айти специалист это что такое

Чем занимается ИТ-специалист

Сказать «я ИТ-специалист» значит примерно то же, что и «я врач, учитель или водитель»: то есть так получится просто обозначить общее направление профессиональной деятельности. Сфера информационных технологий многогранна, и трудятся в ней совершенно разные специалисты.

История профессии

ИТ-специалисты появились в 60-е годы XX века, когда были созданы первые электронно-вычислительные машины. Развивающаяся промышленность и другие сферы человеческой деятельности требовали революционных решений в области обработки все увеличивающихся объемов информации, новых подходов к ее систематизации и обеспечения надежного хранения. Изначально с данными, собранными на перфокартах и магнитных носителях, работали инженеры.

В 1990-х годах произошел прорыв в сфере информационных технологий. Получили широкое распространение персональные компьютеры с жесткими дисками, на которых сведения хранилась в цифровом виде; из диковинки в разряд обыденных вещей перешел Интернет. Обработкой, представлением, передачей и защитой цифровой информации, написанием кодов и программ уже больше не мог заниматься один специалист – все это требовало особых знаний и навыков. Вполне естественно, что появился целый профессиональный клан, в который вошли разработчики программного обеспечения, дизайнеры, администраторы, верстальщики, фронтендеры – словом, все те, кого сегодня обобщенно в быту называют айтишниками, а официально – IT-специалистами.

Описание профессии

Попробуем разобраться, кто такие айтишники и что они делают. Информационные технологии прочно вошли практически во все сферы нашей жизни. Они применяются в медицине, образовании, геологии, промышленности, банковском деле, безопасности, логистике. В сфере коммуникаций сегодня тоже уже невозможно обойтись без электронных устройств с самыми разными программами. Каждым из аспектов применения информационных технологий в быту и на производстве занимаются представители профессии IT-специалист.

Самые востребованные ее разновидности:

Цифровая среда стремительно развивается, поэтому список ИТ-профессий постоянно пополняется новыми специальностями: например, в последние несколько лет на пике популярности и востребованности у работодателей Data Scientists (аналитики баз данных) и инженеры Machine learning, которые обучают машинные нейронные сети выявлению закономерностей на основании анализа особым образом обработанных массивов разного рода сведений. Такие модели сегодня используются повсеместно: и в сфере тяжелого машиностроения, и в майнинге криптовалют.

На каких специальностях лучше учиться

IT-образование предполагает получение специальностей в основном технической направленности. Выбирать можно либо базовую подготовку, отталкиваясь от которой затем проходить дополнительной обучение на курсах, либо узкоспециализированное направление для конкретного вида деятельности.

Варианты специальностей ИТ-образования:

Чтобы поступить в вуз учиться на айтишника, чаще всего нужно сдавать ЕГЭ по физике, математике, информатике, русскому или иностранному языку. Какие предметы необходимы конкретно, зависит от требований университета.

Вузы для обучения

Теперь о том, как стать IT специалистом. Профессию можно получить в технических и классических университетах, например, в Москве и Санкт-Петербурге:

Профессию ИТ-специалиста предлагают получить и региональные вузы, к примеру:

Знаний, полученных в вузе, зачастую не хватает в профессиональной деятельности. Восполнить пробелы помогут краткосрочные курсы, которые можно пройти онлайн или в ряде таких офлайновых образовательных заведений, как:

Однажды полученного диплома вуза недостаточно, чтобы быть востребованным специалистом в сфере ИТ, так как это направление стремительно развивается. Поэтому уровень квалификации придется постоянно повышать.

Обязанности на работе

Так как понятие «IT-специалист» включает целый ряд очень разных профессий, на работе обязанности айтишников сильно отличаются и зависят от конкретной должности.

Условно всех специалистов по ИТ можно разделить на тех, кто работает с «железом» и тех, которые занимаются «софтом». Например, что делает системный администратор? Он на предприятии или в компании обслуживает компьютерное оборудование: настраивает рабочее место, устанавливает нужные программы и приложения на ПК, следит за состоянием сети, исправляет поломки. Фактически, это штатный менеджер по работе с техническими устройствами.

Работа программиста заключается в создании нового или корректировке уже применяемого кода. Такой специалист чаще трудится как фрилансер и не состоит в штате какой-либо компании, а выполняет заказы разных клиентов.

Еще один представитель профессии ИТ-специалист – SMM-менеджер – занимается продвижением продукции компании через соцсети, используя принципы маркетинга. Ему необязательно разбираться в технике, важнее знать человеческую психологию.

Кому подходит

Профессия IT-специалист подходит людям с техническим и аналитическим складом ума, которые любят возиться с компьютерами, писать программы и систематизировать большие объемы информации. К необходимым личным качествам айтишника можно отнести:

Для успешной работы в некоторых ИТ-профессиях (например, web-дизайнерам или SMM-менеджерам) может потребоваться знание психологии клиента, художественный вкус, творческие способности (изобразительные или писательские), нестандартный взгляд на вещи.

Сколько получают

Уровень заработной платы в IT-сфере заметно выше среднего по стране (около 90 тысяч рублей в месяц), но очень отличается в зависимости от конкретной профессии, квалификации и места работы. Больше всего получают менеджеры (до 120 000 руб.) и такие ИТ-специалисты, как системный архитектор, программист, разработчик для Android и iOS (150–170 тысяч рублей). Сисадмины, работники служб поддержки и онлайн-маркетологи имеют гораздо меньший доход (30–60 тысяч рублей). В 2018 году уровень оплаты труда в сфере ИТ вырос в среднем на 7 %.

Как построить карьеру

В области информационных технологий непринципиально, с чего начинать трудовую деятельность. Важно зарекомендовать себя высокопрофессиональным сотрудником, приносящим прибыль компании – это откроет путь к руководящим должностям. Работать можно и во фрилансе, предлагая клиентам свои услуги и постепенно повышая расценки.

Перспективы профессии

В ближайшее время прогнозируется интенсивное развитие информационных технологий, поэтому спрос на IT-специалистов будет неизменно расти. Чтобы добиваться успеха и хорошо зарабатывать, нужно осваивать самые актуальные направления и держать руку на пульсе последних тенденций. Все необходимые знания всегда можно приобрести в процессе практической работы или на различных курсах.

Источник

Список популярных профессий в IT сфере

Информационные технологии уже не первое десятилетие возглавляют рейтинг самых востребованных отраслей. Вместе с этим в IT сфере появляется множество новых профессий. Рассказываем, как в них разобраться.

В США профессии в IT стали набирать популярность еще в 80-е годы прошлого века. В России первые айтишники стали появляться после перестройки, при этом они сразу стали популярны на западе: каждая уважающая себя корпорация стремилась заполучить в свой штат специалиста из России.

Сейчас аналитики признают, что сфера информационных технологий является самой перспективной и быстро развивающейся отраслью. Каждый год в ней появляются новые направления и тренды, требующие привлечения новых специалистов.

Рассмотрим 9 популярных IT специалистов, которыми, вы, возможно, захотите стать:

Профессия IT №1. Системный администратор (сисадмин)

Системный или IT администратор – одна из самых первых профессий, появившихся в сфере информационных технологий.

Обязанности:

Такие IT специалисты следят за тем, чтобы вся компьютерная техника и программное обеспечение в офисе работали слаженно. Иногда они занимаются иинформационной безопасностью. В общем, если у кого-то в офисе что-то ломается и зависает – звонят именно системному администратору. Если, в свою очередь, вы зашли на опасный сайт или открыли подозрительное письмо – айтишник придет к вам, объяснит риски и установит источник опасности.

Где работать:

Везде, где на компьютерах или ноутах работает несколько человек. Системные администраторы нужны всем: библиотекам, банкам, частным предприятиям и госкорпорациям.

Зарплата:

Зарплата такого IT специалиста зависит от уровня организации, но в среднем составляет 40-50 тысяч рублей. По данным аналитиков, больше всего системные администраторы востребованы в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.

Профессия IT №2. Веб-мастер и веб-программист

Эти ребята занимаются разработкой и поддержанием работы сайтов. То есть если организация или частное лицо хочет иметь собственный сайт, необходим именно веб-мастер. Для широкого функционала сайта заказчикам может потребоваться целая команда разработчиков, с небольшими кейсами можно справиться и в одиночку.

Обязанности:

Такой >IT специалист должен разработать структуру и логику сайта, для этого в некоторых случаях ему может потребоваться знание языков программирования и графических редакторов.

Где работать:

Поддерживать работу уже существующих сайтов нужно во всех крупных организациях. При этом написание сайта с нуля под ключ –это, как правило, проектная работа, которая оплачивается единоразово, когда сайт сдан. Вобоих случаях можно работать удаленно везде, где есть хороший Интернет.

Зарплата:

За поддержание действующего сайта в офисе вам в среднем заплатят 30-40 тысяч рублей, при этом за создание нового портала вы сможете заработать до 120 тысяч, но главной проблемой здесь остается поиск заказчиков.

Список популярных профессий в IT сфере​

Профессия IT №3. Администратор баз данных

Администратор базы данных отвечает за работу и сохранность базы данных.

Обязанности:

Если конкретно, то этот >IT специалист зачастую сам разрабатывает требования к базе данных, сам ее проектирует и в дальнейшем отвечает за эффективное использование и сопровождение базы. Кроме того, администратор управляет учётными записями пользователей и защищает их от несанкционированного доступа.Желательно иметь неплохой уровень технического английского.

Где работать:

Базы данных есть во всех крупных организациях: от сетевых магазинов до банков и государственных структур. Между прочим, профессия входит в список ТОП-50 самых востребованных профессий по версии Минтруда России.

Зарплата:

От 20 до 50 тысяч в зависимости от организации и объема работы.

Профессия IT №4. Разработчик видеоигр

Это IT специалист, который разрабатывает программное обеспечение для видеоигр. Разработчик игр может работать самостоятельно и взять на себя все задания, а может трудиться и в большой специализированной компании с разделением обязанностей между сотрудниками.

Обязанности:

Разработчик видеоигр должен уметь немало, особенно если он сам занимается и созданием программного кода игры, и ее визуализацией, и дизайном. Ему постоянно нужно освежать знания, поскольку игровая индустрия не стоит на месте.

Где работать:

Работать можно в компаниях, которые занимаются разработкой популярных игр, а можно и самостоятельно разрабатывать простые браузерные и мобильные игры.

Зарплата:

Средняя зарплата разработчика видеоигр в компании 50 тысяч рублей, однако если вы найдете заказчика и все будете делать сами, то за готовую игру можно заработать 100-130 тысяч.

Профессия IT №5. Тестировщик

Специалист-тестировщик занимается тестированием компонента или системы.

Обязанности:

В его обязанности этого >IT специалиста входит поиск вероятных ошибок и сбоев в функционировании продукта или программы. Тестировщик создают модели различных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе использования предмета тестирования, чтобы разработчики смогли исправить обнаруженные ошибки. Он сам придумывает сценарий тестирования и сам его осуществляет.

Где работать:

Работать можно в технических отделах больших корпораций и банков, а также в IT-компаниях, которые занимаются проектной работой.

Зарплата:

Зарплата IT специалиста по тестированию во многом зависит от того, что он тестирует и в какой компании трудится. В среднем тестировщик зарабатывает от 50 до 100 тысяч рублей.

Профессия IT №6. Специалист по юзабилити (UX/UI)

IT cпециалиста по юзабилити еще называют UX дизайнером или юзабилити инженером. Его главная задача –сделать так, чтобы продукт или программа были понятны и удобны для пользователя.

Обязанности:

Специалисты по UX (User eXperience) должны довести продукт до ума и сделать так, чтобы он стал максимально удобным и легким для пользователя. Эксперт должен провести качественный анализ конечного результата работы программистов и разработчиков продукта. Им нужно выяснить,соответствует ли продукт ожиданиям заказчика и насколько интуитивно просто его смогут использовать потребители.

Специалист по UI (User Interface) отвечает за то, как будет выглядеть интерфейс и как он будет реагировать на действия пользователя. Этот человек рисует кнопочки, иконочки, формы, подбирает шрифты и делает так, чтобы все было гармонично и красиво.

Граница между двумя <>IT специалистами очень тонка, зачастую компаниям проще искать эксперта, который сможет совместить два направления.

Где работать:

Существуют специальные компании и даже группы компаний, которые занимаются разработкой и проверкой дизайна интерфейсов, однако вакансии спецов по юзабилити есть и у ведущих торговых домов,и агентств по продаже недвижимости.

Зарплата:

Сумма зарплат стартует от 60 тысяч рублей и может достигать 100 и более тысяч, в зависимости от проекта и компании.

Источник

IT-специалист — кто это? Чем занимается специалист из сферы IT?

IT-специалист — профессия очень востребованная. Чем же занимается разработчик в сфере IT-технологий? IT-специалист — это кто вообще? Только программист или кто-нибудь ещё? Что надо знать и уметь, какие есть плюсы и минусы, какие бывают IT-специалисты — об этом наша статья.

ИТ-специалисты — кто это?

Сказать что-то в стиле «Я IT-специалист» — это то же самое, что сказать «Я водитель» или «Я врач». То есть мы просто обозначаем направление деятельности, которое в нашем случае относится к ИТ — информационным технологиям. А сама сфера информационных технологий очень и очень многогранна. Соответственно, работают в ней совершенно разные ИТ-специалисты.

Если вкратце, то IT-специалистами сегодня называют относительно большую группу профессионалов, чья сфера деятельности так или иначе связана с информационными технологиями в целом и разработкой программного обеспечения в частности. Это и веб-дизайнеры, и тестировщики, и программисты, и системные администраторы, и аналитики больших данных, и специалисты по Machine Learning, и многие другие.

Имя им — легион

ИТ-специалисты весьма востребованы, а всё потому, что мы живём в эпоху цифровизации, когда информационные технологии есть практически во всех сферах нашей жизни. Сегодня IT есть и в медицине, и в промышленности, и в образовании, и в банковском деле и т. д. и т. п. Собственно говоря, везде, где есть стационарные и мобильные электронные устройства, есть информационные технологии, ведь наши гаджеты функционируют с помощью специального программного обеспечения. И работа всего этого была бы невозможной без «армии» ИТ-специалистов. Давайте посмотрим, кто же входит в эту «армию»: — Software Engineer. Программисты (разработчики), которые непосредственно создают программное обеспечение и разрабатывают всевозможные приложения. Программист — сложная, но одна из самых высокооплачиваемых профессий; — QA Engineer/Tester. Специалисты по тестированию (тестировщики, тестеры), которые проверяют качество ПО, обеспечивают соответствие софта требованиям пользователей и бизнеса, находят баги и дефекты программного обеспечения; — QA Automation Engineer. Тестировщик-программист. Если в пункте выше речь шла о ручном функциональном тестировании, то тестировщик со знанием программирования пишет программы для автоматизированного тестирования; — Project Manager. Проджект-менеджеры обеспечивают организацию и руководство командой, отвечают за достижение целей проекта; — Business Analyst. Бизнес-аналитики использует методы бизнес-анализа и исследуют деятельность компании в целях определения проблем бизнеса, предлагают решения этих проблем; — System Administrator. Системные администраторы (сисадмины) обеспечивают штатную работу парка компьютерной техники, сети и ПО, нередко следят за безопасностью; — HR, Recruiter. ИТ-рекрутеры, «эйчары» — это специалисты по поиску, привлечению и адаптации новых сотрудников. Так называемый «отдел кадров» со всеми вытекающими отсюда обязанностями, которые не ограничиваются банальным поиском сотрудников и «охотой за головами»; — Web Designer. Веб-дизайнер проектирует пользовательские веб-интерфейсы для сайтов и веб-приложений; — DevOps Engineer. Девопс-инженеры обеспечивают взаимодействие специалистов по разработке со специалистами по информационно-технологическому обслуживанию и следят за взаимной интеграцией рабочих процессов. Обеспечивают непрерывную интеграцию и доставку ПО (CI/CD). Их обязанности уже давно выросли за рамки обязанностей классического релиз-инженера; — Product Manager. Менеджер по продукту отвечает за создание новых продуктов, анализ рынка, ценообразование, продвижение продукта, ассортиментную политику, планирование KPI, формирование требований к продукту и т. п.; — Team Lead. Тимлид, он же руководитель команды. Руководит группой разработчиков, тестировщиков и т. п.

Разумеется, это далеко не весь перечень, но для общего понимания вышесказанного вполне достаточно.

Какие качества должны быть у ИТ-специалиста?

Прежде всего, IT-специалист должен хорошо знать английский язык, ставший международным, особенно в сфере информационных технологий. Не помешает и математика, особенно если мы говорим о Data Scientists, Machine Learning, Big Data, Data Engineer. К слову, не помешает математика и программисту.

Кроме английского и математики в список полезных качеств можно добавить: — хорошую память; — умение находить логическую взаимосвязь; — усидчивость, внимательность; — умение работать в команде; — склонность к самоорганизации; — умение проявлять нестандартные подходы; — способность постоянно учиться и совершенствовать свои навыки (учиться придётся всю жизнь, запомните это).

Плюсы профессии ИТ-специалист

Преимущества, конечно, есть: 1. Хорошая зарплата. Именно из-за неё многие начинают учить сложные языки программирования, покупают курсы и пытаются «войти в айти» даже после 30. Впрочем, это не хорошо и не плохо — это факт, ведь такова жизнь, и каждый хочет достичь большего, чем имеет. 2. Большая востребованность на рынке труда. ИТ-специалисты требуются постоянно, поэтому без работы вы не останетесь, то есть безработица вам точно не грозит. Разумеется, если вы владеете востребованными технологиями. 3. Работа интеллектуальная. Вам не придётся физически напрягаться, а вот головой поработать придётся. Если вы к этому не готовы, IT-сфера не для вас. 4. Возможность работать удалённо. Такая возможность практикуется не во всех компаниях и не всегда возможна, но в некоторых случаях это происходит. Но не стоит заблуждаться, что вы будете работать, лёжа на пляже и попивая коктейль.

Минусы профессии ИТ-специалист

Идеальной работы не бывает, и IT-сфера — не исключение. Поговорим про недостатки: — для некоторых специальностей работа после работы — обычное явление. Бывает и ненормированный рабочий график, авралы, запары и прочая «производственная необходимость»; — высокие умственные нагрузки нередко заканчиваются эмоциональным выгоранием и нарушением функций нервной системы. Весьма неприятное явление; — сидячая работа тоже негативно влияет на здоровье. А тут ещё и повышенная нагрузка на органы зрения. Всё это не может не сказываться на вашем состоянии, поэтому не забывайте про спорт и активный отдых.

Источник

Кто есть кто в ИТ?

айти специалист это что такое. Смотреть фото айти специалист это что такое. Смотреть картинку айти специалист это что такое. Картинка про айти специалист это что такое. Фото айти специалист это что такое

На современном этапе развития промышленной разработки программного обеспечения можно наблюдать многообразие производственных ролей. Их число растет, классификация усложняется с каждым годом, и, естественно, усложняются процессы подбора специалистов и работы с кадровым потенциалом. Информационные технологии (ИТ) – это сфера высококвалифицированных трудовых ресурсов и кадрового дефицита. Здесь процесс выращивания кадров, необходимость планомерной работы с кадровым потенциалом бывают значительно эффективнее прямого подбора с помощью интернет-ресурсов.

В статье рассматриваются вопросы, актуальные для специалистов по работе с персоналом ИТ-компаний: причинно-следственные связи в эволюции производственных ролей, последствия неверного толкования содержания ролей для кадровой работы в целом, а также возможные варианты повышения эффективности подбора специалистов.

ИТ-производство для непосвященных

Кто есть кто в ИТ – эта тема для дискуссий на разных площадках. Она существует столько же, сколько вообще вся ИТ-индустрия, то есть с появления на потребительском рынке первых компаний-разработчиков софта в начале 90-х годов прошлого века. И столько же времени отсутствует единый взгляд на этот вопрос, что создает затруднения и снижает эффективность кадровой работы. Попробуем в нём разобраться.

Для меня тема производственных ролей в ИТ-сфере стала актуальна и интересна с момента моего прихода в ИТ-компанию. Мной было потрачено много времени и нервной энергии на то, чтобы разобраться в производственном процессе. Эти затраты превысили мои ожидания и затраты на адаптацию к процессам в других сферах: образовании, материальном производстве, малом бизнесе. У меня было понимание, что процессы сложны и непривычны, так как, в целом, человек более адаптирован к материальному миру, чем к виртуальному. Но было интуитивное сопротивление: казалось, что что-то тут не то, так не должно быть. Процесс адаптации занял, наверное, год, что, в моем понимании, просто космическая величина. В итоге у меня сложилось достаточно чёткое представление о ключевых ролях в ИТ-производстве.

В настоящее время я продолжаю работать над этой темой, но уже на другом уровне. В роли руководителя центра разработки ИТ-компании мне часто приходится общаться со студентами, преподавателями вузов, абитуриентами, школьниками и другими желающими поучаствовать в создании ИТ-продукта в целях продвижения бренда работодателя на рынке труда новой территории (г. Ярославль). Это общение дается непросто в силу низкой информированности собеседников о том, как организован процесс разработки программного обеспечения (ПО), и, как следствие, непонимания ими предмета беседы. Через 5 – 10 минут диалога перестаешь получать обратную связь и начинаешь чувствовать себя иностранцем, речь которого требует перевода. Как правило, среди собеседников находится кто-то, подводящий черту в диалоге и озвучивающий народный миф из 90-х: «Всё равно, все айтишники – программисты». Источники возникновения мифа таковы:

Жизненный цикл ПО как основа производственных ролей

Не секрет, что в целом все производственные роли в любой ИТ-компании имеют в качестве источника жизненный цикл программного обеспечения. Поэтому, если ставить концептуальную задачу договориться о единстве восприятия этого вопроса в рамках всей ИТ-отрасли, надо опираться именно на жизненный цикл ПО как на принимаемую и однозначно понимаемую всеми смысловую основу. Обсуждение конкретных вариантов реализации вопроса о производственных ролях лежит в плоскости нашего творческого отношения к жизненному циклу программного обеспечения.

Итак, рассмотрим этапы, которые включает в себя жизненный цикл ПО, на примере RUP-методологии. Они являются достаточно сформировавшимися звеньями в части содержания и терминологии. Производственный процесс всегда и везде начинается с бизнес-моделирования и формирования требований, а завершается (условно, конечно) консультированием пользователей и доработками программного обеспечения на основе «хотелок» пользователей.

айти специалист это что такое. Смотреть фото айти специалист это что такое. Смотреть картинку айти специалист это что такое. Картинка про айти специалист это что такое. Фото айти специалист это что такое

Если совершить исторический экскурс в конец прошлого века (как известно, это был период «островковой автоматизации»), то можно увидеть, что всем процессом создания ПО занимался программист-разработчик. Здесь корни мифа о том, что каждый айтишник – это программист.

С усложнением производственных процессов, появлением интегрированных платформ и переходом к комплексной автоматизации предметных областей, с реинжинирингом бизнес-процессов становится неизбежным появление специализированных ролей, привязанных к этапам жизненного цикла. Вот так появляются аналитик, тестировщик и специалист техподдержки.

Многообразие должностей на примере роли аналитика

Аналитик (он же инженер-аналитик, он же постановщик, методолог, бизнес-аналитик, системный-аналитик и т.д.) помогает «подружиться» бизнес-задачам и технологиям их реализации. Описание постановки задачи для разработчика – так можно охарактеризовать основную функцию абстрактного аналитика. Он выступает связующим звеном между клиентом и разработчиком в процессах формирования требований, анализа и проектирования ПО. В реальных производственных условиях перечень функций аналитика определяется способом организации производства, квалификацией специалиста, спецификой моделируемой предметной области.

айти специалист это что такое. Смотреть фото айти специалист это что такое. Смотреть картинку айти специалист это что такое. Картинка про айти специалист это что такое. Фото айти специалист это что такое

Часть аналитиков находится ближе к клиенту. Это бизнес-аналитики (Business Analyst). Они глубоко понимают бизнес-процессы предметной области и сами являются экспертами автоматизируемых процессов. Очень важно наличие таких специалистов в штате предприятия, особенно при автоматизации методологически сложных предметных областей. В частности, для нас как автоматизаторов бюджетного процесса государства просто необходимо, чтобы среди аналитиков были эксперты предметной области. Это высококвалифицированные сотрудники с хорошим финансово-экономическим образованием и опытом работы в финансовых органах, желательно в роли ведущих специалистов. Крайне важен опыт работы не в ИТ-сфере, а именно в предметной области.

Другая часть аналитиков более приближена к разработчикам. Это системные аналитики (System Analyst). Их основная задача — выявление, систематизация и анализ требований клиента на предмет возможности их удовлетворения, подготовка технических заданий и описание постановок задачи. Они разбираются не только в бизнес-процессах, но и в информационных технологиях, хорошо представляют возможности поставляемого клиенту программного обеспечения, обладают навыками проектирования и, соответственно, понимают, как лучше донести разработчику интересы клиента. Эти сотрудники обязательно имеют образование в сфере ИКТ и инженерно-технический склад ума, желательно — опыт работы в ИТ. При подборе таких специалистов явным плюсом будет наличие навыков проектирования с использованием современных инструментов.

айти специалист это что такое. Смотреть фото айти специалист это что такое. Смотреть картинку айти специалист это что такое. Картинка про айти специалист это что такое. Фото айти специалист это что такое

Еще одна разновидность аналитиков – технические писатели (Technical Writer). Они занимаются документированием в рамках процессов разработки программного обеспечения, готовят руководства пользователя и администратора, технологические инструкции, обучающие видеоматериалы и т.д. Их основаная задача – суметь донести до пользователей и других заинтересованных лиц информацию о работе программы, описать технически сложные вещи лаконично и понятно. Технические писатели, в своей массе, прекрасно владеют русским языком, при этом имеют техническое образование и аналитический склад ума. Для таких специалистов наибольшее значение имеют навыки составления понятных, грамотных, подробных технических текстов в соответствии со стандартами, а также знания и владение инструментами документирования.

Таким образом, мы видим одну и ту же роль (и, кстати, должность в штатном расписании) – аналитик, но в разных ее конкретно-прикладных воплощениях. Поиск специалистов для каждого из них имеет свои особенности. Важно знать, что эти разновидности аналитиков должны обладать зачастую несовместимыми в одном человеке навыками и знаниями. Один – гуманитарий, склонный к аналитической работе с большими объемами текстовых документов, с развитой речью и коммуникабельностью, другой – «технарь» с инженерным мышлением и интересами в сфере ИТ.

Берём со стороны или растим?

Для крупного представителя ИТ-индустрии эффективность прямого подбора с интернет-ресурсов снижается по мере роста проектов. Происходит это, в частности, по следующим причинам: невозможна быстрая адаптация к сложным процессам внутри компании, скорость освоения специфических инструментов оказывается ниже скорости развития проекта. Поэтому HR-специалисту важно знать не только кого искать снаружи, но и как можно задействовать внутренние ресурсы компании, из кого и как вырастить специалиста.

Для бизнес-аналитиков очень важен опыт работы внутри реальных процессов предметной области, поэтому их подбор «со стороны» более эффективен, нежели выращивание внутри компании. При этом HR-специалисту важно знать перечень организаций, которые могут быть источниками этого кадрового ресурса, и при подборе сосредоточиваться на поиске резюме из них.

Для закрытия таких вакансий, как системный аналитик и архитектор ПО, напротив, процесс подготовки кадров внутри компании имеет огромное значение. Эти специалисты должен сформироваться в условиях действующей производственной среды и специфики конкретной организации. Системные аналитики (System Analyst) развиваются из бизнес-аналитиков (Business Analyst), технических писателей (Technical Writer) и инженеров техподдержки (Technical Support Engineer). Архитекторы ПО (Software Architect) — из проектировщиков (System Designer) и разработчиков ПО (Software Developer) по мере накопления опыта и расширения кругозора. Это обстоятельство позволяет HR-специалисту эффективно задействовать внутренние ресурсы компании.

Пересечение, объединение и эволюция производственных ролей

Есть еще один непростой с точки зрения реализации в производственном процессе вопрос – установление четких границ между ролями. На первый взгляд может показаться, что все очевидно: закончилось внедрение, подписали документы о вводе программного обеспечения в промышленную эксплуатацию и передали все в техподдержку. Все верно, однако часто возникают ситуации, когда клиент, по привычке находясь в тесном контакте с аналитиком и видя в нем «палочку-выручалочку», продолжает активно общаться с ним, несмотря на то, что и система уже внедрена, и формально идет этап сопровождения. Однако, с точки зрения клиента, кто же лучше и быстрее, чем аналитик, который вместе с ним ставил задачу, ответит на вопросы по работе с системой. И вот здесь встает вопрос о частичном дублировании ролей инженера техподдержки и аналитика. С течением времени все налаживается, клиент привыкает общаться со службой техподдержки, но в самом начале эксплуатации ПО такой «внутренний переход» не всегда получается выполнить без стрессов с обеих сторон.

айти специалист это что такое. Смотреть фото айти специалист это что такое. Смотреть картинку айти специалист это что такое. Картинка про айти специалист это что такое. Фото айти специалист это что такое

Пересечение ролей аналитика и инженера техподдержки возникает еще и тогда, когда поток требований на разработку идет в рамках этапа сопровождения. Возвращаясь к жизненному циклу ПО, мы видим несоответствие реальных производственных условий и формальных установок на то, что анализ требований и постановка задачи могут быть выполнены исключительно аналитиком. Специалисту по кадровой работе, безусловно, надо понимать идеальную картину ролей в рамках жизненного цикла ПО, они имеют четкие границы. Но в то же время обязательно следует иметь в виду, что возможно пересечение. При оценке знаний и навыков соискателя следует обращать внимание на наличие смежного опыта, то есть при поиске инженеров техподдержки вполне могут быть рассмотрены кандидаты с опытом аналитика и наоборот.

Помимо пересечения часто наблюдается объединение производственных ролей. Например, бизнес-аналитик и технический писатель могут существовать в одном лице. Наличие архитектора ПО (Software Architect) обязательно в крупной промышленной разработке, в то время как совсем небольшие проекты могут обойтись без этой роли: там функции архитектора выполняют разработчики (Software Developer).

Смена исторических периодов в подходах и технологиях разработки неизбежно приводит к тому, что жизненный цикл ПО тоже эволюционирует. Глобально, конечно, основные его этапы остаются неизменными, но происходит их детализация. Например, с переходом на Web-решения и ростом возможностей удаленной настройки появилась роль специалиста по настройке ПО. На раннем историческом этапе это были внедренцы, то есть инженеры, которые большую часть рабочего времени проводили на рабочих местах клиентов. Возросшие объемы и сложность ПО привели к появлению роли архитектора ПО (Software Architect). Требования к ускорению выпуска версий и повышению качества ПО способствовали развитию автоматизированного тестирования и появлению новой роли – QA-инженера (Quality Assurance Engineer) и т.д. Эволюция ролей на всех этапах организации производственного процесса значительным образом связана с развитием методов, технологий и инструментов.

Итак, мы рассмотрели некоторые интересные моменты, касающиеся распределения производственных ролей внутри компании-разработчика ПО в контексте жизненного цикла ПО. Очевидно, что это взгляд изнутри, который специфичен для каждой компании. Для нас всех как участников рынка труда ИТ-отрасли и ответственных за продвижение бренда работодателя особенно важен будет и взгляд снаружи. И вот здесь существует большая проблема не только в поиске смыслов, но и в донесении этой информации до целевой аудитории.

Чем плох «зоопарк» ИТ-должностей?

Путаница в сознании HR-специалистов, организаторов производства и многообразие подходов приводят к очень широкому разнообразию, прямо «зоопарку» ИТ-должностей. Опыт собеседований и просто профессиональных контактов показывает, что часто у людей не бывает однозначного понимания смысловой нагрузки, которая должна следовать из названия должностей. Например, в нашей организации должности, включающие понятие «инженер-аналитик», предполагают, что это постановщик задач. Однако оказывается, что не везде это так: есть организации-разработчики, где инженер-аналитик – это внедренец. Совсем другое понимание, согласитесь?

Во-первых, «зоопарк» ИТ-должностей, несомненно, снижает эффективность подбора персонала. Каждый работодатель при развитии и продвижении своего бренда хочет в краткой форме донести все смыслы, которые существуют в его производстве. И если он сам зачастую не может четко сказать, кто есть кто, естественно, что он будет транслировать во внешнюю среду неопределённость.

Во-вторых, «зоопарк» ИТ-должностей создает огромные проблемы при подготовке и развитии ИТ-кадров. Каждая серьезная ИТ-компания, нацеленная на то, чтобы формировать и развивать кадровый потенциал, а не просто «доить» работные сайты, рано или чуть позднее встречается с необходимостью взаимодействия с учебными заведениями. Для высококвалифицированных ИТ-кадров, это сегмент вузов, притом лучших, как минимум находящихся в рейтинге ТОП-100.

Проблема интеграции с вузами при выстраивании непрерывного процесса подготовки ИТ-специалистов состоит примерно наполовину в отсутствии у вузов понимания того, кто есть кто внутри ИТ-компании. Они имеют об этом очень поверхностное представление. Как правило, у вузов есть несколько специальностей со словом «информатика» в названиях, и часто бывает так, что при проведении ими приемной кампании опора делается на тезис о том, что все специальности по сути про одно и то же. И это выглядит так же, как если опираться на народный миф о том, что все айтишники – программисты.

Опыт нашего тесного сотрудничества с вузами показывает, что специальность «Прикладная информатика (по отраслям)» поставляет нам кадры для отделов методологии и техподдержки, но никак не разработки. В то время как «Фундаментальная информатика», «Программная инженерия» готовят отличный кадровый ресурс для разработчиков. Чтобы не направить абитуриента изначально по непригодному для него пути, необходимо «рассеивать туман», который окружает ИТ-производство.

Можно ли привести всё к общему знаменателю?

Можно ли унифицировать производственные роли и прийти к единому пониманию их изнутри и снаружи компании?

Конечно, можно и нужно, потому что накопленный коллективный опыт всех предприятий-разработчиков демонстрирует наличие общих, объединяющих концепций организации производственного процесса. Это следствие того, что все-таки есть однозначно всеми трактуемое понятие жизненного цикла ПО, и вновь появляющиеся производственные роли (DataScientist, QA-Engineer, MachineLearning Engineer и т.д.) являются следствием уточнения и развития жизненного цикла ПО как такового, происходящих с совершенствованием технологий и инструментов, а также с развитием и укрупнением бизнес-задач.

В то же время, затруднительно унифицировать производственные роли, потому что ИТ – одна из самых молодых и бурно развивающихся отраслей экономики. В некотором смысле это хаос, из которого возникла вселенная. Четкая организационная структура здесь невозможна и неуместна, потому что ИТ – это интеллектуальная, но очень творческая сфера. С одной стороны, айтишник – это «физик»-интеллектуал с развитым алгоритмическим и математическим мышлением, с другой стороны, это «лирик»-творец, носитель и продвигатель идей. Он так же, как и художник, не имеет четкого плана написания картины, не может разложить образ на части, так как последний перестанет существовать. Он повелитель информационных процессов, которые сами по себе абстрактны, неосязаемы, трудноизмеримы, но стремительны.

Пути построения эффективной кадровой работы в ИТ-производстве

Итак, что важно знать HR-специалисту для построения эффективной кадровой работы в условиях многообразия ролей ИТ-производства.

Во-первых, любой специалист по кадрам ИТ-компании должен иметь представление о той ситуации, которая характерна именно для его предприятия: кто и чем занимается, кто и как называется, и главное – какой смысл вкладывается в эти роли в условиях конкретного производства.

Во-вторых, HR-специалист должен иметь гибкое представление о производственных ролях. То есть изначально у него формируется о них идеальное понимание, которое позволяет ему самому разобраться во всем. Затем обязательно должна быть реальная картина производства: где и в чем роли пересекаются, объединяются, какое восприятие этих ролей существует у производственных руководителей. Сложность для кадрового специалиста состоит в том, чтобы совместить в сознании реальную и идеальную ситуации, не пытаться насильно перестраивать процессы под идеальное их понимание, а помогать производству в удовлетворении потребности в ресурсах.

В-третьих, обязательно следует иметь представление о возможных траекториях развития тех или иных специалистов: в каком случае может быть эффективен внешний подбор, а когда лучше вырастить сотрудника в своем коллективе, предоставив ему возможности для развития, какие качества кандидатов позволят им развиваться в конкретном направлении, какие из качеств не могут быть совместимы в одном человеке, что изначально важно для выбора траектории развития.

В-четвертых, вернемся к тезису о том, что ИТ – это сфера высококвалифицированных кадров, где для более эффективной кадровой работы неизбежна ранняя интеграция с вузовской образовательной средой. В этой ситуации каждый HR-специалист должен развивать не только навыки прямого поиска, работы с анкетами и интервьюирования, но и обязательно ориентироваться в среде вузовской подготовки специалистов: какие вузы готовят кадры для компании, какие специальности внутри конкретных вузов закрывают кадровые потребности, и, что важно, кто за этим стоит, кто руководит и осуществляет подготовку специалистов в вузах.

Таким образом, если целенаправленно развенчивать миф о том, что все айтишники – это программисты, необходимо проделать целый ряд шагов в этом направлении и обратить особое внимание на наши вузы, где закладываются основы восприятия будущей профессии. Другими словами, нужно постоянное взаимодействие с образовательной средой, например, с использованием современного формата совместной работы в коворкинг-центрах, «точках кипения», участия в образовательных интенсивах. Это позволит разрушить неверные представления об ИТ-предприятии, повысит эффективность кадровой работы и создаст условия для совместной деятельности при подготовке разных специалистов нашей отрасли.

Выражаю благодарность коллегам, принявшим участие в подготовке и поддержке актуальности этой статьи: Валентине Вершининой и Юрию Крупину.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *