барбакан что это такое фото
Варшавский Барбакан
Варшавский барбакан (на польском «Barbakan Warszawski») — фортификационное сооружение, находящееся при входе в Старый город с северной стороны и являющееся частью крепостных стен, возведенных в XVI веке.
Барбакан — это полукруглый форпост, дополнительное укрепление ворот крепости, вынесенное за пределы основной крепостной стены. В настоящее время во всем мире барбаканов, сохранившихся до наших дней, наберется всего лишь около дюжины. Примечательно, что три из них находятся в Польше.
Warsaw Barbican, одно из немногих сохранившихся сооружений, входящих ранее в комплекс исторических укреплений, окружавших Варшаву, сегодня является популярной туристической достопримечательностью Польши. Посетители любят фотографироваться на фоне кирпичных стен, внушительных башен и арок барбакана.
История
Варшавский барбакан был построен в 1540 году по проекту венецианского архитектора эпохи Возрождения Джованни Баттисты, который в XVI веке жил и работал в Польше. Этот трехэтажный полукруглый бастион было возведен на месте старых городских ворот, призванных защищать улицу Новомейска. Сооружение имело специальные позиции для размещения стрелков и подъемный мост.
Ирония судьбы этого фортификационного сооружения в том, что практически сразу после постройки, барбакан стал анахронизмом в связи со стремительным нарастанием мощности артиллерии. Его оборонительные свойства оказались недостаточны для достойного противостояния технически оснащенным войскам.
По своему первоначальному назначению Варшавский барбакан был использован только однажды: во время шведского нашествия на Польшу, когда 30 июня 1656 произошло сражение за укрепление между захватчиками и войском польского короля Яна II Казимира.
В XVII веке стены барбакана были частично демонтированы в связи с тем, что его оборонная значимость была минимальна, а город нуждался в больших воротах для контроля перемещения обычных горожан и заезжих торговцев с товарами. В XIX столетии он стал частью обычного жилого квартала Варшавы.
Барбакан в XX веке
В 1937 году была предпринята попытка произвести реконструкцию сооружения и вернуть ему изначальный вид. Под руководством архитектора Яна Захватовича была восстановлена часть городских стен и даже западная сторона моста, что потребовало сноса одного из недавно построенных зданий. Однако недостаток финансирования, а затем и вторжение в Польшу нацистской Германии в 1939 году перечеркнуло все планы по восстановлению этого исторического сооружения.
Во время Второй Мировой войны, а именно в ходе обороны Варшавы 1939 года и Варшавского восстания 1944 года, барбакан, как и большинство построек Старого города, был почти полностью разрушен.
Спустя несколько лет после окончания войны, властями Варшавы было принято решение отстроить стены вокруг прежнего Старого города, а вместе с ними восстановить и барбакан, чтобы в дальнейшем использовать его в качестве туристической достопримечательности. В 1952–1954 годах фортификационное сооружение было воссоздано на основе чертежей XVII века (за исключением 2 внешних ворот и башни со стороны Старого города). Интересным фактом является то, что для реконструкции барбакана были использованы кирпичи снесенных исторических зданий городов Ныса и Вроцлав.
Достопримечательность сегодня
В настоящее время Варшавский барбакан, разделяющий город на Старый и Новый, является одной из важнейших достопримечательностей столицы Польши.
На территории сооружения был установлен ряд памятников известным в Польше историческим личностям и значимым персонажам:
Варшавский барбакан ежегодно привлекает большое количество туристов из разных стран, для которых в непосредственной близости от достопримечательности работает множество гостиниц и отелей, рассчитанных на разные вкусы и запросы.
В ныне действующем в барбакане музее часто проводятся разнообразные презентации и выставки, посвященные культуре и истории города. Кроме того, это историческое фортификационное сооружение и соседствующие с ним крепостные стены — одно из любимых мест творческих людей города: художники продают здесь свои картины, а музыканты и уличные артисты часто выбирают его как площадку для своих выступлений.
Варшавский барбакан — панорама на Google Maps
Как добраться до Варшавского барбакана в Польше
Варшавский Барбакан находится в северной части Старого города по адресу улица Новомейска, 15/17.
В шаговой доступности от достопримечательности есть несколько остановок общественного транспорта:
Те, кто планируют доехать до Варшавского барбакана на автомобиле, могут ориентироваться на эти GPS-координаты: 52.250680, 21.010140.
Кроме того, добраться до сооружения можно, воспользовавшись услугами такси. Заказать машину удобно через мобильные приложения, например, Uber, Sawa Taxi Warszawa, Super Taxi.
Видео о Варшавском Барбакане в Польше
Барбакан
Барбака́н (реже — барбикан или барбикен) — фортификационное сооружение, предназначенное для дополнительной защиты входа в крепость.
Термин происходит от средневекового латинского barbecana — «внешнее укрепление города или крепости», произошедшего, в свою очередь, от арабского или персидского bab-khanah — «надвратная башня», «привратное укрепление». Возможно также происхождение термина от средневекового английского burgh-kenning. В русском крепостном зодчестве употреблялся термин отводна́я стре́льница.
Чаще всего барбакан представлял собой башню, вынесенную за периметр стен крепости или замка и охраняющую подступы к мосту или воротам. Барбакан соединялся с крепостью окаймлённым стенами проходом (либо мостом, если барбакан вынесен за линию рва). В ряде случаев под барбаканом понимается не отдельная башня, а предмостное укрепление в виде ронделя, защищавшего мост через ров, ведущий к крепостным воротам.
Собственно, как тип укрепления, барбакан возник в период перехода к бастионной системе укреплений и позднее (в XVI—XVII вв) трансформировался в равелин.
Примеры
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Барбакан» в других словарях:
БАРБАКАН — (франц. barbacane, от кельт. bar вперед, и bach ограда). 1) бойница в стене. 2) водосточные трубы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАРБАКАН 1) амбразура, бойница в стене; 2) водосточная труба в… … Словарь иностранных слов русского языка
барбакан — стена, амбразура Словарь русских синонимов. барбакан сущ., кол во синонимов: 4 • амбразура (7) • … Словарь синонимов
барбакан — а, м. barbacane f. 1. Бойница. Михельсон 1877. Каменная стенка, прикрывавшая куртину между двумя смежными башнями крепости. Это было прообразом позднейшей тенали в бастионном фронте. ВЭ 1911 4 381. 2. Проход, огражденный с боковых сторон стенами… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Барбакан — предвратная или навесная башня для защиты подъемного моста, ворот замка или укрепленных городских ворот. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * * 1. Амбразура (1) для стрельбы. 2. Водосток по стене. 3.… … Архитектурный словарь
Барбакан — небольшая фортификационная постройка в виде продолговатого прохода, огражденного с двух сторон стенами с бойницами, а в конце башнею. В средние века Б. устраивались для прикрытия моста или городских ворот или же для усиления слабых частей… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
барбакан — (фр. < перс. проріз для стрілянини) 1. Виносний укріплений балкон на оборонній башті над входом до фортеці. 2. Додаткове укріплення фортечної брами винесеними вперед вежами, бастеями, які часто з єднувалися з містом чи фортецею мостом або… … Архітектура і монументальне мистецтво
Барбакан — (персид. bala khanch окно, балкон для стрельбы над входом) старинная фортификационная постройка. Во время крестовых походов так называлась стенка дозорного пути в укрепленных городах Палестины. Позднее это название перешло к отдельным башням,… … Военно-исторический словарь
барбакан — средневековый термин, обозначающий, в частности, отдельное укрепление (башню), оборонявшее подступ к мостам или внешним входам в крепостной ограде (см. тет де пон) … Фортификационный словарь
Барбакан — БАРБАКАНЪ, старин. фортификаціон. постройка. Во время крестовыхъ походовъ такъ назыв. стѣнка дозорнаго пути въ укрѣпл. городахъ Палестины. Позднѣе это названіе перешло къ отдѣльнымъ башнямъ, оборонявшимъ подступы къ мостамъ или наружн. входы… … Военная энциклопедия
Барбакан (станция метро) — Станция «Барбакан» Кольцевая/Хаммерсмит и Сити/Метрополитэн Лондонский метрополитен … Википедия
Варшавский барбакан
Адрес: Варшава, ул. Nowomiejska, 15/17.
Режим работы: ежедневно, круглосуточно.
Стоимость посещения: бесплатно.
Добраться можно:
Варшавский барбакан – это то немногое, что осталось от средневековых крепостных стен города. А потому данную достопримечательность нельзя пропустить. Она расположена на северо-западном краю центральной части Варшавы и отделяет так называемую Starówku (восстановленную после войны старую часть) от Нового города. Проход на достопримечательность абсолютно бесплатный, вечером она красиво освещается, что делает прогулки по крепостным стенам романтическими и таинственными. От барбакана легко спуститься к Висле.
История
Прежде чем описывать варшавский барбакан, следует знать, что это за фортификационное сооружение. Оно появилось в позднем Средневековье и представляло собой выдвинутый вперед форт, соединенный с основной крепостью (или укрепленным городом) крытой галереей, называемой «шеей». Барбакан строился таким образом, чтобы лучники на нем имели обзор около 270 градусов. Это сооружение имело и внутренние галереи. Таким образом, в случае прорыва потенциального врага внутрь барбакана, тот оказывался в западне. Он не имел сообщения с главными своими силами и со всех сторон обстреливался солдатами осажденного города. Гарнизон крепости в случае превосходящих сил противника мог уйти по скрытой «шее». Барбакан был заимствован и русскими фортификационными строителями. Пример такой «отводной стрельницы» можно видеть в Кутафьей башне Московского Кремля.
Уникальность барбакана в Варшаве состоит в том, что он «морально устарел» сразу же после постройки. Его возвел венецианский зодчий Джованни Баптиста в 1540 году, когда артиллерия уже достигла такого уровня, когда данные отводные башни стали бесполезны. Тем не менее, фортификационный анахронизм был задействован в польско-шведской войне 1656 года.
В конце XVII века барбакан стал мешать городским властям, пытавшимся наладить контроль над проходом людей и товаров. Его частично разобрали, чтобы построить широкие ворота. Из камней жители возвели новые дома.
© Dejan Gospodarek — stock.adobe.com
Барбакан в ХХ веке
Когда ментальность людей изменилась, и к старому стали относиться как к историческому наследию, а не ветоши, от которой нужно избавиться, городские власти Варшавы решили реконструировать барбакан. Этим занялся известный польский архитектор и историк зодчества Ян Захватович. Но работы начались в 1937 году, а уже в 1939 грянула Вторая Мировая война, поставившая крест на этом проекте. Вследствие обороны города и Варшавского восстания барбакан вместе со всем Старым городом превратился в руины. Но у городских властей при восстановлении Starówkі по старинным чертежам были развязаны руки: если Захватович вел ожесточенную борьбу с жителями домов, построенных на месте барбакана, чтобы снести эти строения, то теперь почти вся Варшава представляла собой пустырь с горами старинных кирпичей. Так что достопримечательность была восстановлена без особых затрат в 1952-54 гг. Однако барбакан был реконструирован не весь. Не хватает двух внешних средневековых ворот и небольшой башенки со стороны Старувки. Примечательно, что тот барбакан, который мы видим сегодня, содержит и камни из разрушенных войной домов Вроцлава и Нысы.
© tichr — stock.adobe.com
Достопримечательность сегодня
Некогда бесполезный и даже мешающий проходу барбакан стал любимым местом не только туристов, но и варшавян. Тут любят собираться художники, уличные певцы, здесь назначают свидания влюбленные. Вокруг барбакана построено немало гостиниц и хостелов на любой кошелек. Городские власти заботятся об этой достопримечательности. Ночная подсветка делает средневековые укрепления мистическими и впечатляющими. Поскольку барбакан – это элемент оборонительных сооружений, то возле него установлены памятники защитникам города:
В одной из внутренних галерей барбакана организован небольшой музей. Он используется для временных выставок, посвященных культуре и истории Варшавы.
© Art Media Factory — stock.adobe.com
Для кого интересно посещение барбакана?
Такого рода фортификационных сооружений осталось в мире около дюжины. Примечательно, что три из них находятся в Польше. Краковский барбакан больше и, можно сказать, аутентичнее варшавского. Но и в столице Польши эта оборонительная башня поражает своей мощью. Ведь только ширина стен составляет три метра. Можно легко себе представить, насколько внушительной была фортификационная система Варшавы в XVI веке. Высота барбакана (от глубокого рва до верхушки башни) составляла 15 метров. Барбакан имел три яруса для стрелков. Так что эта башня представляет огромный интерес для любителей военной истории. А для прочих туристов она является чудесным фоном для впечатляющих фотографий. Поскольку достопримечательность находится практически в центре, то здесь всегда много народу. Под стенами художники продают свои картины, а неподалеку расположена антикварная лавка.
Барбикан: монструозное сооружение и самый большой центр искусств в Европе
Геля Морозова
Барбикан — это жилой комплекс и самый большой в Европе культурный центр с потрясающей программой в области искусств, кино, театра, музыки и танца и образования. Жители Лондона любят и ненавидят своего брутального монстра одновременно — и есть за что.
В книге «Лондон. Биография» Питер Акройд пишет, что Барбикан имеет такую же древнюю историю, как и сам Лондон. Тысячелетия назад на месте Барбикана римляне построили фортификационные сооружения, которые должны были защищать новый город. В елизаветинскую эпоху здесь располагался один из самых злачных, но и богемных районов города: кроме воров и убийц в Барбикане обитали многие актеры и поэты —например, Шекспир и Бэн Джонсон. Так что место для крупнейшего центра искусств выбрали не случайно.
В 1940 году именно эта часть города больше всего пострадала от бомбежек немецкой авиации. К 1951 году Крипплдей — так называется округ Лондона, где находится Барбикан — представлял из себя пустырь, а на его территории проживало всего 48 человек. Встал вопрос о развитии и застройке округа. Для начала решили построить жилой комплекс на 4 000 человек с развитой инфраструкторой.
В 1969 году был официально открыт Barbican Estate. Это три огромные серые башни, построенные из железобетона архитекторами Чемберленом, Пауэллом и Боном. Многие считают этот жилой комплекс самым страшным сооружением Лондона (по данным опроса агентства Grey London 2003 года), но в то же время признают, что у него есть свое обаяние. Здание даже включили в список архитектурного наследия Великобритании как один из самых ярких примеров брутализма.
Поскольку Барбикан задумывался не просто как комплекс квартир, а скорее как социальный эксперимент, небольшой город в городе с собственной системой парков и развлечений, то вскоре возник вопрос о создании культурной инфаструктуры — центра искусств и музея. План долго обсуждался и почти что был отклонен. Заседание муниципального совета, на котором обсуждался вопрос строительства культурного центра, было самым продолжительным в его истории.
Архитекторы, которым было поручено строительство, были скорее академиками, чем практиками, и совершенно не представляли как спроектировать и построить кинотеатр, концертный зал или театральную сцену. Например, для кинотеатра был предложен проект, в соответствии с которым экраны должны были располагаться на потолке, а зрительские места предлагалось сделать в виде лежаков.
Несмотря на все сложности, Барбикан был открыт в 1982 году. Сейчас здесь расположено 2 театра, несколько галерей современного искусства, кинотеатр, концертный зал, библиотека, оранжерея, выставочные пространства, залы для конференций и лекций, бары и рестораны. На все площадки можно посмотреть, совершив онлайн-тур на сайте центра.
На территории центра базируется Лондонской симфонический оркестр, Симфонический оркестр BBC и Гиллхолдская школа музыки и танца. До недавнего времени здесь же обитал Королевский шекспировский театр. Каждый день в Баррикаде проходит более 5 событий в области искусства, кино, театра, музыки и образования. Программа распланирована на следующие 2 года.
В Барбикане существует система театральных сезонов, Barbican International Theatre Events (BITE), в рамках которой проходят фестивали или отдельные постановки самых разных театров, режиссеров и театральных труп. Многие постановки, которые проходят в культурном центре, заказываются BITE или осуществляются при ее поддержке. Главная цель программы — помощь молодых артистам, привлечение международных театральных звезд к работе в Барбикане. Например, в апреле показывали шекспировскую «Бурю» в постановке Деклана Донавана и исполнении российских актеров. Теперь эта же постановка откроет Чеховский фестиваль в Москве.
Вокруг каждой постановки выстраивается целая программа событий: обсуждения, открытые репетиции (причем участие публики в них приветствуется), театральные студии: режиссер и актеры, участвующие в постановке, делятся идеями с другими приглашенными артистами. Таким образом, постановка и процесс работы труппы тщательно разбирается и анализируется.
Музыкальную программу, наверное, можно называть самой насыщенной, так как она совмещает в себе и современную музыку самых разных жанров, и классическую. Параллельно в Барбикане идут несколько музыкальных проектов, вокруг которых строится и образовательная программа: обсуждения, показы документальных фильмов и конференции. Вот несколько примеров:
«Великие исполнители»— в центре выступают лучшие дирижеры, солисты, исполнители. К слову, среди них довольно много русских: пианисты Денис Мацуев, Евгений Киссин и Дмитрий Ефимов, Ольга Бородина (мецце-сопрано), Дмитрий Хворостовский и Валерий Гергиев. Гергиев, кстати — главный дирижер Лондонского симфонического оркестра, под его началом проходит отдельная грандиозная программа «Валерий Гергиев. Русские композиторы», в рамках которой проводится фестиваль имени Игоря Стравинского, а также множество отдельных концертов, на которых исполняются произведения Шостаковича, Чайковского, Прокофьева или же зарубежных композиторов, но российскими оркестрами.
«Премьеры»— каждый год в Барбикане проходит 5 мировых, несколько европейских и около 20 премьер в Великобритании новых произведений классический музыки. Обычно премьерные произведения тематически объединяют с произведениями уже известными. Например, выбрав тему огня, организаторы совместили новое произведение Майкла Дохерти «Огонь и кровь» вместе с «Жар-птицей» Стравинского и балетом «Любовь-волшебница» Мануэля де Фалья.
«Новые голоса» — новые оперы или новые обработки старых произведений в исполнении молодых музыкантов.
«Полное погружение» — выбирается творчество одного из современных композиторов, рассматривается и изучается в рамках концертов, дискуссий, кинопросмотров и встреч с самими композиторами.
Полную музыкальную программу Баррикада можно посмотреть на сайте центра. У центра есть специальный канал на сайте Soundcloud.com, где выкладывается музыка, звучащая в стенах концертного зала, и подкасты.
Барбикан — постоянная площадка многих национальных и тематических фестивалей: австралийского, новозеландского, палестинского кино, фестиваль анимации, документального, музыкального и немого кино. Каждый фестиваль сопровождает образовательная программа — общая и профессиональная. Некоторые из образовательных событий снимаются и выкладываются в разделе «Аудио и видео».
Важная часть кинопрограммы — конкурс по современной анимации. Совместно с сайтом IdeaTaps и журналом Wallpaper Барбикан проводит конкурс. Главный приз — показ анимации в рамках фестиваля Watch Me Move наравне с работами таких аниматоров, как Марей, Ян Шванкмайер, студии Walt Disney и Pixar, а также на сайте Wallpaper. Все, что нужно сделать, — завести аккаунт на сайте IdeaTaps и загрузить свою анимацию до 16 мая.
Совместно с Гиллхолдской школой музыки и танца Барбикан основал Центр творческого образования. Это образовательный центр в области искусств, музыки, танца и театра нового типа. Основной принцип работы — сотрудничество уже состоявшихся художников/музыкантов/режиссеров с только начинающими. В рамках программы Barbican Young Orchestra молодым музыкантам (8-16 лет) предлагается выступить под руководством звездного дирижера, а в рамках проекта Disruption, посвященного моде, прошла серия семинаров и практических занятий в London College of Fashion. Результаты работ студентов показали в Барбикане, устроив выставку и перформансы. Нескольким особо отличившимся студентам центр помогает в развитии карьеры.
Barbican Centre, Silk Street London, EC2Y 8DS. Часы работы: каждый день с 9.00 до 23.00 с понедельника по субботу и с 12:00 до 23:00 в воскресенье и государственные праздники.