барон у цыган кто это такой
«Цыганский барон»: что на самом деле означает этот титул
Общаясь с представителями других народов, главу своего табора или просто старейшину цыгане обычно называют европейским титулом «барон», хотя социальное расслоение на дворян и простых смертных не характерно для этих людей. Оказывается, устоявшееся словосочетание «цыганский барон» пришло в русский язык из австрийского на рубеже XIX-XX веков. То есть, в реальности своего главу сами члены табора так никогда не называли.
Причем здесь Иоганн Штраус
Появлению данного титула прогрессивная общественность, как ни странно, обязана знаменитому австрийцу Иоганну Штраусу (1825-1899 гг.), который приходился сыном другому известному композитору Иоганну Штраусу-старшему. В 1885 году маэстро написал замечательную оперетту «Цыганский барон», которая вскоре стала популярной во многих странах мира, в том числе и в России.
Автор книги «100 великих композиторов» (Москва, 2008 г.), Дмитрий Самин, отметил, что оперетта была написана по новелле «Саффи» венгерского писателя Мора Йокаи, а автором либретто стал известный драматург Игнац Шницер. Назвать новую оперетту композитор решил оригинально – Der Zigeunerbaron, где первая часть zigeuner означает «цыганский», а вторая часть – дворянский титул ниже графского.
В России название музыкального произведения так и перевели «Цыганский барон». В других странах поступили аналогично. Очень скоро из лексикона ценителей музыки это словосочетание перекочевало в разряд общеупотребительных фразеологизмов.
Кстати, по-венгерски звание главы цыганского табора пишется как ciganybaro, вот почему австрийский композитор соотнес его с аристократическим титулом – по причине схожести звучания (частичной омонимичности) слов «барон» и «баро».
«Большой, старший, важный»
Лингвист, кандидат филологических наук Виктор Шаповал посвятил целое исследование данной теме. Свои выводы ученый изложил в статье «Цыганский барон как объект лингвистического анализа», которая была опубликована в журнале «Русская речь» (No 4 за 1999 год).
«Выражения «цыганский барон» нет ни в толковых, ни во фразеологических словарях. По всей вероятности, оно не фиксируется потому, что представляется такой же тривиальной метафорой, как «черное золото» (нефть), «царица полей» (кукуруза), или даже описательным обозначением, речевой находкой типа «американский рубль» (доллар), «китайские буквы» (иероглифы)», – написал В.В. Шаповал.
И все же, это словосочетание имеет особое значение, ведь ни на одной географической карте никогда не было указано территории, принадлежащей цыганскому барону, а его супругу никто не именует баронессой.
Причина всех этих странностей проста. В цыганском языке есть слово «баро» (baro), которое означает «большой, старший, главный», оно часто используется при обращении к главе табора или старейшему члену многочисленной семьи.
Интересно, что название народной песни «Ром баро» В.В. Шаповал переводит в своей статье как «Авторитетный цыган». А слово «барорай» в значении «барин» присутствует в пьесе великого писателя Л.Н. Толстого «Живой труп», написанной в 1900 году. Эта лексема мелькает в разговоре Феди Протасова с цыганом (д. I, к. 2, явл. III).
В русском блатном жаргоне тоже имеется похожее слово «райбаро», которое буквально переводится с цыганского языка как «барин большой», но на самом деле означает «агент уголовного розыска». Данная лексема лишь порядком составных слов отличается от толстовского «барорай». Вообще, язык преступного мира России имеет много заимствований из немецкого, еврейского, татарского, цыганского и других наречий.
«Таким образом, в ряде европейских языков созвучие между оригинальным названием цыганского вожака и титулом барон создало ситуацию, в которой отождествление этих слов могло происходить неоднократно и независимо. Благодаря этому и венгерское baro, и немецкое Baron (барон) практически безальтернативно были выбраны в качестве перевода цыганского названия вожака баро», – к такому выводу пришел известный лингвист В.В. Шаповал.
Кто такой цыганский барон
Этнограф и публицист Николай Бессонов написал статью «Структура цыганского табора», которая вошла в сборник «История цыган: Новый взгляд» (Воронеж, 2000 г.), соавторами данной книги также являются Н.Г. Деметер и В.К. Кутенков. Отметив, что социальная организация табора практически совпадает со структурой индийской касты, исследователь развенчал устоявшиеся в российском обществе стереотипы о цыганском бароне.
«В действительности вожаком становился (без какой-либо формальной выборной процедуры) цыган, хорошо владеющий языком окружающегося населения, способный отстоять интересы табора, пользующийся абсолютным авторитетом. Важно отметить, что его власть не была сродни государственной власти. У него не было никаких возможностей к принуждению – ни полиции, ни дружины. К его словам прислушивались, только если они были справедливы. Авторитет вожака был духовным и никаким более», – подчеркнул Н.В. Бессонов.
Причем, если сын покойного баро оказывался не подходящим для этой роли, то данное звание переходило к другому авторитетному и толковому мужчине.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального права ОмГУ имени Ф.М. Достоевского Владимир Симонов тоже считает, что роль главы табора сильно преувеличена в художественных произведениях. В статье «Значение бытового уклада в формировании этноса как субъекта права (на примере цыган)», которая была опубликована в журнале «Вестник Омского университета», серия «Право» (No 4 за 2008 год), ученый подчеркнул: «Это не полновластный хозяин и, тем более, не эксплуататор своих соплеменников».
Помимо отстаивания интересов цыган перед местным начальством, налаживания контактов с представителями других народов, баро разрешает споры между членами табора, основываясь на хорошо известных ему национальных обычаях и традициях.
«Вместе с тем, в разные времена и в разных странах вожак исполнял и другие функции, ряд которых был обусловлен требованиями официальных властей: вел списки своих цыган, регистрировал рождения и смерти, назначал виновным наказания, вплоть до телесных и изгнания провинившихся из табора», – отметил В.А. Симонов.
И все же, в прессе частенько появляются статьи о баснословном богатстве цыганских баронов. Утверждается, что эти влиятельные люди получают немалый процент от различного незаконного бизнеса, которым занимаются их подчиненные.
В массовом сознании образ цыганского барона во многом совпадает с образом главаря преступной организации, но с национальным колоритом. И он обязательно должен быть с ног до головы обвешан золотыми украшениями.
Кто такие цыганские бароны и как они живут в России
Само словосочетание «цыганские бароны» уже ассоциируется с богатством. Цыганский народ славится не только материальным достатком, но и своей разнообразной культурой. Привнося своё национальное, цыганский народ внес огромный вклад в музыкальную историю и культуру мира. Очень интересно становится узнать всё о цыганских баронах: как они живут, каких законов и традиций придерживаются.
Кто такие цыгане и каково их происхождение
Этнические цыгане имеют общее индийское происхождение и относятся к самым многочисленным этническим меньшинствам в Европе. Рома, как их ещё называют в политической сфере, мозаично расселены на разных континентах Земли: в Северной и Южной Америке, Европе, Австралии, Северной Африке. Их численность во всем мире достигает 5 млн человек.
В России же, по официальным данным 2017 года, находится 205 000 цыган. Но по факту их гораздо больше: приблизительно около 800 000 человек.
Цыганские бароны в России
Поскольку цыгане имеют разные народности, у них могут отличаться некоторые правила и уклады жизни. Единым для всех цыган в России остаётся только цыганский закон, который должен соблюдаться беспрекословно. Правила касаются общения с другими народами и проживания среди людей других национальностей, а именно: цыганам необходимо соблюдать правила и законы той страны, на территории которой они проживают.
Цыганский народ не приветствует иерархию, но и не отрицает лидерство в цыганском обществе, как и в любом цивилизованном коллективе. Таким лидером чаще всего является цыганский барон (от цыганского «баро» – большой человек») – человек, который отвечает за общение с внешним миром, решает проблемы и вопросы в таборе. Но есть и такие коллективы, где понятие «цыганский барон» отсутствует, на смену ему главным является самый старший уважаемый человек или же просто признанный лидер.
Задача баронов – не только решение конфликтов и налаживание контакта с внешним миром, в их обязанности также входит решение жилищных и хозяйственных вопросов, а именно: где будет ставиться табор, кто будет отвечать за обустройство и другие.
Свой титул цыганский барон передаёт сыну или племяннику. Часто цыганскими баронами становились в третьем поколении (после деда и отца) и возраст здесь не имел значения. Так, некоторые цыгане становятся баронами в возрасте около 20-25 лет. Но титула можно легко лишиться. Достаточно просто не выполнять свои обязанности.
Современная жизнь цыганских баронов в России
Исторически сложилось так, что после 1953 года указом Сталина цыганам запретили вести кочевой образ жизни и заставили осесть. Но народ по-прежнему живёт обособленно и поддерживает свои традиции и уклад жизни. Многие цыганские бароны по всей России поддерживают между собой связь, поддерживают цыганские общины.
Сам титул цыганского барона уже давно условный и не приносит никакого материального дохода, поэтому лидеры цыганского общества занимаются бизнесом, причем достаточно успешно. Единственное, что остаётся неизменным – это страсть к золоту, коллекционированию часов и колец. Золото для цыган – это залог безбедной и сытой жизни в любой стране.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Продолжим серию постов про разнообразные мифы и заблужнения. На этот раз выясним некоторые интересные и устойчивые заблуждения про цыган и их культуру.
Цыгане всю жизнь были окружены домыслами, байками и мифами, которые передаются из поколения в поколение. И все эти мифы прочно укоренились в головах не только у обывателей, но и у писателей и журналистов. Мы решили разобраться в вопросе и узнать, что в утверждениях о цыганах правда, а что — не совсем.
Цыгане — кочевой народ
Нельзя представлять себе кочевание цыган как бесцельные скитания или романтическую тягу к перемене мест. В течение столетий основой жизни большинства из них были ремесла, цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами и коневодами. Поэтому в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом случае ареал перемещений был определенным и сравнительно небольшим — примерно 300–500 км². И даже попав в неблагоприятные условия, цыгане не торопились уходить с территорий, на которых они подвергались гонениям. Именно так появились этнические группы синти в Германии, кале — в Испании и трэвелерс — в Англии. Они сумели выжить, находясь в эпицентре законодательно организованного насилия.
В СССР еще в октябре 1956 года вышел указ президиума Верховного совета «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. С тех пор прошло 60 лет, и сегодня у каждого цыгана России есть собственный дом (редкие исключения маргинального характера только подтверждают правило).
У цыган есть барон
Это понятие возникло на территории России и связано с выходом оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон» в 1885 году. В цыганском языке есть слово «баро», что значит большой, в сочетании «баро мануш» или «рай баро» — большой человек, важная персона. Благодаря созвучию слова «баро» и существующего в европейских языках слова «барон», именно последнее понятие вошло в употребление при разговоре о цыганах. Вожака в общине или большого человека у большинства этнических групп цыган нет, за исключением кэлдэраров. В любом случае баро — это те люди, которые более образованны, чем остальные, или просто лучше живут, поэтому к ним могут обратиться за советом и именно они ведут диалог с властями.
Цыгане умеют гипнотизировать и гадать
Цыгане чудесно умеют сбивать с толку и отвлекать внимание, но никак не гипнотизировать. Цыганам надо было зарабатывать деньги, а так как вся Европа смотрела на них как на странный и таинственный народ со сверхъестественными способностями, то наиболее предприимчивые просто начали использовать этот стереотип. Цыгане прекрасно знают, что у человека есть пять органов чувств и их надо «загрузить» все вместе в одно и то же время, чтобы дезориентировать жертву: зрение —яркой одеждой, слух —быстрой речью, обоняние — специфическим запахом, осязание — просто погладив жертву. И в голове у цыгана еще миллион необходимых навыков в области психологии человека, которым его обучают с детства. Все просто, никакой магии.
Цыгане — единый народ
Выражение «Цыган — он и в Африке цыган» никогда не было понятно самим цыганам, потому что они делятся на совершенно разные этнические группы, у которых свои языки, обычаи, религии, профессии, фольклор. Даже сами цыгане на этот счет сочинили немало поговорок: «Кажнонэстэ народостэ екх чиб, ромэндэ бут чиба» («У каждого народа один язык, у цыган много языков»), «Китик рома, дакитик обычаё: кон невестэнца торгинэла, кон бесплатнэс лэн чорла, кон приданыёса отдэла» («Сколько цыган, столько обычаев: кто невестами торгует, кто бесплатно их ворует, кто с приданым отдает») — об этом пишет известный цыгановед Николай Бессонов.
Мужчины-цыгане носят серьги
В интернете можно прочитать, что серьга в ухе у цыгана означает, что он единственный сын. Еще одно утверждение — якобы старики носили большие серьги, которые назывались «цыганской подковой», чтобы счастье сопутствовало. Но в России образ цыгана с серьгой в ухе укоренился благодаря «Неуловимым мстителям» и Яшке-цыгану. В действительности у цыган серьга — исключительно часть женского образа. Цыгановед Кирилл Кожанов в одной из своих статей писал даже, что, когда он встречается с цыганами-котлярами (именно они проживают на территории РФ), с которыми он довольно дружен, те всегда просят снять его серьгу.
Цыгане не работают и не учатся
Прослойка деклассированных граждан есть в любом народе, в том числе и у цыган. Таковые действительно имеют только начальное образование и заняты торговлей или сбытом товаров, полученных незаконным путем. Но существует множество представителей этой национальности, ассимилированных на той земле, на которой живут: они чтят свою культуру, служат государству, занимаются наукой и т. д. Каждый год в Праге проходит конгресс цыган, на который съезжаются лучшие представители цыганских народностей. Певец и музыкант Элвис Пресли, Николай Сличенко (актер, а теперь и руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн»), Златан Ибрагимович (футболист), Иван Ром-Лебедев (советский актер), Дуфуня Вишневский (кинорежиссер), Тони Гатлиф (кинорежиссер, обладатель приза Каннского кинофестиваля), Алексей и Михаил Ильинские (писатели), Александр Бердников (музыкант, участник группы «Корни») — список цыган, внесших вклад в науку и культуру на этом не заканчивается, и будем надеяться, что он будет только расти.
Цыгане никогда не служили в армии
Цыганки — вольнолюбивые
Распространению мифа о вольных цыганах в немалой степени способствовал поэт Александр Пушкин, создавший в романтической поэме «Цыганы» образ страстной цыганки Земфиры. Увы, красивая история далека от действительности. Земфира была крепостной. К тому же все ее поведение противоречит традиционному укладу цыганской семьи, где соблюдаются строгие нравственные правила. Девушка до замужества должна хранить чистоту — иначе ей грозит всеобщее осуждение. Замуж она может выйти только за представителя своей национальности (причем жениха ей выбирают родители). А после свадьбы цыганка должна быть во всем покорна мужу. Так что в реальной жизни вряд ли был возможен роман Земфиры с чужаком Алеко на виду у всего табора.
Между тем с легкой руки Пушкина миф о характере цыганки пошел гулять по всей мировой литературе. Очарование пушкинского образа подействовало и на Проспера Мериме, создавшего легендарный образ Кармен. Эта героиня тоже имеет мало общего с истинной цыганкой, но уже больше 100 лет ее образ волнует души людей, вдохновляет на творчество поэтов и композиторов.
А.Козакевич. «Украденное дитя». Х., м. 1880-е годы.
Украденные дети
Увы, не только фольклорная традиция, но и искусство поработало для создания неприглядного имиджа. С постоянством, достойным лучшего применения, поэты и писатели прибегали к такому эффектному сюжетному ходу, как похищение малыша проходящим мимо табором (с тем, естественно, чтобы в финале нашлись истинные родители). Сейчас мало кто помнит трагикомедию Александра Харди «Прекрасная египтянка», или «Цыганку» Эжена Скриба. Тем более забыта новелла XVII века «Невинная египтянка» Жана-Пьера Камю. Но пьеса «Проделки Скапена», созданная великим французским драматургом Мольером известна уже больше.1
Так стоит ли удивляться, что миф и по сию пору существует в общественном сознании? Мало кто желает слушать, что в реальной жизни кражи детей зловредными цыганами встречается так же «часто», как таборное людоедство.
Но ведь бывали в таборах светловолосые дети? Откуда?
Теперь поставьте себя на место кочевых цыган. Конечно же они предпочли бы взять на воспитание ребёнка родной крови. Но если даже маленький цыганёнок оставался сиротой, заботу о нём брали дальние родственники. Цыганский род обычно бывает очень разветвлённым, так что никому не нужный сирота встречался в национальной среде исключительно редко. Что же делать бездетной паре? Оставался один выход. Усыновить или удочерить ребёнка чужой национальности.
Что на практике и происходило. Причём без всяких похищений. Цыганки гадали во многих деревнях. Рано или поздно они находили малыша, который воспринимался как «лишний рот». После этого цыгане договаривались либо с родственниками, либо с крестьянской общиной. И очень часто даже оформляли усыновление документально. Чтобы потом никто не прицепился. Получается, что либо цыгане воспитывают сирот, либо их собственных детей принимают за краденых из за нехарактерной внешности.
Миф о пресловутой лени таборных мужчин
Про это почитать можно тут в статье Лилит Мазикиной «Роль мужчины в традиционном цыганском обществе»
Цыганский барон: какие у него обязанности
В российском обществе авторитетного цыгана, занимающегося решением проблем, возникающих в таборе, а также являющегося негласным главой общины, представляющим её интересы при контактах с органами государственной власти, называют бароном. Однако из-за отсутствия в цыганской культуре наследственной аристократии в их обществе нет как такового титула «барон», зато есть «баро», наделённый теми же правами и обязанностями.
Не барон, а баро
Цыгане не знают титула барон, поскольку между собой руководителя общины они именуют словосочетанием «ром баро» «важный цыган» или «большой цыган».
Созвучие цыганской лексемы «баро» с широко распространённым в европейских языках немецким словом «барон» послужило основой для возникновения русского арготизма для обозначения вожака цыганского табора.
Как свидетельствует в статье «Ром Баро» Н. Логинова: «Русские плохо расслышали и думают что это [баро] барон», а укоренению этого звания способствовала оперетта Иоганна Штрауса «Цыганский барон».
Бароном могут называть выбранного главу табора, иначе говоря, человека, которому симпатизирует подавляющее большинство цыганского сообщества, притом, что никаких официальных выборов не проводится.
Порой под бароном подразумевают цыганского криминального авторитета, а иногда шутливо именуют богатого члена табора.
Кто становится бароном?
Чтобы стать бараном, нужно заслужить уважение и доверие табора. На эту важную роль руководителя общины, защитника, судьи, представителя в государственных органах, советчика и старейшины, назначаются только достойные, мудрые и опытные люди.
К слову, место авторитетного вожака может занимать и женщина, ярким примером служит Елена Николаевна Константинова, являющаяся председателем ассоциации цыган Юга России.
Сами себя бароны называют слугами народа и основным смыслом своей деятельности видят поддержание, традиций, правопорядка и справедливости в таборе.
Обязанности барона
По словам Германа Петровича Филиппова, проживающего в Крыму цыганского старейшины, в обязанности барона входит отслеживание того, как члены табора соблюдают внутренние и внешние законы. Те, кто нарушает устои ромов и преступает российские правовые нормы, удостаиваются его суда и соответствующего наказания.
В прошлом за проступки, такие как грабёж или воровство, цыган прилюдно подвергали порке кнутом до потери сознания, дабы остальным неповадно было.
За особо тяжкие преступления барон имеет право применить самое суровое цыганское наказание — изгнание человека из цыганского сообщества. К слову, если цыган изгоняется из одного сообщества, он уже не будет принят ни в одном таборе мира ни в России, ни в Молдавии, ни в Югославии, ни во Франции, ни в США и так далее.
Все приговоры и постановления барона обязательны для исполнения, тот, кто его не выполняет, заслуживает порицания в таборе, поскольку он является глашатаем древней цыганской мудрости и неписаных законов, кои следует свято чтить.
Именно барону предоставляется честь общаться от имени табора с представителями городской администрации, прессы, правоохранительных структур, школы и прочих государственных органов страны проживания. Вожак заботится о назначении разного рода социальных пособий и пенсий, полагающихся членам общины, помогает в оформлении документов, подтверждает браки и разрешает все споры.
Он хлопочет о защите прав цыган, изыскивает возможности при столкновении с официальной властью, решает проблемы при помощи цыганского суда внутри табора.
В случае, если барон не оправдывает оказанного ему высокого доверия, не исполняет свои обязанности или выносит несправедливые решения, он может остаться без табора, который отвернётся от него.
Новое в блогах
ОМОН, ай нанэ-нанэ: самые крупные цыганские бунты в современной России
================================
Если где-то в России происходит конфликт на национальной почве, многие подсознательно ждут присутствия в сводках новостей «лиц кавказской национальности». События последних дней в Туле показывают, что этническая подоплека крупных потасовок с местным населением колоритнее, чем может показаться. Ruposters вспоминает, когда, где и при каких обстоятельствах всплывал «цыганский вопрос» в последние годы.
Сагра, Свердловская область. 2011 год
Один из самых известных конфликтов на национальной почве в современной России произошел в поселке Сагра, в 40 км от Екатеринбурга, летом 2011-го. Беспорядки начались в результате конфликта местных жителей с представителями цыганской диаспоры Красноперовых (Лебедевых) по поводу наркоторговли и краж, в которых их подозревали. Один из предполагаемых зачинщиков драки находился в розыске 16 лет. Противостояние вылилось в перестрелку с ранеными и одним убитым. Среди пострадавших неожиданно оказались представители азербайджанской диаспоры, которые прибыли в поселок “поддержать” цыганскую семью, “обиженную русскими”.
Прибывшая на место перестрелки полиция и следственные органы изначально не увидели ничего серьезного в беспорядках. Только благодаря общественному резонансу расследование было взято под контроль федеральными властями, а нападавших осудили за хулиганство.
Чудово, Новгородская область. 2013 год
Кротовка, Самарская область. 2012 год
19 августа 2012-го в самарском селе Кротовка между русскими и цыганами произошла массовая драка. Всему виной стал пожар одного из цыганских сараев, позднее перекинувшийся на жилые строения. Вызванный наряд пожарных принялся ликвидировать огонь, но местным цыганам не понравилось, что сотрудники МЧС начали тушить сначала дом, в котором жила русская семья.
Курган, 2011-2014 годы
Плеханово, Тульская область. 2016 год
Конфликт в поселке Плеханово в Туле произошел из-за того, что цыганские жители попытались незаконно подключиться к газовой сети. В результате некачественно выполненных врезок в местный газопровод без газа остались более 400 домовладений. Сотрудники аварийной службы, пытавшиеся восстановить подачу газа, были атакованы агрессивной толпой.
Тульская полиция попыталась не допустить беспорядков, но попала под град камней и палок (в нападениях участвовали и дети). В этот же день в Плеханово были вызваны бойцы ОМОНа, СОБРа и внутренних войск МВД. Только после этого ситуация нормализовалась.
Б.От БЛОГЕРА:
К сожалению глубокого и полного анализа проблемы нет.
Это де-факто НЕЛЕГАЛЬНОЕ положение цыган и русских способно создавать проблемы
2. Но цыганские БАРО, вероятно, сами немало виноваты. если русским НИКОГДА и не предлагалось звание ТИТУЛЬНОЙ нации с правом на САМОУПРАВЛЕНИЕ,то, если мне не изменяет память цыганам еще при Советах такое предложение было,т.е. предлагалось отвести им территорию для самоуправления. Но,якобы, они САМИ отказались.Мол, «мы народ бродячий.Нам нельзя иначе!»