арт терапия что это такое простыми словами
Приемы Арт-терапии в работе психологов и педагогов
Приемы Арт-терапии в работе психологов и педагогов
Быть педагогом, детским психологом – это огромная ответственность и прекрасная миссия! В раннем детстве формируются базовые представления ребенка о себе и о жизни. Именно по этой причине труд педагогов и детских психологов является одним из самых ответственных и важных в современном мире, их работа направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих гармоничному развитию личности дошкольника. Для успешной реализации всех задач педагог проявляет подлинное профессиональное мастерство и творческий подход к своему труду. Арт-терапевтические приемы расширяют профессиональный инструментарий деятельности педагогов, детских психологов, помогают воспитателям и родителям развивать таланты своих детей и воспитанников.
В современной практической психологии, педагогике, в системе дошкольного воспитания, в образовании и даже бизнесе арт-терапевтические техники используются достаточно активно. На самом деле мы все применяем приемы арт-терапии в повседневной жизни, просто не всегда знаем, что, например, сочинение какой-нибудь забавной истории для того, чтобы ребенок успокоился и уснул, является способом сказкотерапии. Давайте разберемся, что же такое арт-терапия, каковы ее виды и направления, и как арт-терапия может влиять на нашу эмоциональную сферу.
Само слово «арт-терапия» состоит из двух: арт — искусство, и терапия — лечение. Именно как метод лечения стал применяться в 30-ые годы прошлого столетия в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенных в США. Поначалу метод арт-терапии предлагался как метод лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. Однако сейчас рамки терапии искусством намного расширились, и из метода лечения арт-терапия перешла в разряд способа эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и понимания своего отношения к миру и к самому себе. В этом широком смысле мы и будем рассматривать арт-терапию.
Целительное свойство искусства было известно с древних времен. В Греции, в Эпидавре есть храм бога врачевания – Асклепия (в римской мифологии – Эскулапа). И недалеко от святилища находится хорошо сохранившийся античный амфитеатр, где давались театральные представления. Уже тогда люди понимали, что успех лечения зависит не только от снадобий, медицинских процедур, но и от душевного состояния больного. Спектакли были частью лечения тех, кто приезжал в Эпидавр восстановить свое здоровье. Эдакий «санаторий» до нашей эры. Со-переживание, со-участие как совместное переживание и участие в процессе театрального действия давало возможность зрителям осознать и прочувствовать свои эмоции, чувствовать себя частью той истории, которая разыгрывалась на сцене. Такого рода самовыражение создавало исцеляющий эффект, ускоряло процесс выздоровления.
Произведение искусства отражает эмоциональное состояние автора или художника, эти эмоции и чувства могут быть созвучны тем, кто смотрит спектакль, картину, фильм, кто читает книгу или слушает музыку. В каждом человеке есть творческое начало, обратите внимание, как играют дети: они фантазируют, создают свои миры. В игре развивается личность ребенка, и став взрослыми, мы, к сожалению, теряем спонтанность, непосредственность, легкость и творческое восприятие. Вместо того, чтобы выражать свои эмоции, мы их подавляем. Мы часто путаем способность управлять своим эмоциональным состоянием с гиперконтролем.
Дошкольное детство – это период развития эмоционально- волевой сферы ребенка, это период творческой активности, игры, развития воображения и наглядно-образного мышления. Игровая деятельность является ведущей в дошкольный период. Применяя во взаимодействии с ребенком приемы арт-терапии, игровой терапии воспитателям, психологам, родителям проще установить контакт и помочь ребенку справляться с различными проблемами. Например, такими, как:
Повышенная тревожность, неуверенность в себе;
Сложности адаптации в детском коллективе, в общении со сверстниками и со взрослыми;
Агрессивность, импульсивность в поведении
Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная)
Арт-терапевтический подход в воспитании ребенка среднего и старшего дошкольного возраста наиболее эффективен, с помощью арт-терапевтических упражнений ребенку легче социализироваться, развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе. Арт-терапия способствует развитию речи, мышления, внимания и памяти.
Применяя арт-терапевтические приемы на занятиях с детьми среднего и старшего дошкольного возраста воспитатели, педагоги-психологи, родители дают возможность каждому ребенку раскрыть свой творческий потенциал, помогают становлению личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
В качестве примера можем рассмотреть вариант одного группового занятия с детьми.
Правила трех «НЕ» НЕ драться; НЕ кусаться; НЕ обзываться. Эти правила можно символически обозначить на доске и напоминать, если это необходимо. Или сделать карточки и каждый раз, когда ребенок нарушает одно из правил, показать ему соответствующую карточку. (Как в футболе, когда судья показывает игрокам красную или желтую карточки)
Можно: быть активными, задавать вопросы (только по очереди), слушать других; рисовать, лепить, танцевать, сочинять истории, фантазировать, играть.
Нужно: договариваться, спрашивать у других детей, что им интересно делать, и потом предлагать свои игры.
Важно: поощрять творческую активность детей. НЕ давать оценок, поддерживать инициативу.
Цели занятия: развитие коммуникативных навыков и уверенности в общении, развитие образного мышления и творческой активности.
Приветствие: Я – имя (ребенок называет свое имя) и – качество (веселый, быстрый, шустрый, смелый и т.п.) Группа повторяет имя и качество, которое на этом занятии хочет развивать ребенок. 5 мин.
Разминка: вместе маршируем под музыку. Обсуждаем и принимаем правила работы в группе. 5 мин.
Рекомендации воспитателям и родителям для проведения занятий с применением метода арт-терапии.
Предлагая ребенку или группе детей то или иное упражнение из арт-терапии прежде всего ориентируемся на то, что предлагает сам ребенок, следуем за его фантазией
Чтобы направлять ребенка, задаем ребенку вопросы: «Как ты считаешь, на что это похоже?» «Что бы ты хотел изменить в этом рисунке, композиции, истории?»
Творческая атмосфера на занятиях предполагает, что воспитатель не дает шаблонных решений, а помогает ребенку самому найти свой способ самовыражения
Упражнение «Карточки метафор»
Цель: развитие коммуникативных компетенций ребенка с помощью метафор, узнать с кем ребенок идентифицирует себя. Упражнение развивает образное мышление, способствует развитию воображения и творческой активности.
Ребенку даем по 3 пустые карточки (размер 10см х 15см) и задаем следующие вопросы:
1. Если бы ты был сказочным персонажем, то каким?
2. Если бы я был бы режиссером, то кто был бы главным героем твоего фильма или мультфильма?
3. Если ты был бы артистом, то какую роль хотел бы сыграть?
Предлагаем на каждой карточке символически изобразить ответ.
Далее ребенок показывает, что он изобразил на карточках, и описывает каждую карточку. Отвечает на вопросы проективного интервью:
Как этот сказочный персонаж может отстаивать свою точку зрения? Будет ли он спорить со взрослыми? Как он будет убеждать своих сверстников?
Как герой фильма или мультфильма будет вести себя во время конфликта?
В чем преимущества той роли, которую ты придумал?
4. Подведение итогов занятия. Обсуждение, что было интересным на занятии, и чему хотелось бы уделить внимание на следующем занятии. Рекомендации для родителей. 5 мин.
Услышав диагноз аутизм, большинство родителей впадает в отчаяние и не знает, что теперь делать. Детский аутизм – это не безысходность и не приговор, подобные расстройства давно исследуют ученые и предлагают множество способов для успешной борьбы с недугом и всестороннего развития таких детей.
Одним из действенных методов анализа и коррекции поведения детей с РАС является терапия АВА (applied behavior analysis). О ней мы и поговорим сегодня, рассмотрим ее суть, цели, плюсы и минусы.
Аутизм – что за расстройство и как проявляется
Аутизм не является заболеванием, но при этом отличается нарушениями в развитии разной степени тяжести, проблемами с мышлением, поведением, двигательными и речевыми функциями. Возможны два сценария возникновения расстройства аутистического спектра: от 8 месяцев до полутора лет и в возрасте от 2 до 5 лет.
Статистика обнадеживающе уверяет нас, что помощь квалифицированных специалистов при аутизме приносит ощутимые результаты в восстановлении функций и улучшении умственных возможностей маленьких пациентов и способна максимально адаптировать их к социуму.
Результатами работы психологов могут стать:
Для хороших результатов очень важно выстроить верный маршрут обучения и найти методики, которые помогут добиться положительных изменений. Одной из таких методик и является АВА-терапия.
Что такое АВА-терапия простыми словами
Аббревиатура «АВА» расшифровывается как «прикладной анализ поведения». Подход очень популярен и является отличным коррекционным методом для людей с ОВЗ, а особенно – для детей-аутистов.
Терапия направлена на внесение в жизнь ребенка необходимых отсутствующих навыков. Основной ее принцип довольно прост: если малышу нравятся результаты и последствия его действий, то он будет с радостью их повторять. Поэтому в процессе занятий каждое достижение поощряется (похвалой, оценкой, игрушкой, конфетой), а неудача не одобряется или игнорируется.
Для того, чтобы ребенок с расстройством аутистического спектра мог справиться с заданиями, их разбивают на небольшие блоки, каждый блок содержит навык, который необходимо освоить. Со временем блоки соединяют, чтобы ребята могли решать более сложные задачи. Таким образом дети учатся слушать, воспринимать информацию, доносить до собеседника свои мысли, вести себя в разных ситуациях.
Самый базовый блок выглядит примерно так:
Какие результаты даст АВА-терапия?
При регулярных занятиях и значительных усилиях педагогов, родителей и самих детей АВА-терапия дает следующие результаты:
Преимущества и недостатки АВА-методики
Среди родителей происходит много споров об этом методе, некоторые ставят под сомнение его эффективность. Это происходит от того, что в Интернете можно найти прямо противоположные мнения об АВА-терапии. Давайте максимально подробно рассмотрим ее плюсы и минусы.
Все вышесказанное говорит о том, что для того, чтобы получить ощутимые результаты работы с аутистами нужен квалифицированный специалист, отлично владеющий методикой АВА. Освоив нашу программу обучения, вы сможете предлагать действительно качественную помощь особенным детям.
Этапы АВА-терапии
С чего же начать АВА-терапию и как извлечь из нее максимум пользы?
В начале пути для успеха необходимо:
принять особенности малыша, научиться воспринимать его таким, каков он есть (не жалеть, не роптать на судьбу, понимая, что все это бесполезные занятия, которые никак не улучшат ситуацию);
понаблюдать за ребенком, чтобы выявить, что ему нравится, а что нет (такая информация нужна для занятий по методу прикладного анализа поведения);
не рассчитывать, что АВА-подход поможет найти причины расстройства (АВА – это метод коррекции последствий аутизма, который поменяет поведение ребенка).
Специалисты разрабатывают терапевтические программы АВА, учитывая индивидуальные особенности и возраст детей, но наилучший эффект выявляется у занимающихся с двух лет. В процессе занятия ведущую роль всегда берет на себя педагог/психолог, он направляет малыша, контролирует все его действия. Очень важно, чтобы родители тоже принимали участие в обучении и дома работали с ребенком, закрепляя полученные на уроках навыки.
Начинать терапию следует с самых легких упражнений. Например, педагог просит малыша выполнить простое действие: «Возьми в руку карандаш!». И тут же показывает, как именно это нужно сделать. Подсказка озвучивается несколько раз, после чего повторяется просьба уже без подсказок. Каждый случай, когда ребенок правильно делает то, что просят, поощряется. Неудачи игнорируются.
Когда терапевт видит, что упражнение освоено, маленький пациент действует верно и без подсказок, можно двигаться дальше. Каждые последующие задания усложняются, простые действия чередуются с более трудными. Со временем меняют обстановку для проведения терапии (например, выходят из помещения на улицу) и подключают новых людей (родителей и других членов семьи).
Начинать и заканчивать урок следует действиями, которые нравятся малышу.
Обучение можно считать оконченным, если малыш усваивает навыки за одно-два повторения (к примеру, нужно всего пару раз показать ему, как открывается замок ключом, чтобы он смог это сделать самостоятельно).
Сколько необходимо заниматься?
Время занятий – очень значимый момент. Для получения заметного и стойкого результата необходимо заниматься с малышом регулярно и много. И это не просто слова: американский психиатр Ловаас, один из родоначальников терапии АВА, провел анализ результатов и выявил, что почти половина детей, которые занимались по методике не менее 40 часов в неделю, в итоге поступили в обычную школу и достигли нормы показателей интеллекта и поведения к концу учебного года.
Нерегулярные и малопродолжительные уроки могут и вовсе не дать никакого эффекта. Помните, что лень и АВА-терапия – несовместимы, и будущее вашего ребенка зависит от вашего трудолюбия и ответственности.
Развитие речи у детей с РАС
Отдельно затронем тему развития речи, потому как это одна из самых важных проблем, с которой неизменно сталкиваются педагоги и родители. Работа АВА-терапевта в этом случае выстраивается также на принципе блоков. В случае проблем с речью подключаются и другие специалисты – дефектолог, логопед, нейропсихолог, психолог. Основная задача всей этой команды – помочь ребенку освоить речевые навыки и дать ему способность к общению. Для этого посредством специальных техник:
развивают слуховое внимание и восприятие;
стимулируют произвольное внимание;
обучают пониманию слов;
улучшают артикуляционные способности;
проводят постановку правильного дыхания;
помогают освоить принципы построения фраз.
Успех комплексных упражнений будет зависеть от точного и систематического выполнения методов и исходного состояния ребенка.
Дорогие родители, не надо заранее придумывать проблемы, которые непременно настигнут вас и вашего малыша из-за того, что он не такой, как все. Счастье возможно для всех детей, и задача взрослых – приложить все усилия, чтобы помочь непростым малышам полноценно существовать в нашем обществе.
Исцеление искусством: что такое арт-терапия и как работают арт-терапевты
Арт-терапия — мягкий и безопасный способ работы с личностью при помощи творческого самовыражения. Она принадлежит к Терапии искусством. К ним же относят и интермодальную терапию, драматерапию, музыкотерапию, сказкотерапию. Эти направления в русскоязычных странах часто п утают и называют видами арт-терапии.
В России существуют авторские методы Терапии искусством, аналогов которых нет в других странах: терапия творческим самовыражением, фелт-терапия (терапия непряденой шерстью), артсинтез терапия.
Арт-терапия эффективно позволяет эффективно работать:
Однако клиент может прийти к арт-терапевту, даже если ему просто стало любопытно: «А что для меня может быть интересного и полезного в этих занятиях?».
Возрастных ограничений у арт-терапии нет. Этот метод можно использовать в работе с детьми и людьми преклонного возраста. Ограничения могут быть связаны с конкретными техниками и структурой занятия (например, у детей не сформирована способность к рефлексии, поэтому упражнения для них будут отличаться от упражнений для взрослых), с особенностями клиентов.
Индивидуальный сеанс арт-терапии длится от 45 минут до полутора часов. Количество сеансов зависит от целей терапии. Сеанс групповой арт-терапии длится от одного до трех часов (возможны и другие варианты).
Выбор метода арт-терапии также зависит от запроса и целей клиента. На разных сессиях могут использоваться разные виды искусства.
Чем арт-терапия отличается от творчества
В России до сих пор существует миф о том, что арт-терапия связана с творчеством, и чтобы использовать ее методы как специалист или как клиент, необходимо уметь рисовать, танцевать, петь, играть на сцене и т. д.
Но арт-терапия — это вид психотерапии, тут важно, что человек изображает, а не как. Клиент не создает произведение искусства. Он не думает о красоте, сочетаемости цветов, технике исполнения. Для него творческая активность — способ выразить, осознать, переработать свои эмоции и чувства, переживания, установки и ценности.
У арт-терапевта нет цели развить у клиента умение рисовать, лепить, танцевать, поэтому он не оценивает качество полученной работы (например, рисунка, театральной сценки, фигурки из пластилина).
Чтобы клиент мог раскрыться, не думая о своих творческих способностях, арт-терапевт создает безопасное пространство, в котором никто не будет оценивать, критиковать и обесценивать степень соответствия работы клиента общепринятым канонам.
Например, в группе по арт-терапии у одного ребенка детально прорисованная картинка, а у второго «каляки-маляки». Арт-терапевт обязательно найдет что-то интересное в каждой работе и поможет разглядеть это самому ребенку. А еще он поможет найти значимые темы в нарисованном, проявить скрытые там чувства и выразить мысли.
Как работает арт-терапия
В основе арт-терапии — механизм проекции, способность психики проецировать внутренние процессы, переживания, мысли на внешние объекты: людей, события, произведения искусства.
Наше внимание с детства обращают на способность искусства «задевать струны души». Например, слушая мелодию на уроке музыки, преподаватель спрашивает: «Какое чувство передает автор произведения?». И дети могут ответить на этот вопрос. Человек получает впечатления от увиденного и услышанного, реагирует на него собственным творчеством, своими проекциями, образами, которые возникают в ответ на воспринятое.
В арт-терапии происходят такие же процессы: клиент видит разные цвета, но лишь некоторые из них сегодня притягивают его взгляд. Он чувствует, что эти цвета созвучны с тем, что у него внутри.
Творческий процесс позволяет более мягко подойти к сильным эмоциям, проявление которых в обычной жизни может блокироваться, сдерживаться защитными механизмами психики. Заблокированные переживания не исчезают, а копятся, создавая дискомфорт и напряжение. Арт-терапия дает возможность разрядки, помогает выразить эмоции через творчество, осознать и принять их в поддерживающей атмосфере сессии.
Где может работать арт-терапевт
Уровень заработной платы, в зависимости от региона и организации, варьируется от 12 130 рублей (официальный минимальный размер оплаты труда в России) до 70 000 рублей. Арт-терапевты требуются в детских садах, подростковых центрах, коррекционных образовательных учреждениях, общественных организациях, психологических центрах, больницах, в работе с пожилыми, в ресурсных центрах.
Востребованы и частные специалисты. В частной практике, в Москве индивидуальный сеанс арт-терапии в очном формате стоит в среднем от 2000 до 5000 рублей, групповые очные занятия (2-3 часа) — от 1000 до 2000 рублей, однодневное групповое занятие (8 часов) — около 5000-7000 рублей, двух-трехдневное — от 8000 до 15000 рублей.
Индивидуальные консультации онлайн стоят в среднем от 2000 до 3000 рублей, онлайн-работа в небольшой группе (2-3 человека) — от 1500 до 5000 рублей, вебинары с большим количеством участников — от 500 до 1000 рублей за человека.
Где учиться на арт-терапевта
Быстрее всего можно овладеть специальностью «арт-терапевт», имея базовое психологическое образование. В этом случае достаточно пройти курс профпереподготовки. Такое обучение подойдет и для педагогов, социальных работников и других представителей помогающих профессий, которые уже имеют опыт работы с людьми.
Отметим: чтобы получить профессию арт-терапевта, человеку не нужно обладать творческими талантами и специальными навыками в области искусства.
«Важно заметить, что работает не только и не столько арт-терапия, вернее, ее отдельные техники, сколько арт-терапевт или терапевт искусствами. Это справедливо в отношении любого направления психотерапии.
Мы как терапевты работаем своей личностью, знаниями, личным и профессиональным опытом, своим поведением, эмоциональным реагированием, а также способностью выдерживать переживания других — и поддерживать — словами, своим «человеческим» образом в целом.
Кроме того, мы работаем, придерживаясь тех или иных рамок в ходе сессии. Рамки — это методология (построение сессии в целом, этапы, правила проведения техник), творческий процесс, отношения с ним и с его результатом — арт-формами.
Что касается популярного вопроса про обязательное развитие таланта у клиента, отмечу, что все-таки порой цель развития творческих способностей, креативности ставится самими клиентами, и мы помогаем им в этом.
Под «творческими способностями» скорее понимается способность мыслить нешаблонно, оригинально, уметь смотреть на вещи с необычного ракурса, подмечать детали, вдохновляться, искать, активно пробовать новое, комбинировать уже известное и т. д.».
В Институте прикладной психологии в социальной сфере проводится обучение по программе профпереподготовки, по итогам которой присваивается квалификация «Практический психолог» с дополнительной квалификацией «Арт-терапевт».
Арт-терапия – метод коррекции в психологии
Арт-терапию по праву называют самым увлекательным и даже мистическим направлением в практической психологии. Эта техника богата на интересные и эффективные методики, которые помогают успокоить душу и тело, облегчают или снимают симптомы разных недугов. Для многих людей – это еще и хобби, позволяющее проводить время с пользой и удовольствием.
Сегодня мы расскажем вам обо всех достоинствах этого метода, о его видах, о том, кому может помочь арт-подход и как его используют в коррекционной работе психологи.
Понятие арт-терапии и история ее возникновения
Название метода говорит само за себя: это лечение творчеством, и оно не предполагает никаких таблеток, уколов или массажа. Вам понадобятся только лист бумаги, краски или карандаш, песок или пластилин, фотографии или картинки – словом, все то, что поможет творить!
Говоря образно, арт-терапия – это некий мост между сознанием и подсознанием личности, между разумом и чувствами, требующий участия души и обеспечивающий ей возможность погружаться в красоту.
Понятие арт-подхода впервые употребил в 1938 году художник Адриан Хилл, проходивший в то время лечение в туберкулезном санатории. Постоянно рисуя в процессе реабилитации, он заметил, как улучшаются при этом его психологический настрой и здоровье в целом. Метод Хилла так понравился медикам, что уже в следующем году художника пригласили в качестве специалиста для работы с другими пациентами.
Сегодня арт-подход с отличными результатами используют психологи, психотерапевты и педагоги для решения множества задач, начиная от самовыражения и раскрытия творческого потенциала и заканчивая адаптацией в обществе взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Арт-терапия может быть:
Самым значимым плюсом этого подхода является тот простой факт, что благодаря творчеству мы переживаем исключительно искренние эмоции – восторг, любовь, радость, страх, досаду, горечь. И все эти чувства, даже негативные, со стопроцентной вероятностью не вызовут у нас психической травмы. Когда человек лепит зверюшек из пластилина, рассматривает фотографии закатов и рассветов, сочиняет слова к песне или рисует цветы – он не просто творит, он учится смотреть на мир с позиции наблюдателя, чтобы понять самого себя, свои мысли, желания и поступки. Выходит, что творчество дает человеку реальную возможность выявить свое истинное предназначение, решить внутренние проблемы и ответить на самый главный вопрос: «Что я сам могу сделать для этого мира?».
Основные цели арт-подхода
При помощи арт-терапии достигаются следующие цели:
Кому поможет этот метод
К арт-терапевтам приходят за помощью сотни пациентов, желающих изменить себя. Огромный спектр задач, с которыми арт-терапия успешно справляется, уникальность методики и отсутствие каких-либо противопоказаний побуждают психологов и просто интересующихся людей осваивать курс Арт-терапии, изучать этот метод и включать его в свою практику и жизнь.
Безусловная оригинальность метода состоит в том, что он подходит всем людям, вне зависимости от их пола и возраста, и практически без исключений дает ярко выраженный положительный эффект.
Взрослым людям арт-терапия помогает пересмотреть проблемные вопросы, выработать новое поведение, развить креативное мышление и таланты, а детям – раскрыть творческий потенциал, сформировать нервную систему и психику, установить контакт со сверстниками и поддерживать оптимальный уровень интеллекта в соответствии с возрастными нормами. В работе с малышами с особенностями развития арт-подход способствует в решении проблем со зрением и моторикой. Благотворно сказывается на общем психологическом состоянии и сама атмосфера занятий – игровая и дружественная.
Заметим, что средства невербального общения, используемые в арт-подходе, очень важны для взрослых и детей, которые испытывают сложности в общении и/или выражении своих мыслей.
К арт-терапии следует обратиться:
чтобы справиться с психологической травмой, потерей, посттравматическим расстройством;
при кризисном состоянии или конфликтной ситуации;
для развития целостности личности;
чтобы избавиться от тревог и страхов;
при желании сохранить силы в условиях жизненных неурядиц;
чтобы избавиться от стрессовых переживаний;
для улучшения отношений с близкими людьми;
при желании лучше понимать свой внутренний мир;
чтобы научиться получать удовольствие от жизни, выражать свои чувства;