банк не отвечает на запрос нотариуса о вкладе что делать
Сбкрбанк не сообщил о вкладе в ответ на запрос нотариуса
Куда пожаловаться на несообщение банком данных о вкладе в ответ на запрос нотариуса по наследственному делу. Со слов работника регионального отделения Сбербанка ответы на такие запросы дает специальное отделение Сбербанка.
Добрый вечер, банк обязан был сообщить информацию по вкладам наследодателя в ответ на запрос от нотариуса. Это следует из ст. 1171 ГК РФ:
3.В целях выявления состава наследства и его охраны банки, другие кредитные организации и иные юридические лица обязаны по запросу нотариуса сообщать ему об имеющихся у этих лиц сведениях об имуществе, принадлежавшем наследодателю. Полученные сведения нотариус может сообщать только исполнителю завещания и наследникам.
Поэтому, если запрос был получен, он должен был быть перенаправлен в специальное отделение, которое занимается данным вопросом, отказ недопустим либо игнорирование запроса. Поэтому на данный момент нотариусом может быть подана жалоба в Банк России по поводу данной ситуации.
Добавлю, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:
1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
И еще один момент в подтверждение вышеуказанных доводов и неправомерности действий сотрудников банковской организации. В соответствии со ст. 26 ФЗ от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»:
Справки по счетам ивкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — консульским учреждениям иностранных государств.
Татьяна, здравствуйте!
Со слов работника регионального отделения Сбербанка ответы на такие запросы дает специальное отделение Сбербанка.
Да, это действительно, так есть специальный отдел, который отвечает по таким запросам. В данном случае о наличии счета, наличии средств и их движении.
Статья 1171 ГК РФ. Охрана наследства и управление им
3. В целях выявления состава наследства и его охраны банки, другие кредитные организации и иные юридические лица обязаны по запросу нотариуса сообщать ему об имеющихся у этих лиц сведениях об имуществе, принадлежавшем наследодателю. Полученные сведения нотариус может сообщать только исполнителю завещания и наследникам.
Можно написать жалобу в ЦБ РФ, но это должен писать нотариус.
В дополнение банк обязан направить ответ на запрос:
Статья 26. Банковская тайна
Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — консульским учреждениям иностранных государств.
Т.е. нужно писать жалобу, при этом сослаться на требование закона.
Татьяна, по опыту могу предложить, что так как налоговая получает информацию о счетах физических лиц.https://www.nalog.ru/rn70/news.
Статья 15. Права нотариуса
истребовать от физических лиц сведения идокументы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий;
Предложите нотариуса дополнительно отправить запрос в ФНС для получения сведений о счетах, об имуществе лица.
Чаще всего ФНС обладает наиболее полной информацией.
Пожаловаться можете в Центробанк, но действительно, для этого есть специальное отделение в Калуге.
Другое дело, что Банк должен был сам перенаправить туда запрос, так как это его подразделение и Вы и нотариус не обязаны знать какое именно подразделение занимается этим.
Они перенаправили этот запрос в Калугу?
Татьяна, добрый вечер! Согласно ст. 1171 ГК РФ
3. В целях выявления состава наследства и его охраны банки, другие кредитные организации и иные юридические лица обязаны по запросу нотариуса сообщать ему об имеющихся у этих лиц сведениях об имуществе, принадлежавшем наследодателю. Полученные сведения нотариус может сообщать только исполнителю завещания и наследникам.
поэтому если запрос нотариуса был надлежащим образом оформлен банк обязан предоставить указанную информацию.
Со слов работника регионального отделения Сбербанка ответы на такие запросы дает специальное отделение Сбербанка.
переадресовать такой запрос банк может если, например речь идет о ценных бумагах
Банка России от 09.10.2017 N 015-55/8106
«О запросах нотариусов, касающихся предоставления сведений о владении наследодателями ценными бумагами»
Таким образом, в случае если наследодатель предположительно являлся владельцем ценных бумаг, за интересующей информацией нотариусу следует обращаться к регистраторам (депозитариям), осуществляющим учет прав на ценные бумаги. В случае соответствия формы и содержания запросов о предоставлении информации требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах у регистраторов и депозитариев не будет оснований для их неисполнения.
Банк России просит учесть вышеизложенное и довести содержание настоящего письма до сведения нотариусов для дальнейшего использования в своей работе.
Здравствуйте! В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Эта норма распространяется и на запросы нотариуса в кредитные организации.
Поэтому Сбербанк обязан был предоставить запрашиваемую информацию в 30-дневный срок.
В таких случаях нужно направлять письменные жалобы в прокуратуру и Центробанк РФ.
Получение накоплений в банке после смерти родственника
Отец умер, у него в банке остались накопления. Нет ни завещания, ни банковской карты. Как в данном случае наследникам получить эти накопления?
Прежде всего вам надо принять наследство после смерти наследодателя (вашего отца).
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 ГК РФ). Если вы пропускаете срок для принятия наследства, то восстанавливать этот срок и признавать себя наследником, принявшим наследство, придется только в судебном порядке (ст. 1155 ГК РФ).
Процедура принятия наследства стандартна.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).
Выяснить, открыто ли уже наследственное дело после смерти вашего отца его другими возможными наследниками и у какого именно нотариуса, можно на сайте Федеральной нотариальной палаты по реестру наследственных дел.
Информация о счетах и вкладах гражданина — это банковская тайна. Даже после смерти владельца банки не вправе раскрывать ее, в том числе наследникам. Информацию о финансовых активах умершего может собирать нотариус только в рамках открытого им наследственного дела, отсылая официальные письменные запросы в разные кредитные организации для получения информации о размерах счетов и вкладах наследодателя.
Получение ответов на запросы из кредитных организаций весьма долго по времени, а при отправлении запроса почтой есть вероятность, что письмо придет с опозданием или не придет вовсе.
С 20 июля 2020 г. у нотариусов появился новый электронный сервис в цифровом формате, используя который, нотариусы более оперативно получают полные сведения о счетах и вкладах наследодателей из банков. Сервис был специально создан для информационного взаимодействия нотариусов с кредитными организациями.
Цифровой платформой для работы сервиса розыска имущества наследодателя в кредитных организациях является Единая информационная система нотариата. Ответ из банка может содержать информацию о найденных счетах наследодателя, информацию об отсутствии счетов наследодателя в данном банке или причину невозможности предоставить эти данные.
У нотариуса, открывшего наследственное дело, есть возможность указать перечень банков, в которые будет направлен запрос. Результат обработки запроса приходит из каждого банка отдельно по факту завершения обработки.
В перечень сведений о наследодателе, проверяемых банком на основании электронного запроса нотариуса, включаются:
1) банковские счета, открытые на имя наследодателя:
— счета банковских карт;
— текущие лицевые счета;
— обезличенные металлические счета;
— номинальные счета, в которых наследодатель является бенефициаром;
2) кредитные обязательства наследодателя:
— действующие кредитные договоры;
3) договоры аренды сейфовых ячеек;
4) сберегательные сертификаты, оформленные наследодателем и принятые на хранение банком;
5) исполнительное производство, возбужденное в отношение наследодателя.
Когда все финансовые активы наследодателя (умершего) будут найдены, нотариус включит их в наследственную массу. Следует учесть, что в состав наследственной массы входят и долговые обязательства. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества (п. 1 ст. 1175 ГК).
Поскольку кроме денежных сумм, ценных бумаг и прочего имущества к наследнику переходят и долги умершего или их часть, то информация, полученная нотариусом из кредитных организаций, будет очень полезна наследнику в его дальнейших действиях: отказываться ли от наследства или принимать его.
Срок для отказа от наследства, в том числе в случае, когда наследник уже принял наследство, такой же, как и для принятия наследства— шесть месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154; п. 2 ст. 1157 ГК РФ).
Если же наследник решил принять наследство, то после получения у нотариуса свидетельств о праве на наследство, ему необходимо будет обратиться в банки с полученными свидетельствами и документом, подтверждающим личность наследника, чтобы получить наследство.
Банк не сообщил о долге по запросу нотариуса, а через два года решил взыскать его. Это законно?
В январе 2018 года умер мой отец. Ко мне как к наследнице перешли и его долги: потребительский кредит и задолженность по кредитной карте. В день похорон, 30 января, я пришла в филиал банка со свидетельством о смерти. Потребительский кредит я погасила в тот же день, а по кредитке просила дать возможность делать такие же платежи, как вносил мой отец, пока полностью не погашу задолженность. Банк находится в Перми, а я из другого региона, поэтому мне отказали с формулировкой: «Вы не сможете погасить долг по кредитке частями из другого региона».
Мне не сказали ни сумму долга, ни номер счета. Сотрудники банка объяснили, что предоставить эту информацию могут только по запросу нотариуса. Я сообщила об этом, когда открывала наследственное дело. Нотариус оформила запрос в банк, а копию ответа затем передала мне. В официальном ответе банка о наследственной массе кредитки нет. Я решила, что задолженность по ней погасила страховая компания банка.
Прошло 2,5 года, и банк подал на меня в суд за долг по кредитке. Узнала об этом случайно: 30 декабря 2020 года мне позвонил секретарь суда в Перми и сказал, что банк подал на меня иск как на наследницу отца. Я пыталась в течение месяца через все каналы связи с банком выяснить в чем проблема. Не могла ничего узнать ни по телефону, ни через обращения на сайте.
Предварительное заседание было 12 января 2021 года. Судья позвонила мне и выяснила, что я зарегистрирована не в Перми, а в Санкт-Петербурге. Иск мне передали, и я наконец-то смогла с ним ознакомиться. В документе банк указал накопленные проценты с марта 2018 года по сентябрь 2020 года.
Банк скрыл информацию о долге, а потом представил дело так, будто я не желаю платить. Умышленно он это сделал или нет — не знаю. Но я не скрывалась от банка, не отказывалась платить. Просто у меня не было объективной возможности это сделать, и я была уверена, что страховая решила вопрос.
По неизвестной мне причине банк не пытался урегулировать вопрос до суда. Позже я обратилась в банк и задала конкретный вопрос: «Почему же эта непогашенная кредитка не была указана в официальном ответе на запрос нотариуса?». Мне ответили так: «Информация о наличии кредитной карты на имя заемщика предоставляется нотариусу, если он запрашивает информацию о кредитных обязательствах. Нотариус не запрашивал информацию по кредитной карте, поэтому в ответе на запрос информация о ней не предоставлялась».
В связи с этим, у меня такие вопросы:
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Банк не отвечает на запросы нотариуса о вкладах
Я являюсь наследником по наследственному делу открытому в городе Тула.
3 августа 2019 года нотариусом был отправлен запрос курьерской доставкой о наличии денежных вкладов у наследодателя на адрес для приема корреспонденции, указанный на сайте ВТБ (123112, Москва, Пресненская набережная, 12). Этот же адрес мне сообщили как верный для отправки подобных запросов на горячей линии банка ВТБ. Вот трекинг, где указано, что письмо было получено https://www.pochta.ru/tracking#ED071128345RU.
8 октября 2019 года я лично отнес повторный запрос в отделение на ул. Ложевой в городе Тула под роспись на копии, где его при мне отправили сканом в г. Новомосковск Тульской области, сообщив, что там у них находится отдел, занимающийся подобными вопросами.
10 октября 2019 года я отнес еще один аналогичный запрос в банк ВТБ в городе Санкт-Петербург по адресу Дегтярный пер. 11. На горячей линии ВТБ мне сообщили, что подобные запросы рассматриваются до 30 дней. К 21.11.2019, по прошествии 3.5 месяцев с момента получения банком первого из трех запросов, нотариус не получил ответ ни на один из запросов.
В этот же день я написал письмо с описанием ситуации и приложил сканы копий последних двух запросов с печатями и подписями сотрудников банка ВТБ принявших заявления на info@vtb.ru, где мне просто ответили (без каких либо извинений или объяснения причин происходящего), что ответ на запрос отправлен 22.11.2019
Добрый день!
Сообщаем, что ответ на запрос был направлен 22.11.2019 года.
Ожидайте, пожалуйста.
Благодарим за обращение.
С уважением,
Елена К-ва
Отдел клиентской поддержки
Банк ВТБ (ПАО)
На 5.12.2019 ответ на запросы нотариусом до сих пор не получен.
Банк не отвечает на запрос нотариуса о вкладе что делать
\u0423\u0432\u0430\u0436\u0430\u0435\u043c\u0430\u044f irduganova, \u0434\u043e\u0431\u0440\u044b\u0439 \u0434\u0435\u043d\u044c!
\u0423\u0432\u0430\u0436\u0430\u0435\u043c\u0430\u044f irduganova, \u0434\u043e\u0431\u0440\u044b\u0439 \u0434\u0435\u043d\u044c!
\u0417\u0434\u0440\u0430\u0432\u0441\u0442\u0432\u0443\u0439\u0442\u0435. \u041c\u043e\u0439 \u043c\u0443\u0436 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u043b \u0432\u043a\u043b\u0430\u0434 \u0432 \u0432\u0430\u0448\u0435\u043c \u0431\u0430\u043d\u043a\u0435 \u0432 \u0433 \u041c\u0430\u0433\u043d\u0438\u0442\u043e\u0433\u043e\u0441\u043a, \u043d\u043e \u043e\u043d \u0443\u043c\u0435\u0440 \u0438 \u044f \u0432\u0441\u0442\u0443\u043f\u0438\u043b\u0430 \u0432 \u043d\u0430\u0441\u043b\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e. \u041d\u0430 \u0441\u0435\u0433\u043e\u0434\u043d\u044f\u0448\u043d\u0438\u0439 \u0434\u0435\u043d\u044c, \u043d\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0432\u0430\u0448\u0435\u0433\u043e \u0431\u0430\u043d\u043a\u0430 \u0432 \u041c\u0430\u0433\u043d\u0438\u0442\u043e\u0433\u043e\u0440\u0441\u043a\u0435. \u041d\u043e\u0442\u0430\u0440\u0438\u0443\u0441 3 \u0440\u0430\u0437\u0430 \u043e\u0442\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b\u0430 \u0437\u0430\u043f\u0440\u043e\u0441, \u043d\u043e \u0431\u0430\u043d\u043a \u0438\u0433\u043d\u043e\u0440\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442. \u0418\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044e \u043d\u0430 \u0433\u043e\u0440\u044f\u0447\u0435\u0439 \u043b\u0438\u043d\u0438\u0438 \u043d\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c. \u041a\u0430\u043a \u0431\u044b\u0442\u044c? \n»,»userName»:»irduganova»,»parentId»:null,»infoForBank»:null>,<"id":412125,"createdAt":"2021-08-20T20:52:06+03:00","updatedAt":"2021-08-24T09:55:35+03:00","answeredAt":"2021-08-24T09:55:35+03:00","answerText":"
\u0423\u0432\u0430\u0436\u0430\u0435\u043c\u0430\u044f irduganova, \u0434\u043e\u0431\u0440\u044b\u0439 \u0434\u0435\u043d\u044c!
\u0418\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u0443\u0435\u043c, \u0447\u0442\u043e \u0437\u0430\u043f\u0440\u043e\u0441 \u043e\u0442 \u043d\u043e\u0442\u0430\u0440\u0438\u0443\u0441\u0430 \u0431\u044b\u043b \u0440\u0430\u0441\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u043d \u0438 \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d \u043f\u043e\u0447\u0442\u043e\u0439 \u0420\u0424 \u0432 \u0434\u0430\u0442\u0443 08.04.2021, \u043d\u043e\u043c\u0435\u0440 \u0437\u0430\u0440\u0435\u0433\u0438\u0441\u0442\u0440\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0438\u0441\u044c\u043c\u0430 205\/13964.\u0420\u0435\u043a\u043e\u043c\u0435\u043d\u0434\u0443\u0435\u043c \u043e\u0431\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u0434\u043b\u044f \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0430 \u043a \u043d\u043e\u0442\u0430\u0440\u0438\u0443\u0441\u0443.\u041d\u0430\u0434\u0435\u0435\u043c\u0441\u044f \u043d\u0430 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u0435. \n»,»questionText»:»