бахус кто это такой
Бахус и оргии вакханок. Кто такой бог Дионис и что такое вакханалии
Дважды рожденный. Миф о Дионисе
Зевс отдал сына на воспитание нимфам. Но мстительная Гера продолжала преследовать Диониса и наслала на него помешательство. Безумец скитался по Египту и Сирии, пока во Фригии его не исцелила богиня Кибела.
Дионис продолжил путешествовать, побывал в Индии и на Востоке, всюду учил людей виноградарству и виноделию.
При возвращении в Грецию в плавании его похитили тирренские пираты и заковали в цепи. Но оковы сами упали с рук Диониса. Мачту пиратского корабля оплели виноград и плющ, а сам пленник обратился в медведицу и льва. Разбойники в ужасе бросились в море и превратились в дельфинов.
Вино и оргии. Вакханки и вакханалии
Дионис путешествует по свету в сопровождении своих жриц-вакханок и козлоногих сатиров, которые предаются веселью, пьянству и любви. Спутники бога опоясаны змеями, а жезлы их увиты виноградом.
В экстазе вакханки с криками «Вакх, Эвое» славят Диониса, а жезлами высекают из земли мед и молоко, вырывают с корнем деревья, увлекают за собой мужчин и женщин.
Поют неистовые девы;
Их сладострастные напевы
В сердца вливают жар любви;
Их перси дышат вожделеньем;
Их очи, полные безумством и томленьем,
Сказали: счастие лови!
А.С. Пушкин. «Торжество Вакха» (1818)
Вы думаете, что козлоногие сатиры перевелись, когда бог Дионис перестал показываться людям? Нет. Последнего сатира поймали римские солдаты, когда их полководец Сулла, трезвый, жестокий и ни в каких сатиров не веривший, воевал в Греции с царем Митридатом Понтийским. Сатира связали, притащили в лагерь и стали допрашивать через переводчиков на всех языках, но он, большой, лохматый и грязный, только испуганно озирался и жалобно блеял по-козлиному. Сулле стало страшно, и он приказал отпустить сатира.
М.Л. Гаспаров. «Занимательная Греция».
Козлиная песнь и оргии. Что такое вакханалии
В переносном смысле вакханалией называют дикий разгул, шумные пиры, бесчинства, оргии.
Например: « Вакханалия восторгов и изъяснений в любви и преданности длилась часами » (Е.С. Гинзбург. «Крутой маршрут»).
Дионис в искусстве
В живописи барокко популярными сюжетами были «Вакх, Венера и Церера», а также «Встреча Вакха и Ариадны»
На картине выше: Церера, богиня плодородия и Вакх, бог виноделия, предлагают пищу и вино Венере и Купидону, покровителям любви. Метафора того, что любовь остывает без вина и застолья: Sine Baccho et Cerere friget Venus ( Без Вакха и Цереры в Венере жару нет ).
Дионису посвящали произведения композиторы XIX-XX веков: например, «Торжество Баха» Даргомыжского, «Триумф Вакха» и опера «Дионис» Дебюсси, опера Массне «Вакх».
Бахус – бог виноградарства и пьяного веселья
Бог Бахус в Греции и Риме выступал символом безудержного веселья, гуляний, даже пьянства и разврата. Прототипом образа был греческий Дионис, однако позднее не только греки, но и римляне стали почитать “отца виноделия”. Несмотря на разницу характера и менталитета этих двух народов, Бахус сумел объединить их, а праздники в честь него любили во многих уголках Европы.
Одна из интерпретаций имени бога – Вакх, что ясно слышится в названии вакханалий – праздником, посвящённых Бахусу. Что же известно о божестве из легенд? И как Бахусу удалось стать одним из самых популярных греко-римских богов?
Бахус – единый со свободой
Образ Бахуса появился первым у древних греков. Для них он был божеством плодородия и изобилия, богатства и развлечений. Они верили, что благодаря этому богу люди научились выращивать виноград и изготавливать из него вино.
Символами Бахуса стали виноградная гроздь или плющ. Бог мог принимать облик разных животных, но на празднествах чаще появлялся в образе козла или быка, что олицетворялись с плодородием.
Бахуса порой называли Лиэй, что значит “освобождающий”. Это напрямую связано с преданием о пиратах. Разбойники схватили Бахуса и связали его на корабле. Но бог, обладающий недюжинной силой, с лёгкостью порвал цепи и наказ врагов. Позднее образ Бахуса стали трактовать как воплощение свободолюбия и стремления к весёлой жизни.
Римляне в своих мифах рассказывают, что супругой Бахуса была богиня Либера, воплощавшая свободу во всех её проявлениях. Не исключено, что это было связано с лёгкими нравами и распущенностью, что были неизменными спутниками всех празднеств, проводившихся в честь этого бога.
Кроме того, хмельной винный напиток избавлял человека от всех забот, приносил дурманящее чувство радости, что также связывалось с божественной парой Бахуса и Либеры.
Гвидо Рени. Проказник Бахус
Бог, рождённый дважды
В Греции и Риме о Бахусе было сложено немало легенд. Одна только история о его рождении кажется потрясающей. Согласно греческим мифам, матерью бога стала красавица Семела, которую страстно полюбил Зевс.
Когда женщина ещё носила под сердцем дитя Громовержца ревнивая супруга бога, Гера, решила избавиться от соперницы. Она посоветовала Семеле попросить Зевса появиться перед ней в своём истинном обличье.
В одной из своих бесед с богом Семела взяла с него обещание исполнить любую её просьбу. Зевс был поражён услышанным, но отказать не мог, ведь дал клятву рекой Стикс (нарушить её не мог даже верховный бог).
Появившись перед женщиной, он своим сиянием сжёг её. В последний момент Зевс успел выхватить из пламени нерождённого Бахуса. Его он зашил в своё бедро, и в положенный срок мальчик появился на свет. По сути, он был рождён отцом.
Трагедия любви Бахуса
Юный Бахус много путешествовал, и на Востоке узнал о тайнах приготовления вина. С неожиданной стороны удалого бога открывает история его любви, которую я хотела бы рассказать. На острове Наксосе, где бог любил проводить время, он встретил свою возлюбленную.
Ею стала Ариадна, та самая девушка, что с помощью волшебного клубка и нити помогла Тесею найти выход из лабиринта. Несмотря на привязанность героя к ней, Тесей оставил её на острове, в одиночку продолжив свой путь. Несчастная покинутая Ариадна проливала слёзы, когда вдруг услышала отдалённые звуки весёлой музыки.
Обернувшись, девушка увидела шумную компанию, во главе которой вышагивал Бахус. Бог заметил печальную красавицу и постарался использовать всю силу своего убеждения, чтобы утешить её. Среди весёлых друзей Бахуса Ариадна вскоре забыла о своём горе, а вскоре согласилась стать супругой бога.
Свадьба Бахуса и Ариадны была самой радостной и шумной из всех, что справляли в Греции. В праздничный день Бахус преподнёс невесте подарок – прекрасную корону с семью камнями, сверкающими, словно звёзды.
Увы, через несколько месяцев после торжества девушка умерла. В отчаянии бог бросил в небо её любимую корону, где украшение превратилось в созвездие, именуемое Короной Ариадны или Короной.
Празднества в честь Бахуса
Этот бог был одним из самых популярных – как среди греков, так и у римлян. В честь Бахуса в Греции, а позднее и Риме проводились празднества, получившие названия вакханалий. Изначально торжества проводились ночью, и принять участие в них могли лишь женщины (их называли вакханками).
Особым ритуалом вакханалий было переодевание в шкуры животных или обнажение. Участники старались подражать поведению животных, предавались разгулу и пьянству.
Со временем вакханалии приобрели ещё большую популярность. Они стали проводиться пять раз в год, и на торжества допускались мужчины. Случаи насилия и преступности были обычным явлением во время празднеств.
В Риме к вакханалиям относились неоднозначно. Эти торжества были распространены на юге Италии, однако Сенат не одобрял подобные мистерии. Позднее участники вакханалий даже преследовались и подвергались наказаниям по всей строгости закона.
Но даже казни и массовые расправы с ними не смогли искоренить традицию вакханалий, что очень долго сохранялась в Древнем Риме. Само же слово “вакханалия” пережило эти праздники. Сегодня его используют даже в России, обозначая шумное разгульное веселье компании.
Питер ван Линт. Бахус, Церера, Прозерпина и Плутон
Бахус был одним из самых почитаемых богов, но в чём же крылся секрет его популярности? Я думаю, причина распространения культа бога была в его простоте. Бахусу не чужды были человеческие страсти и слабости, он проводил время с людьми, а его напиток дарит иллюзию беззаботности и веселья, к которым люди стремились во все времена.
Бахус кто это такой
Поиск по сайту:
Новые статьи
Статистика
Дионис, Вакх, Бахус. Бог вина, виноделия и виноградарства
Дионис, греч. Вакх, лат. Бахус — сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма, бог вина, виноделия, виноградарства.
Родился в Фивах, но в то же время местом его рождения считались Наксос, Крит, Элида, Теос и Элефтерия. Дело в том, что его рождение происходило довольно сложным путем. Накануне рождения Диониса ревнивая супруга Зевса, Гера, решила погубить ребенка. Под видом старой няньки она навестила Семелу и подговорила ее попросить Зевса, чтобы он предстал перед ней во всей своей силе и славе. Зевс не мог отказать Семеле, так как ранее поклялся ей водами Стикса (самой нерушимой клятвой), что выполнит любое ее желание. К тому же эта просьба льстила его мужскому самолюбию, и он явился ей в громах и блеске молний. Случилось то, чего ждала Гера: молнии подожгли царский дворец и испепелили земное тело смертной Семелы. Умирая, она успела родить недоношенное дитя. Зевс предоставил свою возлюбленную ее судьбе, но ребенка защитил от огня стеной густого плюща, выросшего вокруг него по воле бога. Когда пожар утих, Зевс извлек сына из укрытия и зашил его в свое бедро, чтобы доносить. В положенное время (через три месяца) Дионис «родился заново» и был отдан Зевсом на попечение Гермесу (см. также статью «Семела»).
Гермес не был женат и в качестве вестника богов то и дело отлучался из дому, так что о серьезном воспитании маленького Дионис не могло быть и речи. Поэтому Гермес передал Дионис сестре Семелы Ино, жене орхоменского царя Афаманта. Узнав об этом, Гера наслала на Афаманта безумие, надеясь, что он убьет Дионис Но тот погубил только своих собственных сыновей и жену, так как Гермес вовремя вмешался и спас Дионис Затем он доставил Дионис в Нисейскую долину и вверил его нимфам, которые спрятали мальчика в глубокой пещере, заросшей виноградной лозой, и взрастили, несмотря на все козни Геры. Там Дионис впервые попробовал вино, богом которого сделал его Зевс. Оттуда же Дионис принес первый саженец виноградной лозы, чтобы вручить его афинскому пастуху Икарию в благодарность за радушный прием. Дионис научил Икария разводить виноград и делать из него вино, но этот подарок не принес пастуху счастья.
Весть о рождении Дионис и об его опьяняющем напитке люди восприняли со смешанными чувствами. Некоторые тут же с восторгом стали предаваться его культу, другие опасались, как бы из этого чего не вышло, третьи решительно воспротивились ему. (Об этом можно прочесть в статьях «Ликург», «Пенфей», «Миний».) На пути Дионис попадались и случайные недоброжелатели, вроде тирренских пиратов, которые похитили его, приняв за царского сына и рассчитывая на богатый выкуп. На корабле Дионис сбросил оковы, оплел виноградными лозами весь корабль, а сам превратился во льва. Пираты в страхе бросились в море и превратились в дельфинов (за исключением кормчего, который уговаривал разбойников отпустить Дионис). Постепенно люди все же признали божественную силу Дионис и до сих пор воздают должное его дару — вину (иногда даже больше, чем полезно для здоровья).
Справедливость требует отметить, что для греков Дионис был не только богом вина, виноделия и виноградарства, но и покровителем фруктовых деревьев и кустов, плоды которых он наливал соком, и в конечном счете в нем видели бога плодоносящих сил земли. Поскольку виноградарство и садоводство требуют усердия, тщательности и терпеливости, Дионис почитали как дарителя этих драгоценных качеств и богатства, которое приходит к усердным и умелым. Как бога вина Дионис чтили прежде всего за то, что он избавлял людей от забот (одно из его имен — Лиэй, т. е. «освободитель») и дарил им радость жизни. Своими дарами Дионис освежал дух и тело, способствовал общительности и веселью, воспламенял любовь и стимулировал творческие силы художников. Этим дарам цены не было и нет — но только в том случае, если поклонники Дионис придерживаются старого мудрого правила: «меден аган» — «ничего сверх меры».
По своему происхождению Дионис — не греческий бог, а, скорее всего, фракийский или малоазийский; его второе имя — Бахус — лидийско-фригийского происхождения. Уже в древнейшие времена его культ распространился по всему греческому (а затем и греко-римскому) миру, хотя мифы свидетельствуют, что этот культ не везде развивался беспрепятственно. Имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма «Б» 14 в. до н. э., найденных в Кноссе. Однако Гомер еще не называет Дионис в числе главных богов. По словам Гесиода, супругой Дионис была Ариадна, которую он отбил у Тесея, когда тот остановился на острове Наксос по дороге с Крита. От связи Дионис с Афродитой родился Приап, бог плодовитости (см. также «Загрей» и «Иакх»).
Культ Дионис в Греции, пишет Плутарх, «вначале был простым, но веселым, однако позже его празднества становились все более шумными и необузданными». (Один из эпитетов Дионис: «Бромий», т. е. «шумный», «бурный».) Под влиянием восточных культов они кое-где превратились в подлинные вак-
ханалии в нынешнем смысле слова, их участников охватывал экстаз, т. е. исступление (духа из тела). Особенно необузданными были ночные празднества, в которых участвовали женщины в костюмах спутниц Дионис (вакханки, менады, бассариды, фиады). В Беотии и Фокиде эти его почитательницы даже набрасывались на тела жертвенных животных и пожирали сырое мясо, веря, что этим они причащаются тела и крови самого бога. Подобным образом развивался его культ и у римлян, перенявших его в конце 5 в. до н. э. В 186 г. до н. э. было даже принято специальное постановление сената против излишеств и разгула на этих праздниках.
В Афинах (и вообще у ионийцев) наиболее долго сохранялся первоначальный характер Дионисовых празднеств. Они устраивались несколько раз в году, самые значительные (Великие Дионисии) — в конце марта. В истории культуры прежде всего запечатлелись их заключительные представления, в ходе которых хор певцов, облаченных в козлиные шкуры, исполнял песни в сопровождении танца — так называемые дифирамбы. С течением времени из этих дифирамбов развилась греческая трагедия — один из ценнейших вкладов греков в общечеловеческую культуру. Собственно, «трагедия» означает «песнь о козле» или «песнь козлов», а певцы в козлиных шкурах изображали козлоногих спутников Дионис — сатиров. Из шуточных песен на деревенских дионисиях развилась греческая комедия. Многие произведения Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, которые до сих пор не сходят со сцены, впервые были сыграны именно на афинских дионисиях. Под юго-восточным склоном Акрополя до сих пор сохранился театр Дионис, построенный в 6 в. до н. э., где эти игры проходили более полутысячелетия.
Греческие художники часто изображали Дионис, причем в двух видах: как серьезного зрелого мужчину с густыми волосами и бородой или как юношу. На одной из лучших античных статуй — «Гермес с Дионис» Праксителя (ок. 340 до н. э.) Дионис изображен ребенком. Сохранилось множество изображений Дионис на вазах и рельефах — отдельно, с сатирами или вакханками, с Ариадной, с тирренскими разбойниками и т. д.
Европейские художники изображали Дионис с не меньшей симпатией, чем античные. Из статуй прежде всего выделяются «Вакх» Микеланджело (1496—1497), «Вакх» Поджини (1554) и «Вакх» Торвальдсена (ок. 1800). Из картин — «Вакх и Ариадна» Тициана (1523), две картины Караваджо: «Вакх» (1592—1593) и «Молодой Вакх» (создан чуть позже), «Вакх» Рубенса (1635—1640, находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже).
Из многочисленных скульптур, картин, фресок в картинных галереях и замках Чехии и Словакии отметим рисунок Романо «Процессия Вакха» в Моравской галерее в Брно и «Вакха с виноградной лозой и Амуром» Де Фриза в Вальдштейнском саду в Праге (литая копия оригинала, увезенного в 1648 г. шведами).
Дионис, статуя которого стояла на сцене каждого античного театра, в новое время опять попал на сцену, в основном — заслугами композиторов. В 1848 г. оперу-балет «Торжество Вакха» написал Даргомыжский, в 1904 г. «Триумф Вакха» — Дебюсси, в 1909 г. оперу «Вакх» — Массне.
В современном языке Дионис (Вакх) иносказательно — вино и связанное с ним веселье:
«Раздайтесь, вакхальны припевы!»
— А. С. Пушкин, «Вакхическая песня» (1825).
Бахус
Полезное
Смотреть что такое «Бахус» в других словарях:
БАХУС — (лат. Bacchos, от греч. Bakchos). Бог вина у древних греков и римлян, сын Юпитера и Семеллы; первый познакомил людей с виноделием. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАХУС лат. Bacchus, от греч.… … Словарь иностранных слов русского языка
бахус — возлияния Бахусу.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. Бахус Дионис, Вакх Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
БАХУС — (латинское), смотри Дионис … Современная энциклопедия
БАХУС — см. Вакх … Большой Энциклопедический словарь
Бахус — латинская форма имени Вакх (одного из имён бога Диониса) … Исторический словарь
БАХУС — БАХУС, бахуса, муж. (поэт. устар. и разг. шутл.). Вино. Служить Бахусу (быть пьяницей). (По имени Бахуса, иначе Вакха, бога вина в античной мифологии.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Бахус — бог, у якога мала вернікаў, але шмат паклоннікаў … Слоўнік Скептыка
Бахус — (латинское), смотри Дионис. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Бахус — а; м. [лат. Bacchus]. [с прописной буквы] 1. В античной мифологии: одно из имён (наряду с Вакхом, Дионисом и др.) бога растительности, вина и веселья, покровителя виноградарства и виноделия. 2. Устар. поэт. Символическое обозначение вина и… … Энциклопедический словарь
Бахус — а, м. В римской мифологии: бог плодоносящих сил земли, растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия. Этимология: Латинское Bacchus. Энциклопедический комментарий: Бахус является латинской формой имени Вакх, одного из… … Популярный словарь русского языка
Вакх в мифологии
Дионис был сын бога небес и грозовой тучи или, иначе, сын богини земли, оплодотворенной небесным богом под видом ливня. Это поэтически переделанное сказание делает его, затем, сыном дочери фиванского царя, Семелы, и Зевса, причем рассказывается следующее: Семела, по совету ревнивой Геры, пожелала увидеть Зевса во всем его царственном и божественном блеске, но когда тот явился окруженный молниями и громом, она упала замертво. Зевс вынул тогда из чрева матери недоношенное еще дитя, Диониса, заключил его в своем бедре, и родившееся вторично после некоторого времени дитя отдал на воспитание нимфам. По другому сказанию, Вакх считается сыном Зевса и Деметры или Персефоны, в услужении у которой он появляется в Элевзисе (в мистериях). Орфийцы называют Диониса Загреем и рассказывают, что он, умерщвленный и разорванный на части титанами, ожил снова после того, как Зевс проглотил его сердце или, по другой версии, отдал его Семеле. Это сказание о страдании и смерти бога, а затем о его воскресении, связано непосредственно с расцветом и увяданием природы во время годичного цикла времени. Ночные празднества в честь В. совершались во многих местах Греции. На Кифероне, по преданию, фиванский король Пентей, в наказание за преследование бога, был растерзан женщинами, впавшими в вакхическое неистовство, и между прочим, собственной матерью, принявшей его за какое-то животное. Это и подобные ему сказания объясняются тем, что действительно некоторые женщины, в исступлении и экстазе (менады неистовствующие), разрывали в жертву богу живых животных, преимущественно молодых козлят, а в некоторых местностях в старое время приносились Дионису даже человеческие жертвы, как на это указывает отчасти и прозвище бога — Оместес (поедающий сырое мясо). Чуждое греческой натуре, неистовое чествование Вакха подверглось в Греции полному преобразованию. Оно вскоре получило художественный оттенок и слилось отчасти с культом Аполлона, а фанатические фригийские обряды, в которых немаловажную роль играл фаллос, воспеваемый как символ производительной силы природы, исчезли, приняв постепенно форму комедий. Другая форма драматической поэзии, трагедия, образовалась из так называемых дифирамбов — хоровых песен, в которых мужчины, переодетые сатирами, воспевали деяния и страдания бога. В Наксосе, где, по преданию, Дионис встретил покинутую Тезеем Ариадну и сделал ее своей женой, празднование Вакха состояло из двух частей: в первой оплакивалось плачевное положение забытой Ариадны, а вторая выражала шумную радость по поводу счастливой развязки.
В Риме культ Вакха — или, как его прежде называли, Либера, отождествленного со староитальянским Liber-Pater, — был заимствован от южно-италийских греков, вместе с культом Деметры и Персефоны (Цереры). В 496 году до Р. X. был построен общий храм для всех трех божеств и установлен ежегодный праздник в марте месяце — Либералия. Только много позже введено греческое мистическое служение Вакху, которое здесь приняло вскоре характер крайней распущенности и безнравственности (см. Вакханалии). Произведения искусства более ранние представляют Вакха в виде мужчины уже в зрелом возрасте, величественной осанки, с длинными волосами и бородой, в длинной одежде, с повязкой на голове и чашей или кистью винограда в руке. Более позднее искусство изображало В. юношей, мягкого, нежного телосложения, совсем нагого или прикрытого оленьей шкурой (небрис) и в охотничьих котурнах. На голове у него повязка и венок, в руке тирс.
Ср. M üller, «Denkmä ler der alten Kunst» (2 т., Геттинген, 1860); Konze, «Heroen und G ö ttergestalten der griech. Kunst» (Вена, 1874).
Полезное
Смотреть что такое «Вакх в мифологии» в других словарях:
Вакх — (Bacchus, Βάχχος), т. е. шумный. Одно из прозвищ Диониса. См. Дионис. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) ВАКХ (греч.Βάκχος), Бахус (лат. Bacchus), одно из имён Диониса.… … Энциклопедия мифологии
Вакх — а; м. [греч. Bakchos] [с прописной буквы] В античной мифологии: одно из имён (наряду с Бахусом и Дионисом) бога растительности, вина и веселья, покровителя виноградарства и виноделия. * * * Вакх (греч.), Бахус (лат.), в античной мифологии одно из … Энциклопедический словарь
Вакх — а, муж.Отч.: Вакхович, Вакховна.Производные: Вакханя; Вака.Происхождение: (В античной мифологии: Вакх бог вина и веселья.)Именины: 19 мая, 20 окт., 28 дек. Словарь личных имён. Вакх Имя римского божества, см. Дионисий. 19 (6) мая, 20 (7) октября… … Словарь личных имен
ВАКХ — (греч.) Бахус (лат.), в античной мифологии одно из имен бога виноградарства Диониса … Большой Энциклопедический словарь
Вакх — м. 1. Одно из имен бога виноградарства, вина и веселья; Бахус (в древнеримской мифологии). 2. Употребляется как поэтический символ беззаботного и необузданного веселья под влиянием вина. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ВАКХ — БАХУС ИЛИ ВАКХ бог вина, сын Зевса и Семелы; научил людей виноделию. В честь его устраивались шумные и распутные празднества вакханалии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. БАХУС, ВАКХ сын Зевса и… … Словарь иностранных слов русского языка
Вакх — Дионис Дионис Бог вина и веселья Мифология: Древнегреческая В иных культурах: Бахус Отец: Зевс Мать: смертная женщина Семела … Википедия
Вакх — а, м. В греческой мифологии: одно из имен бога виноградарства и виноделия Диониса. Вчера был день разлуки шумной, вчера был Вакха буйный пир (Пушкин). Родственные слова: вакха/нка, вакхи/ческий (вакхические припевы), вакха/льный (вакхальные… … Популярный словарь русского языка
Вакх — (греч.) Бахус (лат.), в античной мифологии одно из имён Диониса … Большая советская энциклопедия