ассенизатор почему так называется
Профессия-загадка: золотари на Руси ведали совсем не золотом
Человечество придумало тысячи профессий, многие из них отмирают сразу же, а некоторые держатся в топе многие века и даже тысячелетия. Например, ассенизатор. Сегодня о таком труде мало кто задумывается — современный человек привык считать инфраструктуру, в которой он родился и живет, чем-то само собой разумеющимся. Как воздух, например. Оно и понятно: научно-технический прогресс облегчает нам жизнь, но как, например, продукты жизнедеятельности человека удалялись в старину? Кто были золотари на Руси? Чем они занимались и почему так назывались в летописях и расходных статьях городских управ?
Золотари на Руси занимались вечным и бесконечным
Профессия ассенизатора — древнейшая. Пожалуй, древнее других и важнее их в тысячи раз. А все потому, что люди давно поняли смысл «ночного золота» — лишь правильное поведение с такой субстанцией, как человеческие фекалии, может быть человеку на пользу. В любой точке мира в любой летописи можно разыскать расходы на золотарей — ассенизаторов, поскольку без их ежедневного труда без выходных и праздников города могли жить в безопасности. В эпидемиологической безопасности — ведь горы фекалий могут быть источником заражения вредными микроорганизмами, болезней, эпидемий и смерти.
На Руси людей, чистивших отхожие места, называли золотарями. От устойчивого выражения «ночное золото», отмечают словари. В былые времена по улицам городов непрестанно ездили на телегах со спецбаками золотари. Их задачей было опорожнение выгребных ям — туалетов прямого падения. На телегах находились бочки, которые с помощью большого ковша и заполнялись содержимым нечистотных ям, которое вывозилось за городскую черту.
Откуда же появилось такое слово «золотарь»? Владимир Даль на первое место в своем толковом словаре поставил другое значение этого слова – это позолотчик по дереву. И лишь после этого определения лингвист указывает на то, что золотарь также употребляется в значении «отходник» или «парашник». Но не нужно думать, что их труд не уважали, даже наоборот. Им выказывали уважение хотя бы из боязни, что золотарь мог и отомстить за едкую насмешку: вылить содержимое бочки прямо на двор неблагодарного клиента.
Заработок ассенизаторов на Руси тоже был нехилый, судя по книге «Недоконченные беседы» Салтыкова-Щедрина: «Мы в день целковый получаем, а тебе и вся цена грош».
Почему так назывались эти важные люди — золотари?
Помимо идиомы «ночное золото» была еще одна версия происхождения названия древних ассенизаторов. Дело в стыдливости. Ранее люди избегали называть испражнения точными терминами, особенно это касалось высшего сословия, которое в России часто обходилось французским для выражения особо деликатных моментов и движений души.
Золотарями сотрудников назвали за то, что фекалии — это, как правило, удобрение. То есть, золото для земли в те времена, когда лишь урожай являлся жизненно важным фактором. Без такого нехитрого, казалось бы, материала сложно было добиться благополучия и достатка из года в год, особенно в больших поместьях.
Недаром лингвист Даль подчеркивал в своем словаре «Живого великорусского языка», что слово «золото» употреблялось в значениях «навоз», «удобрение», «человеческий помет». Если кто не знает, то в старину процесс удобрения земли называли не иначе как «золочением». Сразу же вспоминается цыганское «Позолоти ручку!», но это совершенно не ассенизаторская тема.
Организация труда золотарей вызывает уважение
Золотари — профессия специфическая, и несмотря на дурнопахнущую работу, туда попасть было непросто. Ассенизаторы традиционно работали семейными артелями, так что случайных людей с улицы в свой «клан» не допускали.
Причем, жили отдельно — в золотарской слободке, куда им и поступали «заказы» от жителей ближайшего города или поселка. Сотрудники ассенизаторской службы приезжали по вызову ночью на телегах со специальными баками, куда перекладывалось содержимое. И в ранний час, пока весь город спит, производилась выемка «ночного золота», которая перекочевывала на вереницу золотарских телег, окрашенных в черный цвет (он был самый немаркий).
Причем, важно отметить, что золотари не имели ни выходных, ни праздников, ни профессионального дня. Работали на совесть, сохраняя города безопасными на протяжении веков и делая это совершенно незаметно — вот что значит деликатные люди.
Кавалькада с фекалиями тянулась прочь из города, чтобы опустошить баки в специально отведенных для этого местах — за городом. Из-за постоянного амбре золотари считались в народе кем-то вроде прокаженных — возможно, именно поэтому они жили обособленно, в своих слободках. Свободные, трудолюбивые и очень обеспеченные люди — мало кто на Руси мог похвастаться такой стабильностью в жизни, как золотари!
Кто такие золотари, и Почему об этой важнейшей профессии забыли в XXI веке
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На самом деле золотарями в старину действительно называли и старателей на золотых приисках, и мастеров, наносивших на дерево позолоту, и даже ювелиров. Однако именно в значении «ассенизатор» это слово было известно наиболее широко.
Считается, что людей, очищавших выгребные ямы от нечистот, стали называть золотарями оттого, что за свою работу они брали очень высокую плату. При этом попытаться как-то сэкономить горожанам не удавалось. Человек отказывал из-за высокой цены одному золотарю, рассчитывая найти вариант подешевле, а в итоге оказывалось, что другие золотари берут еще больше.
Впрочем, это и неудивительно: выгребные ямы горожан им приходилось чистить вручную, собирая нечистоты ковшом. А там, где жители выливали экскременты из окон прямо на улицу, золотарь очищал и улицы. Кстати, заодно он убирал с дороги и конский навоз. Наполнив бочку нечистотами, золотарь отправлялся в путь: ему предстояло вывези все это подальше за черту города. А уж какие приходилось нюхать «ароматы».
Между тем обозвать золотаря, посмеяться над ним либо обмануть с деньгами никто не решался. Все знали, что с представителями этой профессии лучше общаться учтиво: обидишь его – «случайно» обольет твой двор или тебя фекалиями из бочки. И это не просто страшилка: подобные факты были горожанам хорошо известны.
Есть и другие версии столь красивого названия этой профессии. По одной, например, испражнения на Руси то ли в шутку, то ли из чувства такта называли «ночным золотом». Кстати, «золотом» иногда называли и навоз, тем самым подчеркивая, насколько сильно зависит достаток русского человека от хорошего урожая. Ну а сами работы по удобрению почвы коровьим навозом или куриным помётом часто называли «золочением». Тут можно вспомнить и о том, что у суеверных людей считалось: увидеть во сне экскременты – к деньгам.
Профессия золотаря была важна не только для поддержания эстетической чистоты на улицах и во дворах. Благодаря этим людям удавалось сдерживать периодически возникавшие в городах эпидемии. Конечно, предотвратить распространение чумы или холеры благодаря одной лишь уборке улицы невозможно, но не будь золотарей, эпидемии были бы еще страшнее.
Увы, представители этой профессии всегда находились в группе риска – они были особенно подвержены заражению инфекционными заболеваниями и в их организм нередко попадали гельминты.
Профессия золотаря существовала примерно до конца позапрошлого века. С появлением и распространением канализации в том виде, который привычен современному человеку, необходимость в услугах золотарей отпала сама собой. Осталось лишь красивое слово.
Ну а чтобы лучше понять, как жилось людям на Руси, нужно обязательно узнать секреты русских колодцев
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Ассенизатор: история, характеристика, история
Ассенизационная машина (ассенизатор, вакуумная машина) – машина для вакуумной очистки выгребных ям и канализационных колодцев, транспортировки и последующей выгрузки отходов. Машины предназначены для работы с жидкими отходами, не содержащими опасных и горючих веществ.
Первые вакуумные ассенизационные машины построены в довоенные годы, их возникновение связано с ростом городов и усложнением канализационных систем. В СССР первые вакуумные машины типа ЦН-8, ЦН-12 и ЦН-15 на базе ГАЗ-АА и ЗиС-5 запущены в производство в 1939 г.
Классификация и устройство ассенизационной машины
Ассенизационные машины делятся на три типа по агрегатированию:
Основой машины является цистерна (бочка), в задней части которой расположен приемный лючок для присоединения приемного шланга (рукава). В верхней части цистерны располагается ввод трубопровода от вакуумно-нагнетательной системы (вакуум-насоса) и установлено сигнально-предохранительное устройство, отслеживающее уровень жидкости. Насос имеет привод от коробки или вала отбора мощности, либо от собственного мотора. На машине могут использоваться вспомогательные компоненты: ящики для хранения рукавов, рукавные барабаны, мини-краны и др.
Работает ассенизационная машина следующим образом. Насос создает в цистерне разрежение, за счет чего в емкость через приемный шланг всасываются жидкие отходы. Выгрузка отходов осуществляется самотеком или за счет избыточного давления, создаваемого в цистерне насосом.
Основные характеристики ассенизаторов
К основным характеристикам машин относятся:
Сегодня изготавливаются ассенизаторы емкостью от 2 до 13 куб. м, способные откачивать отходы с глубины до 4 – 6 м, стандартное значение вакуума в цистерне составляет 0,08 МПа (примерно 0,78 атм.), время полного заполнения лежит в пределах 4 – 8 мин.
В России наибольшее применение находят ассенизационные машины отечественного производства от завода КАМАЗ, Уральского завода спецтехники (УЗСТ), Арзамасского завода коммунального машиностроения («КОММАШ»), Мценского завода «КОММАШ», Курганского завода дорожных машин «Кургандормаш» и некоторых других. Также на рынке представлены машины чешского производства KOBIT, китайские YTO и другие.
Интересные факторы об ассенизационных машинах
С 1940-х по 1970-е годы широко использовались машины без вакуумного насоса: разрежение в цистерне создавалось за счет ее соединения с впускным коллектором двигателя автомобиля. Давление, необходимое для опорожнения цистерны, создавалось подачей выхлопных газов. В СССР машины такого типа (серия АСМ) выпускались до середины 1970-х годов.
Советская коммунальная техника: автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
В предыдущих статьях о советских коммунальных автомобилях мы рассказывали о подметальных, поливальных и мусоровозных машинах. Теперь пришел черёд автомобилей «для города и деревни» с доисторическими корнями, когда кучеры древних конных повозок, званые золотарями, по ночам тайно вывозили «ночное золото» с отвратительным запахом. Видимо, с тех пор у нас преобладают непечатные и нецензурные названия этой техники, а читателям, не переносящим виртуальные дурные запахи, предлагаем закрыть эту статью.
В нашей стране профессию золотарей прославил поэт Владимир Маяковский: «Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный…». Да, речь здесь пойдет об автомобилях с цистернами, насосами и специальным оснащением, которые в разные годы носили чуть изменённые наименования: ассенизационные, ассенизаторские или просто ассенизаторы. Процесс очистки называли ассенизацией: в переводе с французского – «оздоровление».
Такие машины предназначены для обслуживания, прочистки и утилизации городских и сельских источников всевозможных нечистот, канализационной и водосточной сети, откачки ила и сточных вод. Впрочем, во все времена конструкторы как бы сторонились этой «непредставительной» автотехники, и потому её полная история остается «белым пятном».
Первые советские ассенизаторы ЦН-8 на шасси ГАЗ-ММ заводского изготовления. 1939 год
Рождение советских ассенизаторов
Первые опытные ассенизаторские автомобили появились в крупных городах СССР за пару лет до начала Великой Отечественной войны. Это были достаточно совершенные машины ЦН-8, ЦН-12 и ЦН-15 со стальными цистернами разной ёмкости с внутренними перегородками, прорезиненными всасывающими шлангами и вакуумными насосами с приводом от трансмиссии грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5.
Ассенизатор ЦН-12 с приводом вакуумного насоса от коробки отбора мощности грузовика ЗИС-5. 1940 год
При опускании заборного шланга в фекальную массу эти насосы создавали в цистернах разрежение, обеспечивавшее их заполнение. Уровень закачанных нечистот контролировался через заднее окошко, а для завершения работы коробку отбора мощности просто отключали.
Модернизированный ассенизатор ЦН-15 на автомобиле ЗИС-5 военного образца. 1946 год
Ассенизаторская машина ЦН-15 в процессе очистки канализационного колодца в Ленинграде
В 1946 году в КБ Управления благоустройства Москвы (УБМ) на шасси трёхтонки был разработан первый ассенизаторский автомобиль АСМ (АСМ-1) без вакуумного насоса и систем механического привода.
Упрощенный рабочий вариант ассенизаторской машины АСМ с цистерной ёмкостью 2,4 тысячи литров
Для заполнения цистерны здесь также применялось разрежение, но создавалось оно на всасывающем коллекторе двигателя шасси. Опорожнение производилось под давлением выхлопных газов силового агрегата или самотеком. Аналогичная машина базировалась и на шасси УралЗИС-355.
Редкая ассенизаторская машина АНИ-355 на трёхтонном шасси грузовика УралЗИС-355. 1956 год
Первое ассенизаторское семейство на базе ГАЗ-51
В 1950-1958 годах заводы Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения серийно собирали упрощенную ассенизационную машину АСМ-2 на шасси ГАЗ-51 с системой разрежения по образцу модели АСМ. Новым решением стало повышение давления в цистерне при разгрузке, которое создавалось отработавшими газами автомобиля при переключении газоотборной коробки, смонтированной на выхлопной трубе двигателя. Для мойки и очистки рабочих органов здесь появился промывочный бачок, из которого вода подавалась по шлангу под давлением выхлопных газов.
Первый ассенизатор АСМ-2 на 2,5-тонном шасси ГАЗ-51 с системой разрежения от двигателя. 1956 год
В период с 1958-го по 1970 год выпускалась модернизированная и самая распространенная машина АСМ-3 на базе ГАЗ-51А с небольшим задним наклоном цистерны, предохранительным клапаном переполнения и контрольными смотровыми окнами на задней стенке. Наполнение цистерны по-прежнему создавалось путем разрежения на всасывающем коллекторе силового агрегата и длилось всего две-три минуты. Слив нечистот производился под давлением выхлопных газов.
Массовый ассенизатор АСМ-3 с цистерной на 2 200 литров с устройством обмыва рукавов. 1960 год
Задняя рабочая часть машины АСМ-3 с всасывающим шлангом и тремя смотровыми окнами
Три сообщающихся друг с другом боковых ящика для хранения и транспортировки шлангов
Машину оснастили бортовыми пеналами для укладки рукавов и инструментария, задней фарой для освещения места работы и приспособлениями для обмыва четырёхметрового заборного рукава и других узлов. Одной из первых машин такого рода была модель АСМ-3, которая стала поступать на экспорт в социалистические и союзные страны.
Промежуточный вариант ассенизатора АСМ-3А с повышенной высотой заливной горловины. 1969 год
Полноприводный сельскохозяйственный ассенизатор на шасси ГАЗ-63 с оснащением от машины АСМ-3А
Последним ассенизаторским автомобилем семейства АСМ на базе ГАЗ-51/51А была модернизированная машина АСМ-51, внешне отличавшаяся двумя более вместительными боковыми ящиками с пологими крышками. Её выпуск пришелся на 1971-1975 годы.
Ассенизаторная машина АСМ-51 на шасси ГАЗ-51А с увеличенными боковыми ящиками. 1973 год
Ассенизаторы второго поколения на грузовиках ГАЗ-53
В начале 70-х, не дожидаясь окончания 25-летнего выпуска машин первого семейства АСМ, началось изготовление нового поколения ассенизаторной техники, которая по общей конструкции и кругу выполняемых задач отличалась от предшественников несущественными доработками и перестановкой рабочего оснащения на четырёхтонные грузовики ГАЗ-53 разных версий.
На более мощном безнасосном ассенизаторе АСМ-53 на шасси ГАЗ-53А, в отличие от модели АСМ-3, стояла цистерна ёмкостью 3 250 литров, заполнявшаяся отходами за восемь-десять минут, а рукава хранились в двух трубчатых бортовых пеналах. Полная масса машины составляла 7,4 тонны.
Ассенизатор АСМ-53 – одна из последних машин с системой разрежения от двигателя автомобиля. 1973 год
Перспективный ассенизатор АНМ-53 на шасси ГАЗ-53А с собственным вакуумным насосом. Фото 1980 года
С появлением самого распространенного советского ассенизатора АНМ-53, являвшегося развитием машины АСМ-1, началась эра так называемых вакуум-машин, служивших для сбора и вывоза жидких и полужидких бытовых отходов из выгребных ям глубиной до четырёх метров и их доставки к местам обеззараживания или утилизации.
Городская ассенизаторская вакуум-машина АНМ-53 в рабочем положении. 1974 год
Автомобиль тоже базировался на грузовике ГАЗ-53А и снабжался цистерной от модели АСМ-53. Его главной «изюминкой» был обогреваемый вакуумный насос с приводом от коробки отбора мощности автомобиля, который в течение трех-пяти минут создавал вакуум, обеспечивавший засасывание в цистерну нечистот по всасывавшему рукаву. При её наполнении сигнальное устройство автоматически останавливало двигатель. Время опорожнения под давлением составляло две-три минуты. Для мытья наконечника шланга служил промывочный 55-литровый бачок. Полная масса сократилась до 6,8 тонны.
Разработкой машины АНМ-53 занималось КБ московского отделения Академии коммунального хозяйства, серийный выпуск был развернут на Арзамасском заводе коммунального машиностроения.
В 1980-е развитием модели АНМ-53 стал достаточно совершенный базовый ассенизатор КО-503, выполнявший все перечисленные выше операции. Его лопаточный вакуумный насос размещался на раме ГАЗ-53А за кабиной водителя и соединялся с цистерной трубопроводом с всасывающим или напорным патрубком. В зависимости от положения регулировочных кранов можно было создавать вакуум для заполнения цистерны или избыточное давление для её опорожнения. С обеих сторон машины имелись пеналы для заборного рукава, водяного бачка и инструментов.
Схема ассенизатора КО-503. Основные агрегаты: 1 – трубопровод, 3 – цистерна, 4 – ящики для шланга, 5 – смотровое окно, 6 – всасывающий трубопровод, 7 – вакуумный насос, 9 – блок регулировочных кранов
Для облегчения тяжелого ручного труда водителей ассенизаторов при манипуляциях со съёмом, установкой и подъёмом тяжелых рукавов на шасси КО-503 небольшой партией была собрана машина УК-19. Её планировалось использовать для очистки выгребных ям, сбора помоев и твердых бытовых отходов. Для выполнения этих операций с левой стороны цистерны установили 1,4-метровый барабан с приводом от трансмиссии автомобиля. Он служил для укладки всасывающего рукава, соединенного с цистерной, который можно было размотать на расстояние до восьми метров.
Схема машины УК-19. Основные агрегаты: 1 – цистерна, 3 – рукавный барабан, 4 – рычаг управления всасывающим шлангом, 6 – редуктор привода барабана, 7 – вакуумный насос
Северный ассенизатор КО-501 на шасси ГАЗ-53-12 из Новосибирской области. 1986 год
Последним достижением в семействе КО-503 советского времени была модернизированная вакуум-машина КО-503Б Арзамасского завода с цистерной повышенной вместимости и простейшей задней поворотной стрелой для работы с тяжелыми всасывающими рукавами. Несмотря на столь «революционные» нововведения, для выполнения этих операций служила обычная ручная лебёдка с храповым механизмом.
Ассенизатор КО-503Б на автомобиле ГАЗ-53-12 с 3,6-кубовой цистерной и миниатюрным краном. 1987 год
ЗИЛовский вклад в дело ассенизации страны
Во времена СССР первым и единственным ассенизатором московского Завода имени Сталина была вакуумная машина на грузовике ЗИС-156А образца 1953 года с 250-литровым баллоном со сжиженным газом, построенная в транспортном цехе ЗИЛа для собственных нужд.
Уникальный газобаллонный ассенизатор на шасси ЗИЛ-156А с двигателем, работавшим на сжиженном газе. 1962 год
С переоснащением этой категории коммунальной автотехники известные впоследствии пятитонки ЗИЛ-130 послужили основой небольшого семейства специализированных машин.
Агрегат КО-502Б на шасси ЗИЛ-431410 предназначался для прочистки водопроводных и фекальных сетей от осадка, а также ликвидации аварийных ситуаций при их полном засоре. Для этих целей его оборудовали цистерной на 4,7 тысячи литров воды, насосом высокого давления, гидромотором, задним рукавным барабаном, обмывочной камерой и боковыми инструментальными ящиками.
Машина КО-502Б на шасси ЗИЛ-130-76 для расчистки городских канализационных сетей. 1978 год
Схема машины КО-502Б. Основные агрегаты: 1 – цистерна, 2 – ящик для рукавов, 3 – рукавный барабан, 4 – водяной насос, 5 – обмывочная камера, 6 – пульт управления
К группе узкоспециализированных коммунальных автоцистерн относились илососные машины (илососы) ИЛ-980 трёх унифицированных версий, выполненных на шасси ЗИЛ-130 и ЗИЛ-130-76. Их применяли для очистки колодцев городской канализации от ила и его транспортировки к месту разгрузки.
На них устанавливали трёхсекционную цистерну для ила, иловой и рабочей воды, вакуумный насос для создания разрежения, гидравлическую систему и трубопроводы. В передней части цистерн был установлен полноповоротный стреловой гидрокран для подъёма и опускания всасывающего шланга в заданном месте. Управление основными узлами осуществлялось из кабины водителя или дистанционно.
Демонстрация прототипа илососной машины ИЛ-980 на шасси ЗИЛ-130. 1967 год (фото автора)
Модернизированный илосос ИЛ-980A с усиленной крановой стрелой и открытым креплением шланга. 1974 год
Друг от друга машины семейства ИЛ-980 отличались вариантами шасси, комплектацией, деталями крановой системы, местом крепления запасных колёс, глубиной очищаемых колодцев (4,0-4,5 метра). Их транспортная скорость не превышала 50 км/ч, полная масса – 9,5-11,0 тонн.
Илососная машина ИЛ-980В на шасси ЗИЛ-130-76 в транспортном положении с запасным колесом на цистерне. 1983 год
Вскоре после развертывания массового выпуска камских грузовиков на трёхосном шасси КамАЗ-53213 (6×4) Арзамасский завод начал монтировать оборудование машины КО-504 для прочистки канализационных сетей, вакуумную установку КО-505 и новый илосос КО-507.
Коммунальные автоцистерны недалекого прошлого
Вакуумная машина КО-523 Арзамасского завода на шасси МАЗ-53373 с цистерной вместимостью 8,7 тысячи литров для очистки выгребных ям и транспортировки фекальных жидкостей. 1990 год
Ассенизационная машина КО-504 на шасси КамАЗ-53213 для гидродинамической прочистки канализационных ливневых и фекальных сетей в транспортном положении. 1980 год
Установка КО-504 для очистки городских сетей от осадков и засоров с двумя цистернами общей ёмкостью 9,5 тысячи литров воды и насосом высокого давления в рабочем состоянии
Вакуумная машина КО-505А для очистки выгребных ям глубиной до 4,5 метров с двумя цистернами общей вместимостью 10 тысяч литров и механизмом укладки рукавов. 1985 год
В рабочем положении мощная илососная установка КО-507 для механизированной очистки колодцев ливневой канализации от ила и его утилизации, весившая 20,5 тонны. 1988 год
Процессе опорожнения илососа КО-507 с тремя ёмкостями общей вместимостью 8,2 тысячи литров, вакуумным насосом и полноповоротным краном для перемещения всасывающего шланга
На заглавной фотографии — простейшая ассенизационная машина на шасси ГАЗ-ММ военного времени при отсосе нечистот.