аудиосообщение что это такое
Проклятие WhatsApp. Этика и вред голосовых сообщений
Голосовые сообщения — это краеугольный камень современной коммуникации. Одни от коротких аудиозаписей в восторге, поскольку можно отвечать на ходу, другие — в бешенстве, потому что нужно вслушиваться, переслушивать и не только. В общем, войсы — момент спорный. Поэтому Лайф вместе со специалистами по этикету решил разобраться, когда и кому голосовые сообщения отправлять уместно, а когда от их отправки лучше воздержаться.
Голосовые сообщения — явление не новое. Трудно сказать, кто именно их изобрёл, однако точно известно, что первыми популярными мессенджерами, которые вооружились аудиосообщениями, стали «Вотсап» и «Фейсбук мессенджер». Случилось это ещё в 2013 году. Пользователям инновация понравилась, и теперь от голосовых практически нигде нет спасения. Сегодня эта опция есть в «Телеграме», «ВКонтакте», «Вайбере», «Инстаграме», «Скайпе» и ряде других популярных сервисов. Потому что есть спрос.
Искренность и удобство — вот за что любят голосовые сообщения
А спрос образовался отнюдь не на ровном месте: голосовые сообщения есть за что любить. Например, как мы отметили выше, с их помощью можно оперативно делиться информацией, не отвлекаясь на экран. Также в аудиосообщения удобнее упаковывать объёмные истории. Как ни крути, 20-минутный рассказ всегда легче наговорить, нежели напечатать. Ещё неоспоримым достоинством войсов является, скажем так, эмоциональность. Никто не станет спорить, что по тексту трудно определить интонацию адресанта. Даже смайликов и стикеров порой недостаточно, чтобы передать нужное настроение. А вот по голосу почти всегда можно понять, в каком расположении духа пребывает человек.
Но причин ненавидеть голосовые сообщения гораздо больше
Однако на этом достоинства аудиосообщений, собственно, и заканчиваются. То есть плюсов у них негусто, чего не скажешь о недостатках. Во-первых, войсы — это почти всегда некстати. Отправляя голосовое сообщение, особенно без предварительной переписки, невозможно быть уверенным, что человеку удобно его слушать. Ситуаций, когда слушать сообщения не с руки, гораздо больше, чем наоборот. Собеседник может быть в офисе, в метро, на свидании, может слушать музыку или делать ещё что-нибудь, от чего ему не захочется отвлекаться на чей-то монолог. Во-вторых, прослушивание записи практически всегда занимает больше времени, чем чтение. Так происходит, потому что за годы потребления текстового контента человек привыкает быстро анализировать именно визуальную информацию. В-третьих, в текстовой переписке всегда можно найти нужное сообщение. С аудио такое не прокатит. В-четвёртых, часто отправитель голосового сообщения может разойтись и рассказать о нескольких событиях сразу. Ответить на такой доклад односложным сообщением нереально. Приходится либо объяснять, почему нет возможности ответить сразу, либо записывать войс в ответ, что тоже не всегда удобно. В-пятых, у текстовых сообщений есть превью и по ним зачастую можно определить срочность ответа.
По мотивам казусных историй с голосовыми сообщениями сочиняются анекдоты
Многим может показаться, что мы перебарщиваем с критикой коротких аудиозаписей. Не стоит обманываться: войсы — на самом деле зло. Стоит только чуть-чуть копнуть соцсети, как обнаружится, что этот формат ненавидит очень много людей. Большинство просто изливает гнев на своих страницах, а некоторые изящно подшучивают над редкими фанатами голосовых сообщений. В «Твиттере», можно сказать, родился целый жанр шуток на эту тему.
«Господа, послушайте!» Правила этикета голосовых сообщений
Всего за несколько лет соцсети и мессенджеры изменили нашу жизнь до неузнаваемости. Их популярность росла так стремительно, что мы и не заметили, как онлайн-общение вытеснило ту же телефонию, которая еще недавно была одним из основных средств коммуникации. Но практика показала, что полностью отказаться от голосового общения люди пока не готовы. Подтверждением этого является тот факт, что в подавляющем большинстве мессенджеров и соцсетей существует функция отправки аудиосообщений. Возможность отправить голосовую запись собеседнику в 2013 году появилась в мессенджерах Facebook и WhatsApp, в 2014 – в Telegram, в 2016 – во ВКонтакте, а в 2018 году в Instagram.
Голосовые сообщения, или «войсы» быстро набрали популярность, особенно у молодежи. Так, в 2018 году пользователи Viber стали отправлять в два раза больше аудиосообщений, чем в предыдущие три-четыре года. На первый взгляд, тенденция может показаться странной, ведь она словно возвращает нас в прошлое – к тем временам, когда мы подолгу что-то объясняли человеку вместо того, чтобы набрать несколько строк текста. С другой стороны, экономия времени налицо: большинство людей печатают медленнее, чем говорят; к тому же, голосовое сообщение «развязывает» вам руки – можно говорить и при этом вести машину, заниматься уборкой и т.д. Особенно удобен такой формат общения в холодное время года, когда так не хочется снимать перчатки, чтобы набирать текст на сенсорном экране, а останавливаться ради этого на морозе – тем более.
Впрочем, невзирая на все их плюсы, голосовые сообщения многих раздражают. Так, опрос, проведенный CMS Magazine & «Рейтинг Рунета», показал, что 68,8% пользователей мессенджеров ненавидят войсы, нейтрально к ним относятся 27,1% человек и только 4,1% респондентов признались, что любят и регулярно отправляют голосовые сообщения. Основная проблема в том, что аудиопослания удобны прежде всего отправителю: ему не нужно редактировать сообщение, он сам выбирает его длительность и время отправки. Получателю же приходится лезть за наушниками или искать подходящее место, где будет достаточно тихо и он сможет спокойно включить динамик. Кроме того, из словесного потока собеседника порой очень сложно вычленить основную мысль, которую тот пытается донести – текст в этом смысле гораздо удобнее.
«МИР 24» решил узнать, что эксперты по этикету думают о голосовых сообщениях, стоит ли отправлять их своим деловым партнерам и как войсы нарушают наши личные границы.
Думайте о комфорте собеседника
Главное правило этикета в случае с голосовыми сообщениями – предоставить собеседнику выбор, считает преподаватель EMBA в школе бизнеса «Синергия», собственник компании In-Eo HR-Solutions Ирина Сазонова. Чтобы избежать недовольств и недопониманий, нужно сразу четко определить, приемлем ли для вас обоих такой формат общения, и прийти к компромиссу, говорит она.
«Единых правил нет, но здравый смысл диктует такие принципы. Не следует отправлять голосовое сообщение незнакомому человеку, особенно если вы общаетесь впервые. Чаще всего люди такие сообщения не слушают, а то и вообще посылают отправителя в спам. Прежде чем наговорить сообщение, необходимо спросить, удобно ли это получателю. Если вы отправляете голосовое сообщение, желательно написать отметку о его срочности. Например: «Можно послушать, когда будет время», – советует Ирина Сазонова.
Если вам неудобно получать голосовые, не бойтесь прямо написать об этом отправителю. «К примеру, так: «Смогу прослушать сообщения поздно вечером, если что-то срочное – пишите текстом». Или: «Будет удобнее, если вы пришлете мне сообщения в текстовом виде», – рекомендует эксперт.
Голосовые сообщения могут многих раздражать, однако они завоевывают все больше популярности, люди к ним привыкают. Поэтому то, что раньше раздражало, вскоре может показаться нормой, отмечает Сазонова.
«Думаю, те, кто общается с детьми, заметили, что большая их часть обменивается голосовыми – даже в чатах! – говорит она. – Кроме того, есть так называемые аудиалы – люди, хорошо воспринимающие информацию на слух. Они тоже на ура восприняли прогрессивный способ общения. Однако их меньшинство. Больше всего от голосовых сообщений страдают визуалы, ведь их система восприятия требует текста или картинки».
Эксперт по стратегическим коммуникациям Мария Шахова признается: она часто использует голосовые сообщения, так как это позволяет сэкономить время и быстро донести до собеседника ту или иную информацию.
«Скажу честно, я прибегаю к этой опции, так как за рулем в дороге или на встречах это единственный быстрый и безопасный способ обратной связи. Голос транслирует характер человека, а живая речь формирует представление о собеседнике, его эмоциях. Поэтому аудиосообщения помогают правильно выстроить коммуникацию. Войс, например, становится ценным в личных отношениях, когда записываются поздравления и приятные напутствия, когда можно прослушать голос тех, кого уже нет рядом», – отмечает Шахова.
Но она также признает, что частые аудиосообщения могут раздражать собеседника. Чтобы этого избежать, Шахова предлагает придерживаться нескольких простых правил:
Что «личке» хорошо, работе – во вред
Закономерным стало то, что голосовые сообщения стали использоваться не только в личной, но и в деловой переписке. Маркетолог, эксперт по личностному развитию Эдуард Чечерин считает, что деловая этика в любом случае продолжит видоизменяться, подстраиваясь под современные цифровые реалии. Однако обсуждение рабочих вопросов посредством аудиосообщений пока что считается плохим тоном, отмечает он.
«Текст – самый популярный источник передачи информации за всю историю человечества, самый надежный и понятный. Отправлять голосовые в чатах, да и при личном общении – это моветон, за исключением ситуаций, когда собеседник сам предлагает вам такую форму общения. Но априори текст в приоритете, так как его удобно воспринимать и в офисе, и дома, и не нужно тратить усилия на прослушивание, да и мысли формулируются зачастую более четко», – подчеркивает Эдуард Чечерин.
Иногда допускается, что более высокий по рангу сотрудник может обращаться к подчиненному в удобной ему манере –например, с помощью голосовых сообщений, добавляет эксперт. «Подчиненный, в свою очередь, должен поинтересоваться, в какой форме будет удобно воспринимать ответы. Обычно сходятся на тексте. То же самое касается и звонков, которые уже просто не принято совершать без предварительной договоренности, не говоря уже о видеозвонках и Zoom-конференциях. Правильным будет сначала списаться, поинтересоваться об удобном времени созвона и осуществить связь в указанное время», – говорит Чечерин.
Тем временем генеральный директор компании TheSales, эксперт по кросс-культурной коммуникации и клиентоориентированности Федор Васильев к голосовым сообщениям настроен крайне недружелюбно. На вопрос о том, могут ли они быть уместны, он отвечает жестко и однозначно: «Нет и не под каким предлогом!»
«Здесь есть две простые и интуитивно понятные причины, – объясняет он. – Первая: в аудиосообщениях ничего невозможно потом найти. Если в переписке по ключевому слову в общем поиске что-то вы еще отыщете, то для того чтобы что-то найти в аудиосообщении, вам нужно будет прослушать их все. А теперь представьте, что вы с клиентом переписываетесь одновременно по трем-четырем проектам и вся ваша переписка состоит из аудиосообщений. Сможете хоть что-то там найти?»
Вторым аргументом против аудиозаписей Васильев считает разрушение структуры сообщения при переходе с текста на голос. «Когда мы пишем сообщение, мы тратим больше энергии, но мы и лучше формулируем, больше проверяем то, что мы написали. Когда мы говорим, мы в любом случае даем себе определенные послабления, отпускаем себя. Тут зачастую начинается каша, подмена понятий, куча слов и в итоге ничего непонятно», – подводит итог эксперт.
Уничтожение личных границ
Cпециалист по этике, психолог Олег Долгицкий считает, что страх перед голосовыми сообщениями у многих людей вполне оправдан, ведь они действительно нарушают наши личные границы.
«Голосовые сообщения являются фактически вторжением в личное пространство человека, которое, кроме всего прочего, отнимает кучу времени у субъекта в тот момент, когда он может быть занят важным делом. Если переписку человек может вести не отрываясь от работы, так как сообщения можно быстро и бесшумно прочитать, то для запуска голосового сообщения необходимо фактически освободить физическое пространство вокруг себя, убрав посторонние звуки, мешающие прослушиванию, или чужие «уши», которые могут узнать то, что им не нужно. Это не просто нарушение личных границ, это их уничтожение. Человеку для прослушивания голосовых сообщений необходимо оказать физическое воздействие на окружающую среду, чтобы их прослушать», – говорит Олег Долгицкий.
Если ваш собеседник злоупотребляет голосовыми сообщениями, просто вежливо скажите ему об этом. «Достаточно сказать, что у вас нет возможности прослушать войс сейчас, и попросить описать то, что человек хочет передать в сообщении. Чаще всего, если там ничего важного, люди просто перестают писать», – отмечает Долгицкий.
Voice-этикет: почему всех бесят голосовые сообщения и когда их действительно уместно отправлять
Подписаться:
Поделиться:
Голосовые сообщения — максимально острый вопрос. С кем бы ни приходилось обсуждать эту тему, аргументы и у сторонников, и у противников всегда будут невероятно убедительными, а дискуссия — предельно жаркой. Об использовании войсиков в деловом и личном общении рассказывает Ольга Лукинова, создатель телеграм-канала «Цифровой этикет», в своей книге «Цифровой этикет. Как не бесить друга друга в интернете», которая вышла в издательстве «Бомбора».
Голосовые сообщения — самый острый вопрос цифрового этикета. С кем бы мне ни приходилось обсуждать эту тему, аргументы и у сторонников, и у противников всегда будут невероятно убедительными, а дискуссия — предельно жаркой. Чтобы разобраться в этой теме, я провела опрос. В нем приняло участие больше тысячи человек. Я получила некоторое количество обвинений в предвзятом составлении опроса.
Причем часть людей обвиняла меня в том, что я слишком осуждаю голосовые сообщения, другая — что я слишком их «продвигаю». Поскольку количество и тех, и других было примерно одинаковым, то считаю, что опрос был сбалансированным, и его результаты можно использовать для формулирования некоторых закономерностей.
Так, 72% сказали, что никогда не отправляют голосовых сообщений или делают это только в крайних случаях. Объясняется это довольно просто: 22% считают, что голосовые сообщения удобны только отправителям, и ровно половина опрошенных считает, что голосовые сообщения неудобно ни отправлять, ни получать.
23% опрошенных сказали, что вообще не готовы получать голосовые сообщения. 84,5% опрошенных готовы получать голосовые сообщения только от родственников, близких людей и друзей. И лишь 6,9% считают, что допустимо отправлять такие сообщения коллегам, клиентам, начальнику или партнерам.
Сильнее всего раздражают либо очень длинные голосовые сообщения — длиной в несколько минут, либо, наоборот, очень короткие, которые длятся всего несколько секунд. Поэтому постарайтесь подумать над объемом и содержанием голосового сообщения заранее. Пользователи считают наиболее приемлемыми голосовые сообщения длиной в 10–30 секунд (43% опрошенных), в 30-60 секунд (28% опрошенных) и до 10 секунд (23% опрошенных).
Четверть опрошенных рассчитывает на быстрый ответ, когда отправляют голосовые сообщения. При этом максимально быстро на голосовое сообщение постараются ответить лишь 13,2% опрошенных. А 27% опрошенных говорят, что могут вообще проигнорировать голосовое сообщение. Еще значительная часть опрошенных говорит, что может не ответить на голосовое сообщение, потому что отложит его до более подходящего момента, а потом просто забывает к нему вернуться. Есть и такие, кто принципиально сразу же удаляет сообщения, не прослушивая их. «Чаще всего я пишу, что в ближайшие сутки прослушать не смогу. Иногда делаю вид, что никакое голосовое сообщение не приходило». (Из комментариев.) И лишь 29% сказали, что никогда не игнорировали голосовые сообщения.
Важно отслеживать, в какое время вы отправляете голосовое сообщение. Однако универсального времени нет: кто- то говорит, что не может слушать и записывать голосовые сообщения, когда находится в офисе или на учебе; у кого-то, наоборот, голосовые сообщения вызывают сложности, когда они дома, а близкие люди рядом спят или отдыхают.
7 причин отправлять голосовые сообщения
1. Возможность передать эмоции и нюансы интонаций.
2. Возможность записать голосовое сообщение быстрее, чем напечатать.
3. Возможность избежать сложностей, которые бывают при наборе, например, нужно отправить сообщение, когда на улице очень холодно, или у человека плохое зрение, или плохо развита моторика пальцев.
4. Не видно орфографических и пунктуационных ошибок (актуально для тех, кто не боится стилистических и орфоэпических ошибок).
5. Возможность «поговорить» без привязки ко времени и месту. Каждый отвечает в своем темпе. Голосовое сообщение работает как замена телефонному звонку, на который можно ответить в удобное время (например, если есть разница в часовых поясах или нужно время на размышление перед ответом, или не совпадает график).
6. В суде экспертизой по голосу можно установить личность отправителя сообщения. Авторство текстового сообщения доказать не всегда возможно.
7. Никакой Т9 не будет искажать ваши слова так, как ему вздумается.
8 причин не отправлять голосовые сообщения
1. Получателю не всегда удобно их слушать. К сожалению, не все знают, что можно поднести телефон к уху, чтобы звук шел в передний динамик, как при телефонном разговоре.
2. Невозможно делать поиск по голосовым сообщениям.
3. Слушать голосовые сообщения гораздо дольше, чем читать. Особенно критично это в групповых чатах.
4. В голосовых сообщениях невозможно скопировать, вставить и переслать только часть сообщения.
5. Если голосовое сообщение приходит, когда человек смотрит фильм или слушает музыку, то ему придется остановить воспроизведение, чтобы прослушать голосовое сообщение.
6. Аудиосообщения весят больше, чем текстовые. Если собеседник за городом, в метро или там, где плохо «ловит» интернет, голосовое сообщение будет грузиться гораздо дольше, чем текстовое. А если у собеседника ограниченный объем трафика, например, в роуминге, то голосовые сообщения могут стоить ему дорого.
7. Когда мы пишем, у нас есть возможность отредактировать нашу мысль, сделать ее точнее и лаконичнее. Когда мы отправляем голосовое сообщение, то можем не удержаться от многословия, на которое уходит много времени, сначала нашего, а затем собеседника.
8. Собеседник не может определить важность вашего сообщения до того, как прослушает его. А потому вы ставите его в неловкое положение, и сами не можете рассчитывать на адекватную оперативность ответа.
Плохо:
Хорошо:
Лайфхаки:
Как правильно использовать голосовые сообщения, если вы их отправляете
Если получаете
У меня накопились прекрасные комментарии о том, как люди пользуются голосовыми сообщениями. Не могу не поделиться ими.
Пришло смс о голосовом сообщении. Стоит ли прослушивать?
Сервис голосовой почты есть у каждого сотового оператора. Это аналог обычного автоответчика. Если знакомому не удалось дозвониться до абонента, он может оставить для него голосовое сообщение. Стоимость его прослушивания зависит от телекоммуникационной компании, к которой подключен абонент. Некоторые из них предоставляют эту опцию бесплатно, другие тарифицируют операцию. Голосовые смс-сообщения могут отправлять совершенно посторонние лица. Пользы от их прослушивания для абонента никакой не будет, зато со счета спишутся деньги. Как не попасть в такую ловушку, описано далее.
Подробнее об смс «Пришло голосовое сообщение»
Голосовое смс-сообщение на телефон приходит в том случае, если тот или иной абонент оставил его для прослушивания. Знакомые пользуются этой опцией крайне редко, т.к. ей есть более удобные и бесплатные аналоги – мессенджеры.
Смс «Вам оставили голосовое сообщение» чаще отправляются с незнакомого номера. За прослушивание этой информации в большинстве случаев приходится платить. Даже если сотовый оператор предоставляет опцию бесплатно, списывается плата за роуминг.
Как тарифицируют голосовую почту разные сотовые операторы?
Сотовые компании по-разному тарифицируют сервис. В МТС он бесплатный в пределах родного региона. Однако если отправитель находится в другой стране, снимется плата за роуминг.
Как прослушать голосовое смс-сообщение на МТС:
Последний способ дает возможность скачивать голосовые сообщения бесплатно по ссылке в смс. Для прослушивания нужно перейти по ней и скачать аудио-файл. Стоит учесть, что для проведения операции потребуется интернет-трафик. За него придется заплатить отдельно согласно установленному тарифу.
Мегафон предлагает своим клиентам прослушивать бесплатные голосовые сообщения на смс через Автоответчик (опция доступна владельцам iPhone) или сервис «Кто звонил?». Прослушать их можно по номеру 0525.
Если смс с голосовым сообщением приходит часто абонентам Теле 2, имеет смысл подключить одноименную опцию. Она позволит прослушивать послания бесплатно. В противном случае будет списываться оплата за каждую такую операцию. Прослушать сообщение можно по номеру 600.
Абоненты Билайн для доступа к функции голосовой почты вынуждены платить абонентскую плату. Чтобы прослушать записи автоответчика, нужно набрать номер 0600.
Как отправить голосовое сообщение через смс?
Обычно возможность оставить голосовое сообщение появляется, если не удалось дозвониться до абонента. После серии гудков будет предложено оставить голосовое сообщение. Клиенты Мегафона могут сделать это по номеру 9900. Для этого необходимо записать аудио-файл и указать номер получателя. После должно прийти уведомление о том, что голосовое сообщение отправлено.
Если пришло смс о голосовом сообщении, стоит посмотреть, кто его отправил. Послания от знакомых имеет смысл прослушать. Информация от посторонних лиц вряд ли окажется ценной. Поэтому лучше не рисковать, и проигнорировать такое сообщение.
«Удаляю, не прослушивая». Почему люди ненавидят голосовые сообщения
Чтобы разобраться в этой теме, я провела опрос. В нем приняло участие больше тысячи человек. Я получила некоторое количество обвинений в предвзятом составлении опроса. Причем часть людей обвиняла меня в том, что я слишком осуждаю голосовые сообщения, другая — что я слишком их «продвигаю». Поскольку количество и тех, и других было примерно одинаковым, то считаю, что опрос был сбалансированным и его результаты можно использовать для формулирования некоторых закономерностей.
Как люди относятся к голосовым сообщениям
Так, 72% сказали, что никогда не отправляют голосовых сообщений или делают это только в крайних случаях. Объясняется это довольно просто: 22% считают, что голосовые сообщения удобны только отправителям, и ровно половина опрошенных считает, что голосовые сообщения неудобно ни отправлять, ни получать.
23% опрошенных сказали, что вообще не готовы получать голосовые сообщения. 84,5% опрошенных готовы получать голосовые сообщения только от родственников, близких людей и друзей. И лишь 6,9% считают, что допустимо отправлять такие сообщения коллегам, клиентам, начальнику или партнерам.
Сильнее всего раздражают либо очень длинные голосовые сообщения — длиной в несколько минут, либо, наоборот, очень короткие, которые длятся всего несколько секунд. Поэтому постарайтесь подумать над объемом и содержанием голосового сообщения заранее.
Пользователи считают наиболее приемлемыми голосовые сообщения длиной в 10–30 секунд (43% опрошенных), в 30–60 секунд (28% опрошенных) и до 10 секунд (23% опрошенных).
Четверть опрошенных рассчитывает на быстрый ответ, когда отправляют голосовые сообщения. При этом максимально быстро на голосовое сообщение постараются ответить лишь 13,2% опрошенных. А 27% опрошенных говорят, что могут вообще проигнорировать голосовое сообщение.
Еще значительная часть опрошенных говорит, что может не ответить на голосовое сообщение, потому что отложит его до более подходящего момента, а потом просто забывает к нему вернуться. Есть и такие, кто принципиально сразу же удаляет сообщения, не прослушивая их. «Чаще всего я пишу, что в ближайшие сутки прослушать не смогу. Иногда делаю вид, что никакое голосовое сообщение не приходило». (Из комментариев.) И лишь 29% сказали, что никогда не игнорировали голосовые сообщения.
Важно отслеживать, в какое время вы отправляете голосовое сообщение. Однако универсального времени нет: кто-то говорит, что не может слушать и записывать голосовые сообщения, когда находится в офисе или на учебе; у кого-то, наоборот, голосовые сообщения вызывают сложности, когда они дома, а близкие люди рядом спят или отдыхают.
7 причин отправлять голосовые сообщения
8 причин не отправлять голосовые сообщения
Лайфхаки голосовых сообщений в разных соцсетях
Как правильно использовать голосовые сообщения. Если отправляете: