апокрифические молитвы что это такое
«Сон Богородицы» — языческое творчество
Узнайте все самое интересное и полезное о «Сне Богородицы», прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Что такое молитва?
Православная Церковь учит, что для получения благодатной Божьей помощи необходимо находиться в непрерывном общении с Господом. Этот диалог и достигается посредством молитвы. Однако получивший широкую известность текст «Сон Богородицы» на самом деле не православная молитва.
Молитву можно условно разделить на два вида. Молитва каноническая, церковная — используются молитвенные тексты, введенные Церковью в канон — правило. И «творческая», личная «беседа» каждого христианина с Богом своими словами. Для полноценной духовной жизни важны оба вида молитвенного общения.
Святитель Феофан Затворник (1815-1894) писал: «Нельзя сказать с первого раза «молись сам», человек этого не сможет, как не сможет, например, говорить по–французски не учившийся тому. И молитве надо учиться. Надо приобресть навык к молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств по чужим молитвам, как учатся иностранным языкам по печатным разговорам. Для этого у нас есть молитвенники для домашнего употребления и совершаются чины молитвенные в церковном богослужении. Через посредство их и надо сначала навыкать к молитве».
Каноническая молитва
В любом православном молитвослове находится множество канонических (правильных, провереных) молитв.
«У нас есть богатый выбор молитв, которые были выстраданы подвижниками веры и рождены в них Духом Святым… Важно отыскать и знать их достаточное число, чтобы в нужный момент найти соответствующие молитвы. Речь идет о том, чтобы выучить наизусть достаточное количество значительных для нас отрывков из псалмов или из молитв святых; каждый из нас более чуток к тем или другим отрывкам. Отметьте себе те отрывки, которые глубоко вас трогают, которые для вас осмысленны, которые выражают нечто. О грехе, или о блаженстве в Боге, или о борьбе, что вы уже знаете опытно.
Заучите эти отрывки наизусть. Потому что в какой-то день, когда вы так пали духом, так глубоко отчаялись, что не можете вызвать в своей душе ничего личного, никаких личных слов, вы обнаружите, что эти отрывки всплывут на поверхность и предстанут вам, как подарок Божий, как дар Церкви, как дар святости, восполняя упадок наших сил. Тогда-то нам действительно нужны молитвы, которые мы заучили так, что они сделались частью нас самих» (книга «Учитесь молиться!» митрополита Антония Сурожского, 1914-2003).
Важность личной молитвы каждого верующего
Для каждого христианина большое значение имеет личная молитва, исходящая от самого сердца молящегося. Протоиерей Андрей Ткачев даёт такой совет:
«Нужно читать тексты из Молитвослова, проникать в их смысл, но время от времени переходить к личной молитве. Разгоняться по взлетной полосе – разогреваться по Молитвослову. А потом подниматься в воздух уже самому. Время от времени откладывая Молитвослов и пробуя молиться своими словами. Но затем обязательно опять возвращаться к Молитвослову, не отбрасывать его навсегда. Очень важны и молитва словами святых отцов, и молитва от себя, от своего сердца. Только своими словами молиться – опасно. А только по Молитвослову – это станет слишком привычным, это «заездит», «замылит» сознание. Надо и «от себя» молиться. По книжке и самому, самому и по книжке – такой должен быть алгоритм».
Что такое «ложная» молитва?
Однако существует такое понятие как апокрифическая, то есть «ложная», молитва. Что это такое? Так называется безымянная молитва с искаженным смыслом, составленная из церковной лексики, но с добавлением народных легенд и суеверий. По виду такие молитвы похожи с каноническими, но являются произведением народной словесности.
В основе этих «ложных» молитв зачастую лежат библейские свидетельства и сказания. Однако в них содержатся вымышленные подробности, зачастую искажающие и извращающие смысл Священного Писания. Возникновение апокрифов относится к первым векам христианства. В основном это было связано с пылкой фантазией различных еретических сект (гностиков). Гностическая философия соединяла в себе языческие, иудейские и христианские элементы, придавая им мифологические формы.
В Русском Православии это наложилось еще на славянские языческие элементы. Например, в результате влияния христианского учения о Божией Матери в народном суеверии появился фольклорный персонаж мать сыра-земля.
Апокрифические молитвы призваны выполнить «защитную, оберегательную» функцию. Истинная же молитва для христиан — духовное общение человеческой души с Богом. В нем соединяются просьба о помощи, благодарение и славословие. Но сам текст молитвы (одни только слова) как таковой не может спасать и защищать.
«Молитва сама по себе вовсе не является гарантией того, что испрошенное в ней обязательно исполнится. Господь, как мудрый Отец, подает человеку благопотребное для его жизни именно тогда, когда это необходимо, а не по прихоти человека. Заговор же, в отличии от молитвы, является ее полной противоположностью. Человеку, прочитавшего заговор дается чуть ли не 100% гарантия исполнения прошения. Довольно часто для прикрытия в заговорах обильно используется православная терминология» (священник Дионисий Свечников).
Следует всегда помнить, что помощь подаётся только Господом.
«Если же не связаны с молитвой смиренномудрие, любовь, простота и благодать, не порождаются ею, то это не молитва, а личина молитвы» (святой Макарий Великий, 300-391).
Языческие заклинания на Руси
После Крещения Руси на протяжении нескольких веков сохранялась языческая основа народного быта. Православие и язычество сосуществовало среди простых неграмотных людей, различались лишь «сферы влияния». Многое из устного предания «церковных» людей закреплялось в литературе и со временем обретало силу священного текста. Так, в русской народной литературной культуре особо была возвеличена материнская скорбь Пресвятой Девы Марии. Наибольшее распространение получило произведение под названием «Сон Богородицы».
«Сон Богородицы»
Предположительное время написания этого произведения — 16 век. В то время на Руси неграмотные люди не могли читать сложные тексты церковных книг. Поэтому для простоты понимания канонических текстов возникли «пересказы» Священного Писания на понятном языке. Они содержали доступные для простого народа образы, но искаженные по смыслу. В этой среде и появилось такое произведение как «Сон Богородицы», наделенное неграмотными людьми чудесной силой заклинания.
«Сон Богородицы» имеет несколько пересказов, отличающихся друг от друга, но схожих по структуре. Начинается рассказ с того, что Дева Мария уснула. В разных вариантах местом действия может быть Иерусалим либо Вифлеем. Ей снится сон, в котором Она видит страдания Своего Сына и Его Воскресения. Затем Иисус приходит к Своей Матери будит Ее и спрашивает, что Она видела. Господь подтверждает, что, все приснившиеся Матери, сбудется. Затем указываются обещания, что будет тому, кто этот «Сон» будет читать, переписывать и носить с собой. В этом произведении ни слова не сказано о силе Креста Господня. Вся «сила» приписывается только «святой молитве» — «Сну Богородицы».
Например, в «Сне» есть такие слова: «Не рыдай Мене, Мати, Я воскресну и на Небеса вознесуся. А какой человек этот стих будет знать, при себе иметь, тот добро будет имать. Соблюду его от всякого зла, а в дом дам злата и серебра и всякого изобильного добра».
Не молитва, а магия
Со временем «Сон Богородицы» стал восприниматься как оберег от всех бед. Считалось, что кто его будет читать, с тем ничего худого не случится. В настоящее время даже имеются сборники «Сны Пресвятой Богородицы». В них может быть до 100 подобных произведений. У каждого «сна» выделено свое «поле действия» на все случаи жизни. Авторы остаются неизвестными, что придает текстам эффект древности.
Обороты речи, используемые в этом произведении, сближают «Сон Богородицы» с южнорусскими стихами и колядками.
Православная Церковь и «Сон Богородицы»
«Сон Богородицы» не содержит в себе прошения, благодарения, славословия Богу. С позиции Церкви это произведение не является молитвой. Следовательно, его нельзя читать ни вместе с молитвами, ни вместо молитв, установленных Православною Церковью.
«Сны Пресвятой Богородицы» не являются молитвами и не имеют никакого отношения к молитвам. Это достаточно распространенный «фольклор», местами кощунственный, местами противоречащий православной догматике. Главное, в чем пагубность этих «молитв» – в том, что якобы человеку достаточно просто читать эту чепуху и держать ее у себя дома. Как сразу на него должны посыпаться все небесная блага как из рога изобилия. Эдакая волшебная палочка, завернутая в псевдоправославную обертку. Читать и держать дома это нельзя! Молитесь сами, своими словами, просите у Господа исполнения Вашего желания. Но ни в коем случае не прибегайте к такого рода «молитвам»! Старайтесь также регулярно посещать храм, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин» (священник Дионисий Свечников).
Отношение Православия к апокрифическим молитвам
На Руси апокрифические молитвы пользовались большой популярностью среди малограмотного населения. Часто текст таких молитв смешивался с каноническим. Это послужило причиной для составления списков (перечня) запрещенных книг, в которые со временем могли добавляться новые апокрифы.
Православная Церковь крайне отрицательно относится к подобным апокрифическим молитвам и заговорам. Ещё царь Давид сказал: «Пойте Богу нашему, пойте… пойте разумно» (Псалтирь, 46:7–8). Все слова молитвы должны быть понятны, что нельзя сказать об оберегах и заговорах. «Сон Богородицы”, являющийся одним из самых распространенных заклинаний, не является настоящей православной молитвой.
Святитель Иоанн Златоуст говорил:
«Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления».
А иеромонах Иов Гумеров советует:
«Надо верить, что Господь хочет и может Вас исцелить. Вам не надо искать каких-то специальных молитв и размышлять о снятии «проклятия». Искренне и регулярно участвуйте в молитвенно-богослужебной жизни Церкви, ревностно приступайте к святым таинствам, обязательно соблюдайте посты, выполняйте утреннее и вечернее правило. Молитвенно приступайте к цельбоносным мощам угодников Божиих».
Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу
Приведем тот из современных вариантов этой молитвы, который, по нашим наблюдениям, является одним из самых популярных (орфография и пунктуация текста оставлены нами без изменений):
Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имярек). Защити, Архангеле, нас от всяких врагов, видимых и невидимых. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый Князь и Воевода Небесных Сил – Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егда услышишь нас, грешных, молящихся Тебе, и призывающих имя Твое Святое. Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным (имярек) и избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстиваго, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь.
Распространенные в наши дни варианты «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» не особенно отличаются друг от друга. Различия могут быть вызваны ошибками и искажениями при копировании. Так, вместо сотвори их яко овцы мы можем найти сотвори их яко выцы. Разнится также степень «осовременивания» языка молитвы. Церковнославянские языковые формы (посли, сокрушителю, княже, воеводо, Пресвятыя, льстиваго, мечем 7 ) могут заменяться русскими (пошли, сокрушитель, князь, воевода, Пресвятой, льстивого, мечом).
В последние годы «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» распространяется также под названием «Молитва за президента России». В этом варианте «имярек» заменяется на имена и В. В. Путина, и Д. А. Медведева: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Своим Димитрию и Владимиру; или: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Своему Владимиру (Димитрию).
Субъект «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» просит защитить его от лукавого (избави нас от всякия прелести диавольския; отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя). Молящийся хочет получить защиту от всяких врагов, видимых и невидимых (запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра; избавь нас… от врага льстиваго). Он стремится обеспечить собственную безопасность в разных жизненных ситуациях, которые подробно перечисляются (буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище; избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла).
Но там, где нет истинного покаяния и самоуничижения, там не может быть и правильного молитвенного настроения. Искание «Царства Божия и правды Его» ( Мф. 6:33 ) вытесняется из сознания субъекта молитвы заботой о земном и страхом перед видимыми и невидимыми врагами.
Одно из прошений «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» звучит так: Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил.
В отличие от апокрифических текстов, церковное вероучение не допускает какого-либо смешения ангелов с Господом – Творцом ангелов.
Из подобных «инструкций» следует, что владельцу молитвы нет необходимости стремиться к жизни во Христе, соблюдая заповеди. Действительно, зачем нужно жить «достойно благовествования Христова» ( Флп. 1:27 ), если достаточно лишь ежедневно читать «молитву сию», и избавление от ада и «на души веселие» гарантированы.
Во всех такого рода случаях мы встречаемся с суеверной убежденностью в том, что можно достичь земного благополучия и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила.
Порой к тексту «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» делаются следующие примечания: «Сия молитва написана на паперти Архангела Михаила в Москве, яже именуется Чудов монастырь»; «Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре, взорванном вскоре после октябрьского переворота».
1 Об апокрифических, или неканонических, молитвах см.: «Молитва задержания».
2 См., напр.: Молитва Архангелу Михаилу, грозному воеводе небесных сил // П. С. Ефименко. Заклинания, наговоры, обереги. М.: 1878. Ч. 2. Народная словесность. С. 164—165. ; Молитва архангелу Михаилу // Там же. С. 165. ; Молитва Архистратигу Михаилу Грозному воеводе небесной силы // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. ; Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Там же. С. 11—12.
3 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.
4 Там же. См. также: Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).
5 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.
6 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.
7 Здесь и далее цитаты из «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» выделены курсивом.
8 Молитва Ангелу Хранителю. Из канона Ангелу Хранителю // Православный молитвослов и Псалтирь. Издание Свято-Данилова монастыря, 1995. С. 70.
9 Молитва 9‑я, ко Ангелу Хранителю. Из молитв утренних // Там же. С. 16.
10 Молитва Преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу // Там же. С. 211.
11 Молитва Святителю Николаю // Там же. С. 215.
12 Молитва ко святому Иоанну Предтече. Из канона святому Иоанну Предтече // Там же. С. 81.
14 Архимандрит Евлогий (Гутченко), ректор Одесской Духовной Семинарии. Основные условия правильной молитвы.
15 Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).
16 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.
17 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.
18 Цит. по: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.
19 Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 11—12.
20 Сон Пресвятыя Богородицы («Мати моя возлюбленная, где ты была-побывала. ») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81.
21 Сон Пресвятыя Богородицы («Пресвятыя Владычицы, Мати Христа Бога нашего спала еси…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19.
22 [Сон Пресвятыя Богородицы] («Опочивала еси Владычица наша…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88.
23 См., напр.: Алексий, свт., митр. всея Руси.
24 А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо.
25 Молитва («…помилуй нас и всех людей твоих. ») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 85.
26 Цит. по: А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо.
27 Е. Н. Квилинкова. Варианты «эпистолий» о воскресном дне, зафиксированные в гагаузских селах юга Молдовы.
28 Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).
29 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.
Апокрифическая молитва можно ли читать
Святой текст: Апокрифическая молитва можно ли читать специально для Вас!
Апокрифическая молитва что это такое
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подёргаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Сохранившиеся в старинных рукописях апокрифические молитвы отличаются сравнительно более церковным характером, чем записанные со слов народа.
Апокрифические молитвы встречаются во всех сборниках заговоров.
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.