аскетичен что это значит

Аскетизм: что это в современном понимании, примеры, виды

аскетичен что это значит. Смотреть фото аскетичен что это значит. Смотреть картинку аскетичен что это значит. Картинка про аскетичен что это значит. Фото аскетичен что это значит

Природа человека такова, что ему очень трудно противиться соблазнам. Поэтому способность вести аскетичный образ жизни всегда считалась одной из важнейших добродетелей и ценилась во всех культурах. Более того, люди верили, что аскетизм способствует духовному обогащению и совершенствованию человека, может приблизить его к богам и даже наделить сверхъестественными способностями.

Что такое аскетизм?

Аскетизм – это система принципов поведения, основанная на отказе от благ и удовольствий с целью нравственного совершенствования и религиозного возвышения. В той или иной форме аскетизм присутствует практически во всех религиях мира, а различные поверья утверждают, будто с его помощью можно постичь истину или открыть в себе новые способности.

Термины «аскетизм» и «аскеза» образованы от греческого слова ἄσκησις (аскесис), которое переводится как «упражнение», но в более узком смысле можно перевести как «тренировка ума и воли».

Несмотря на большое разнообразие аскетических практик, практически все они сводятся к дисциплине и ограничению себя в удовольствиях и удовлетворении базовых потребностей. Обычно это подразумевает добровольный отказ от таких благ как:

Человека, избравшего для себя аскетический образ жизни, называют аскетом. По сути, он должен отказываться от всего, чего желает. А единственным его стремлением должно оставаться духовное совершенствование. Некоторые аскетические практики подразумевают также истязание своего тела различными способами.

Противоположностью аскетизма является гедонизм – учение, считающее удовольствие важнейшей ценностью и смыслом жизни.

Примеры сторонников аскетизма

Многие известные исторические деятели придерживались тех или иных форм аскетизма, и всех перечислить невозможно. Мы рассмотрим несколько наиболее показательных примеров.

Диоген

Хоть Диоген и не самая известная личность в нашем списке, знаменит он именно своим аскетизмом. Все знают, что философ жил в бочке (точнее, в пифосе – большом глиняном сосуде для хранения продуктов). Афиняне уважали этот странный выбор, и когда какой-то мальчишка разбил его жилище, ему тут же предоставили новый «дом».

Также Диоген имел минимум вещей, поскольку считал, что лишнее имущество ограничивает свободу человека. Однажды он увидел, как какой-то паренёк пьёт воду, зачерпывая её руками. Решив, что мальчик превзошёл его в простоте жизни, он выбросил свою чашу для питья.

Известен случай, когда сам Александр Македонский решил навестить Диогена. Представ перед ним, он сказал: «Проси у меня всё, что пожелаешь!». Философ ответил правителю: «Отойди, не заслоняй мне солнце!».

Интересно, что аскетизм Диогена относился лишь к владению материальными благами. При этом он регулярно посещал пиры, где местные богачи всегда привечали его, несмотря на хамское отношение к ним. Кроме того, он пользовался услугами знаменитых гетер Лаисы и Фрины, которые брали с других философов и богачей огромные суммы, но Диогена обслуживали бесплатно.

Будда Шакьямуни

Основатель буддизма пришёл к созданию своей религии благодаря многим годам аскетических практик. В конечном итоге он решил, что плохи любые крайности, и стал проповедовать умеренность во всём, отрицая как аскетизм, так и гедонизм. И всё же одной из центральных идей буддизма является борьба со страстями, для контроля которых используются подходы, частично позаимствованные Буддой из аскетических учений того времени.

Иисус Христос

Личность основателя христианства вызывает массу споров. Одни историки сомневаются в том, насколько его жизнь соответствовала образу, сформированному последователями, другие и вовсе считают, что его никогда не существовало. Но если вынести эти споры за скобки, его можно считать ярким сторонником аскетизма. В писаниях утверждается, что он всегда отказывался от излишеств, отвергал роскошь и проповедовал умеренность во всём.

Непосредственным примером аскетизма является 40-дневное странствие Иисуса по пустыне. Христиане верят, что в течение этого срока он держал пост и был искушаем Дьяволом, но справился со всеми искушениями. К слову, некоторые исследователи связывают эту историю с традицией 40-дневного поста в христианстве, однако единого мнения на этот счёт не существует.

Махатма Ганди

Автор философии ненасилия Мохандас Карамчанд Ганди придерживался крайне умеренного образа жизни во всём. Он не стремился к роскоши и даже к комфорту, не жаждал развлечений и удовольствий, а смыслом своей жизни сделал ненасильственную борьбу за освобождение Индии от колониальной зависимости. Даже титул «Махатма», который переводится как «Великая душа», огорчал его.

Пифагор

Древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский также известен аскетичным образом жизни. Примерно в 40-летнем возрасте он из-за политических взглядов покинул родные земли и после продолжительного путешествия остановился в городе Кротон. Там он основал религиозно-философскую школу (по свидетельствам современников походившую на монастырь). Каждый, кто хотел стать его учеником, клялся, что будет соблюдать строгие правила школы, в том числе исполнять религиозные обряды и вести аскетичный образ жизни.

Виды аскетизма

Аскетизм является довольно многогранным понятием, но всё же достаточно отчётливо подразделяется на 2 основные формы: религиозный и светский. Рассмотрим каждую из разновидностей более подробно.

Религиозный аскетизм

Практически все религии поощряют аскетичный образ жизни обычных людей и требуют такового от религиозных деятелей. Такое поведение считается праведным, тогда как поощрение своих плотских желаний рассматривается как грех. Рассмотрим подробнее отношение к аскетизму в наиболее распространённых религиях мира:

Светский аскетизм

В религиях аскеза рассматривается как путь к духовному совершенствованию. Но существует и нерелигиозный аскетизм, который направлен на морально-нравственное развитие человека, тренировку силы воли, развитие представлений о жизни, обретение внутренней гармонии и духовной свободы. В частности, многие с его помощью стремятся развить способность противостоять разрушительным соблазнам и сдерживать свою склонность к аддиктивному поведению.

Как правило, светский аскетизм не подразумевает отказа от всех удовольствий. Обычно речь идёт об ограничении потребления, заботе об экологии, отказе от алкоголя, фаст-фуда и прочих вредных продуктов. Часто люди отказываются от тех видов развлечения, к которым питают слабость (например, от азартных или компьютерных игр).

Отдельно стоит отметить спортсменов, которые придерживаются аскетического образа жизни и, в частности, отказываются от секса перед важными соревнованиями. Широко известен пример Майка Тайсона, который по настоянию тренера полностью воздерживался от секса вплоть до своего первого чемпионского боя (который он провёл в 20-летнем возрасте). Кроме того, впоследствии Тайсон признал, что именно его сексуальная необузданность и любовь к кутежу стала причиной крушения его спортивной карьеры.

Заключение

Аскетизм – это особый образ жизни, заключающийся в предельно возможной сдержанности в развлечениях и удовольствиях. При этом его нельзя назвать единой философией или концепцией. И нельзя проследить историю его развития, поскольку в разных культурах существовало большое количество разных форм аскетизма.

Так или иначе, он всегда рассматривался как путь к совершенствованию. Кто-то с его помощью пытался развить силу воли, кто-то упражнял разум, кто-то пытался приблизиться к богам, а кто-то рассчитывал, что Вселенная оценит его старания и наделит его сверхъестественными способностями.

Источник

Кто такой аскет? Что такое аскетизм?

аскетичен что это значит. Смотреть фото аскетичен что это значит. Смотреть картинку аскетичен что это значит. Картинка про аскетичен что это значит. Фото аскетичен что это значит

В данной статье разберёмся, что такое аскетизм, аскеза, и кто такой аскет, говоря простыми словами.

Слово аскетизм уходит своими корнями в древнегреческий язык, а именно – к слову «askesis» (аскеза), что в переводе означает тренировка, самодисциплина, упражнение тела, ума и воли. По сути, аскеза – это духовная практика, которая направлена на самоограничение, самоотверждение, либо исполнение трудных обетов или даже самоистязание. Всё это – ради того, чтобы достичь своих духовных целей или заполучить некие сверхсилы.

аскетичен что это значит. Смотреть фото аскетичен что это значит. Смотреть картинку аскетичен что это значит. Картинка про аскетичен что это значит. Фото аскетичен что это значит

Ещё очень давно аскеза считалась неким подвигом, для которого необходимы особые навыки воздержания и отказа от жизненных благ.

Аскетизм – это образ жизни, при котором человек ограничивает себя во многом, прежде всего – в удовольствии, роскоши, желаниях, потреблении.

Аскет – это в высшей степени воздержанный человек, который ведёт суровый образ жизни. Говоря простыми словами, аскет – это человек, который выбрал жизнь, полную лишений и запретов, чтобы воспитать свой дух, разум и тело.

В первую очередь аскет должен быть готов на самоотвержение и быть способен полностью себя контролировать. Помимо этого, аскет добровольно отказывается от следующего:

Быть аскетом или нет – решение каждого отдельно взятого человека. И это действительно очень непростое решение.

Кстати, некоторые называют Владимира Путина аскетом. А как думаете Вы, это человек, который отказался от всех благ?

аскетичен что это значит. Смотреть фото аскетичен что это значит. Смотреть картинку аскетичен что это значит. Картинка про аскетичен что это значит. Фото аскетичен что это значит

Готовы ли Вы стать аскетом или считаете всё это ерундой, которая просто лишит Вас удовольствия во время не такой уж и длинной человеческой жизни?

Источник

Аскетичный

Смотреть что такое «Аскетичный» в других словарях:

аскетичный — воздержанный, крайне воздержанный, строгий, скупой Словарь русских синонимов. аскетичный прил., кол во синонимов: 5 • аскетический (5) • … Словарь синонимов

Аскетичный — I прил. 1. соотн. с сущ. аскетизм I, аскет I, связанный с ними; аскетический I 1.. 2. Свойственный аскетизму [аскетизм I], аскетам [аскет I], характерный для них; аскетический I 2.. II прил. 1. соотн. с сущ. аскетизм II … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

аскетичный — аскет ичный; кратк. форма чен, чна … Русский орфографический словарь

аскетичный — кр.ф. аскети/чен, аскети/чна, чно, чны; аскети/чнее … Орфографический словарь русского языка

аскетичный — ая, ое; чен, чна, чно. = Аскетический. А ое лицо. А. образ жизни. Живопись художника Корина аскетична. ◁ Аскетично, нареч … Энциклопедический словарь

АСКЕТИЧНЫЙ — (avoidant) используется для описания типа людей, отличающихся застенчивостью, повышенной чувствительностью к критике со стороны других людей, боязнью быть отверженными; они стараются избегать обычного, нормального общения, так как боятся… … Толковый словарь по медицине

аскетичный — ая, ое; чен, чна, чно. см. тж. аскетично = аскетический А ое лицо. Аскети/чный образ жизни. Живопись художника Корина аскетична … Словарь многих выражений

аскетичный — аскет/ичн/ый … Морфемно-орфографический словарь

Аскетичный (Avoidant) — используется для описания типа людей, отличающихся застенчивостью, повышенной чувствительностью к критике со стороны других людей, боязнью быть отверженными; они стараются избегать обычного, нормального общения, так как боятся потерпеть в нем… … Медицинские термины

крайне воздержанный — аскетичный Словарь русских синонимов. крайне воздержанный прил., кол во синонимов: 1 • аскетичный (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

Источник

Аскетичный

Смотреть что такое «Аскетичный» в других словарях:

аскетичный — воздержанный, крайне воздержанный, строгий, скупой Словарь русских синонимов. аскетичный прил., кол во синонимов: 5 • аскетический (5) • … Словарь синонимов

Аскетичный — I прил. 1. соотн. с сущ. аскетизм I, аскет I, связанный с ними; аскетический I 1.. 2. Свойственный аскетизму [аскетизм I], аскетам [аскет I], характерный для них; аскетический I 2.. II прил. 1. соотн. с сущ. аскетизм II … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

аскетичный — аскет ичный; кратк. форма чен, чна … Русский орфографический словарь

аскетичный — кр.ф. аскети/чен, аскети/чна, чно, чны; аскети/чнее … Орфографический словарь русского языка

аскетичный — ая, ое; чен, чна, чно. = Аскетический. А ое лицо. А. образ жизни. Живопись художника Корина аскетична. ◁ Аскетично, нареч … Энциклопедический словарь

АСКЕТИЧНЫЙ — (avoidant) используется для описания типа людей, отличающихся застенчивостью, повышенной чувствительностью к критике со стороны других людей, боязнью быть отверженными; они стараются избегать обычного, нормального общения, так как боятся… … Толковый словарь по медицине

аскетичный — ая, ое; чен, чна, чно. см. тж. аскетично = аскетический А ое лицо. Аскети/чный образ жизни. Живопись художника Корина аскетична … Словарь многих выражений

аскетичный — аскет/ичн/ый … Морфемно-орфографический словарь

Аскетичный (Avoidant) — используется для описания типа людей, отличающихся застенчивостью, повышенной чувствительностью к критике со стороны других людей, боязнью быть отверженными; они стараются избегать обычного, нормального общения, так как боятся потерпеть в нем… … Медицинские термины

крайне воздержанный — аскетичный Словарь русских синонимов. крайне воздержанный прил., кол во синонимов: 1 • аскетичный (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

Источник

Аскетизм (аскеза)

Аскети́зм (греч. ἄσκησις от ἀσκέω — упраж­нять) – хри­сти­ан­ское подвиж­ни­че­ство, осно­ван­ное на рев­ност­ном стрем­ле­нии к еди­не­нию с Богом, духовно-нрав­ствен­ному совер­шен­ству, осу­ществ­ля­е­мое через подвиги доб­ро­де­тель­ной жизни в мона­стыре или миру.

аскетичен что это значит. Смотреть фото аскетичен что это значит. Смотреть картинку аскетичен что это значит. Картинка про аскетичен что это значит. Фото аскетичен что это значит

Можно ска­зать, что аске­тизм про­яв­ля­ется в напря­жен­ных уси­лиях чело­века стя­жать бла­го­дать Свя­того Духа как залог спа­се­ния и дости­же­ния Цар­ства Небес­ного. Наука о хри­сти­ан­ском подвиж­ни­че­стве име­ну­ется аске­ти­кой.

В хри­сти­ан­ство слово «аске­тизм» и его формы «аскеза», «аскет» пришли из антич­ной куль­туры. Слово «аске­тика» вос­хо­дит к гре­че­скому гла­голу ἀσκέω (аскео), кото­рый в древ­но­сти обо­зна­чал: 1) искус­ное и ста­ра­тель­ное обра­ба­ты­ва­ние что-либо, напри­мер, гру­бого мате­ри­ала, укра­ше­ние или обу­строй­ство жилища; 2) упраж­не­ние, раз­ви­ва­ю­щее телес­ные и/или душев­ные силы. Хри­сти­ан­ство сохра­нило для себя это слово в зна­че­нии напря­же­ния, труда, усилия и упраж­не­ния. Вместе с этим оно доба­вило к этому слову новый смысл, кото­рого не знал язы­че­ский мир.

Хри­сти­ан­ский аске­тизм стал уси­лием по при­об­ре­те­нию неиз­вест­ных язы­че­скому миру доб­ро­де­те­лей, выра­жен­ных в запо­ве­дях любви к Богу и ближ­нему. Хри­сти­ан­ский аске­тизм стал озна­чать особое воле­вое дей­ствие. Это воле­вое дей­ствие чело­века, под­дер­жи­ва­е­мое дей­ствием Бога, Кото­рый желает внут­рен­него пре­об­ра­же­ния и изме­не­ния чело­века, помо­гает ему Своей бла­го­да­тью на пути испол­не­ния запо­ве­дей. Именно в синер­гизме (сотруд­ни­че­стве, согла­со­ва­нии) двух воль, Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской, заклю­ча­ется осно­во­по­ла­га­ю­щий прин­цип хри­сти­ан­ского аске­тизма.

По учению святых отцов, аске­ти­че­ские усилия (подвиги) сами по себе еще не ведут к совер­шен­ству. Выде­ляя телес­ные и душев­ные подвиги (телес­ное и душев­ное или умное дела­ние), святые отцы утвер­ждают их необ­хо­ди­мость для под­твер­жде­ния рев­но­сти и жела­ния чело­века в деле спа­се­ния, но в то же время ука­зы­вают, что все аске­ти­че­ские усилия не имеют само­цен­но­сти. Спасти, пре­об­ра­зить, исце­лить и обно­вить чело­ве­че­ское есте­ство может только Боже­ствен­ная бла­го­дать. Только через ее осе­ня­ю­щие дей­ствие чело­ве­че­ские подвиги при­об­ре­тают смысл.

Св. Феофан Затвор­ник под­чер­ки­вает, что все чело­ве­че­ские подвиги – пост, труд, бдение, уеди­не­ние, уда­ле­ние от мира, хра­не­ние чувств, чтение Свя­щен­ного Писа­ния и др. сами по себе оста­нутся лишь упраж­не­ни­ями, если через них не прой­дет Боже­ствен­ная бла­го­дать. «Всту­пая в подвиг, не на нем оста­нав­ли­вай свое вни­ма­ние и сердце, – учит св. Феофан Затвор­ник, – но минуй его как нечто сто­рон­нее, – раз­вер­зай себя для бла­го­дати, как гото­вый сосуд, полным Богу пре­да­нием». При­сут­ствие бла­го­дати в чело­ве­че­ской душе зна­ме­нует себя соуслаж­де­нием всему духов­ному, любо­вью к Богу и ближ­нему, оби­лием духов­ных сил для испол­не­ния еван­гель­ских запо­ве­дей. Стя­жа­ние бла­го­дати есть живое Бого­об­ще­ние. Оно есть все­ле­ние Бога в чело­века – «послед­няя цель иска­ния чело­ве­че­ского духа» (св. Иоанн Лествич­ник).

«Наше пони­ма­ние аскезы син­те­ти­че­ски может быть опре­де­лено как сво­бодно-разум­ный подвиг и борьба за дости­же­ние хри­сти­ан­ского совер­шен­ства. Но совер­шен­ство, мыс­ли­мое нами, не заклю­чено в твар­ной при­роде чело­века и потому не может быть достиг­нуто про­стым раз­ви­тием воз­мож­но­стей этой при­роды, взятой в самой себе, в своей огра­ни­чен­но­сти. Нет, совер­шен­ство наше лишь в Самом Боге и есть дар Свя­того Духа.
Отсюда аскеза, как тако­вая, нико­гда у нас не ста­но­вится целью; она лишь сред­ство, лишь про­яв­ле­ние нашей сво­боды и разум­но­сти на пути к стя­жа­нию дара Божия. Как разум­ный подвиг в своем раз­ви­тии, наша аскеза ста­но­вится наукой, искус­ством, куль­ту­рой. Но, снова скажу, как бы ни была высока эта куль­тура, взятая в своем чело­ве­че­ском аспекте, она имеет весьма услов­ную цен­ность.
Посты, воз­дер­жа­ние, бдения; суро­вый образ жизни, нищета, пони­ма­е­мая как нес­тя­жа­ние, как неже­ла­ние «иметь», как сво­бода от власти над нами веще­ствен­ного мира; послу­ша­ние, как победа над своей эго­и­сти­че­ской, «инди­ви­ду­аль­ной» волей и как одно из высо­ких и пре­крас­ных выяв­ле­ний нашей любви к Богу и ближ­нему; отшель­ни­че­ство, как след­ствие иска­ния внут­рен­ней клети, где можно «помо­литься Отцу в тайне»; поуче­ние в слове Божием, не в смысле «внеш­него», так ска­зать ака­де­ми­че­ского знания, а как напо­е­ние себя тем духом бла­го­дат­ной жизни и бого­по­зна­ния, кото­рый заклю­чен в Свя­щен­ном Писа­нии и в тво­ре­ниях Св. Отцов; цело­муд­рие, как пре­одо­ле­ние плот­ских «бес­сло­вес­ных» дви­же­ний и вообще «ком­плекса плоти» чрез пре­бы­ва­ние в памяти Божией; муже­ство, дол­го­тер­пе­ние и сми­ре­ние; состра­да­ние и мило­стыня, как выра­же­ние любви к Богу и ближ­нему; вера, как тот же подвиг любви, – все это может и должно быть разум­ным и сво­бод­ным подви­гом чело­века; но доколе не придет все­утвер­жда­ю­щее дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати, дотоле все это оста­нется лишь чело­ве­че­ским дей­ствием и сле­до­ва­тельно – тлен­ным.
В силу этого все в нашем подвиге сво­дится к иска­нию сли­я­ния нашей воли и нашей жизни с волею и жизнью Самого Бога».
архи­манд­рит Софро­ний (Саха­ров)

Аскеза – это вовсе не «жизнь в пещере и посто­ян­ный пост», а спо­соб­ность регу­ли­ро­вать свои инстинкты.
пат­ри­арх Кирилл

Цель хри­сти­ан­ского аске­тизма не в дости­же­нии рав­но­ду­шия ко всему, про­ис­хо­дя­щему вокруг чело­века. Хри­сти­ан­ство, напро­тив, раз­ви­вает и воз­вы­шает веру­ю­щего, испол­няя его любо­вью и жало­стью ко всему миру, ко всему тво­ре­нию Божию, при­зы­вает каж­дого к бого­упо­доб­ле­нию, и прежде всего к упо­доб­ле­нию жерт­вен­ной любви Христа Спа­си­теля. Пре­по­доб­ный Исаак Сирин гово­рит, что каждый истинно под­ви­за­ю­щийся напол­няет свое сердце любо­вью и жало­стью, и не только к верным чадам Церкви Хри­сто­вой, но и к согре­ша­ю­щим, и даже к врагам истины.
про­то­и­е­рей Максим Козлов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *