческие, иудейские и христианские элементы, придавая им мифологические формы.

В Русском Православии это наложилось еще на славянские языческие элементы. Например, в результате влияния христианского учения о Божией Матери в народном суеверии появился фольклорный персонаж мать сыра-земля.

Апокрифические молитвы призваны выполнить «защитную, оберегательную» функцию. Истинная же молитва для христиан — духовное общение человеческой души с Богом. В нем соединяются просьба о помощи, благодарение и славословие. Но сам текст молитвы (одни только слова) как таковой не может спасать и защищать.

«Молитва сама по себе вовсе не является гарантией того, что испрошенное в ней обязательно исполнится. Господь, как мудрый Отец, подает человеку благопотребное для его жизни именно тогда, когда это необходимо, а не по прихоти человека. Заговор же, в отличии от молитвы, является ее полной противоположностью. Человеку, прочитавшего заговор дается чуть ли не 100% гарантия исполнения прошения. Довольно часто для прикрытия в заговорах обильно используется православная терминология» (священник Дионисий Свечников).

Следует всегда помнить, что помощь подаётся только Господом.

«Если же не связаны с молитвой смиренномудрие, любовь, простота и благодать, не порождаются ею, то это не молитва, а личина молитвы» (святой Макарий Великий, 300-391).

Языческие заклинания на Руси

После Крещения Руси на протяжении нескольких веков сохранялась языческая основа народного быта. Православие и язычество сосуществовало среди простых неграмотных людей, различались лишь «сферы влияния». Многое из устного предания «церковных» людей закреплялось в литературе и со временем обретало силу священного текста. Так, в русской народной литературной культуре особо была возвеличена материнская скорбь Пресвятой Девы Марии. Наибольшее распространение получило произведение под названием «Сон Богородицы».

«Сон Богородицы»

Предположительное время написания этого произведения — 16 век. В то время на Руси неграмотные люди не могли читать сложные тексты церковных книг. Поэтому для простоты понимания канонических текстов возникли «пересказы» Священного Писания на понятном языке. Они содержали доступные для простого народа образы, но искаженные по смыслу. В этой среде и появилось такое произведение как «Сон Богородицы», наделенное неграмотными людьми чудесной силой заклинания.

«Сон Богородицы» имеет несколько пересказов, отличающихся друг от друга, но схожих по структуре. Начинается рассказ с того, что Дева Мария уснула. В разных вариантах местом действия может быть Иерусалим либо Вифлеем. Ей снится сон, в котором Она видит страдания Своего Сына и Его Воскресения. Затем Иисус приходит к Своей Матери будит Ее и спрашивает, что Она видела. Господь подтверждает, что, все приснившиеся Матери, сбудется. Затем указываются обещания, что будет тому, кто этот «Сон» будет читать, переписывать и носить с собой. В этом произведении ни слова не сказано о силе Креста Господня. Вся «сила» приписывается только «святой молитве» — «Сну Богородицы».

Например, в «Сне» есть такие слова: «Не рыдай Мене, Мати, Я воскресну и на Небеса вознесуся. А какой человек этот стих будет знать, при себе иметь, тот добро будет имать. Соблюду его от всякого зла, а в дом дам злата и серебра и всякого изобильного добра».

Не молитва, а магия

Со временем «Сон Богородицы» стал восприниматься как оберег от всех бед. Считалось, что кто его будет читать, с тем ничего худого не случится. В настоящее время даже имеются сборники «Сны Пресвятой Богородицы». В них может быть до 100 подобных произведений. У каждого «сна» выделено свое «поле действия» на все случаи жизни. Авторы остаются неизвестными, что придает текстам эффект древности.

Обороты речи, используемые в этом произведении, сближают «Сон Богородицы» с южнорусскими стихами и колядками.

Православная Церковь и «Сон Богородицы»

«Сон Богородицы» не содержит в себе прошения, благодарения, славословия Богу. С позиции Церкви это произведение не является молитвой. Следовательно, его нельзя читать ни вместе с молитвами, ни вместо молитв, установленных Православною Церковью.

«Сны Пресвятой Богородицы» не являются молитвами и не имеют никакого отношения к молитвам. Это достаточно распространенный «фольклор», местами кощунственный, местами противоречащий православной догматике. Главное, в чем пагубность этих «молитв» – в том, что якобы человеку достаточно просто читать эту чепуху и держать ее у себя дома. Как сразу на него должны посыпаться все небесная блага как из рога изобилия. Эдакая волшебная палочка, завернутая в псевдоправославную обертку. Читать и держать дома это нельзя! Молитесь сами, своими словами, просите у Господа исполнения Вашего желания. Но ни в коем случае не прибегайте к такого рода «молитвам»! Старайтесь также регулярно посещать храм, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин» (священник Дионисий Свечников).

Отношение Православия к апокрифическим молитвам

На Руси апокрифические молитвы пользовались большой популярностью среди малограмотного населения. Часто текст таких молитв смешивался с каноническим. Это послужило причиной для составления списков (перечня) запрещенных книг, в которые со временем могли добавляться новые апокрифы.

Православная Церковь крайне отрицательно относится к подобным апокрифическим молитвам и заговорам. Ещё царь Давид сказал: «Пойте Богу нашему, пойте… пойте разумно» (Псалтирь, 46:7–8). Все слова молитвы должны быть понятны, что нельзя сказать об оберегах и заговорах. «Сон Богородицы”, являющийся одним из самых распространенных заклинаний, не является настоящей православной молитвой.

Святитель Иоанн Златоуст говорил:

«Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления».

А иеромонах Иов Гумеров советует:

«Надо верить, что Господь хочет и может Вас исцелить. Вам не надо искать каких-то специальных молитв и размышлять о снятии «проклятия». Искренне и регулярно участвуйте в молитвенно-богослужебной жизни Церкви, ревностно приступайте к святым таинствам, обязательно соблюдайте посты, выполняйте утреннее и вечернее правило. Молитвенно приступайте к цельбоносным мощам угодников Божиих».

Источник

Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу

При­ве­дем тот из совре­мен­ных вари­ан­тов этой молит­вы, кото­рый, по нашим наблю­де­ни­ям, явля­ет­ся одним из самых попу­ляр­ных (орфо­гра­фия и пунк­ту­а­ция тек­ста остав­ле­ны нами без изменений):

Гос­по­ди, Боже Вели­кий, Царю без­на­чаль­ный, пошли Архан­ге­ла Тво­е­го Миха­и­ла на помощь рабам Тво­им (имя­рек). Защи­ти, Архан­ге­ле, нас от вся­ких вра­гов, види­мых и неви­ди­мых. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Демо­нов сокру­ши­тель, запре­ти всем вра­гам, борю­щим­ся со мною, и сотво­ри их яко овцы, и сми­ри их злоб­ные серд­ца, и сокру­ши их, яко прах перед лицем вет­ра. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Шести­кры­лый пер­вый Князь и Вое­во­да Небес­ных Сил – Херу­ви­мов и Сера­фи­мов, буди нам помощ­ник во всех бедах, скор­бях, в печа­лях, в пусты­ни и на морях тихое при­ста­ни­ще. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Изба­ви нас от вся­кия пре­ле­сти диа­воль­ския, егда услы­шишь нас, греш­ных, моля­щих­ся Тебе, и при­зы­ва­ю­щих имя Твое Свя­тое. Уско­ри нам на помощь и побо­ри всех, про­ти­вя­щих­ся нам, силою Чест­на­го и Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, молит­ва­ми Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, молит­ва­ми свя­тых Апо­сто­лов, Свя­ти­те­ля Чудо­твор­ца Нико­лая, Андрея, Хри­ста ради, юро­ди­во­го, св. про­ро­ка Илии и всех свя­тых вели­ко­му­че­ни­ков: св. муче­ни­ков Ники­ты и Евста­фия, и всех пре­по­доб­ных отцов наших, от века Богу уго­див­ших и всех свя­тых Небес­ных Сил. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Помо­ги нам греш­ным (имя­рек) и избавь нас от тру­са, пото­па, огня, меча и напрас­ной смер­ти, от вели­ко­го зла, от вра­га льсти­ва­го, от бури поно­си­мой, от лука­во­го избавь нас все­гда, ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь. Свя­той Архи­стра­тиг Божий Миха­ил, мол­ние­нос­ным мечом Тво­им отже­ни от мене духа лука­во­го, иску­ша­ю­ще­го и томя­ще­го мя. Аминь.

Рас­про­стра­нен­ные в наши дни вари­ан­ты «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» не осо­бен­но отли­ча­ют­ся друг от дру­га. Раз­ли­чия могут быть вызва­ны ошиб­ка­ми и иска­же­ни­я­ми при копи­ро­ва­нии. Так, вме­сто сотво­ри их яко овцы мы можем най­ти сотво­ри их яко выцы. Раз­нит­ся так­же сте­пень «осо­вре­ме­ни­ва­ния» язы­ка молит­вы. Цер­ков­но­сла­вян­ские язы­ко­вые фор­мы (посли, сокру­ши­те­лю, кня­же, вое­во­до, Пре­свя­тыя, льсти­ва­го, мечем 7 ) могут заме­нять­ся рус­ски­ми (пошли, сокру­ши­тель, князь, вое­во­да, Пре­свя­той, льсти­во­го, мечом).

В послед­ние годы «Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» рас­про­стра­ня­ет­ся так­же под назва­ни­ем «Молит­ва за пре­зи­ден­та Рос­сии». В этом вари­ан­те «имя­рек» заме­ня­ет­ся на име­на и В. В. Пути­на, и Д. А. Мед­ве­де­ва: Гос­по­ди Боже, Вели­кий Царю, Без­на­чаль­ный, пошли Гос­по­ди Архан­ге­ла Тво­е­го Миха­и­ла на помощь рабам Сво­им Димит­рию и Вла­ди­ми­ру; или: Гос­по­ди Боже, Вели­кий Царю, Без­на­чаль­ный, пошли, Гос­по­ди, Архан­ге­ла Тво­е­го Миха­и­ла на помощь рабу Сво­е­му Вла­ди­ми­ру (Димит­рию).

Субъ­ект «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» про­сит защи­тить его от лука­во­го (изба­ви нас от вся­кия пре­ле­сти диа­воль­ския; отже­ни от мене духа лука­во­го, иску­ша­ю­ще­го и томя­ще­го мя). Моля­щий­ся хочет полу­чить защи­ту от вся­ких вра­гов, види­мых и неви­ди­мых (запре­ти всем вра­гам, борю­щим­ся со мною, и сотво­ри их яко овцы, и сми­ри их злоб­ные серд­ца, и сокру­ши их, яко прах перед лицем вет­ра; избавь нас… от вра­га льсти­ва­го). Он стре­мит­ся обес­пе­чить соб­ствен­ную без­опас­ность в раз­ных жиз­нен­ных ситу­а­ци­ях, кото­рые подроб­но пере­чис­ля­ют­ся (буди нам помощ­ник во всех бедах, скор­бях, в печа­лях, в пусты­ни и на морях тихое при­ста­ни­ще; избавь нас от тру­са, пото­па, огня, меча и напрас­ной смер­ти, от вели­ко­го зла).

Но там, где нет истин­но­го пока­я­ния и само­уни­чи­же­ния, там не может быть и пра­виль­но­го молит­вен­но­го настро­е­ния. Иска­ние «Цар­ства Божия и прав­ды Его» ( Мф. 6:33 ) вытес­ня­ет­ся из созна­ния субъ­ек­та молит­вы забо­той о зем­ном и стра­хом перед види­мы­ми и неви­ди­мы­ми врагами.

Одно из про­ше­ний «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» зву­чит так: Уско­ри нам на помощь и побо­ри всех, про­ти­вя­щих­ся нам, силою Чест­на­го и Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, молит­ва­ми Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, молит­ва­ми свя­тых Апо­сто­лов, Свя­ти­те­ля Чудо­твор­ца Нико­лая, Андрея, Хри­ста ради, юро­ди­во­го, св. про­ро­ка Илии и всех свя­тых вели­ко­му­че­ни­ков: св. муче­ни­ков Ники­ты и Евста­фия, и всех пре­по­доб­ных отцов наших, от века Богу уго­див­ших и всех свя­тых Небес­ных Сил.

В отли­чие от апо­кри­фи­че­ских тек­стов, цер­ков­ное веро­уче­ние не допус­ка­ет како­го-либо сме­ше­ния анге­лов с Гос­по­дом – Твор­цом ангелов.

Из подоб­ных «инструк­ций» сле­ду­ет, что вла­дель­цу молит­вы нет необ­хо­ди­мо­сти стре­мить­ся к жиз­ни во Хри­сте, соблю­дая запо­ве­ди. Дей­стви­тель­но, зачем нуж­но жить «достой­но бла­го­вест­во­ва­ния Хри­сто­ва» ( Флп. 1:27 ), если доста­точ­но лишь еже­днев­но читать «молит­ву сию», и избав­ле­ние от ада и «на души весе­лие» гарантированы.

Во всех тако­го рода слу­ча­ях мы встре­ча­ем­ся с суе­вер­ной убеж­ден­но­стью в том, что мож­но достичь зем­но­го бла­го­по­лу­чия и веч­но­го спа­се­ния путем чте­ния либо про­сто хра­не­ния тек­ста, кото­ро­му при­пи­сы­ва­ет­ся маги­че­ская сила.

Порой к тек­сту «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» дела­ют­ся сле­ду­ю­щие при­ме­ча­ния: «Сия молит­ва напи­са­на на папер­ти Архан­ге­ла Миха­и­ла в Москве, яже име­ну­ет­ся Чудов мона­стырь»; «Молит­ва эта была напи­са­на на папер­ти хра­ма Архи­стра­ти­га Миха­и­ла в Москве, в Крем­ле, в Чудо­вом мона­сты­ре, взо­рван­ном вско­ре после октябрь­ско­го переворота».

1 Об апо­кри­фи­че­ских, или нека­но­ни­че­ских, молит­вах см.: «Молит­ва задер­жа­ния».

2 См., напр.: Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, гроз­но­му вое­во­де небес­ных сил // П. С. Ефи­мен­ко. Закли­на­ния, наго­во­ры, обе­ре­ги. М.: 1878. Ч. 2. Народ­ная сло­вес­ность. С. 164—165. ; Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу // Там же. С. 165. ; Молит­ва Архи­стра­ти­гу Миха­и­лу Гроз­но­му вое­во­де небес­ной силы // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. ; Молит­ва Миха­и­лу Архан­ге­лу Гроз­но­му Вое­во­де Небес­ных сил // Там же. С. 11—12.

3 См.: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

4 Там же. См. так­же: Д. С. Лиха­чев. Канон и молит­ва Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де Пар­фе­ния Уро­ди­во­го (Ива­на Грозного).

5 См.: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

6 Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

7 Здесь и далее цита­ты из «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» выде­ле­ны кур­си­вом.

8 Молит­ва Анге­лу Хра­ни­те­лю. Из кано­на Анге­лу Хра­ни­те­лю // Пра­во­слав­ный молит­во­слов и Псал­тирь. Изда­ние Свя­то-Дани­ло­ва мона­сты­ря, 1995. С. 70.

9 Молит­ва 9‑я, ко Анге­лу Хра­ни­те­лю. Из молитв утрен­них // Там же. С. 16.

10 Молит­ва Пре­по­доб­но­му Сер­гию, Радо­неж­ско­му чудо­твор­цу // Там же. С. 211.

11 Молит­ва Свя­ти­те­лю Нико­лаю // Там же. С. 215.

12 Молит­ва ко свя­то­му Иоан­ну Пред­те­че. Из кано­на свя­то­му Иоан­ну Пред­те­че // Там же. С. 81.

14 Архи­манд­рит Евло­гий (Гут­чен­ко), рек­тор Одес­ской Духов­ной Семи­на­рии. Основ­ные усло­вия пра­виль­ной молитвы.

15 Д. С. Лиха­чев. Канон и молит­ва Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де Пар­фе­ния Уро­ди­во­го (Ива­на Грозного).

16 См.: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

17 Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

18 Цит. по: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

19 Молит­ва Миха­и­лу Архан­ге­лу Гроз­но­му Вое­во­де Небес­ных сил // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 11—12.

20 Сон Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы («Мати моя воз­люб­лен­ная, где ты была-побы­ва­ла. ») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81.

21 Сон Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы («Пре­свя­тыя Вла­ды­чи­цы, Мати Хри­ста Бога наше­го спа­ла еси…») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19.

22 [Сон Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы] («Опо­чи­ва­ла еси Вла­ды­чи­ца наша…») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88.

23 См., напр.: Алек­сий, свт., митр. всея Руси.

24 А. А. Пан­чен­ко. Усколь­за­ю­щий текст: про­ро­че­ство и маги­че­ское письмо.

25 Молит­ва («…поми­луй нас и всех людей тво­их. ») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 85.

26 Цит. по: А. А. Пан­чен­ко. Усколь­за­ю­щий текст: про­ро­че­ство и маги­че­ское письмо.

27 Е. Н. Кви­лин­ко­ва. Вари­ан­ты «эпи­сто­лий» о вос­крес­ном дне, зафик­си­ро­ван­ные в гагауз­ских селах юга Молдовы.

28 Д. С. Лиха­чев. Канон и молит­ва Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де Пар­фе­ния Уро­ди­во­го (Ива­на Грозного).

29 Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

Источник

Апокрифическая молитва можно ли читать

Святой текст: Апокрифическая молитва можно ли читать специально для Вас!

апокрифические молитвы что это такое. Смотреть фото апокрифические молитвы что это такое. Смотреть картинку апокрифические молитвы что это такое. Картинка про апокрифические молитвы что это такое. Фото апокрифические молитвы что это такое

Апокрифическая молитва что это такое

апокрифические молитвы что это такое. Смотреть фото апокрифические молитвы что это такое. Смотреть картинку апокрифические молитвы что это такое. Картинка про апокрифические молитвы что это такое. Фото апокрифические молитвы что это такое

апокрифические молитвы что это такое. Смотреть фото апокрифические молитвы что это такое. Смотреть картинку апокрифические молитвы что это такое. Картинка про апокрифические молитвы что это такое. Фото апокрифические молитвы что это такое

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: подёргаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Сохранившиеся в старинных рукописях апокрифические молитвы отличаются сравнительно более церковным характером, чем записанные со слов народа.

Апокрифические молитвы встречаются во всех сборниках заговоров.

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Правила и каноны [7]
апокрифические молитвы что это такое. Смотреть фото апокрифические молитвы что это такое. Смотреть картинку апокрифические молитвы что это такое. Картинка про апокрифические молитвы что это такое. Фото апокрифические молитвы что это такое

Приведем тот из современных вариантов этой молитвы, который, по нашим наблюдениям, является одним из самых популярных (орфография и пунктуация текста оставлены нами без изменений):

Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имярек). Защити, Архангеле, нас от всяких врагов, видимых и невидимых. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый Князь и Воевода Небесных Сил – Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище.

О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егда услышишь нас, грешных, молящихся Тебе, и призывающих имя Твое Святое. Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил.

О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным (имярек) и избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстиваго, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя.

Однако в церковной традиции обращаться с подобным прошением можно только к Господу! Складывается впечатление, что в сознании субъекта молитвы Архангел Михаил занимает место Бога.

В отличие от апокрифических текстов, церковное вероучение не допускает какого-либо смешения ангелов с Господом – Творцом ангелов.

Во всех такого рода случаях мы встречаемся с суеверной убежденностью в том, что можно достичь земного благополучия и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила.

Нет никаких достоверных источников, которые могли бы подтвердить истинность этой версии происхождения молитвы.

[8] Молитва Ангелу Хранителю. Из канона Ангелу Хранителю // Православный молитвослов и Псалтирь. Издание Свято-Данилова монастыря, 1995. С. 70.

[9] Молитва 9-я, ко Ангелу Хранителю. Из молитв утренних // Там же. С. 16.

[10] Молитва Преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу // Там же. С. 211.

[11] Молитва Святителю Николаю // Там же. С. 215.

[12] Молитва ко святому Иоанну Предтече. Из канона святому Иоанну Предтече // Там же. С. 81.

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе «Категория» необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).

Сомнения ваши верны. Забудьте всю эту совершенно нецерковную и нездоровую мистику. Для молитвы архангелу Михаилу используйте канонические молитвы (напр., эту или эту), а не этот «бабкин наговор». Также и что касается времени молитвы — молиться можно в любое время. Сила молитвы зависит от сердечной веры, чистой совести и любви к Богу, а не от того во сколько читать. Печально, что подобное исходит даже от священников. Обычно такое мракобесие советуют священники не имеющие систематического духовного образования, а учившиеся «понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Рекомендую к прочтению о ложной (апокрифической) молитве Архангелу Михаилу.

Можайское благочиние

апокрифические молитвы что это такое. Смотреть фото апокрифические молитвы что это такое. Смотреть картинку апокрифические молитвы что это такое. Картинка про апокрифические молитвы что это такое. Фото апокрифические молитвы что это такое

Чем опасны «молитвы»-заговоры

«Подскажите, пожалуйста, есть ли такая молитва — “от трех смертей”? Я слышала, что она помогает даже безнадежно больным, а читать ее можно только раз в год — накануне Пасхи до колокольного звона». Этот вопрос поступил в раздел «Вопрос священнику» на сайте Саратовской епархии. Нередко приходится отвечать на подобное и священникам на приходах. Постараемся внести ясность — возможно, кого-то, кто, столкнувшись с такого рода «молитвами», не решился дойти до храма и обратиться к священнослужителю, это убережет от духовных экспериментов.

Газета «Православная вера»

апокрифические молитвы что это такое. Смотреть фото апокрифические молитвы что это такое. Смотреть картинку апокрифические молитвы что это такое. Картинка про апокрифические молитвы что это такое. Фото апокрифические молитвы что это такое

Среди невоцерковленных и даже некоторых посещающих храм людей широко распространены тексты «особых» молитв — не употреб­ляющихся в богослужении, не звучащих в Церкви, но якобы имеющих некое усиленное действие на конкретные обстоятельства жизни человека — болезнь, ситуацию в семье и так далее. Нередко, в частности, священникам приносят — с сомнениями или за благословением читать — сборник, называемый «Сны Пресвятой Богородицы».Количество этих «снов» варьируется от семидесяти семи до ста. «Сны Богородицы» переписываются людьми у знакомых, перепечатываются и даже издаются. Каждый «сон» имеет свое поле действия. Вот цитата из «сна» для приобретения богатства: «Не рыдай Мене, Мати, Я воскресну и на Небеса вознесуся. А какой человек этот стих будет знать, при себе иметь, тот добро будет имать. Соблюду его от всякого зла, а в дом дам злата и серебра и всякого изобильного добра».

апокрифические молитвы что это такое. Смотреть фото апокрифические молитвы что это такое. Смотреть картинку апокрифические молитвы что это такое. Картинка про апокрифические молитвы что это такое. Фото апокрифические молитвы что это такое

Никому не известные авторы и по сей день рождают «в творческих муках» подобные тексты — количество «снов» неумолимо растет. Однако рейтинг этого сборника, пожалуй, вряд ли поднимется выше рейтинга воронежского бестселлера «Молитвенный щит православного христианина». В этом толстеньком молитвослове указано, что издан он «по благословению Его Преосвященства Епископа Липецкого и Елецкого Никона», что, к слову, явилось большим сюрпризом для самого Владыки Никона, потому что никакого благословения он не давал. «Счастливыми» обладателями «Молитвенного щита» являются православные христиане по всей России, причем многие из них даже не подозревают, какие опасности для души человека хранит в себе этот «ящик Пандоры». Вернее, сборник православных молитв и… народных заговоров, выдаваемых за православные молитвы. Вот уж где действительно можно найти молитву на любую потребу: есть даже «о стяжании дара прозорливости»…

В «Молитвенном щите» перечислено максимальное количество человеческих болезней, и за каждым диагнозом закреплен свой святой, которому надо молиться. То же самое и с другими потребностями, к примеру, святым равноапостольным Константину и Елене почему-то поручена не самая высокая миссия: за ними закрепили молитву об урожае огурцов…

Видео (кликните для воспроизведения).

апокрифические молитвы что это такое. Смотреть фото апокрифические молитвы что это такое. Смотреть картинку апокрифические молитвы что это такое. Картинка про апокрифические молитвы что это такое. Фото апокрифические молитвы что это такое

Большой раздел этого молитвослова посвящен самостоятельной борьбе с падшими духами, и центральное место в нем занимает так называемая молитва задержания из сборника молитв старца Пансофия Афонского.

Вот цитата из этой молитвы: «И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы окрест стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании. Так и ныне разруши злые хотения и требования всех осуждающих меня, загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на меня и всех хулящих и унижающих мя. Так и ныне наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих».

Магизм и тьма языческая

Духовник и преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Владимир Пархоменко рассказал нам о таких «молитвах» подробнее.

— Отец Владимир, кто такой старец Пансофий Афонский?

— Я никогда не встречал этого имени, кроме как при упоминании его в сочетании с «молитвой задержания». Ничего не известно и о сборнике молитв этого старца, я не уверен, что это реальный человек.

— В чем неправильность «молитвы задержания»?

— Вся молитва пропитана духом чародейства. Это видно уже из пояснения, которое находится перед самой молитвой задержания: «Сила сих молитв в утаении от слуха и взора людского, в тайнодействовании ея». Подобные рекомендации как раз присущи колдовским обрядам, а никак не православной молитве. Сила христианской молитвы совсем в другом — в смирении, в духе покаяния, в любви к Богу, ближним и всем тем, кто причинил нам зло. Евангелие учит нас любить своих врагов, а тут мы видим совсем иное. И, конечно же, никакого смирения и покаяния в этой молитве нет; более того, в ней человек указывает Богу, каким образом Бог должен действовать и что надо сделать с нашими врагами.

— Что привлекает людей в таких «молитвах», почему они хотят их читать?

— К великому сожалению, человечество, несмотря на то, что сейчас XXI век, имеет по большей части магический взгляд на мир. И это магическое мировоззрение закрадывается и в церковную среду. Человеку не хочется смиряться перед волей Божией, а хочется, напротив, управлять жизненными обстоятельствами. Это проявляется и по отношению к молитве. Возникает внутреннее убеждение, что молитва сама по себе должна непременно приносить желаемый результат, и не важно, хочет этого Господь или нет. При этом молитвословия могут быть выбраны абсолютно церковные — например, «Да воскреснет Бог», «Богородице Дево, радуйся», но если человек заключает в своем сознании мысль о том, что само прочтение молитвы или определенного количества этих молитв будет обязательно влиять на какую-то ситуацию — это классическая магия. Типичный пример магического мировоззрения: прочитаю сорок акафистов, и задуманное обязательно сбудется — квартира появится, жених найдется, обидчики будут наказаны и так далее. И вместо хрис­тианской молитвы совершается своего рода ритуальное действие, которое вполне можно приравнять к ритуалу с куклой вуду.

В основе такого отношения лежит еретическое учение о возможности навязать Богу свою свободу. Человека, который и молитвы из обычного молитвослова читает с мыслью «чтоб обязательно сбылось», очень легко заинтересовать чуждыми церковному духу молитвенными текстами, близкими по содержанию к заговорам. Люди обманываются тем, что в таких молитвах-заговорах произносится обращение не к сатане, а к Богу, Божией Матери и святым. Но это исключительно магическая вещь, там присутствуют формулы заклинания.

— А как человеку распознать эти формулы заклинания в том, что он читает?

— В заклинаниях всегда существует некий автоматизм — действие за действие. Я Тебя, Господи, призываю, к Тебе обращаюсь, поэтому Ты однозначно сделай то, что я хочу.

— В чем заключается эта опасность, как чтение таких «молитв» может навредить человеку?

— Самый легкий случай — это когда на такого «молитвенника» нападает страх, уныние, начинают происходить мистические вещи, обрушивается град неприятностей. Это признак того, что от человека отошла благодать Божия: Господь таким образом помогает человеку понять, что он движется не в том направлении. Кто-то понимает и останавливается. Однако часто в сознание молящегося такими «молитвами» всеивается мысль, что раз идет такая брань, значит, он на верном пути, надо усиливать молитву и воевать. Но на самом деле нигде у святых отцов мы не находим учения о том, что обязательным признаком правильной молитвы является восстание на тебя падших духов. Дальше может наступить затишье в этой брани, человек думает, что он победил. От этого он испытывает гордость, потом у «молитвенника» могут появиться «благодатные состояния» и видения, которыми он начинает руководствоваться. Все это чистая бесовщина и погибель души человека, выйти из такого состояния уже очень трудно.

— Батюшка, возвращаясь к прочтению молитв «по количеству»… Но ведь часто встречается, что священники благословляют читать канон, акафист или какие-то молитвы определенное количество раз. Разве это неправильно?

— Духовники действительно порой благословляют определенное количество молитв — например, Иисусову молитву сто раз. Но здесь важна причина, важен мотив: в данном случае это делается исключительно из одного соображения — чтобы дать человеку меру духовного труда. Священник видит, что меньше этому человеку будет мало — труда не почувствует, а больше будет вредно — в прелесть может впасть. Никакой магии в этом нет, это чисто практическое соображение. А уже дальше в среде духовно нетрезвенных христиан этому числу начинает приписываться магическое значение.

Говоря о количестве молитв, стоит отметить еще один признак духовной нетрезвенности — очень большое молитвенное правило, которое возлагают на себя люди (или, к сожалению, могут возложить на них так называемые младостарцы). Я могу понять, если у человека сердце поет, и от этой радости он так много молится. Но чаще всего вижу, что это просто огромный перечень прошений к Богу — будто Он не знает, что человеку нужно! Разве о чем-то забыли сказать в утренних и вечерних молитвах святые Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий и другие святые отцы? Ведь Христос, дав нам молитву «Отче наш», заповедовал нам не быть многословными в молитве, как язычники, которые думают, что в многословии своем будут услышаны. Бывает даже, что у человека возникает зависимость, нездоровая потребность в несоразмерно большом для обстоятельств его жизни и духовного возраста молитвенном правиле. Это тоже признак не благодати, а надрыва духовного. Иногда приходится на некоторое время почти лишать человека молитвенного правила, благословляя, например, несколько небольших молитв утром и вечером. Если этого не сделать, то потом приползают на исповедь духовно истощенные люди, и восстановиться им бывает очень сложно…

Преподобный Антоний Великий приводил замечательный пример: чтобы выстрелить из лука, тетиву нужно натянуть в меру. Если не дотянешь — стрела не полетит, перетянешь — лук лопнет. Так и в молитве нужно находить золотую середину.

Апокрифическая молитва можно ли читать

Молитвою своею не наведи на себя негодование, но проси себе того,
что достойно Бога. А прося, что достойно Бога, не отступай, пока не
получишь.
Свт. Василий Великий

Самое простое, трогательное и согласное душе определение молитвы находим в Законе Божием: молитва — беседа или разговор с Богом.
Каждый из нас чувствует, знает, что Господь любит его. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 18). И мы всегда, в любое время, как к своему родному отцу или родной матери можем обращаться к Богу, к нашему Отцу небесному, и к владычице нашей Божией Матери. Обращение наше есть молитва. Она необходима для нас, как хлеб надсущный необходим для души нашей. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища — все дается Богом. Поэтому в минуты печали, безутешного горя или, наоборот, светлой радости мы обращаемся к Богу, молимся Ему.
Молитва — это возношение ума и сердца, которое выражается в благоговейном слове человека к Богу.

Какие бывают молитвы

Молиться можно везде — на дороге, дома, на работе. Но особенным местом молитв служит Божий храм. В воскресные дни, а также и в будни, если позволяет время, мы должны ходить для молитвы в храм, туда, где собираются наши братья и сестры во Христе — христиане, чтобы молиться сообща, все вместе. Такая молитва называется церковною.

О силе молитв служителей Церкви

Духовная связь членов Церкви в молитве

Молитва — проявление жизни Церкви. Духовная связь членов ее с Богом и всех между собой происходит через молитву. Она так неразлучна с верой, что может быть названа воздухом Церкви или дыханием Церкви. Молитвы — нити живой ткани тела Церковного. Она соединяет каждого члена Церкви с небесным Отцом нашим, членов земной церкви между собой и членов земных с небесными.
Молитва не прекращается, а еще более усиливается и возвышается в небесном Царствии.
Молитва озаряет дух, помогает удалиться от земной суеты. Душа, беседуя с Богом, успокаивается, вновь обретает надежду. Кто не испытал это на себе? Лучшие наши поэты в лучших своих стихах говорили об этом.
Возьмем, к примеру, молитву святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Самые проникновенные, из глубины души идущие слова говорит об этой молитве Пушкин в своем стихотворении «Отцы пустынники»:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста.
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей —
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

О чудодейственной помощи и воздействии молитвы на душу говорит и другой наш великий поэт Лермонтов в стихотворении «Молитва»:

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых.
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко-легко.

Какие молитвы нельзя читать мирянам

Какие книги относятся к церковно-богослужебным

Какие молитвы должны читать миряне

Апокрифическая молитва можно ли читать

апокрифические молитвы что это такое. Смотреть фото апокрифические молитвы что это такое. Смотреть картинку апокрифические молитвы что это такое. Картинка про апокрифические молитвы что это такое. Фото апокрифические молитвы что это такое

Молитва — обращение человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам, важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется на славословия, прошения и благодарения.

В народной традиции существует значительная группа текстов, функционирование которых в качестве оберегов в значительной степени определяется не их семантикой, а их высоким сакральным статусом, закрепившим их употребление в традиции как апотропеев. Такие тексты чаще всего не обладают апотропеической семантикой, а их причисление к оберегам основано исключительно на их функции — способности предотвращать потенциальную опасность. В большей степени корпус подобных оберегов составляют тексты книжного происхождения, проникшие в народную традицию с принятием христианства, в меньшей — аутентичные тексты.

Канонические молитвы

В качестве оберегов могут употребляться фрагменты церковной службы, никак по смыслу не связанные с апотропеической ситуацией, в которой они используются. Примером такого немотивированного употребления в качестве оберега может служить начало из Литургии Василия Великого «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род. «, которое читается хозяином во время выгона коровы на пастбище.

Апокрифические молитвы

Устные «изводы» апокрифических молитв представляют собой вольный «перевод» этих текстов на разговорный язык, при этом одни варианты сохраняют жанровую форму молитвы, другие — приобретают черты заговоров. В качестве примера приведем устный вариант и отрывок из письменного варианта «Сна Богородицы», известные в русской традиции: «Спала Мать Пресвятая Богородица, / Видела страшный сон / Про своего Сына, Сына Божьего. / Сын, ты мой сын, / Сын возлюбленный, / Сам тремя днями воскресился, / А меня жидам на оправданье отдал. / — Не плачь, Мать, не плачь, Пресвятая Богородица, / Я твой сон знаю, / Спишу за вышнюю (sic!) икону, / Буду подаянье подавать. / Кто этот сон знает, / Три раза на день читает, / Спасен и сохранен бывает/ От ратник»в, от вратник»в, / От змея ползучего, / От змея летучего, / От язвы, во мраке устрашающей» (д. Грынские Дворы Козельского р-на Калужской обл., архив автора). Ср. письменный вариант этого же текста: «Уснула пресвятая Богородица восвятем граде, вифлиеме иудейстем. И видела сон о сыне своем возлюбленнем, о Господе нашем Иисусе Христе. Возбудися же от сна своего, и прииде к ней Господь наш Иисус Христос сын Божий, спаситель всего мира, и рече ей, аминь глаголю тебе мати моя возлюбленная, преблагославенная и прославленная от всех родов, Пресвятая Богородица. » (архангел.).

Среди текстов книжного происхождения как у православных, так и у католиков, значительную долю составляют апокрифические молитвы, содержащие в себе рассказ о жизни и распятии Христа или о других значимых событиях Священной истории. К примеру, безопасность во время грозы обеспечивал следующий текст: «В Иордане начался, в Вифлееме родился, в Назарете умер. А Слово стало телом и жило между нами» (ю.-вост. Польша).

Рассказ о мучениях Христа ради спасения человечества проецирует идею всеобщего спасения на конкретную, сиюминутную ситуацию. В некоторых случаях достаточно даже упоминания о событиях из жизни Христа для того, чтобы спастись от опасности. В Полесье считалось, что при встрече с волком достаточно задать ему вопрос: «Воўк, воўк где ты буў як Cyca Хрыста роспын»лы? [или: «на роспя́тье бралы?»]» (с. Лисятичи Пинского р-на Брестской обл.), чтобы обеспечить себе безопасность. Ср. связанную со знанием церковной службы лужицкую формулу, которой отгоняют блуждающий огонек: «Ты, свинья! А не знаешь ты, какое Евангелие было в воскресенье?»

Исключительной по своему распространению является апокрифическая молитва «Сон Богородицы», содержащая рассказ Богоматери о крестных мучениях Христа. Сюжет известен как в католической, так и в православной традициях, однако существуют значительные расхождения в целях применения подобных текстов в разных культурах. У восточных славян эта молитва занимает доминирующее место по популярности и почитается в народной среде наравне с «Отче наш» и 90-м псалмом. Известная в многочисленных вариантах, она читалась чаще всего перед сном в качестве общеапотропеического текста.

В рукописном варианте «Сон Богородицы» как талисман носился в ладанке вместе с нательным крестом. У поляков самостоятельные тексты, содержащие подобный сюжет, достаточно редки, чаще всего рассказ о сне является фрагментом более обширных текстов, например «Когда Его Пресвятая Мать заснула на райской горе, приснился ей большой сон. О том, что видела Сына своего убитого, распятого, с креста снятого, на руках положенного» (ю.-вост. Польша).

Другой популярный апокрифический текст — «Сказание о двенадцати пятницах» — совмещает две функции. С одной стороны, это текст-«инструкция», он объясняет, в какие пятницы необходимо поститься, чтобы избежать тех или иных опасностей (например: «1-я пятница Кто сию пятницу постится, то человек от потопления на реках избавлен будет 3-я пятница Кто сию пятницу постится, тот человек от неприятелей и разбойников сохранен будет» и т.д. С другой стороны, сам по себе текст, используемый в качестве талисмана, является оберегом, избавляющим от различных бед.

К группе апокрифических текстов, исполняющих роль апотропеев, принадлежат также тексты в виде вопросов и ответов об устройстве христианского мира, построенные по типу Голубиной книги. Рассказ о космичности мира, а также само перечисление ценностей, обеспечивающих его равновесие и культурное состояние, способно быть надежным «противоядием» против сил хаоса. Тексты такого рода своим источником всегда имеют книжную традицию. Приведем пример текста, известного преимущественно у западнобелорусских униатов: «Скажы ш ты мне, што есць двенадцать?» — «Двенадцать свентых апостолоў» (для краткости в дальнейшем оставляем только ответы. — Е.Л.) — «одзинацаць прыказань косцельных, — дзесяць прыказанёў Боских, нам даных на горах Сымонских, — дзевець хороў ангельских, — госем свентых пророкоў, — шесь кветушак лилии прынайсвеншай Марыи, — пяць ран Хрыстус мял, як на крыжу умираў, — чатыры листы Вангелисты, — тры патрыярхове, — дзве таблицы Можайшовы, — одзин сын змарлый, што над нами крулюе» (гроднен.). А.Н. Веселовский, считавший подобные тексты «катехизисом церковно-школьного происхождения, который отвечает первичным мнемоническим требованиям духовного обучения», нашел варианты этой «повести о числах» почти во всех европейских традициях.

Обереги, функционирование которых в народной культуре определяется главным образом их высоким сакральным статусом, как показывает приведенный материал, в основном являются текстами книжного происхождения, поэтому вопрос о приобретении ими функции оберегов принадлежит более общему вопросу о принципах «отбора» книжных элементов традиционной культурой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *