армянские евреи кто такие

Армянские евреи

История армян и евреев, переплелась больше чем двадцать семь веков назад, во времена когда и речи не было об Армении и Израиле, как об отдельных государствах. Начиная со времени первого насильственного переселения евреев в земли современной Армении вавилонским царем победоносным Навуходоносром, еврейские общины были и в столице, и во всех больших городах. Это два народа, разделивших прекрасную, богатую и печальную на события историю.

Что общего

Время и события больше чем двух тысяч лет свели евреев и армян, связав в определенной степени два этих народа и оставили следы в летописях. Похожесть подмечают и не оставляют без внимания историки уже много лет. Когда-то часть народа евреев была выслана в земли Армении, есть данные о том, что отправлены были избранные, знатные люди, мастера и ремесленники. В исторических источниках это событие известно как Вавилонский плен. В Армении по данным историков евреев приняли хорошо, не принуждали менять вероисповедание. А еще их очень ценили как городских жителей, умеющих развивать культуру и различные производства.

армянские евреи кто такие. Смотреть фото армянские евреи кто такие. Смотреть картинку армянские евреи кто такие. Картинка про армянские евреи кто такие. Фото армянские евреи кто такиеЯндекс картинки

Именно поэтому в дальнейшем при строительстве городов армянский царь Тигран Великий расселял еврейские общины, чтобы они больше способствовали развитию новых поселений. Тигран Великий, а позже и его сын Артавазд II, перенявший многое от своего отца, в процессе своих военных походов часто брали пленных евреев. Но есть версия, что евреев приглашали и они добровольно направлялись к собратьям в чужие края. Часто больше половины населения городов того времени составляли именно евреи. По информации армянского историка пятого века Мовсеса Хоренаци, от этих переселенных общин произошел род Багратуни, от которого позже взяли начало два царских рода армянский и грузинский.

И именно тогда, шел второй век до нашей эры, появились первые поселения армянского народа в Израиле, также в результате политических действий царя Тиграна. Можно сказать, что в то время и появились понятия еврейские армяне и армянские евреи.


Стабильность и относительное процветание жизни евреев в Армянском нагорье была нарушена персидским царем Шапуром II, который депортировал большую часть еврейского населения в Персию, что в разы уменьшило долю евреев в Армении.

“Евреям в Армении живется хорошо”, — Иосиф Флавий сказал однажды на приеме у римской императрицы. (Первый век нашей эры)

В современном мире численность армянских евреев варьируется от шестисот до трех тысяч человек, в то время как еврейских армян насчитывают больше двадцати пяти тысяч человек. Не зря два этноса называют родственными народами — многие века они жили бок о бок, переживая взлеты и падения своих судеб. Основные их схожести можно объединить в следующие группы:

По данным Berman Jewish Databank 44,9% всех евреев проживает непосредственно в Израиле, 39% в США и 16,1% в остальных странах мира.

Армяне — это евреи или нет

Происхождение еврейского народа по сей день источник множества дискуссий. По большей части оттого, что по еврейской традиции их начало идет от Авраама, Исаака и Иакова. А это означает, что истории евреев уже четыре тысячи лет. С этнографической точки зрения это вызывает скептицизм, ведь представляется крайне сложным сохранение этнической уникальности на протяжении такого длительного времени.

Вполне возможно имеет место вопрос определения. Становление и развитие народа может включать в себя и все изменения, включая генетические, с которым народность сталкивалась не одно тысячелетие. А исторические формулировки и информация из священных писаний трактуются уже исходя из идеологии читающих.

армянские евреи кто такие. Смотреть фото армянские евреи кто такие. Смотреть картинку армянские евреи кто такие. Картинка про армянские евреи кто такие. Фото армянские евреи кто такиеЯндекс картинки

Есть исследования медицинского колледжа Альберта Эйнштейна на тему генетического происхождения еврейского народа, по результатам которого вычислено время появления первых предков современных евреев Его провели ученые Гиль Ацмон, Эдвард Бернс и Эйтан Фридман. Они изучили геномы основных еврейских популяций: сефардов, мизрахов и ашкеназов. Ашкеназами называются евреи восточной и центральной Европы, мизрахами называются евреи Ирана, Ирака и Сирии (потомки плененных персами), а сефардами — евреи, чьи предки когда-то попали в земли Греции, Турции и Италии. И выяснили, что они появились на территории Месопотамии, примерно 150 поколений назад, то есть две с половиной тысячи лет.

Армянский язык — это единственный сохранившийся язык из индоевропейской языковой семьи.

С историей армян конкретики намного больше. Их народность образовалась в промежуток с восьмого по шестой век до нашей эры в Армянском нагорье. Но начало формирования народности определяют началом второго тысячелетия до нашей эры. По крайней мере на пять веков они моложе своего брата.

Один из факторов, который заставляет задуматься о родстве двух народов — это часть общих слов в айрен лезу, то есть армянском языке, и иврите. Но это объясняется общим происхождением на Ближнем Востоке и пересечением армян и евреев с римлянами, персами, и предками англичан.

Есть популярные версии о том, что истоки обеих этнических групп берут свое начало от вавилонян и финикийцев. Даже если так, развитие народов хоть и имело много общего, но протекало по отдельности, ввиду культурных и религиозных особенностей. Самобытность двух народов сохранялась из поколения в поколение.

Даже сегодня экономическая успешность диаспор этих народов наравне с их этнической целостностью по всему миру вызывает восхищение. Может быть этим они и родственны по большей части, своим отношением к родной культуре, религии и предкам.

Геноцид армян произошел в период с 1915 по 1923 года. Его контролировала Османская Империя уничтожая и депортируя армянских жителей. Турция до сих пор не признает эти события геноцидом.

Кто такие армянские евреи

Армянскими евреями называют диаспору евреев в Армении. В Устной Торе говорится, что первые евреи попали в Армению в пятом веке до нашей эры. Они внесли свой вклад в развитие Великой Армении и их высоко ценили цари того времени. Армянские евреи развивали коммерцию и ремесла в городах. Часть принимала христианство, другая часть придерживалась иудаизма.

В современной Армении проживают в основном евреи эмигрировавшие из разных частей Советского Союза. Знаменитыми представителями этой диаспоры являются композиторы Арам Хачатурян, Арам Мерангулян и художница Гаяне Хачатурян. Они заслужили любовь многих своим выдающимся творчеством, удостаивались Сталинской награды и мирового признания, и стояли у истоков современного искусства обоих своих народов.

На сегодняшний день по разным данным численность их диаспоры в Армении достигает до трех тысяч человек. Периодически имеют место случаи антисемитского активизма, и даже среди политиков появляются антисемиты. С этим правительство борется и стремится к миру. Успешно функционируют общинные, религиозные и культурные еврейские центры и даже налажено собственное производство кошерной пищи, которая отправляется на экспорт. В Ереване установлен памятник жертвам Холокоста.

армянские евреи кто такие. Смотреть фото армянские евреи кто такие. Смотреть картинку армянские евреи кто такие. Картинка про армянские евреи кто такие. Фото армянские евреи кто такиеЯндекс картинки

В Ехегисе найдено самое первое в мире еврейское кладбище. Датируется оно тринадцатым веком. Там археологами были изучены надписи на надгробьях на иврите и арамейском языках. И там же обнаружены выбитые письмена на армянской церкви, которые сообщают о том, что эта земля была приобретена у евреев.

Великая история двух народов порождает огромное количество споров и дискуссий о происхождении как отдельных личностей, так и общего влияния на культурно-историческое развитие друг друга. История дает нам много ответов на вопросы, но оставляет еще больше вопросов, от чего процесс изучения таких интереснейших тем будет продолжаться еще очень долго.

По Закону Катастрофы европейского еврейства статус Праведники Мира был определен тринадцати армянам. Это значит, что они бескорыстно спасали жизни потомков Авраама во время Холокоста.

Источник

Еврейская история Армении II

Первое упоминание названия Армении, как преемницы древней Урарту учёные обнаружили в Бехистунской надписи, относимой к 520 г. до н. э. На картах крупнейших историков и географов древности Армения отмечена наряду с Персией, Сирией и другими древними государствами.

После распада империи Александра Македонского возникли армянские царства: Айраратское царство и Софена, впоследствии завоёванные Селевкидами. После разгрома последних римлянами в начале II в. до н. э. возникли три армянских царства: Великая Армения, Малая Армения и Софена.

В IV веке до н. э. в Армавире имелось крупное еврейское поселение. Во время нахождения на престоле Армении царя Ерванда IV евреи из Армавира были переселены в новую столицу — город Ервандашат. С приходом к власти Арташеса столица Армении переносится в построенный им город Арташат, в который также переселяются евреи из прежней столицы.

Армянский историк Ованес Драсханакертци в своём труде «История Армении» пишет, что в 55 году до н. э на армянский Престол взошёл царь Тигран II Великий. В 71 году до н. э. он заключил союз с сирийским царём Антиохом XIII. Их объединённые войска разбили армию царя набатеев Арету III и вновь захватили финикийские города.

Разгромив Израильское царство, Тигран II взял в плен множество евреев. 10 тыс. из них царь депортировал в Армению и поселяет в городе Армавир и в селении Вардкес на берегу реки Касах. Еврейские семьи, депортированные в Армению, поселились также в городах Арташат, Вагхасабат, Ервандашат, Сарехаван, Сарисат, Ван, и Нахичевань.

Армянчкий царь Артавазд II (55—34 гг. до н. э.) увёл в плен вторую волну евреев Израильского царства. На этот раз поселяет их в городе Ван. Большинство евреви, переселённые в Армению Тиграном II, со временем перешли в христианство. А вот вторая волна переселенцев царя Артавазда, так называемые ванские евреи, так и продолжали исповедовать иудаизм.

Последующие армянские цари продолжали создавать новые поселения и развивать уже существующие города. Вот для развития городов и нужны были евреи, так как они имели многовековой опыт городской жизни. В результате численность иудеев в Армении постоянно росла. В некоторых армянских городах евреи составляли до 50% населения.

Евреи в Армении развивали торговлю и самые различные ремесла. Теперь уже иудейский историк Иосиф Флавий, находящийся на приеме у римской императрицы, на вопрос, что он знает об Армении, ответил так: «…Евреям в Армении живется хорошо. »

Армянские города того периода сохраняли эллинистический облик. Их население жило относительно свободно, в том числе и евреи, которые оказывали существенное влияние на экономику городов. Армянские правители никогда не чинили препон свободному перемещению своих поданных различного вероисповедания. Такая национальная политика самым благоприятным образом сказывалась на развитии еврейских общин, занимавшихся торговлей и ремеслами.

В период правления царя Тиграна II Великая Армения превратилась в крупное государство. Оно простиралось от Палестины на Ближнем Востоке до Каспийского моря. Однако Тигран был разбит римлянами и лишился всех своих завоеваний.

В 387 г. Великая Армения подверглась разделу: меньшая, западная часть страны, отошла к Риму, основная часть – к Персии. Большинство евреев были принудительно переселены в Персию. Вот как описывает эти события армянский историк V века Фавстос Бузанд.

«…Число евреев Армении катастрофически уменьшилось после того, как захватчики, вторгнувшиеся в Армению, угнанных в плен более 83 тысяч иудеев из шести городов Армении. Из всех этих гаваров, краев, ущелий и стран вывели они пленных, пригнали всех в город Нахичеван, который был сосредоточием их войск. Этот город они тоже взяли и разрушили, и оттуда увели 2 тысячи семейств армян и 16 тысяч семейств евреев, и увели вместе с другими пленными».

Именно этот регион Нахчевана с X в. совпадает с местом проживания небольшой народности армянских зоков, исповедующих христианство армяно-григорианского толка. Историк Фавстос Бузанд перечисляет и другие армянские города, откуда персидский шах вывел армян и евреев. В частности он пишет о том, что персы в период с 360 по 370 увели из города Арташата – 40 тыс. армянских и 9 тыс. еврейских семейств, из Ервандашат – 20 тыс. армянских и 30 тыс. еврейских семейств, из Зарехвана – 5 тыс. армянских и 8 тыс. еврейских семейств, и т.д.

А вот что писал в своих трудах, современный историк, филолог, академик АН СССР Я.А.Манандян «…Не подлежит сомнению, что евреи и сирийцы… составляли в Армении значительную часть городского населения» Принудительную депортацию армянских евреев в Персию красочно описал в художественной форме Акоп Мелик-Акопян в своём историческом романе «Самвел». Большая глава романа посвящена художественному описанию угоняемым в V веке из Армении в Иран евреев.

Вот небольшой фрагмент из книги «Самвел». В нём классик армянской литературы с нескрываемыми симпатией и сочувствием описывает грустные картины угоняемых в Персию евреях: «…Пленным не предоставили никакого укрытия, и они лежали под открытым небом, прямо на голой земле, днем страдая от жгучего солнца, а ночью от холода.

Среди них были армяне и евреи. Большей часть из них приняла христианство еще при Григории Просветителе, первом католикосе Армянской церкви. Этих евреев при царе Тигране ІІ взял в плен и переселил в Армению из Иудеи Барзафран Рштуни. Доблестный полководец царя Тиграна заселил ими опустевшие после войн армянские города. И тем самым существенно пополнил население своей страны деловым и умным народом».

В этот же период времени в Талмуде, многотомном своде правовых и религиозно-этических положений иудаизма, упоминается мудрец Яков из Армении. Там же говорится о иудейской иешиве, школе по изучению Торы в армянском городе Низбис.

В середине VII века армянские земли были захвачены арабами. Они создали новыю область Арминийа. В неё вошли Грузия, Арран и Баб аль-Абваб (Дербент). Административным центром этого огромного района стал городе Двин. В селе Егехис Вайоцдзорской области были найдены надгробия на которых содержались тексты на иврите и арамейском языках.

К 1375 году после падения Малой Армении начали исчезать еврейские общины как единые этнические сообщества. Очень многие иудеи, под давлением обстоятельств, начали принимать христианство. Уже в постсоветские времена, в 1996 году, в Армении были найдены захоронения евреев XII-XV веков н.э.

Были открыты несколько еврейских надгробий в районе Ехегиза (Сюникской области Армении). О памятниках сообщил армянский священник Абрам Мкртчян, они были исследованы в 2000/1 группой израильских археологов во главе с профессором Михаэлем Стоуном и Давидом Амитом.

В одном из музее Израиля хранится обложка первого и прижизненного издания «Истории Армении» Аракела Даврижеци. Книга была издана в Амстердаме в 1669 году. В ней в частности говорится о том, что в ноябре 1603 года персидский шах Аббас I со своим 120 тысячным войском напал на Армению и покорил её.

Вот именно эти данные наглядно и доходчиво объясняют причину почти, если можно так выразиться, обезевреенной в настоящее время Армении. Практически всех, исповедавших иудаизм евреев переселили в Персию. А принявшие христианство евреи через несколько веков истино приняли христианство, а затем и менталитет армянского народа, постепенно превратившись в 100% армян.

А вот что пишут современные историки о еврейские корнях армян:

— Армяне потомки десяти колен Израиля. C окончательным разрушением в 719 г. до н.э. Израильского царства и с уводом в плен значительной части его жителей в Ассирию и отчасти в Мидию, отдельные кланы, составлявшие это царство, как бы совершенно исчезают с исторической арены. Но куда же всё-таки делись 10 колен Израиля? Это, как сегодня доказвывают историки, установить не так сложно, как казалось ещё совсем недавно. Евреи могли поселились именно в Урарту, в прародине Армении.

— При депортации масс евреев и армян из Армении Шапуром II евреи составляли большинство изгнанников из трех городов: Ервандашата, Вана и Нахичевани. Армянские историки прямо указывают, что евреи были угнаны потому что не считались персам лояльными к их режиму. И эта гипотеза со временем была блестяще подтверждена многочисленными историческими фактами активной борьбы евреев с персами.

— Интересен и сам факт наличия огромного числа евреев в городах Армении. Какая-то часть евреев могла переселиться в Хазарию. Вот что написал однажды хазарский еврей: «. евреи пришли к хазарам из Армении, потому, что были не в состоянии выносить невероятно тяжёлое иго идолопоклонников»

Географ Шемеуд-дин-Димешки в своих трудах иногда называет хазар армянами.

— Аматуни Аматуни — одно из самых могущественных армянских племён, княжеский род, живший по склонам Араратских гор. Армянский историк Моисей Хоренский в 5 веке передает, что племя Аматуни было еврейского происхождения.

— Багратуни Багратиды (Багратуни — ещё один древний, могущественный армянский род, правивший в Армении. Багратуни ведёт род от евреев, уведенных в Вавилонский плен

— Гнтуни Гнтуни (Гндуни) — древний армянский нахарарский род, владевший гаваром Ниг (Апаран). Гнуни были еврейского происхождения.

— Зоки Зоки (зок) – субэтничесская группа армян, по преданию еврейского происхождения.

— «ЗОКИ» Григорьян Карина Эрнестовна, научный сотрудникй центра цивилизационных и региональных исследований РАН (г.Москва)в своих трудах пишет, что устойчивые представления зоков и остального армянского населения об их еврейском происхождении дают право считать зоков стигматизированной группой.

— ДНК-анализ показал родство армян, евреев, турок, курдов и ассирийцев. Результаты проведенного ДНК-анализа в рамках «Armenian DNA Project» выявили родство между армянами, турками, курдами, ассирийцами и евреями, пишет газета «Миллиет»

Целью проекта было выявить генетические связи между армянами, которые после Геноцида армян 1915 года рассеялись по миру. Попутно тесное родство на генетическом уровне было обнаружено у народов, веками проживающих в бок о бок с армянами. Результаты исследования, опубликованные армянской газетой «Агос», поразили ученых.

Коллектив генетиков из Еврейского университета в Иерусалиме обнародовал результаты масштабного исследования, которое достоверно определило степень генетического родства евреев и народов, населяющих Ближний Восток.

Как сообщили руководители исследования Ариэлла Оппенхейм и Марина Файерман, наиболее генетически близко к евреям (особенно, сефардам) стоят курды и армяне, но отнюдь не палестинцы и сирийцы. У евреев и курдов, по всей видимости, был общий предок – народ, обитавший где-то в районе нынешней границы Ирака и Турции, то есть там, где и сейчас живет основная масса курдов (общий предок, по-видимому, либо ассирийцы,- северо-аккадские племена; либо израильтяне, уведённые в плен ассирийцами в VIII в. до н.э.).

— Доклад сотрудника Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Рафаэла Абрамяна был посвящен зокам – субэтнической группе, жившей до конца 1980-х годов на юге Нахичеванской области, которым некоторые исследователи приписывали еврейское происхождение.

Как подчеркнул докладчик, зоки занимали достаточно компактную часть Нахичеванской области с центром в селе Верхний Акулис. Непригодность этих земель к сельскому хозяйству и их выгодное географическое положение привели к тому, что основным занятием зоков стала международная торговля.

В свою очередь эти занятия способствовали развитию в деревнях зоков местного самоуправления и возникновению поражавших воображение русских путешественников XIX века школ, общественных зданий, массовой отправке молодежи для получения высшего образования.

Гипотеза о еврейском происхождении зоков появилась ещё в начале XIX веке. Как предположил Абрамян, поиски “чуждого” происхождения могли быть связаны с тем, что села зоков слишком сильно выделялись среди окружавших их армянских сел, а сами зоки также любили подчеркивать свое отличие от остальных армян.

Возможно, по словам эксперта, этот процесс подстегнуло то, что как раз в XIX веке переиздаются сочинения древних армянских авторов, повествующие о приводе в Армению на рубеже эр многочисленных групп евреев.

«Но все это так и не оформилось в какую-то единую доктрину и сохранилось лишь на уровне устных преданий, бытующих среди самих зоков»,- отметил докладчик. По его словам, сейчас зоки уже не живут на своей исконной территории.

Многие из них погибли во время Гражданской войны 1918-1920 годов, а оставшиеся были постепенно вытеснены из Нахичеванской области в рамках политики азербайджанизации. Последние зоки покинули деревни бывшего «Зокастана” ещё в конце 1980-х годов.

Источник

Новое в блогах

КАК ЕВРЕИ СТАЛИ АРМЯНАМИ

Армянскими евреями были великий композитор Арам Хачатурян, создатель всей современной “древней армянской народной музыки” композитор Арам Мерангулян и знаменитая армянская художница Гаянэ Хачатурян. Еврейская история Армении насчитывает свыше 2 000 лет и начинается задолго до возникновения современной Армении. Поселения евреев уже в древности имелись во всех крупных городах и столицах Армении. Исторические факты и научные данные наглядно объясняют, отчего в Армении осталось так мало евреев: почти всех, хранивших верность иудаизму, переселили в Иран, а принявшие христианство евреи стали армянами.

Еврейская история Армении насчитывает свыше 2 000 лет и начинается задолго до возникновения современной Армении. Поселения евреев уже в древности имелись во всех крупных городах и столицах Армении. Ассирия, захватившая контроль над Израилем и Урарту/Арменией за 700 лет до нашей эры, депортировала евреев на эти земли. Армянский историк Кеворк Аслан указывает, что евреи Самарии были депортированы в Армению.

Ассирийская империя

Нововавилонское царство

С поражением Ассирии Вавилон захватил большую часть Западной Азии. Иудея без мощного союзника в лице Ассирии или Египта не могла сама по себе сопротивляться большой вавилонской армии. Вавилонский царь Навуходоносор собрал огромное войско, чтобы наказать Иудею за переход на сторону египтян (598 до н.э.). Когда многочисленная армия Вавилона появились у стен Иерусалима, новый царь Иудеи, Иехония, понимая, что сопротивление бесполезно, передал город Навуходоносору (597 до н.э.). Завоеватель затем назначил Седекию новым царем для Иудеи. По традициям того времени Навуходоносор депортировал около 10 000 евреев в свою столицу в Вавилоне. Это была стратегия на ослабление сопротивления иностранному правлению путем устранения культурной элиты. Депортируемых тщательно отбирали. Это была еврейская элита из профессионалов, богатых и мастеров. Классу крестьян и другим простым людям было разрешено остаться в Иудее. Депортация еврейской элиты теперь известна как Вавилонский плен. Далее последовало сопротивление и реакция Вавилона. Через 11 лет, после того, как Седекия (Цедкияу) объявил отделение Иудеи от Вавилона, вавилоняне под предводительством Навуходоносора в 586 год до н.э. захватили Иерусалим вновь и на этот раз полностью разрушили до самого основания Храм Соломона, который часто называют как Первый храм. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Навуходоносор после разрушения Первого Храма в V веке до н. э. пригнал часть евреев в Армению.

Джеймс Тиссо. Евреев угоняют в Вавилон. James Jacques Joseph Tissot (15.10.1836 – 8.08.1902) The Flight of the Prisoners (from Jerusalem)

Армянский историк V века Мовсес Хоренаци сообщал, что род Багратуни, давший впоследствии две царские династии — армянскую и грузинскую, произошёл от евреев, пленённых и переселённых после завоевания Израильского царства в пределы Армении. Багратуни владели огромной территорией, включая гору Арарат, где, по преданию, находились остатки Ноева ковчега. Они сумели объединить несколько соперничавших феодальных княжеств и стали властителями всей Армении. Арташес отправляется к месту слияния Ерасха и Мецамора и, облюбовав здесь холм, строит на нем город и называет его по своему имени Арташатом… Выводит из города Ерванда пленных иудеев, которые были переведены туда из Армавира, и поселяет их в Арташате. В «Истории Армении» Мовсес Хоренаци пишет: Об армянском царе по имени Храчеай, современнике вавилонского царя Навуходоносора, рассказывают, что он выпросил у Навуходоносора одного из главных еврейских пленников по имени Шамбат, привел его в Армению, поселил там и осыпал почестями. От Шамбата (или Смбата) происходит, по преданию, род Багратуни, чему подтверждением служит то, что Багратуни часто давали своим сыновьям имя Смбат, и это правда.

В грузинской летописи «Картвелис цховреба» – «Житие Грузии» – сказано: И было… Навуходоносор царь полонил Иерусалим, и гонимые оттуда евреи прибыли в Картли и, обещая платить дань, выпросили у мцхетского старосты землю. И было им дано право…и там же: Семеро братьев бежали из плена и, наконец, пришли в Эклеци, где находился дворец армянской царицы Ракаэл. Здесь они вскоре приняли христианство, и трое из братьев остались в Армении. Четверо же других решили идти еще дальше на север. Так они оказались в Картли. Один из братьев возвысился и стал эриставом. Он и является родоначальником грузинских Багратионов. Несмотря на некоторые различия, грузинская историческая версия подтверждает армянскую.

Урарту в период наибольшей территориальной экспансии
в 743 г. до н.э.

Первое упоминание названия Армении (выступавшей синонимом Урарту) встречается в Бехистунской надписи, относимой к 520 г. до н. э. На картах крупнейших историков и географов древности Армения отмечена наряду с Персией, Сирией и другими древними государствами. После распада империи Александра Македонского возникли армянские царства: Айраратское царство и Софена, впоследствии завоёванные Селевкидами; после разгрома последних римлянами в начале II в. до н. э. возникли три армянских царства: Великая Армения, Малая Армения и Софена.

В IV веке до н. э. в Армавире имелось крупное еврейское поселение. Во время нахождения на престоле Армении царя Ерванда IV евреи из Армавира были переселены в новую столицу — город Ервандашат. С приходом к власти Арташеса столица Армении переносится в построенный им город Арташат, в который также переселяются евреи из прежней столицы.

Великая Армения при Тигране II

Политику переселения евреев в Армению продолжал проводить и другой армянский царь Тигран II Великий, правивший в 95—55 годах до н. э.. Как сообщает Ованес Драсханакертци Тигран, многое приведя в порядок и устроив, идет на Палестину и берет в плен множество евреев. Тигран Великий при отступлении из Израиля уводит 10 000 евреев в свои родные края, где селит в городе Армавир и в селении Вардкес на берегу реки Касах. Еврейские семьи, депортированные в Армению, поселились в городах Арташат, Вагхасабат, Ервандашат, Сарехаван, Сарисат, Ван, и Нахичевань.

Политику переселения евреев в Армению продолжает
Тигран II Великий.

В другой раз дело отца продолжил Артавазд II, царствовавший в 55—34 годах до н. э., вмешавшись в междоусобную войну евреев за трон, приняв одну из сторон, он уводит в плен сторонников другой, которых селит в городе Ван.

Первая волна переселенных Тиграном евреев со временем приняла христианство, а вторая волна переселения, организованная Артаваздом, — ванские евреи — продолжала и далее исповедовать иудаизм.

Армянские цари развивали города, и поселения евреев нужны были для их развития, так как последние имели навык городской жизни. В результате численность иудеев в Армении значительно возросла, в некоторых городах до половины от всех жителей. Евреи в Армении развивали торговлю и ремесла, так, Иосиф Флавий, находящийся на приеме у римской императрицы, на вопрос, что он знает об Армении, ответил: Евреям в Армении живется хорошо. Армянские города этого периода сохраняли эллинистический облик и жили относительно свободно, евреи составляли в Армении значительную часть городского населения и играли в торговле не последнюю роль. Правители не препятствовали свободному перемещению жителей различного вероисповедания, что способствовало благополучию еврейских общин, занимавшихся торговлей и ремеслами.

При Тигране II Великая Армения превратилась в крупное государство, простиравшееся от Палестины до Каспийского моря. Однако, Тигран был разбит римлянами и лишился всех завоеваний, кроме собственно Великой Армении (Армянское нагорье между Евфратом, Курой и Урмией) и Софены, площадью примерно 220 000 кв. км. Впоследствии Великая Армения превратилась в буферное государство между Парфией и Римом, а позднее (в III—IV вв. н. э.) — между Римом и сасанидским Ираном.

В 387 г. Великая Армения подверглась разделу: меньшая, западная часть страны отошла к Риму, основная же часть отошла к Персии. Стабильность и процветание закончились тогда, когда многие евреи были депортированы в Персию в результате захвата Армении шахом династии Сасанидов Шапуром II. О численности евреев того времени наглядно показывают данные армянского историка V века Фавстоса Бузанда, который описывает значительное число еврейских семей, угнанных в плен захватчиками вторгшимися в Армению. Всего по Бузанду было выселено 83 тысячи иудеев из шести городов Армении. “Из всех этих гаваров, краев, ущелий и стран вывели они пленных, пригнали всех в город Нахичеван, который был сосредоточием их войск. Этот город они тоже взяли и разрушили и оттуда увели 2 тысячи семейств армян и 16 тысяч семейств евреев и увели вместе с другими пленными». Именно этот регион Нахчевана (с X в. Нахичеван) совпадает с местом проживания зоков до 1989–1990. Фавстос Бузанд перечисляет и другие армянские города, откуда персидский шах вывел армян и евреев. Так, он замечает, что персы в период с 360 по 370 увели из города Арташата – 40 тыс. армянских и 9 тыс. еврейских семейств, из Ервандашат – 20 тыс. армянских и 30 тыс. еврейских семейств, из Зарехвана – 5 тыс. армянских и 8 тыс. еврейских семейств, Заришата – 10 тыс. армянских и 14 тыс. еврейских семейств, из Вана – 5 тыс. армянских и 18 тыс. еврейских семейств. Я.А. Манандян писал, что «не подлежит сомнению, что евреи и сирийцы… составляли в Армении значительную часть городского населения».” Выселение иудеев персами описывает армянский автор Раффи (Акоп Мелик-Акопян) в историческом романе о борьбе армянского народа за независимость «Самвел», в котором целая глава романа посвящена угоняемым в V веке из Армении в Иран евреям. Вот лишь один отрывок из книги, в которой с нескрываемыми симпатией и сочувствием классик армянской литературы пишет об угоняемых из Армении в Персию евреях: Пленным не предоставили никакого укрытия, и они лежали под открытым небом, прямо на голой земле, днем страдая от жгучего солнца, а ночью от холода. Среди них были армяне и евреи (большей частью принявшие христианство еще при Григории Просветителе, первом каталикосе Армянской церкви)… Этих евреев при царе Тигране ІІ взял в плен и переселил в Армению из Иудеи Барзафран Рштуни. Доблестный полководец царя Тиграна заселил ими опустевшие после войн армянские города и пополнил население своей страны деловым и умным народом. В этот же период времени в Талмуде упоминается мудрец Яков из Армении (Гиттин 48а), кроме того, упомянута и иешива (школа изучения Торы) в армянском городе Низбис.

В середине VII века армянские земли были захвачены арабами. В состав новосозданной области Арминийа (араб. ارمينيّة‎‎) вошли также Грузия, Арран и Баб аль-Абваб (Дербент) с административным центром в городе Двин.

В селе Егехис Вайоцдзорской области были найдены надгробия на которых содержались тексты на древнееврейском и арамейском языках.

К 1375 году после падения Малой Армении начали исчезать еврейские общины как единые этнические сообщества, многие начали принимать христианство. В 1996 в Армении были найдены захоронения евреев 13-15 веков н.э. Были открыты несколько еврейских надгробий в районе Ехегиза (Сюникской области Армении). О памятниках сообщил армянский священник Абрам Мкртчян, они были исследованы в 2000/1 группой израильских археологов во главе с проф. Михаэлем Стоуном и Давидом Амитом.

Обложка первого и прижизненного издания «Истории Армении» Аракела Даврижеци, 1669 год, Амстердам

В ноябре 1603 года шах Аббас I со своим 120 тысячным войском захватил Армению, после чего как пишет писатель XVIII века Аракел Даврижеци шах приказал выселить всех жителей Армении — и христиан и евреев — в Персию, чтобы османы, придя, нашли бы страну обезлюдевшей. Позже армянский писатель с симпатией и сочувствием описывал историю евреев проживающих под владычеством персидских царей.

Эти данные наглядно объясняют, отчего в Армении осталось так мало евреев. Остававшихся в иудаизме, почти всех переселили в Иран. А принявшие христианство евреи стали армянами.

Еврейские корни армян

Что пишут современные авторы:

1). История евреев в Армении
2). Евреи Армении
3). Армяне потомки десяти колен Израиля C окончательным разрушением в 719 г. до н.э. Израильского царства и с уводом в плен значительной части его жителей в Ассирию и отчасти в Мидию, отдельные кланы, составлявшие это царство, как бы совершенно исчезают с исторической арены. Но куда же всё-таки делись 10 колен Израиля? А это установить не так сложно как кажется. Поселились они именно в Урарту, в прародине Армении.
4). Евреи в Армении
5). Выселение евреев и армян из Армении Шапуром II Евреи составляли большинство среди изгнанников из трех городов: Ервандашата, Вана и Нахичевани. Армянский историк прямо указывает, что евреи были угнаны потому что не считались персам преданными, следовательно, можно предположить, что евреи активно воевали против персов.
Интересен и сам факт наличия огромного числа евреев в городах Армении. Какая-то часть евреев могла переселиться в Хазарию. Хазарский еврей пишет, что евреи к хазарам пришли из Армении «потому, что были не в состоянии выносить иго идолопоклонников». Географ Шемеуд-дин-Димешки называет хазар армянами.
6). Аматуни Аматуни (Ամատունիներ) — одно из самых могущественных армянских племён, жившее по склонам Араратских гор, княжеский род. Армянский историк Моисей Хоренский в 5 веке передает, что племя Аматуни было еврейского происхождения.
7). Багратуни Багратиды (Багратуни, Բագրատունիներ) — древний, могущественный армянский род, правивший в Армении. Багратуни ведёт род от евреев, уведенных в Вавилонский плен.
8). Гнтуни Гнтуни (Гндуни) — древний армянский нахарарский род, владевший гаваром Ниг (Апаран). Гнуни были еврейского происхождения.
9). Зоки Зоки (зок) – субэтничесская группа армян, по преданию еврейского происхождения.
10). «ЗОКИ» Григорьян Карина Эрнестовна, научный сотрудникй центра цивилизационных и региональных исследований РАН (г.Москва). Устойчивые представления зоков и остального армянского населения об их еврейском происхождении дают право считать зоков стигматизированной группой.
11). ДНК-анализ показал родство армян, евреев, турок, курдов и ассирийцев. Результаты проведенного ДНК-анализа в рамках « Armenian DNA Project » выявили родство между армянами, турками, курдами, ассирийцами и евреями, пишет газета Миллиет.
Целью проекта было выявить генетические связи между армянами, которые после Геноцида армян 1915 года рассеялись по миру. Попутно тесное родство на генетическом уровне было обнаружено у народов, веками проживающих в бок о бок с армянами. Результаты исследования, опубликованные армянской газетой Агос, поразили ученых.
12). Наиболее генетически близко к евреям (особенно, сефардам) стоят курды и армяне, но отнюдь не палестинцы и сирийцы. Коллектив генетиков из Еврейского университета в Иерусалиме обнародовал результаты масштабного исследования, которое достоверно определило степень генетического родства евреев и народов, населяющих Ближний Восток. Как сообщили руководители исследования Ариэлла Оппенхейм и Марина Файерман, наиболее генетически близко к евреям (особенно, сефардам) стоят курды и армяне, но отнюдь не палестинцы и сирийцы. У евреев и курдов, по всей видимости, был общий предок – народ, обитавший где-то в районе нынешней границы Ирака и Турции, то есть там, где и сейчас живет основная масса курдов (общий предок, по-видимому, либо ассирийцы,- северо-аккадские племена; либо израильтяне, уведённые в плен ассирийцами в VIII в. до н.э.).
13). Доклад сотрудника Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Рафаэла Абрамяна был посвящен зокам – субэтнической группе, жившей до конца 1980-х годов на юге Нахичеванской области, которым некоторые исследователи приписывали еврейское происхождение. Как подчеркнул докладчик, зоки занимали достаточно компактную часть Нахичеванской области с центром в селе Верхний Акулис. Непригодность этих земель к сельскому хозяйству и их выгодное географическое положение привели к тому, что основным занятием зоков стала международная торговля. В свою очередь эти занятия способствовали развитию в деревнях зоков местного самоуправления и возникновению поражавших воображение русских путешественников XIX века школ, общественных зданий, массовой отправке молодежи для получения высшего образования.
Гипотеза о еврейском происхождении зоков возникает в XIX веке. Как предположил Абрамян, поиски “чуждого” происхождения могли быть связаны с тем, что села зоков слишком сильно выделялись среди окружавших их армянских сел, а сами зоки также любили подчеркивать свое отличие от остальных армян. Возможно, по словам эксперта, этот процесс подстегнуло то, что как раз в XIX веке переиздаются сочинения древних армянских авторов, повествующие о приводе в Армению на рубеже эр многочисленных групп евреев. Но все это так и не оформилось в какую-то единую доктрину и сохранилось лишь на уровне устных преданий, бытующих среди самих зоков, отметил докладчик. По его словам, сейчас зоки уже не живут на своей исконной территории. Многие из них погибли во время Гражданской войны 1918-1920 годов, а оставшиеся были постепенно вытеснены из Нахичеванской области в рамках политики азербайджанизации. Последние зоки покинули деревни бывшего “Зокастана” в конце 1980-х годов.

Армянская музыка зоков

Зоки остались единственной субэтнической группой армян, сохранившими хоть какую-то еврейскую самоидентификацию. Зоком был основоположник армянской национальной профессиональной музыки и композиторской школы, отец армянского национального оркестра, создатель и разработчик оркестровой (партитурной) письменности и вокально-инструментального стиля армянской музыки композитор Арам Арутюнович Мерангулян (1899/1902-1967). Фамилия “Мерангулян” на языке зоков произносится как “Мерангули” и означает: “Меранский блаженный”.

Арам Мерангулян. Мухаммес (ария) «Эй, оки джан» («О, ты душа»), написанный на слова персидского поэта Низами Гянджеви. Исполняют: солист Д.Погосян; Ансамбль народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении имени Арама Мерангуляна. Дирижёр Арам Мерангулян. 1959 год. Реставрированная запись.

Танец с саблями из балета “Гаяне”

Старинная песня зоков

В 1979 на выставке в Доме Юстиции, в Париже, Марк Шагал, увидев картины Гаянэ, произнес великую фразу: “Гаянэ обогнала художников на столетие. Она недосягаема!”. Ею восхищались Тонино Гуэрра, Андрей Тарковский, Мартирос Сарьян, Гия Канчели. О ней снимали кино: “Гаянэ”, “Голубой ветер, запах миндаля”, “Я – Гаянэ из Тифлиса”.

2 мая 2009 года Президент Армении Серж Саргсян выразил соболезнование по случаю смерти выдающейся художницы Гаянэ Хачатурян. “Армянское художественное искусство понесло большую потерю. Из жизни ушла выдающаяся художница, мастер цветов грез и сказочных образов Гаяне Хачатурян”, – говорится в послании президента, предоставленном пресс-службой главы государства. Президент отметил, что после Параджанова она стала своеобразным символом общины тифлисских армян, чье имя давно вышло за пределы страны и национальной принадлежности. “Искусство Г. Хачатурян поистине направляет и цветными образами ведет нас к чистым горизонтам оптимизма”, – говорится в послании. Глава государства с сожалением отметил, что крупная персональная выставка Гаянэ Хачатурян, предстоящая в рамках всемирно известного биенале Венеции, пройдет без нее.“Выражаю глубокие соболезнования родным и поклонникам великой художницы. Утешимся тем, что художник смертен, а его создания – бессмертны”, – подчеркнул президент Армении.

Сама художница описывала свои картины как отображение сказок и историй рассказанных бабушкой, по этой причине они получались театральными. Предки Гаянэ Хачатурян из Агулиса. Бабушка по матери была из богатой купеческой семьи зоков — армян, произошедших от евреев.

Гаянэ Хачатурян в еврейской кипе. Гаянэ Хачатурян в знак уважения к передкам работала только в еврейском мужском головном уборе.

Людмила Улицкая рассказывает о незабываемой встрече с Гаянэ:
“А теперь откройте дверь, и сидите здесь, а я пойду в другую комнату”, – и Гаянэ вышла, а я осталась на кухне в некотором недоумении.
Сначала я услышала не то покашливание, не то всхлипывание. А потом раздался звук, не похожий ни на что на свете: голос ангела и его трубы, мужчины и женщины, немного зверя и немного птицы. Это была старинная песня зоков, полурастворившейся армянской ветви, с архаическим языком и собственной историей… Бабушка Гаянэ происходила из зокского рода, и от нее Гаянэ научилась этой песне. Мне была оказана честь, и мой московский дом, безалаберный, хаотический и уютный, чувствовал то же, что и я: смущение, благодарность и гордость. Мы были удостоены посещения древней и могучей силы, о которой давно забыли в больших городах, в суматошной пустоте торопливого времени…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *