аргентина почему так называется
Путешествие в Аргентину. Почему Аргентину назвали Аргентиной?
Впервые название Аргентина, что в переводе с латыни означает «серебряная», публично прозвучало в 1602 году в поэме Мартина Сентенера «Аргентина и покорение Ла Плата». По-настоящему знаменитым оно стало в 1812 году после длительной войны за независимость, когда было использовано в первом гимне молодой страны.
Слушайте смертные! Крики священные:
Свобода, Свобода, Свобода!
Слушайте треск рвущихся цепей:
Видьте на троне благородное равенство.
Уже ему достойнейший трон открыли
Объединенные провинции Юга!
И свободные мира отвечают:
Великому народу Аргентины салют!
Официально Аргентинской республикой страна была названа в конституции 1853 года. Как же получилось, что эта огромная страна (напомню, что она занимает 8-е место по площади в мире) получила такое красивое название?
Об «открытии» Колумбом Америки с последующей колонизацией Нового Света все знают еще со школы. Правда, я до сих пор не понимаю, почему этот захват «просвещенными» европейцами давно обжитых территорий, сопровождавшийся истреблением коренных жителей, назвали открытием. У нас такое же явление назвали более правильным и конкретным словом — «покорение». Конечно, не без огня и меча, без этого обойтись было невозможно. Но все равно не так, как это было на американском континенте, там попросту было физическое уничтожение коренного населения, ведь до прихода на континент европейцев там проживали многочисленные племена аборигенов со своим укладом жизни, со своими верованиями и чаяниями.
Для сравнения, в России потомки всех покоренных народов дожили до настоящего времени на своих исконных территориях, в то время как в Америках (и Северной, и Южной) их осталось всего ничего, да и то согнанное в большинстве своем в резервации.
После освоения Карибского бассейна испанские каравеллы все чаще и чаще стали направляться на юг вдоль побережья континента в поисках пути в Индию. В 1516 году корабль под управлением Хуана Диаса де Солиса впервые вошел в устье широкой реки, на берегу которой капитан высадился, но был убит местными жителями. После его гибели корабль был вынужден вернуться в Испанию. Через четыре года в устье той же реки зашли каравеллы Фернана Магеллана, но он, убедившись, что это не сквозной пролив через материк, отправился без задержки дальше.
Наконец в 1526 году Себастьан Кабот зашел в эту реку и поднялся по ней далеко вверх. Местные жители оказали ему теплый прием и подарили прекрасные серебряные украшения. Он решил, что в этом районе существуют богатые месторождения серебра, и основал на правом берегу реки, которую назвал Рио-де-Ла-Плата (что в буквальном переводе с испанского означает «Серебряная» река), небольшой форт, будущий Буэнос-Айрес. В действительности оказалось, что никакого серебра на территории страны нет, а поступало оно туда из Перу. Однако это красивое название впоследствии получила и вся страна, правда, уже в латинской транскрипции.
Основную часть населения страны составляют потомки выходцев из Испании и Италии, поэтому и язык там — диалект испанского с итальянской интонацией.
Аргентина — самая европеизированная страна на континенте. Произошедшее за несколько столетий смешение выходцев различных европейских народов превратило их потомков в коренное население, сформировав своеобразную культуру, отличающуюся от соседей. Аргентинцы — гордый народ, буквально помешанный на своей истории и своей стране.
Европейским переселенцам пришлось привыкать жить там, где все наоборот — вместо привычной зимы в разгаре лето, солнце движется по небосклону против часовой стрелки, а вода в ванной закручивается в обратную сторону.
Да и жить им пришлось в пампе — бескрайних просторах равнины, покрытых густой сочной травой. Поэтому одним из основных видов деятельности там стало животноводство, породившее особую социальную общность людей — гаучо, со своими своеобразными обычаями и культурой.
Без чего не смогли обойтись переселенцы, так это без виноделия, благо климатические условия это позволяли. Вот и вырвалась страна в число мировых лидеров по производству виноградных вин.
Вино производят, чтобы получать удовольствие от его употребления. Это — истина. И здесь аргентинцы ничем не отличаются от любых других народов. Вина они и производят, и потребляют — много. Но поражает в Аргентине другое. Там не принято пить вино во время вылазок на природу, различных пикников и корпоративов. Аргентинцы полагают, что для этого существуют многочисленные рестораны и тому подобные заведения. Распивать любые спиртные напитки, сидя на травке, считается в стране дурным тоном, поэтому они запивают жареное мясо газированной водой и, конечно, своим любимым напитком — чаем «мате».
Национальной религией в Аргентине является католицизм. Однако он несколько отличается от традиционного, поскольку смешан с различными верованиями, привнесенными в него из разных народов. В Аргентине, как нигде в мире, благоговеют перед умершими, там широко развит спиритизм. А если упомянуть, что для аргентинцев означает посещение кладбищ, где похоронены близкие родственники и просто известные люди, то это совсем отдельная тема, имеющая чрезвычайно большое значение в их эмоциональной жизни.
Говоря об Аргентине, нельзя забыть о футболе. Футбол для подлинных аргентинцев — это все. Как утверждают сами аргентинцы: «Аргентина и футбол — это любовь навечно».
Огромная страна протянулась на тысячи километров с севера на юг, последовательно проходя через тропики и субтропики к умеренным широтам, чтобы почувствовать, в конце концов, даже ледяное дыхание Антарктики. Поэтому любители попутешествовать смогут найти в Аргентине свой любимый уголок.
История Аргентины
Национальная культура, креольская культура. Если говорить о культуре, то слово «креольский» в Аргентина имеет намного более важное значение, чем в культуре других странах Латинской Америки. В то время как в большинстве стран этот термин обозначает потомков европейцев, родившихся в Северной и Южной Америке, то в Аргентине он ассоциируется в целом с лицами смешанного происхождения, европейцами (чаще всего испанцами) и индейцами.
Многие люди используют его как синоним слов «гаучо» (аргентинские ковбои) и «метис». Аргентинскую культуру также называют культурой риоплатенсе. Это более открытое понятие, относящееся также к культуре уругвайцев, населяющих территорию бассейна Ривер Плейт.
Официальные определения культуры Аргентины подчеркивают значимость испанского и католического наследия, которое отсылает к взносам Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского во время ранних завоеваний аргентинских земель испанцами в конце 15 – начале 16 веков.
Происхождение названия Аргентина
В конце 16 века Мартин дель Барко Сентенера впервые употребил современной название страны в стихотворении «Argentina y Conquista del Desierto» («Аргентина и завоевание пустыни»). Слово «Аргентина» происходит от латинского обозначения серебра – испанцы полагали, что именно этот металл они найдут на данной земле.
Некоторые националистические и популистские сектора рассматривают гаучо как определяющий элемент аргентинской культуры. Гаучо называли всадников, которые пасли скот в центральной равнине Аргентины.
Это метисы, «дети» колониального смешивания кровей, потомки европейцев (испанцем по большей части) и коренных народов. Ультра-националистические версии определения аргентинской культуры подчеркивают арабские истоки, которые также привнесли с собой испанцы (на них арабская культура повлияла в результате многовековой оккупации).
Националистические версии также отмечают вклад коренных народов в национальную культуру Аргентины. Элитные слои общества, отличающиеся консерватизмом, настаивают на превалировании в культуре Аргентины римско-католической и испанской традиций. Из-за наплыва европейских эмигрантов на рубеже веков некоторые приверженцы испанского влияния решили объявить гаучо главным звеном аргентинской культуры.
Двойственность доминирует в самоопределении жителей Аргентины. В зависимости от политического климата и доминирующей идеологии, жители страны подчеркивают значимость то одного, то другого народа. В некоторых регионах традиции культуры отличаются друг от друга.
На северо-западе страны на культуру сильно влияние доколумбовых андских коренных традиций, а на северо-востоке (в основном в Корриентесе и на юге провинции Мисьонес) в культуре, музыке, стиле речи, еде, местных обычаях и верованиях прослеживается влияние культуры гуарани (индейцев Южной Америки).
Образование страны
Начало истории Аргентины (кратко) относится к 11 тысячелетию до н. э. Находки археологов указывают на то, что первые люди на территорию современного государства Аргентина пришли с территории Чили. Наиболее ранние поселения удалось обнаружить в провинции Санта-Крус. Археологические находки здесь смогли доказать теорию о том, что Южную Америку люди заселили очень рано, задолго до появления культуры Кловис. Аргентину доколумбовых времен заселяли древние индейцы пасиока, также здесь нередко останавливались племена кочующих индейцев.
Затем в стране стали появляться первые развитые культуры — Санта-Мария, Белен, Санагаста.
До появления испанских колонизаторов на территории государства существовали крупные города вроде Тастиля, расцвет культуры которого пришёлся на конец XV века, когда численность его населения достигла 2000 человек. Впрочем, археологи пришли к выводу, что, вероятнее всего, город покинули еще до прихода испанских колонизаторов. Вероятно, жителей города вынудило уйти вторжение инков в XV веке в тот самый момент, когда город был в самом расцвете.
Во времена испанской конкисты территорию государства оккупировали колонизаторы, сыгравшие немалую роль в истории страны Аргентины XVI—XIX веков и ее культуре. В результате двух нападений в стране были основаны два латиноамериканских колониальных центра, непосредственно связанные с Испанией.
С первых лет завоевания большинство регионов поддерживали тесные связи с латиноамериканскими колониальными центрами, а те земли, что позже стали известны как Литорал и Пампас, были в прямом контакте с Испанией, и, следовательно, с Европой.
В конце 18 века, на исходе дней Испанской империи, судьбу некоторых регионов Аргентины определили реформы Бурбонов, которые положили начало истории экономики Аргентины и культуры как современного и развитого государства. Создавая вице-королество в Рио-де-ла-Плата и выбрав Буэнос-Айрес в качестве резиденции, королевские власти осознавали, что процесс уже запущен.
Буэнос-Айрес был центром контрабандной торговли. Бурбоны разрешили свободную торговлю, и именно эти изменения оказали сильное влияние на будущее этой территории. Было положено начало высоким темпам строительства и технологическим усовершенствованиям Буэнос-Айреса.
Город стал самым важным центром коммерции и культуры не только Аргентины, но и всей Южной Америки. Просвещенные идеи, пришедшие из Европы, повлияли на мышление городских элит, которые начали отстаивать позицию независимости и экономического либерализма.
В большинстве провинций в стране начался необратимый экономический спад. Местные ремесленники не могли конкурировать с ввозимыми в порты Буэнос-Айреса товарами.
Хотя Аргентина обрела независимость от Испании в 1816 году, фактически до 1880 года ее нельзя было назвать единой нацией. Первые «независимые» годы в стране характеризуются борьбой тех, кто желал добиться большей автономности регионов (федералисты) и тех, кто выступал за централизованную форму управления (унитарии).
Это извечная борьба между цивилизацией и варварством, то есть, современных европеизированных секторов против традиционного сельскохозяйственного общества, к которому в те времена относились как примитивному, отсталому. Некоторые исследователи полагают, что такое противопоставление есть искусственное заблуждение, которое использовалось для того, чтобы власть осталась в руках помещиков. В 19 веке люди в основном соотносили себя со своей малой родиной.
Мужчин забирали в армию, убеждая мотивом защиты своей семьи. Термины «Родина» и «Отечество» обычно отсылают именно к родной провинции, но не в целом к стране и к нации. Власти, пытаясь объединить страну после военных неудач, видели, как общество презирает индейцев и гаучо, и пытались исправить ситуацию путем содействия европейской иммиграции. Вновь прибывшие иммигранты изменили как городскую, так и сельскую среду в Аргентине.
К 1880 году большая часть коренного населения Аргентины жила в малообеспеченных маргинальных регионах. Победу над индейцами, населявшими Пампас и Патагонию, была названа «Завоеванием пустыни». Захватчики распределили между собой огромные участки земли в стране. Гаучо постепенно исчезали из деревни как социальная группа.
Они боролись с иммигрантами за рабочие места в ранчо, границы которых были окружены колючей проволокой. Многие землевладельцы считали, что гаучо плохо годились для сельскохозяйственных работ и предпочитали нанимать иностранцев. Иммигранты прибывали в страну тысячами. Их было так много, что даже в таком большом городе, как Буэнос-Айрес, их количество превосходило численность самих аргентинцев.
Стратегия поощрения иммиграции обернулась против правящих классов, которые стали чувствовать себя неуютно из-за политических угроз, которые привезли с собой иностранцы, а именно социализма и анархизма. Новые политические идеи вкупе с появлением различных форм массовой культуры бросили вызов традиционной морали и господствующему социальному порядку, толкая интеллектуалов и власть имущих на размышления о том, что же из себя представляет национальная душа.
Они искали ее истоки в культуре гаучо. Эту культуру, обреченную на исчезновение в связи с модернизацией, начали возрождать в качестве национального мифа фактически те же самые люди, которые способствовали ее разрушению.
Иностранные иммигранты в Аргентине устраивали забастовки, внося тем временем свой вклад в танцы и музыку, но многие из их детей отличались вполне спокойным поведением, интегрируясь в общество и формируя средний класс.
Национальная идентичность Аргентины
Важную роль в интеграции новых социальных групп в аргентинское общество играет система образования. Несмотря на региональные и классовые различия, в целом, государственные учреждения преуспели в формировании патриотических чувств. Хотя жители Аргентины считают себя патриотами, нет единого мнения в том, что же является для них определяющей чертой в принадлежности к нации.
Споры о том, что представляет собой культура, «душа нации» приводили к ожесточенным столкновениям в стране. Некоторые считают, что национальная культура – это смесь коренных, испанских и афро-аргентинских традиций, резко преобразованной европейскими иммигрантами в начале 20 века. Для других суть национального коренится в католическом и испанском наследии.
Во время войны за Фолклендские острова главенствовало первое определение. Военное правительство, отстаивающее позицию консервативного национализма, подчеркивало связь аргентинской культуры с Испанией и католической церковью и отвергало все, что произошло на Западе после Французской революции, однако ему пришлось принять эти национальные символы, чтобы заручиться поддержкой правительства.
В течение некоторого времени в Аргентине была запрещена популярная музыка из-за ее несоответствия понятиям западной культуры христианства, но ее вновь разрешили, когда военные решили противостоять Западу в антиколониальной войне. Народная музыка, танго, рок вернулись в радиоэфиры и телевизионные каналы страны, чтобы окончательно закрепиться на уровне национального самосознания.
Этнические отношения
За исключением некоторых районов на северо-западе, Аргентина не отличалась плотной заселенностью на момент испанской конкисты. Коренные народы страны вымирали из-за суровых условий принудительного труда, переселений заболеваний, которые привезли с собой испанские завоеватели. Те индейцы, выжившие в то время, были снова поставлены на грань жизни и смерти во время военной кампании 1880 годов.
В последние годы 20 века было подсчитано, что индейцы составляют менее 1% от общей численности населения страны (то есть, примерно 300 тысяч человек). Точное количество определить трудно, потому что тех представителей коренных народов Аргентины, которые живут в городах, официальная статистика редко относит к индейцам. Во времена колонии Рио-де-ла-Плата была центром работорговли.
С конца 18 до середины 19 века чернокожие и мулаты африканского и европейского происхождения составляли 25-30% от общей численности населения Буэнос-Айреса. Их численность сократилась за последние десятилетия 19 века: в 1887 году только 8005 афро-аргентинцев жили в Буэнос-Айресе, тогда как общее число населения равнялось 433375 человек.
Самые распространенные причины сокращения численности жителей Аргентины африканского происхождения – это эпидемии, гражданские войны и смешанные браки. В конце 20 века меньше четырех тысяч человек, живущих в Буэнос-Айресе, считали себя афро-аргентинцами.
Сельских работников-метисов и афро-аргентинцев возмущало присутствие в стране огромного количества иммигрантов из Европы, которые претендовали на дефицитное жилье и рабочие места. К началу 20 века иммигрантов, родившихся за границей, уже принимали на низкооплачиваемую работу, которую раньше выполняли коренные жители страны. Они быстро интегрировались в городскую среду, часто превосходя в некоторых аспектах коренного населения Аргентины.
Это отразилось на национальной идентичности Аргентины. Одной из основополагающих черт самосознания жителей этой страны является то, что большинство жителей Аргентины – белокожие, их предки – европейцы. Этот образ сформировался благодаря иностранцам и местным интеллектуалам.
Согласно этой теории Буэнос-Айрес является истинно аргентинским городом, хотя он отнюдь не такой «белый», как описывали некоторые. Индустриализация и экономическая стагнация в Аргентине и в соседних странах привела к новым виткам миграции из провинции в столицу. Новыми жителями Аргентины были метисы. В число мигрантов также входили представители коренных народов и небольшое количество чернокожих и мулатов из Уругвая и Бразилии.
Когда у власти в стране был Перон, сельские мигранты, перебравшиеся в город, составляли его постоянную политическую «базу». Средний класс, оппонирующий Перону, презирал новый социальный слой страны, уничижительно называя его cabecitas negras («черные головы»).
Этот термин до сих пор используется в стране для обозначения метисов, чернокожих и представителей коренных народностей. Социальные конфликты в стране в 1940-1950 годах тоже иногда описывают расистским термином cabecitas. Отношение к не-белому населению постепенно принимало ксенофобский подтекст. Недостаток земли и жилья, а также рост преступности вменяли в вину иммигрантам из соседних стран. Трудно оценить точное число латиноамериканских иммигрантов в стране, но еще труднее определить, кем же они себя считают.
Нет достоверных данных статистики в отношении этнического состава 1990-х годов. Иммигранты прибывали не только из стран Латинской Америки, но и из Восточной Европы, Африки и Азии. Большинство из них находятся в стране незаконно, и никто не знает, сколько их здесь на самом деле.
Путешествие в Аргентину. Где находится Огненная Земля и почему так называется?
Южная Америка заканчивается на юге Огненной Землей с мысом Горн в самой оконечности — это общеизвестный факт. Но при этом многие считают, что все перечисленное представляет собой одно целое, то есть и Огненная Земля, и мыс Горн находятся на материковой части.
Честно говоря, и в моих представлениях это именно так и было. Как же я изумился, когда наш пятнадцатипалубный круизный лайнер шутя обошел вокруг небольшого островка Горн со скалистым выступом на южной стороне, который и оказался пресловутым одноименным мысом.
Пришлось мне смириться и с тем фактом, что Огненная Земля оказалась огромным архипелагом, состоящим из 11 больших и 30 с лишним маленьких островков, одним из которых и является остров Горн. С южной стороны Огненная Земля отделена от Антарктиды гигантским проливом, названным в честь его первооткрывателя, величайшего мореплавателя и одновременно жесточайшего пирата сэра Фрэнсиса Дрейка, а с материком их разлучает другой пролив, который носит имя еще одного великого первопроходца — Фернана Магеллана. Оба эти пролива соединяют Тихий и Атлантический океаны. Именно Дрейку удалось доказать, что Огненная Земля является архипелагом и отделена от Южного материка. С тех пор она на всех картах мира и представлена в виде группы островов.
Название Огненная Земля всем, не знакомым с историей его присвоения островам, кажущееся не вполне обычным, было дано все тем же Магелланом.
Когда эскадра из пяти кораблей в 1520 году шла мимо крупнейшего острова архипелага, на земле горели яркие огни, сопровождающиеся густым черным дымом. Магеллан, приняв эти огни за извержения вулканов, назвал эту землю Тьерра-дель-Фуэго, что в переводе на русский язык и означает Огненная Земля. Так это название и закрепилось за островами на все оставшиеся времена.
В действительности аборигены, населяющие острова, при виде чужеземцев начали бросать зеленые ветки в большие костры, у которых они грелись, чтобы предупредить соплеменников об опасности.
Ученые доказали, что люди поселились на этой территории задолго до открытия ее Магелланом. В течение тысячелетий там жили индейские племена, которые вели самый примитивный образ жизни. Несмотря на суровые климатические условия (зимой там температура падает до нуля градусов и ниже), они не носили никакой одежды и были абсолютно босы. В самое холодное время они могли набросить на себя меховые шкуры морских зверей, которых они добывали для пропитания. Кроме того в их скудный рацион входила рыба, ими же и вылавливаемая.
В те времена, когда люди поселились на этой территории, она составляла с материком единое целое. Пролив образовался значительно позже. Племена, жившие в южной части континента, оказались отрезанными от остального населения материка. Их развитие практически остановилось, все силы им приходилось тратить на добычу пропитания и топлива для поддержания огня, без которого в тех суровых условиях они не смогли бы вообще выжить.
Ледники, покрывавшие землю в период последнего великого оледенения, ушли, оставив холмистую местность с многочисленными оврагами. Морское побережье, сильно изрезанное на восточной стороне, на западной и южной имеет множество пляжей.
В настоящее время большая часть территории Огненной Земли расположена в Аргентине, в то время как часть восточных островов, в том числе и Горн, принадлежит Чили.
Первыми из европейцев на островах поселились англичане, но вскоре их потеснили испанцы, построившие первый город на архипелаге, названный Ушуайя, что в переводе с одного из индейских диалектов обозначает «город в глубине бухты».
Долгое время эти далекие земли были никому не нужны, и индейские племена, основными из которых были Яган и Селков, продолжали жить по своим обычаям. В 1834 году на Огненной Земле во время своего кругосветного путешествия на корабле «Бигль» побывал Ч. Дарвин. Будущий автор теории эволюции весьма негативно отозвался о местных индейцах. По его словам, «они настолько отличались от европейцев, что даже сравнение диких животных с домашними не поможет описать эти различия».
В полной мере проявив свои расистские воззрения, Дарвин назвал индейцев Огненной Земли «дикими собаками», заявив при этом, что у них нет духовной жизни. Он не принял во внимание, что у них была, пусть и на примитивном уровне, собственная религия. Индейцы поклонялись верховному божеству Ватаиневе и множеству других богов, с которыми могли общаться шаманы, просящие у них хорошей погоды или удачной рыбалки. Все там было, как и в других первобытных общинах, и шаманы, как самые авторитетные члены племени, имели большую власть. Странными для европейцев в те времена казались и обычаи жителей Огненной Земли. Так, они раскрашивали свои тела углем, наряжались собаками и танцевали с масками духов в руках.
Вскоре в развитие Огненной Земли вмешалась «золотая лихорадка». Слухи о наличии золота на архипелаге, подобного тому, что было найдено на Аляске, подтвердились. Джулиус Поппер, румынский инженер, получил в Буэнос-Айресе разрешение на его добычу и, возглавляя бригаду из 35 авантюристов, отправился в залив Сан-Себастьян, где вскоре начал добывать до килограмма и более золота в сутки. Поппер назвался «огненным диктатором», начал чеканить золотые монеты с собственным изображением и попытался взять в свои руки всю территорию архипелага.
Для начала Поппер решил уничтожить всех индейцев Огненной Земли. Он платил за каждый скальп, снятый с головы убитого аборигена. Вскоре, узнав о бесчинствах, творящихся в компании Поппера, правительство Аргентины было вынуждено ее закрыть. К этому времени истощилось и месторождение золота. Именно Поппер явился прообразом инженера Гарина из известного романа Алексея Толстого. Финал у обоих диктаторов оказался тоже одинаковым: обоим пришлось доживать свои дни в нищете на своих островах.
Туристам, попадающим в те места, предлагают посетить шахты Поппера, дошедшие до наших дней в хорошем состоянии.
В 1960 году правительством Аргентины был основан национальный парк Огненная Земля. Он является самым южным и единственным парком с морским побережьем из всех национальных парков в мире.
В настоящее время Огненная Земля представляет собой одно из самых безлюдных мест на Земле. Хотя там находится самый южный город на планете — Ушуайя, и еще 3 небольших города, все население архипелага, занимающего огромную площадь почти в 74 тыс. кв. км, составляет 250 тысяч человек, или 3,4 человека на 1 кв. км.