армяне почему так называются
Недавно Харьковский армянин
Филип Экозьянц обратился через facebook к своим соотечественикам с историческим вопросом.
Philippe Ekoziants (Филип Экозьянц)
По поводу Хоренаци. «Фр. Ленорман в своих «Lettres assirtologes» пишет так: «Древней истории Армении до Ахеме-нидов неожиданное освещение дало исследование клинообразных надписей и текстов. При помощи этих текстов мы можем нарисовать картину этой истории, основанной на достоверных тогдашних фактах, из которых одни-местные, другие-ассирийские. Но важно то, что история, основанная на этих достоверных фактах, нисколько не согласуется с историей армянских писателей вообще, и Моисея Хоренского в особенности. По новым данным, историю не только Армении, но и всей Азии мы должны совершенно изменить и дать ей другое освещение. армяне не имеют никакого национального предания до Тиграна, современника Кира…».
Урартолог Б.Пиотровский, сравнивая тексты, пришел к выводу, что Хоренский взял за основу своих сочинений о Паруйре Скайорди текст Евсевия Кессарийского, исключив из него лишние с его точки зрения исторические факты и персонажи и дополнив сведениями из народных легенд и неких источников, возможно, им же и выдуманных. Б.Пиотровский считает, что эти заимствования и компиляции Хоренского послужили основой для включения Паруйра в армянскую историческую традицию в качестве «первого армянского царя». Каким образом Паруйр Скайорди стал «42-м царем Армении из династии хайкидов» находится за пределами понимания.
Похожее мнение у русского автора 19в. «Армянская история своей «древностью» обязана историкам приписавшим ей эту «древность»,а не самой истории.(с)» Иван Иванович Мещанинов (24 ноября (6 декабря) 1883, Уфа — 16 января 1967, Ленинград) — русский советский лингвист и археолог, действительный член Академии наук СССР (1932), член Совета Императорского Православного Палестинского Общества.
Сан-Ладзаро-дельи-Армени (вен. San L;zaro dei Armeni, итал. San Lazzaro degli Armeni «армянский остров Святого Лазаря», небольшой остров в южной части Венецианской лагуны между островами Лидо и Сан-Серволо (Италия), один из основных мировых центров армянской культуры.
товарищи из Ватикана в 17 веке стали усиленно внушать хаям, что они и все народы монофизитского вероисповедания должны называться армянами. Кто скажет как звучит по армянски Армянская апостольская церковь?
С XII века на острове находилась карантинная станция, а позднее — венецианский лепрозорий Св. Лазаря (покровителя прокажённых), который и дал название острову.
С XVI века остров был покинут людьми. В 1717 году сюда прибыл армянский католический монах Манук ди Пьетро (Мхитар Севастийский), бежавший ранее вместе с группой последователей из Мореи, которая стала ареной военного противостояния между Венецией и Османской империей, и отдавшийся под покровительство папы римского. Община построила на острове монастырь, церковь, библиотеку (свыше 150 тыс. томов) и превратила остров в центр ориенталистских исследований.
«Происхожденіе армянскаго народа. Ею языкъ и прогмхооіс-
деніе слова: Армен г я какъ названія страны. О происхож-
деніи армянскаго народа существуете несколько разнорєчивыхъ
толкованій.
Геродотъ, жившій въ У в. до Р. X., производить
армянъ отъ фригійцевъ; географъ Страбонъ, уроженецъ Ма-
лой Азіи, современникъ Октавія Августа *), считаетъ армянъ
единоплеменниками халдейцевъ, сирійцевъ, аравитянъ; Юстинъ,
писатель П в. по Р. X., утверждаетъ, что армяне произошли
изъ колоніи, основанной грекомъ Арменосъ, который въ по-
ход; Аргонавтовъ 2 ) сопутствовалъ Язону, одному изъ ;есса-
лійскихъ князей. Но армяне опровергаютъ Страбона отсут-
ствіемъ всякаго сходства въ армянскомъ язык; съ языками
халдейскимъ, сирійскимъ и арабскимъ, отвергаютъ всі подоб-
ный толкованія, считаютъ себя первороднымъ народомъ и
ведутъ свое происхожденіе по прямой лиши отъ Ноя 3 ). Въ
подтвержденіе своего мнєнія, армяне ссылаются на книгу
Бытія 4 ), признающую Араратъ тімъ містомъ, на которомъ
остановился ковчегъ, и указывающую, что Ной и его семья,»
История Армении (Абаза)/1888 (ДО)/4
Армен Петросян
Институт археологии и этнографии
Ереван
http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/
Но армянские «ученые» упорно твердят, что на древних картах именно их Армения.
На это ответил Филип Экозьянц по поводу карты древнего Рима.
Что то подобное уже было в конце 19в. Кирион Епископ (Садзаглишвили Георгий Иеронимович) (1853-1918)
«Армяне не дают европейцам текста Ипполитова сочинения потому, что его у них пока нет. Они еще должны подделать рукопись, выдержать ее в сыром подвале, а потом уже она пойдет за древнейшую рукопись, появится в печати с обширным предисловием и послесловием. Армянские книжники усовершенствовались в подобных проделках».
Филип Экозьянц откопал наконец оригинальную книгу Жана Шардена на французском языке, на которого ссылаются все армянские историки.
религиозная секта или народ?
Почему армян называют армянами и какое их самоназвание
Всем доброго времени суток, уважаемые читатели. Сегодня затронем тему названия и самоназвания армянской нации.
Это слово впервые точно появилось в письменной истории около V века до нашей эры. Хотя еще в древнеегипетских летописях упоминалась некая ближневосточная земля Эрменен, о которой рассказывал своим подданым египетский фараон Тутмос III еще в 1446 году до н. э. Но именно в трехъязычной (древнеперсидский, эламский и аккадский) Бехистунской надписи, датируемой 517 годом до н. э., персидский царь Дарий I Великий впервые четко упоминает страну Армину (Урарту).
Примерно в это же время в древнегреческом языке засвидетельствовано слово Armenios (αρμννιοι). Оно появляется в записках эллинского ученого Гекатеем Милетским (476 г. до н. э.). И взято, скорее всего, именно из персидского языка.
Но что значит это самое «Армения»? Откуда взялось?
Некоторые ученые напрямую связывают название «Армения» с малоазиатским царством эпохи раннего бронзового века Арманум, или существовавшим здесь же чуть позже государством Арме. Но доподлинно неизвестно, на каких языках общались люди в этих давно канувших в лету царствах, какое отношение имели к армянскому народу.
По последним данным, настоящее значение слова «Армения» может быть найдено в вымершем аккадском языке. Или же связано с какими-то давно исчезнувшими индоевропейскими корнями.
Слово Ай по легенде происходит от имени древнего правителя Айка (Հայկ), легендарного прародителя всех армян и праправнука приставшего на Арарат праведника Ноя. Айк, по армянскому сказанию, победил вавилонян в 2492 году до н. э. и основал в долине Арарата первое армянское царство.
Немало историков полагают: название «Ай» может происходит от древнего анатолийского государства Хайяса, а то в свою очередь от индоевропейского слова *hééyos/*áyos, что в переводе означает «металл». Ведь именно здесь, в Малой Азии, зародилось искусство литья металла.
Новое в блогах
Армяне
Об образовании Армянского народа ходят не только легенды, но и многочисленные научные теории. Но случай с Армянами это как раз тот случай, когда легенда всё объясняет, а научная теория всё только запутывает.
История Армян началась тогда, кода ассирийский царь Салманасар V завоевал Северное Израильское царство, населённое десятью из двенадцати колен Израиля. Всё население царства было уведено в неизвестном для евреев направлении. Однако будучи неизвестным для евреев, это направление было хорошо известно самим ассирийцам.
Уведены они были на Армянское Нагорье, на то место, где ещё недавно располагалось государство Урарту, также разгромленное Ассирией. Жителей Урарту увели на западное побережье Персидского залива, жителей тех мест переселили на место бывшего Израильского царства, а самих израильтян поселили вокруг озера Ван и у подножья Арарата. Там, слившись с остатками местного населения, ранее находившегося под властью Урарту, бывшие израильтяне переняли их язык, но в основном сохранили свой антропологический тип. Вот почему Армяне так похожи на евреев.
Подтверждение этой легенды даёт и генетика – большинство Армян обладают гаплогруппой J2. Она хотя и нееврейская, но имеет с евреями общего предка. Предок это жил задолго до Авраама. Носитель исходного базового гаплотипа Армянской и еврейской популяций жил 6200 лет назад, то есть за две с половиной тысячи лет до исхода Авраама из Ура в Ханаан.
В самой Армении больше распространена другая версия происхождения армян: армянским государством, от наименования которого происходи самоназвание армян, была Хайаса, о которой достаточно подробно рассказываются в древних хеттских клинописях между 1500—1290 гг. до н. э., ещё ранее, между 1650—1500 гг. до н. э. эта страна встречалась в хеттских клинописях под названием Арматана. Сами же армяне называют себя хай, а свою страну – Хайястан. Однако вторая версия ничуть не противоречит перврой: сначала урарты захватили Хайясу, а потом на эту территорию привели протоевреев, и те смешавшись, с хайястанцами, образовали армянский этнос.
Армянский язык относятся к индоевропейской семье языков. Новейшие исследователи предполагают, что в древности он вместе с фракийским и фригийским языками входил в южную группу индоевропейских языков. Вместе с тем Армянский язык имеет черты сходства с кавказскими языками. Они прослеживаются в словарном составе, фонетике и грамматическом строе.
Древнеармянский язык сохранился вплоть до XIX в. в качестве литературного языка. Однако вследствие эволюции живой речи и взаимодействия с другими языками (персидским, греческим, арабским, грузинским, тюркскими) древнеармянский язык постепенно становился только языком письменности, получив название «грабар» («письменный язык»). Простой народ перестал понимать ого, и он сделался достоянием лишь узкого круга образованных людей и церкви.
В языке Армянского народа был обнаружен и вкратце описан 31 диалект. Некоторые из них имеют столь глубокие звуковые расхождения с национальным языком, что непонятны Армянам, не говорящим на этом диалекте. Таковы мсгрипский, карадагский, карчеванскии, агулисский, зейтунскнй, малатийский, сасупский и многие другие диалекты. Городское население современной Армении говорит на литературном Армянском языке, а Армяне диаспоры пользуются Западно-Армянским диалектом.
Армянка в традиционной одежде
Основу мужской и женской традиционной одежды Армян составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука); в Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной, войлочные и тканые – в Западной Армении, у женщин – накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь – поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. С конца 19 века эти формы одежды постепенно вытеснялись одеждой европейского покроя.
Из всех компонентов традиционной культуры Армян наиболее полно сохраняется пища. В основе традиционной пищи – зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в тонирах выпекают тонкий хлеб – лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, в том числе лапшу – аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы. Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко – мацун и пахта – тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. Мясо малоимущие ели редко: в обрядовых блюдах использовалось варёное мясо, по праздникам – жареное. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса – каша с разваренным до волокон мясом, кюфта – мясо-крупяные тефтели в супе, толма – овощные голубцы с мясом и крупой и т.д. Очень широк набор консервантов, приготовляемых из винограда и фруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушёном виде.
Традиционная семья большая, патриархальная, с чёткой половозрастной регламентацией прав и обязанностей её членов. Традиции родственной и соседской взаимопомощи в 19 веке стали разрушаться в результате развития капиталистических отношений, особенно в Восточной Армении, входившей в Российскую империю.
Армянки в армянской армии
Первое упоминание названия Армении, выступавшей тогда её синонимом Урарту, встречается в Бехистунской надписи, относимой к 520 г. до н. э. После разгрома Персидской империи войсками Александра Македонского Армения попала в зависимость от Селевкидов и управлялась особыми наместниками, из которых. двое, Артаксиас и Зариадр, в 190 до н.э., объявили себя независимыми и образовали два государства: Великую и Малую Армении. Правитель первой из них Тигран Великий объединил обе в 70 году до н.э. При Тигране II Великая Армения превратилась в крупное государство, простиравшееся от Палестины до Каспийского моря,, но вскоре Армянскокое Царство попало в полувассальную зависимость сначала от Рима, а потом и от Византии, которая в итоге поделила её территорию с персами.
Постоянные сношения все с новыми народами развили в Армянах любовь к торговле, и вскоре они поняли, какой огромной силой является капитал в повседневной жизни не только человека, но и целых государств.
В 301 году нашей эры Армения стала первой в мире христианской страной, но не приняв участия в IV Вселенском соборе, Армяне сохранили, то есть отвержение в Иисусе Христе Богочеловека.
Эчмиадзинский кафедральный собор, строившийся и перестраивавшийся с 4 по 18-й века
В 405 году Армянским ученым и просветителем Месропом Маштоцем создается Армянский алфавит, используемый Армянами и до сих пор. До Машатоца Армяне, как в прочих эллинистических государствах Передней Азии в государственной и культурной жизни пользовались сирийским и греческим письменами.
В середине VII века Армянские земли были захвачены арабами, но в 860-е годы княжеский род Багратидов объединил большую часть Армянских земель и сверг власть Арабского халифата. В885 году арабы и византийцы признали независимость Армянского царства Багратидов которое являлось самым большим и мощным феодальным государством древней Армении. В 908 году образовалось Васпураканское царство, в 963 году — Карсское царство, в978 году — Ташир-Дзорагетское царство, и в 987 — Сюникское царство. Все эти Армянские государства находились ввассальных отношениях с родом Багратидов. В 1064 году бо́льшая часть Армянских земель, за исключением Сюника и Ташир-Дзорагетского царства, была завоёвана турками-сельджуками.
В конце XII века, во времена правления грузинской царицы Тамары, Армянские земли вошли в состав усилившегося Грузинского царства. В первой половине XIII века Армяне подверглись нашествию монголов, а позднее и войск Тамерлана.
В результате многовековых иноземных нашествий Армянские земли оказались заселены тюркскими кочевыми племенами. В середине XVI века Оттоманская империя и Персия после 40-летней войны договорились о разделе сфер влияния. Восточные Армянские земли отошли к персам, а западные – к туркам.
Армянские священнослужители
Ещё в 1779 году Армяне появились на Дону. Переселением армян на Дон из Крыма командовал прославленный полководец Суворов. Ими был основан нахичевань-на-Дону, который в 1928 году слился с Ростовом. Вот почему Армян так много в Ростове-на-Дону.
В результате русско-персидской войны (1826—1828) Россия завладела Эриванским и Нахичеванским ханствами и Ордубадским округом. К XIX веку на этих территориях, в результате многовековой эмиграции и изгнания Армянского населения], Армяне составляли лишь 20 % населения. Русские власти организовали массовое переселение в Закавказье Армян из Персии и Турции, что привело к значительным изменениям демографии региона, учитывая также наличие массовой эмиграции в Турцию мусульманского населения из областей, присоединённых к России.
Армяне переселяются в Россию.
Согласно камеральному описанию Армянской области генерала Мерлини за 1830 год, в Нахичеванской провинции (сюда не входили Шарур и Ордубад) проживало 30.507 человек, из которых 17.138 человек являлись мусульманами, 2.690 человек — коренными Армянами, 10.625 человек — Армянами, переселёнными из Персии и 27 человек — Армянами, переселёнными из Турции. В 1830 ещё примерно 45 тысяч Армян Эрзурумского и Баязетского пашалыков иммигрировали на земли бывшего Эриванского ханства и поселились к юго-востоку от озера Севан. К 1832 численность Армянского населения Эриванской губернии достигла 50 %. Этнический состав региона подвергся большим изменениям также и во второй половине XIX века. В результате войны 1877—1878 годов Российская империя одержала победу над Турцией и захватила часть южной Грузии, которая впоследствии составила Батумскую область. За два года (1890—1891) из области были выселены более 31 тыс. мусульман, место которых заняли Армянские и частично грузинские переселенцы из восточных районов Османской империи. Переселение Армян из этих районов в Батумскую область продолжалось вплоть до начала XX века.
Армянские беженцы
106-летняя армянка в период карабахской войны
Название Армения: что значит слово «Армения», и почему армяне называют свою страну Хайастан (самоназвание Армении). Армянский взгляд
В нашем обзоре по армянской современной государственной публикации для заграницы поговорим о том, что значит слово «Армения», и почему армяне называют свою страну Айастан (Hayastan).
На данной странице, в частности, рассматривается, что значит слово «Армения», и почему армяне называют свою страну Хайастан (самоназвание Армении).
На данной странице, в частности, рассматривается, что значит слово «Армения», и почему армяне называют свою страну Хайастан (самоназвание Армении).
Армения относится к числу тех стран, чье название внутри и на международной арене не совпадают. Самоназвание Армении Хайастан (Hayastan), в мире же страна известна как Армения (анг. Armenia, фр. Arménie).
«Кем были наши предки, где находится прародина армян, когда армяне сформировались как самостоятельный этнос, и с каких времен они упоминаются в древнейших письменных источниках? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы обратимся к легендам и преданиям о происхождении армян, которые были записаны в древние времена и в средние века, а затем приведем древнейшие сведения об армянах и Армении.
Армянское предание о происхождении армян был создано в древнейшее время и дошло до нас благодаря «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци (Movses Khorenatsi, армянский историк, годы жизни: 410-490 н.э., живший в древнеармянском царстве, известном как Великая Армения, существовавшем на территории нынешней Армении и значительных прилегающих областях совр. Восточной Турции, Сирии. Ливана и др. землях в 190- 428 год н. э. Прим. Portalostranah.ru).
Наше предание не сохранило сведений о том, сыном какого бога был великан Хайк. Однако благодаря древнейшим шумеро-аккадским клинописным табличкам Месопотамии (III тыс. до р.Х.) мы можем восполнить этот пробел. В них говорится, что богом-покровителем Аратты — древнейшего (из известных) по сей день государства на Армянском нагорье — является Хайк, сын бога мудрости и космических (вселенских) Хайа (Hayа). Его культ связывается с истоками двух рек Армянского нагорья — Евфрата и Тигра. Не случайно, что он изображается как зачинатель этих рек.
Фактически, согласно дохристианским сказаниям, наш народ носил имя бога творца Хайа и считался наследником Хайа и его сына — великана Хайка.
Эпическое предание «Хайк и Бел» (иначе «Айк и Бел» — армянское древнее сказание, в котором говорится о восстании, которое поднял упомянутый выше мифический великан Хайк, он же Айк, против мифического же божественного владыки Вавилонии Бела; в переводе с древнего аккадского языка имя Бел означает «владыка»; Хайк победил Бела, убив того из лука Прим. Portalostranah.ru) составляет важную часть преданий о происхождении армян. В этом предании отразилось длившееся веками противостояние между Древнейшей Месопотамией и Армянским нагорьем. Согласно преданию, началом истинного армянского летосчисления является день победы Хайка над Белом. По расчетам Гевонда Алишана (Ghevont Alishan, — армянский историк, родом из Османской Турции, с детства уехавший на Запад — Венецию; годы жизни Гевонда Алишана: 1820-1901 Прим. Portalostranah.ru) этот день приходится на 11 августа 2492 года до Рождества Xристова, т.е. до н.э. (хотя существуют и иные расчеты).
Согласно армянскому преданию, по имени Хайка наш народ стал называться «хай», а страна «Хайк, Хайастан», а по имени патриарха Арама — потомка Хайка — появились названия «Армения» и «армен». Хайк и его потомки дали свои имена многим топонимам Армянского нагорья (Араманеак — горе Арагац и области Арагацотн, Арамаис — Армавиру, Ераст — реке Ерасх (Араке), Шара — области Ширак, Амасия — горе Масис и области Масяцотн, Гелам (Гегам) — Гегамскому или Гегар-куникскому морю (озеро Севан) и области Гегаркуник, Сисак — провинции Сисакан (Сюник), Ара Прекрасный — провинции Айрарат и др.).
Греческое предание о происхождении армян связано с легендой об аргонавтах, которое было очень популярно и распространено в Древней Греции. Согласно этой легенде, (древнегреческий) герой Ясон вместе со своими друзьями на корабле Арго направились к юго-восточным берегам Черного моря. Целью похода было золотое руно — символ богатства и счастья (напомним, руно — это снятый шерстяной покров овец и баранов Прим. Portalostranah.ru). В походе принимал участие Арменос, который, согласно легенде, не вернулся в Грецию, а остался в Армении, которая по его имени стала зваться «Армения».
Судя по фактам, это предание было создано и объединено с легендой об аргонавтах в эпоху походов Александра Македонского. Как эта легенда, так и мифы о греческом происхождении персов и мидян имели своей целью оправдание (эллинистических) завоеваний Александра Македонского (в духе мотива «миссия присоединения отпавших от целого»), следовательно, они не могут рассматриваться в качестве достоверных исторических источников. Однако это свидетельствует о важной роли Армении в эту эпоху.
Грузинское предание было записано грузинскими авторами в IX-XI вв. Согласно этому преданию, 8 сыновей (некого вождя племени фогармейцов Прим. Portalostranah.ru) Таргамоса (он же Торгом) стали родоначальниками 8 народов: старший сын Хайос — родоначальником армян, Картлос — грузин, остальные сыновья — родоначальниками ряда кавказских народов. Это предание носит на себе печать царства Багратидов (Багратиды — царская армянская династия, восстановившая т.н. Великую Армению, но на меньшей территории, чем было до того; правила в 885 по 1045 гг.) и предшествующих ему эпох, когда влияние армянских царей распространялось на страны, расположенные к югу от Большого Кавказа (этим обусловлено, что старшим братом является Хайос, а не Картлос).
В древнееврейском предании основателем Армении выступает Урос, сын Арама, который, однако, является потомком Сима, а не Иафета.
В арабской легенде (которая повторяется в персидских источниках) предком армян считается Армини — потомок сына Ноя Иафета (в Коране — Яфис). Эти предания в качестве первоисточников не добавляют ничего существенного в проблему происхождения армян.
Если подытожить традиционные предания о происхождении армян, можно удостовериться, что армяне представлены с подчеркнуто положительными качествами — соседство с ними желанно и почетно.
Те же самые мотивы можно проследить в ряде легенд европейских народов, которые связывают свое происхождение с Арменией. Записанная в IX веке «Англо-саксонская хроника», основываясь на сведениях «отца английской историографии» Беды Достопочтенного (VI-VII вв.), свидетельствует о том, что первыми жителями Британских островов «были бретоны, которые пришли из Армении». Согласно средневековым (германским и французским) источникам («Баварская летопись», «Песнь об Анно», «Песнь о Роланде» и др.), баварцы также являются выходцами из Армении, где Ной остановился на горах Араратских. С Арменией связывают свое происхождение баски. Интересные свидетельства об армянах сохранились в русских былинах. Восхваляя богатыря Илью Муромца, говорится, что он получил свою силу от старшего брата Святогора, который был «из гор Араратских».
В 301-м году от Рождества Христова, т.е. н.э., христианство в Армении было провозглашено государственной религией (это произошло в царстве Великая Армения, В то время существовавшем как протекторат Древнего Рима, при армянском царе Трдате III Великом, его годы правления: 287-330 гг. н.э. Прим. Portalostranah.ru), после чего все дохристианское в Армении было запрещено или же приведено в соответствие с христианским мировосприятием. Согласно первой книге Библии — Книге Бытия — все народы произошли от сыновей патриарха Ноя — Сема, Иафета и Хама. В таких условиях дохристианское предание о происхождении армян было приведено в соответствие с библейскими представлениями. Сформировалось новое предание о происхождении армян, согласно которому патриарх Хайк является сыном патриарха Торгома — потомка сына Ноя Иафета (патриарх Торгом в Библии выступает предком-эпонимом одного из древнейших армянских государственных образований — Торгомского дома (страна Тогарма или Тегарама), которое находилось в верховьях реки Евфрат и упоминается еще в XX-XVIII вв до p. X.). Отсюда имена, которые со средних веков дают армянам: «Порожденные Иафетом», «Порожденные Торгомом», «Народ Торгомский».
Таким образом, мы выяснили, что название Армения происходит от имени грека по имени Арменос, бывшего одним из спутников древнегреческого героя Ясона, посетившего Кавказ в поисков золотого руна, или же патриарха Арама. Самоназвание же Армении Хайастан происходит от имени некого мифического великана или патриарха Хайка (иначе Айка). И всё это связано только с легендами, которые часто подменяют, как представляется, факты в армянской древней истории.