артос в православии что это такое и как употреблять

Что такое артос?

Зачем он нужен? Как его хранить и употреблять?

Артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.

артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть фото артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть картинку артос в православии что это такое и как употреблять. Картинка про артос в православии что это такое и как употреблять. Фото артос в православии что это такое и как употреблять

Со времен древнейшей апостольской Церкви хлебу предавали огромное символическое духовное и богослужебное значение. Он символизировал собою Тело Христово. Это установление самого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Луки сказано: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Сама Евхаристия или Божественная литургия называлась в древности «преломлением хлеба».

Вспомним также, дорогие братья и сестры, как в старину в крестьянских семьях относились к хлебу наши дедушки и бабушки. Это сейчас мы с ним обращаемся как с одним из ряда обычных продуктов, которые можно ронять на пол, выбрасывать в мусорную корзину и прочее. Но не так было раньше. В крестьянских семьях хлеб резали аккуратно и бережно, также вкушали его, крошки подбирали и высыпали в реку или отдавали животным.

С апостольских времен твердо установилась традиция во время общей трапезы один хлеб оставлять и откладывать его на возглавие стола Господу. Это было символом того, что Христос и по Своем вознесении на небо невидимо присутствует в Церкви. То же самое случилось и по Успении Пресвятой Богородицы. Апостолы и ученики начали по преданию на трапезе откладывать хлеб и для Девы Марии, назвав его «панагией», что переводится с греческого языка как «всесвятая» (один из эпитетов Божьей Матери). Позже панагией стали именовать и саму просфору, из которой на проскомидии изымалась частичка в честь Пресвятой Богородицы.

Издревле и по сей день в православных монастырях служится чин возношения панагии. После Божественной литургии игумен в специальном сосуде износил из храма на братскую трапезу панагию, где она раздроблялась и вкушалась братией со специальной молитвой перед едой. Таким образом, трапеза, как и в древние времена вечеря любви-агапа, на которой совершалась Евхаристия, становилась частью богослужения, непрерывно связанного с Литургией.

Отголоском данной древней традиции и подтверждением, что мы, православные христиане, и сегодня существуем в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (9-й член Символа веры), является пасхальная традиция освящения и раздробления артоса.

Слово «артос» переводится с греческого языка как «квасной хлеб». Это особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова. В Типиконе (Уставе) артос назван просфорою всецелою. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии. С другой – это символ Церкви, в которой находится каждый из нас, ее вселенскости и целостности; Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.

Артос на специальном аналое перед началом пасхального всенощного бдения поставляется на солее перед иконой Спасителя на иконостасе. По заамвонной молитве Литургии он освящается священником, произносящим определенную молитву и окропляющим артос святой водой. В молитве есть и такие слова: «Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим…» То есть мы приносим артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. И освящение его на самой главной службе в году, когда и сами небеса отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а Церковь небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном славословии Господу за искупление-исцеление человечества, говорит нам о том, что артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.

Подтверждением тому, что артос есть великой святыней, является еще и тот факт, что его носят во время крестного хода вокруг храма во всю Светлую седмицу. Ведь он символизирует собой Воскресшего Бога и то, что Христос пребывает среди нас. И всю Светлую седмицу артос пребывает на почетном месте в храме в открытых Царских вратах.
В субботу же Светлой седмицы обычно по заамвонной молитве Божественной литургии совершается чин раздробления артоса. Священник читает определенную молитву, и затем артос раздробляется, а по окончании богослужения раздается верующим.

Как уже говорилось выше, артос – великая святыня. Зачем нам его хранить и вкушать? Об этом говорят слова молитвы на раздробление артоса «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Мы видим, что артос нам дается для нашего телесного и душевного здравия. Потому полезно его вкушать во время болезни или особенных скорбей в жизни. Он оживит нас. Ведь артос есть символом – духовным составляющим вечной жизни, которую мы получаем в Светлом Воскресении Христовом с Его победой над адом, диаволом, грехом и смертью. И тот, кто вкушает артос или хотя бы даже просто хранит его дома, становится сопричастником вечной пасхальной радости, которую никто и никогда у нас не отнимет, радости, исцеляющей душу и тело человека.

Конечно же, нельзя путать артос с Телом и Кровью Христовыми. Это совершенно разные вещи. Святые Дары – самая великая церковная Святыня. Артос же одновременно духовное и телесное средство, подобное антидору, святой воде и просфоре, которое служит для поддержания духовных сил человека в нелегком нашем земном борении-странствии.

Хранить артос дома полагается возле святых икон. Так как это великая святыня, то желательно перед службой в субботу Светлой седмицы запастись пакетиком (лучше всего полотняным из органической ткани), куда следует положить полученный вами кусочек раздробленного артоса, чтобы не ронять крошек святыни. Желательно подробить артос на маленькие кусочки: так вам будет удобнее потреблять их. Артос можно раздавать, но перед этим вы должны убедиться, что он попадет к благочестивым верующим людям. Пакетики со святыней храните в открытом виде, чтобы артос не зацвел. Если же все-таки это случилось, то его следует либо принести в храм, либо пустить в проточную воду – реку или море (но не в озеро). Пакетик, в котором артос хранился, нужно сжечь в чистом месте. В небрежном отношении к артосу желательно потом поисповедоваться.
Вкушается эта святыня с обычной молитвой для святой воды и просфоры с прибавлением «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

В заключение, дорогие братья и сестры, хочется всем пожелать, чтобы пасхальная радость нас не покидала круглый год. Вспомним преподобного старца Серафима Саровского, приветствовавшего каждого приходящего к нему словами: «Радость моя! Христос Воскресе!» И овеществленным выражением этой всеобъемлющей вселенской удивительной радости о Господе Воскресшем как раз является артос. Частичка хлеба, который был принесен нами в дар Богу и который возвращен Господом нам для того, чтобы оберегать, исцелять нас, грешных, величайшей силой Своего Воскресения.

Источник

Артос. Правила обращения с великой святыней

По окончанию Светлой седмицы игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий обратился к братии монастыря с назидательным словом:

Сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на то, что у каждого сейчас на столе лежит часть пасхального хлеба – артоса.

Тем, кто знает, что это такое – не нужно объяснять, но, тем не менее, сейчас в монастыре есть много молодых братьев, трудников, которые пришли недавно в обитель и, может, не все знают, что это святыня в течение всей пасхальной недели, стояла в Царских вратах. Совершался чин освящения артоса. Священник читал подобающие торжественному моменту молитвы и окроплял артос святой водой. Рядом с ним проходили все богослужения Светлой седмицы.

Мне рассказали, что кто-то употребляет артос с чаем, а у кого-то он плесневеет. Этого допускать не нужно, потому что пренебрежение к святыне – это грех. Поэтому, пожалуйста, пусть каждый из вас хранит или употребляет свой кусочек так, чтобы действительно пошло на пользу.

В заключение, дорогие отцы и братья, хочется всем вам пожелать, чтобы пасхальная радость нас не покидала круглый год. Вспомним преподобного старца Серафима Саровского, приветствовавшего каждого приходящего к нему словами: «Радость моя! Христос Воскресе!» И овеществленным выражением этой всеобъемлющей вселенской удивительной радости о Господе Воскресшем как раз является артос. Частичка хлеба, который был принесен нами в дар Богу и который возвращен Господом нам для того, чтобы оберегать, исцелять нас, грешных, величайшей силой Своего Воскресения.

Артос на специальном аналое перед началом пасхального всенощного бдения поставляется на солее перед иконой Спасителя на иконостасе. По заамвонной молитве Литургии он освящается священником, произносящим определенную молитву и окропляющим артос святой водой. В молитве есть и такие слова: «Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим…» То есть мы приносим артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. И освящение его на самой главной службе в году, когда и сами небеса отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а Церковь небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном славословии Господу за искупление-исцеление человечества, говорит нам о том, что артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.

Подтверждением тому, что артос есть великая святыня, является еще и тот факт, что его носят во время крестного хода вокруг храма всю Светлую седмицу. Ведь он символизирует собой Воскресшего Бога и то, что Христос пребывает среди нас. И всю Светлую седмицу артос пребывает на почетном месте в храме – в открытых Царских вратах.

В светлую субботу, опять же после Литургии совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки и раздает верующим.

Зачем нам его хранить и вкушать? Об этом говорят слова молитвы на раздробление артоса «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Мы видим, что артос нам дается для нашего телесного и душевного здравия. Потому полезно его вкушать во время болезни или особенных скорбей в жизни. Он оживит нас. Ведь артос есть символ – духовная составляющая вечной жизни, которую мы получаем в Светлом Воскресении Христовом с Его победой над адом, диаволом, грехом и смертью. И тот, кто вкушает артос или хотя бы даже просто хранит его дома, становится сопричастником вечной пасхальной радости, которую никто и никогда у нас не отнимет, радости, исцеляющей душу и тело человека.

Артос считается наряду со святой водой одной из святынь православной церкви, и, так же как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил.

Хранить артос дома полагается возле святых икон. Так как это великая святыня, то желательно перед службой в субботу Светлой седмицы запастись пакетиком (лучше всего полотняным из органической ткани), куда следует положить полученный вами кусочек раздробленного артоса, чтобы не ронять крошек святыни. Желательно подробить артос на маленькие кусочки: так вам будет удобнее потреблять их. Артос можно раздавать, но перед этим вы должны убедиться, что он попадет к благочестивым верующим людям. Пакетики со святыней храните в открытом виде, чтобы артос не зацвел. Если же все-таки это случилось, то его следует либо принести в храм, либо пустить в проточную воду – реку или море, – но не в озеро. Пакетик, в котором артос хранился, нужно сжечь в чистом месте. В небрежном отношении к артосу желательно потом поисповедоваться.

Вкушается эта святыня с обычной молитвой для святой воды и просфоры с прибавлением «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Отголоском древней традиции чина возношения панагии и подтверждением, что мы, православные христиане, и сегодня существуем в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (9-й член Символа веры), является пасхальная традиция освящения и раздробления артоса.

Слово «артос» переводится с греческого языка как «квасной хлеб». Это особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова. В Типиконе (Уставе) артос назван просфорою всецелою. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии. С другой – это символ Церкви, в которой находится каждый из нас, ее вселенскости и целостности; Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.

Материал впервые опубликован 22 апреля 2017 г.

Источник

Хлеб освященный (просфора, антидор, артос)

Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» ( Ин.6:48 ). Если земной хлеб питает чело­ве­че­скую жизнь, то Хри­стос, Хлеб небес­ный, при­об­щает чело­ве­че­скую жизнь к пол­ноте Боже­ствен­ной жизни в веч­но­сти.
И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом гово­рится в древ­ней евха­ри­сти­че­ской молитве: «Как этот хлеб был рас­сеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Цер­ковь Твоя от концов земли в Твое Цар­ствие» (Дидахе, гл. 9).

Просфо́ра своим про­ис­хож­де­нием уходит в первые века хри­сти­ан­ства, когда веру­ю­щие сами при­но­сили хлеб, вино, елей (то есть олив­ко­вое масло), воск для свечей – все, что нужно для совер­ше­ния бого­слу­же­ния. Это при­но­ше­ние (по-гре­че­ски просфора), или пожерт­во­ва­ние, при­ни­мали диа­коны; имена при­нес­ших вно­сили в особый список, кото­рый с молит­вой про­воз­гла­шали во время освя­ще­ния Даров. Из этих доб­ро­воль­ных при­но­ше­ний (просфор) отде­ля­лась часть хлеба и вина для пре­ло­же­ния в Тело и Кровь Хри­стову, из воска изго­тов­ля­лись свечи, а прочие дары, над кото­рыми также про­из­но­си­лись молитвы, раз­да­ва­лись веру­ю­щим. Впо­след­ствии просфо­рой стали назы­вать только хлеб, упо­треб­ля­е­мый для совер­ше­ния Литур­гии. Со вре­ме­нем в храмах стали вместо обык­но­вен­ного хлеба спе­ци­ально выпе­кать просфоры, при­ни­мая в каче­стве пожерт­во­ва­ния кроме обыч­ных при­но­ше­ний и деньги.
Просфору можно полу­чить за свеч­ным ящиком после Литур­гии, подав до начала бого­слу­же­ния записку «О здра­вии» или «О упо­ко­е­нии». Имена, ука­зан­ные в запис­ках, про­чи­ты­ва­ются в алтаре, и за каждое имя из просфоры выни­ма­ется частица, почему такая просфора назы­ва­ется еще «выну­тая».

В конце Литур­гии моля­щимся раз­да­ется антидо́р – части просфоры, из кото­рой на про­ско­ми­дии был извле­чён Святой Агнец. Гре­че­ское слово анти­дор про­ис­хо­дит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный пере­вод этого слова – вме­сто­да­рие.
«Анти­дор, – гово­рит святой Симеон Солун­ский, – есть свя­щен­ный хлеб, кото­рый был при­не­сен в пред­ло­же­ние и кото­рого сере­дина была вынута и упо­треб­лена для свя­щен­но­дей­ствия; этот хлеб как запе­чат­лен­ный копием и при­няв­ший Боже­ствен­ные слова пре­по­да­ется вместо Страш­ных Даров, то есть Таин, тем, кото­рые не при­ча­ща­лись их».

А́ртос (от греч. ἄρτος — хлеб) — боль­шая просфора с изоб­ра­же­нием Вос­кре­се­ния Гос­подня или Креста, освя­ща­е­мая в день Пасхи, пола­га­е­мая, затем, в храме на аналое, где хра­нится всю Свет­лую сед­мицу, раз­дроб­ля­е­мая и раз­да­ва­е­мая веру­ю­щим в Свет­лую суб­боту с целью бла­го­го­вей­ного потреб­ле­ния.
В память того, что Гос­подь по Своем Вос­кре­се­нии мно­го­кратно являлся апо­сто­лам и вкушал с ними пищу, апо­столы и после Его Воз­не­се­ния имели обычай остав­лять за тра­пе­зой неза­ня­тым сред­нее место и пола­гать пред ним часть хлеба, как бы для Гос­пода, при­сут­ству­ю­щего среди них. Вот этот хлеб и пред­став­ляет собой ныне упо­треб­ля­е­мый в Церкви артос. В про­дол­же­ние Свет­лой сед­мицы он лежит в храме на аналое, перед ико­но­ста­сом, а вне службы – перед откры­тыми Цар­скими вра­тами, напо­ми­ная о явле­ниях вос­крес­шего Гос­пода апо­сто­лам и о пре­бы­ва­нии Его с нами. Сооб­разно с зна­че­нием Пасхи, кото­рая соеди­няет в себе собы­тия смерти и Вос­кре­се­ния Гос­пода, на артосе изоб­ра­жа­ется зна­ме­ние победы Хри­сто­вой над смер­тью, или крест, увен­чан­ный тер­нием, или икона Вос­кре­се­ния Хри­стова.
Освя­ща­ется артос молит­вой, окроп­ле­нием святой водой и каж­де­нием в день Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния на Литур­гии после заам­вон­ной молитвы. Его пола­гают на солее против цар­ских врат на уго­то­ван­ном столе. После каж­де­ния вокруг стола с арт­осом свя­щен­ник читает особую молитву, после чего трижды окроп­ляет артос святой водой со сло­вами «Бла­го­слов­ля­ется и освя­ща­ется артос сей окроп­ле­нием воды сея свя­щен­ныя во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа. Аминь».
Во все дни Свет­лой сед­мицы по окон­ча­нии литур­гии тор­же­ственно совер­ша­ется крест­ный ход вокруг храма с арт­осом. В мона­сты­рях он еже­дневно постав­ля­ется на тра­пезу и пола­га­ется на особом столе или аналое, для напо­ми­на­ния мона­хам, что среди них, как неко­гда среди апо­сто­лов, неви­димо при­сут­ствует Сам Гос­подь, истин­ный Хлеб жизни. В чине артоса поются тро­пари, в кото­рых гово­рится о Вос­кре­се­нии Христа и о Его пре­бы­ва­нии с нами.
В суб­боту Свет­лой сед­мицы в конце Литур­гии свя­щен­ник про­из­но­сит особую молитву, во время чтения кото­рой артос раз­дроб­ля­ется, а при цело­ва­нии креста раз­да­ется народу как свя­тыня.
Частицы а́ртоса, полу­чен­ные в храме, бла­го­го­вейно хра­нятся веру­ю­щими как духов­ное вра­чев­ство от болез­ней и немо­щей. Артос при­нято упо­треб­лять в особых слу­чаях, напри­мер, в болезни, всегда со сло­вами «Хри­стос Вос­кресе!»
Артос по бла­го­дати ниже анти­дора, но выше просфоры. Т.е. если веру­ю­щий захо­чет при­нять сразу артос, анти­дор и просфору, то сна­чала вку­ша­ется анти­дор, затем артос, а затем просфора. Свя­ти­тель Инно­кен­тий Хер­сон­ский в слове перед раз­да­чей артоса сказал: «Его должно упо­треб­лять с бла­го­го­ве­нием как свя­тыню, но не сле­дует при­да­вать ему какое-нибудь боль­шее зна­че­ние. Неко­то­рые думают, будто этот хлеб может заме­нять боже­ствен­ное При­ча­ще­ние Святых Хри­сто­вых Тайн. Такое мнение – греш­ное, хри­сти­а­нин должен знать и пом­нить, что ничто, ника­кая свя­тыня не может заме­нить Пре­чи­стого Тела и Крови Гос­пода нашего Иисусa Христа. Поэтому нет ника­кой надоб­но­сти хра­нить целый год этот хлеб, как делают сие неко­то­рые, при­пи­сы­вая артосу зна­че­ние, какого он не имеет. Это запре­щено и цер­ков­ной вла­стью (Указом Св. Синода 1723 г., 15 июня)».

Источник

Артос

Светлый праздник Воскресения Христова всегда связан у верующих с особым освященным хлебом, который называется артосом. Что же значит это слово, и зачем нужен этот хлеб?

Что означает слово «артос»

артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть фото артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть картинку артос в православии что это такое и как употреблять. Картинка про артос в православии что это такое и как употреблять. Фото артос в православии что это такое и как употреблять

В переводе с греческого языка это слово звучит «квасной хлеб», т.е. хлеб, приготовленный на дрожжах. Его изготовляют из несдобного дрожжевого теста без сахара и соли. Сверху украшают различными узорами и выпекают в печи.

Выглядит артос как большой круглый хлеб, пышный и аппетитный. Его пекут только раз в году, в отличие от просфор, с которыми его не стоит путать. Только на Пасху он изготовляется и выпекается.

Когда артос выносят и раздают

Артос кладут перед открытыми Царскими вратами на сам праздник Пасхи. Его освящают на пасхальной литургии после заамвонной молитвы, затем совершают каждение и окропление артоса святой водой.

Перед открытыми Царскими вратами этот освященный хлеб лежит всю Светлую седмицу. Каждый день праздничной недели совершается крестный ход вокруг храма с артосом. После этого артос полагают на свое прежнее место перед алтарем.

В Светлую субботу артос разделяется священнослужителями и раздается всем верующим по небольшому кусочку. В этот день прихожанам надо иметь с собой пакетик, чтобы не обронить крошек святого хлеба.

Зачем нужен артос

Артос является освященным хлебом, через который мы можем прикоснуться к пасхальной радости в течение всего года. Он напоминает нам о том праздничном духе, который царил на Светлой седмице. Вкушая кусочек артоса, мы обновляемся телом и душой, возвышаем дух.

Хлеб на Литургии имеет большое значение, он претворяется в Тело Христово. В честь Пресвятой Богородицы есть специальный хлеб, именуемый «Панагией». В некоторых монастырях до сих пор существует чин Панагии, т.е. возвышение хлеба в честь Пречистой. Вот какое важное внимание уделяется простому хлебу в православной среде.

Тем более, артос – это особый хлеб, освященный на Пасху. И отношение к нему должно быть особенным. Это – дар, который приносится Богу в честь Его воскресения.

Как и когда вкушать артос

Этот освященный хлеб надо вкушать в особые трудные моменты жизни, чтобы причаститься радости Пасхальной. Например, во время болезни или скорби, когда душа и тело особенно утомлены. Съев кусочек артоса, мы оживляем уставший дух и делаем его способным стремиться к Богу. Но не стоит путать его со Святым Причастием или антидором.

Вкушать артос следует натощак, прочтя молитву на принятие просфоры и святой воды. После молитвы надо добавить слова: «Христос воскресе! Воистину воскресе!», можно спеть пасхальный тропарь. Надо стараться не крошить при вкушении артоса.

Что делать, если артос испортился

Принеся кусочек артоса домой, надо его измельчить и высушить, чтобы он не испортился. Хранить его надо в открытом виде. Некоторые кладут его в открытую баночку, можно и так.

Если все же артос покрылся плесенью, нельзя выкидывать его в мусорное ведро. Зацветший артос надо выбросить в открытый водоем с проточной водой (в реку, но не в озеро). После рассказать об этом грехе священнику на исповеди.

Артос — православный словарь

Источник

Артос: пасхальный хлеб

В фото- и видеоистории Владимира Ештокина

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Всю светлую седмицу в православных храмах можно увидеть большую просфору, лежащую на специальном столике на самом почетном месте – перед открытыми Царскими вратами. Это артос. Так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб».

артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть фото артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть картинку артос в православии что это такое и как употреблять. Картинка про артос в православии что это такое и как употреблять. Фото артос в православии что это такое и как употреблять

Традиция употребления артоса восходит к апостольским временам. Когда в сороковой день после Воскресения Иисус Христос вознесся на небо, его ученики и последователи находили утешение в воспоминаниях о своем Учителе – они вспоминали каждое Его слово, каждое действие. Собираясь на общую молитву, они, вспоминая Тайную вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Во время общей трапезы ученики по традиции оставляли за столом первое место незримо присутствующему среди них Учителю и полагали на это место хлеб.

Продолжая Апостольскую традицию, первые пастыри Церкви установили традицию в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. В православных монастырях эта традиция сохранилась практически в неизменном виде: всю Светлую седмицу артос приносят в трапезную и поставляют на свободное место за столом или же на отдельный столик. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа в нашей жизни.

Как пекут артос

артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть фото артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть картинку артос в православии что это такое и как употреблять. Картинка про артос в православии что это такое и как употреблять. Фото артос в православии что это такое и как употреблять

Как правило, артосы начинаю выпекать в дни Великого поста или незадолго до его начала. Это зависит, в первую очередь, от их необходимого количества. В приходских храмах, где выпекают небольшое количество хлебов, вполне управляются за неделю до Пасхи; в больших монастырях, где счет идет на тысячи, делать это начинают задолго до Великого поста.

артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть фото артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть картинку артос в православии что это такое и как употреблять. Картинка про артос в православии что это такое и как употреблять. Фото артос в православии что это такое и как употреблять

При этом сам процесс выпекания артосов, по сути своей мало чем отличается от выпечки обычных просфор, и, может, не столько сложен, сколько трудоемок. Достаточно сказать, что только сама выпечка продолжается более четырех часов. А ведь еще надо подготовить тесто, остудить выпеченные артосы…

артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть фото артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть картинку артос в православии что это такое и как употреблять. Картинка про артос в православии что это такое и как употреблять. Фото артос в православии что это такое и как употреблять

Полный технологический цикл выпекания артосов длится без малого двадцать четыре часа. А выпекают артосы в… обычных алюминиевых кастрюлях, обмазанных изнутри воском. Готовность выпеченного хлеба определяют по цвету. Тело артоса должно иметь цвет человеческого тела, то есть практически белый с легким желтоватым оттенком.

артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть фото артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть картинку артос в православии что это такое и как употреблять. Картинка про артос в православии что это такое и как употреблять. Фото артос в православии что это такое и как употреблять

артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть фото артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть картинку артос в православии что это такое и как употреблять. Картинка про артос в православии что это такое и как употреблять. Фото артос в православии что это такое и как употреблять

артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть фото артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть картинку артос в православии что это такое и как употреблять. Картинка про артос в православии что это такое и как употреблять. Фото артос в православии что это такое и как употреблять

артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть фото артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть картинку артос в православии что это такое и как употреблять. Картинка про артос в православии что это такое и как употреблять. Фото артос в православии что это такое и как употреблять

И вот, наконец, светлый праздник Воскресения Христова. На Пасхальном богослужении после Литургии артос выносят в храм и устанавливают перед Царскими вратами. Совершается чин освященяя артоса. Священник читает подобающие торжественному моменту молитвы и окропляет артос святой водой.

Освященный артос, положенный на специальном столике перед Царскими вратами мы и видим всю светлую седмицу. Каждый день, после Литургии, с артосом совершается крестный ход вокруг храма, и после этого он снова водворяется на свое место.

Когда раздают артос

артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть фото артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть картинку артос в православии что это такое и как употреблять. Картинка про артос в православии что это такое и как употреблять. Фото артос в православии что это такое и как употреблять

Ну а в светлую субботу, опять же после Литургии совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки.

артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть фото артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть картинку артос в православии что это такое и как употреблять. Картинка про артос в православии что это такое и как употреблять. Фото артос в православии что это такое и как употреблять

Откроем читателю небольшую тайну. На больших приходах, где на праздничную службу приходит очень много народу, артосы, а их бывает очень много, начинают дробить уже в пятницу, иначе в субботу можно просто не успеть одарить всех желающих святым хлебом.

Получив благословение от батюшки, где-нибудь в самом спокойном уголке храма собираются бабушки и с Божией помощью, под пение молитв совершают они это почти что таинство, чтобы утром следующего дня никто не остался обделенным.

Артос считается наряду со святой водой одной из святынь православной церкви, и, так же как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил.

артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть фото артос в православии что это такое и как употреблять. Смотреть картинку артос в православии что это такое и как употреблять. Картинка про артос в православии что это такое и как употреблять. Фото артос в православии что это такое и как употреблять

При этом артос, как любая святыня, требует к себе трепетного отношения – при небрежном к нему отношении он, как и обычный хлеб, может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и, высушив их, хранят в стеклянной таре. Употребляют его натощак, как правило, запивая святой водой.

Берегите артос. Берегите себя.

Благодарим приход храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе за возможность фото- и видеосъемки.

Смотрите также: Инфографика Просфора

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *