атс на мурановской улице ломают зачем
Незаконная пристройка к зданию бывшей АТС на Мурановской демонтирована
Госинспекция по недвижимости во время проведения проверки в Северо-Восточном административном округе Москвы выявила незаконно возведенную пристройку к зданию, расположенному по адресу: ул. Мурановская, вл. 5 (бывшее здание АТС). Об этом сообщили в пресс-службе Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
— Группа жителей города обратилась в прокуратуру Москвы с жалобой на вырубку зеленых насаждений в районе Бибирево, после чего прокуратура инициировала совместную проверку с Госинспекцией по недвижимости и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Земельный участок по указанному адресу имеет разрешенное использование под деловое управление, на нем размещено офисное здание площадью 6531,7 квадратных метра, в котором в настоящий момент ведутся работы по капитальному ремонту — размещена строительная техника, временные бытовки и строительные материалы, — пояснили в пресс-службе.
Уточняется, что в ходе проверки специалисты Госинспекции обнаружили, что с тыльной стороны здания была возведена кирпичная пристройка на бетонном основании площадью 29,6 квадратных метра, которая отсутствовала в планах БТИ и разрешение на строительство которой не оформлялось. Кроме того, земельный участок, на котором размещался объект, не предназначался под цели реконструкции.
— Во внешней стене здания был оборудован проем, который служил входом в подвальный этаж через незаконную пристройку. Объект был возведен без разрешительной документации и соблюдения строительных норм, что не только нарушало имущественно-земельное законодательство, но и не позволяло застройщику обеспечивать безопасность рабочих, — приводятся в сообщении слова начальника Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Владислава Овчинского.
Пристройка уже демонтирована силами застройщика, проем в стене здания ликвидирован.
Кто стоит за уничтожением конструктивистских АТС в Москве?
За последние годы в Москве было уничтожено множество памятников советского авангарда. Пожалуй, самым резонансным событием стал снос Таганской АТС в 2016 году: москвичи дважды выходили на протестные акции возле затянутого в леса здания, а СМИ активно освещали тему. В какой-то степени это даже помогло популяризации конструктивизма. Но как бы то ни было, с тех пор мы так и продолжаем терять эту архитектуру.
Народный сход в защиту Таганской АТС — апрель 2016
Снос на Покровском бульваре — лишь эпизод большой истории уничтожения АТС по всей Москве, продолжающейся по сей день. За год до того на Серпуховском валу было снесено здание другой АТС, построенной в 30-е, этим летом была частично разрушена АТС на Зубовской площади, а от одной из первых в Москве АТС на Бакунинской улице остался лишь фасад. Налицо планомерное уничтожение телефонных станций по всей Москве. Но много ли их было в принципе?
История советских АТС началась в 1923 году с решения телефонной подсекции Госплана СССР: «За отсутствием опыта строительства и эксплуатации АТС построить несколько мелких станций». Сначала тренировались на машинах, способных обслуживать несколько сотен номеров. Первой большой АТС, рассчитанной на 6000 номеров, стала станция, построенная в Ростове-на-Дону в 1926 году. Уже за ней последовали станции в Москве, Новосибирске, Ташкенте, Смоленске, Ленинграде и других городах.
Время строительства первых телефонных станций совпало с расцветом эпохи авангарда. Новая архитектура особенно ярко проявилась в зданиях, явившихся символами технического прогресса. Поэтому, продиктованный своей функцией, образ «домов для машин» был нов и необычен.
Первая московская АТС заработала в канун 10-летия Октябрьской революции — 6 ноября 1927 года. Проект здания на Большой Ордынке разработан инженером В.В. Патеком и через год был реализован в виде еще двух аналогичных станций: на Арбате и Бакунинской улице. Здания состоят из двух объемов: для людей и для машин. Первый имеет классического вида фасад, выходящий на улицу: большие окна, атики с надписями «ПОЧТА», «ТЕЛЕГРАФ», «ТЕЛЕФОН» — на первом этаже было почтовое отделение. Непосредственно оборудование телефонной станции располагалось в вытянутом объеме, уходящем в глубь застройки перпендикулярно улице.
Первая московская АТС на Большой Ордынке
АТС проекта В.В Патека: Большая Ордынка, 25 (1927); Арбат, 46 (1928); Бакунинская, 5 (1928-2018)
В то же время еще две станции в Москве строились по индивидуальным проектам. Миусская АТС — угловое здание с большими окнами по двум фасадам. Ее проект также был выполнен инженером В.В. Патеком. А наши современники изуродовали здание, закрыв его вентфасадом. Радует лишь, что от вентфасада можно довольно легко избавиться — было бы желание. Сносить это здание, к счастью, пока никто не собирается.
Миусская телефонная станция (1928), 3-я Тверская-Ямская, 39с1
Вторая индивидуально спроектированная АТС — ныне снесенная Таганская — абсолютно уникальна и интересна тем, что архитектор В.С. Мартынович, вписывая авангардное здание в сложный контекст исторической застройки бульварного кольца, не пытался придать ему «человеческий» вид. Парадный фасад — это новаторске глухие стены с узкими окнами-бойницами. Потом их унаследовали многие здания АТС, строившиеся вплоть до 90-х годов.
Таганская АТС (1929-2016) — Покровский бульвар
Таким образом до 2016 года в Москве существовало 5 конструктивистских зданий такого типа — это совсем не много. Тогда Мосгорнаследие аргументировало отказ в присвоении Таганской АТС статуса объекта культурного наследия, фактически проговорив его к сносу, неуникальностью здания и наличием других аналогичных. Такой аргумент мог быть условно справедлив для одной из трех станций проекта В.В. Патека. Хотя для периода авангарда не характерно типовое строительство, и эти три станции — скорее исключение. Но говорить о неуникальности Таганской АТС может только некомпетентный либо заинтересованный в ее сносе орган.
Сегодня в Москве осталось три с половиной конструктивистских здания АТС: от одной остался лишь парадный фасад, у другой он наоборот скрыт за навесными пластиковыми панелями. А охранного статуса ни одно из зданий так и не обрело.
Согласовывая проект реконструкции АТС на Бакунинской улице в 2016 году, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявлял, что не допустит «даже фрагментарной разборки здания». Сдержал ли он свое обещание, сегодня можно понять дажепо спутниковуму снимку.
АТС на Бакунинской улице на картах Google
Начало «освоения классического наследия» в архитектуре не остановило необходимости развития телефонии в городе, поэтому в 30-е годы строятся новые АТС в Фрунзенском районе, на Шаболовке и Пресне. Эти здания также имели интересную архитектуру и проектировались индивидуально.
Миусский телефонный узел — по своей сути конструктивистское здание: объемно-планировочное решение продиктовано функцией, ярко выражен геометризм, присутствуют характерные ленточные окна — все это лишь слегка закамуфлировано рустом и наличниками. Легким движением руки, продиктованным сменой веяний в стране, конструктивизм превратился в постконструктивизм.
Но такое происходило лишь с самыми ранними проектами переходного периода. Надо сказать, что с концом авангарда архитекторы не сразу пришли к какому-то единому стилю, в течение нескольких лет шли поиски и споры о теории новой советской архитектуры. Так под АТС Кировского района выделили площадку на углу Хавско-Шаболовского жилмассива. Архитектору К.И. Соломонову пришлось вписывать ее в сложившийся конструктивистский комплекс, поэтому архитектура здания довольно необычна: из строгого параллелепипеда как бы прорываются пилястры с карнизами. До этого Соломонов уже успел построить множество видных зданий в стиле конструктивизма, и первое время новой эпохи давалось ему нелегко.
АТС Кировского района (1934-2013) и современный ЖК на ее месте
В своем следующем проекте — АТС Фрунзенского района — архитектор К.И. Соломонов повторяет общую композицию фасадов АТС на Шаболовке и даже использует те же двугранные пилястры, но благодаря кессонированным глухим стенам и щелеобразным окнам здание выглядит более завершенным, олицетворяя конец поисков новой архитектуры — советского ар-деко.
В апреле 2017 было объявлено о ее реконструкции. Обычно это слово в России означает полный снос и воссоздание «по мотивам», но главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов опять же заявлял, что объемно-пространственную композицию здания сохранят, а фасады со стороны Зубовской улицы и площади отреставрируют. В конце августа часть лесов здания обвалилась и стало ясно, что никаких фасадов, которые нам обещали отреставрировать, за ними нет.
Фрунзенска АТС (1939-2018) — Зубовская площадь, 3с1
И это несмотря на то, что благодаря наличию декора здания этого периода советской архитектуры имеют б о́ льшие шансы на признание объектами культурного наследия. Ведь формально в Москве действует балльная система оценки памятников, и наличием пилястр с карнизами можно урвать себе пару десятков баллов. Формально, потому что система оставляет огромное пространство для субъективной оценки экспертами по многим параметрам.
Но почему же так много АТС начали сносить именно в последние несколько лет? В этой истории нам поможет разобраться автор телеграм-канала «Недвижимость инсайды»:
В 2011 году в Москве завершилась цифровизация телефонной сети. Надобность в огромном количестве зданий АТС отпала. Дальше произошел гениальный инвестиционный ход. МГТС принадлежит инвестиционной компании АФК «Система», которая решила создать в рамках своего холдинга девелоперское направление — компанию «Лидер Инвест». Для нее это был повторный заход в строительный рынок Москвы, — в 1994 году была создана «Система-Галс» с ориентиром на строительство жилья элитного и бизнес класса. Однако в 2009 году компанию сильно подкосил кризис и, как все подкошенное, «Галс» целиком и полностью отошел ВТБ.
Первый проект на месте АТС у «Лидер Инвест» вышел летом 2014 года — «Дом на Изумрудной». Конечно, АТС, которые находятся на периферии города представляют из себя бетонные коробки, и никто даже не заметил снос этого объекта. Дальше — больше. За время существования компании было выведено 26 проектов на 170 тыс. кв. м на месте АТС и один проект комплексного освоения — «Крылья» или «Лобачевского 120». Любопытная техническая деталь — только 3 проекта компании являются апартаментами: «на Люсиновской», «на Сретенке», и «Резиденция на Покровском бульваре» — это означает, что согласования по переводу земли из-под АТС в жилую застройку у компании идут хорошо.
Земельные участки в разных локациях города внутри жилой застройки идеальны с точки зрения инвестиционного жилья, все проекты компании должны были выстрелить на самом старте продаж, потому что подчинены двум правилам: небольшой объем и хорошая локация. Однако у «Лидер Инвест» просто отвратительный маркетинг и продукт.
Можно ли было избежать сносов, выгодно приспособив АТС под новые функции? Как мы поняли, авангардных АТС в Москве немного, при должном подходе и грамотно построенной работе власти с инвесторами, можно было разработать проекты, предусматривающие сохранение всех этих памятников и придание им новых функций. Но также мы поняли, что в Москве работает автомат по уничтожению АТС без всякого разбора, а власти всячески помогают устранять любые препятствия на его пути. Остается надеяться на лучшее и следить за судьбой уцелевших зданий.
Незаконную пристройку к зданию бывшей АТС на Мурановской срочно демонтировали
Госинспекция по недвижимости во время проведения проверки в Северо-Восточном административном округе Москвы выявила незаконно возведенную пристройку к зданию, расположенному по адресу: ул. Мурановская, вл. 5 (бывшее здание АТС). Об этом сообщили в пресс-службе Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
– Группа жителей города обратилась в прокуратуру Москвы с жалобой на вырубку зеленых насаждений в районе Бибирево, после чего прокуратура инициировала совместную проверку с Госинспекцией по недвижимости и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Земельный участок по указанному адресу имеет разрешенное использование под деловое управление, на нем размещено офисное здание площадью 6531,7 квадратных метра, в котором в настоящий момент ведутся работы по капитальному ремонту – размещена строительная техника, временные бытовки и строительные материалы, – пояснили в пресс-службе.
Уточняется, что в ходе проверки специалисты Госинспекции обнаружили, что с тыльной стороны здания была возведена кирпичная пристройка на бетонном основании площадью 29,6 квадратных метра, которая отсутствовала в планах БТИ и разрешение на строительство которой не оформлялось. Кроме того, земельный участок, на котором размещался объект, не предназначался под цели реконструкции.
– Во внешней стене здания был оборудован проем, который служил входом в подвальный этаж через незаконную пристройку. Объект был возведен без разрешительной документации и соблюдения строительных норм, что не только нарушало имущественно-земельное законодательство, но и не позволяло застройщику обеспечивать безопасность рабочих, – приводятся в сообщении слова начальника Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Владислава Овчинского.
Пристройка уже демонтирована силами застройщика, проем в стене здания ликвидирован.
Незаконную пристройку к зданию бывшей АТС на Мурановской срочно демонтировали
Госинспекция по недвижимости во время проведения проверки в Северо-Восточном административном округе Москвы выявила незаконно возведенную пристройку к зданию, расположенному по адресу: ул. Мурановская, вл. 5 (бывшее здание АТС). Об этом сообщили в пресс-службе Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
– Группа жителей города обратилась в прокуратуру Москвы с жалобой на вырубку зеленых насаждений в районе Бибирево, после чего прокуратура инициировала совместную проверку с Госинспекцией по недвижимости и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Земельный участок по указанному адресу имеет разрешенное использование под деловое управление, на нем размещено офисное здание площадью 6531,7 квадратных метра, в котором в настоящий момент ведутся работы по капитальному ремонту – размещена строительная техника, временные бытовки и строительные материалы, – пояснили в пресс-службе.
Уточняется, что в ходе проверки специалисты Госинспекции обнаружили, что с тыльной стороны здания была возведена кирпичная пристройка на бетонном основании площадью 29,6 квадратных метра, которая отсутствовала в планах БТИ и разрешение на строительство которой не оформлялось. Кроме того, земельный участок, на котором размещался объект, не предназначался под цели реконструкции.
– Во внешней стене здания был оборудован проем, который служил входом в подвальный этаж через незаконную пристройку. Объект был возведен без разрешительной документации и соблюдения строительных норм, что не только нарушало имущественно-земельное законодательство, но и не позволяло застройщику обеспечивать безопасность рабочих, – приводятся в сообщении слова начальника Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Владислава Овчинского.
Пристройка уже демонтирована силами застройщика, проем в стене здания ликвидирован.
Зачем сносят Таганскую телефонную станцию и что не так с этой историей
Авангардную Таганскую АТС обнесли бетонными блоками и готовят к сносу. На ее месте построят жилой комплекс инвестиционной стоимостью 1,3 миллиарда рублей. Обещают 45 элитных квартир и скульптуры сов на фасаде. Объясняем, почему эти совы — не то, чем кажутся.
Это одна из самых первых автоматических станций в Москве — где девушки-телефонистки, включавшие провода в соединительные гнезда, уже не требовались. Ее построил в 1929 году Василий Мартынович, один их архитекторов Николаевской железной дороги. Он же — автор дома Совнархоза по Покровскому бульвару, 14, его жильцов (среди них — Марина Цветаева) Таганская АТС и обслуживала.
Телефонными станциями в Москве заведовала МГТС, но с модернизацией технологий необходимость в них отпала — и компания продала 195 зданий АФК «Система» Владимира Евтушенкова, сумма контракта составила 4,3 миллиарда рублей. «Системе», развивавшей мобильного оператора МТС, нужны были новые вышки, а не старые телефонные станции, поэтому для управления ими была создана новая компания «Рент-недвижимость». В 2012 году девелопер «Лидер-инвест» предложил перепрофилировать несколько телефонных станций под жилые резиденции (в Москве такие проекты любят продавать с формулировкой «апарт-отель»). О полном сносе зданий речи не шло.
Однако в 2015 году на Серпуховском Валу снесли конструктивистскую АТС архитектора Соломонова, что прошло почти незамеченным в прессе, но насторожило архитектурную общественность. Год назад москвич Сергей Калинчев стал собирать документы, чтобы поставить здание Таганской АТС под охрану, — и развернул кампанию за ее спасение. В экспертизе ему помогала историк архитектуры Анна Броновицкая. Через полгода (а не 90 дней, как обычно), они получили отказ. 13 апреля 2016 года по всему периметру Таганской станции вырубили 22 дерева и шесть кустарников. Это означает одно: будут сносить и станцию.
Мосгорнаследие привело такие доводы: здание было построено на территории классической усадьбы купца Крестовникова, нарушило ее композицию. При этом вокруг — малоэтажный классицизм, от дома Дурасова до Покровских казарм. Департамент считает, что ничего по-настоящему красивого в Таганской станции нет: «Фасады подчеркивают чисто утилитарное значение здания … прорезаны окнами без декоративных элементов. Таким образом, ценных декоративных и архитектурно-художественных элементов здание не имеет».
И это интересный вопрос: стоит ли тогда вообще сохранять конструктивизм, если он без колонн и маскаронов? Телефонные станции на Большой Ордынке и на Арбате статус объекта культурного наследия тоже не получили, но их хотя бы отнесли к «исторически ценным градоформирующим объектам». Таганской станции так не повезло.
АТС на Большой Ордынке
АТС на Зубовской площади
АТС на Малой Дмитровке
АТС на Старом Арбате
Краевед, блестящий знаток советской архитектуры Денис Ромодин называет Таганскую АТС характерным объектом двадцатых с ярко выразительным фасадом: «Здание стоит на очень выгодном участке между двумя бульварными линиями и является своеобразной доминантой места. У нас не так много сохранившихся технологических объектов эпохи авангарда». Старший научный сотрудник НИИ теории архитектуры и градостроительства РААСН Александра Селиванова уточняет: «Мы теряем памятники конструктивизма каждый день, но это здание особенно жаль. В то время строилось много АТС — есть известное здание у метро «Третьяковская», есть более поздние вещи, как у Соломонова на Зубовской площади. Таганская станция — пример чистого конструктивизма с узкими вертикальными окнами: внутри располагалось оборудование, которое важно было оберегать от перегрева. Это ясно собранная вещь с интересными моментами. Весь мировой опыт говорит о том, что такие объекты можно прекрасно перепрофилировать. Но у нас элитный дом перевешивает все рассуждения. То же ждет и другие московские АТС — поэтому надо понять, какое здание станет следующей жертвой, и спасти хотя бы его».
Помимо работы с документами «Архнадзор» сделал нестандартную попытку спасти наследие, подготовив альтернативный проект. Его вызвался бесплатно сделать архитектор Николай Лызлов. Выбор не был случаен: Лызлов — архитектор, чьи объекты излишней декоративностью как раз не страдают: его «Город яхт» и офисный центр
на Страстном бульваре не пытаются играть в имперскую Россию.
Николай Лызлов: «Год назад я узнал о злодейских планах по сносу совершенно замечательного здания. Меня удивили две вещи: нерачительное отношение владельца к дому и наплевательское отношение городских властей. Как всякий памятник, здание имеет определенные маркетинговые резервы. Это могла быть идеальная история превращения в сногсшибательный лофт. Люди стали обладателями очень дорогого объекта, но не смогли его правильно продать. Как житель города я был готов потратить время и деньги, чтобы сделать бесплатный проект и убедить разумнее относиться к наследию.
Всю зону Покровского и Яузского бульвара надо объявить заповедником — я не понимаю, как город может проявлять такое наплевательское отношение к ценному и мало испорченному участку города. Еще один вопрос у меня — к коллегам, которые делают совершенно возмутительный проект.
Можно было бы сохранить здание и реконструировать начинку, превратив станцию в дорогие квартиры с хорошими интерьерами. Второй путь, не такой правильный, — сделать со стороны двора пристройку, увеличить площадь, но сохранить фасады. В любом случае необходима научная работа, которая бы провела оценку здания и определила бы, какие технические параметры можно было бы изменить. Всякие слова о том, что это невозможно, — признание в профессиональной неспособности. Самое ужасное, что можно сделать с этим домом, — снести и поставить на его месте шестиэтажное нечто.
Комиссия по сносу заседает в Белых палатах и не разрешает сносить ничего, что было построено до Великой Отечественной, — почему же в этом случае они проявили такую необычайную легкость?»