атилла тотал вар не работает энциклопедия что делать
FAQ по ошибкам Total War: Attila: не запускается, черный экран, тормоза, вылеты, error, DLL
Необходимое ПО для Total War: Attila
Мы настоятельно рекомендуем ознакомиться со ссылками на различные полезные программы. Зачем? Огромное количество ошибок и проблем в Total War: Attila связаны с не установленными/не обновлёнными драйверами и с отсутствием необходимых библиотек.
Низкий FPS, Total War: Attila тормозит, фризит или лагает
Современные игры крайне ресурсозатратные, поэтому, даже если вы обладаете современным компьютером, всё-таки лучше отключить лишние/ненужные фоновые процессы (чтобы повысить мощность процессора) и воспользоваться нижеописанным методами, которые помогут избавиться от лагов и тормозов.
Лучшие видеокарты для комфортной игры в 1080p
Total War: Attila вылетает в случайный момент или при запуске
Ниже приведено несколько простых способов решения проблемы, но нужно понимать, что вылеты могут быть связаны как с ошибками игры, так и с ошибками, связанными с чем-то определённым на компьютере. Поэтому некоторые случаи вылетов индивидуальны, а значит, если ни одно решение проблемы не помогло, следует написать об этом в комментариях и, возможно, мы поможем разобраться с проблемой.
Как увеличить объём памяти видеокарты? Запускаем любые игры
Отсутствует DLL-файл или ошибка DLL
Для решения проблемы необходимо отыскать и вернуть в папку пропавшую DLL-библиотеку. И проще всего это сделать, используя специально созданную для таких случаев программу DLL-fixer – она отсканирует вашу систему и поможет отыскать недостающую библиотеку. Конечно, так можно решить далеко не любую DLL-ошибку, поэтому ниже мы предлагаем ознакомиться с более конкретными случаями.
Ошибка d3dx9_43.dll, xinput1_2.dll, x3daudio1_7.dll, xrsound.dll и др.
Ошибка MSVCR120.dll, VCRUNTIME140.dll, runtime-x32.dll и др.
Ошибки с названием «MSVCR» или «RUNTIME» лечатся установкой библиотек Microsoft Visual C++ (узнать, какая именно библиотека нужна можно в системных требованиях).
Избавляемся от ошибки MSVCR140.dll / msvcr120.dll / MSVCR110.dll и других DLL раз и навсегда
Распространённые сетевые ошибки
Не вижу друзей / друзья в Total War: Attila не отображаются
Неприятное недоразумение, а в некоторых случаях даже баг или ошибка (в таких случаях ни один способ ниже не поможет, поскольку проблема связана с серверами). Любопытно, что с подобным сталкиваются многие игроки, причём неважно, в каком лаунчере приходится играть. Мы не просто так отметили, что это «недоразумение», поскольку, как правило, проблема решается простыми нижеописанными способами:
Создателю сервера нужно открыть порты в брандмауэре
Многие проблемы в сетевых играх связаны как раз с тем, что порты закрыты. Нет ни одной живой души, друг не видит игру (или наоборот) и возникают проблемы с соединением? Самое время открыть порты в брандмауэре, но перед этим следует понимать как «это» работает. Дело в том, что программы и компьютерные игры, использующие интернет, для работы требуют не только беспроблемный доступ к сети, но и вдобавок открытые порты. Это особенно важно, если вы хотите поиграть в какую-нибудь сетевую игру.
Часто порты на компьютере закрыты, поэтому их следует открыть. Кроме того, перед настройкой нужно узнать номера портов, а для этого для начала потребуется узнать IP-адрес роутера.
Глючит или не запускается Total War: Attila? Решение есть! Постоянные лаги и зависания — не проблема! После установки мода Total War: Attila начала глючить или НПС не реагируют на завершение задания? И на этот вопрос найдется ответ! На этой странице вы сможете найти решение для любых известных проблем с игрой и обсудить их на форуме.
Игра не запускается
Игра вылетает на рабочий стол без ошибок.
О: Скорее всего проблема в поврежденных файлах игры. В подобном случае рекомендуется переустановить игру, предварительно скопировав все сохранения. В случае если игра загружалась из официального магазина за сохранность прогресса можно не переживать.
Total War: Attila не работает на консоли.
О: Обновите ПО до актуальной версии, а так же проверьте стабильность подключения к интернету. Если полное обновление прошивки консоли и самой игры не решило проблему, то стоит заново загрузить игру, предварительно удалив с диска.
Ошибка 0xc000007b.
О: Есть два пути решения.
Первый — полная переустановка игры. В ряде случаев это устраняет проблему.
Второй состоит из двух этапов:
Ошибка 0xc0000142.
О: Чаще всего данная ошибка возникает из-за наличия кириллицы (русских букв) в одном из путей, по которым игра хранит свои файлы. Это может быть имя пользователя или сама папка в которой находится игра. Решением будет установка игры в другую папку, название которой написано английскими буквами или смена имени пользователя.
Ошибка 0xc0000906.
О: Данная ошибка связана с блокировкой одного или нескольких файлов игры антивирусом или “Защитником Windows”. Для её устранения необходимо добавить всю папку игры в исключени. Для каждого антивируса эта процедура индивидуально и следует обратиться к его справочной системе. Стоит отметить, что вы делаете это на свой страх и риск. Все мы любим репаки, но если вас часто мучает данная ошибка — стоит задуматься о покупке игр. Пусть даже и по скидкам, о которых можно узнать из новостей на нашем сайте.
Отсутствует msvcp 140.dll/msvcp 120.dll/msvcp 110.dll/msvcp 100.dll
О: Ошибка возникает в случае отсутствия на компьютере корректной версии пакета Microsoft Visual C++, в который и входит msvcp 140.dll (и подобные ему). Решением будет установка нужной версии пакета.
После загрузки и установки нового пакета ошибка должна пропасть. Если сообщение об отсутствии msvcp 140.dll (120, 110, 100) сохраняется необходимо сделать следующее:
Ошибка 0xc0000009a/0xc0000009b/0xc0000009f и другие
О: Все ошибки начинающиеся с индекса 0xc0000009 (например 0xc0000009a, где на месте “а” может находиться любая буква или цифра) можно отнести к одному семейству. Подобные ошибки являются следствием проблем с оперативной памятью или файлом подкачки.
Размер файла подкачки должен быть кратен 1024. Объём зависит от свободного места на выбранном локальном диске. Рекомендуем установить его равным объему ОЗУ.
Если ошибка 0xc0000009а сохранилась, необходимо проверить вашу оперативную память. Для этого нужно воспользоваться функциями таких программ как MemTest86, Acronis, Everest.
Игра тормозит и лагает
Скорее всего данная проблема носит аппаратный характер. Проверьте системные требования игры и установите корректные настройки качества графики. Подробнее об оптимизации игры можно почитать на форуме. Также загляните в раздел файлов, где найдутся программы для оптимизации Total War: Attila для работы на слабых ПК. Ниже рассмотрены исключительные случаи.
Появились тормоза в игре.
О: Проверьте компьютер на вирусы, отключите лишние фоновые процессы и неиспользуемые программы в диспетчере задач. Также стоит проверить состояние жесткого диска с помощью специализированных программ по типу Hard Drive Inspector. Проверьте температуру процессора и видеокарты —возможно пришла пора обслужить ваш компьютер.
Долгие загрузки в игре.
О: Проверьте состояние своего жесткого диска. Рекомендуется удалить лишние моды — они могут сильно влиять на продолжительность загрузок. Проверьте настройки антивируса и обязательно установите в нём “игровой режим” или его аналог.
Total War: Attila лагает.
О: Причинами периодических тормозов (фризов или лагов) в Total War: Attila могут быть запущенные в фоновом режиме приложения. Особое внимание следует уделить программам вроде Discord и Skype. Если лаги есть и в других играх, то рекомендуем проверить состояние жесткого диска — скорее всего пришла пора заменить его.
Проблемы с модами
Ошибки загрузки/обновления
Проверьте стабильность подключения к интернету, а также скорость загрузки. При слишком высоком пинге или низкой пропускной способности обновление может выдавать ошибки.
Если магазин или лончер Total War: Attila не завершает обновления или выдает ошибки, то переустановите саму программу. При этом все скачанные вами игры сохранятся.
Запустите проверку целостности данных игры.
Проверьте наличие свободного места на том диске, на котором установлена игра, а также на диске с операционной системой. И в том и в другом случае должно быть свободно места не меньше, чем занимает игра на текущий момент. В идеале всегда иметь запас около 100Гб.
Проверьте настройки антивируса и “Защитника Windows”, а также разрешения в брандмауэре. Вполне возможно они ограничивают подключение к интернету для ряда приложений. Данную проблему можно решить и полной переустановкой магазина или лончера т.к. большинство из них попросит предоставить доступ к интернету в процессе инсталляции.
О специфических ошибках связанных с последними обновлениями можно узнать на форуме игры.
Вопросы по прохождению
Ответы на все вопросы касающиеся прохождения Total War: Attila можно найти в соответствующих разделах Wiki, а также на нашем форуме. Не стесняйтесь задавать вопросы и делиться своими советами и решениями.
Дополнение к игре Total War: Attila
Решение большинства проблем связанных с DLC к игре Total War: Attila аналогично основной игре, так что рекомендуем обратиться к соответствующим разделам выбрав интересующий в навигации. О любых “особенностях” и уникальных ошибках можно узнать на форуме игры.
Дополнение не устанавливается.
О: Большинство дополнений устанавливаются на конкретную версию игры узнать которую можно зайдя в Total War: Attila. Далее необходимо скорректировать версию вашей игры при помощи патчей найти которые можно в разделе “Файлы” на нашем сайте.
Игра перестала запускаться.
О: Виной тому могут быть моды установленные для основной игры. Рекомендуется полная переустановка как основной игры, так и дополнения.
Моды не работают.
О: Не все моды для Total War: Attila совместимы с дополнениями. Необходимо заменить часть модификаций на другие версии. Найти их можно в файлах по игре. Задать вопрос о совместимости тех или иных модов с дополнением можно на форуме.
Не запускается Total War: ATTILA? Тормозит игра? Вылетает? Глючит?
Решение самых распространенных проблем.
Если вы столкнулись с тем, что Total War: ATTILA тормозит, вылетает, Total War: ATTILA не запускается, Total War: ATTILA не устанавливается, в Total War: ATTILA не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Total War: ATTILA не работают сохранения – предлагаем вам самые распространенные способы решения данных проблем.
Первое – проверьте, соответствуют ли характеристики вашего ПК минимальным системным требованиям:
Обязательно обновите драйвера видеокарты и другое ПО
Перед тем, как вспоминать самые нехорошие слова и высказывать их в сторону разработчиков, не забудьте отправиться на официальный сайт производителя своей видеокарты и скачать самые свежие драйвера. Зачастую, к релизу игр готовятся специально оптимизированные для них драйвера. Также можно попробовать установить более позднюю версию драйверов, если проблема не решается установкой текущей версии.
Важно помнить, что следует загружать только окончательные версии видеокарт – старайтесь не использовать бета-версии, так как в них может быть большое количество не найденных и не исправленных ошибок.
Не забывайте, что для стабильной работы игр часто требуется установка последней версии DirectX, которую всегда можно скачать с официального сайта Microsoft.
Total War: ATTILA не запускается
Многие проблемы с запуском игр случаются по причине некорректной установки. Проверьте, не было ли ошибок во время установки, попробуйте удалить игру и запустить установщик снова, предварительно отключив антивирус – часто нужные для работы игры файлы по ошибке удаляются. Также важно помнить, что в пути до папки с установленной игрой не должно быть знаков кириллицы – используйте для названий каталогов только буквы латиницы и цифры.
Еще не помешает проверить, хватает ли места на HDD для установки. Можно попытаться запустить игру от имени Администратора в режиме совместимости с разными версиями Windows.
Total War: ATTILA тормозит. Низкий FPS. Лаги. Фризы. Зависает
Первое – установите свежие драйвера на видеокарту, от этого FPS в игре может значительно подняться. Также проверьте загруженность компьютера в диспетчере задач (открывается нажатием CTRL+SHIFT+ESCAPE). Если перед запуском игры вы видите, что какой-то процесс потребляет слишком много ресурсов – выключите его программу или просто завершите этот процесс из диспетчера задач.
Далее переходите к настройкам графики в игре. Первым делом отключите сглаживание и попробуйте понизить настройки, отвечающие за пост-обработку. Многие из них потребляют много ресурсов и их отключение значительно повысит производительность, не сильно повлияв на качество картинки.
Total War: ATTILA вылетает на рабочий стол
Если Total War: ATTILA у вас часто вылетает на рабочий слот, попробуйте начать решение проблемы со снижения качества графики. Вполне возможно, что вашему компьютеру просто не хватает производительности и игра не может работать корректно. Также стоит проверить обновления – большинство современных игр имеют систему автоматической установки новых патчей. Проверьте, не отключена ли эта опция в настройках.
Черный экран в Total War: ATTILA
Чаще всего проблема с черным экраном заключается в проблеме с графическим процессором. Проверьте, удовлетворяет ли ваша видеокарта минимальным требованиям и поставьте свежую версию драйверов. Иногда черный экран является следствием недостаточной производительности CPU.
Если с железом все нормально, и оно удовлетворяет минимальным требованиям – попробуйте переключиться на другое окно (ALT+TAB), а потом вернуться к окну игры.
Total War: ATTILA не устанавливается. Зависла установка
Прежде всего проверьте, хватает ли у вас места на HDD для установки. Помните, что для корректной работы программы установки требуется заявленный объем места, плюс 1-2 гигабайта свободного пространства на системном диске. Вообще, запомните правило – на системном диске всегда должно быть хотя бы 2 гигабайта свободного места для временных файлов. Иначе как игры, так и программы, могут работать не корректно или вообще откажутся запуститься.
Проблемы с установкой также могут произойти из-за отсутствия подключения к интернету или его нестабильной работы. Также не забудьте приостановить работу антивируса на время установки игры – иногда он мешает корректному копированию файлов или удаляет их по ошибке, считая вирусами.
В Total War: ATTILA не работают сохранения
По аналогии с прошлым решением проверьте наличие свободного места на HDD – как на том, где установлена игра, так и на системном диске. Часто файлы сохранений хранятся в папке документов, которая расположена отдельно от самой игры.
В Total War: ATTILA не работает управление
Иногда управление в игре не работает из-за одновременного подключения нескольких устройств ввода. Попробуйте отключить геймпад или, если по какой-то причине у вас подключено две клавиатуры или мыши, оставьте только одну пару устройств. Если у вас не работает геймпад, то помните – официально игры поддерживают только контроллеры, определяющиеся как джойстики Xbox. Если ваш контроллер определяется иначе – попробуйте воспользоваться программами, эмулирующими джойстики Xbox (например, x360ce).
Не работает звук в Total War: ATTILA
Проверьте, работает ли звук в других программах. После этого проверьте, не отключен ли звук в настройках самой игры и выбрано ли там устройство воспроизведения звука, к которому подключены ваши колонки или гарнитура. Далее следует во время работы игры открыть микшер и проверить, не отключен ли звук там.
Если используете внешнюю звуковую карту – проверьте наличие новых драйверов на сайте производителя.
Атилла тотал вар не работает энциклопедия что делать
Я долго думал, стоит ли вообще начинать писать обзор на игру, которая вышла более 5 лет назад и не обрела большого количества поклонников. Хотя на мой вкус эта игра по своей атмосферности и новым механикам стала лучшей в серии.
В общем, решил поделиться накопленным и разнообразным опытом.
Моей реальной целью является поиск русскоязычных игроков в сетевую друг против друга! Добавляйтесь в друзья для получения совершенно нового опыта. Поможем насладиться этой игрой друг другу.
Всем привет! Я решил не писать одно большое полотно текста про все аспекты игры сразу. Решил разбить весь свой опус на темы и давать их по одной. Поэтому начну с простой темы, которую хочу раскрыть. Это психология победителя или проигравшего, которая определяет мой и ваш стиль игры. От этого очень сильно зависит успешность в этой игре.
На полях:
Это не значит, что если у вас психология проигравшего, то вы не победите. И уж точно не значит, что если у вас психология победителя, то вы не проиграете. Психология, она о другом. Это, в том числе, и ситуации, когда вы проигрываете в стремительном атакующем напоре, или когда выигрываете, отсидевшись на островах и выполнив минимальные условия победы.
К чему я это все? К тому, что страх сковывает нас и мешает выбирать правильные решения, приводящие к результату. Страх определяет, что нас атакуют и побеждают. В Атилле побеждают атакующие и проигрывают обороняющиеся. Начните за ЗРИ удерживать границы, вас начнут сносить. Начните атаковать, и вас только покусают в других местах, а вы уничтожите своих врагов одного за другим.
Психологически сложно играть, конечно, когда тебя враги атакуют по всем фронтам, беспорядки и мятежи по всей карте, денег не хватает на содержание армий. Игроки и сдаются под таким давлением психологии, не от того, что захватили ваш последний город.
Буду благодарен, если вы в комментариях примерами из своего опыта будете соглашаться или опровергать.
Все битвы делятся на битвы в поле (полевые), битвы в поселениях без стен, битвы в поселениях со стенами и битвы на укрепленной территории (так называемые форты). Еще есть битва в засаде, но это в некотором смысле тоже полевая битва. Еще есть морские битвы, но пока не о них.
Соответственно для вас эти битвы могут быть, оборонительными и когда вы являетесь атакующий стороной. Также важно, что в оборонительной битве вы можете играть против превосходящих сил противника и против сравнимой армии. Если это мятежники, которые стремятся захватить провинцию, перевес может быть на вашей стороне. Обычный ИИ не атакует, если перевес на вашей стороне.
Еще одним важным качеством битвы, на мой взгляд, являются действия ИИ. Атакует ли он вас, или стоит и ждет, когда вы нападете на него сами. Самое интересное, что как раз это вы можете регулировать.
В поле и в поселениях без стен ИИ всегда атакует ваши позиции, если:
1. У вас есть онагры, а у него нет
2. У вас значительно больше онагров, чем у него
3. У вас и у него нет онагров, но у вас большой перевес по стрелковым отрядам
4. У ИИ большое превосходство в кавалерии (из этого следует, что кочевые племена почти всегда в поле будут атаковать ваши позиции)
В поселениях со стенами, разумеется, ИИ стоит в оборонительной позиции
На заметку: как заставить ИИ атаковать, если у него есть онагры? Да очень просто. Подбегите в зону поражения онагров своей кавалерией и поманеврируйте, пока он не расстреляет все снаряды. Если у вас есть онагры, то когда ИИ выстрелит их все, он пойдет в атаку.
При обороне важно помнить вот что. Если это не поселение со стенами, то всегда можно постараться закончить битву в свою пользу по времени. Это возможно в случае, если враг не превосходит вас числом. Если превосходит числом, то примерно за 10 минут до окончания времени битвы начинается существенное падение боевого духа. Если у вас отряды с низким боевым духом, то они побегут и это может повлиять на отряды с высоким духом. Поэтому всегда важно слушать, когда советник в битве говорит «враг превосходит нас числом», то нужно атаковать. Иначе потеряете войска без боя. И от обратного, советник говорит «все складывается в нашу пользу». Это значит, что у врага начнется падение боевого духа, если у вас затяжная атака. И если Ии вас не атакует в этом случае, то вы выиграете, так как его отряды побегут.
Под полевые битвы и битвы в поселениях нужны разные составы войск для более высокой эффективности. Вот почему играя за кочевников, вам придется добиваться превосходства в поле, а играя за фракции с большим количеством поселений уже важнее иметь армию, которая подходит для сражений в поселениях.
На заметку: практика показывает, что проще всего за фракцию, у которой есть города, набирать армию под битвы в поселениях. Что характеризует такие армии? Онагры для сноса стрелковых башен (3-5 штук), стрелковые отряды желательно с превосходством по радиусу стрельбы, не менее 4 конных отрядов (по 2 отряда на фланг минимум), остальное тяжелая пехота (не важно топоры, мечники или копейщики – важна броня).
Тактика очень простая:
Вы атакуете поселение со стенами – сносим башни онаграми и делаем бреши в стенах, желательно чтобы в этот момент на стене стоял отряд, который умирает при обрушении стены. Далее стрелки расстреливают оставшиеся войска на стенах, дальше тяжелая пехота входит в город и добивает остатки врага.
Вы атакуете поселение без стен – ставите онагров, перед ними стрелков, перед ними пеходу желательно в защитной стойке. Враг атакует вас пехотой, пока он до вас идет, стреляете по нему из онагров и стрелками, кавалерия нейтрализует вражескую, а кавалерия с другого фланга атакует стрелков и пехоту врага, когда вражеская пехота ввязывается в бой. Вот почему броня важна, чтобы держаться, пока кавалерия делает обходной маневр и вырезает стрелков или бъет в тыл.
В поле все работает точно также в случае если у врага армия не заточена под полевые битвы. Онагры провоцируют ИИ на атаку, и пока он добирается до вас, он устает, теряет часть отрядов и после размена пехотой вы должны выйти кавалерией врагу в тыл.
Ну а для того, чтобы обезопасить себя от армий в поле, передвигайтесь такими армиями или двумя стеками вместе или если вы двигаете одну армию без разведки шпионом, то окапывайтесь в форт каждый ход.
Что отличает полевые армии? Для армий в поле важно превосходство конницы, причем конница должна быть преимущественно ударная, и желательно с большим количеством брони. Но несколько отрядов должно быть легкой кавалерии, желательно с бафом на ускорение, чтобы догонять конных стрелков и связывать боем. Для пехоты в полевых битвах важна атака, чем больше тем лучше, и урон (желательно пробивающий доспехи)
В сетевых полевых битвах чуть ли не лучшим вариантом является аланская фракция, так как у аланов есть катафракты и фракийские войны, с очень высокими показателями атаки и урона.
Таким образом с точки зрения тактики по стилю игры нужно выделить:
Наступательный полевой стиль (превосходство по ударной коннице)
Оборонительный полевой стиль (онагры, тяжелая пехота)
Атакующий (поселения) стиль (онагры, стрелки, немного кавалерии)
Оборонительный (в поселениях) стиль (тяжелая пехота, стрелки)
На стратегической карте я бы тоже выделил три основных стиля поведения:
Агрессивный, оппортунист – когда вы хватаетесь за любую возможность, чтобы атаковать врага и захватить его поселения. Оппортунизм проявляется в том, что вы выбираете возможность для атаки, когда у врага оголились тылы, или все армии убежали и города остались без защиты.
Оборонительный, оппортунист – когда вы заботитесь о сохранении своих земель и не атакуете, даже если есть возможности победить. Захват новых земель происходит изредка и с максимальной безопасностью для своих текущих земель.
Атакующий – когда вы имеете преимущество по войскам и все войска бросаете в атаку до победного исхода, не заботясь о своих текущих территориях
Смешанный, ситуативный – у вас не выделенного стиля игры, когда нужно вы защищаетесь, когда нужно, атакуете.
Как я уже сказал, у меня очень агрессивный стиль игры, но с тактической точки зрения я всегда действую от обороны – провоцирую ИИ на атаку и за счет оборонительных редутов добываю победы в поселениях. В поле воюю редко. С таким стилем игры я имею очень высокую эффективность, поэтому советую и вам всем попробовать именно так воевать. А какие у вас стили игры и каких результатов вы с ними добиваетесь?
Ну вот мы и добрались до практических частей гайда. Сегодня мы рассмотрим понятие дистанционной атаки и полностью с ним разберёмся. Как обычно, сначала типология.
У нас есть 7 видов дистанционной атаки:
1. Стрелы (лучники)
2. Камни (пращники)
3. Болты (арбалетчики)
4. Дротики (метатели)
5. Снаряды (онагры)
6. Гарпуны (скорпионы)
7. Нафта (нафтаметатели)
Первые 4 вида могут быть пешими и конными, и 6 видов бывают морскими. Самое важное, что имеет значение – это ваш перевес по дистанционной атаке (количество отрядов). В зависимости от этого ИИ меняет своё поведение. Если у вас превосходство, он будет вас атаковать. Особенно важны дальнобойные орудия. В море не в порту ИИ атакует всегда. Кажется, гуннами тоже ИИ атакует всегда.
Так, ход за ходом, такая армия (флот) захватывает все прибрежные города и это имба против ИИ. Сложно припомнить, когда в Атилле у меня были проблемы с захватом городов с моря.
Следующее с чем разбираемся – с типами стрел и болтов, и что против кого использовать. Я всегда использую так:
1. Огненные – против кавалерии всегда, даже в дождь
2. Бронебойные – против пехоты, особенно с бронёй
3. Свистящие – при обороне не расстреливаю весь запас, а в конце включаю одному отряду огонь, другому свистящие и смотрю, как отряды врага обращаются в бегство. Нужно только дождаться первых дрогнувших. Ещё полезно при 4-5 отрядах при битве против вражеских стрелков включать один отряд свистящих и снижать скорость стрельбы у врага (особенно важно при атаке с моря)
4. Обычные – против стрелков без брони, где важна скорость, а пробивной силы достаточно.
Тут мне могут многие возразить, но именно такой расклад больше подходит под мой стиль игры в поселениях в обороне, и при осадах, где стрелкам ничего не угрожает и они чаще всего полностью расстреливают свой запас стрел (если стрелы заканчиваются быстрее врагов). Я проводил довольно много экспериментов.
Интересно. Имхо, самая дибильная аномалия всей игры – это арбалетчики, стреляющие навесиком или над головами пехоты.
Как обороняться против стрелков?
Ну ответ, разумеется кавалерией. Но он перестаёт работать, когда стрелки врага – тоже кавалерия. Самые действенные методы:
1. Собаки. Сгрызают почти всех стрелков. Не возникают проблемы даже с бронированными стрелками и стрелками, у которых хороший урон в рукопашную. Для конных лучников собаки просто созданы, чтобы убивать. Они догоняют отступающих и быстро их разрывают.
2. Если собак нет, набирайте пращников. У них более высокая скорострельность и с лучниками, арбалетчиками они отлично справляются.
3. В битве пращников побеждают те, у кого выше скорострельность, больше брони и дальше расстояние. С этой точки зрения имба – армянские пращники.
Я «не дружу» с дротикометателями, как с пешими, так и с конными. Если ставить их перед пехотой, их расстреливают стрелки, если ставить за пехотой, то их все равно расстреливают стрелки, но ещё и своя пехота получает дротики в спину.
Ещё один совет – по онаграм в городах. Когда атакуете город со стенами, всегда ставьте онагры дальше дистанции поражения стен. Когда вам покажут диспозицию врага, определите бастионные онагры врага и дайте им расстрелять запас снарядов (примерно 11 выстрелов) в вашу кавалерию, а потом подводите свои онагры и сносите укрепления. Раньше я очень страдал от онагров врага в бастионах, он регулярно оставлял меня без стреляющих осадных машин или приходилось тратить половину боезапаса 3-4 залпа, чтоб ы отстрелить заразу. Сейчас даю ему отстреляться, маневрируя кавалерией, а потом подвожу осадную технику ближе, на расстояние выстрела.
Значительная часть концепций в игре пролегает через тот факт, что вам приведется воевать с гуннами (или за них). А у этих товарищей есть такой отряд, который называется конные лучники. Столкновение гуннской армии с неподготовленной армией окажется фатальным для вас (особенно учесть тот факт, что нападает ИИ часто даже не одним стеком. Поэтому сейчас можно мило улыбнуться советами, которые я напишу, а можно их принять и начать им следовать. Почти у каждой фракции есть отряды, которые заточены против гуннов, и есть ещё тактики.
И напоследок хочу сделать маленький итог по теме:
Тему дистанционной атаки я выбрал именно потому, что, на мой взгляд, это единственный вид войск, который действительно определяет исход многих битв. Превосходство в коннице даже в поле не всегда решает исход битвы в вашу пользу. А вот умение играть стрелками и артиллерией определяет, как много врагов вы можете уничтожить одной своей армией. Кроме того, есть случаи, в которых стрелки – единственная сила, которая может решить исход в вашу пользу:
· Война против гуннов в армиях с конными лучниками
· Атака прибрежных поселений флотом со стрелками
· Атака поселений с грамотной глухой обороной (особенно оборона с пиками), без стрелков просто нет шансов победить
· Полевые битвы против армий с пикинерами (чаще в сетевой)
· Атака поселений со стенами с превосходством врага по количеству и качеству пехоты (или просто при существенном численном превосходстве)
Это я даже не упоминаю элитных стрелков типа раввенских элитных баллистиариев, бургундских элитных залповых пращников, антских ядовитых охотников с бафом на дистанцию, конных арбалетчиков Саварана Сасанидов. И конечно же большие онагры. 🙂
Прежде чем написать очередную главу противоречивых советов, хочу вынести за рамки этой главы следующую мысль: мы все играем по-разному. Те вещи, которые описываю я, не являются универсальными, хоть я и стараюсь. Особенно мои советы не подойдут группе следующих игроков:
Так что, уважаемые собеседники, не осуждайте мой стиль игры. Делитесь своим опытом в заданных мной темах, и мы обогатим советы разными точками зрения. Ну а теперь к советам.
Все остальное, в общем-то, шлак, который существенно не влияет на ситуацию на мой взгляд. А какие предметы, свиту и жён вы юзаете активно?
Хитрость
Конечно, когда я говорю о хитрости, я почти всегда говорю, прежде всего, о ночных боях. Для меня это очень серьезный стратегический аспект полководца, и в серьезные заварушки без хитрого полководца я не пойду. Собственно, что дают нам ночные бои:
1. Лёгкий захват города, когда рядом стоит вражеская армия
2. Возможность создать марионетку или данника, не лишая ИИ оборонительного и атакующего потенциала (который уже будет против ваших врагов), то есть не уничтожая вражеский стек рядом с городом, а делая из него союзника
3. Возможность вырезать по очереди несколько стеков врага, стоящих рядом. (отлично работает против римлян и гуннов, которые ходят в несколько стеков)
4. Возможность уничтожить вражескую армию в море, которую охраняет стек военного флота
5. Возможность уничтожить армию, которая отступила бы, если бы не было подкрепления.
6. Возможность снять осаду с города, который в осаде, и в подкрепление врагу попадают армии других фракций.
Собственно, пока у меня не появляются генералы с повышенной ловкостью, я постоянно методом перебора меняю полководцев, и рано или поздно нахожу хитрых.
Запоминаем, что важно набрать 6 в хитрости и понимаем, что если нет специального дополнения, то полководец при базовых 3 в хитрости доберётся до этого показателя в лучшем случае, когда достигнет высоких уровней. То есть почти никогда. Соответственно, чтобы получить 6 и больше в самом начале, нужно:
Прокачка генерала/адмирала и губернатора
Я по разному прокачиваю генералов и губернаторов. Тут речь даже не о персональных скиллах. Здесь речь идёт о том, что губернатор за всю игру не получат достаточно опыта, чтобы набить 8,9 или 10 уровень. А для полководца это сложно, но к середине игры такие персонажи регулярно появляются.
Поэтому за губернатора я советую прокачивать по 2 Очка в скидку на строительство, 2 очка в авторитет (порядок в провинции), 2 очка в снижение коррупции до 10%. И чаще всего я выбираю в губернаторы как раз тех, у кого можно переменный скил прокачать на два (мудрец или администратор с повышенной налоговой ставкой).
За генерала и адмирала я советую прокачивать всегда в самый дальний скилл, то есть стремиться к нему. Поэтому я везде вкладываю одно очко, в ловкость всегда 2 (чтобы было 6 и более) и стремлюсь к главному скиллу (например, легендарный воин у варваров).
По губернаторам ещё хочу дать совет. При приближении к 45 годам начинайте искать новых молодых генералов и прокачивать их. Это важно делать, чтобы не потерять свиту при естественной смерти. Прокачанных губернаторов не держите в опасных районах, чтобы они не погибли при случайной атаке.
Я часто тасую губернаторов, особенно когда они имеют прокаченный навык строительства и особенность «строитель» и предмет со скидкой на строительство и армию со скидкой на строительство в традициях. Так один такой губернатор за 2 хода (полгода) может инициировать строительство в 4 провинциях со скидкой (а если еще с эдиктом переселения…мммм)
Для кочевников важна традиция роста орды пассивная. Сразу вкачивайте на 2 очка.
Если есть, прокачиваю улучшение порядка (у римлян есть)
И очень люблю у варваров традицию, антифриз, которая обнуляет потери в снегу и зимой. На поздних этапах армии регулярно страдают от замерзания и это решение многих проблем, особенно в войне с гуннами.
Хотите снизить влияние семьи, воруйте из казны. Это и деньги, и возможность снизить влияние за счёт снижения контроля. Или просто разбазаривайте очки влияния персонажей, например, назначая их на посты, снимая и переназначая.
Старайтесь не тратить очки влияния у правителя фракции. После смерти женатого генерала в бою, сразу старайтесь пристроить его жену, если она с хорошими добавками мужу. Ну это прям общие советы, их даже стыдно давать.
У меня обычно все влияния уходит на подбор хорошей жены. С плохими я своих персонажей развожу и методом перебора добиваюсь хорошей жены. Правда такая штука действует в основном с теми, кто много воюет. У них хватает очков влияния на 3-5 попыток. остальным повезло меньше. Редко удаётся и распределить на должность, и сделать больше 2 попыток найти жену.
В обзоре советов против Атиллы я рассмотрю три составляющие:
1. Дипломатическую
2. Стратегическую
3. Тактическую
Стратегия
На стратегической карте Гунны ведут себя не очень агрессивно. Они довольно медленно продвигаются в сторону Рима, особенно если Медиоланом, Равенной и Аквилеей владеете не вы. Но если приходят, то приходят по три-четыре стека. Обычно Гунны разграбляют поселение, а потом на второе нападение сжигают, но бывают исключения и они довольно часты. Мне кажется, что если Гунны теряют много войск при штурме, то они сразу сжигают провинцию. Ну да речь не об этом. Речь о том, что если вы не нашли дипломатический способ не воевать и находитесь в войне с гуннами, то тут нужно осуществлять некоторые действия на стратегической карте.
Я иногда пользуюсь засадами против гуннов, но для этого нужно иметь уже свою элиту, то есть армию не хуже по войскам, которая за счёт преимущества окружения выигрывает. Но все же, повторюсь, что против нескольких стеков гуннов такая тактика не прокатывает (один вы поймаете, а потом получите от второго), а вот окопавшаяся армия, которая обороняется, наносит всегда много урона. Так что про засады забудьте, пока не случится хотя бы возмужание Атиллы (с 418 года примерно).
Тактика
Есть соблазн расписать для каждой культуры особенности набора войск под войну с Гуннами, но я этого делать не буду. Просто хочу в целом описать поведение на тактической карте и какие войска для этого подходят.
Ну и в качестве развлекательной информации:
Я играл примерно год назад за склавинов, у которых не было возможности нанимать свои большие онагры, так вот, к завершению кампании я собрал армию с 4 большими онаграми. Все были захвачены в битвах с Гуннами и в дальнейшем использовались против них. Атилла погиб тогда от своих же онагров.
Один раз я играл за римлян и гунн напал почти полным стеком на город, который до этого разграбили. Но у него были только конные войска, а у меня два невостановившихся отряда пехоты. Он потерял у ворот весь стек, а я, боюсь соврать около 8 человек. В общем, я победил, только за счёт башен у ворот.
Я не хотел долго писать эту тему, так как моих часов игры не хватает для полноценного понимания, как все устроено. Слишком много неизученных аспектов, по которым непонятно как оно работает. Если есть что добавить, буду рад. 🙂
Небольшая базовая инфа:
В принципе это все знают, но нужно зафиксировать.
Цивилизованные фракции хорошо бы разбить на римские и восточные, согласно тому, что города нужно перестраивать, но в текущей теме такая разбивка не важна.
Особенности данников
Несмотря на наличие пункта в меню, мне ни разу не удалось дипломатическим путём сделать данника с 3 и более провинциями (городами).
Данник получается при победе в последнем городе врага. В меню появляется возможность покорить народ.
Данничество это своеобразный оборонительный союз, в котором данник платит за этот союз отчисления. Данник при основании не впрягается в войну своего покровителя а также при объявлении войны не приглашается в нее. Если напали на вас, вы можете как позвать данника на защиту так и не позвать. Если не зовёте, ваш данник останется с вами, если зовёте, то в случае отказа данник объявит вам войну. Если нападают на данника, он тоже может вас не позвать на помощь. Если зовёт и покровитель отказывается, данничество отменяется и покровитель получает большой урон в репутацию. Если данник объявляет войну сам, вам даже не предлагается в неё впрягаться.
Данники довольно долго остаются верными, особенно если ваши отношения в зеленой зоне. Читай, очень редки случаи, когда данник принимает решение просто объявить вам войну. Особенно если вы в его провинции стоите стеком войск.
Данники также позволяют нанимать войска в их провинциях
Миноры
Минорами я считаю фракции, которые можно освободить. Всякие Италии, Испании, Септимании, Египты, Персии, Спаханы и т.д. В случае освобождения ваши отношения выводятся автоматически в зеленую зону и у вас проставляется статус военного союзника со всеми вытекающими. Отказ от такого союзничества через дипломатию без урона репутации возможен через 10 ходов. Также в случае призыва на войну союзника вы рискуете только репутацией и самим союзом, в случае отказа, но не войной. Освобождённый минор не платит вам отчисления, но его территории и города идут вам в статистический зачёт для победы.
Так что когда предлагают сделать марионетку, я смотрю:
1. Сможет ли она удержать моих врагов
2. Могу ли я захватить провинцию полностью быстро и легко удержать. Если нет, то это увеличивает выбор в пользу марионетки
3. Интересны ли мне войска из ее линейки? Кстати, нанимать можно в основном то, что марионетка в этой прове может сама построить. Так что хорошие войска нанимаются у сильных марионеток с военными постройками (проверяйте, что за постройки в городе марионетки)
4. Планирую ли я экспансию в эту сторону. Другими словами, марионетка и данник опасны когда они не на границе а в середине Карты вашей империи или в тылу. В этом смысле у Сасанидов ужасная диспозиция, которая компенсируется только тем, что марионетки их по наблюдениям реже предают.
5. Нужна ли мне «передышка» на этом направлении.
Для кочевников данники крайне необходимы для усиленного пополнения войск в провинции данника, особенно в режиме лагеря (стоянки). Было бы здорово использовать их в качестве войск подмоги, но как мы помним, данник не ввязывается в ваши войны. Так что когда за вами охотится полкарты, а данник воюет в лучшем случаем с 3 из 10, это не особо помогает.
Баг повторного покорения
Он глобально заключается в том, что не всегда вы можете покорить фракцию (сделать данником или марионеткой), когда вы побеждаете в битве за ее последний город (столицу). Почему в меню не появляется этот пункт меню, я не знаю. Тем не менее, я усиленно собирал информацию и понимаю, что это точно не рандом. Вот мои гипотезы:
1. Марионеткой не станет фракция, которую вы покорили первый раз военным способом, а потом она против вас восстала
2. Марионеткой не станет фракция, которую вы покорили мирным способом, а потом она против вас восстала
3. Марионеткой не станет фракция, чью столицу вы завоевываете впервые, но при этом она успела побывать не вашей марионеткой (и разумеется точно не покорите, если она марионетка или данник сейчас)
4. Марионеткой не станет фракция, чью столицу вы захватываете в провинции, которая исторически не принадлежала этой фракции (то есть последний город марионетки не является городом данным ей на начало игры, а для миноров это не первый захваченный город и не город освобождения).
Все бы хорошо, но я намеренно проверял каждую гипотезу и у меня на каждую есть много случаев срабатывания и есть случаи, когда гипотеза опровергается. Разобраться с этой темой очень помогает следующий баг, который я называю багом империи. Так что эти гипотезы частично правильные, но есть ещё один фактор, который мы не нашли. То есть влияет это и что-то ещё (а может быть просто что-то другое).
Баг империи
В игре за фракцию, которой можно делать марионеток, в какой-то момент наступает ситуация, когда любая без исключения фракция может стать вашей марионеткой мирным способом, то есть когда у марионетки более одного города и при любом ее отношении к вам).
Когда обычно наступает такая ситуация?
1. У вас империй предпоследнего уровня (не максимальный)
2. У вас много войн одновременно
3. У вас мало марионеток с большим уровнем силы (он показывается в окне дипломатии)
Важно: количество фракций, которые перейдут в марионетку при таком качестве ограничено. Не получится так замарионетить сразу все самые сильные фракции или все вообще.
Правда есть один плюс. Если вы попали в баг империи, то сразу после отсоединения марионеток, часть фракций можно сразу снова мирно сделать марионеткой обратно ( с получением полной суммы вознаграждения доступной для выплаты и другими ништяками типа жён).
Цикл противоречивых советов подходит к концу. Следующий цикл я планирую сделать про разные стратегии за разные фракции. Не знаю, хватит ли сил, времени и желания, поэтому самое главное я решил написать тут.
Ну поехали. Я сделал ставку на короткие формулировки.
1. За любую фракцию игра начинается с роспуска данных базовых войск и накопления за счёт этого наличности. Особенно дорогих войск, которые могут быть элитными отрядами с совершенно диким содержанием.
2. За любую фракцию кроме 3 империй (зри ври и Сасаниды) первые годы до рождения Аттилы уходят на накопления наличности и отсутствие экспансии. За 5 лет удаётся скопить до 70 тысяч. Секрет в том, что если вы воюете, вы тратите деньги на содержание войск, на поддержание порядка и на застройку захваченных регионов. Если вы немного ждёте, вы не содержите войска, не тратите деньги на развитие регионов и захватываете уже сильные провинции.
3. За три империи (зри, ври и Сасаниды) этап накопления наличности проходит чуть позже. На первом этапе за счёт перестройки городов вы тратите деньги со сноса на экспансию и акцентированных ударов с созданием марионеток.
5. Не влазить в военные союзы. В оборонительные влазить только с теми, с кем вы будете в союзе до конца игры. Взращивать эти союзы, обмениваясь воинами (влезать в войны союзника, подключать к своим).
8. Морские армии отлично грабят (свои пути) и ограничивают экспансию врага. Уже за это их можно содержать. Морская армия, стоящая на своём же торговом пути приносит до 4 тысяч за ход (много своих же торговых путей. Да, это серьезный минус за грабеж к отношениям с фракциями с кем вы торгуете, но можно себе позволить при отношениях в 500-1000 баллов.
9. Дружить с Гуннами до 418 года. За все фракции без исключения. За Гуннов дружить с белыми гуннами. (Важно. За Гуннов мириться с другими фракциями только с подписанием права прохода)
11. Работать с мятежами. Суть сводится к формуле +20 к порядку за ход при любом уровне штрафа к порядку и к обнулению штрафов в провинции за захват поселения. Когда происходит мятеж. Это отлично работает с логикой захват с разорением и снос. Несмотря на то, что я считаю это главной недоработкой, это механика игры с которой встречается каждый. Ее надо использовать себе во благо, если она есть.
14. Если у вас нет построек с условием по религии, забейте на религию. Нужно нанять 3 священников в захваченных городах и после этого вообще не париться. Культурные здания полезнее религиозных и по доходу и по обслуживанию и по вкладу в порядок провинции.
16. Всегда укреплённый стек или гарантия ненападения на него. Либо вы точно знаете, что не нападут, либо воюете только сражениями в поселениях и соотвественно можете оборону держать именно в поселении, либо ставьте лагерь, то есть окапывайтесь.
17. Персонажей с низкой лояльностью или на убой или делать незанятым персонажем (не губернатором и не полководцем)
19. Ставьте дипломатические цели в начале кампании. Будете вы дружить с гуннами или воевать, будете вы дружить со ЗРИ или дербанить. Будете вы выигрывать через баг марионеток или через военные союзы.