атмосферный сюжет что такое
Атмосферный сюжет что такое
Место действия, например, квартира, дом, парк или вагон метро, многое даёт повествованию. Хороший сеттинг служит каркасом, к которому крепятся другие элементы сюжета. Если вы создаёте яркое описание места, в котором разворачивается действие, то буквально переносите туда читателя.
Грамотное описание места действия задаёт нужную атмосферу и настраивает на требуемый лад, придаёт контекст происходящему и добавляет необходимые детали.
В определённых случаях сеттинг способен и сам стать двигателем сюжета. Например, в «Убийстве в «Восточном экспрессе» Агаты Кристи все персонажи оказываются заперты в поезде, застрявшем на горном перевале. С одной стороны, передвижения персонажей ограничены десятком вагонов, но с другой стороны, замкнутая локация значительно нагнетает напряжение. Эркюль Пуаро отчётливо понимает, что убийца Рэтчетта где-то в поезде.
Для того, чтобы локация работала на атмосферу, требуется:
Начинайте сцены с описания локации, в которой разворачивается действие — читатель должен понимать, в какой обстановке находятся герои. Нарисуйте общий план и дайте максимально широкое описание места, затем переходите к крупному плану и переключайтесь на детали, не видные издалека.
Если герои никуда не уходили, вам следует время от времени напоминать, что действие всё ещё разворачивается в том же месте. Если протагонист периодически будет возвращаться в локацию, то подробное описание следует давать только в первый раз. В последующие достаточно будет подчеркивать наиболее заметные детали.
Избегайте общих фраз и описаний (дом был большим, а город не очень). Старайтесь выделять те конкретные детали, которые присущи этому конкретному месту. Посмотрите, как одним предложением характеризует место действия «Ста лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркес:
«Макондо был тогда небольшим поселком из двадцати глинобитных, с камышовыми кровлями домишек, стоявших на берегу реки, которая несла свои прозрачные воды по ложу из белых, гладких и огромных, как доисторические яйца, валунов».
Вот так начинает описание французского городка Джоан Харрис в романе «Шоколад»:
«Нас пригнал ветер, не по-февральски тёплый ветер, полнящийся горячими сальными запахами жарящихся лепёшек, колбасы и посыпанных сладкой пудрой вафель, которые пекут на раскалённой плите прямо у обочины дороги. В воздухе, словно некое жалкое противоядие от зимы, вихрятся кружочки конфетти, скользящие по рукавам, манжетам и в конце концов оседающие в канавах».
А вот Герман Мелвилл описывает будни американских китобоев в «Моби Дике»:
«Однако из кухни потянул горячий дымный аромат, в значительной мере опровергавший мои безрадостные опасения. Когда же дымящееся блюдо очутилось перед нами, загадка разрешилась самым восхитительным образом. О любезные други мои! Послушайте, что я вам расскажу! Это были маленькие, сочные моллюски, ну не крупнее каштана, перемешанные с размолотыми морскими сухарями и мелко нарезанной соленой свининой! Все это обильно сдобрено маслом и щедро приправлено перцем и солью!»
Не стоит включать в начало каждой главы несколько абзацев описания локации, и только потом переключаться на действие. Персонажи и сеттинг не должны существовать отдельно друг от друга, они должны взаимодействовать. Если персонаж едет в поезде, то пусть описания окружающего мира перемежаются с его мыслями, наблюдениями и действиями. Если действие разворачивается в кафе, пусть герой закажет кофе, изучит меню, осмотрится по сторонам, присмотрится к посетителям или поищет глазами свободный столик.
Хороший сеттинг поддерживает экшен, помогает нагнетать напряжение или поддерживает развитие персонажей. Почему действие многих триллеров разворачивается на тёмных улицах или заброшенных складах? Потому что подобные места нервируют сами по себе. Однако одна и та же локация в зависимости от нужд сюжета может как навевать благостные чувства, так и приводить в ужас. Самая обычная съёмная квартира, такая уютная и желанная после тяжелого трудового дня, может превратиться в комнату ужасов, если герой заметит, что в его отсутствие в ней кто-то побывал: слегка приоткрыта створка шкафа, вещи стоят несколько иначе. А если ещё где-то послышится шорох или скрип…
Атмосфера новогоднего кино
Бывало, что после просмотра фильма или мультфильма вы думали: «Тут особая атмосфера» или «Это очень атмосферное кино»? Но что такое атмосфера в кино и в искусстве вообще?
Атмосфера в искусстве
Актер М. Чехов назвал атмосферу душой произведения: «Дух в произведении искусства — это его идея. Душа — атмосфера. Всё, что видимо и слышимо, — его тело». Произведения искусства вызывают у нас определенные эмоции, создают настроение и атмосферу, то есть некий психологический климат. Атмосфера – «чувство, разливающееся в неопределенную даль».
Теорию атмосферы в эстетике разработал Гернот Бёме. По словам философа, атмосфера — это промежуток, благодаря которому связываются человеческое состояние и качества окружения. Атмосфера предполагает ощущение присутствия.
Атмосфера пронизывает окружающую нас действительность. Выражение «атмосферный» применяется к людям, к пространству, к пейзажам. Сформулировать сущность атмосферы сложно, потому что она кажется невыразимой, неуловимой. Но при этом мы без труда можем ее характеризовать: она бывает спокойная, меланхоличная, тягостная, воодушевляющая, праздничная, располагающая, эротическая, уютная и т.д.
Как бы вы охарактеризовали атмосферу, которую передает этот кадр? При помощи каких приемов эта атмосфера создается — разберем ниже.
Кадр из мультфильма «Клаус»
Знакомясь с произведением искусства, в первую очередь мы воспринимаем атмосферу, на фоне которой уже распознаём объекты, формы, цвета и тому подобное. Особое качество истории — будь то книга, фильм, картина или что-то еще — заключается в том, что она не только сообщает о присутствии в ней той или иной атмосферы, но и вызывает её в нашем воображении.
Восприятие атмосферы субъективно, но в то же время ее можно создать сознательно при помощи объективных составляющих, например, света и музыки. В современном искусстве зачастую именно атмосфера становится целью эстетического действия.
Зачем автору создавать в своем произведении атмосферу? Чтобы воспринимающий (зритель, читатель, слушатель) не только настроился на определенную волну, но и погрузился в мир произведения, глубоко прочувствовал его.
Как работает атмосфера с точки зрения нейрофизиологии
Наше восприятие окружающего — результат истолкования сигналов, улавливаемых «антеннами», настроенными на внешний мир. Эти антенны — наши рецепторы: глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.
Воспоминания о пережитом событии (например, о Новом годе), хранятся, условно говоря, в определенной нейронной структуре. Когда мы видим наряженную елку или слышим «Jingle Bells», актуализируются воспоминания о празднике, и мы испытываем те же чувства, что и в предыдущие новогодние дни. В памяти оживает целый комплекс взаимосвязанных воспоминаний и ассоциаций: елка, подарки, уют и веселье, отдых и т.д.
Атмосферу может передать и праздничная открытка
Для того, чтобы при помощи атмосферы вызвать у аудитории те или иные эмоции, авторы прибегают к использованию так называемых «якорей» на разных уровнях восприятия. Это визуальные образы, звук, запах (например, запах мандаринов), ментальные образы (новогодние и рождественские традиции) и т.д. Совокупность этих «якорей» и вызывает нужные ментальные образы тем самым формируя атмосферу. Хотя, мы понимаем, что это очень условное и поверхностное объяснение, но углубление в детали будет очень скучным.
Атмосфера Нового года и Рождества в киноискусстве
Существует великое множество фильмов и мультфильмов, передающих новогоднюю и рождественскую атмосферу. Причём это не только фильмы, тематически связанные с праздником.
Например, с новогодней атмосферой у многих ассоциируется франшиза о Гарри Поттере. Не только потому, что эти фильмы крутят по телевизору в праздничные дни, но и благодаря деталям самой истории. Таинственное и приглушенное, но теплое освещение Хогвартса, обилие чудесного и волшебного, камерные истории, вплетенные в общий эпический сюжет, идея победы добра и любви — всё это формирует ощущение праздника. Кстати, не пришло ли время пересмотреть «Гарри Поттера»?
Рождество в Хогвартсе
Праздничная атрибутика
Атмосферу создает новогодняя атрибутика — это визуальные образы-якоря. Так, в фильмах нередко показывают идиллическую картину: наряженная ель с горой подарков под ней. Это главный символ праздника. Новогодние атрибуты — свечи, венки, гирлянды, имбирные пряники, снеговики и многое другое — вызывают ассоциации с праздником и позволяют проникнуться атмосферой. Еще мы не представляем Новый год без снега, поэтому даже если действие фильма происходит в теплом климате, в какой-то момент чудесным образом может начаться снегопад. Атмосферу праздника передает образ семьи, собирающейся за столом — символ сплоченности и единения.
Кадр из «Рождественской истории» 2009 г.
Цвет и свет
Сочетание цветов также влияет на создание атмосферы. С новогодней и рождественской атмосферой традиционно ассоциируется сочетание красного, зеленого и золотого. В мультфильмах и фильмах это цвета Санта Клауса и его эльфов, рождественской ели и др. Важную роль играет освещение. Приглушенный золотистый свет (как от свечи или гирлянды) создает ощущение тепла и уюта. Возникает ощущение, что даже холодной зимней ночью тебя ждет дом.
Праздничная атмосфера в «Клаусе»
Музыка
Мотивы и идеи
Сюжет новогоднего кино обычно тематически связан с Новым годом или Рождеством. Часто главными героями становятся персонажи рождественского фольклора (Санта Клаус с оленями и эльфами в западной культуре, Дед Мороз со Снегурочкой — в русской). История в фильмах с рождественской атмосферой стремится быть трогательной и ламповой: камерность здесь уместнее масштабности и эпичности. Задача рождественских фильмов — напомнить о смысле праздника. В западной массовой культуре это идея семейного сплочения, важности добрых дел. С этим связан также мотив чуда, поэтому часто авторы используют сказочный жанр или адаптацию жанра рождественского рассказа. Маленького зрителя сказка увлекает, а взрослого погружает в воспоминания о детстве. Будь то драма или комедия, необходим счастливый конец, победа добра над злом.
Подборка фильмов с праздничной атмосферой
Предлагаем вам подборку зарубежных фильмов и мультфильмов с новогодней атмосферой, которые мы рекомендуем посмотреть, чтобы почувствовать праздничное настроение.
Рождественский рассказ Диккенса лег в основу множества экранизаций. Среди них одноименный мультфильм 1971 года, Рождественская история 2009 и др. Идея преображения человеческой души и милосердия как нельзя лучше соответствуют духу праздника.
А какие фильмы и мультфильмы ассоциируются с Новым годом и Рождеством для вас? Как вы понимаете атмосферу этого праздника? Делитесь в комментариях!
Пишем книгу: Атмосферность произведения
Атмосферность (иначе – собственно атмосфера произведения) – это явление, благодаря которому история становится зримее, осязаемее, ощутимее.
Именно атмосферность помогает читателю с головой окунуться в повествование. Без нее история, даже сверхинтригующая и интересная, скажем так, «не смотрится». И не ощущается. Без атмосферности история – лишь сценарий, заготовка, которая, да, держит в напряжении, но читатель остается посторонним, а не участником событий. А дело писателя – не только в том, чтобы рассказать, но и в том, чтобы показать. И помочь читателям ощутить на своей шкурке все прелести истории.
Из чего состоит атмосфера произведения?
Мы живем в трехмерном мире, и повествование также должно быть трехмерным: вижу + слышу + ощущаю = чувствую. Атмосферность – это яркие детали видения, звучания и ощущения, благодаря которым появляется чувство присутствия, сопричастности.
Из чего, к примеру, состоит атмосфера ярмарки – праздника?
1. Это обилие ярких красок – нарядная одежда, украшенные дома и палатки торговцев, развивающееся флаги; это непрерывное движение – на сценах, в толпе; это эмоции на лицах людей – улыбки, предвкушение, недовольство.
2. Это звуки – крики зазывал, праздничная музыка, жалобы «держи вора!», разговоры у праздничных палаток, гудки рожков.
3. Это ощущения – запах жареной кукурузы и шашлыка, парфюма и канализации, осеннего (или весеннего ветра) и увядания (или цветения); это толчки и тычки толпы, отдавленные ноги и отбитые локти; это жар от шашлычной жаровни или холод ветра; это боязнь толпы и так далее.
4. Это чувства: радости – от долгожданного события, от участия в празднике; осторожности – воров много, толпа опасна; бесшабашности – наесться шашлыка и напиться, а потом – на танцы; сопричастности и т. п.
Элементы атмосферности, как правило, есть везде, главное – уметь их замечать, отмечать и вплетать в историю. И, конечно, важно:
а) не переборщить, ибо атмосферность – это зачастую описания;
б) обойти противоречия – элементы атмосферности должны дополнять друг друга, создавая единое трехмерное пространство.
Где в истории можно найти место для атмосферности
1. Время года и погодные явления.
Почему мы любим осень? Не только за ковры из ярких листьев, но и за особую атмосферу – это романтика увядания, прощания, это домашний уют и тепло, когда за окном льет дождь. У каждого времени года есть своя неповторимая атмосфера, которую «выражают» как погодные условия – ощущения, так и видимое-слышимое.
Конечно, не стоит писать «простыни» о любви-ненависти к осени и в деталях изучать каждую смену погоды, но вот отмечать – по выходу героя из дома, в пути – нужно. Шорох листьев по мостовой, туман над рекой, крики перелетных птиц в серых небесах, сырой ветер, пробирающий до костей, не занимают много места, но помогают читателю проникнуться атмосферой времени года.
Здесь же – необычные явления (красная луна, солнечные затмения) и время суток (закаты, рассветы мы тоже за что-то любим, верно?).
2. Локация.
Древние развалины, старинный город, крупная деревня, покосившаяся лачуга, соловьиная рощица или пустынные земли – все имеет свою особую атмосферу. В развалинах пахнет сыростью и уныло воет ветер; в старинном городе восхищают или пугают вычурные строения готического стиля, воркуют на красных крышах голуби и пахнет булочками с корицей; в лачуге грязно и неуютно. И так далее.
В каждой локации можно найти элементы атмосферности. Две-три яркие черты от каждого восприятия – и атмосфера города и леса проявляется. А в соединении явлений и локации объемность проявляется во всей красе. Кого не пугали или не интриговали полнолуния на заброшенных кладбищах или безлунная ночь в старом лесу, где, кажется, из-за каждого дерева за тобой наблюдают чьи-то голодные глаза.
Вы научитесь подбирать необходимую информацию и перерабатывать ее в новые сюжетные идеи, а также узнаете, из чего состоит атмосфера мистики, как придумать мистический сюжет и прописать достоверного мистического персонажа.
По итогам работы у вас на руках будет план истории + проработанные детали мира, мистической атмосферы + опыт в написании мистических сцен.
Заказать практикум
3. Обстановка.
Разбросанные по комнате вещи, запах краски в мастерской художника, натертые до блеска полы и запах воска, ползущий по стене дома плющ, круглая комнатка с восточными коврами на стенах, яркими подушками на полу и запахом табака, книжные полки на стенах и вышитые занавески – все эти бытовые, обычные на первый взгляд детали создают атмосферу обстановки.
Уютная и домашняя, неряшливая и необжитая, обстановка бывает разной, как в доме, так и на улице или на лесной поляне, где «дубы-колдуны что-то шепчут в тумане». Элементы обстановки всегда перекликаются (или совпадают) с деталями локации и погодных явлений.
4. Отношения.
Взаимоотношения между героями/персонажами (семья, пара влюбленных/врагов, между напарниками, друзьями или студентами в группе) – это так же часть общей атмосферности, о которой не стоит забывать. Это взгляды, интонации в беседах, жесты и проявленные чувства: дружелюбие, враждебность, равнодушие и т. д.
5. Персонажи.
Отдельные личности героев/персонажей (или группы) тоже могут быть частью атмосферы: это и национальная одежда, и вероисповедание с его ритуалами, и профессия.
Художник, рисующий на пристани закат; уличный музыкант, играющий на флейте; цыганский табор на городской ярмарке.
Персонажи как носители культуры – это очень яркий элемент атмосферности.
Конечно, необязательно учитывать все детали и рассказывать обо всех элементах, тем более что атмосферность бывает разной: «крупной», общей – мира, страны или города, и «точечной», ситуационной – для дома, семьи, праздника, персонажа. Однако помнить о ней нужно.
Атмосферность – залог объемного мира истории
Атмосферность – явление «штриховое», «набросочное», образное: там – черта, здесь – деталь, тут – образ. Но именно из совокупности всех штрихов и складывается общая атмосфера как всей истории, так и отдельных ее эпизодов.
И напоследок: ищите свои черты атмосферности, свои образы и слова для ее создания. Золотая осень и жалобные крики чаек – это, конечно, понятно, но, к сожалению, шаблонно. Нельзя сказать, что шаблоны в описаниях мира совсем плохо, но это – обыденно, как цветы на поляне.
Каждый из нас видит, слышит, ощущает и чувствует мир по-своему, и ничто не мешает нам в наших историях создавать собственную атмосферу. Ибо запоминается то, что отличается от стандарта.
Стала часто слышать: «атмосферный фильм», «»атмосферная музыка» и т.п. Что сие означает?
Вот лично для меня атмосферная картина
Здесь притягивает другая реальность, не такая как окружающая. Картина вызывает положительные эмоции. Тут можно много эпитетов подбирать и в первую очередь это необычность влияющая на образное мышление.
Люблю слово «атмосферно». К нему можно подобрать синоним своеобразно, необычно. Это то, что погружает в себя, то что окутывает и изменяет все вокруг. Например, это когда музыка преображает мышление, влияет на настроение и самочувствие человека. Это что-то самобытное и притягательное.
Например говорят ещё здесь хорошая атмосфера, или дружеская атмосфера, тоесть хорошая, добрая и так далее. Так же и с фильмами и песнями, например если фильм вам понравился в независимости какой, комедия или мелодрама то для вас он атмосферный.
Это значит, что создана некая атмосфера. Она может быть душевной положительной или наоборот негативной, но сразу понятно о чем это все (например, есть кафе, стилизованные под ужстики, вполне атмосферно, если все правильно подобрано: и интерьер, и музыка, и люди с определенным образом). У человека по общему впечатлёнию создаётся четкая картина происходящего, он погружается в определенные эмоции.
События развиваются необычно, в одном ключе, впечатляют.
Данное слово означает присутствие в определённом месте некоторой «выделяющейся» атмосферы. Данное различие может заключаться в малозначительных деталях на первый взгляд: настроение, шарм, предметы декора, интерьер, компания людей своего круга, которые способны неведомым образом понять друг друга (Могут быть их специфические вкусы, интересы).
Часто можно услышать известную фразу «у них тут своя атмосфера». Значит события в данном случае слегка выбиваются из общего стандартного представления адекватности!
Это выражение означает, что тот или иной фильм или музыка создают соответствующую атмосферу. Например романтическая спокойная музыка может создать атмосферу интима, романтики, такую музыку также можно назвать атмосферной.
Если это касается фильма или музыки, то таким образом хотят сказать, что благодаря данному виду искусства создается приятная «атмосфера», которая воздействует на окружающих. На БВ тоже есть своя атмосфера. Чаще всего она позитивная и дружеская. Так что я бы назвал ее позитивной атмосферой.
Если говорить строго, то выражение «атмосферно» ничего не выражает, следовательно это модное
выражение паразит! Вместо того, чтобы подумать и сказать весело, грустно, страшно или скушно привыкли брякнуть одно слово «атмосферно» и сам думай как это. Атмосфера не бывает универсальной, потому это выражение у меня вызывает всегда ступор и показывает примитивизм мышления людей, что его брякают на каждом шагу.
2) Общение обогащает нашу речь, происходит словесный взаимообмен (особенно если собеседник образованнее, компетентнее в какой-то области)
3) Пишите, иногда при письме в памяти возникают когда-то услышанные, но не используемые слова.
В русском языке есть глагол ЗАНЯТЬ, который имеет значение ВЗЯТЬ ВЗАЙМЫ, но никак не ДАТЬ ВЗАЙМЫ.
Поэтому правильно свою просьбу оформить так: «Одолжите мне, пожалуйста», «Дайте, пожалуйста, мне взаймы» или «Дайте, пожалуйста, мне такую-то сумму денег в долг».
Конечно, если приходится просить кого-нибудь занять для вас деньги у другого лица, то здесь уж так и следует говорить: «Займи у Андрея денег (имеется в виду «для меня»)». Вот тогда товарищ и сбегает к этому Андрею, чтобы помочь вам.
Да, ну что начнем с раба Эзопа, который жил в 4веке нашей эры, писал басни и является родоначальником этого жанра.
Были прекрасные баснописцы в средневековой Армении Мхитар Гош и Вардан Айгекци.Басни их живописные и мудрые.13-14века
Нельзя,конечно, забыть и француза Жана де Лафонтена.
Басни писал и великий Гете в преданиях о Лисе.
Баснописцем был классик арм. литературы Ованес Туманян, ещёодин крупный армянский баснописец Атабек Хнкоян, который одновременно переводил и бвсни Крылова и Лафонтена
Очень талантливые басни писал в советское время Мкртич Корюн. Они прекрасно звучат и в русском переводе. Читал недавно.
И, конечно, баснописцами были Сергей Михалков, Саммуил Маршак, Хемницер.Остальных, наверно, забыл.