бармен официант что делает
Профессия официант-бармен. Учебное пособие
Официант, бармен, сомелье – это популярные сегодня профессии. Многие выбирают их на всю жизнь, не меньшее число рассматривает работу в баре или ресторане как удобный приработок. Действительно, график работы прекрасно совмещается с графиком учебы и работы на неполный рабочий день. Текучесть кадров в ресторанном бизнесе высокая, и работу найти достаточно просто. Заработок также вполне приличный. Однако где приобрести знания и навыки? Нет ничего дешевле, чем приобрести толковый учебник, каковым и является эта книга. Сведения, которые вы в ней найдете, многократно окупят ее стоимость. Некоторые разделы книги содержат информацию, которой больше нигде нет – это советы людей, много лет проработавших в ресторанном бизнесе. Книга – удобный справочник. В нем содержатся все ответы на вопросы, которые могут возникнуть у вас в процессе работы – всегда будет у вас под рукой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессия официант-бармен. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Профессия официанта, бармена, стюарда, сомелье (специалист по винам) — это искусство, которое помогает сделать прием пищи эстетическим действом. Ведь человеку свойственно не просто насыщаться, а получать удовольствие от внешнего вида блюд, их аромата, оформления. Сама атмосфера трапезы не только способствует пищеварению, но и дает возможность расслабиться, отдохнуть, отвлечься от текущих проблем.
Вечер, проведенный в ресторане, кафе или пиццерии, может стать запоминающимся событием, а может привести к тому, что человек больше никогда не переступит порога этого заведения.
Тот, кто является связующим звеном между поваром и клиентом, — это лицо, визитная карточка предприятия, фирмы. Согласно данным кадровых агентств, потребность в квалифицированных специалистах в ресторанном бизнесе настолько возросла, что многие крупные фирмы организовывают собственные структуры по обучению персонала.
Обслуживание на уровне лучших мировых образцов — цель многих курсов обучения мастерству официанта, бармена, сомелье.
В условиях современного рынка культура обслуживания и профессионализм тех, кого видит клиент в баре, ресторане, кафе, закусочной, в значительной мере влияет на прибыль заведения, его популярность и количество клиентов.
В ресторанном бизнесе всегда занято множество временных работников. Это студенты и учащиеся. Для них работа официанта или бармена — идеальный приработок, который позволяет учиться и работать. Например, в сети ресторанов «Макдональдс» более половины работников — именно студенты. Это представляет определенную проблему для владельцев предприятий питания: как при таком составе работников обеспечить надлежащий уровень обслуживания в условиях жесткой конкуренции.
Некоторые российские предприятия общественного питания вполне соответствуют лучшим западным образцам по качеству блюд и качеству обслуживания, но сервис, культура обслуживания, отношения с клиентом заслуживают большего внимания, чем им уделяется в настоящее время. Несмотря на большое количество курсов и вводимую систему добровольной сертификации, проблемы остаются именно из-за того, что многие работники не имеют образования и не склонны его получать, поскольку считают свою работу временной. Но и персонал, и владельцы заинтересованы в качественном обслуживании и получении прибыли.
Заработок же официанта всегда (или почти всегда) зависит от того, насколько клиент остался доволен его обслуживанием, поэтому многие рестораны самостоятельно обучают персонал, организовывают курсы. Одновременно с этим развивается и формируется новый стиль обслуживания: он включает все лучшее старое, которое органически переплетается с тем новым, что продиктовано ориентированием на мировые образцы и стандарты. Не все попытки можно назвать удачными, но многие заведения уже вполне выработали свой стиль, который иногда выгодно отличается как от нашего отечественного «ненавязчивого» сервиса, так и от слепо скопированного стиля дешевых бруклинских пабов.
Как в любой профессии, стремление к новому предполагает знание классики, которая зачастую оказывается не утратившей актуальности. И если стиль заведения предполагает задушевное и демократичное общение, то это не означает, что персонал может вести себя с клиентами фамильярно или усаживать гостей за грязные столы. Хотя невнимательность и неаккуратность персонала — это не единственное, что может отпугнуть посетителей. Очень большое значение имеет, насколько квалифицированно официант может дать совет или рекомендацию клиенту. Для этого он должен досконально знать меню, знать технологию приготовления каждого блюда, знать винную карту.
Официант должен уметь общаться с клиентом и видеть его настроение. Хороший официант всегда знает, когда он нужен у столика. Он предупредителен, но неназойлив, и в большинстве случаев умеет найти выход из щекотливой ситуации и предотвратить конфликт.
Хотя текучесть кадров в этой профессии велика, повторимся, что ее причина не в трудностях профессии, а в том, что официантами подрабатывают студенты и те, кто временно находится в ожидании вакансии по специальности или возможности работать на полный рабочий день по месту основной работы.
Профессия официанта имеет длинную историю. В России официанты появились вместе с ресторанами европейского типа. В середине ХІХ века только одно заведение в Москве — «Славянский базар» — носило название ресторана. Остальные питейные заведения именовались трактирами. Официанту полагалось носить фрак, белый жилет, галстук-бабочку и перчатки, быть побритым и постриженным, в отличие от половых, которые обслуживали посетителей в трактирах и были одеты в белые рубахи навыпуск и стриженные по-русски, «в скобку». В основном половые были из крестьян. Мальчика брали в подручные, и он в течение четырех лет осваивал азы профессии, начиная с мойщика посуды и уборщика. Затем молодой человек постепенно овладевал наукой подачи блюд, работы с клиентами, правилами расчета. Только после этого он мог надевать белую рубаху и шелковый пояс, за который прятался «лопатник» — предок блокнота с отделением для денег от расчета с клиентами.
Изначально половые не получали жалованья за работу, а платили за то, что работают. Расчет полового с заведением производился марками — эквивалентами денег. Марки получали из кассы и обменивали на деньги от клиентов. Чаевые сдавалась в буфет и в конце дня делились между всеми. Конечно, часть чаевых прятали от хозяев.
Сегодня новичок без образования также часто начинает с должности помощника официанта. Уборка столов, сервировка, выполнение различных мелких поручений. На должность официанта можно претендовать, изучив технологический процесс в ресторане, меню, ассортимент и состав блюд, правила расчета с клиентами. Насколько долгим будет переходный период, зависит от наличия вакансий и от того, насколько быстро усвоит начинающий азы профессии. Наличие медицинской книжки, физическая выносливость и коммуникабельность — обязательные условия.
Кроме вопросов обслуживания, существует еще ряд правил, законов и норм, которым должны соответствовать помещения, технология приготовления блюд и санитарные нормы для предприятий общественного питания. Со всеми этими вопросами мы попытаемся ознакомить читателя в данном пособии.
Несмотря на то что далеко не все официанты и бармены имеют специальное образование, сегодня для того, чтобы соответствовать этой квалификации, можно пройти сертификацию.
В 1995 году было принято постановление Госстандарта РФ, Роскомторга, Госкомсанэпиднадзора РФ «О введении обязательной сертификации услуг общественного питания». В соответствии с ним квалификация персонала соотносилась с требованиями ГОСТов. Официант д о л ж е н с о о т в е т с т в о в а т ь требованиям, установленным ГОСТ 30524-97 к обслуживающему персоналу предприятий общественного питания различных типов и классов независимо от форм собственности, а именно:
● иметь профессиональную подготовку;
● знать и уметь применять на практике правила и технические приемы обслуживания потребителей, основные правила этикета, правила сервировки стола;
● знать виды и назначение столовой посуды, приборов, столового белья, применяемых при обслуживании потребителей;
● знать правила и очередность подачи блюд, напитков, требования к их оформлению и температуре, соответствие ассортимента винно-водочных изделий характеру подаваемых блюд;
● уметь составлять меню для банкетов, официальных и неофициальных приемов;
● знать правила международного этикета, технику и специфику обслуживания иностранных потребителей (для работающих в ресторанах категории люкс и высшей);
● знать особенности приготовления, оформления и подачи национальных, фирменных и заказных блюд, блюд иностранных кухонь (для работающих в ресторанах и барах категории люкс и высшей);
● знать особенности обслуживания приемов, банкетов, торжеств и других специальных мероприятий, а также отдельных контингентов потребителей;
● знать характеристики блюд и напитков, уметь предложить их потребителю и предоставить краткую информацию о них в процессе обслуживания;
● знать в пределах разговорного минимума иностранный язык и профессиональную терминологию;
● знать правила эксплуатации контрольно-кассовых аппаратов, порядок оформления счетов и расчета по ним с потребителями;
● знать формы расчетов с потребителями, в том числе с иностранной валютой и кредитными карточками;
● знать основы психологии и соблюдать при обслуживании принципы профессиональной этики;
● в целях обеспечения безопасности потребителей при обслуживании официант обязан быть осторожным и внимательным при сервировке стола, транспортировании подносов с блюдами по залу, переносе обеденных приборов и посуды. Следить за состоянием пола в зале и около раздачи.
О б я з а н н о с т и о ф и ц и а н т а:
● сервировка стола в соответствии с установленными стандартами;
● контроль над состоянием и комплектностью приборов, посуды, скатертей и салфеток на закрепленных за официантом столах;
● изучение меню, знание основных и сезонных блюд и напитков, предлагаемых гостям;
● консультирование гостей ресторана об особенностях блюд и напитков, оказание помощи при составлении заказа;
● прием заказов от клиентов ресторана;
● подача блюд и напитков согласно установленным правилам обслуживания;
● принятие мер в рамках своей компетенции по разрешению проблем, возникших у клиента;
● создание в заведении атмосферы гостеприимства (отношение к гостям, манера поведения, внешний вид);
● осуществление руководства помощником официанта;
● предоставление счета клиенту;
● получение платы по счетам.
Официант н е с е т о т в е т с т в е н н о с т ь за:
● состояние и сервировку закрепленных за ним столиков;
● точность принимаемого им заказа;
● своевременность и правильность подачи блюд и напитков;
● создание атмосферы гостеприимства и культуру обслуживания;
● правильность составления счета;
● правильность оплаты по счету.
Официант подчиняется метрдотелю или старшему официанту смены. В свою очередь, официанту подчиняются помощники официанта. Официант взаимодействует с кухней, баром, кассой, сервизной и другими службами для обеспечения обслуживания клиентов. Официант может поддерживать общение с клиентами, если инициатива исходит от последних. Правом и обязанностью официанта является напоминание о правилах, установленных в заведении. Официант имеет право и должен напоминать клиенту о необходимости расплатиться. Официант может обратиться к метрдотелю или администрации ресторана во всех случаях, когда он самостоятельно не может принять меры по разрешению жалоб, пресечению конфликтов или удовлетворения просьб клиентов. В случаях, если клиент ведет себя настолько неадекватно, что это мешает отдыху других гостей или создает угрозу их безопасности, официант имеет право обратиться в органы защиты правопорядка или к соответствующей внутренней службе ресторана.
«Пить не раньше семи вечера и только если угощают гости»: сколько зарабатывает бармен
В Москве
Среди наших читателей есть люди самых разных профессий, и они регулярно рассказывают нам все о своей работе и доходах.
Мурад четыре года был барменом. Он рассказал, почему, работая в пабе, важно разбираться не только в пиве, но и в татарской поэзии, как знание истории помогает получать чаевые побольше, из-за чего могут начаться проблемы со здоровьем и может ли бармен пить во время смены.
Выбор профессии
Я учился в казанском филиале Российской международной академии туризма на специальности «гостинично-ресторанный менеджмент». К сожалению, в 18 лет не особо понимал, чего хочу, и специальность выбрал скорее по решению родителей. Университет я не окончил: расставил для себя приоритеты и ушел на третьем курсе, о чем не жалею.
В вузе нам вбили мысль, что хороший ресторанный управленец должен уметь все и знать всю сферу изнутри. Мне кажется, это верно. Поэтому работать я пошел еще во время учебы: начинал в 2013 году с позиции официанта и зарплаты 11 500 Р в месяц. Чаевых было мало, потому что работал в отеле.
Через полтора года перешел барменом в ресторан со своей пивоварней Gute Elefant. Главное, чему пришлось учиться, — это обращение с пивом и кегами, в которых оно хранится. Нужно было разбираться в алкоголе и делать разные напитки. Зарплата выросла в два раза — до 23—25 тысяч в месяц при графике 2/2. Чаевые появились, мы делили их пополам со вторым барменом. Еще официанты скидывали на бар и кухню 10% своего чая.
Я считаю, что официантом быть сложнее, чем барменом. Он меньше общается с клиентами, его задача — качественно обслужить, и все шишки достаются ему.
Четыре года назад мы с женой переехали в Москву. Здесь больше возможностей, и дело не только в карьере. Условно, в Казани три театра, в Москве — сотни. В Казани, в отличие от Москвы, не выступают мировые звезды рэпа и рока. К тому же меня радует атмосфера города: тут много парков, скверов, красивых мест.
Суть профессии
Главная цель бармена — чтобы все заказы были отданы, а гости рады.
Бары бывают двух типов: контактные и бесконтактные. Я работал только в контактных. Там у стойки есть стулья — люди могут спокойно приземлиться, пообщаться с барменом за жизнь и футбол или за холокост и Рудольфа Абеля. По моему опыту, чаще всего за контактную стойку садятся те, кому нужно выговориться. У этого человека не обязательно случилось что-то плохое: может, ему просто скучно или одиноко или он любит общение и новые знакомства.
Для меня постоянное общение с разными людьми — один из главных плюсов этой работы. Когда я еще работал в Казани, у меня за баром сидел Николай Валуев — огромное тело, которое пьет очень много. Мне удалось немного с ним пообщаться. Я не воспринимал его как образованного человека, и это была моя ошибка: он оказался дико умным и довольно начитанным. А как-то среди гостей у меня был Церетели. Правда, я его не узнал. Обслуживать всех одинаково — это и есть профессионализм.
На последнем месте работы больше всего я был рад своим постоянным гостям: Ивану — инженеру из московского НИИ, Андрею — владельцу бизнеса, связанного с удобрениями, Рейнцо — итальянцу, который делает мебель ручной работы. Он почти каждый день ужинал у нас в пабе, а один раз, в свой день рождения, угостил весь зал пивом: мы разлили 22 бокала светлого, это был красивый жест. Сейчас мы с ним уже год общаемся отдельно от работы.
Общение чаще всего влияет и на чаевые.
Самый большой процент чая я получил в Москве: мужчина лет 57 в костюме приехал из Сибири и собирался подписать контракт на производство аппаратов для тяжелой промышленности на своем заводе. Сначала выпил бокал безалкогольного пива, потом — светлого фильтрованного, потом — темного крепленого, после — порцию виски «Макаллан». Затем он начал одеваться и спросил, закрываемся ли мы и где поблизости можно еще выпить виски. Я ему ответил, что у него есть два варианта: либо он делает заказ в ближайшие полчаса, чтобы я успел закрыть смену и дойти до метро, либо сидит со мной до 5:30.
самые большие чаевые за все время работы
Вообще, бармены на работе либо не пьют, либо пьют и не палят это. Но в итоге правда всегда выходит наружу — и ты уволен. Еще бывает, что начальство прямо заявляет, когда ты можешь употребить. На моем последнем месте работы было два условия: пить не раньше семи вечера и только если угощают гости. А они угощают, поверьте мне.
С напитками за счет заведения случается по-разному. Чаще всего постоянных гостей знают менеджеры и администраторы, и тогда ты можешь поставить их в известность и угостить клиентов. Но если в заведении так не принято, то бармен угощает из своего кармана, а во время ревизии минусы спишут из его зарплаты.
Если выпившие гости ведут себя действительно плохо, то вызывается охрана. А если человек просто не может нормально передвигаться, но все понимает, ему вызывают такси, ты помогаешь ему туда сесть. Такое происходит нечасто, примерно раз в месяц.
Драк на моем веку не было, но пару горячих моментов помню. Однажды большой высокий мужчина, по виду которого было ясно, что он недавно вернулся из мест не столь отдаленных, перегнулся через бар, схватил меня за одежду и стал тянуть к себе. В таких ситуациях главное — сохранять хладнокровие и сделать все, чтобы конфликт не перерос во что-то крупное. Говорить нужно уверенно, четко дать людям понять, что они у тебя в гостях и все должны жить в мире. В конце концов, они сюда пришли отдыхать, а не скандалить.
Место работы
Моим последним местом работы как бармена стал паб в центре Москвы. Я провел там полтора года.
Это место само меня нашло: один из знакомых порекомендовал меня своему другу, владельцу этого заведения. Как бармен-бармен я не лучший экземпляр, но таких барменов-психологов-товарищей, уверен, мало. По крайней мере, так говорили люди, которые видели многих барменов, но в итоге забили на другие заведения и стали ходить только ко мне.
Каких-то особых фишек у нас не было: паб как паб. Каждый четверг девушкам делали скидки 30% на меню. Мы находились в подвале, без солнца работать тяжело, но человек ко всему привыкает — привык и я.
Начальство ценило сотрудников, отношения у нас были дружески-рабочие. Премий мне не платили, зато когда руководство само было в баре, то оставляло хорошие чаевые. А также все время спрашивало, нет ли в зале постоянных гостей, чтобы их угостить. В этом плане мы нашли друг друга: они, как и я, любили делать людям приятно.
К сожалению, при всем этом мои работодатели ни черта не понимали в ресторанном бизнесе. Они черпали информацию из не всегда качественных статей в интернете, отсюда возникали проблемы. Например, пабу пошла бы на пользу хорошая вытяжка: при полной посадке был запах еды. Директор считал, что это хорошо, а мы все понимали, что нет, это неприемлемо. Или, допустим, он не знал каких-то основ вроде сроков хранения пива, не ориентировался в товарной выкладке: скажем, нельзя в одном холодильнике хранить мяту и бутылки пива. По таким мелочам понимаешь, что у человека нет опыта в ресторанной сфере.
Поэтому и надо пройти все этапы, начиная с официанта: ничего унизительного тут нет, многие хорошие рестораторы так начинали.
Планировалось получить разрешение на крепкий алкоголь и сделать барное меню, но этого до сих пор не случилось. Начальство не понимало, что после этого выручка вырастет на 30%. А разрешение паб получил бы спокойно: рядом не было школ и прочего.
Если кто-то пытался их в чем-то переубедить, они всегда в итоге возвращались к собственному варианту. Считали, что им не нужен управляющий и они сами все решат. А делать что-то лишнее по своей воле я, например, был не готов, так как знал, что эта работа не будет оплачиваться.
Рабочий день
Я барменил со вторника по субботу с 16:00 до полуночи или до двух ночи. По натуре я сова, мне всегда легко ночью и сложно утром. По будильнику могу встать сколь угодно рано, но обычно в рабочие дни просыпался в 10:30.
С 16:00 до 18:00 к нам обычно заходили прохожие за кофе или чаем или туристы из других городов, они могли взять себе бокал пива к обеду.
У меня в подчинении было два сотрудника. Когда они были на смене, я если и обслуживал гостей, то только своих постоянных. Или помогал, когда клиентов слишком много. Но в основном на мне была работа с меню и контрагентами, заказ продукции и контроль остатков, чтобы не было такого, что какая-то позиция отсутствует.
Каждый месяц выходит отчет по проданному пиву. Ты знаешь, сколько весит кег, взвешиваешь, вычитаешь массу кега, получается остаток. При этом нужно учитывать примерный слив: в день это около 0,2 литра. Они сливаются для того, чтобы кисленькое пиво, которое ночь стояло в трубах, не попало гостю. Так и высчитывается, в плюсе или в минусе бар.
Заведение у нас было не очень большое, так что за порядком в зале мог следить и бармен, не отрываясь от работы, и я, и официант — по обстоятельствам.
Обедали мы на работе, почти всегда ели что-то новое. По четвергам у нас был рыбный день, по понедельникам часто день супа. А так присутствовало все классическое: макароны с мясом, гречка, рис, рыбные котлетки, курица. Иногда повар нас баловал, тогда мы ели борщ или чахохбили — очень вкусно.
Мой рабочий день заканчивался в разное время, все зависело от гостей и ситуации. Если человек был мне не особо интересен, я прямо ему говорил: «Вы последний, если желаете еще какой-то напиток, давайте мы его закажем и я начну закрывать кассу». Если в зале оставалась большая компания, я тоже объяснял им, что рабочий день окончен, дополнительное время мне оплачиваться не будет, и тогда люди понимали, что должны как-то меня отблагодарить, если хотят продолжить в этом пабе. Если оставались мои постоянные гости, мы с ними прекрасно проводили время за общением.
Если я уходил в полночь, то ехал домой на метро, если позже часа ночи — на такси.
Случай
У нас бывал гость, который жил по соседству. Он часто приходил, выпивал бокал и шел домой.
Однажды он решил пообедать у нас, других клиентов не было, я подсел к нему и спросил о жизни. Видимо, человеку только это и нужно было, потому что я получил крутую вдохновляющую историю на два часа.
Он родился и учился в Казахстане, работал в нефтянке, после разногласий передал полное управление компанией своему партнеру. Потом переезд в Россию, работа таксистом, бизнес по продаже мебели, развод с женой, которой он оставил бизнес, переезд в Москву, поиски себя, год постоянного распития алкоголя, осознание того, что пора взять себя в руки, поиск инвесторов и открытие в Подмосковье завода по производству удобрений для сельскохозяйственной промышленности.
Доходы
Примерно раз в два месяца я брал лишнюю смену: кто-то из барменов мог заболеть, пойти на концерт, поехать к родителям и так далее. Она оплачивалась по моей ставке.
получал за смену старший бармен
В пабе действовала система штрафов за опоздания и мат. За последнее меня, к сожалению, время от времени наказывали.
Подработки я не брал: денег хватало, а времени — нет. Поэтому свободное время я предпочитал проводить либо с женой, либо в книгах.
Чтобы зарабатывать больше как бармен, надо развивать свои компетенции: узнавать больше о коктейлях, крепком алкоголе, вине. Я разбираюсь в крепком алкоголе, в этом мне помогла книга «Библия бармена». Могу смешать основные коктейли: «Мохито», «Космополитен», «Май тай», «Маргариту», «Пина колада», «Джин-тоник», «Калифорнию», «Лонг-Айленд айс ти», «Отвертку», «Дайкири», «Текила санрайз». Остальное я не изучал, мне это было не особо нужно: в пабе все равно только пиво. Для меня важнее всего разбираться в нем. Самое популярное пиво в мире — светлое фильтрованное, далее идет нефильтрованное, а уже потом темное.
Удивительно, но сам я пиво не люблю. Если все же пью, то темное — ирландский стаут. С огромным удовольствием и делаю, и пью колавайцен — популярный в Германии напиток из нефильтрованного пива с колой. А вообще из алкоголя больше всего мне нравится джин-тоник.
В этой сфере, да и вообще, важно самообразование. Нужно общаться с владельцами различных бизнесов, читать тематическую литературу, осваивать дополнительные сферы: закупки, менеджмент, управление персоналом, инвестиции, рекламу, психологию, историю. Удивительно, но именно последнее помогало мне подзаработать.
Людям было интересно пообщаться про наших в Иране в августе 1941 года или про «Кембриджскую пятерку».
Бармен может стать старшим барменом, а затем шеф-барменом, это уже круто. Шеф-бармен работает в сетевых барах: запускает меню, делает новые авторские коктейли и так далее.
Расходы
Моя супруга работает помощником ветеринара и получает 55 тысяч в месяц, бюджет у нас совместный. Приложениями для учета расходов не пользуемся, у нас все прозаичнее: мы сразу знаем, какую сумму отложим. К примеру, в ближайшие четыре месяца она будет откладывать по 30 тысяч рублей, а все расходы лягут на меня. В итоге на накопленные деньги мы посетим пару-тройку стран. За 2018 год, например, побывали в Индии, Греции, в Штутгарте, в Барселоне и на Мальорке.
Мы снимаем двухкомнатную квартиру в районе метро «Щелковская». Платим за нее около 34 тысяч. Плюс свет и вода — еще от тысячи до двух.
На еду уходит около 10 тысяч в месяц, особо не экономим. Супруга чаще обращает внимание на акции, я же скорее рубаха-парень, беру что пожелаю. Готовим дома, в общие выходные обязательно пару-тройку раз ходим развеяться и посидеть в кафе — на это тратится еще около 5 тысяч. Мы очень любим итальянскую кухню, каждый раз бываем в новых местах, берем пиццу, пасту, лазанью, тортеллини.
Раньше 2 тысячи в месяц уходило на такси: пользовался им, когда засиживался с гостями до семи утра или просыпал и опаздывал на работу. Такое бывало пару раз в месяц. Сейчас этой статьи расходов у нас нет. На метро тратим 3 тысячи на двоих.
Сейчас каждый месяц нужно выплачивать 10 000 Р за кредит. Взял его, чтобы починить зубы, так как залезать в накопления не хотелось. В феврале должен его закрыть.
На одежду мы тратим примерно 6 тысяч в месяц, покупаем ее в Bershka и Pull and Bear. Обувь стараемся носить качественную. К примеру, купили и супруге, и мне кроссовки Найк Air Force, 9000 за пару. При должном уходе они нас будут радовать около полутора сезонов.
Связь у нас дешевая — по 350 Р на человека. В свое время имел ИП, симки оформлены на него, там тарифы более выгодные.
На качественный корм для кота Eukanuba тратится 2000 Р в месяц. Мы любим котика и хотим, чтобы он жил долго и счастливо.
Из развлечений мне, к примеру, достаточно электронных книг, кино мы чаще смотрим дома. На онлайн-кинотеатры и онлайн-игру уходит около тысячи рублей.
Надеюсь отложить на раннюю пенсию. Возможно, потрачу деньги на квартиру, но пока об этом думать рано. Сейчас нам удобнее снимать, это дает свободу: мы можем жить где угодно и как угодно.
Финансовая цель
Наша финансовая цель — это квартира, обязательно в пределах Москвы. Не вижу смысла покупать жилье за Мкадом, чтобы тратить время на дорогу. Насчет районов пока не думали. Возможно, даже присмотримся к нынешнему — Гольянову. Многие его хают, а как по мне, 90-е уже позади, а идиотов везде хватает — что в Гольянове, что на Арбате. Ипотеку брать не хочется, чтобы не было лишнего финансового давления, так что лучше накопить и купить сразу.
Еще хотелось бы, чтобы дивидендами капало по 500 тысяч в год. На нашем рынке 10% годовых — вполне возможный вариант при условии достаточной диверсификации. Грубо говоря, нужно 5 миллионов рублей, чтобы в год дополнительно получать 500 тысяч.
Сейчас
Теперь я знаю, что если должен закончить в восемь, то в восемь и закончу. Компания и перспективы роста дохода и компетенций меня устраивают.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.