апостол кто такой в библии

Кем были 12 апостолов, и что с ними стало? 4 вопроса об избранных Христом

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Прежде чем перейти к разговору о личностях апостолов, жизнеописания которых опубликованы на сайте «Фомы» в серии 12 апостолов, надо ответить на самые главные вопросы: кем были эти люди, в чем выражалось их служение и что связывает нашу Церковь с ними сегодня?

Кто такие апостолы?

«Апостол» (греч. апостолос) означает «посланник». Этим греческим словом, прочно вошедшим в обиход русского языка, обозначаются люди, призванные Иисусом Христом, ставшие Его учениками и отправленные Им проповедовать Евангелие и устраивать Церковь. Перед апостолами стояла невероятно сложная задача: сдвинуть с места заржавевшее колесо человеческой Истории, распространить христианство до пределов земли. Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (1 Кор 9 :16) Ряд людей, которые несли благую весть народам, не знавшим о Христе, часто с опасностью для жизни, были названы в Церкви равноапостольными и прославлены как святые.

Почему двенадцать?

На самом деле апостолов было больше. Мы знаем, что за Христом следовало немало народу. В Писании мы встречаем упоминание о семидесяти наиболее близких к Нему учениках, которых также называют апостолами. Один из наиболее известных апостолов, Павел, также не входил в число двенадцати.

Так для чего понадобилось выделить именно эту небольшую группу людей и возлагать на них какое-то особое служение? Дело в том, что число 12 совпадает с числом двенадцати колен израильских.

Ко времени проповеди Христа из двенадцати родов израильских сохранилось всего два с половиной: Иуды, Вениамина и половина от Левия. Остальные девять с половиной родов со времени завоевания Северного царства (722 г. до Р. Х.) считались исчезнувшими. Евреи верили, что Бог приведет эти исчезнувшие, растворившиеся среди других народов, колена на родину и восстановит народ Божий. Избрание же Христом двенадцати апостолов недвусмысленно свидетельствует, что это долгожданное время наступает. Однако вместо того чтобы где-то собирать исчезнувшие колена народа Израиля, то есть вместо того, чтобы восстанавливать прежний, Ветхий Израиль, Христос создает Израиль Новый — Церковь. Для этого Он избирает 12 родоначальников Нового Божьего народа — апостолов и посылает их в мир.

апостол кто такой в библии. Смотреть фото апостол кто такой в библии. Смотреть картинку апостол кто такой в библии. Картинка про апостол кто такой в библии. Фото апостол кто такой в библии

Что стало с апостолами?

Спаситель предупреждал учеников: Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф 10 :16). Эти слова могут показаться необычными, если вспомнить, что были сказаны апостолам, отправлявшимся на проповедь в Галилее, то есть среди единоверцев-иудеев. Действительно, первый период проповеди был безмятежным. Апостолов принимали в домах, слушали, оказывали им уважение. Однако совсем иначе эти слова стали восприниматься учениками, когда Христос был распят и Его имя стало хулиться иудейскими старейшинами и духовными вождями. В самом Израиле апостолы начали подвергаться преследованиям, еще опаснее их миссия оказалась за пределами Израиля, в языческих землях.

Апостолов неоднократно избивали, бросали в тюрьмы, подвергали иным преследованиям и мучениям. Лишь один из двенадцати ближайших учеников Спасителя, апостол Иоанн Богослов, скончался своей смертью. Все остальные пострадали за Христа и были убиты.

Кто стал преемником апостолов?

Создавая христианские общины, апостолы всюду оставляли после себя людей, которым поручалось особое служение — духовное окормление верующих. Так появились первые преемники апостолов, назначенные непосредственно ими самими, — епископы Церкви. Те, в свою очередь, передали свое служение следующему поколению духовенства через Таинство священства — и каждого ныне живущего священника связывает с апостолами длинная череда людей, передававших друг другу свое служение. Именно поэтому Церковь называют Апостольской. Одним из наиболее известных продолжателей дела двенадцати апостолов стал апостол Павел, который не знал Спасителя во время Его земной жизни. Будучи поначалу гонителем христиан, Савл чудесным образом обратился к вере и стал одним из наиболее известных проповедников Христа. Его называют «апостолом язычников», потому что Павел одним из первых вынес проповедь христианства за пределы иудейского мира.

Подробнее о каждом из посланников читайте в серии материалов 12 апостолов.

Источник

Апостол

ПОНЯТИЕ

Греч. слово апостолос соответствует евр. шалиах и означает ⇒ посланник. В Септуагинте оно употребляется в своем буквальном значении «посланник» ( 3Цар. 14:6 ), «посол» ( Ис. 18:2 ). НЗ называет А. полномочного посланника, которому Господь поручил проповедовать Благую Весть о Царстве Божием и о воскресении Иисуса из мертвых, а также особое служение. Каждый А. – это ⇒ ученик, но не каждый ученик является А. В более узком смысле слова А. (как считалось уже в древней Церкви) – это свидетель (⇒ Свидетель, II) Воскресшего ( Деян 1 и след.; ср. 1Кор 15 и след.). В НЗ можно выделить несколько групп лиц, называемых в первоисточнике А.:

1) А. (в Синод. пер. – «посланник») – лицо, подвластное пославшему его господину ( Ин. 13:16 );

2) А. как посланцы церквей ( 2Кор. 8:23 – в Синод. пер. – «посланники»; Епафродит: Флп. 2:25 – в Синод. пер. – «посланник»; ⇒ Андроник и Юния: Рим. 16:7 );

3) А. как миссионеры (­ посланники) древнего христианства ( Деян. 14:14 : «Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем. »);

4) те двенадцать, которых Иисус назвал А. ( Мк 3 и след. – см. греч. текст; Лк. 6:13 );

5) Сам Иисус в Евр. 3назван А. (в Синод. пер. – «Посланником») и Первосвященником как Личность, посланная в мир Богом и одноврем. представляющая мир перед Богом (ср. священнический чин Иисуса ⇒ Иисус Христос);

6) существует и понятие «лжеапостолы» (А. – лжецы: Откр. 2:2 ), лжеучителя, которых Павел иронически называет «высшими Апостолами» (Синод. пер.; в первоисточнике употреблено словосочетание «чрезвычайные А.») ( 2Кор. 11:5 ; 2Кор. 12:11 ), которые в действительности являются обманщиками ( 2Кор. 11:13 ).

ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ

Именование «А.» для этих двенадцати учеников исходит от Иисуса ( Лк. 6:13 ).

1) Симон, сын Ионин, прозвище ⇒ Петр [греч. Петрос, арам. кефа, соотв. рус. «камень» ( Ин. 1:42 )];

10) ⇒ Фаддей ­­ ⇒ Иуда, сын Иакова ( Мф. 10:3 – см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Лк. 6:16 ; Ин. 14:22 ; Деян. 1:13 );

12) ⇒ Иуда Искариот, т.е. «человек из Кариота», предатель ( Мф. 26:14–16 ; Мк 14 и след.; Лк. 22:3–6 ; Ин. 13:21–30 ); после самоубийства предателя был выбран по жребию и присоединен к А. ⇒ Матфий ( Деян. 1:15–26 ).

В НЗ приведены четыре списка А. ( Мф. 10:2–4 ; Мк. 3:16–19 ; Лк. 6:14–16 ; Деян. 1:13 ). Нижеслед. сопоставление поможет разобраться, как именуются отдельные А. в различных книгах НЗ и в какой очередности они упоминаются:

Б. ПРИЗВАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ

В. ЗАДАЧИ АПОСТОЛОВ

Однажды призванные следовать за Христом, А. становятся Его активными сотрудниками. Он повелевает им рассказывать и записывать то, что они слышат и видят (поскольку Его учение заключается и в Его делах). Иисус направляет Своих посланников ( Мф 10 и след.,16 и след.) нести людям Благую Весть, чтобы Его дела – проповедь, благовествование и исцеление – преумножались и приносили плоды ( Мф. 13:23 ; Ин. 15:2.5.8 ).

Г. ПОНИМАНИЕ АПОСТОЛАМИ ЛИЧНОСТИ ИИСУСА

Несмотря на то, что А. постоянно находились рядом с Христом, они вначале не понимали Его предназначения ( Мк. 10:35–40 ; Лк. 9:54 ). Им трудно было увидеть величие Мессии в униженном Иисусе и Его страданиях. Это особенно заметно в Ев. от Марка. До исповедания Петра ( Мк. 8:27–30 ) Иисус хранил тайну Своей личности, напр., не позволяя исцеленным рассказывать о том, что они исцелились ( Мк. 7:36 ). После того как Его ученики узнали, кто Он, Иисус начал посвящать их и в тайну предстоящих Ему страданий ( Мк 8 и след.; Мк 9 и след.; Мк 10 и след.). Но и здесь ученики поначалу не проявили понимания. Они смогли осознать происшедшее только после воскресения Иисуса ( Мф. 16:22 ; Лк 24 и след.; Ин. 2:22 ; Ин. 16:12 ; Ин. 20:9 ). Так, они смогли проникнуть в смысл Его притчей только после особых разъяснений ( Мф 15 и след.) и просили об укреплении их веры, когда осознавали собственную несостоятельность ( Лк. 17:5 ; ср. Мф. 17:20 ).

Д. СООБЩЕСТВО АПОСТОЛОВ

А. не были индивидуалистами, они жили в постоянном общении с Господом и друг с другом. Когда Иисус посылал Своих учеников «по два» ( Лк. 10:1 ; ср. также Деян. 1:13 ), то делал это потому, что они являлись свидетелями Его жизни и смерти (ср. 2Кор 2 и след.).

E. НОВАЯ СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ

1) в Страстную пятницу двенадцать учеников проявили полную несостоятельность: Петр отрекся от Сына Человеческого ( Мф. 26:69–75 ), Иуда предал Его ( Мф. 26:14–16 ; Мф. 27:3–10 ), а другие А. бежали ( Мф. 26:56 ). В Ев. от Марка о них не упоминается на протяжении 53 стихов (с Мк. 14по Мк. 16:7 ). В этой ситуации свидетелями выступают женщины. В течение 40 дней, прошедших между Пасхой и Вознесением, Иисус выводит А. из состояния нерешительности ( Ин. 20:19 ) и подводит к радостной вере ( Ин. 20:20 ), перерастающей в полную убежденность ( 1Ин. 5:4 ). Он подтверждает данное им повеление о миссионерстве и поручение принять и продолжить Его дело ( Ин 20 и след.), т.е. проповедь Царства Божиего ( Мф. 24:14 ; Деян. 1:3.8 ). Воскресший Иисус дает А. обетование пребывать с ними Своим Духом ( Мф. 28:20 ; Ин. 14:16 ). Торжественно повторяется и особое поручение ⇒ Петру ( Мф. 16:16–19 и Ин. 21:15–19 ). Можно с уверенностью утверждать, что понятие А. «получило свое непреходящее значение только благодаря событиям Пасхи» (H.W.Bayer. Gal.brief im NTD: Gal 1:5 ). Петр определяет А. как человека «из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» ( Деян 1 и след.). После воскресения поручение, которое было дано воскресшим Иисусом А., утрачивает все пространств. и временные ограничения: Евангелие надлежит проповедовать до края земли ( Деян. 1:8 ) и во все дни до скончания века ( Мф. 28:18–20 );

2) но поскольку воскресший Иисус явился не только этим двенадцати, то понятие А. переходит и на других людей, в том числе и на брата Иисуса – Иакова, который тоже назван А. ( Гал. 1:19 );

3) А. были руководителями древней Церкви. Среди церк. служений именно апостольство Павел всегда ставит на первое место ( 1Кор. 12:28 ; Еф. 4:11 ). После вознесения воскресший Иисус больше не являлся на земле ( Деян. 1:3 ), и поэтому круг А. не расширяется. Из этого правила есть только одно исключение – Павел ( 1Кор. 15:8 ). По дороге в Дамаск произошла его встреча с воскресшим Христом, в результате которой гонитель христиан Савл стал «избранным сосудом» в руках Иисуса ( Деян. 9:15 ). Этой встречей обусловлено осознание Павлом своей особой апостольской миссии ( 1Кор. 15:10 ; Гал 1:8,15 и след.), хотя его всегда заботит не собственная значимость, а важность дела ( 1Кор. 3:5 ). Это особое предназначение признается за ним и другими апостолами, хотя и не без возражений ( Деян 15 и след.; Деян. 16:3 ; Деян 21 и след.; Гал 2 и след.). ⇒ Апостольский собор.

АПОСТОЛЫ И ЦЕРКОВЬ

Источник

Апостол

Апостол – ἀπόστολος – с греч. «посланник», которому поручено исполнить известное поручение (Геродот, 1, 21; 5, 38). Это слово однажды читается у LХХ ( 3Цар. 14, 6 ), где пророк Ахаия прилагает его к себе в разговоре с женой Иеровоама: «Я грозный посланник, – апостол к тебе». Ев. Лука (6, 13) говорит, что Иисус Христос, избрав двепадцать из Своих учеников, назвал их апостолами. Затем это название прилагалось и к другим лицам, разделявшим труды с двенадцатью. Так, апостолом называется Варнава, как и Павел ( Деян. 14, 4, 14 ); Андроник и Юний также относятся к числу апостолов ( Рим 16, 7 ); равным образом Тимофей и Силуан ( 1Фес. 1,1; 2, 7, 18 ). Наконец, и другие называются апостолами в том смысле, что они уполномочены церквами ( 2Кор. 8, 18 – 23 и Фил. 2, 25 ). Все они причислены церковию к лику 70 апостолов. Тем не менее, вообще нужно признать, что на библейском языке это название принадлежит собственно двенадцати избранникам, которых Иисус Христос сделал основными камнями Своей церкви. Эти избранники удостоились находиться с Иисусом Христом в более близких отношениях, чем остальные ученики, и им поручено было проповедовать благовестие, а вместе с тем дана сила исцелять больных и изгонять бесов. Когда впоследствии зашел вопрос об избрании преемника Иуде предателю, то ап. Петр, определяя служение апостола, заявил, что прежде всего лицо, которое могло подлежать избранию, должно было находиться вблизи Иисуса Христа в течение Его общественной жизни, т. е., от Его крещения до вознесения, чтобы иметь возможность подтверждать события, которые оно видело, и особенно чудо воскресения (Дея. 1, 21 – 22). Ев. Иоанн, который и в своих Посланиях, и в своем Евангелии (хотя этого нельзя сказать об Апокалипсисе, 2, 2; 18, 20; 21, 14), ни разу не употребляет слова апостол, признавая, однако, существование особого, установленного Иисусом Христом сонма, который он называет Двенадцатью, особенно дает нам высокое понятие о духовных преимуществах этих избранников ( Иоан. 14, 26; 15, 26 – 27; 16, 13, 27 ). Их было двенадцать, потому что это число соответствовало числу колен израильских, к которым пришел Иисус Христос, как к овцам без пастыря. Они будут, подобно патриархам, судить колена в будущей жизни ( Матф. 19, 28 ). Двенадцать апостолов, будучи как бы представителями двенадцати колен, являлись представителями, следовательно, всего избранного народа. Они взяты были из простого парода и даже из его противоположных слоев, так как между ними мы находим мытаря Матфея и зилота Симона, из которых один был представителем чужеземного правительства, а другой – пламенным противником иноземного ига. Все, за исключением, быть может, мытаря Матфея, были люди неученые. Всю свою жизнь они провели в тяжелых трудах. По крайней мере четверо были рыбаками на озере Генисаретском. Но все они, за исключением Иуды, имели доброе сердце, и в их именно сердцах Христос и напечатлел новое благовестие.

Список апостолов передается тремя синоптиками и в книге Деяний Апостольских. Сравнивая эти четыре списка, можно видеть, что они безусловно заключают в себе одни и те же имена, за исключением Иуды, брата Иакова, который у Матфея называется Леввеем, а у Марка Фаддеем. Но Фаддей или Леввей, из которых одно происходит от сад или фад, – «грудь», а другое от леб, – «сердце», означают, в аналогичных терминах, вообще, человека благородного и энергичного. Можно думать, что это почетное прозвание рано вытеснило собою его собственное имя Иуды, как напоминавшее имя предателя. Двенадцать апостолов образуют три правильных группы, из которых каждая имеет главу и членов, состав которых не изменяется. Порядок в группе иногда изменяется, но никакой член группы не переходит из одной группы в другую. Эта классификация близко соответствовала степени близости, в которой, в повседневных отношениях жизни, каждый апостол находился с Иисусом Христом. Вот все четыре списка апостолов:

Матфей 10, 2–4Марк 3,16–19Лука 6, 14–16Деяния 1, 13
1.Симон Петр
2.АндрейИаковАндрейИаков
3.ИаковИоаннИаковИоанн
4.ИоаннАндрейИоаннАндрей
5.Филипп
6.ВарфоломейВарфоломейВарфоломейФома
7.ФомаМатфейМатфейВарфоломей
8.Матфей мытарьФомаФомаМатфей
9.Иаков Алфеев
10.ЛеввейФаддейСимон ЗилотСимон Зилот
11.Симон КананитСимон КананитИуда ИаковлевИуда Иаковлев
12.Иуда ИскарионИуда ИскарионИуда Искарион.

После смерти Иисуса Христа, история апостолов становится историей самой церкви. Явления Воскресшего вновь пробудили в них мужество, оживляя в них надежды. Они собственными глазами увидели, что все, что предсказывали пророки и их Учитель, исполнилось. Отсюда, полные веры, они ожидали исполнения обетований Спасителя. На место предателя, они избрали Матфия. В день Пятидесятницы, на двенадцать апостолов вместе с учениками, находившимися в горнице, сошел Дух Святой, в виде огненных языков, и преобразовал их духовно.

С этого времени они сделались совершенно иными людьми. Эти нерешительные, невежественные, боязливые люди сделались полными энтузиазма, красноречивыми, людьми неукротимой ревности и силы. Во время достоянной борьбы и опасностей, они основали церковь в Иерусалиме; но по повелению Спасителя они должны были потом идти проповедовать в Самарии и по всему миру. Эллинизм подготовил для них пути, ап. Петр формально открыл доступ язычникам, крестив сотника Корнилия и всех членов его семейства, а Павел с необычайной ревностью выступил на поприще всемирной проповеди. Все двенадцать апостолов совершали то же самое дело проповеди; но мы не знаем, какую собственно кто из них избрал часть тогдашнего мира для просвещения его евангелием. Священная история об этом умалчивает. Но несомненно то, что успех их деятельности был так велик, проповедь их так быстро распространялась, что свет Евангелия скоро озарил мир, и это не могло быть делом одного только ап. Павла и его ближайших сотрудников, как бы ни велика была их ревность. В этом деле принимали участие и другие апостолы, как об этом и свидетельствует древнее предание Апостолы уже рано были изображаемы художниками первоначальной церкви, в катакомбах и особенно на христианских саркофагах. Они обыкновенно одеты в длинную тунику, доходящую до ног, и в плаще, как верхней одежде. На памятниках восьми первых веков, на западе, они изображаются стоя или сидя, по правую и по левую сторону Спасителя изображенного в Своем человеческом виде или под символической формой; одни из них бородатые, другие безбородые. В. левой руке они обыкновенно держат книгу или свиток, напоминающий о проповеданном ими божественном слове; иногда в руках у них венец, – символ их торжества и небесной награды.

См. Lаngе, Dаs Ароstolishe Zeitalter, Вrunswick, 1854. Lechler, Das Ароst. Zeitalter, Stuttgart, 1857; Фаррар, Первые дни христианства, в перев. А. Лопухина. Сиб. 1892; Ф. Яковлев, Очерки жизни и учения св. апостолов Павла, Андрея и Иакова. Москва, 1849; Апостолы: сборник церковных сказаний о них (Прав. Обозр. 1862; № 1); Троицкий Апостол языков Павел и апостолы обрезания в их отношении друг к другу, Казань, 1894; Крылов, Жизнь 12 апостолов и сказания о прочих 70 апостолах и жития их. Москва, 1869; Городцев, Апостолы проповедники христианства. Спб. 1884; в «Сборнике» М. Варсова, т. II, Симб. 1894.

Источник

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

Что ж, давайте по порядку.

Ученики и ближайшие спутники Христа

Итак, прямой ответ на вопрос кто такой апостол – это ученик Христов. Из Евангелия мы знаем, что вначале Своего земного служения Спаситель призвал двенадцать человек, которые стали Его учениками и в течение всего времени Его служения сопровождали Его, делили с Ним тяготы кочевой жизни, кров и пищу. По происхождению ученики были простолюдинами. Известно, что некоторые из них (Пётр, Нафанаил, Фома, Иаков, Иоанн, Андрей) были рыбаками. Один, Матфей, до призвания был сборщиком податей. По крайней мере об одном из учеников, Симоне, известно, что до обращения он состоял в рядах зилотов – экстремистского политического течения, стремившегося к свержению римского владычества любой ценой. Практически апостолы происходили из Галилеи – глубоко провинциальной (в современном понимании слова «провинция») местности Палестины. Исключение мог составлять только Иуда Искариот, который, возможно, был уроженцем Иудеи или даже жителем предместья Иерусалима.

Примечателен тот факт, что воплотившийся Бог выбрал Себе учеников далеко не из элиты тогдашнего общества. Люди, кормившиеся тяжёлым повседневным трудом, представители презренной профессии и маргинального политического течения. Провинциалы, которых в обществе выделяла даже манера речи (с характерным присвистом при произнесении шипящих звуков)… Можно сказать, Христос окружил Себя теми, кого в толпе не замечали и в компании не слышали. На кого если и обращали внимание, то не иначе как снисходительно и с иронией. Однако именно они сделались свидетелями смерти и воскресении Господа, именно они пронесли это свидетельство по миру, именно их благовестием Церковь Христова из маленькой Иерусалимской общины выросла в многомиллионную христианскую общность, затеяв борьбу с которой, даже могущественная Римская империя вынуждена была сдаться.

Двенадцать апостолов мы знаем поимённо:

Не только двенадцать

Однако, уясняя себе, кто такие апостолы, уже в Евангелии мы можем увидеть, что апостолами называются не только двенадцать учеников. Мы знаем, что, помимо двенадцати, Христос призвал ещё семьдесят учеников и их церковная традиция также называет апостолами. В отличие от двенадцати, эти апостолы не сопровождали Христа постоянно. Они веровали в Него, были Его учениками, но постоянными спутниками не были. Как и двенадцать, они в страхе таились после распятия Господа, как и двенадцать, они возрадовались Его воскресению, как и двенадцать, разошлись по миру, проповедуя Евангелие. Чтобы не путать с двенадцатью, и в святцах, и в житиях, и в церковном календаре каждый из этих апостолов назван апостолом от семидесяти.

Другие апостолы

Впрочем, апостолами церковная традиция называет не только учеников Христовых. В широком понимании апостол – это странствующий проповедник. Как бы то ни было, а даже ближайшие ученики Христа основную часть жизни посвятили проповеди. Поэтому апостол – это одновременно и ученик Христа и, одновременно, проповедник. Итак, начав проповедь Евангелия в мире, ученики Господа положили начало традиции, которая существовала в Церкви некоторое время после их смерти. Представителями этой традиции были странствующие проповедники. Данное явление даже нашло отражение в церковной письменности. Так, в древнейшем христианском литературном памятнике «Дидахе» (полное название «учение Господа через двенадцать апостолов язычникам») приведён критерий отличия истинного апостола от ложного (согласитесь, сам факт того, что за странствующих проповедников могли выдавать себя мошенники, говорит о широком распространении такого рода проповедничества): христианским общинам предлагалось принимать у себя проповедника и обеспечивать его кровом и пищей в течение трёх дней. Истинный апостол дольше на одном месте не задерживался. А если проповедник всё же выказывал желание остаться дольше, то это и служило признаком того, что перед христианами не апостол, а тунеядец и прохвост, пытающийся пропитаться за чужой счёт.

Итак, подытожим. Полный ответ на вопрос, кто такой апостол, таков: апостол – это ученик Господа, это также проповедник Евангелия из числа Христовых учеников и вообще странствующий проповедник-христианин в период I–II веков, возможно, никогда не видевший Спасителя и не знавший Его учеников, но проповедующий Христа. Теперь, разобравшись с тем, кто такие апостолы, скажем и о книге, которую упомянули вначале. В богослужебном обиходе действительно есть книга, называющаяся «Апостол». Эта книга содержит в себе ряд книг Нового Завета, а именно:

Все эти книги напечатаны в ней с соответствующими обозначениями для ежедневного чтения за богослужением. Апостольские чтения на Литургии читаются именно из неё. Отсюда, собственно, и название.

Источник

Апостолы

Апо́столы (от греч. ἀπόστολος — послан­ник, посол) – бли­жай­шие уче­ники Гос­пода Иисуса Христа, избран­ные Им и послан­ные для бла­го­ве­стия о Цар­ствии Божьем и устро­е­ния Церкви.

апостол кто такой в библии. Смотреть фото апостол кто такой в библии. Смотреть картинку апостол кто такой в библии. Картинка про апостол кто такой в библии. Фото апостол кто такой в библии

Имена бли­жай­ших две­на­дцати апо­сто­лов таковы:

К бли­жай­шим апо­сто­лам сопри­чис­ля­ется и апо­стол Павел, уро­же­нец города Тарса в Кили­кии, чудесно при­зван­ный самим Гос­по­дом ( Деян.9:1-20 ). Пер­во­на­чаль­ное имя Павла – Савл (Саул, евр. Шаул, «испро­шен­ный (у Бога)» или «одол­жен­ный (для слу­же­ния Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «мень­ший») – второе, рим­ское имя, при­ня­тое апо­сто­лом после обра­ще­ния ради удоб­ства про­по­веди в Рим­ской импе­рии.

Кроме 12-ти апо­сто­лов и Павла, апо­сто­лами назы­ва­ются еще 70 избран­ных уче­ни­ков Гос­пода ( Лк.10:1 ), кото­рые не были посто­ян­ными оче­вид­цами и сви­де­те­лями дел и жизни Иисуса Христа. Их имена в Еван­ге­лии не назы­ва­ются. В бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции в день празд­но­ва­ния семи­де­сяти апо­сто­лов зна­чатся их имена. Этот список был состав­лен в V–VI вв. и носит сим­во­ли­че­ский харак­тер, туда вошли все извест­ные имена после­до­ва­те­лей и уче­ни­ков Христа, апо­сто­лов и мужей апо­столь­ских. К 70 апо­сто­лам пре­да­ние отно­сит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иеру­са­лима) и Луку (сокращ. форма лат. имени Луций или Луциан, что значит «све­тя­щийся», «свет­лый»). Таким обра­зом, в этот день Цер­ковь вспо­ми­нает не только 70 апо­сто­лов, но и все первое хри­сти­ан­ское поко­ле­ние.

Напи­сав­шие Еван­ге­лие апо­столы – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – име­ну­ются Еван­ге­ли­стами. Апо­столы Петр и Павел – пер­во­вер­хов­ными апо­сто­лами, т. е. пер­выми из вер­хов­ных.

К апо­сто­лам иногда при­рав­ни­ва­ются святые, про­по­ве­до­вав­шие хри­сти­ан­ское учение среди языч­ни­ков, напри­мер, рав­ноап­о­столь­ные импе­ра­тор Кон­стан­тин Вели­кий и мать его царица Елена, князь киев­ский Вла­ди­мир.

Празд­нуя память каж­дого из 12-ти апо­сто­лов Хри­сто­вых отдельно, Пра­во­слав­ная Цер­ковь с древ­них времен уста­но­вила также празд­но­ва­ние Собора Слав­ных и Все­х­валь­ных 12-ти апо­сто­лов 13 июля (новый стиль). Также, в преды­ду­щий день (12 июля), совер­ша­ется празд­но­ва­ние Слав­ных и все­х­валь­ных пер­во­вер­хов­ных Апо­сто­лов Петра и Павла.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *