ардабонец это кто такой

Осетинские заимствования в русском языке

Вместо введения

Русский язык за последние двести лет оказал значительное влияние на осетинский язык. Это влияние, конечно, прежде всего касается словарного состава, но можно говорить и об изменениях в области фонетики и синтаксиса.

Однако никакой долговременный языковый контакт не может быть односторонним. Осетинский язык тоже оказывает влияние на русский язык — конечно, прежде всего на русский язык жителей Осетии. На этой странице перечислены заимствования из осетинского языка, встречающиеся в речи лиц, наверняка не владеющих осетинским (более подробное пояснение в конце статьи).

Названия растений и животных, не обязательно специфически местных:

Названия различных блюд осетинской кухни:

Значительно реже можно встретить названия других пирогов ( насджын, давонджын и т.д.), которые чаще именуются собирательным «осетинские пироги» или «пироги с тыквой, черемшой и т.д.»

ар a к, ар a х, ар a кх, ир о н ар a к от ирон арахъ «осетинская арака». Интересно, что осетинское пиво практически всегда называют именно «осетинское пиво», а не, скажем, *ирон баганэ.

Некоторые предметы одежды:

Названия осетинских социальных реалий:

Обсценная лексика:

Другие слова:

Практически все жители Северной Осетии, не владеющие осетинским языком, умеют считать до пяти, реже до десяти (в звуковой форме: «ю», «ду а «, «арт а «, «сып а р», «фонз»). Знают, что русскому «да» соответствует осетинское «о», но при этом многие считают, что «нет» по-осетински «на-а» (на самом деле нæ ).

Подробнее об исследовании

Список слов и выражений, заимствованных из осетинского языка в русский язык неосетиноговорящих жителей Осетии составлялся по следующим критериям:

Исследование проводилось в 2000-2002 годах на крайне незначительной выборке (порядка 20 человек, практически все — жители Владикавказа), недостаточно протоколировалось и носило во многом любительский характер.

Каждому респонденту предъявлялся весь список накопленных слов и выражений, чтобы респондент мог оценить, насколько широко используется то или иное слово/выражение. Слова, оказавшиеся незнакомыми для более чем половины опрошенных, отмечены пометой (редк.).

За прошедшие годы ситуация могла измениться, в том числе с более широким распространением преподавания осетинского языка в школах.

Опубликованные работы на смежные темы

В 1976 году малым тиражом в издательстве СОГУ вышла работа Н. Е. Гальченко «Лексика языков народов Северного Кавказа в русском языке». Она посвящена заимствованиям из языков Кавказа в русский язык, выявленным при анализе переводной и оригинальной литературы XIX-XX веков.

Источник

Ардабонец это кто такой

ардабонец это кто такой. Смотреть фото ардабонец это кто такой. Смотреть картинку ардабонец это кто такой. Картинка про ардабонец это кто такой. Фото ардабонец это кто такой

ардабонец это кто такой. Смотреть фото ардабонец это кто такой. Смотреть картинку ардабонец это кто такой. Картинка про ардабонец это кто такой. Фото ардабонец это кто такой

В каждом российском, да и не только российском регионе есть свои выражения, которые трудно понять без перевода. Хотя, произносятся они знакомыми звуками и на понятном языке. Для непосвященных это как тайный шифр. Есть такой и в Осетии. «Абон» попробовал составить небольшой словарь для приезжих. Чтобы когда их позовут на Олимпиаду, они не начинали судорожно искать кроссовки и спортивную форму.

Моросить, морошу – никакого отношения к погоде этот глагол не имеет. Его значения: «глупить», «совершать неожиданные поступки», «делать неподобающие вещи»

А где писатель? – часто задаваемый вопрос на свадьбах и похоронах. Подразумевает поиск человека, который занимается сбором пожертвований.

Точить – (неизвестно, только ли осетинское это понятие) принимать пищу. Наиболее часто можно слышать в местах общепита: «заточил шаурму».

Смысли? – универсальный вопрос. Обычно не имеет отношения ни к чему определенному и служит лишь для того, чтобы осмыслить услышанное от собеседника. Не предполагает ответа. Обычный диалог: «Сколько время – Смысли?». И непонятно, как отвечать. Или: «В три я буду дома – Смысли?». Опять же, ответ лежит в иррациональной плоскости.

Чё за тип! – восклицание, имеющее множество оттенков. От «этот человек великолепен» до «это последний подонок и он всех нас предал». Зависит от интонации и выражения лица произносящего. Иногда – за секунду до удара в лицо.

Олимпиада – неместные не сразу понимают, что когда об этом спортивном событии в Осетии говорят осенью, то подразумевает оно не древнее греческое развлечение. Древнее, но осетинское. А точнее, недельное празднование Джеоргуба. В народном названии есть свой глубокий смысл – олимпийский девиз «Быстрее. Выше. Сильнее» здесь актуален как нигде.

Взагород – сакральное понятие осетинской молодежи и не только. Взагород – это, в основном, убитый туристами Фиагдон или более экономичный Майрамадаг. Точнее, беседки по-над речкой. Обычно взагород предполагает шашлыки, но зачастую молодые парочки обходятся и без них. И почему-то наслаждаются видами природы из наглухо закрытых затонированных автомобилей.

Мозги не делай – выражение, говорящее о предконфлитной ситуации. Подразумевает возмущение тем, что собеседник не желает принимать обоснованные аргументы и продолжает настаивать на своей неправоте. Используется, обычно, в более грубой форме, но и эта тоже имеет широкое хождение.

Ардабонец – этимологи слова исследователям не до конца понятна. Скорее всего, это производное от осетинского «ардаебон» (сейчас), но неясно, почему это стало нарицательным понятием для так называемых «сельских» (хотя, в Осетии даже все городские — сельские). Обозначает высшую степень так называемой правильности и приверженности местным традициям, нежелание «идти в ногу со временем». Понятие довольно спорное и неоднозначное.

Источник

Ардабонец это кто такой

ардабонец это кто такой. Смотреть фото ардабонец это кто такой. Смотреть картинку ардабонец это кто такой. Картинка про ардабонец это кто такой. Фото ардабонец это кто такой ардабонец это кто такой. Смотреть фото ардабонец это кто такой. Смотреть картинку ардабонец это кто такой. Картинка про ардабонец это кто такой. Фото ардабонец это кто такой

ардабонец это кто такой. Смотреть фото ардабонец это кто такой. Смотреть картинку ардабонец это кто такой. Картинка про ардабонец это кто такой. Фото ардабонец это кто такой

Мы решили тоже опубликовать этот материал, воздержавшись при этом от комментариев.

Администрация сайта «Осетины»

газета «Пульс Осетии» №5 от 10.02.2015 г

Открытое обращение к горожанину, безосновательно считающему себя осетином

Мы, молодые патриоты и России, и Осетии, любящие и сохраняющие культуру своего народа и уважающие других, открыто обращаемся к тебе, доморощенному космополиту, считающему себя высокообразованным интеллигентом, для которого реальные осетины — «ардабонцы» и «сельпошники».

Родившись и будучи воспитанными в осетинских семьях вне Владикавказа, мы научились ценить обычаи и традиции своего народа, хранить накопленный многими поколениями предков фарн и уникальный родной язык. Этот язык открыл нам доступ к бесценной сокровищнице, к корням, питающим нас живительным эликсиром. И мы чувствуем его действие каждой своей клеткой.

Мы радуемся каждому осетинскому слову, вылетающему из уст ребенка, каждой новой песне на родном языке и гордимся тем, что можем быть носителями фарна предков. Он доступен только тем, для кого осетинский язык — по-настоящему мадæлон æвзаг. При этом действие фарна не замыкается только на его носителях. Фæрнджын ирон лæг любит и ценит свое родное, но также с уважением относится к представителям других народов и их культуре.

Тебе же, бедняге, твои просвещенные городские родители не дали ничего этого, потому что никогда сами им не обладали. Вместо этого они выискивали тебе престижные школы, таскали от одного репетитора к другому в попытках обеспечить достойное любимого чада образование, которое недоступно простолюдинам и таким, как мы, «сельпошникам». Тебя пытались научить 2–3 иностранным языкам, не дав возможности освоить даже азы родного. Как же, ведь это так немодно и даже «стремно», будучи высокообразованным, разговаривать по-осетински, как какой-то «ардабонец». Ты читал книги, смотрел бестселлеры, ходил на футбол и часами сидел в Интернете. Но в круг твоих интересов никогда не входили «Ирон Фæндыр» или «Хазби». Тебя не интересовали спектакли Осетинского театра и передачи местного ТВ. Ведь это не твой уровень.

С некоторых пор тебя пытались учить родному языку в школе. Но ты воспринимал его как пятое колесо в телеге. Ведь твои родители столько раз тебе говорили то, что сами же придумали: «Осетинский язык нужен только до Эльхотово». Они же всеми силами пытались освободить тебя от этой лишней нагрузки, чтобы выкроить больше времени для английского, и других, достойных тебя, урожденного интеллигента, предметов. Ты водил дружбу только с такими же городскими «аситинами», не обремененными понятиями ирон æгъдау и æфсарм. А если в ваш круг попадал кто-то из нас, вы своим «высшесословским» авторитетом и модой на «круто-быть-городским» вгоняли его в свои рамки и привычки.

Но зря ты считал себя крутым и умным. Мы, как на республиканских предметных олимпиадах, так и при поступлении в вузы, в большинстве случаев заметно обходили тебя, высокообразованного. Мы позже становились профессорами и докторами наук, возглавляли большие производства и командовали дивизиями и армиями, удостаивались звания Героя страны, защищая Родину. Ну а в таких делах, где нужно было проявить волю и характер, ты вообще всегда безнадежно отставал. И поэтому в основном мы, «ардабонцы» и «сельпошники», добивались выдающихся успехов во всех областях, привозили для Осетии медали с чемпионатов мира и Олимпийских игр. А ты, интеллигент, мог вести только их статистику. И знаешь почему?

Да потому, что нашего душка тебе не хватает. Тот, кто не уважает себя, свое родное — не уважает никого. «Рафинированный аситин» — человек ущербный. Он обделен многим, хотя сам этого обычно не замечает. Только свои, родные корни могут дать силу и живучесть дереву. Без них оно всегда чахнет и гибнет. Ветви можно привить, корни — никогда. Но ты этого не познал, не прочувствовал всеми клетками. Ты не открыл бездонную сокровищницу родной культуры. Потому что тебе не дали, а если и давали — ты не взял тот ключ, который открывает дверь в эту сокровищницу. Этот ключ называется РОДНОЙ ЯЗЫК.

И ты не сможешь передать своим младшим то, чего не имеешь сам. Тем самым ты предаешь свой народ, лишая его будущего. Это не высокопарные слова и отнюдь не оскорбление. Это то, что ты делаешь на самом деле.

Но знай! Тебе не удастся ассимилировать нас. Мы, молодые патриоты, создаем контрмоду на крутость владения осетинским. Мы везде, и во Владикавказе, и в других городах Осетии, при всех, и особенно при тебе, будем разговаривать на родном, назло всем городским «аситинам» и «интеллигентам». Мы будем петь осетинские песни, танцевать Симд, Хонгæ и сохранять обычаи предков. Мы, наконец, добъемся того, чтобы твои дети в детских садах и школах, вне зависимости от твоего желания, заговорили на языке своих предков, чтобы с помощью ТВ и Интернета изучали культуру, традиции своего народа и, в отличие от тебя, в будущем гордились принадлежностью к нему. Мы вырастим поколение настоящих патриотов Осетии, достойных граждан своей страны. И вот тогда твоя мода выйдет из моды.

Подумай хорошо. У тебя еще есть возможность посмотреть на себя со стороны, одуматься и присоединиться к нам. И тогда мы протянем тебе руку, подставим плечо там, где потребуется, поможем стать осетином, гражданином великой страны.

Источник

Ардабон. Часть 1. В начале было слово.

Æрдæбон – (осет недавно, только что»); Æрдæбонец 1) так называют «плохих осетин» (по определению одного из информантов), «осетин-националистов» (по определению другого); 2) (часто оскорбительное) название осетин вообще, встречается не только в Осетии, но и в соседних регионах: Кабардино-Балкарии и Ингушетии; 3) осетины «старой закалки», в этом значении (часто с негативной оценкой) используется и в русском языке самих осетин. Слово образует множественное число (чаще «ардабонцы», но встречается и «ардабоны») и прилагательное «ардабонский». (по словарю сайта http://ironau.ru/zaim.html)

Если характер человека создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

«К. Маркс и Ф. Энгельс. Святое семейства или критика критической критики против
Бруно Бауэра компании (сентябрь—ноябрь 1844 г.)
К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 2, с. 145—146.»

Идея написания этой статьи у меня возникла после прочтения целой череды постов в оснете о том, как катастрофически мы теряем наши корни, традиции, ну и прочие монологи о трагедиях современности. Основной темой споров возникающих вокруг подобных высказываний становится потеря «агъдауа», и забытое наследие. При этом, все сводится к тому, что виновата исключительно или в основном семья, которая не смогла «воспитать». То есть для определения болезни современного общества используется древняя, и в общем устаревшая система оценки.

Между тем как это, в корне не верно. И ссылки на наших предков ошибочны. По крайней мере потому, что мы не наши предки, а на дворе 21 век не 18-й и да даже не 20-й.
При этом я не хочу сказать, что «предки» в чем-то ошибались. Нет. Раньше, действительно, все зависело от семьи, так как человек воспитывался и рос исключительно в семье. Причем воздействие общественного мнения, на конкретного человека было крайне велико, и происходило из практического отсутствия так называемого «личного пространства». С ранних лет и до самой смерти, в патриархальном обществе, человек на виду, все его действия так или иначе становятся достоянием общественности. В то же время он сам воспринимает себя как непосредственную часть общества и нормы личного поведения есть копирование общественных норм.Именно так шло воспитание из века в век.

Теперь о воспитании. Что есть воспитание?

Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.
Как явление, присущее всем общественно-экономическим формациям, В. имеет некоторые общие признаки (передача накопленного опыта, овладение знаниями, забота о здоровье и развитии физических сил, формирование мировоззрения и т.д.), но по своим целям, содержанию, организации и методам

Итак, основная задача воспитания подготовить новую личность. Как это происходит? Путем передачи от старшего поколения младшему, накопленного опыта. В каких формах это выражается? В форме обучения молодого поколения, то есть путем передачи информации и личного поведенческого опыта.
Основная цель воспитания сформировать зрелую личность, которая способна заботиться о себе и своих близки. Попутно у формирующейся личности вырабатывается свое, собственное мировоззрение. И формирование у молодого поколения собственного мировоззрения, заключается в том, что оно воспринимает от старшего поколения теоретическую информацию, которая подкрепляется поведенческим примером «старших».

Давайте посмотрим, какие возможности восприятия были у наших предков.
Представим осетинское общество средних веков. Это большая семья, большую часть времени борющаяся за выживание. Постоянно испытывающая нужду в элементарных потребностях. Дети с ранних лет заняты тяжелым физическим трудом (например, см., картину Коста Хетагурова «Мальчики-каменщики»). При этом дети живут с родителями и после периода создания своей семьи. Так что в патриархальном обществе, для непосредествено молодого поколения, существует только 2 вида коммуникаций, при пмощи которых идет восприятие информации и опыта:

С другой стороны у современного молодого поколения есть возможность не только относительного большего выбора коммуникаций, но и возможность самостоятельного их создания.

Основное различие между молодым и старшим заключается в разных формах восприятия. У старшего поколения, которое имеет определенный опыт и знания, в большей степени преобладает восприятие информационного характера. В то же время молодое поколение, еще не имеющие достаточного опыта и заданий, в большей степени имеет восприятие поведенческого характера, то есть непосредственного опыта. Здесь имеет место преобладание в формирующемся человеке именно биологического, «животного» начала, поскольку, в природе, задача молодого поколения приобрести опыт на своей собственной «шкуре» путем проб и ошибок. Поэтому молодое поколение, при прочих равных условиях, будет преимущественно брать пример с непосредственного поведения старших, чем с их же теоретических постулатов, то есть со слов. Если старшие говорят одно, а делают совсем другое, то молодое поколение больше будет воспринимать и усваивать именно «практику», а не «теорию». Причем в данном случае многочисленных ссылки на «хорошие» семьи и «нерадивых» детей не уместны. Поскольку восприятие опыта происходит повсюду, и постоянно, постольку усваивание опыта идет не только, и не столько в семье, сколько в обществе в целом. А новейшие способы коммуникаций еще более увеличивают независимое от семьи «взросление».

Таким образом, воспитание в семье и общественное воспитание идут рядом, но соотношение их влияния со временем меняется.

Основные виды воспитания. — семейное, или домашнее (см. Семейное воспитание), и общественное (общественно-организованное). Последнее в ходе исторического развития общества приобретает всё большее значение в формировании личности.
(Большая советская энциклопедия)

Другое дело, что общество может и должно находить способы минимизации «негативного» воздействия на подрастающее поколение, со стороны «общественного негатива». Наиболее «качественный» результат семейного воспитания имеется там, где «старшим» удается привить молодому поколению на довольно ранних этапах воспитания, стремление к самостоятельному мышлению, а так же формированию и отстаиванию собственного мнения. В таком случае при столкновении с какими-либо «негативными» явлениями общества, у «самостоятельных» представителей молодого поколения будет лучше сопротивляемость общественному мнению «улицы» и других различных «субкультур», бытующему среди сверстников, и, как правило, ведущему к нарушению существующих норм.

При воспитании исключительно по «традиционным нормам», которые отличаются, прежде всего, табуированием, то есть запретами, при ослаблении внешнего воздействия, то есть при уходе из семьи, влияние «табуирования» резко падает, а зависимость от «общественного мнения» резко возрастает.

Способствование формированию у подрастающего поколения собственного мнения, то есть своего индивидуального «я», происходящего из свободы выбора, можно противопоставить возникновение у них коллективного «мы», которое является продуктом стихийного протеста против архаичных остатков табуирования, которое и ведет, к так называемому, «падению нравов».

Таким образом, теории о том, что в «падении нравов» виновата, прежде всего, семья просто не выдерживают критики. Человек есть продукт всех общественных отношений вместе взятых. Для решения вопросов воспитания молодого поколения, необходимо решать все проблемы общества в целом. А для этого наше современное общество должно, прежде всего, понять свои собственные ошибки и понять причины собственной деградации.

Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.

Источник

кто такие, осетины?

Преуспевающее царство скифов разгромили готы, которые вовлекли покоренных в поток Великого переселения народов. Но скифский след не исчез с лица земли. Из слабеющих полукочевых скифо-сарматских сообществ выделились энергичные аланы и понеслись на своих конях на юг и на запад. В I веке н. э. часть аланов, вместе с гуннами, влилась в новый стихийный поток Великого переселения народов и через Галлию, Испанию достигла Северной Африки. Другая же их часть подошла к предгорьям Кавказа, где и осела, соединившись с местными этносами, положив начало будущему раннефеодальному Аланскому государству.

Римляне признавали силу и достижения Алании, считали ее своим союзником. В 407 году аланы на своих породистых лошадях появились в пределах Римской империи и были приняты как военнослужащие, с правом получения земли. Интересная деталь: император Марк-Аврелий, чья конная статуя возвышается над одной из площадей Рима, восседает именно на аланском скакуне, во всяком случае, так считает выдающийся российский ипполог В. О. Витта.

В IХ веке из Византии в аланские пределы проникло христианство. Его до сих пор исповедует большая часть осетин, как в Северной, так и в Южной Осетии. Меньшая часть народа — мусульмане. Однако ритуалы и тех, и других не ортодоксальны, они переплетаются с элементами язычества, древних скифско-аланских традиций. Например, и сегодня в осетинских семьях почитают, как священную, очажную цепь, на которой предки когда-то подвешивали над огнем котелок для приготовления пищи. У очажной цепи мужчины дают клятвы, девушки поклоняются ей, покидая родительский кров при вступлении в брак.

Именно во времена принятия христианства возникла традиция, которая свято почитается у всех осетин и ныне — День Хетага. По легенде, отважный воин по имени Хетаг принял христианство, чего ему не простили язычники. Он скры

ОСЕТИНЫ, ирон, дигорон [самоназвание; сохранились также этнонимы туалаг (двалы, группа осетин Наро-Мамисонского региона) и хусайраг (хусары, группа осетин в Южной Осетии)], народ в Российской Федерации (основное население Северной Осетии, численность около 335 тыс. человек) и Грузии (основное население Южной Осетии, численность 65 тыс. человек); живут также в Кабардино-Балкарии (10 тыс. человек), в Карачаево-Черкесии (4 тыс. человек). Численность в России 402 тыс. человек. Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии). Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеет 2 диалекта: иронский (лёг в основу литературного языка) и дигорский. Письменность (с XIX века) на основе русского алфавита. Верующие — православные, есть мусульмане.

Этноним дигор (ашдигор) впервые упоминается в «Армянской географии» (VII век). В этом же источнике названы двалы. Грузинский историк Леонтий Мровели (XI век) указывает на значение «Большой двальской дороги», проходившей из Грузии через территорию двалов на Северный Кавказ. Осетины — один из древних народов Кавказа. Уже со времён скифских походов в Переднюю Азию они именуются в грузинской хронике овсами (осами, отсюда русское название осетины). Сваны называли их савиар, мегрелы — опсами, абхазы — ауапс, чеченцы и ингуши — ири, балкарцы и карачаевцы — дюгер, кабардинцы — къущхьэ. Формирование осетинского народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано-язычными народами — скифами, сарматами и особенно аланами (с I века нашей эры). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры.

Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы — в грузинских и ясы, сони — в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности. В XIII веке аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались 4 крупных «общества», восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных — множество более мелких «обществ», находившихся в зависимости от грузинских князей. Немало осетин-алан ушло в Монголию и особенно в страны Восточной Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа потомков алан, которая именует себя ясами, но утратила родной язык).

Уже с 40-х годов XVIII века складывались русско-осетинские отношения. Русским правительством была создана «Осетинская духовная комиссия». Члены комиссии организовали осетинское посольство в Петербурге (1749—52), способствовали переселению осетин в Моздок и моздокские степи для поселения и освоения новых земель. Осетины, испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию с просьбой к русскому правительству о переселении их в предгорные районы Северного Кавказа. В 1774 Осетия вошла в состав России. Усилилась консолидация осетинской народности. В конце XVIII—XIX вв. началось переселение части осетин с гор на равнины. Земли, переданные осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью.

После 1917 происходит массовое переселение осетин на равнину. 20 апреля 1922 была образована Юго-Осетинская АО в составе Грузинской ССР, в 1924 — Северо-Осетинская АО, которая 5 декабря 1936 была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. В 1990 Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Северная Осетия.

На равнине основное традиционное занятие — земледелие (пшеница, кукуруза, просо, ячмень и др.). В горах наряду с земледелием было развито скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот). Традиционная система земледелия на равнине — трёхполье. Гла

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *