балка в калмыкии что это такое
Калмыкия: поющий песок и горящая вода
Являясь одним из беднейших субъектов Российской Федерации, Калмыкия одновременно представляет колоссальную историческую и культурную ценность. Здесь последовательно сменяли друг друга практически все степные народы: скифы и сарматы, гунны и печенеги. На территории республики сосредоточены тысячи археологических памятников, а местные народы, сохранив древние традиции, готовы поделиться ими.
Калмыкия в истории
Древнейшие из обнаруженных стоянок датируются пятым тысячелетием до нашей эры. Эти люди вели кочевой образ жизни, изредка переходя к оседлости на берегах рек. Здесь же обнаружены следы так называемой «ямной культуры», характерной чертой которой являются погребения. Покойников хоронили в ямах под курганами, укладывая их на спину и сгибая ноги в коленях. Кочевники, крепко связанные с парнокопытным скотом, довольно рано освоили колесо, используя повозки в качестве транспорта.
Через территорию современной Калмыкии проходили маршруты Великого переселения народов. Волны кочевников из самых разных племён, подобно стихии, сметали всё на своём пути. Позже Калмыкия станет центром Хазарского каганата, раннего и одного из мощнейших государств Восточной Европы. В период рассвета Хазария будет заключать равноправные договора с самой Византией, оставаясь региональным гегемоном вплоть до возвышения Руси.
Далее по этой степи прошла Золотая Орда, захватившая полмира. Однако монгольская империя просуществовала недолго, расколовшись на несколько отдельных государств. Из этих осколков выделилась народность ойраты, которая, не найдя себе места на руинах империи, принесла присягу Русскому царству. В 1654 году началась война между Россией и Речью Посполитой. На стороне последней выступили Швеция, Турция, Молдавия и Крымское ханство. В этот непростой момент глава Калмыцкого ханства Дайчин заявил о намерении служить Российскому государству «прямою правдою». Такая помощь оказалась весьма кстати, ведь кочевники — славные воины, а, кроме того, договор гарантировал отсутствие второго фронта в тылу.
Постепенно Калмыкия стала сначала губернией в империи, а позже автономной областью в составе СССР. С началом Второй мировой пришли, наверное, самые чёрные дни в истории народа. С одной стороны в рядах Красной армии доблестно сражались десятки тысяч калмыков, многие из которых получили награды за боевые заслуги, в том числе 22 Героев Советского Союза. С другой стороны имел место коллаборационизм, ставший причиной постановления Совета Народных Комиссаров СССР «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР». Из 98 тысяч депортированных за первые 5 лет умерло около 40 тысяч человек. В 1956 году калмыки были реабилитированы и стали возвращаться на историческую родину.
Элиста — центр степи
В Республике Калмыкия всего три города: уже упомянутый Лагань, Городовиковск с населением немногим больше 8 тысяч человек и столица — Элиста, играющая роль культурного, религиозного и экономического центра. Здесь проживают представители всех мировых конфессий, хотя большинство исповедует буддизм. Поэтому город полон соответствующими атрибутами. Пагода Семи Дней, выполненная в классическом буддистском стиле, располагается прямо на центральной площади Ленина. Неподалёку красуются Золотые ворота, ведущие к мемориальному комплексу в парке Дружбы.
Интересный факт: Калмыкия стала первым субъектом РФ, где шахматы попали в обязательную часть школьной программы.
Здесь же располагается один из крупнейших в Европе буддистских храмов Золотая обитель Будды Шакьямуни. 63-метровое здание вмещает в себя самую большую в России и Европе статую Будды, сам же храм, соответственно, является духовным центром республики и местом паломничества для остальных буддистов региона. В 1998-м Элиста принимала чемпионат мира по шахматам, для гостей и участников был отстроен новый район, получивший имя Сити-Чесс. Сегодня он остаётся одним из самых востребованных мест столицы, играя роль общественно-делового и культурного центра.
Горящая вода
Двигаясь в сторону от в меру шумной столицы, нельзя пропустить посёлок Адык. Небольшое этнографическое поселение является центром национального фольклора. Здесь культура калмыков оживает во всех возможных воплощениях, от танца и традиционных блюд до горлового пения и костюмированного представления. К некоторым частям степного быта можно приобщиться лично, например, попробовав себя в стрельбе из настоящего, классического лука. Ровно такого, каким пользовались кочевники много веков назад.
Недалеко от посёлка находится артезианская скважина. Вода в ней насыщена метаном и потому может загореться от простой спички или зажигалки. Такая огненная вода не обжигает, если её зачерпнуть в ладони, горение продолжится ещё несколько секунд. В целом эту воду можно и пить, но концентрация метана сказывается на запахе и вкусе, хотя это не вредно для здоровья. Главное и обязательное правило — погасить за собой воду, как бы это ни звучало.
Поющие барханы
Далее по маршруту посёлок Утта, бывший важным перевалочным пунктом для кочевых народов ещё в средние века. Однако постоянное поселение появилось лишь в конце XIX века. Селение находится почти в самом центре калмыцкой степи, которая местами переходит в песчаную пустыню. Здесь есть самые настоящие барханы, которые в ветреную погоду поют. Звук похожий на музыку издают миллионы поднятых в воздух пеcчинок, которые трутся друг о друга и о блуждающих в округе диких верблюдов. Будто, чтобы утвердить статус своей небольшой пустыни, метеостанция Утты в 2010 году зафиксировала температуру на отметке +45,4, что стало новым абсолютным температурным максимумом для России.
Калмыкия на Чёрных Землях
Наконец мы подходим к причинам бедственного положения Калмыкии. Около 50% её территории занимает антропогенная пустыня «Чёрные Земли», которая угрожает опустыниванием всей республике. Эти земли так названы из-за отсутствия сплошного снежного покрова зимой и обилия низкорослых растений с чёрными ветвями. Основная причина возникновения пустыни — деятельность человека, но, в отличие от катастрофы Аральского моря, здесь всё происходило не столь стремительно. Всему виной многовековой уклад жизни степных народов — бесконтрольное выпас скота. Парнокопытные съедали растительность, а высохшая под солнцем почва выветривалась, заменяясь песком.
Проблема усугубляется тем, что скотоводство остаётся основным родом деятельности в сельской местности. Стоит вспомнить, что в Калмыкии всего три города и, по сути, вся она является той самой сельской местностью. Получается некий замкнутый круг, хотя для натуралистов данное положение открывает новые просторы. В пустыне создан одноимённый биосферный заповедник, где в естественной для себя среде обитают редкие виды животных и растений. Например, во всей Европе только в «Чёрных Землях» можно встретить сайгака. Здесь живут волки, шакалы и степная лиса — корсак. Природа приспособится и найдёт место для жизни, чего нельзя однозначно утверждать по отношению к людям. Расширение пустыни уже уничтожило более 20 населённых пунктов и без комплексных мероприятий проблему не решить.
Соленый чай и Розовое озеро: зачем ехать в Калмыкию в любое время года
Интерес к Калмыкии как к туристическому направлению растет с каждым годом. Уже в 2019-м здесь открывались новые достопримечательности, но 2020-й немного притормозил планы республики по развитию туризма. Тем не менее в последние годы количество туристов растет, в связи с чем нагрузка на аэропорт — старенькое здание 1970-го года — увеличивается. К 2025 году в Элисте откроют новый терминал: это придаст развитию туризма Калмыкии новую динамику. Рассказываем, почему отправляться в буддийскую республику можно прямо сейчас — неважно, по воздуху или по суше.
«Черные земли»
Калмыкия — край, который влюбляет в себя с первого взгляда. Только здесь можно наблюдать за сайгаками в их естественной среде обитания. В государственном заповеднике «Черные земли» на площади 94 га обитает калмыцкая популяция сайгака — парнокопытного млекопитающего из подсемейства антилоп. Это весьма интересные животные, древнейшие представители мамонтовой фауны с носом-хоботком, который заканчивается ноздрями в форме сердца.
«Черные земли» получили статус биосферного заповедника ЮНЕСКО в 1993 году. Черными эти земли казались только из космоса, на контрасте с окрестностями, запорошенными снегом: в зимние месяцы на Прикаспийской местности снег не задерживался. На деле же территория скорее зелено-оранжевая, степная: полынь, верблюжья колючка, ковыли и тюльпаны покрывают рыжую глинистую почву, в которой обитают степные коты, лисы, грызуны, гадюки и прочие жильцы.
Заповедник считается орнитологической достопримечательностью: здесь летают и гнездятся лебедь-шипун, кудрявый пеликан, серая утка, а также степной орел, журавль-красавка, дрофа и другие охраняемые пустынно-степные виды.
Если туриста интересуют сайгаки с розовыми рогами — нужно ехать к «Черным землям» по трассе Элиста — Астрахань, перед поселком Яшкуль свернуть к Комсомольскому. Далее путников встретят инструкторы, которые доведут их до конца маршрута. К птичьим угодьям нужно двигаться по трассе из Элисты в Ставрополь, до поселка Дивное. От него — к поселку Яшалта на берегу озера Маныч-Гудило. Язык до Киева доведет и до журавля с лебедем тоже: спрашивайте дорогу у местных, чтобы не заблудиться.
Розовое озеро
В Черноземельском районе можно отыскать не только волооких сайгаков из мамонтовой эпохи, но и инопланетные пейзажи с розовыми озерами. Неподалеку от поселка Адык в Меклетинском заказнике можно набрести на розовое озеро, находку для инстаграм-блогера. Розовый цвет воде придает ее обитатель — микроскопический ракообразный Artemia salina. Однако легенда гораздо привлекательнее научного факта: местные говорят, что в озерах совершали омовения воины после сражений, обеззараживая свои раны, поэтому воды приобрели розовый оттенок.
Интерес к региону
Турпоток растет, утверждают представители республики. Советник по туризму при главе Калмыкии Станислав Рамазанов говорит, что туристы прилетают прямыми рейсами из Москвы и Петербурга (которые летают каждый день), и столица степного края не намерена останавливаться на этом. Когда модернизируют аэропорт «Элиста», рейсов будет еще больше.
После пандемии турпоток постепенно восстанавливается, ближе к финалу года появятся точные данные. Однако уже весной 2021 года на апрельский праздник цветения тюльпанов в республику прибыли 16 тыс. гостей. Все отели и другие «объекты гостеприимства» были забронированы полностью.
«Такая же тенденция будет наблюдаться и в следующем году, поэтому мы планируем мероприятия на несколько дней в рамках всего Фестиваля тюльпанов. Так, у туристов будет возможность неспешно познакомиться с культурой, традициями и гастрономией Калмыкии», — комментирует Станислав Рамазанов.
Инвестиционный интерес также растет. Глава Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева отметила Калмыкию среди регионов, ставших лидерами роста по инвестиционной привлекательности. По оценке АСИ, Калмыкия в инвестиционном рейтинге усиливает свои позиции и укрепляет инвестиционный потенциал, предлагая инвесторам все новые форматы взаимодействия.
К слову, в 2020 году Калмыкия вошла в список 17 финалистов конкурса на создание туристско-рекреационных кластеров как перспективная территория. Частных предпринимателей республики активно подключают к развитию туризма и создают условия для появления новых мини-отелей и ресторанов, а также возможности для музеев, гидов и экскурсоводов.
Обитель Будды
Хурул (буддийский храм), возведенный на месте завода ЖБИ (железо-бетонных изделий) по благословению Далай-ламы XIV в 2004 году, — главная достопримечательность республики. Золотую обитель Будды Шакьямуни высотой 63 м возвели за девять месяцев, не забыв установить внутри величественную статую высотой 9 м, покрытую сусальным золотом. Храм, который можно найти в Элисте на перекрестке улиц Ленина и Илюмжинова, действующий. Здесь совершаются молебны, службы и ритуалы. Среди реликвий — волосы ламы Цонкапы и одежда Далай-ламы XIV.
Снаружи хурул окружен 17-ю пагодами со статуями буддийских учителей и молитвенными барабанами, около них можно загадывать желания, оставляя монетки. У основания храма верующих встречает Белый старец (Цаган Аав) — покровитель окрестностей и обитающих на них сайгаков.
Хурул семиуровневый: на первом этаже располагаются библиотека, музей и конференц-зал, на втором — молельный дуган со статуей Будды Шакьямуни, начиненной мантрами и драгоценностями благовониями, а на третьем — комнаты для индивидуального приема верующих. Четвертый уровень — резиденция главы калмыцких буддистов, пятый — резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо; шестой отведен под хозяйственный помещения, седьмой — для медитаций (доступ разрешен только духовным лицам). В Калмыкии действует Объединение буддистов. Его президент Эрдни Омбадыков (Тэло Тулку Ринпоче) родился в Филадельфии в семье эмигрантов, стал учеником Далай-ламы, в 1991 году вернулся в Калмыкию и был избран верховным ламой.
Транспортное сообщение
Аэропорт «Элиста»
Власти республики планируют запускать новые рейсы и увеличивать пассажиропоток. Аэропорт Элисты начал сотрудничество с компанией «Новапорт Холдинг», и первый его результат — реконструкция терминала — ожидается уже весной 2022 года. Заменят багажную ленту, расширят площади, поставят дополнительные стойки регистрации, устроят помещение для VIP-сопровождения и Duty Paid. Элиста сможет принимать рейсы из Ростова-на-Дону, Минеральных Вод, Сочи, Санкт-Петербурга и Москвы, появятся рейсы в Казань и Самару.
Кроме этого, по словам заместителя председателя правительства Калмыкии Нарана Кюкеева, пассажиропоток вырос в шесть раз с 2013 по 2020 годы. Если точнее, то в 2020 году он составил 77 тыс. человек, а в 2021-м ожидается уже 98,5 тыс. Задача на 2022 год — достичь показателя в 130 тыс. пассажиров.
Железные дороги
Летом 2021 года открылась возможность добраться из Калмыкии в Анапу поездом. Также рассматривается вариант с прицепными вагонами — вопрос решается совместно с руководством РЖД. «Эксперимент с отправкой прицепных вагонов на короткие расстояния увенчался успехом. Сейчас будем прорабатывать возможность запуска прицепных вагонов в Краснодар и Ростов-на-Дону и другие направления», — говорит Наран Кюкеев.
Статуя Будды Майтреи
12-метровая 30-тонная достопримечательность на территории хурульного комплекса «Лагань Даргьелинг Хурул» открылась в 2019 году. Согласно верованиям буддистов, Будда Грядущего, спокойно озирая окрестности, приветствует время, которое обязательно прибудет в мир после Будды Шакьямуни, и дарует учение, избавляющее от страданий. Внутри статуи хранятся тексты с молитвами, горсти земли со святых мест, а также драгоценные пилюли, символизирующие тело, речь и ум Будды. В Лагани, к слову, растут лотосы, их цветением можно любоваться с середины июля до середины августа.
Немного истории и географии
Если решите искать Калмыкию на карте, не смотрите в сторону Монголии и Китая. Хотя именно это вам и захочется сделать. Калмыкия — это часть Южного федерального округа. Рядом Поволжье, Дагестан, Волгоградская, Астраханская и Ростовская области, а также Ставропольский край. По сути, это единственная европейская территория, население которой исповедует буддизм. Калмыкию подсознательно хочется переместить на карте мира куда-нибудь поближе к Азии.
Калмыцкое ханство образовалось в XVI–XVII веке: часть ойротов (тюркская народность) из Монголии перекочевала по Иртышу ближе к Каспию, в Поволжье. При Екатерине II ханство упразднили, при Павле I восстановили, чтобы через два года (в 1803-м) Александр I вновь его упразднил. Калмыки участвовали в русско-шведской войне (1788–1790), Отечественной войне 1812 года и других сражениях; территория вошла в Астраханскую губернию и управлялась сперва владельцами улусов с подчинением Астрахани, а затем астраханским губернатором.
В 1917 году институт попечительской власти устранили, и калмыки получили избирательные права. При советской власти население Калмыкии сократилось с 200 тыс. человек до 127 тыс., национальная религия подверглась гонениям (буддийские хурулы и православные церкви разрушили, религиозную литературу и реликвии уничтожили). Несмотря на то что калмыки участвовали в Великой отечественной войне (22 уроженца Калмыкии были удостоены звания Героя Советского Союза), в 1943 году калмыков депортировали в Сибирь. Это стало национальной катастрофой: с 1943 по 1950 год умерло более 40 тыс. человек. Калмыцкая автономия была восстановлена в 1957 году, когда в родные степи возвратились 18 158 семей — 72 665 человек.
Сейчас население Калмыкии около 270 тыс. человек. Религиозные сооружения восстанавливались последние 30 лет, теперь на территории республики действует 40 хурульных комплексов, а небольшие храмы есть практически в каждом районе.
Фестиваль тюльпанов
В апреле—мае Приютненский район Калмыкии покрывается цветущими дикими тюльпанами. Праздник в честь этого природного события появился в 90-е годы, наполнился национальным колоритом и превратился в ежегодное фольклорно-этнографическое шоу.
Каждую весну в окрестностях села Приютное ставят калмыцкий хотон (копию поселения кочевников), устраивают традиционные игрища и фольклорные представления — выступают калмыцкие ансамбли, проводятся соревнования по борьбе и стрельбе из лука, всех желающих катают на лошадях и верблюдах.
Гостей кормят блюдами национальной калмыцкой кухни: супом из бараньих потрохов (дотур), отварной говядиной с луковым бульоном (махан) и соленым чаем (джомба), который мужественно дегустировал Александр Пушкин.
До Приютного можно добраться на автобусах из Элисты, Волгограда и Пятигорска.
Одинокий тополь
Тополь-гигант растет посреди бескрайней степи и производит поистине магическое впечатление. Он находится в Целинном районе республики, на южном склоне хребта Хамур в 5 км от поселка Хар-Булук. На суровой засушливой территории, где до сих пор плохо с водоснабжением, тополь высотой в 140 метров выглядит настоящим героем. Считается, что дерево посадил буддийский монах Пурдаш-багши Джунгруев, вернувшись из Тибета в 1846 году. Семена тополя он принес в дорожном посохе и закопал его на возвышенности возле поселения. По другой версии, все было еще волшебнее: монах просто воткнул в землю трость и провозгласил: «Здесь будет тополь», что и случилось. Так или иначе, дерево растет, а вокруг него — каскад из родников с целебной водой, которая, по мнению местных, изгоняет из организма паразитов, а также растворяет мочевые и желчные камни. Тополь в последние годы привлекает паломников: буддисты устроили здесь святилища с постаментами, около которых ежегодно устраивают обряды и праздники.
«Бумбин Орн»
Этнопоселение на территории парка культуры и отдыха «Дружба» в Элисте открылось в 2016 году. Это реконструкция традиционного калмыцкого обиталища в виде кибиток, в которых воссозданы интерьер и бытовые особенности народа Калмыкии. Здесь же расположена 11-метровая Ступа Просветления (проектировкой сооружения занимался архитектор Владимир Гиляндиков, приложивший руку к хурулу Будды). Ступа Просветления — символ победы над трудностями. Отметившись в святом месте, можно посетить сувенирные лавки и оценить мастерство народных умельцев, а также попробовать блюда национальной кухни.
«Вам нужно почистить внутренние энергии!» Веселые монахи, горящая вода и чудо-дерево: чем способна удивить Калмыкия?
Каждому, кто изучал географию в школе, известно, что на территории России уместились почти все возможные климатические зоны. Чтобы посмотреть на настоящие степи, корреспондентка «Ленты.ру» отправилась в Калмыкию — и увидела там куда больше, чем ожидала: почти аравийские барханы, пылающую воду, розовое озеро и самый большой в Европе буддистский храм. Чем еще может удивить одна из самых загадочных республик страны — в материале «Ленты.ру».
Курганы и духи
На подлете к Элисте в ясный день любого, кто не видел степь прежде, поражает ее масштаб. Огромные пространства почти одинакового цвета словно кровеносными сосудами пересечены оврагами и редкими извилистыми реками. Причем сверху овраги выглядят именно так, как их рисуют на картах местности.
Кроме оврагов, удивительными в первую минуту кажутся почти идеально круглые небольшие возвышенности — курганы. Сглаженные временем, почти неразличимые на земле, с высоты они отчетливо видны. Каждый такой сохранившийся в степи курган — объект поклонения калмыков, место почитания местных духов.
Наряду с буддизмом в вере местных жителей сохранились весьма отчетливые отголоски тенгрианства: веры в Небесного Отца и Мать-Землю. На вершинах курганов, как правило, можно обнаружить обо — горку камней, украшенных цветными флажками лунгта — в переводе «конь ветра». Они бывают пяти цветов: красный символизирует огонь, белый — ветер, синий — небо, желтый — землю, зеленый — воду.
На земле туристов встречает слегка модифицированное здание аэропорта советских времен, увенчанное декоративной пагодкой. Те из них, кто бывал в Элисте прежде, в конце 1990-х — начале 2000-х, утверждают, что за последние двадцать лет там многое изменилось. На неподготовленного туриста, впрочем, город отнюдь не производит впечатления «сокрушительной новизны»: большая часть застройки — еще советских времен, много блочных невысоких домов с бетонными «кружевами» на лоджиях для создания тени.
В степи летом очень жарко, а Элиста — самая настоящая степь. Поэтому комфортнее здесь все-таки весной, когда степь невероятно красиво цветет, или ранней осенью, когда воздух чистый и свежий, как кислородный коктейль.
Золотой Будда
Элиста щедро засажена цветами. Особенно много цветов окружает действительно впечатляющее здание центрального хурула Калмыкии. Храм, который носит название «Золотая обитель Будды Шакьямуни», — самый большой хурул не только в России, но и в Европе. Ворота в святилище находятся с южной стороны: у кочевых народов это самая почетная и благоприятная сторона. Двери в юртах тоже всегда ориентируют на юг. При этом первое, что видят верующие и любопытствующие, входя в ворота, — не буддистское божество, а тенгрианское: статую Цаган Аава («Белого старца»), духа места.
«Буддизм всегда принимал в свое лоно проявления местных религий и культов. В этом смысле это очень «демократичная» религия, в ней нет нетерпимости», — рассказывает гид по храмовой территории и музею, который разместился в семиметровом основании хурула. По словам гида, она сама прониклась буддизмом, хотя по рождению не калмычка, а в советские времена в республике, как и во всем СССР, культовая деятельность отнюдь не приветствовалась.
Фигура святого ламы на территории центрального хурула Калмыкии
Фото: Вероника Гудкова
Надо сказать, что и место, где расположен хурул, в советские времена было совсем не священным: там размещался завод железобетонных изделий. Завод снесли и за рекордные девять месяцев закончили строительство храмового комплекса. Место постройки благословил далай-лама, и в 2005 году хурул принял первых молящихся.
Главный храм, под названием Гол-Сюме — это светлое кубическое здание с характерной золоченой крышей с приподнятыми углами. Высота здания 51 метр, не считая семиметрового основания, на которое ведет лестница-каскад фонтанов. Внутри хурула туристам фотографировать запрещено, поэтому гости комплекса снимают живописные красные молельные барабаны — кюрде.
«Некоторым кажется странным такой подход, — комментирует гид. — Но это пошло со времен, когда большинство людей не знали грамоты и могли на память прочитать всего несколько молитв. А в буддизме главное — обращение к большому массиву знаний. Ученые ламы постоянно совершенствуют свои знания и читают тексты, но они не могут сделать это за всех».
Хурул окружают беседки-пагоды с фигурами выдающихся лам и святых. Но самая грандиозная статуя — девятиметровое изваяние Будды Шакьямуни. Изваял сидящего Будду в традиционном стиле Заслуженный художник России Владимир Васькин, а мантры, молитвы, благовония и горсти земли из священных мест Калмыкии внутрь покрытой сусальным золотом и задрапированной желтой тканью скульптуры заложили — со всеми положенными ритуалами — местные ламы.
Стены молельного зала сплошь покрыты фресками, содержание которых понятно только тем, кто хотя бы отчасти знаком с постулатами буддизма. Там многое — не то, чем кажется. Скажем, синекожее существо с гневно искаженным лицом, острыми клыками и когтистыми ногами — не злой демон, а напротив — дух, стоящий на защите добра.
На фоне характерных традиционных росписей особенно выделяется фреска с фотографически точно воспроизведенным лицом действующего Далай-ламы XIV Нгагванга Ловзанга Тэнцзина Гьямцхо в его неизменных очках. При этом вся фигура Далай-ламы написана с обычной для фресок степенью условности.
Народ-изгнанник
В музее храма собраны буддистские редкости, фотографии калмыцких святилищ до того, как они были разорены при советской власти, и культовые предметы. Особо почитаются две святыни, которые в советское время хранила у себя простая калмыцкая женщина.
Постройка для медитаций на территории Старого хурула Сякюсн-Сюме
Фото: Вероника Гудкова
Рассказ о трагической судьбе калмыцкого народа продолжается в Республиканском музее имени Пальмова: разом и историческом, и краеведческом, и художественном. Следом за залами, в которых рассказывается о национальных героях Великой Отечественной войны (на фронт было призвано около 26 тысяч калмыков), следуют залы, повествующие о массовой депортации. И без того небольшой народ потерял тысячи человек: калмыков везли в неотапливаемых теплушках, впроголодь, отчего погибло много стариков, женщин и детей.
Причиной депортации стало якобы массовое сотрудничество жителей оккупированной нацистами Элисты с захватчиками. Уже в 1956 году это обвинение признали ложным, а народ реабилитировали. Те калмыки, которым удалось выжить, вернулись на родину. В Старом хуруле Сякюсн-Сюме на окраине Элисты мы встретили женщину, которая рассказала, что с момента открытия храма ходит в него молиться в благодарность за то, что ее мать ребенком пережила страшное путешествие в ледяной теплушке.
Тополь с регалиями
Вечер первого дня в Элисте предложили провести у Одинокого тополя. Причем на все расспросы, что это за тополь такой и чем он знаменит, ответ был один: «Увидишь!» Оказалось, что это не просто тополь, а тополь-лауреат: победитель Национального конкурса «Российское дерево года 2019» и обладатель «бронзы» в конкурсе «Европейское дерево года 2020». Охранный статус растение получило еще в советские времена, в 1981 году, а посадил его на холме среди степи буддистский монах то ли 100, то ли 150 лет назад: тут источники расходятся.
В тополе, впрочем, главное не его «регалии» и даже не возраст, а поистине величественный вид — как самого дерева, так и окрестностей. Он растет на южном склоне хребта Хамур, а от его корней вниз по склону горы сбегает каскад источников с очень целебной водой: она лечит разные заболевания, вызываемые паразитами. Над выходами источников привязаны вездесущие лунгта и начертаны буддистские мантры. К сожалению, в жару источники пересыхают, и нуждающимся приходится ждать более подходящей погоды.