арбузник что это такое
Праздник «Арбузник» в детском саду
Альфия Абилова
Праздник «Арбузник» в детском саду
Ребята старшей и младшей групп собрались в раздевалке старшей группы.
Ведущий:
Веселиться нам не лень!
Наш праздник я хочу начать с загадки.
Сам он гладок да пузат,
Не проклюнуть толстяка.
Дети: Арбуз.
Ведущий:
Наш праздник посвящен арбузу и называется «Арбузник».
На «Арбузнике» сегодня
Прославляем мы арбуз.
Мы надеемся, он будет
Замечательный на вкус.
И сегодня все ребята
Превратятся в арбузяток!
1. Парад «Арбузиков» и «Карапузиков».
Детям раздаются эмблемы с соответствующими надписями. Друг за другом они изображают веселый арбуз и входят в группу.
Ведущий: Арбузы растут на полях-бахчах. Давайте и мы с вами займем место на арбузном поле.
Ребята рассаживаются на полу.
Ведущий:
— Давайте поприветствуем героя дня, подберём хвалебные слова, какой он? (Зелёный, полосатый, круглый, спелый, сладкий, ароматный, рассыпчатый, красный, сахарный и т. д.)
— А кто из вас любит арбуз?
— Мы обязательно испробуем сегодня арбузы, надеемся, что достались нам сочные сладкие плоды.
— А что такое арбуз: фрукт, овощ или ягода? Почему?
Ребята старшей группы рассказали стихотворения про арбузы.
2. Стихи про арбузы
1. Кругло пузо у арбуза, Полосатые рейтузы,
Полосатый пиджачок, А на маковке – крючок.
Съел голодный карапуз Спелый, сахарный арбуз
И теперь у карапуза Пузо, как у арбуза.
Леонид Сорока «Арбуз»
2. Что за ягода, взгляни-ка,
Не малиной, не клубникой
Это дедушка всех ягод
Съесть его я даже за год
В одиночку не берусь.
Говорят, арбуз полезный.
Только весит как железный.
А бабуля без труда
Подняла. Вот это да!
1. Кафтан на мне зелёный,
А сердце, как кумач,
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч.
2. Он большой, как мяч футбольный!
Если спелый – все довольны!
Так приятен он на вкус!
От мячей одна кора.
4. Берега зелёные, вода красная,
5. К нам приехали с бахчи
И спели веселую песню про арбуз.
А ребята младшей группы внимательно слушали.
Ведущий рассказал историю о том, как нашли арбуз.
— Давайте послушаем небольшую историю как нашли арбуз.
Родиной арбузов считается Южная Африка. Более ста лет назад английский исследователь, путешествовавший по пустыне Калахари, случайно наткнулся на заросли дикорастущих арбузов.
Причём здесь росли не только круглые полосатые плоды, но и овальные, мелкие, размером с куриное яйцо. У некоторых арбузов была привычная сладкая мякоть, а у других – наоборот, очень горькая. Но больше всего было плодов сочных, но совсем безвкусных.
С древнейших времён в Африке арбузы считаются культурным растением. Именно там была обнаружена сладкая форма дикорастущего арбуза. Немного позже арбузы появились в Средней Азии, на Кавказе и в Малой Азии. В Россию арбуз привезли в XIII веке.
За многие века арбуз изменился, и теперь он стал нашим любимым лакомством.
— Залежался наш арбуз.
И какой же он на вкус?
Узнаем немного позже. А сейчас расскажем
стихотворение В. Левина «Чудеса в авоське»
Дети:
Тётя Варя, тётя Варя!
Тётя Варя:
Дети:
Тётя Варя:
Я несу два чуда-юда,
Нет у них ни ног, ни рук,
Ни рубашек нет, ни брюк,
Только два большущих пуза.
Дети:
А дальше началась самая необычная арбузная эстафета.
Построились в две команды
1. Семечная эстафета. Передай семечко
Передать арбузное семечко над головой участнику своей команды.
2. Успей забрать
Участников больше, чем семечек. Игра как «музыкальный стул».
3. Арбузоэстафета
«Конкурс капитанов»
собрать арбуз из кусочков картона-пазлы
«Сбей кегли»
Прокатывая арбузы, необходимо сбить как можно большее количество кеглей
Ведущий:
И пора нам всех ребят
Арбузом вкусным угощать!
— Ну а как же наш арбуз?
И какой же он на вкус?
Все угощаются арбузом. Рассматривают арбузную выставку. Свободное общение.
Формирование эстетического отношения к миру Формирование эстетического отношения к миру целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребенок гармонично «слит» с природой,.
Зеркало — лягушка Вот так мы в нашем детском саду «Радуга» оформили зеркало в раздевалке. Просто и красиво. Невольно посмотревшись в него нам так и хочется.
Праздник для детей старшего дошкольного возраста «Арбузник»
Валентина Филимонова
Праздник для детей старшего дошкольного возраста «Арбузник»
АРБУЗНИК
(для детей старшего дошкольного возраста)
1. Создание атмосферы праздника для детей.
2. Дать детям знания о происхождении, эволюции и пользе арбуза.
3. Развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться.
4. Воспитывать любовь к прекрасному, к природе.
5. Воспитывать умение действовать по инструкции в коллективе, находить общий язык со сверстниками и взрослых.
Программа праздника:
Конкурс фотографий «Вот, какой у нас арбуз!»
Конкурс рисунков «Я – зеленый, круглый, гладкий, а внутри я – красный, сладкий!»
Конкурс поделок из арбузных семечек, корок, листьев
Конкурс на лучший рецепт блюд, напитков из арбуза
Конкурс на вырезывание скульптуры из арбуза
• Допускаются все желающие
• Входной билет – арбуз (по 1 на каждого участника);
• Форма одежды – прикольная
В наличии обязательно отличное настроение
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые Сегодня у нас праздник. Мы всегда рады гостям. А вы, дорогие гости, с собой хорошее настроение принесли? А желание веселиться и играть? А смех и шутки дома не забыли? А вы знаете, как называется сегодняшний праздник? (Арбузник)
Арбуз: Вы, скажите мне, друзья,
Может родственник вам я?
Очень сладкий я на вкус,
А зовут меня арбуз.
Арбуз: Почему я одинок?
Мне, арбузу, невдомек
Кто я – овощ или фрукт,
Кто ответит мне вокруг? (Большая ягода)
Подберите хвалебные, добрые слова арбузу, скажите какой он?
(Зелёный, полосатый, круглый, спелый, сладкий, ароматный, рассыпчатый, красный, сахарный и т. д.)
Ведущий: Да, вот такой он арбуз – и сладкий, и сахарный, и вкусный! Мы обязательно испробуем его сегодня!
А что знают наши участники об арбузе? Итак, викторина для взрослых и детей.
Я задаю вопросы, а вы отвечаете.
Вопрос: Как называется поле, на которой растут арбузы? (Бахча).
Вопрос: Как называют человека, который выращивает арбузы? (Бахчевод).
Вопрос: При посеве арбузов бахчеводы бросают в каждую лунку не одно, не два, а целую горсть семян. Почему? (Весной бахча – это птичий базар. Толкутся здесь голуби, вороны, досаждают мыши. Те хозяева, что скупы и жалеют семян – наказывают сами себя. Четвероногие и пернатые съедают все, подчистую).
Вопрос: Для чего бахчеводы используют бумажного змея в период созревания урожая? (В период созревания за арбузами охотятся зайцы-русаки. Они видят в небе змея, который представляется им парящим хищником. Они убегают и не появляются полдня. А потом опять сторож выходит со змеем).
Вопрос: Почему все-таки арбуз считается ягодой? (Из-за расположения семечек по всей мякоти).
Ребята, вы хотите работать бахчеводами? Для того, чтобы вырастить арбузы надо сначала сажать семена.
Игра «Подбери семечко» (Закладываем семечки на бахчу)
Теперь бахчу надо охранять. Знаете, от кого? От волков! Дело в том, что в степях они воруют арбузы, когда хотят пить.
Ну, вот. Пока наши арбузы будут расти на бахче, мы устроим фестиваль частушек.
(Дети усаживаются на места).
А теперь давайте поговорим о пользе арбуза. Я поинтересовалась у Елены Малышевой, ведущей телепрограммы о здоровье.
• Прежде всего, польза в его мякоти, в ней содержится витамин В9 полезный элемент, который так необходим будущим мамам.
• С помощью арбуза можно провести глобальную очистку организма от шлаков, песка и токсинов.
• Тем, кто часто ест арбузы, не грозит атеросклероз, поскольку их мякоть способна выводить из организма холестерин.
• Для женщин арбуз может послужить и в качестве косметического средства. Протирание кожи арбузными корочками и маски на его основе освежают цвет лица, увлажняют и насыщают кожу витаминам.
• Арбуз используют и для ликвидации лишнего веса.
• Толстая арбузная корка – замечательное средство от головной боли, мигрени. Нужно прилечь и положить арбузную корку на лоб и виски, через некоторое время боль утихнет.
• Корки арбуза и отвар от них также обладают мочегонным эффектов, их даже засушивают для более длительного хранения.
• Засахаренные корки арбуза превращаются во вкусные и сладкие цукаты.
• Выпаренный арбузный сок становится сладким арбузным медом.
Теперь о том, как правильно выбрать арбуз. Кто назовет правила выбора спелого арбуза? (родители называют).
Мои советы родителям:
• Не покупайте арбузы раньше августа месяца.
• Послушайте арбуз. Для этого постучите по кожуре. Если вы услышали глухой звук, то данный плод еще не созрел. Если же слишком звонок, то, к сожалению уже перезрел. Необходимо что-то среднее, так называемый гулкий звук.
• Сдавите руками арбуз. Спелый будет хрустеть даже при легком сдавливании.
• Арбуз выбирайте лучше средний. Маленькие арбузы чаще недоспелые, а большие могут говорить нам о том, что они переспели.
• Если вы заметили на арбузе белое пятно (желтое или оранжевое) то это может говорить о не дозрелости арбуза или о том, что он не получил в достатке солнечных лучей, следствием чего может стать то, что он не будет сладким.
• Кожура арбуза должна быть блестящая, глянцевая, без повреждений, обратите внимание на полоски. Чем они ярче, тем арбуз спелее. Зрелый арбуз можно поцарапать, но нельзя проткнуть.
• Хвостик спелого арбуза должен быть желтоватого цвета и сухой.
• Избегайте покупки надрезанных и треснувших ягод, при покупке не просите вырезать «пробку», чтобы удостовериться в спелости ягоды. Это приведет к тому, что внутрь арбуза попадут бактерии и микробы. Еще страшнее в этом плане покупка арбуза в нарезку или половинками.
• Еще при выборе арбуза нам необходимо обратить внимание на содержание нитратов. Арбуз нанесет вред, если он попадется с нитратами. Результатом поедания такого арбуза станет рвота, понос. Особенно такой арбуз опасен для людей имеющие проблемы с почками и детям.
• Если вы разрезали арбуз и увидели желтые волокна, это говорит о высоком содержании нитратов. Также, необходимо проверить арбуз на подкрашивание. Для этого опустите небольшой кусочек арбуза в воду, если она порозовела, то такой арбуз есть нельзя.
• Детям лучше всего давать середину арбуза, так как большая часть вредных веществ накапливается в корках и плодоножках.
• Не советую покупать арбузы возле автодорог, так как после срыва он продолжает дышать, тем самым моментально впитывая все вредные вещества.
Что ж, попробуем выбрать арбуз вместе! (выбирают)
У арбуза много груза,
Груз арбузу – не обуза.
А внутри весь-весь арбуз
Полон семечек, как бус.
Ведущий. А вы знаете, что самое трудное в арбузах – это их транспортировка. В дороге они могут покатиться и расколоться. Поэтому японцы и выращивают квадратные арбузы.
А в нашем следующем конкурсе надо правильно по адресу доставить арбузы.
Игра «Перенеси арбуз»
Ведущий. Что ж, арбузы мы перенесли, теперь можно и попробовать!
Игра с родителями «Накорми ребенка»
Ведущий. А когда арбуз съеден, оказывается, можно использовать еще и корочки, если сварить из них варенье.
Наши родители поделились рецептами блюд, напитков из арбуза.
Я думаю, вы все обратили внимание на фотовыставку «Вот, какой у нас арбуз!» и выставку рисунков «Я – зеленый, круглый, гладкий, а внутри я – красный, сладкий!», на поделки и скульптуры. Спасибо всем за участие в наших конкурсах.
Приглашаем всех на арбузный фуршет!
«Гирлянда дружбы» из г. Балаково Здравствуйте, коллеги дошкольного и не дошкольного образования. Я воспитатель МАДОУ детского сада комбинированного вида №62 «Золотая рыбка»,Я.
Конспект развлечения с использованием ИКТ «Веселый арбузник» Цель: Создание атмосферы праздника для детей. Задачи: – Развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться,.
Игра-соревнование «Арбузник»
I. Организационный момент.
Звучит музыка П.И. Чайковского. На фоне музыки выходят ведущий и четыре ученика.
Уж румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист.
Осыпался с берёзы лист,
И, как ковёр, устлал дорогу.
Солнышко усталое,
Скупо греешь ты.
Жёлтые да алые
Кружатся листы.
В шелесте да в шорохе
Наш осенний сад.
На дорожках ворохи
Пёстрые лежат.
Осень – славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Всё поспело для ребят.
И арбуз, увидев важный,
Оживится детвора,
И радушно скажет каждый…..
Все: Здравствуй, осени пора!
II. Объявление темы игры.
Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы проводим игру – соревнование “АРБУЗНИК”
Если все мы постараемся
И сейчас посостязаемся
То получим в дар арбуз,
Замечательный на вкус.
Арбуз коркою сверкает,
Эта корка защищает
Мякоть, семечки внутри
От зари и до зари!
Пусть же дружба, словно корка,
Охраняет всех нас зорко!
Итак, познакомимся с нашими командами.
Ведущий. Наш конкурс будет оценивать жюри в составе:
Ведущий. Правильные ответы будет оцениваться очками. Какая команда наберёт большее количество очков, будет победителем, и получит наш главный приз арбуз.
III. Конкурсная часть.
Ведущий. Наш первый конкурс называется “Чудо – дерево”
Как у наших у ворот
Чудо – дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А полосатые арбузы,
Словно яблоки!
Ведущий. Капитаны подходят к дереву и срывают по два арбузика. На обратной стороне записаны загадки, отгадки на которые команды должны будут дать. За правильный ответ одно очко.
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли пол мешка. (Капуста)
За кудрявый хохолок
лисицу из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)
Среди бахчи
Зелёные мячи.
Налетела детвора –
От мячей одна кора. (Арбуз)
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (Помидор)
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом. (Редиска)
Меня единственную в мире
Не просто варят,
А в мундире.
Честь мундира берегу,
Служу людям как могу. (Картофель)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слёз доведу (Лук)
Он растёт в теплице,
Холода боится,
Как трава зелёный,
А зимой солёный. (Огурец)
Ведущий. А пока команды разгадывают загадки, послушайте немного истории.
Ничего не может быть лучше холодного, сочного арбуза в жаркий летний день. Без сомнения, этот плод нравился человеку тысячи лет. Арбуз впервые появился в тропической Африке и оттуда распространился повсюду, где почва и климат подходили для него. В древнем санскритском языке есть слово для обозначения арбуза, и существуют древние египетские рисунки, изображающие арбузы. Отсюда мы видим, что арбуз появился более чем 4000 лет назад!
Арбуз является одним из сортов дынь, которые принадлежат к семейству тыквенных. Это стелющиеся, ползучие, однолетние растения с плоскими продольными листьями и цветами в форме колокольчика. [3]
Ведущий. Заслушаем наши команды.
Подводятся итоги конкурса
Инсценирование стихотворения В. Левина “Чудеса в авоське”
Конкурс 2. “Определи вес арбуза на глаз”.
Ведущий. Второй конкурс “Определить на глаз вес арбуза”. Кто точнее укажет на листочке массу арбуза, тот победил и получит очко.
Подводятся итоги конкурса.
Ведущий. В старом восточном городе, душном и пыльном счастливцем считался тот, у кого был сад. Он мог посадить розу для красоты, дерево для тени, арбуз, чтоб угостить гостей. По-тюркски такой сад назывался “бахча”. С востока пришло к нам в Россию это азиатское слово. Наши арбузы растут на просторе – ни одно дерево не теснит, но и сейчас поле, на котором они посеяны, зовётся “бахчой”.
Конкурс 3. “Садовод – бахчевод”.
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках,
засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.
СЕЛЬДЕРОШЕК поспел,
И МОРКОФЕЛЬ дозрел.
Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК,
А таких БАКЛАЧКОВ
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
(Н. Кончаловская)
Ведущий. Какая команда быстрее напишет, семена какие овощей и ягод хотел посадить садовник, та побеждает в конкурсе. Постарайтесь написать названия всех овощей и ягод, которые спрятаны в стихотворении, в выделенных словах. Та команда, которая перечислит все семена, получает четыре очка, а остальные по убыванию.
Ответы (огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редис, свёкла, чеснок, лук, репа, капуста, сельдерей, горошек, морковь, картофель, спаржа, крыжовник, баклажаны, кабачки)
Пока команды выполняют задание, ведущий проводит игру.
Ведущий. А сейчас я хотела бы провести со зрителями игру – ритуал. Прошу всех встать, поднять руки вверх и покачаться из стороны в сторону, как на ветру. Руки развести в стороны, корпусом повертеть. Потом помахать руками, как птицы, и громко прокричать: “Кар-кар-кар!”. Молодцы. Вы только что сдали экзамены и вступили в “Общество Благородных Огородных Пугал”! Спасибо! Садитесь! Не сердитесь! Это был всего лишь розыгрыш. [2]
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
А арбуз он вместо гири,
Пусть поднимут силачи.
Кафтан на нём зелёный,
А сердце, как кумач,
На вкус, как сахар сладок,
Арбуз похож на мяч.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
Замечательный арбуз!
У арбуза много груза,
Груз арбузу не обуза.
А внутри весь, весь, весь арбуз
Полон семечек, как бус.
Подведение итогов конкурса.
Конкурс 4. “Танец с арбузом”.
Ведущий. Для следующего конкурса приглашаю от команды по два человека: девочку и мальчика. Наш конкурс называется танец с арбузом. Пока будет звучать музыка, пары будут танцевать. Между головами у них будут находиться арбуз, который нужно будет удержать, не уронив на пол. Конечно это шутка. Арбуз будут заменять шарики зелёного цвета. Главное удержать между головами шарик, пока играет музыка. Победившая команда получает два очка.
Подведение итогов конкурса.
Конкурс 5. “Наклей арбузные семечки”
Ведущий. Для следующего конкурса приглашаю от команд по два человека. Вам нужно будет за одну минуту наклеить как можно больше семечек на арбузную дольку. Какая команда наклеит больше семечек, получает 4 очка, остальные по убыванию. (Командам вручается по арбузной дольке из картона, арбузные семечки, клей ПВА)
Пока команды выполняют задание, ведущий читает исторические сведения
Ведущий. Арбузы любят везде, но есть страна, где ему оказан особый почёт. Мексиканцам три цвета арбуза напоминают о днях борьбы за свободу. Став независимыми, они отпраздновали свою победу на арбузном поле, с ломтями арбуза в руках. Вот почему на государственном флаге Мексики запечатлены навечно 3 цвета арбуза: зелёный, белый и алый.
Подведение итогов конкурса.
Конкурс 6 “Составь слова”
Ведущий. Наш шестой конкурс командный. Нужно за 3 минуты составить как можно больше слов из слова АРБУЗНИК. Слова должны быть именами существительными. За каждое слово очко.
Ответы (Абуз, арбузик, уазик, ар, бар, раб, узник, баз, бирка, краб, рак, бак, бриз, зуб, знак, рука, низ, кинза).
Пока команды выполняют задание, ведущий читает исторические сведения
Ведущий. В наше время съедобные арбузы в диком виде растут в Юго-Западной Африке. Арбуз единственное растение, которое может обойтись без полива. Его ажурные, все в прорезях листья бережливы: они не испаряют много влаги. Его могучие корни глубоко под землёй добывают воду, и по плети – стеблю, как по водопроводной трубе, она подаётся плодам. Плеть у них засыхает и арбузы, освободившись от привязи, становятся бродягами. Подгоняемые ветром, они катятся, словно сказочные колобки, пока не раскалываются и липкая слизь не приклеивает семена к земле. [6]
Арбузам нужен длительный период для созревания и жаркий климат. Их высаживают после того, как земля прогреется, когда нет вероятности заморозков. Плоды богаты сахарами и минеральными солями, улучшают пищеварение, обмен веществ, состав крови. Из сока получают “мёд” (нардек), из мякоти – патоку, из корок – цукаты или варенье, мелкие арбузы засаливают и маринуют. В странах Востока семена арбуза считаются деликатесом.
Первыми в России услышали слово “бахча” жители Астрахани. В этом шумном торговом городе можно было купить остроносые туфли из Багдада, кинжалы из Дамаска, турецкие шали, арабские финики, т.е. любой восточный товар. Сюда попали и арбузные семена. Слух, о том, что астраханцы умеют растить “великую ягоду” дошёл до Москвы. Царь Алексей Михайлович был любителем редких растений. Он приказал доставить “арбузных садов мастеров, самых добрых, тихих и не гордых”, к своему дворцу.
Когда у нас в степях водились волки, они ходили воровать арбуз на бахчу. Удирая под выстрелами, волк не выпускал из зубов добычи. Четвероногий вор рисковал своей шкурой – до того хищнику хотелось пить.
Подведение итогов конкурса.
Конкурс 7. Домашнее задание.
Ведущий. Наш следующий конкурс – домашнее задание. К конкурсу каждая команда готовила поделку, связанную с темой нашей игры. Прошу жюри оценить труд команд.
Подведение итогов конкурса.
Ведущий. Для следующего конкурса приглашаю по одному игроку от каждой команды. Наш конкурс называется “Обжорка”. Кто быстрее съест арбузную дольку. Засчитывается та долька, на которой ни останется красного цвета. Команда, чей игрок быстрее и чище съест дольку арбуза получает два очка, а остальные по одному очку.
Все на белом свете
И взрослые, и дети –
Любят яблоки и груши,
Любят сливы и арбузы.
Одну ягоду мы ели
В вчетвером за столик сели
Еле – еле одолели
Ели чуть не полчаса.
Расстегнули пояса.
Да ещё в отброс осталось.
Вот так ягода досталась.
Ведущий. Подведём итоги игры. Первое место заняла команда…, второе место заняла команда …. третье место заняли команды ……..
Победителям – медали,
Вы такие не видали.
Ведущий. А сейчас давайте произнесём заклинанье.
О, король бахчи, арбуз,
Полосатый толстопуз!
Накорми нас, напои,
Дружбой всех соедини! [2]
Ведущий. Всем спасибо за внимание
За задорный звонкий смех.
За огонь соревнований
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой моя речь.
Говорю вам до свиданья!
До счастливых новых встреч!
3. Ликум А. “Всё обо всём” М.: 1993. т.4 с.177.
4. Сборники загадок.
5. Тера – Лексикон. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998. с. 40.
6. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Растения. Сост. Л.А. Багрова. М.: АСТ, 1996. с.209-210.