бара в исламе что такое

Войдите в ОК

В чем смысл понятия аль-валя валь-бара? ✔

Пожалуйста, дайте подробный ответ, чем смысл понятия аль-валя валь-бара (дружбы и непричастности) по отношению к немусульманам?

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

В Исламе существуют три вида отношений с людьми:

• Муамалят – деловые отношения;

• Мувасат – доброе отношение, сопереживание, сочувствие другим людям;

• Мувалят – очень близкая дружба.

1) Шариат позволяет мусульманам вступать в деловые отношения с немусульманами: мы можем торговать с ними, вести совместный бизнес, наниматься к ним на работу (или брать их на работу) и тому подобное.

2) Также шариат позволяет и даже побуждает нас относиться хорошо и по-доброму к немусульманам, сочувствовать и помогать им. Такое отношение к людям есть проявление благого нрава мусульманина и Сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Аллах говорит в Коране:

لا ينهاكم الله عن الذين لم يقاتلوكم في الدين و لم يخرجوكم من دياركم أن تبروهم و تقسطو إليهم

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (60, 8).

Такой вид валя (дружбы) запрещен по отношению к немусульманам, мы должны отстраняться (бара) от подобных отношений с неверующими.

«А если кто из вас (о, верующие) возьмёт их [неверующих] себе в (близкие) друзья, тот и сам из них [то есть, он может склониться к их вере и перенять их убеждения]» (5, 51).

Следуя концепции аль-валя валь-бара, нам следует быть осторожными, не забывая о проявлении благого нрава и хорошего отношения к немусульманам.

Источник

Определение слов “аль-Уаля” и “аль-Бара” в шариате.

Прежде, чем перейти к труду шейха аль-Фаузана, необходимо разъяснить, что подразумевается под словами «аль-уаля» (любовь, дружба) и «аль-бара» (непричастность, ненависть) в Исламе.

«Аль-Уаляйа» – это помощь, любовь, почет, уважение, внутреннее желание находиться рядом с любимым и внешнее проявление этого желания. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 422.

Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Аллах – Покровитель (уалий) тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету. А покровителями и помощниками неверных являются тагъуты, которые выводят их из света к мракам. Они являются обитателями Огня и пребудут там вечно» (аль-Бакъара 2: 257).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Аль-Уаля – это противоположность вражды. Основа в слове «аль-Уаля» – это любовь и близость, тогда как основой в слове «вражда» является отдаленность и ненависть. А аль-Уали – это близкий”. См. “аль-Фуркъан” 7.

«Аль-Бара» – это отдаление, отречение и вражда. См. “Тахзиб аль-люгъа” 15/269, “аль-Уаля уаль-бара” 71.

На основании вышеизложенного становится ясно, что «аль-Уаля» – это любовь к Аллаху вследствие веры в Него. И из этой веры в Аллаха и любви к Нему проистекает любовь к тому, что и кого любит Аллах, как например, любовь к пророкам, которых последующие поколения даже не застали, любовь к ученым, праведникам и к каждому единобожнику в общем. А «аль-Бара»– это отсутствие любви и привязанности вместе с питанием ненависти к тому, что ненавистно Аллаху, как то неверие, грехи, или же люди, погрязшие в неверии и в грехах, то есть все то, что вызывает гнев Аллаха.

Что касается дружбы и любви по отношению к неверным, которые являются запретными и что именуется как “мууалятуль-куффар”, то под этим подразумевается проявление открытой любви к неверным, будь это словами, делами или намерением. См. “Китабуль-иман” 145.

Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: “аль-Мууаля – это помощь и поддержка, оказываемая неверным по причине их неверия!” См. “Ликъаат Бабуль-мафтух” № 20.

В шариате под словом «аль-мууаля», применяемым в отношении неверных, подразумевается любовь к ним и довольство их религией, т.е. неверием неверных. См. “Тафсир ат-Табари” 6/277, “аль-Мухалля” 8/35, “Ахкаму ахли-ззимма” 1/67-69.

Сказал шейх Салих Али шейх в шархе на три основы:

Слова «Любовь и непричастность» (الولاء و البراء)- это (الموالاة و المعادة) любовь и вражда и в смысле любовь и ненависть (البعضالحب و). Все эти три имеют один смысл и основа их в сердце. Если человек полюбит ширк он становится любящим ширк; если он любит тех, кто совершает ширк – он становится любящим многобожников. Если сердце любит веру (иман) становится любящим веру, если сердце любит Аллаха становится любящим Аллаха; если сердце любит посланника, если сердце любит верующего становится любящим верующего. Сказал Аллах: «Вашим покровителем (валий) является только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и приклоняются. И тот, кто ятавалля Аллаха, Его посланника и тех, которые уверовали, то ведь поборники Аллаха окажутся победителями» (аль – Мáъида, 55-56).

То есть те, кто любит Аллаха и помогает Аллаху (т.е. помогает Его религии, помогает Его авлия́м, и делает то, что приказал Аллах) и Его посланнику и тех, кто уверовал, то ведь поборники Аллаха окажутся победителями.

Аль-мувáля́ (то есть любовь) к многобожникам и неверующим является запретной и из больших грехов может привести к неверию и ширку, поэтому ученые поставили границы, сказав:

الموالاة (аль-мувáля́) общая делится на 2 вида:

(وَمَنْ يَتَوَلَّهُمْ مِنْكُمْ فَإِنَّهُ مِنْهُمْ﴿

«Если кто-нибудь из вас их ятавалля (يَتَوَلَّ), то он сам является из них». (И тот кто из вас их ятавалля, то он сам является из них). (аль – Мáъида, 51),

Ат – Тавалли к неверующим и многобожникам является большим неверием. Если мусульманин сделает подобное, то он верооступник. Прибегаем к Аллаху от этого.

Ученые сказали (Да смилуется над ними Всевышний Аллах!): «Подтвердил Аллах в этом áяте то, что произошло с теми, к которым обратился с именем веры то, что они взяли неверующих и многобожников авлия́ъ, открываясь им с любовью.

Как пришло в 2-х достоверных сборниках и в тафсире о известном рассказе о Хáтыбе, когда он послал женщину с сообщением многобожникам, чтобы приняли меры предосторожности от пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!). Когда раскрылось дело [Сообщается, что Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал:

Это указывает принимая во внимание цель (намерение), потому что если желает возвеличить неверие над Исламом, многобожников над мусульманами это будет лицимерием и неверием, а если у него другая цель, то у него есть своё постановление.

Т.е. действие Хáтыба заблуждение, и запретил Пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) Умару отрубить голову, потому что Хáтыб не вышел из Ислама из-за того, что сделал. И поэтому пришло в другой версии хадиса, (Когда Умар воскликнул: “О по­сланник Аллаха, позволь мне отрубить ему голову!” На это пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!)) сказал: «Поистине, Аллах посмотрел на участ­ников Бадра и сказал: «Делайте, что хотите, Я уже простил вам!»

Обязательно, чтобы верующий любил Аллаха, Свят Он и Велик, и Его посланника и верующих, и чтобы не было в его сердце любовь к неверующим хотя и по причине мирских дел. Если имеет дело с многобожниками или неверующими в мирских делах, чтобы отношение было явное без склонения сердща к ним и без любви. Почему? Потому, что многобожник оскорбляет (поносит) Аллаха своим действием, когда берёт наряду с Аллахом другого божества. И верующий любящий Аллаха, Свят Он и Велик, и Его посланника, и тех, которые уверовали, и невозможно, чтобы в его сердце была любовь к многобожникам. Прибегаю от этого.

бара в исламе что такое. Смотреть фото бара в исламе что такое. Смотреть картинку бара в исламе что такое. Картинка про бара в исламе что такое. Фото бара в исламе что такое

бара в исламе что такое. Смотреть фото бара в исламе что такое. Смотреть картинку бара в исламе что такое. Картинка про бара в исламе что такое. Фото бара в исламе что такое

Источник

Определение понятий “АЛЬ-УАЛЯ” и “АЛЬ БАРА” в шариате

« А ль-Уаляйа» – это помощь, любовь, почет, уважение, внутреннее желание находиться рядом с любимым и внешнее проявление этого желания. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 422.

Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Аллах – Покровитель (уалий) тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету. А покровителями и помощниками неверных являются тагъуты, которые выводят их из света к мракам. Они являются обитателями Огня и пребудут там вечно» (аль-Бакъара 2: 257).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Аль-Уаля – это противоположность вражды. Основа в слове «аль-Уаля» – это любовь и близость, тогда как основой в слове «вражда» является отдаленность и ненависть. А аль-Уали – это близкий”. См. “аль-Фуркъан” 7.

«Аль-Бара» – это отдаление, отречение и вражда. См. “Тахзиб аль-люгъа” 15/269, “аль-Уаля уаль-бара” 71.

На основании вышеизложенного становится ясно, что «аль-Уаля» – это любовь к Аллаху вследствие веры в Него. И из этой веры в Аллаха и любви к Нему проистекает любовь к тому, что и кого любит Аллах, как например, любовь к пророкам, которых последующие поколения даже не застали, любовь к ученым, праведникам и к каждому единобожнику в общем. А «аль-Бара» – это отсутствие любви и привязанности вместе с питанием ненависти к тому, что ненавистно Аллаху, как то неверие, грехи, или же люди, погрязшие в неверии и в грехах, то есть все то, что вызывает гнев Аллаха.

Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: “аль-Мууаля – это помощь и поддержка, оказываемая неверным по причине их неверия!” См. “Ликъаат Бабуль-мафтух” № 20.

В шариате под словом «аль-мууаля», применяемым в отношении неверных, подразумевается любовь к ним и довольство их религией, т.е. неверием неверных. См. “Тафсир ат-Табари” 6/277, “аль-Мухалля” 8/35, “Ахкаму ахли-ззимма” 1/67-69.

Следует знать, что ненависть и вражда к неверным в первую очередь является деятельностью сердца. Что же касается открытого проявления вражды, то оно различается в зависимости от ситуации, наличия на это возможности и статуса самих неверных. Шейх Исхакъ ибн ‘Абдур-Рахман ибн Хасан (да смилуется над ним Аллах) писал: “Основой в непричастности (аль-бара) является отдаление от неверных сердцем, языком и телом. И сердце верующего не перестает проявлять ненависть по отношению к неверным. Другое дело, открытое проявление вражды, что может различаться в зависимости от шариатской причины”. См. “ад-Дурару-ссания” 8/305.

Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пусть каждый из вас опасается того, чтобы стать иудеем или христианином, не замечая этого!”, после чего он прочитал аят: «А если кто из вас берет их себе в друзья, тот сам из них». ‘Абд ибн Хумайд. См. “ад-Дурруль-мансур” 3/100.

Имам Ибн Абу Заманин (да смилуется над ним Аллах) в отношении слов: «А если кто из вас берет их себе в друзья, тот сам из них» сказал, что “речь идет о том, кто покровительствует им в их религии!” См. “Тафсируль-Къураниль-‘Азиз” 2/32.

Имам Ибн Джарир ат-Табари (да смилуется над ним Аллах) в комментарии к этому аяту писал : “Тот, кто проявляет любовь и оказывает помощь иудеям и христианам против верующих, относится к их религии! Ведь никто ни к кому не проявляет любовь и не оказывает помощь, кроме как будучи довольным его религией и тем, на чем он. А тот, кто доволен их религией, по положению стал подобным им!” См. “Тафсир ат-Табари” 3/228.

И об этом слова Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), сказавшего: “Тот, кто доволен многобожием, является многобожником!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 8/94.

ИСТОЧНИК : «аль-Уаля уаль-бара филь-Ислям» Шейх Салих бин Фаузан аль-Фаузан

Источник

Бара к неверным и их притеснение

бара в исламе что такое. Смотреть фото бара в исламе что такое. Смотреть картинку бара в исламе что такое. Картинка про бара в исламе что такое. Фото бара в исламе что такое

Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб говорил:
“Не будет Ислам человека полноценным, даже если он будет поклоняться только Одному Аллаху и избегать многобожия, пока он не станет испытывать ненависть по отношению к многобожникам!”
См. “Маджму’а ат-таухид” 19.

Однако многие мусульмане неправильно понимают принцип «дружбы и непричастности» (аль-уаля уаль-бара). Проявлять ненависть к неверным не означает преступать границы дозволенного и поступать вероломно и несправедливо по отношению к ним. Шейх ‘Абдур-Рахман аль-Баррак в “Мууалятуль-куффар” сказал: “Ненависть и непричастность по отношению к неверным является основой религии, которая связана с верой в Аллаха и неверием в тагъута (ложных божеств). Однако это не обязывает и не дозволяет вероломство и несправедливость, поскольку несправедливость запрещена и нарушение договора запрещено, а Всевышний Аллах сказал: «Таковы ограничения Аллаха, не приближайтесь же к ним!»” (аль-Бакъара 2: 187).
Шейх аль-Баррак также говорил: “Преступления, которые совершают по отношению к неверным некоторые невежественные мусульмане, проживающие в их странах, такие как воровство, попирание их прав, избиение и ругань без права, являются запретными в исламском шариате! То, что совершают эти люди, не имеет никакого отношения к Исламу! ” См. “И’тида ‘аля гъайриль-муслимин” 3.

Несмотря на это, многие считают, что притеснение неверных является дозволенным, и более того, имеет прямое отношение к положению непричастности (аль-бара) в Исламе. Однако Всевышний и Великий Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть к людям не подтолкнет вас к несправедливости» (аль-Маида 5: 8).
Имам аль-Къуртуби сказал: “Этот аят указывает на то, что неверие неверного не препятствует проявлению справедливости по отношению к нему”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 5/85.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Даже если бы одна гора поступила несправедливо с другой, то была бы за это разрушена!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 588. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия в “Маджму’уль-фатауа” сказал: “Для каждого человека проявление справедливости относительно всего и каждого является обязательным. Также для каждого человека несправедливость во всех ее проявлениях и по отношению к каждому, будь это мусульманин, неверный или притеснитель, является запретной. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть к людям не подтолкнет вас к несправедливости» (аль-Маида 5: 8), и под ненавистью к людям подразумевается ненависть к неверным”. Он также сказал: “Справедливость – это то, с чем посланы Писания и направлены посланники, противоположностью чего является несправедливость, которая запрещена, как пришло в хадисе, который передал пророк (мир ему и благословение Аллаха) от своего Господа: «О рабы мои! Я запретил несправедливость самому Себе и сделал ее запретной между вами»”. Муслим 2577.

В этом непростом вопросе многие мусульмане из-за не знания данной темы впали в крайности: либо, излишествуют в проявлении любви по отношению к неверным, что даже перестают считать неверными христиан и иудеев, либо, излишествуют в проявлении вражды к неверным, что начинают считать любое взаимоотношение с ними нарушением принципа «непричастности» или «единобожия». Все это излишество (гъулю), которому нет места в религии, и которое шариат строго запретил. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех кто жил до вас, погубило излишество в религии!» ан-Насаи 4/49, Ибн Маджах 3/29, Ибн аль-Джаруд 473. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, ан-Науауи, Ибн Таймия, Ахмад Шакир, аль-Альбани.
________________________
Аль-Уаля уаль-бара филь-Ислям
Шейх Салих бин Фаузан аль-Фаузан

Источник

Положение бойкота в Исламе

бара в исламе что такое. Смотреть фото бара в исламе что такое. Смотреть картинку бара в исламе что такое. Картинка про бара в исламе что такое. Фото бара в исламе что такое

«ад-да’уату-ссаляфия»

ПОЛОЖЕНИЕ БОЙКОТА В ИСЛАМЕ

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Вступление

Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и к которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ, и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он сбил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад, раб Аллаха и посланник Его.

В наши дни сильно распространились призывы к бойкоту (мукъата’а). В этих заявлениях часто можно услышать, что все ученые запретили иметь торговые отношения со странами неверных, в частности с Америкой и Израилем, ибо это является частью джихада в наши дни. Можно даже услышать, что иметь торговые отношения с этими странами или покупать их продукцию является большим грехом. А некоторые заявляют, что вести финансовые отношения с неверными противоречит принципу “дружбы и непричастности в Исламе” (аль-уаля уаль-бара).

Истину сказал имам аль-Барбахари[1] : “Чьи бы слова ты не услышал из числа своих современников, не спеши и не опирайся на них, пока ты не спросишь и не узнаешь, говорил ли подобное кто-либо из числа сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) или ученых!” См. “Шарху-Ссунна” 27.

Чтобы узнать о положении бойкота[2] и торговых отношений с неверными, необходимо вернуться к Корану и Сунне, как это велит Аллах, а не погружаться в противоречивые споры, не опирающиеся ни на что. Всевышний Аллах сказал: «Если вы станете препираться о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (ан-Ниса 4: 59).

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Если бы в Книге Аллаха и в Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) не было бы разъяснения любого разногласия, то Аллах не повелел бы обратиться при разногласиях к Корану и Сунне!” См. “И’лямуль-муакъи’ин” 1/49.

О дозволенности торговых отношений с неверными[3]

Торговля в своей основе является дозволенной, как сказал Всевышний Аллах: «И Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество (ар-риба)» (аль-Бакъара 2: 275).

Сунна полна сообщений о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники имели торговые и финансовые отношения с неверными. ‘Абдур-Рахман ибн Абу Бакр рассказывал: “Однажды, когда мы находились с пророком (мир ему и благословение Аллаха), один многобожник гнал овец, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Это для продажи или подарок?» Он ответил: “Нет, для продажи”, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) купил у него овцу”.[4] аль-Бухари 2216.

Имам аль-Бухари привел этот хадис в своем «Сахихе», и назвал главу следующим образом: “О торговле с многобожниками и воюющей стороной”. См. “Сахих аль-Бухари” 2/772.

‘Аиша рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) однажды взял у иудея еду в долг”. аль-Бухари 2068, Муслим 1603.

Ибн ‘Аббас рассказывал: “Скончался посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а его кольчуга была заложена у иудея за тридцать са’[5] зерна, которое он взял для своей семьи”. Ахмад 5/137, ад-Дарими 2582. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.

Имам Ахмад сказал: “Если мусульмане вышли в море и им повстречались торговцы из числа многобожников с вражеской страны, которые направляются в земли мусульман, то они не должны им препятствовать и сражаться с ними. И с каждым, кто бы не вступил на земли мусульман с вражеской территории для торговли, можно вести торговлю”. Тоже самое говорили имам аль-Ауза’и и аш-Шафи’и. См. “аль-Мугъни” 8/245.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если человек поедет в страну, с которой у мусульман война, чтобы купить у них что-либо, то это дозволено, как на это указывает хадис о торговле Абу Бакра в Шаме, при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которая в то время была воюющей страной”. См. “аль-Икътида” 2/15.

Мы видим со слов имама Ахмада и Ибн Таймии, что нет ничего порицаемого в торговых отношениях, как с неверными воюющей страны, которые въехали в земли мусульман для торговли, так и в совершении поездки с целью торговли в страну, воюющую с мусульманами.

Шейха Ибн База спросили: «Если продавец шиит-рафидит, следует ли призывать людей, чтобы они ничего не покупали у него?»

Шейх ответил: “Покупать дозволено даже у неверных, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) покупал у иудеев, и заложил свою кольчугу иудею за еду для своей семьи. Однако вам следует разъяснять людям заблудшие убеждения рафидитов, чтобы они не брали их себе в друзья. А что касается покупки у них чего-либо, то это дело простое”.

Его спросили: «Но ведь будет лучше не покупать у них?»

Шейх Ибн Баз ответил: “Важным является предостережение от любви к ним и разъяснение их порочных убеждений и деяний, ибо они ругают и порочат сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) и обращаются с мольбами к ‘Али, что является одним из проявлений величайшего многобожия”.[6] Сл. “Шарху усули-Сунна”.

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Шейх, есть напиток, называется “Кола” говорят, она производится иудейской компанией. Каково постановление употребления этого напитка и его продажи?»

Он ответил: “А разве тебе неизвестно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) купил еду у иудея для своей семьи, и умер, заложив свою кольчугу у него?! И разве тебе неизвестно, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принял подарок от одного иудея?! Вещи, которые имеют большую значимость и остальные полезные мелочи производятся иудеями. См. “Бабуль-мафтух” 95.

Ни один имам не говорил о том, что бытовые взаимоотношения с неверными противоречат принципу “дружбы и не причастности в Исламе”, и это не имеет никакого отношения к любви и почитанию неверных (мууалятуль-куффар). См. “аль-Уаля уаль-бара филь-Ислам” 292.

Никакой ученый, будь он даже самым знающим на земле, не имеет права запретить то, что дозволили Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). И слова ученого не являются доказательством на то или иное деяние, ибо доказательством в Исламе являются лишь Коран и Сунна, в понимании саляфов (праведных предшественников). Истину сказал Шейхуль-Ислам Ибн Таймия: Поистине, слова ученых подкрепляются шариатским доказательством, однако шариатское доказательство не подкрепляется их словами!” См. “Маджму’уль-фатауа” 26/202.

Если такое сказано об ученых, то что можно сказать о заявлениях тех, кто не является даже студентом (талибуль-‘ильм)?!

Что запрещено в торговле с неверными

Всевышний Аллах сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде» (аль-Маида 5: 2).

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Дозволено вести любые дела с неверными, кроме тех, на что есть запрет”. См. “Фатхуль-Бари” 9/80.

В торговых делах с неверными запрещено все то, что запрещено и с мусульманами: ростовщические операции, обвешивание, торговля и покупка запретных в своей основе вещей и т.п.[7] Но также, в торговле с неверными запрещены еще две вещи: торговые сделки и продажа им того, что поможет в их религии и празднествах, а также продажа того, что они могут использовать в войне против мусульман.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия в сказал: “Мусульманам недозволенно продавать неверным в дни их праздников что-либо, что они будут использовать именно для этого, будь это еда, одежда, благовония и т.д. Это является одним из видов помощи им в проведении их празднеств. Это исходит из правила о недозволенности продажи неверным винограда для изготовления вина.[8] См. “аль-Икътида” 229.

Спросили шейха Ибн аль-Къасима об одном христианине, который завещал продать некоторое свое имущество и потратить это на благо церкви: “Дозволено ли мусульманину покупать что-либо из этого имущества?” Он ответил: “Нет, это недозволенно, поскольку в этом есть возвеличивание их обрядов и религии!” Также его спросили о дозволенности покупки земли, которая принадлежала церкви, часть которой продается, чтобы отремонтировать ее, и он ответил: “Мусульманам недозволенно покупать ее, чтобы не принимать участия в возвеличивании церкви”. См. “Би уасыта аль-Икътида” 2/19.

Имам Ибн Батталь говорил: “Иметь финансовые отношения с многобожниками дозволенно, кроме продажи им того, что они могут применить в войне против мусульман”. См. “Фатхуль-Бари” 4/410.

Когда бойкот становится обязательным

Бойкот в Исламе может стать обязательным только в том случае, если правитель мусульман для пользы Ислама и мусульман запретит иметь торговые отношения с какой-либо страной. На необходимость повиновения правителю мусульман, при принятии такого решения указывают Коран и Сунна. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас» (ан-Ниса 4: 59).

От Хузайфы сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!»[9] Муслим 1847.

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин обязан слушать и повиноваться правителю в том, что ему нравится и в том, что не нравится, если только не будет велено ему совершить что-нибудь греховное, а если велят ему совершить грех, то не следует ни слушать, ни повиноваться в этом». аль-Бухари 7144, Муслим 1839.

Ученым “Постоянного комитета” (аль-Ляджнату-ддаима) задали следующий вопрос: «Распространился призыв о прерывании торговых отношений с Американскими компаниями как «Пицца Хат» и «Макдоналдс». Отвечать ли нам на этот призыв? Является ли дозволенной покупка и торговля с враждующими неверными в их стране? Или же это дозволенно только с неверными, находящимися на нашей земле с гарантией безопасности?»

Ответ: “Дозволенно покупать то, что не запрещено, откуда бы это ни было, если только правитель мусульман не запретит иметь торговые отношения с какой-либо страной ради пользы Ислама и мусульман! И основа в купле-продаже то, что это дозволено (халяль), как сказал Аллах: «И Аллах дозволил торговлю» (аль-Бакъара 2: 275), и пророк (мир ему и благословение Аллаха) покупал у иудеев!” См. “Фатауа аль-ляджнату-ддаима” № 7851.

Также шейха Салиха аль-Фаузана спросили: «На днях в одной газете опубликовали статью с призывом объявления бойкота американским товарам: не покупать и не продавать их. Вместе с тем, в тот же день в одной из газет опубликовали, что мусульманские ученые призывают к бойкоту, и что это дело является обязанностью каждого мусульманина (фардуль-‘айн), и что покупка этих товаров запрещена, и тот кто покупает эти товары помогает тем самым американцам и иудеям в борьбе против мусульман. Прошу объяснить этот вопрос».

Шейх ответил: “Во-первых, прошу показать мне эту газету. Во-вторых, это не правда, ибо ученые не давали фатуа о запрете покупки и продажи американских товаров,[10] и их товары поступают и продаются на мусульманских рынках, и то, что ты не купишь что-либо из их товара, ни как не вредит Америке.[11] И ты не бойкотируешь их, кроме как с повеления правителя мусульман, и если правитель издал такой указ для бойкота другой страны, то бойкот становится обязательным (уаджиб). А что касается фатауа, которые дают простые личности относительно запретности этого, то это является запрещением того, что сделал дозволенным Аллах, а это непозволительно!” Сл. “Фатауа аль-‘уляма филь-джихад”.

Если часть мусульман заявит о том, что необходимо прервать торговые отношения с той или иной страной, а другая останется несогласной с этим, то это приведет к серьезным разногласиям в исламской умме: к порицаниям, обвинениям и недовольству одних другими, как это уже наблюдается в наши дни. Проблемы мусульман, а также вопросы пользы и вреда недозволенно решать всем подряд! Это обязанность правителей мусульман и ученых. См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 140.

Однако отдельный человек, например владелец фирмы и т.п. может по своему усмотрению бойкотировать фирму или государство, но, не обязывая этим остальных мусульман, и для этого разрешение правителя не требуется. Доказательством этому служит хадис, который передал Абу Хурайра. Он рассказывал, что Сумама, будучи в плену у мусульман полюбил пророка (мир ему и благословение Аллаха) и принял Ислам. Когда же он приехал в Мекку, кто-то сказал ему: “Так ты стал вероотступником?!” В ответ ему Сумама сказал: “Нет, напротив, я покорился вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха! И я клянусь Аллахом, не поступит к вам из Ямамы ни одного пшеничного зернышка без разрешения пророка!” аль-Бухари 4372, Муслим 1764.

А в другой версии этой истории сказано: “Покинув Мекку, Сумама запретил своим подданным продавать пшеницу мекканцам, в результате чего через некоторое время они стали голодать и были вынуждены написать посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратившись к нему с просьбой разрешить Сумаме продавать им продукты, что он (мир ему и благословение Аллаха) и сделал”. Ибн Хишам 2/381. См. также “Задуль-ма’ад” 3/277, Ибн аль-Къайима.

В этом хадисе также содержится указание на обязанность повиновения правителю мусульман, и если он повелит возобновить торговые отношения, следует повиноваться. Бойкот, который совершил Сумама, зависел от решения посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), на что указывают его слова: “Клянусь Аллахом, не поступит к вам из Ямамы ни одного пшеничного зернышка без разрешения пророка!”

Одно дело самому не иметь торговых отношений с неверными, а совсем другое – обязывать этим всех и обвинять в грехе тех, кто продает или покупает у неверных. И если отдельный человек для себя решил не покупать продукцию неверных, то это его право, однако, это никак не указывает на богобоязненность или праведность такого человека, и не дает ему права смотреть с презрением на тех, кто не поступает подобным образом, ибо торговые отношения с неверными вели самые лучшие люди этой уммы: пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники!

Заключение

На основании Корана, Сунны и высказываний ученых мы видим, что вести торговые отношения с неверными, пусть даже воюющей с мусульманами страны – дозволено, и в этом среди ученых не было разногласий. Имам ан-Науауи сказал: “Мусульмане единогласны (иджма’) в том, что вести торговые отношения с неверными дозволено”. См. “Шарх Сахих Муслим” 11/218.

Что же касается бойкота, то он становится обязательным для мусульман, только после повеления правителя мусульман, как об этом было сказано выше. Однако, как правитель, так и отдельные люди обязаны учитывать важнейший вопрос пользы и вреда «масалих уаль-мафасид» и смотреть, в чем будет больше блага для мусульман. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: Известно, что Всевышний Аллах послал Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) для улучшения благополучия в этом мире и мире ином, и Он повелел благое и запретил дурное. Если в каком-либо деле присутствует и польза и вред, то необходимо склониться к тому, в чем польза. Если блага в этом деле больше чем вреда, то необходимо отдать предпочтение этому действию, а если вреда в этом деле больше, то необходимо оставить это дело. Ведь поистине, Аллах Всевышний послал Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха) для установления благополучия и его усовершенствования, и устранения вреда и его уменьшения”. См. “Минхаджу-Ссунна” 4/527.

Мы призываем мусульман не открывать двери к заблуждению, черпая свои знания, от кого попало, и прежде чем распространять услышанное или прочитанное, проверять, соответствует ли это истине или нет! Ведь знания – это религия, посредством которой мы приближаемся к Всевышнему Аллаху. Ибн ‘Умар говорил: Религия твоя, религия твоя, поистине – она твоя плоть и кровь, так смотри же от кого ты берешь свою религию! аль-Хатыб в “аль-Кифая” 121.

Хвала Аллаху – Господу миров!

Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам, и тем, кто последовал по их пути!

Литература

1. «Шарху-Ссунна» Абу Мухаммад аль-Барбахари.

2. «аль-Мугъни» Ибн Къудама аль-Макъдиси.

3. «Фатхуль-Бари шарху Сахихиль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.

4. «Шарху Сахих Муслим» Яхъя ибн Шараф ан-Науауи.

5. «аль-Фатауа аль-джалия ‘аниль-манахиджи-дда’ауия» Ахмад ибн Яхъя ан-Наджми.

6. «Мадарику-нназар фи-ссияса» ‘Абдуль-Малик Рамадани аль-Джазаири.

7. «ан-Насыхату баян турукъиль-джихад гъайри-ссахиха» Ахмад Ибн Абу ‘Айнайн.

8. «аль-Уаля уаль-бара филь-Ислам» Мухаммад ибн Са’ид аль-Къахтани.

9. «аль-Кауашифуль-джалия ли фурукъи байна саляфия уа-дда‘ауатиль-хизбийа аль-бид‘ия» Мухаммад ибн Рамазан аль-Хаджири и Абу ‘Абдуль-А’ля Халид аль-Мисри.

10. «аль-Гъулюу уа мазахируху филь-хаяти аль-му’асыра» Яхъя ибн ‘Али аль-Хаддади.

11. «Мукъата’а бадаи’уль-куфар» Хани ибн ‘Абдуллах ибн Джубайр.

12. «аль-Фатауа шар’ия филь-къадаяль-’асрия» Собрал: Мухаммад ибн Фахд.

[1] Имам Абу Мухаммад аль-Барбахари умер в 329 г.х. Имам ахлю-Сунна своего времени, известный своей суровостью по отношению к приверженцам страстей и нововведений. Имам Абу ‘Абдуллах говорил: “Если ты увидишь человека с Басры, который любит Хасана ибн Башара и Абу Мухаммада аль-Барбахари, то знай, что он приверженец Сунны”. См. “Табакъатуль-Ханабиля” 2/58.

[2] В данной работе под «бойкотом» имеется в виду именно финансовый бойкот.

[3] Дозволенность не означает желательность или обязательность.

[4] В этом хадисе также содержится указание на дозволенность принятия подарка от многобожника, ибо пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Это для продажи или подарок?» См. “Фатхуль-Бари” 4/410.

[5] Са’ – мера веса, соответствующая примерно 2кг. 200г.

[6] Нет сомнения в том, что продать или купить тот же товар у мусульманина будет лучше, ибо тем самым ему оказывается помощь. А что касается шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах) то он указывает задавшему вопрос на то, что является первостепенным в Исламе.

[7] Удивительно то, что некоторые из тех, кто в наши дни заявляет о необходимости прерывания торговых отношений с неверными, считают дозволенным продажу неверным наркотиков, оправдываясь тем, что они тем самым себя губят и это наносит им вред. Как же далеки они от истины!

[8] Речь идет о таком случае, когда мусульманин знает точно, что покупаемый виноград будет использован для изготовления спиртных напитков, или, что покупаемое будет использовано для празднеств неверных, отстраняясь от догадок и предположений.

[9] Такое строгое веление подчиняться правителям мусульман, даже если они будут несправедливы, состояло в том, чтобы уберечь мусульман от идей выхода против правителя под лозунгом изменения порицаемого, ибо это ведет к кровопролитию и горю для мусульман. Имам аль-Барбахари говорил: “Не из Сунны сражение с правителем мусульман, ибо в этом зло для религии и жизни”. См. “Шарху-Ссунна” 53.

[10] Есть старое фатуа шейха Ибн Джибрина о запрете иметь торговые отношения с Америкой. Когда шейха Ахмада ан-Наджми спросили об этом фатуа, он сказал, что оно ошибочное и на него нельзя опираться, ибо фатуа о бойкоте может постановить только государство и управляющие им, а отдельные люди не имеют права запрещать то, что дозволил Аллах, создавая тем самым трудности для мусульман. Ведь известно, что Сунна переполнена сообщениями о дозволенности иметь финансовые отношения с неверными, будь они иудеи, христиане или многобожники. См. “аль-Фатуа аль-джалия” 131-133. Фатуа 19/10/1421г.х. 2000г.

[11] От того, что сто или даже тысячи мусульман не будут пить пепси-колу, это никак не навредит Америке, и это не является бойкотом. Однако это может принести вред самим мусульманам, которые не имеют своей собственной развитой промышленности, и почти во всех отраслях жизни пользуются товарами, производимыми неверными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *