асса что это значит в фильме
Асса что это значит в фильме
Москва, Ялта, тогда ещё Ленинград – именно эти три города в 1986 году выбрал для съёмок режиссёр Сергей Соловьёв. Свой новый фильм он хотел назвать «Здравствуй, мальчик Бананан». Другое назание – «Асса» – предложил исполнитель роли Бананана: «Если Вам не нравится библейская история о Ное, который, сойдя на землю с ковчега, воскликнул: «Асса!», то пусть это будет просто аббревиатура, означающая Автор Соловьёв Сергей Александрович».
Роль Бананана сыграл питерский художник-авангардист Сергей Африка Бугаев. С Соловьёвым Бугаева познакомил Борис Гребенщиков. Таков был его ответ режиссёру на предложение самому сняться в этом фильме. Главная женская роль в фильме досталась на тот момент жене Соловьёва Татьяне Друбич. Имя её героини выбрали неслучайно. Сценарист Сергей Ливнев тогда был женат на актрисе Алике Смеховой и хотел сделать ей приятное.
Татьяна Друбич, актриса:
– Воспринималась я как такая симпатичная актриска, удачно вышедшая замуж. Это начало было моё. А кому что объяснишь? Никому ничего не объяснишь.
В это же время и тоже в Крыму режиссёр Станислав Говорухин снимал фильм «Десять негритят». Главную роль у него тоже играла Татьяна Друбич. Говорухин уже имел не очень удачный актёрский опыт, поэтому от предложения сняться в «Ассе» он категорически отказался. Но Соловьёв был настойчив.
Станислав Говорухин, режиссёр, актёр:
– Я однажды что-то попробовал посоветовать режиссёру, на что он мне сказал: «Ты артист, и твоё место в буфете». Я и пошёл в буфет.
Во время работы оказалось, что исполнитель роли Бананана лишён каких-либо вокальных данных и в кадре петь не может, поэтому его заменял рок-музыкант Сергей Рыженко. Хотя режиссёр думал, что петь за главного героя должен опять же Борис Гребенщиков.
Сергей Рыженко, музыкант:
– Тогда Боря ему сказал напрямую: «Представь, что Африка открывает рот и поёт голосом Кобзона. Как это будет?» И тогда до Соловьёва дошло.
И всё-таки Гребенщиков исполнил в фильме одну песню, которая произвела не меньшую сенсацию, чем сам фильм. Многие вставали, когда она звучала с экрана.
Борис Гребенщиков, музыкант, композитор:
– Песня была приписана итальянскому композитору Франческо де Милано, но на самом деле не имела к нему ни малейшего отношения.
Имя человека, написавшего эту песню, – Владимир Вавилов. Он был известным советским гитаристом и лютнистом. В 1970 году Вавилов записал пластинку лютневой музыки итальянских композиторов XVI века. Как выяснилось позже, за их именами стояли сочинения самого мастера. Он был уверен, что по-другому его работы никогда не издадут. Слова к мелодиям Вавилова написали два ленинградских поэта – Алексей Хвостенко и Андрей Волохонский.
Борис Гребенщиков, музыкант, композитор:
– Лёша был на меня даже обижен, потому что я изменил одно слово. Не «над небом голубым», как у них, а «под небом голубым». Я пою так, как услышал. Мы с ним долго в Париже это выясняли и в итоге сошлись на том, что он разрешает мне так петь. На самом деле я считаю «Город золотой» одной из лучших песен XX века.
Для многих советских граждан фильм стал открытием. Такую музыку с экрана раньше не слышали. С «Ассой» мы встречали перестройку и прощались с Советским Союзом. Это было время больших перемен.
Фильмы и Сериалы 12+
Фильм сделал «Асса» больше, чем просто кавказским восклицанием
Существует несколько версий появления названия «Асса», ни одно из них нельзя считать стопроцентно достоверным, потому что в показаниях расходятся даже непосредственные участники создания фильма. Исполнитель роли Бананана Алексей «Африка» Бугаев утверждал, что «Асса» — часть названия крымской «Массандры», вина, которое в изобилии употребляли на съемках. Сергей Соловьев вспоминает, что тот же Африка убеждал его назвать фильм именно «Асса», потому что это слово выкрикнул Ной, выйдя из ковчега. А отчаявшись убедить режиссера, предложил ему воспринимать название, как аббревиатуру «Автор Соловьев Сергей Александрович».
Рабочее название картины, под которым проходили пробы и часть съемок, — «Здравствуй, мальчик Бананан!». Имя героя и название картины позаимствовали из песни Юрия Чернавского, Сергея Рыжова и Владимира Матецкого с альбома «Банановые острова» 1983 года. Композиция вошла в саундтрек фильма.
Станислав Говорухин сыграл свою лучшую роль
К моменту, когда Сергей Соловьев задумал снимать Станислава Говорухина в главной роли в своей новой картине, тот успел выпустить такие культовые фильмы как «Вертикаль» и «Место встречи изменить нельзя», написать сценарий к «Пиратам XX века» и получить звание «Заслуженный деятель искусств Украинской ССР». В кадре Говорухин появлялся редко и актером себя не видел совершенно, поэтому Соловьеву пришлось долго и мучительно уговаривать друга сыграть предпринимателя Крымова.
В итоге Говорухин создал точный и запоминающийся образ беспощадного дельца, человека новой формации, погибшего за любовь. Андрей Валентинович казался героем скорее отрицательным, но его защищали многие, в том числе и сам актер, считавший Крымова «великолепной, мощной, трагической фигурой, значительнейшим человеком, которого отвергла минувшая эпоха».
Именно «Асса» сделала музыку рок-клуба культовой
Борис Гребенщиков изначально должен был появиться в «Ассе» в роли мальчика Бананана. Но это предложение Сергея Соловьева лидер «Аквариума» отмел сразу — по возрасту он был слишком далек от героя и актером себя не считал, — зато договорился с режиссером о том, что будет отвечать за музыку к фильму. Кстати, именно БГ «Асса» обязана одним из главных героев: он не только отказался играть Бананана сам, но и привел на замену Сергея Бугаева, которому фильм принес широкую известность.
Пластинка «Асса» была одним из первых официальных релизов независимой рок-музыки в СССР. В итоговый саундтрек вошли пять песен «Аквариума», «Здравствуй, мальчик Бананан» Чернавского, «ВВС» Александра Синицына, «Чудесная страна» в исполнении Жанны Агузаровой и «Браво». Но самым запоминающимся — не только на пластинке, но и в фильме — стало выступление группы «Кино» с песней «Хочу перемен». Впервые появившийся на экране Виктор Цой исполнил гимн поколения и сам стал его героем.
Впервые в советском кино на экране появились объекты нонконформистского искусства
Другу Бориса Гребенщикова, «Африке», на момент съемок фильма едва исполнилось 20 лет. Но он уже тогда был видным участником групп «Поп-механика», «Новые художники» и «Клуба друзей В. В. Маяковского». Вместе с Бугаевым в фильме появился и лидер «Новых художников» Тимур Новиков, а в оформлении картины использованы работы группы московских концептуалистов «Гнездо» — Communication tube и Iron curtain из комнаты Бананана создал Михаил Рошаль. Специально для съемок местные крымские художники нарисовали огромный портрет Брежнева. Инсталляции, кадры картин Евгения Кондратьева и фантазии самого Бугаева появляются и в снах Бананана, которые тоже можно считать полноценными арт-объектами.
Выставка неформальных художников сопровождала и премьерный показ фильма в московском ДК МЭЛЗ. «Асса», таким образом, была единственной легальной возможностью для советского зрителя увидеть работы запрещенных художников.
Бананан (Сергей «Африка» Бугаев) и Алика (Татьяна Друбич) с Communication tube
Сергей Соловьев использовал свою «обойму» актеров, но кардинально поменялся сам
Сергей Соловьев в 1987 году — заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Берлинского и Венецианского кинофестивалей и обладатель Государственной премии. В «Ассу» режиссер позвал команду, с которой работал на предыдущих картинах. Татьяна Друбич впервые сыграла у Соловьева всего в 14 лет, а на момент съемок «Ассы» была его женой и музой. Александр Баширов исполнил у Соловьева свою первую роль (в драме «Чужая Белая и Рябой»), а из «Ассы» едва не вылетел за неспособность выучить текст (известный монолог о Гагарине, полностью сымпровизированный Башировым, спас его от увольнения из картины). Оператор фильмов «Белорусский вокзал», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Неоконченная пьеса для механического пианино» Павел Лебешев работал с Соловьевым уже на третьей картине.
Будучи настоящим мэтром и опираясь на проверенную команду, Соловьев в то же время открыл для широкого зрителя музыкантов, художников и артистов, вдвое моложе себя и снял совершенно несвойственный ему постмодернистский фильм, ставший манифестом новой эпохи.
Что такое асса? Несколько значений слова
Многие не раз слышали, как кто-произносит «асса». Значений у слова несколько, и они относятся к различным областям жизни человека. Первое, что вспоминается, когда сталкиваются с данной лексемой – это кавказский танец и восклицание «асса» во время его исполнения. О том, что значит слово «асса», и будет рассказано в этом очерке.
Значения
Как уже сказано выше, у слова «асса» имеется несколько значений – это:
АССА – это также аббревиатуры, одна из которых расшифровывается как автоматическая служба сервиса абонентов.
Танец и библейский термин
Художественный фильм
Советский кинорежиссер Сергей Соловьев в 1987 году снял фильм под названием «Асса». В картине эпизодично снялись различные рок-музыканты, исполнившие в фильме свои песни. Это были достаточно популярные исполнители того времени, например, В. Цой и группа «Кино», Б. Гребенщиков и группа «Аквариум», Ж. Агузарова.
Картина в то время была воспринята неоднозначно, так как явно отличалась от всех остальных. Но тем не менее она приобрела большую популярность. Спустя 30 лет режиссер снял еще один фильм с названием «Асса 2».
Гарри Асса
Гарри Асса – это прозвище одного из лидеров андеграунда, Олега Коломейчука. Он в свое время стал довольно известным в кругах рок-музыкантов и творческой роковой молодежи. Его называли бунтарем и художником. Следует сказать, что Гарри являлся достаточно неординарной личностью. Коломейчук создавал одежду для рок- музыкантов, также работал над их образами. Периодически устраивал различные перформансы, зачастую необычные и провокационные, стараясь создать резонанс.
В 90-е годы в Москве он создал альтернативный дом моделей, называвшийся «Айда-Люли». Почему он получил такое прозвище, и что такое «асса» в данном случае, неизвестно, некоторые расшифровывают его как аббревиатуру – ассоциация советских свободных анархистов.
Река Асса
Продолжая рассматривать, что такое асса, необходимо упомянуть и приток реки Астико, который также носит название Асса.
Как видно из статьи, слово «асса» имеет несколько значений, иногда спорных. Однако сегодня нет более старых источников его употребления, нежели Библия. В связи с этим в общем понимании термин «асса» означает создавать или творить.
В соответствии с концепцией индийского кино Сергей Соловьёв решил, что в его фильме должно быть много музыки, причем современной. Бананан не мог увлекаться советским «официозом», и тогда стали искать представителей контркультуры. Музыкальный редактор принёс целый мешок с кассетами песен современных андеграундных исполнителей. «Я стал слушать и ставить галочки. Спрашиваю редактора: кто это? Симпатичные ребята, я бы познакомился с ними. Мне говорят: так вы же одного Гребенщикова помечаете. Ну так зовите Гребенщикова, говорю». Борис Гребенщиков в 80-х годах возглавлял списки запрещённых для выступлений музыкантов.
Съемочный процесс происходит определенным образом. И пока не готовы все службы, съемку начинать нельзя. Собралась многотысячная толпа, которая ждала концерта Цоя и которой совершенно невозможно было объяснить, что не готов свет, или операторский кран, или еще что-нибудь. Ее это совершенно не волнует. Она ждет, когда все это начнется. Поскольку тогда подобные события были чрезвычайно редки, набилось немыслимое количество народа, причем народа не очень договороспособного.
У меня было сто человек дружинников, те же любера в клетчатых штанах, только с повязками, и тридцать человек ментов. Я исходил из того, что у нас 990 посадочных мест, и тридцати ментов из местного отделения вполне достаточно. А на место одной жопы садилось три. Скамейки ломались. Я был не готов. Это был вообще первый такой хеппенинг в Москве. Опыта не было ни у кого. Блюша, Саша Блюмин, вытащил большой короб со спичками и начал их раздавать.
Пока был разогрев, пока снимали какие-то второстепенные планы, люди развлекали себя, как могли. Я как-то растерял своих сто дружинников — они сняли повязки и слились с толпой. Кому-то дали по голове. Потом, уже в конце, я видел, как один из моих стоял у сцены и бил кого-то молотком, свирепствовал, как все. В итоге пришли тысяч 12–13 зрителей — неуправляемая толпа. Я носился с микрофоном, пытался навести какой-то порядок, но от меня ничего не зависело. Более того, любой мог дернуть меня за ногу, и меня затоптали бы и не нашли. Началось буйство. Жгли дымовухи, у одной женщины загорелись волосы. Я сначала потушил ее, а потом просто взял за кадык и вырубил того, кто ее поджег.
Когда был снят номер Цоя для фильма, я понял, что мы уже окончательно вывалились из светового режима, подошел к Вите и говорю: «Все сняли, хорошо, уезжаем». Он: «Нет, я обещал допеть». Я говорю: «Вить, сейчас люди погибнут, ты видишь, что происходит?» «Я им обещал, я буду петь». Я говорю: «А если я тебе въе…у сейчас?» «Ну въе…и». Я понял, что он готов драться. Скорее всего, весь разговор был слышен в микрофон, потому что когда я обернулся назад, я понял, что все эти тысячи человек меня ненавидят. И это было так страшно — вот эта чаша с неконтролируемой толпой, с этими огнями, с этими горящими глазами. В меня полетели коробки спичек, кто-то кинул туфли, я увидел этого человека с молотком… Состояние было близко к безумию. Я подошел, выдернул какой-то шнур, кто-то меня обхватил, оторвал от земли и уволок со сцены. Это был Павел Тимофеевич Лебешев. Пока мы разбирались, на сцене спели еще пару песен, и все закончилось. Потом за кулисами появился какой-то главный московский пожарник. Оказывается, люди, уходя, перевернули пожарную машину, просто уронили ее на бок. Я до сих пор счастлив, что тогда никто не погиб, не покалечился, хотя я не уверен, может, что и было.
Цой сильно изменился после нашей картины. У него во время съемок образовались отношения с Наташей Разлоговой, девушкой из хорошей семьи, сестрой кинокритика Кирилла Разлогова. Наташа работала у нас помрежем, то есть бегала, меняла кадры, номера, вела всю документацию помрежа. С ее двумя иностранными языками это, конечно, не соответствовало ее уровню. У меня было такое впечатление, что она наш фильм рассматривала с прицелом на какие-то изменения в личной жизни. Когда появился Цой, она очень сильное влияние на него оказала. У него, безусловно, был какой-то нечеловеческий, животный магнетизм и специальный поэтический дар, но Наташа дала ему какую-то широту, он буквально видоизменился под ее влиянием.
Фраза Бананана «Не для денег родившийся футурист Владимир Маяковский» — это упоминание малоизвестного и не сохранившегося фильма Маяковского «Не для денег родившийся» (экранизация романа «Мартин Иден»)
В кинотеатре Алика и Бананан смотрят фильм «Easy street» («Тихая улица») с участием Чарли Чаплина.
Артисты театра лилипутов исполняют отрывки из оперетты «Сильва» Имре Кальмана.
В качестве своих кумиров Бананан упоминает Бориса Гребенщикова, Юрия Гагарина и Ника Кейва (однако вряд ли Ник Кейв был известен кому-нибудь в СССР в 1980 году).
Рабочее название фильма «Асса» — «Здравствуй, мальчик Бананан!», взятое из альбома Банановые острова. Под этим названием проходили кинопробы.
Главную героиню зовут Алика: так автор сценария Сергей Ливнев, бывший в то время в браке с актрисой Аликой Смеховой, решил сделать супруге приятное.
Негр-Витя, изображая иностранного артиста в вестибюле гостиницы напевает песню Бобби Дарина «Beyond the Sea».
Асса (фильм)
В фильме приняли участие, в ролях камео, популярные рок-музыканты (в том числе Виктор Цой), в саундтрек вошли песни Бориса Гребенщикова с рок-группой «Аквариум», Жанны Агузаровой с группой «Браво», группы «Кино». Отчасти поэтому фильм «Асса» стал одним из основных кинематографических произведений советского рока, по мнению его поклонников, достигшего пика своего развития в 1980-х годах.
Премьера фильма состоялась в Москве в январе 1988 года.
В 2009 году вышел фильм «2-Асса-2», являющийся второй частью дилогии — с кинокартиной «Анна Каренина», а также продолжением фильма «Асса».
Содержание
Сюжет
Действие фильма происходит в 1980 году, зимой в Ялте. Молодая медсестра Алика сходится со своим пациентом Крымовым, который оказывается цеховиком и бандитским «авторитетом». Ожидая любовника в зимней Ялте, она на одну ночь снимает комнату в доме случайного знакомого по имени Бананан.
Постепенно Алика увлекается Банананом и всё меньше времени проводит с Крымовым, вызывая его ревность и раздражение. Бананан работает ночным сторожем в театре и поёт со своими друзьями в одном из городских ресторанов. Про себя говорит: «Я живу в заповедном мире моих снов». В это же время в самом театре проходят гастроли группы артистов-лилипутов. Один из них, Альберт, является давним другом и бывшим подельником Крымова.
В эпилоге фильма негр Витя, друг Бананана, приводит в ресторанную группу нового исполнителя. Это Виктор Цой, который в фильме играет самого себя. Не дожидаясь конца нудного инструктажа сотрудницы ресторана о правилах поведения артиста эстрады, Цой выходит на сцену ресторана и поёт свою песню «Хочу перемен!». Во время исполнения кадры сменяются — перед Цоем появляется огромная аудитория зрителей с огоньками в поднятых руках.
Параллельно в фильме присутствует ещё одна сюжетная линия, переносящая на экран эпизоды книги «Грань веков» Натана Эйдельмана, которую читает Крымов. Основной сюжет — последние дни жизни и убийство русского императора Павла I в 1801 году.
В ролях
В эпизодах
Съёмочная группа
История создания
Название
— Кстати, откуда это название «Асса» вообще взялось?
— Это все благодаря Серёже Бугаеву, «Африке». Поначалу фильм назывался «Здравствуй, мальчик Бананан» или ещё как-то, в том смысле, что «здравствуй, новый мальчик». А как-то ночью Серёжа пришёл ко мне и говорит: «Назовите фильм „Асса“!» — «Но почему „Асса“?» — «Не важно, если хотите фильму успеха, назовите „Асса“, — твердит Африка. — А почему, я вам завтра скажу». Только чтобы отвязаться, я пообещал ему. На следующий день он разродился каким-то словоблудием про «чистых» и «нечистых» спасенных тварей, про ветхозаветного Ноя, который, сойдя на землю со своего ковчега, вскричал: «Ас-с-са!!» А потом, поняв, как он меня всем этим утомил, Бугаев сказал: «Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру: „Автор Соловьёв Сергей Александрович“».
— С. Бугаев в интервью газете «Летняя столица» # 32 (321) от 23.8.2012 [3]
Места съёмки
Фильм снимался в Ялте зимой 1987 года. Алика и Крымов жили в гостинице «Ореанда». Канатная дорога от набережной Ялты до холма Дарсан стала достопримечательностью города после выхода фильма на экраны. Ресторан, в котором играл Бананан, где обедали Крымов с Аликой, где происходила драка «Майора», куда устраивался на работу Виктор Цой (на место Бананана), находился в правом крыле гостиницы Таврида — рядом с канатной дорогой «Ялта-горка».
Эпизод с исполнением песни «Хочу перемен» снимался в Зелёном театре ЦПКиО им. Горького. Вместо оплаты массовки съёмочная группа организовала бесплатный концерт «Кино», в ходе которого и был снят эпизод. В связи со съёмочной спецификой песня исполнялась под фонограмму. Остальной концерт был отыгран вживую. [источник не указан 946 дней]
Исторические сцены снимались в Михайловском замке в Ленинграде.
Факты
По ходу фильма персонажи картины цитируют и исполняют многие литературные и музыкальные произведения.
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал;
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Саундтрек
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Асса (фильм)» в других словарях:
Асса — Асса: Асса (приток Астико) река в Италии. Асса (приток Сунжи) река в Ингушетии, приток Сунжи. Асса (впадина) впадина (130 м ниже ур. моря) в котловине Турфана в Тянь Шане[1]. «Асса» художественный фильм Сергея… … Википедия
АССА — АССА, СССР, Круг (кинокомпания «Мосфильм»), 1987, цв., 153 мин. Арт рок парад, молодежный фильм. Наступали времена, когда сонная жизнь, кладбищенский покой и тишина реальности должны были быть взорваны. Жизнь желала вырваться из предписанных… … Энциклопедия кино
Асса-2 (фильм) — … Википедия
Асса 2 (фильм) — … Википедия
2-Асса-2 — Жанр … Википедия
Анна Каренина (фильм, 2009) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Анна Каренина (фильм). Анна Каренина … Википедия
Дом под звёздным небом (фильм) — Дом под звёздным небом Режиссёр Сергей Соловьёв Автор сценария Сергей Соловьёв В главных ролях Михаил Ульянов Алла Парфаньяк Александра Турган Маша Аниканова Илья Иванов … Википедия
Избранные (фильм, 1982) — У этого термина существуют и другие значения, см. Избранные. Избранные … Википедия
Нежный возраст (фильм, 2000) — У этого термина существуют и другие значения, см. Нежный возраст. Нежный возраст … Википедия