атланты и кариатиды это кто такие
Петербургская архитектура в деталях: атланты и кариатиды
Во время прогулок по Петербургу мы регулярно встречаемся с его бессменными жителями — атлантами и кариатидами. Они не присоединяются к нам, поскольку не могут отлучиться от своей работы — поддерживать здания. KudaGo продолжает серию материалов о деталях городской архитектуры и приглашает лучше узнать его каменных обитателей. Мы расскажем, откуда они к нам прибыли, в чём важность их труда и где познакомиться с самыми интересными представителями.
Кто такие атланты и кариатиды и в чём между ними отличия?
Слово «атлант» (также «атлас» или «теламон») пришло из греческой мифологии, где атлант был титаном, поддерживающим небесный свод и обращённым в камень. «Кариатида» (также «кора», то есть «девушка») впервые встречается в сочинениях архитектора Витрувия, который взял слово из греческих источников. Оно имеет несколько трактований: девушки, несущие на голове корзины со священными дарами на праздниках в честь Афины и Артемиды, или жительницы области Кария в Малой Азии, которых за измену родине превратили в рабынь и заставили носить тяжести.
Основное отличие между архитектурными элементами только в гендерном признаке: скульптурное изображение мужской фигуры, служащее опорой для здания, называется атлантом, женской — кариатидой. Пол определяет тяжесть ноши скульптуры: в античной архитектуре женские фигуры удерживают на своих плечах не слишком тяжёлые предметы, а небесный свод доверяют склонившим голову и плечи атлантам.
Кариатиды и атланты
Фантазия греческих зодчих не знала границ. Они создали своеобразную художественно-конструктивную форму, которая заменила колонну. Вместо колонны здание украшали скульптурные изображения человеческих фигур: женских — кариатиды, пликоры, и мужских — атланты, а римляне называли их теламоны.
В афинском храме Эрехтейон (архитекторы Архилох и Филокл, 420- 407 годы до н. э.) легкий антаблемент поддерживали скульптурные изображения женских фигур в длинных одеждах. На их головах установлены капители в виде корзин.
Зодчие нашли такие размеры фигур и расстояние между ними, что не чувствуется их напряженности, фигуры легко несут нагрузку — антаблемент. Скульптор изобразил женщин стройных, грациозных, их руки опущены вниз, фигуры задрапированы в одежду из тонкой ткани, которая плотно облегает тело.
И развалинах колоссальною храма Зевса Олимпийского в Акраганте на острове Сицилия были найдены огромные, высотой 8 метров, скульптурные изображения мужских фигур — атлантов в виде обнаженных гигантов, стоящих лицом к публике с закинутыми за голову руками и поддерживающих тяжесть верхних частей здания.
В позе атлантов чувствуется напряжение, их ярко выраженная мускулатура показывает ту силу, которая необходима, чтобы выдержать груз, давящий на плечи атланта. Атлантов изображали во весь рост или стоящими на коленях.
А история возникновения кариатид такова.
Слово «кариатида» впервые встречается в сочинениях Витрувия. Он взял это слово из греческих источников, которыми пользовался при написании своего трактата об архитектуре.
Греческая легенда гласит о том, что жители области Кария (на юго-западе Малой Азии) были обвинены в измене родине. Все мужское население было истреблено, а женщин продали в рабство. Женщин из знатного рода заставляли выполнять тяжелую работу — переносить тяжести, а в знак унижения и позора им не разрешали снимать богатые головные уборы, которые раньше указывали на их принадлежность к высшему обществу.
Греки дают и другое объяснение происхождения этого слова, сравнивая женские фигуры с канеферами, носительницами корзин. Эти молодые девушки были служительницами храма богини Афины Паллады. Они принимали участие в торжественных шествиях и жертвоприношениях.
Мы не будем утверждать или отрицать правильность этих суждений. Ясно одно: созданные зодчим кариатиды храма Эрехтейон наделены женской краортри, изяществом, грацией и на протяжении тысячелетий продолжают восхищать людей.
Грустная легенда возникновения кариатид.
А легенду о возникновении кариатид донес до нас трактат римского архитектора и инженера Марка Витрувия Поллиона, жившего во второй половине 1-го века до нашей эры. Этот трактат называется «Десять книг об архитектуре» и посвящен императору Августу.
«. если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемые кариатидами, и поместит на них мутулы и карнизы, то любопытствующим он даст такое объяснение:
пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями — персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам.
И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан.
Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.»
Цитата из трактата:
Витрувий «10 книг об архитектуре» кн.1, гл.1., 5
Атланты и кариатиды
В городе Спасоналивкинске назревало событие. Мэр города решил устроить День города, который не справлялся аж с незапамятных времен. Городок, хоть и был небольшим, но славился своей историей. Он существовал еще во времена татаро-монгольского нашествия, и тогда жители города оказали ожесточенное сопротивление захватчика. Город все равно был взят и сожжен, и долго потом, более двухсот лет, на его месте было пепелище. Но место было хорошее, пепелище заросло и ушло в землю, и в эти края снова вернулись первые поселенцы. И город воскрес. Это было его второе рождение. А первое рождение, то есть, когда город был заложен князем Роговицким, потомком члена рюриковской дружины, состоялось раньше, чем была основана Москва. Поэтому жители гордились своей историей. Молодежи тоже прививались аналогичные чувства, и она, втайне гордясь своим происхождением, не особенно стремилась уехать, а способствовала процветанию своего города. В городе был педагогический институт, и его выпускники работали как в спасоналивковских школах, так и в окрестных селах.
Таким был современный Спасоналивкинск. Поэтому мэр и хотел еще больше поднять дух жителей города и его престиж. Не в одной же Москве проводить такие мероприятия?
Все бы ничего, однако, к намеченному сроку 25 июля привести в надлежащий вид центральную улицу Гоголя и площадь Карла Маркса было невозможно. Нужно было что-то решать. Дело в том, что многие здания в центре города сохранились еще с дореволюционных времен, однако, их вид оставлял желать лучшего. Причем, самое красивое из зданий, на Гоголя 25, было безнадежно испорчено революционными солдатами и матросами. Фронтон этого здания в свое время украшали многочисленные атланты, которые держали на своих могучих плечах балкон, с которого, говорят, в свое время выступал сам Владимир Ильич. Правда, достоверных доказательств этого факта не было, но старики говаривали. Не сохранилось ни одной фотографии этого события. Хотя, возможно, что и выступали с балкона. Но, скорее всего, это был Троцкий. И было фото. Но после признания его врагом народа все фотографии в местном музее были уничтожены. И пустили легенду о Ленине. Хотя сейчас это было не так важно. Хуже всего было то, что революционным массам вооруженного народа не понравились атланты. И они избрали их в качестве мишеней для стрельбы. В итоге, атланты потеряли кто руки, кто животы, а кто и головы. И эти курчавые бородатые головы, в полуразбитом виде, долго валялись на тротуаре перед зданием. Пока жители не растащили их на сувениры. Но это еще не все. Напротив этого дома располагалось аналогичное здание по адресу Гоголя 24. Там тоже были красивые балконы, которые должны были держать кариатиды. Они и держали их, до прибытия революционных масс. Те, в свою очередь, позабавившись с буржуазными атлантами, обратили свои взоры на куртуазных кариатид. Которые старались, но не могли прикрыть свою наготу рубенсовского разлива. Эти полные нагие женские тела вызвали у революционных масс прилив энтузиазма, тем более, что многие из них не видели своих жен с начала Первой мировой войны. И энтузиазм, как и в случае с атлантами, вылился в расстрел кариатид, которые без всяких пластических хирургов расстались со своими прелестями. Эти прелести в разбитом виде тоже долго валялись на тротуаре подле здания, пока жители не забрали их в качестве сувениров. Некоторые использовали эти части для ремонта своих старых домов, и тогда в городе можно было видеть дома, из стен которых то тут, то там торчали каменные женские груди и даже лица.
Разумеется, мэр не мог восстановить Былое величие. Для этого пришлось бы нанимать столичных скульпторов, и платить им большие деньги. Денег, особенно больших, в бюджете города Спасоналивкинска не было.
Тогда мэр и нашел выход. Как то раз он был в Италии. И его поразили «живые скульптуры». Он увидел там аниматоров, которые раскрашивали себя бронзовыми, серебряными или иными красками, и стояли неподвижно вдоль тротуаров и бульваров, по которым прогуливалась отдыхающая публика и разнообразные туристы, в основном, граждане Поднебесной. И всех отдыхающих чрезвычайно забавляли разнообразные Давиды, Венеры, и просто статуи, как правило, нормально одетые, которые вдруг меняли позу или норовили ухватить зазевавшуюся мадам, которая начинала визжать от испуга. Эти люди, понятно, стояли в качестве статуй не просто так. За селфи с ними надо было платить, а также за то, что их даже просто фотографировали туриста.
— И мы поступим также. Нет времени ваять атлантов и кариатид. У нас, что, людей нет, разве, с красивыми телами? Да многие мужики не хуже. А если брать женский пол, то каждая вторая – просто кариатида. Или наяда. Да – какая разница? – рассуждал мэр. И потом пришел к следующему решению.
— Значит, так, Валя! – сказал он секретарше. – Записывай. Из бюджета выделить пятьдесят тысяч рублей, лучше – двадцать, на атлантов и кариатид. И пять тысяч – на краску. Бронзовую и серую. Атлантов покрасим в серый цвет, а кариатид – в бронзовый. И напиши, что будет проводиться конкурс на отбор кандидатур.
Сказано – сделано! На доске объявлений мэрии появилось соответствующее объявление. Что проводится набор в секцию атлантов и кариатид. С почасовой оплатой. Тренинги бесплатные, а потом, в день города – почасовая оплата за стояние под балконом.
Правда, там не было сказано, что стояние предполагалось в полуголом виде. Да кого сейчас этим удивишь?
Прочитав объявление, жители удивились, но на следующий день у дверей мэрии собралась толпа. Все шумели, но сразу появились активисты, которые установили свой порядок, и на ладони каждого кандидата появился его порядковый номер в очереди.
После обеда всех впустили. Мужчин отвели в одну залу, женщин – в другую. Там им предложили раздеться до нижнего белья. А потом всех по очереди просмотрели отборочные комиссии – мужчин смотрел сам мэр и его заместитель, а женщин – секретарша мэра Валя и главный бухгалтер Зинаида Васильевна.
Отобрали десять атлантов и десять кариатид. Атланты все были крепкие плечистые мужчины, некоторые – с пивными животиками. Но небольшими. А женщины – пухленькие, с хорошими формами. Всем отобранным кандидатам сказали прийти завтра.
На следующий день состоялся тренинг. Он заключался в том, что кандидатов опять раздели до нижнего белья, каждому дали длинный кусок драпировочной ткани, и попросили встать около стены, как будто они держали в поднятых руках тяжелый груз. Вместо балкона каждому дали по широкой доске. Так они простояли около часа. Три мужчины и две женщины отказались после этих испытаний. Их исключили из списка. На самом деле, было нужно шесть мужчин и шесть женщин. Так что пока кандидатов хватало.
Еще через день устроили такое же испытание, и кандидаты стояли уже по два часа. Еще один мужчина и две женщины отказались от дальнейших испытаний.
Но остальным выдали половину их гонорара, предупредив, что остальную часть они получат после праздника.
В десять утра заиграл духовой оркестр и праздник начался. По главной улице потекли жители города, довольные возможностью пообщаться, да и выпить пивка. Против чего не могли возражать из прекрасные половины. Потому что выпить в праздник даже сам доктор велел. Хотя, у каждого своя норма. Кому и 50 грамм достаточно, а кому и поллитра маловато будет.
Со стен самых красивых зданий города на его жителей, как и в старые добрые времена, взирали атланты и кариатиды. С целью поддержания благочестия их прелести были искусно прикрыты драпировками. Разумеется, что атлантам выдали кленовые листочки. Кариатидам было нечего скрывать внизу, поэтому они лишь стыдливо прикрывали свою грудь. Сначала народ не обратил внимания на придумку мэра. Потом, когда с жителей начала сходить утренняя сонливость, кто-то из толпы показал пальцами в сторону балконов.
— Смотрите, кто там стоит! Какая красота! А как вон тот атлант похож на Николай Силыча из шиномонтажа? До чего сейчас дошло искусство – прямо не отличишь!
— А вот эта кариатида – прямо Нинель Ильинична из библиотеки! Только что бронзовая!
Не все бывали за рубежом, и не знали о существовании аниматоров. Пока один из школьников, который, видимо, имел в прапрадедах кого-то из тех революционных солдат, которые раскрошили пулями каменных атлантов и кариатид, не пульнул из небольшой рогатки в Нинель Ильиничну. Вместо стука по камню пулька мягко шлепнула ее по животу.
— Ой! Ой! – закричала она.
— Смотрите, она – живая! Да это же Нинель Ильинична! Библиотекарша! Только бронзовая! Ха-ха-ха! – в толпе пробежало оживление.
Нинель Ильинична, на которую внезапно обратились взоры жителей, закуталась в драпировку. А потом замахала руками.
— Ну, что уставились? Кариатид не видели? Идите своей дорогой, не отвлекайтесь! – крикнула она в толпу. Она попыталась еще больше закутаться в драпировку, при этом, она была готова завернуться в эту ткань с головой, но не удержала ее – и тряпка упала вниз на землю.
— Посмотрите, она же совсем голая! – еще оживленней закричали жители города. Праздник норовил быть испорченным. В этот момент грянула громкая музыка, и из громкоговорителей полилась приветственная речь мэра.
Кто то из мужчин взял длинную палку, поддел ею драпировку, лежащую на асфальте, и подал ее вверх беспомощной Нинель Ильиничне. Та схватила тряпку, как свое спасение, и завернулась в нее. А потом снова изобразила кариатиду, держащую балкон на своих хрупких плечиках.
Тогда жители обратили внимание на атланта.
— Эй, Николай Силыч, держи пиво! – и один парень метнул вверх бутылку. Силыч бросил держать балкон и налету поймал напиток. Мигом сорвал пробку и, не глотая, одним махом вылил в свою иссохшую утробу все содержимое. Другим атлантам тоже досталось по бутылке. Правда, Владимир Николаевич, учитель из второй школы, не смог первый раз поймать бутылку, и она грохнулась на тротуар, обдав жителей и стену здания ароматной пеной. Народ принялся фотографировать на свои телефоны невиданных ранее атлантов и кариатид. Те кутались в драпировки под градом фотовспышек.
В целом, праздник удался. Насмотревшись на изобретение мэра, жители вспомнили, что у них охлаждается пиво и даже водка. И греются селедки под шубой, салаты оливье и прочая праздничная снедь. И ринулись кто по домам, а кто по гаражам – кто любил пить в компаниях, даже без особых деликатесных закусок, прямо на капотах автомобилей.
А те, кто не пил – пошли дальше на гуляния. Там, на площади угощали чаем с пирогами, блинами, медом, вареньем, и прочими сладостями. Звучала музыка, и даже на временной сцене играла местная рок-группа.
А наших атлантов и кариатид сняли подъемниками, и они отправились по домам. Поклявшись в душе, что никогда больше они такими вещами заниматься не будут. Хотя пятерку за несколько часов позора заработать было приятно.
Атланты и кариатиды
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
В мировой архитектуре широкое распространение получили такие варианты декоративной скульптуры, как АТЛАНТЫ
и
КАРИАТИДЫ.
Особняк Черновой. г. Ростов-на-Дону
Описание слайда:
Скульптурные изображения атлантов и кариатид часто использовались в архитектуре античности и эпохи Средневековья в качестве колонны или другой вертикальной опоры для поддержки балочных перекрытий.
Описание слайда:
От легенд к архитектуре
Описание слайда:
В греческой мифологии атлант (греч. «несущий») — титан, отличавшийся необычайной силой. В наказание за участие титанов в борьбе против олимпийских богов они должны были держать на плечах небесный свод.
Описание слайда:
Атлант (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза.
Может находиться на месте колонны либо пилястра.
Атланты. Эрмитаж
Описание слайда:
Описание слайда:
Самые первые атланты найдены в греческом храме Зевса в Сицилии, но похожие фигуры из монолита уже были сделаны в Древнем Египте.
Позже атланты были использованы в многих других культурах и играли важную роль в архитектуре барокко.
Современный макет Храма Зевса
Описание слайда:
Самый известный пример скульптур атлантов находится у входа в музей Новый Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
Описание слайда:
КАРИАТИДЫ – Карийские Девы
Кариатидами
(греч. «карийские девы»), называют вертикальную опору в виде женской задрапированной фигуры.
Париж. Лувр. Кариатиды в Зале Кариатид
Описание слайда:
Если
такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой.
Описание слайда:
«…Карьятиды позор свой выносят…»
К. Случевский
Кариатиды впервые упоминаются Витрувием в его трактате посвященном Октавиану Августу.
«Так, например если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемые кариатидами, и поместит на них мутулы и карнизы, то любопытствующим он даст такое объяснение: пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями — персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам. И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.»
Витрувий «10 книг об архитектуре» кн.1, гл.1., 5
Описание слайда:
Наиболее известные кариатиды античного времени — в портике Эрехтейона на афинском Акрополе, известного также как портик кариатид или Пандросион, по имени нимфы Пандросы.
Кариатиды. Акрополь, Афины, Греция.
Описание слайда:
В Средние века кариатиды почти совсем не употреблялись, и снова стали нередко являться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения.
В новейшем искусстве кариатидами называются не только женские фигуры, одетые, или полуобнажённые, поддерживающие балки, или какие бы то ни было выступы здания, но и подобные же мужские фигуры.
г. Санкт-Петербург
Описание слайда:
Атланты и кариатиды используются как в экстерьерах зданий, так и в оформлении их интерьеров и могут являться не только элементами декора на фасаде отдельного здания, но и влиять на художественное восприятие целых архитектурных ансамблей.
Описание слайда:
В некоторых случаях атланты или кариатиды выполняются на таком высоком профессиональном уровне, что воспринимаются уже не как разновидность декоративного убранства какого-нибудь строения, а как самостоятельные произведения искусства.
Царское село. Екатерининский дворец
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.