атриум что это такое в архитектуре
Значение слова «атриум»
В современной архитектуре атриумом называется центральное, как правило, многосветное распределительное пространство общественного здания, освещаемое через зенитный световой фонарь или проем в перекрытии. Подобное пространство может быть организовано на крупных круизных судах.
а́триум
1. истор. центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища, представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения ◆ Обширный, наполненный воздухом атриум, в котором шумят фонтаны. А. П. Ладинский, «Голубь над Понтом», 1937 г. (цитата из НКРЯ)
2. архит. внутренний световой дворик в здании ◆ Кроме этого, в 80-метровом атриуме, «внутреннем дворике», предполагается разбить зимний сад с фонтаном. Екатерина Селезнёва, «Вокзалу ищут деньги», 2002 г. // «Дело (Самара)» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: скушать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Атриум в архитектуре
Дневное освещение естественный свет в архитектуре
Атриум
В то время как слово Атриум начиналось как центральный двор Римского дома, впуская свет и воздух в окружающее жилое пространство, слово приобрело более широкое значение, как описано в дизайне дневного света и окон CIBSE LG10.
«Внутреннее светлое пространство, заключенное с двух или более сторон стенами здания и освещенное дневным светом с крыши из прозрачного или полупрозрачного материала, а иногда и с остекленных концов или сторон. Он организует поступление света к другим внутренним пространствам, связанных с глазурованной или не глазурованной отверстия.»
Атриум, таким образом, является дальнейшим развитием купола или свода, позволяющим дневному свету проникать в центральные районы больших домов. Современный Атриум будет покрыт застекленным потолочным окном, которое, немного уменьшая количество дневного света, контролирует внешнюю атмосферу, не допуская дождя, способствуя вентиляции и уменьшая необходимость в кондиционировании воздуха. Пропорции предсердий и отражательная способность ограждающих стеновых поверхностей имеют решающее значение, и те предсердия, которые являются широкими по отношению к их высоте, будут работать лучше, чем более высокие, более узкие пространства в обеспечении того, чтобы дневной свет достигал нижних уровней. Сказав это, удлиненный атриум, который может выступать в качестве внутренней улицы на низком уровне, оказался успешным в обеспечении впечатления дневного интерьера, даже если из-за его высоты измеренный уровень дневного света на самом низком уровне будет значительно уменьшен. Для того чтобы оптимизировать дневной свет на нижних уровнях один метод должен отодвинуть назад планы этажей на более высоких уровнях для того чтобы увеличить сразу взгляд неба на более низком; но это имеет ограничения планирования и экономические последствия для владельца здания.
Обобщение преимуществ дизайна атриума
Застекление
В настоящее время существует большое количество альтернативных вариантов остекления для окон, и архитектору необходимо совместно со своим консультантом составить детальное техническое задание; оно должно включать в себя ориентацию окна, его тепловые и акустические характеристики, а также его способность к солнечному затенению. Это, конечно, в дополнение к основной функции окна, которая добавляет допуск дневного света и введение вида на улицу. Другие факторы, которые, возможно, необходимо принять во внимание, являются ли считается желательным иметь окна, которые открываются или фиксируются, и его отношение к вентиляции. Но здесь наша забота с типами застеклять которые доступны. Как уже было сказано, основное назначение окна заключается в пропуске дневного света, и связанный с этим вид на улицу. Типы остекления, которые значительно уменьшают впечатление дневного света, затемняют как интерьер, так и вид, в то время как вид снаружи на здание делает фасад черным. Это только тогда, когда сравнение производится между видом через прозрачное стекло окна и один с модифицирующим стеклом, которое уменьшает дневной свет, что результаты создают разочарование … верно сказать, что человеку свойственно ценить природную среду со всеми ее вариациями цвета, света и тени. Это особенно верно для жилых объектов, где некоторые формы темного стекла были применены к фасаду, создавая впечатление скучного дня, видимого из интерьера, по сравнению с видом через прозрачное окно. Есть в основном три основных типа остекления.
1. Прозрачное остекление
Это может быть однолистовое, двойное или тройное остекление или альтернативно «толстое» стекло, но чем больше листов или больше толщина стекла, тем больше дневного света будет теряться, хотя впечатление от цвета экстерьера все равно будет восприниматься как естественное. Ясное стекло с высокой передаче дневного света, в то же время и на некоторых фасадах здания позволит высокой передаче солнечного излучения. Именно этот факт привел к разработке более высокотехнологичных очков, предназначенных для уменьшения солнечного усиления, с их последующей потерей передачи дневного света. Другие средства, такие как межплоскостные жалюзи, расположенные между стеклами, могут представлять собой интересное решение. Они должны быть установлены только на фасадах с учетом солнечного усиления, а затем активируются только при необходимости.
2. Тонированное стекло
Это имеет два типа: первый, где прозрачное стекло само модифицируется таким образом, чтобы производить различные характеристики передачи лучистого тепла, поэтому чем толще стекло, тем ниже пропускание дневного света и тем больше контроль лучистого тепла от солнечного света. Второй тип стекол-это те, которые покрыты микроскопически тонкими слоями металлических оксидов, которые отражают тепло от здания. Эти покрытия наносятся на внутренний слой стекла, как правило, в сочетании с другими стеклами в герметичном стеклопакете в качестве защиты, поскольку сами по себе они были бы уязвимы к повреждениям. Эти покрытые стекла можно конструировать для того чтобы иметь высокую передачу дневного света, должную к очень тонкому слою отражательного материала; так, что они почти передадут ощущение прозрачного стекла, в сравнении с подкрашиванными стеклами которые уменьшают дневной свет значительно. Кроме того они не мешают просмотру; однако они имеют довольно высокую стоимость и должны использоваться только там, где этого требует спецификация. Стекла с высокой светоотражающей способностью доступны, но должны использоваться с осторожностью, чтобы избежать опасности ослепления других зданий или автомобилистов.
3. Разное остекление
К этой категории относится ряд различных типов стеклопакетов, главным образом потому, что их нельзя объединить в одну категорию; они состоят из следующих компонентов:
Узорное стекло, проводное стекло, ламинированные стекла и стеклянные блоки.
Узорчатое стекло
Любое количество образцов может быть свернуто в полурасплавленное стекло, чтобы обеспечить декоративные или рассеивающие листы для различных целей, хотя редко для окон, так как их способность к пропусканию света будет невысокой.
Армированное стекло
Аналогичный процесс используется для изготовления проволочного стекла, где проволочная сетка прослоена в пределах толщины стекла. Это используется, как правило, в ситуациях безопасности, а иногда и в качестве защиты для уязвимых окон в крыше.
Многослойные стекла
Аналогичные способы изготовления применяются для ламинирования листов пластика между листами стекла, опять же применяемого по соображениям безопасности в качестве сопротивления удару. Они уменьшают передачу дневного света. В музеях, где экспонаты подвергаются воздействию дневного света, необходимо будет контролировать попадание ультрафиолетового света. Это может быть сделано с помощью ламинированных стекол, где УФ-поглощающие фильтры могут быть ламинированы между листами прозрачного стекла.
Стеклоблоки
Это была популярная форма стеклянной стены в 1930-х годах, обладающая тепловыми характеристиками из-за полого характера блоков, которые из-за их структурной природы все еще используются сегодня для введения дневного света в новые здания, но для обеспечения обзора потребуются специальные отверстия.
Хайтек классика
Существует ряд типов остекления, которые попадают в эту категорию, наиболее продвинутыми из которых являются фотовольтаика, где само стекло предназначено для выработки электроэнергии из солнечного излучения на южной стороне экспозиции, которые затем могут быть использованы в здании, чтобы уменьшить энергию, необходимую для искусственного освещения. Некоторые здания уже используют этот метод, и правительство Великобритании сейчас вкладывает деньги на исследования в его дальнейшее развитие. Два других вида высокотехнологичного стекла заслуживают упоминания, но в настоящее время не являются экономически жизнеспособными для общего использования в зданиях. К первым относятся фотохромные очки, которые реагируют непосредственно на воздействие окружающей среды (температура или свет), подобно уже имеющимся специальным солнцезащитным очкам, которые изменяют коэффициент пропускания в зависимости от яркости окружающего света; в качестве альтернативы существуют электрохромные очки, предназначенные для косвенного реагирования посредством приложения электрического тока, изменяющего их визуальные и тепловые характеристики. Эти очки все еще находятся на экспериментальной стадии, но, вероятно, будут развиваться дальше до точки, где они могут стать жизнеспособными. Выбор остекления в большом комплексе является одним из самых важных, имеющих последствия как на первую стоимость, так и на стоимость использования проекта.
Что такое атриум
Атриум – что это такое простым языком
Атриумом в различные исторические эпохи называли разнообразные конструктивные особенности сооружений со схожей функциональностью.
Данный термин образован от латинского слова «ater», которое в переводе на русский означает «закопченный» или же «черный».
Значение понятия
Атриум – это понятие, которое имеет большое количество значений, таких как:
Таким образом, существует большое количество значений, который обозначают такой архитектурный и строительный термин, как атриум.
Предназначение атриума
Впервые атриум появился в Древнем Риме. Эта часть жилища была кухней или же столовой. Здесь был расположен очаг или же ткацкий станок. Вместе с тем, данный элемент сооружения имел определенное сакральное значение. Это было обусловлено тем, что атриум напоминал по своему внешнему виду центральное хранилище Рима – мундусу Цереры.
Легенда гласит, что она имела вид круглой сводчатой ямы, которую вырыл Ромул при основании города. Она открывалась три раза в год для того чтобы местные жители могли осуществлять жертвоприношения. Таким образом, в представлении древних римлян атриум был своеобразной космической осью, предназначение которой заключалось в соединение подземного мира и небес.
Центральным элементом древнеримского атриума был бассейн. Он представлял собой емкость, в которую через дыру в крыше стекала дождевая вода. Недалеко от этого места располагался очаг таким образом, чтобы в него капающая вниз жидкость не попадала. При этом дым от огня должен был всегда подниматься наверх, выходя на улицу. Со временем такая своеобразная «печь» исчезла из атриума.
В атриумах первоначально было ложе для сна матери семейства. Эта функция в дальнейшие времена была замещена более полезными. В данном символическом месте жилища всегда находилось большое количество ритуальных атрибутов, сакральных веществ и символических предметов.
По мере развития римского общества атриум стал наиболее богатым помещением. Здесь часто располагался ткацкий станок. Через некоторое время данная часть здания превратилась в публичный зал. Его использовали для приема гостей, которые не хотели пропускать в другие комнаты. В некоторых случаях данное помещение делилось занавесками на несколько функциональных частей.
Современная архитектура
В XIX столетии в связи с промышленной революцией широкое распространение получили такие материалы, как металл и стекло. Это позволило делать большие проемы в конструктивных элементах зданий, которые позволяли лучам солнца в дневной период времени освещать большие площади помещений.
Именно в XIX столетии интерес к атриумам вернулся. Во многих промышленных сооружениях архитекторы обустраивали внутренние дворики, которые они защищали сверху от неблагоприятных погодных условий прозрачными стеклянными крышами на металлической основе. Такое горизонтальное остекление крыш и стало прототипов современных атриумов.
Ниже представлен список наиболее примечательных примеров атриумов, характеризующих архитектуру XX и XXI веков:
Таким образом, атриумы, которые появились в Древнем Риме, не утратили свою популярность и до сегодняшнего дня. Вместе с тем их функциональное предназначение несколько поменялось.
Атриум: архитектурное великолепие под открытым небом
Атриум — это особое внутреннее пространство здания, имеющее открытую или застеклённую крышу. Он обеспечивает проникновение естественного света, улучшает циркуляцию воздуха и устанавливает эстетическую связь между интерьером и внешним пейзажем.
Понятие пришло к нам из Древнего Рима, где атриумом называли центральную часть жилища, представляющую собой световой двор, через который можно было попасть из одной части дома в другую.
В наши дни стало очень популярным возводить светопрозрачные конструкции в общественных и коммерческих зданиях — в торговых центрах, библиотеках, отелях и т. д. Но сегодня мы расскажем вам об особенностях и свойствах атриумных сооружений в современном жилом пространстве.
Являясь мощным проводником естественного света, атриум позволяет повысить энергоэффективность дома.
Через атриум осуществляется движение воздушных потоков, благодаря чему атмосфера в доме становится более здоровой. Размер самой светопрозрачной конструкции в этом случае не имеет значения.
Многие строения, возведённые по проектам компании Джозефа Эйхлера, имеют атриумы. Взаимодействие внутренней и внешней сред было ключевым аспектом его архитектурной концепции, направленной на продвижение современного дизайна в массы. Кстати говоря, в древности атриумы были наиболее богато украшенными помещениями дома.
Как правило, атриум — это помещение прямоугольной формы с 4 стенами, но иногда архитекторы создают его подобие в жилых домах, используя линейные элементы и большие потолочные окна.
Внутри атриума может быть разбит сад. Изучив теорию и немного поэкспериментировав, любой домовладелец сумеет подобрать растения, которым будет там комфортно.
Атриумные дома как пример эко-архитектуры
Атриумные дома как пример эко-архитектуры
Экологический аспект атриумных зданий
26 ноября 2013 года в рамках деловой программы IV Фестиваля инновационных технологий в архитектуре и строительстве «Зеленый проект 2013» прошел мастер-класс архитектора Дмитрия Жукова под названием «Атриумные дома, как пример эко-архитектуры». Поскольку это выступление привлекло к себе внимание многих гостей и участников Фестиваля, мы сочли возможным разместить на портале «Строительный Эксперт» содержание прошедшего мастер-класса в виде статейной публикации.
Раскрытие темы «Атриумные здания – как пример эко-архитектуры» уместно начать с разъяснений основных понятий. Что же такое атриум? Согласно общепринятому определению атриум – это общественное пространство, развивающееся, как правило, по вертикали. Частным случаем атриума является галерея, представляющая собой единое пространство, сформированное вдоль основных пешеходных коммуникаций. Таким образом, атриум можно сравнить с перекрытым двором, а галерею – с перекрытой улицей.
С точки зрения автора, основная задача эко-архитектуры состоит в создании среды, в которой человек мог бы развиваться как личность, чувствовать себя здоровым, процветающим и разумным. Человек, осознавая себя таким, будет вести гармоничный образ жизни, выбирая для себя и своей семьи чистые, возобновляемые строительные материалы, экономичные, эффективные системы эксплуатации зданий.
Атриум представляется планировочным центром эко-архитектуры, ее стержнем, стрежнем архитектуры нового качества.
Все слышали высказывание: мы есть то, что мы едим. Я предлагаю расширить его смысл – мы есть то, где мы живем и работаем. В наибольшей степени на человека влияет то место, где он живет. Многие из нас живут в квартирах, которые зачастую имеют узкие, темные коридоры и холлы. Для общения с другими членами семьи, а так же для коммуникации с внешним миром нам по многу раз в день нужно проходить этим путем. Вопрос: влияет это на формирование настроения человека, его мировосприятие.
Очевидно, «да». В зданиях с атриумами можно увидеть альтернативный принцип организации пространства, который придает архитектуре иное качество, делает ее величественной и привлекательной, при этом эффективной и экономичной. Причем важно отметить, что это касается как частных домов, так и крупных общественных и жилых зданий.
Когда основные определения даны, важно понять историю атриума, для чего предлагается отправиться на 2000 – 3000 лет назад в Древний Рим, где зарождалась современная западная цивилизация, а так же на Средний Восток и Индию и посмотреть каковы были принципы формирование домов в то время.
Архитектура Древнего Рима наиболее известна нам и при слове «атриум» многие вспоминают древнеримские виллы, для которых характерно наличие большого, светлого, богато украшенного атрия, за которым располагался перистиль – внутренний двор с садом еще большего размера. Вместе формировалась система из двух дворов-атриумов, вокруг которых были скомпонованы все остальные помещения. Согласимся, что такой тип дома разительно отличается от большинства современных коттеджей и тем более квартир.
Теперь перенесемся в Западную Азию, где мы обнаружим, что характерной чертой города, является ориентация помещений во внутренние дворы. В городах, подобных Исфахану, вообще нет того, что в Европе известно как внешний вид здания. Основные пути движения населения проходят по базарам, которые можно считать прототипом современных галерей. Лежащие в стороне от базаров караван-сараи, медресе, мечети – все ориентированы во внутренние дворы, а между их наружными стенами образуются второстепенные проходы. В результате складывается город «интерьеров». Так характеризуется мусульманский подход к формированию городской среды и планировке зданий.
Традиционная архитектура Индии основана на знаниях, изложенных в науке Васту (2–3 тыс. лет до н.э.), в которой даны основные планировочные принципы формирования зданий. Особое место в планировке дома уделялось центральной части здания, она считалась самой важной, вокруг нее формировались остальные помещения, и именно из нее обеспечивался доступ в каждое из них. В некоторых случаях в центре формировался большой светлый, богато украшенный двор, который не имел конкретного назначения, в нем, как правило, проводились различные семейные праздники и красочные гуляния, играли дети, в других случаях в центре здания располагался высокий светлый холл, который так же являлся коммуникационным центром дома.
Традиционный индийский дом, согласно науке Васту. План.
Можно быть уверенным, что, живя в таком пространстве с малых лет, человек будет иметь другое мировосприятие, нежели тот, кто с детства обитает в квартире. Модель дома с центральным холлом-атриумом, представляется наиболее правильным и гармоничным пространством для проживания семьи, совместного время препровождения. Такая модель благоприятно воспринимается детьми, не создает довлеющего эффекта и формирует другое, несомненно, более высокое качество пространства и жизни.
Помимо формирования определенного психологического климата, структура зданий с центральным двором, имела сакральное значение. На Востоке центральная часть дома была десятиной, которую хозяин при строительстве жертвовал Богу и тем самым получал его благословения. Например, в Индии центральная часть дома называется Брахмастан, что в буквальном переводе означает «место Бога». Именно поэтому центральную часть, как правило, старались не задействовать функционально и оставляли максимально свободной.
С позиции представлений о физическом климате в доме с центральным холлом-атриумом улучшается освещенность помещений и воздухообмен в них.
Закончить исторический обзор следует более поздними архитектурными памятниками эпохи Возрождения. В связи с этим можно вспомнить собор Св. Петра в Риме, работы Андреа Палладио и других мастеров того времени. В этих постройках присутствуют атриумные пространства величественные и светлые, которые явились прототипами современных атриумов.
Атриум в общественной архитектуре предлагается рассмотреть, начав с экологии города. Город это среда, в которой формируется социальная, экономическая и личная модели поведения каждого человека. Думаю, никто не будет спорить, что человек, живущий в крупном городе, имеет один ритм жизни, ценности и взгляды, а обитатель небольшого городка – другие. Таким образом, становится очевидным, что городская среда самым непосредственным образом влияет на человека, на его отношение к миру и на то, что он понимает под экологическим подходом к жизни. Сделав городскую среду более дружелюбной, со-масштабной человеку можно изменить его отношение к окружающей среде, открыть понимание истинных принципов экологии.
На формирование городской среды сейчас влияют два основных фактора – экономический и транспортный. Первый выражается в том, что инвестор, реконструируя сложившуюся застройку или развивая новые территории, думает о получении максимальной прибыли. Такой подход в наше время является определяющим при разработке проекта и поиске проектной идеи. Транспортный фактор отражается в том, что автомобили стали неотъемлемой частью современного города, вытеснив пешехода с широких улиц и площадей начала XX века на узкие тротуары сегодняшнего времени. Общественных пространств, где люди могли чувствовать себя комфортно и просто общаться становиться все меньше.
Как атриум может ответить на два основных вызова современного города? Как можно улучшить городскую среду? Предлагается рассмотреть возможные варианты городской застройки, исходя из обозначенных выше факторов.
Развитие городов в Западной Европе и США с начала XX века по 1970-е годы поставило ряд серьезных проблем. Улицы и площади, определяющие многообразие маршрутов движения, стали подвергаться изменениям. Новые здания располагались без учета сложившихся планировочных осей и пространств, образую сумятицу несвязанных пространственных элементов. Высотные башни и пластины стали создавать сильные воздушные потоки, особенно невыносимые на уровне первых этажей. Высотные здания обесценили прежние доминанты застройки. Новое строительство часто стало занимать несколько соседних кварталов старого города, перекрывая сложившиеся пешеходные пути.
Справедливости ради нужно отметить, что в настоящее время вся проектируемая застройка в Европе и Америке продувается в аэродинамических трубах, что позволяет найти оптимальные решения для формирования городской среды.
Первые признаки конструктивной реакции на высотное строительство появились в середине 1960-х, когда начался период возведения атриумных зданий. Параллельно с этим в Кембриджском институте специалисты провели ряд исследований на тему «Использование территории и формы застройки», которые показали преимущества периметральной застройки по сравнению с так называемой свободной планировкой, состоящей из башен и пластин. Используя в качестве примера квадрат Френеля, каждый следующий пояс которого равен прочим по площади, они ясно продемонстрировали, что практика застройки пространств, удаленных от границ застраиваемого участка ведет к лишней трате земли и энергии. То же самое количество полезной площади, которые дают башенные здания можно набрать в более низких строениях по периметру участка. То, что равенство квадратов Френеля не воспринимается визуально, объясняется законами психологией зрения – квадратная лужайка всегда кажется больше, чем дорожка по ее периметру.
Эффективность периметральной застройки автор подтвердил собственным опытом – недавним участием в разработке проекта жилого микрорайона. Согласно техническому заданию на участке площадью 25 га необходимо было разместить около 200 тыс. м 2 жилья. Стандартное решение в таком случае предполагает расположение 20 – 30 башен высотой в 17 – 25 этажей. Такая застройка создаст некомфортную, а главное, не со-масштабную человеку среду, в которой будет сложно ориентироваться и возможно возникновение сквозняков. В итоге было предложено другое решение: создать периметральную квартальную застройку из 7 – 8-этажных домов с центральными дворами-атриумами. Данный вариант отличался от первого своей структурностью, он формирует именно традиционную городскую среду, комфортную и со-масштабную человеку, среду которую мы привыкли видеть в исторических центрах городов.
Помимо того, что атриумные здания обеспечивают эффективное использование территории, они прибавляют городу пешеходные пространства. Эти пространства, имея чисто городской характер, могут с равным успехом служить и коммуникациями и местами сосредоточения разных видов деятельности. Как проходы они могут связывать внутренние территории разных кварталов, срезая углы основных улиц, воскрешая запутанность традиционных городских маршрутов.
Теперь попробуем понять, что дает атриум в здании для экономии энергии и экономики всего объекта в целом. В Скандинавии в 1960-х годах был разработан весьма экономичный метод отопления и инсоляции, при котором используется принцип перекрытия не отдельных домов, а целых районов города. Дальнейшие исследования показали, что, таким образом, сберегается около 50% тепла, расходуемого на отопление зданий, а современные материалы позволяют еще больше уменьшить теплопотери. Стеклянные покрытия не препятствуют обогреву солнечной энергией зданий и самих улиц, но на подобии тамбуров предотвращают потери тепла через проемы зданий. В летнее время напротив эти покрытия при помощи жалюзийной системы затеняют внутренние постройки, а открытые люки обеспечивают усиленный обмен воздуха.
Идеальная модель – это атриум с минимальной площадью внешнего ограждения. В атриуме, имеющем форму куба со стеклянной крышей, теплозащита в целом в 4 раза превышает возможность стен.
В общественных зданиях обычно огромная часть энергии расходуется на искусственное освещение, а искусство проектирования естественного освещения постепенно уходит в прошлое. Предлагается рассмотреть основные принципы проектирования качественного естественного освещения, и то какие преимущества в этом дают здания с атриумами.
Естественное освещение может быть особенно экономичным, если при проектировании также будут уменьшены теплопотери, чего можно добиться в зданиях с атриумами. Атриум позволяет сделать здания более глубокими, с меньшим периметром наружных стен и тем самым сэкономить на отоплении, при этом в помещениях обеспечиваются нормативные параметры освещенности.
Важно понимать, что максимум солнечного света во всех географических широтах поступает сверху, таким образом, использование верхнего остекления наиболее рационально. В зонах с умеренным климатом оптимально иметь атриум с максимальной площадью верхнего фонаря и высокой пропускной способностью остекления. В зонах с жарким климатом, использование прямого падающего света должно быть ограничено.
Важным так же является качество света. Желательны низкая «блесткость» и контрастность освещения. Основные приемы, позволяющие повысить уровень естественного освещения:
— увеличение высоты помещений;
— уменьшение ширины помещений;
— создание дополнительных отражающих поверхностей;
— отделка атриума материалами с высоким коэффициентом отражения.
Так при стандартной высоте помещений в 2,7 м можно обеспечить нормативный показатель по освещенности на глубину не более 6 м, при увеличении высоты до 3,6 м освещаемая глубина возрастет до 9 м.
В атриумных зданиях прямой падающий сверху свет несколько раз отражается прежде, чем попасть на рабочую поверхность. Атриум можно сравнить со световодом, в котором уровень светового потока зависит от характера поверхности стен. Если стены атриума сплошь стеклянные или целиком раскрываются, то до нижнего уровня сможет дойти незначительна часть света. Рациональное использование света предполагает такую систему, в которой на каждом уровне терялось бы столько света, сколько необходимо для освещения этого уровня, а остальная часть распространялась бы дальше на нижние уровни. Логическим следствием этого принципа оказывается необходимость различного числа проемов и окон на каждом уровне атриумного пространства.
При проектировании атриума важно знать, что под поверхностью крыши образуется зона повышенного нагрева воздуха, поэтому лучше всего сделать ее высокой или устроить особый фонарь, вынесенный за пределы используемых пространств. Фонарь удобен и тем, что использует боковое освещение, и особенно привлекателен в северных областях. Боковое освещение конструктивно менее сложное, чем стеклянная крыша.
С позиции создания микроклимата важно перед проектированием определиться с типом атриума. Атриум может быть рассчитан на сохранение тепла, на отвод тепла или на чередование этих функций.
Решающим при выборе типа атриума является климатических фактор. Однако в зданиях различной формы и назначения параметры микроклимата могут значительно отличаться. Здания с глубокими помещениями, предназначенными для торговли или офисов, почти круглый год страдают от преизбытка тепла, особенно в своих центральных зонах. Использование атриума, например, при реконструкции таких зданий, может решить эту проблему путем устройства дополнительной вентиляции через атриум. При проектировании атриума так же важно знать требуемый уровень комфорта в нем, наиболее оптимально использовать атриум как буферное пространство с частичным регулированием климата. При выборе модели важно понимать, что дополнительное кондиционирование всегда дороже, чем отопление.
Личный опыт в работе с атриумными пространствами представлен двумя проектами, выполненными в ООО «Лаборатория Виртуальной Архитектуры» под руководством Станислава Кулиша и Вадима Липатова.
Бизнес-центр «Романов двор», авторы проекта интерьера С.Кулиш, В. Липатов, Д. Жуков, Е. Петрова. Автор проекта здания О. Попов
Первый проект – это интерьер бизнес-центра «Романов двор» (рис. 4, 5). В данном случае хочется обратить внимание на важность транспортных коммуникаций в атриумах. Здесь атриум развивается от входа по вертикали вниз и вверх. В нем сосредоточено несколько лестниц, пандус и лифт, ведущих в разные функциональные зоны центра: кинотеатр, бизнес-центр, фитнес-центр и единое общественное пространство в виде галереи, протянувшейся вдоль всего здания. При перемещении с уровня на уровень, постоянно меняется экспозиция, открываются новые объемы холлов и залов. Наличие зенитного фонаря в центре помогает хорошо ориентироваться в столь многообразном пространстве. При проектировании атриума важно правильно разделить людские потоки, особенно если речь идет о более крупных атриумах. Транзитный поток посетителей не должен пересекаться с теми людьми, которые используют атриум как общественное пространство для отдыха и досуга. Данный проект показывает все «плюсы» использования материалов с высоким коэффициентом отражения в интерьере – атриум наполнен светом, а дополнительное искусственное освещение лишь подчеркивает возможные направления движения. Вдоль всей галереи запроектированы «висячие сады», что делает атмосферу более комфортной и уютной.
Бизнес-центр Романов двор
Второй проект, о котором хочется рассказать, это бизнес-центр «Диагональ-хаус» (рис.8). В центре здания запроектирован диагонально направленный атриум, который и дал название офисному центру. Атриум по несколько раз в день наполняется солнечным светом, несущим собой радость и заряд энергии для всех работников центра. Широкий корпус здания, максимально занявшего участок, обеспечивается дневным светом благодаря центральному атриуму. Свет получают как глубокие офисные помещения на западе, так и коридор в центре, что создает на каждом уровне качественные рабочие пространства. Само здание запроектировано так, чтобы обеспечить солнечным светом техникум, расположенный на соседнем участке, для чего его западная часть и покрытие атриума имеют уклон в северо-западном направлении.
Бизнес-центр «Диагональ-хаус», план 9 этажа. Архитекторы С.Кулиш, В. Липатов, Д. Жуков, Н. Черняков, интерьер Ю. Голубева.
Дизайн внутреннего объема атриума формирует целостную концепцию общественного пространства всего комплекса, связывая его со входом, посредством световых коробов и геометрии интерьерных решений.
Подводя итог, еще раз следует еще раз сказать о том, почему атриумные здания заслуживают нашего внимания.
Во-первых, атриумные здания в городских исторических центрах способны вдохнуть новую жизнь в город, возродить традиционный стиль городской жизни. Атриум дает разумный, а главное качественный ответ на вызовы современного города, чему ярким примером может служить район Потсдамер плац в Берлине.
Во-вторых, мировой опыт показывает привлекательность больших пространств для коммерческих целей, атриумные здания становятся центрами притяжения людей. Здания с атриумами обладают повышенной ликвидностью, в чем автор убедился на собственном опыте в Москве на примере бизнес-центра «Диагональ-хаус», который полностью заполнен арендаторами при том, что соседние здания на половину пусты.
В-третьих, применение атриумов улучшает освещенность и воздухообмен в здании, создает более качественную среду для жизни и работы, что важно, как для частных домов, так и для больших многофункциональных центров.
Здания с атриумами особенно восприимчивы к культурным и одновременно технологическим влияниям, что позволяет создать новую архитектуру, новое пространство и новое, лучшее качество жизни. Еще раз хотелось бы отметить, что именно среда, в которой мы живем и работаем, формирует человека. Используя нестандартные, но простые, и одновременно, давно известные планировочные приемы, архитектор способен изменить качество жизни человека, и при этом уменьшить потребление энергии и другие расходы на эксплуатацию зданий.
Источник: Журнал «Технологии Строительства» 6-7, 2013