басмачи кто такие история
Басмачи: кем они были по национальности
После распада СССР в бывших союзных республиках произошло переосмысление истории ХХ века. Басмачество стало рассматриваться как партизанское движение, развернутое населением Средней Азии против насильственного насаждения коммунистической идеологии. А вот в советских фильмах участники вооруженных отрядов, боровшихся с красноармейцами, изображались кровожадными злодеями, коварными убийцами и грабителями, притесняющими мирных жителей. При этом вопрос о национальности басмачей уходил на второй план.
Кто они такие
Доктор философских наук Леонид Бляхер и доктор политических наук Илдус Ярулин совместно написали статью «Кто такие басмачи? Советское мифотворчество и стигматизация гражданской войны в Средней Азии», которая была опубликована в журнале «Полития: Анализ. Хроника. Прогноз» (№ 2 за 2016 г.). Ученые отметили в своей работе, что само слово «басмачи» произошло от узбекского «басма», что означает налет, а суффикс-чи просто указывает на род занятий человека. То есть басмач – это в прямом смысле налетчик.
Так жители Средней Азии называли банальных грабителей, совершавших конные набеги на караваны, мирных земледельцев и скотоводов. Никакой симпатии к участникам подобных бандитских формирований у населения не было. Слово «басмач» имело негативные коннотации задолго до Октябрьской революции и установления советской власти.
Красноармейцы, отправившиеся в далекий Туркестан, чтобы устанавливать советский режим, столкнулись с активным неприятием и даже противодействием со стороны многих местных жителей, которые стали сопротивляться, собираясь в отряды и именуя себя моджахедами, то есть участниками священной войны мусульман против неверных. Идеологией этих людей был ислам.
И тогда, не желая выглядеть в глазах общественности захватнической армией, насильственно насаждающей чуждые населению коммунистические идеалы, руководство РККА решило называть участников местного исламского движения басмачами, просто приравняв их к бандитам.
«Это слово и становится спасением для освободительной Красной Армии. Ей противостоят не местные жители, не «угнетенное население», а бандиты и их пособники – басмачи. Басмачи («и» в конце слова интерпретируется теперь как показатель формы множественного числа) изначально находятся вне правового поля, потому по отношению к ним допустимо любое насилие», – так Л. Е. Бляхер и И. Ф. Ярулин описали смысловую подмену, сознательно примененную советскими идеологами.
Бандиты или моджахеды
Независимо от того, в каком значении используется исторический термин «басмачество», участниками этого движения были представители практически всех народов многонационального Туркестана. Вооруженные отряды пополнялись как за счет потомственных кочевников-скотоводов, имеющих преимущественно тюркские или монгольские корни, так и за счет ираноязычных земледельцев.
Если же речь идет о религиозном движении населения Средней Азии, возникшем после Октябрьской революции, то картина слегка меняется: басмачи – это исключительно жители Туркестана, исповедующие ислам. Представители народов, придерживающихся других религий, в моджахеды, понятное дело, не записывались.
Многонациональный Туркестан
Кандидат исторических наук Турсунай Омурзакова дала характеристику национального состава Туркестана в своей статье «Этническая карта Кокандского ханства (история и тенденции)», которая была опубликована в издании Austrian Journal of Humanities and Social Sciences («Австрийский журнал гуманитарных и общественных наук») в декабре 2016 года. В своей работе исследовательница ссылается на официальный отчет российского генерал-адъютанта Константина фон Кауфмана (1818-1882 гг.), возглавлявшего завоевание и колонизацию Средней Азии во второй половине XIX века.
«Информацию и статистические данные русского генерала о народонаселении Туркестана можно принять как достоверные, так как он был не только политически заинтересован в них, но и имел на это полный административный ресурс. Поэтому мы считаем полученные результаты наиболее точными для конца XIX в.», – писала Т. Омурзакова.
Итак, общую численность жителей Туркестана фон Кауфман определял в 3 миллиона 150 тысяч человек. Согласно его отчету, в этнический состав населения входили таджики, узбеки, кипчаки, туркмены, сарты, каракалпаки, киргизы, кураминцы, татары, чалаказаки (шала-казахи), монголы, китайцы, таранчи (уйгуры), дунгане, калмыки, а также малочисленные и рассеянные по всему региону индийцы, персияне, евреи, арабы, афганцы и цыгане.
Поскольку власти Российской империи считали киргизов и казахов одним народом, называя последних киргиз-кайсаками, то неудивительно, что к киргизам были причислены почти 50% всего населения Туркестана, на территории которого помимо среднеазиатских республик находился и современный Казахстан. Правда, движение басмачей затронуло лишь южные регионы этой страны и не имело такого размаха, как в Узбекистане или Таджикистане.
Если же говорить о Средней Азии как таковой, то больше всего басмачей, наиболее упорно сопротивлявшихся новым порядкам, оказалось в тех местах, где самым многочисленным народом были сарты. В конце XIX века к этой национальности относились около 800 тысяч человек, они составляли большинство населения Сырдарьинской и Ферганской областей, а также Зеравшанского округа. 26% всех жителей Туркестана являлись сартами.
Вторым по численности народом, представители которого входили в отряды басмачей, были узбеки: 200 тысяч человек, или немногим более 6,3% всего населения восточной провинции. На третьем месте оказались таджики: 150 тысяч человек или около 4,7% жителей Туркестана.
Несмотря на историческую и статистическую достоверность отчета, который составил генерал К. П. фон Кауфман, по тем или иным причинам в него попали далеко не все народы Средней Азии. Например, вне списка остались ногайцы, которых власти Российской империи исторически причисляли к татарам.
Куда пропали сарты
Таинственное исчезновение сартов, случившееся в начале ХХ века, интересует многих исследователей. Если говорить просто, то советская власть записала сартов узбеками. И произошло это не в отместку народности, представители которой составляли большинство в движении басмачей, а всего лишь ради унификации населения Средней Азии, где были образованы Узбекская, Таджикская, Киргизская и Туркменская ССР.
Доктор исторических наук Сергей Абашин посвятил этой теме статью «Возвращение сартов? Методология и идеология в постсоветских научных дискуссиях», которая была напечатана в журнале «Антропологический форум» (№ 10 за 2009 г.). Ученый отметил, что споры об этом народе не утихают уже долгое время.
«Данные, которые появились в результате более близкого знакомства с регионом в середине XIX в., заставили исследователей задуматься, какие из признаков являются основными в формировании сартов и к какому народу их соответственно можно отнести. Если это образ жизни, обычаи, психология и внешний облик, то сартов нужно отнести к иранским народностям. Если язык – то их нужно включить в число тюркских племен», – констатировал С. Н. Абашин.
Ученый выразил мнение, что исчезновение сартов с этнической карты Средней Азии стало результатом некого негласного соглашения, достигнутого в ходе переговоров между коммунистами и местной мусульманской элитой.
Идеологи марксизма-ленинизма все же осознали допущенные ошибки и встали на путь веротерпимости, решили учитывать религиозно-культурные особенности региона. Басмачество постепенно сошло на нет по причине его полной бесперспективности, а исламские лидеры стали призывать верующих принять новую власть.
Так или иначе, а с момента Всесоюзной переписи 1926 года сарты больше нигде не значились как народ. И считается, что сейчас они уже полностью ассимилированы соседями.
А вот доктор исторических наук Светлана Брежнева полагает, что сарты исчезли с этнической карты Средней Азии, поскольку к началу ХХ века этнографические различия между таджиками и узбеками практически стерлись, два этих народа стали отличаться лишь по наречию. (Как известно, одни ираноязычные, другие тюркоязычные). Об этом исследовательница написала в своей статье «Народы Туркестана в составе Российской империи», которая была опубликована в журнале «Российские регионы: взгляд в будущее» (№ 1 за 2017 г.).
И сарты, представлявшие собой нечто среднее между узбеками и таджиками, были причислены к первым по причине схожести языков, ведь наречие исчезнувшего народа, очевидно, имело тюркские корни.
Басмачи
Исмаил Энвер, известный также как Энвер-паша.
1881—1922 — османский военный и политический деятель и один из руководителей басмаческого движения; идеолог и практик пантюркизма и панисламизма, военный, поэт, художник. Активный участник Младотурецкой революции 1908 г., один из лидеров младотурецкой партии «Единение и прогресс». Военный преступник.один из участников и идеологов геноцида армян в 1915 году.
Руководство басмаческим движением
См. также: Басмачество
В конце октября 1921, имея в руках информацию о составе, численности и дислокации частей Красной армии в Бухаре, Таджикистане, Узбекистане и Туркменистане, он принял решение противодействовать большевикам и поднять панисламское движение за освобождение Средней Азии от красных империалистов, для чего взял на себя миссию объединения отрядов басмачей в борьбе с советской властью, и перешёл в Восточную Бухару, где возглавил басмаческие силы в этом регионе. Этому способствовал и созданный еще ранее по его инициативе подпольный антисоветский Комитет национального объединения во главе с Верховным муфтием Ташкента Садретдином-ходжой Шарифходжаевым.
Энвер-паша с группой турецких офицеров двинулся в Восточную Бухару, переговариваясь с лидерами басмаческих отрядов. Ибрагим-бек отнёсся к нему с большим подозрением, разоружил его группу и продержал под арестом три месяца, однако Энвер-паша смог заручиться поддержкой других курбаши, и был освобождён для участия в борьбе с отрядом Ишон-Султана. После этого он развернул активную деятельность по координации басмаческого движения, и был признан эмиром Сейид Алим-ханом главнокомандующим всеми басмаческими отрядами Бухары и Хивы и части Туркестана.
В феврале 1922 руководимые Энвер-пашой басмаческие войска захватили Душанбе, затем был организован поход на Бухару. За короткое время он смог занять практически всю территорию Восточной Бухары и значительную часть запада эмирата. Российские представители неоднократно предлагали ему мир и признание его владычества в Восточной Бухаре, однако Энвер-паша занял непримиримую позицию и требовал полного ухода российских войск из всего Туркестана, стремясь создать пан-тюркское государство.
В мае 1922 Красная Армия предприняла контрнаступление, использовав реки Амударью, Пяндж и Вахш для переброски войск. Обладающий большим авторитетом Ибрагим-бек, который не признавал окончательного главенства Энвер-паши, не пришёл на помощь, и Энвер-паша потерпел несколько тяжёлых поражений, оставив Душанбе. При попытке передислокации своих войск в локайской долине Ибрагим-бек неожиданно напал на отряды Энвер-паши с двух сторон, что принесло басмаческому движению значительный урон.
Энвер-паша переместился в окрестности Бальджуана, где был выслежен Красной Армией, и проиграл большую битву.
Энвер-паша был убит 4 августа 1922 в бою с частями Красной Армии (8-я советская кавалерийская бригада) в кишлаке Чагана в 25 км от г. Бальджуана в Таджикистане[неавторитетный источник?].
Чекист Георгий Агабеков в своих мемуарах описывает операцию по обнаружению местонахождения Энвер-паши (Агабеков с напарником под видом торговцев внедрились в местное население и с помощью подкупа выяснили дислокацию штаба Энвер-паши) и цитирует рапорт командира конного дивизиона, атаковавшего штаб Энвер-паши: «Штаб басмачей во главе с Энвер-пашой бросился в горы, но наткнувшись на эскадрон, посланный в обход, принял бой. В результате боя штаб противника уничтожен. Успели спастись только трое. 28 трупов остались на месте боя. Среди них опознан и Энвер-паша. Ударом шашки у него снесена голова и часть туловища. Рядом с ним был найден Коран»].
Согласно воспоминаниям генерал-лейтенанта в отставке В. И. Уранова, Энвер-паша был убит в перестрелке в кишлаке Чагана в 25 км от г. Бальджуана (Таджикистан).
Могила Энвер-паши была местом массового паломничества до середины тридцатых годов, потом советскими властями холм был срыт, но могила продолжала посещаться местными жителями[7][неавторитетный источник?]. Эта могила получила название мазора Хазрати-шох (мавзолея Святого Шаха)[неавторитетный источник?]. Прах Энвер-паши был торжественно передан президенту Турции Сулейману Демирелю таджикским лидером из Бальджуана Изатулло Хаёевым 4 августа 1996.
До сих пор довольно трудно разобраться во всех тонкостях политики Энвер-паши, лавировавшего между эмиром, басмачами, Красной Армией, и поочерёдно вступавшим в союзы и конфликты то с теми, то другими силами, однако при всём при этом он старался проводить свою линию, пытаясь создать в Средней Азии пантюркское государство. В частности, он пользовался титулом «Главнокомандующего Вооруженными силами ислама и наместника эмира Бухарского». На личной печати Энвера-паши была выгравирована надпись: «Верховный Главнокомандующий войсками Ислама, зять Халифа и наместник Магомета».
В одно время Энвер выпускал прокламации, в которых провозглашал себя сейидом, то есть потомком пророка Мухаммеда. Имеются, однако, реальные сведения о том, что предок Энвера был гагаузом православного вероисповедания, служил крымским ханам, принял ислам, женился на одной из придворных в Бахчисарае, а после завоевания Крыма Россией переселился в Дунайские княжества. Так что никакого отношения к потомкам пророка Энвер не имел. Он лишь использовал самозванно свой тезис для собственного возвеличения.
Муэтдин происходил из влиятельного кыргызского рода отуз-оглы (букв. «30 богатырей»), был крупным баем, манапом. Еще в юности прославился как профессиональный вор, свои разбойничьи набеги начал ещё при царской власти.
«13 мая 1921 года Муэтдин произвел нападение на продовольственный транспорт, шедший по Куршабо-Ошской дороге в город Ош. Транспорт сопровождался красноармейцами и продармейцами, каковых было до 40 человек. При транспорте находились граждане, в числе коих были женщины и дети; были как русские, так и мусульмане. Вез транспорт пшеницу — 1700 пудов, мануфактуру — 6000 аршин и другие товары. Муэтдин со своей шайкой, напав на транспорт, почти всю охрану и бывших при нем граждан уничтожил, все имущество разграбил. Нападением руководил сам и проявлял особую жестокость. Так, красноармейцы сжигались на костре и подвергались пытке; дети разрубались шашкой и разбивались о колеса арб, а некоторых разрывали на части, устраивая [91] с ними игру «в скачку», то есть один джигит брал за одну ногу ребенка, другой — за другую и начинали на лошадях скакать в стороны, отчего ребенок разрывался; женщины разрубались шашкой, у них отрезали груди, а у беременных распарывали живот, плод выбрасывали и разрубали. Всех замученных и убитых в транспорте было до 70 человек, не считая туземных жителей, трупы которых были унесены мусульманами близлежащих кишлаков и точно число каковых установить не удалось»
Его отряды совершали стремительные налёты на многие города Ферганской долины, даже на такие крупные как Ош и Андижан.
В мае 1922 г. неожиданно прервав переговоры вновь начал боевые действия.
3 июля 1922 г. его армия ворвалась и разграбила Ош. При отступлении из Оша окружен превосходящими силами РККА и 6 июля 1922 г. сдался под гарантию амнистии и признал советскую власть.
В конце июля 1922 г. арестован органами ОГПУ, обвинен в заговоре с целью убийства комиссара штаба войск Ферганской области Болотникова и подготовке мятежа.
Многократно женат. Согласно шариату имел единовременно 4 жены, но периодически набирал новых, старых убивал и прогонял, а также множество наложниц. Множество детей обоего пола. Одна из дочерей замужем за Нурматом Мин-баши, также крупным ошским басмачем.
Наступая в направлении урочища Иде-Хоузе, советские отряды громили врага. Оставляя сильные заслоны, бандиты стали уходить в пески. Надо было преследовать басмачей с таким темпом, чтобы настигать их внезапно на стоянках, не позволять им разрушать водоисточники, увозить продовольствие и фураж.
Захватив эту базу, наши войска в какой-то мере могли бы восстановить силы, но не было воды. Басмачи забили колодец песком и трупами животных. Красноармейцы при помощи лопаток и перемётных сум сумели очистить колодец глубиной около 30 метров. Более суток люди пробивались к воде. Настойчивость победила. Бойцы подносили влажный песок руками ко рту и сразу оживлялись. Достали воду, и сразу пошли вперёд. 11 июня, на 19-е сутки похода, передовая походная застава колонны с боями достигла озера Кара-Ходжа Су. Басмачи разбежались по пустыне.
В январе 1924 года обстановка в Хорезме вновь обострилась. Укрывшийся в песках Джунаид-хан располагал отрядом в 3 тысячи всадников, вооружённых английскими полуавтоматическими винтовками и пулемётами. Кроме того, под его командованием находились отряды других курбашей, общей численности до 6 тысяч всадников.
Эти банды одновременно вышли из пустыни и, присоединяя к себе колеблющиеся элементы, стали захватывать кишлаки один за другим. Бывший ханский министр Садык Бакалов и вождь туркменского племени Агаджи Ишан поднимают восстание в Садываре, Питняке и Хазараспе, занимают Ханки.
19 января 1924 года крупные силы врага окружили Хиву. Находившиеся в городе 290 красноармейцев стойко отбивали атаки. В Хиве срочно формировались рабочие роты и комсомольские отряды общей численностью около 500 бойцов.
При обороне Хивы погиб доблестный красный командир венгр Анжелло. Он был тяжело ранен в схватке и захвачен басмачами в плен. Туркмены зверски замучили Анжелло, а затем отрезали ему голову и, насадив на кол, выставили у ворот крепости.
Зверства басмачей были безмерны. Везде, куда им удалось ворваться, они истязали людей. Отрезали головы, сдирали кожу, жгли живьём пленных красноармейцев. Более 200 человек советских служащих они истребили и покалечили в течение двух дней.
К Хиве стягивались красноармейские части. При подходе к Питняку начались ожесточённые бои с бандами ярого туркменского националиста Агаджи Ишана. После тяжелых двухдневных боёв Питняк был отбит. В Турткуле кавалерийский эскадрон под командованием политрука Суринова сумел проскочить басмаческие заставы и, соединившись с рабочими отрядами в городе, сумел неожиданной атакой опрокинуть врага.
Узнав о поражении своих отрядов в Питняке, Хазараспе, Турткуле Джунаид-хан снял осаду с Хивы. Действующему западнее Куня-Ургенча 4-му Актюбинскому кавалерийскому полку была поставлена задача преследовать отходящие, основательно потрёпанные отряды Джунаид-хана. 26 февраля 1924 года полк выступил вглубь песков по следам врага на его базы Чарышли и Орта-Кую. Путь проходил по северо-западной части Кара-Кумов. Пески затрудняли движение. На барханах, маскируясь в низкорослом саксауле, басмачи устраивали засады. В последних числах февраля в пустыне ударил двадцатиградусный мороз. Встречный ветер нагнал с юга чёрные тучи, пошёл снег. Несмотря на непогоду, полк продолжал движение. У колодцев Балыклы нашим передовым отрядом было сбито басмаческое охранение. Вскоре были обнаружены главные силы противника, занявшие оборону по саксаульной роще, в барханах, крутые скаты которых были обращены в сторону наступавших.
Командир полка Хорун бросил против левого фланга басмачей два эскадрона Лотухина при поддержке нескольких пулемётов. Как только кавалеристы на полном галопе стали приближаться к отлогому склону бархана, на его вершине появилось около 500 туркмен, которые двинулись навстречу неширокой, но очень глубокой лавиной. Пулемёты пригодились нашим кавалеристам как нельзя лучше. Их огонь наносил басмачам большие потери. 3-й эскадрон, усиливая 2-й, бросился навстречу бандитам. Туркмены были смяты и, прикрываясь заслоном, стали отходить.
Более суток полк преследовал отступающего врага. Джунаид-хан бросал всё и уходил. Погоня продолжалась. Красные обозы застряли где-то в песках, пища и фураж были на исходе. Утром 3 марта задул ветер. Вскоре от налетевшей песчаной бури стало темно как ночью. Бойцы прижимались к земле, набрасывали на головы сёдла, чтобы, оказавшись засыпанными песком, иметь хоть какое-то пространство для воздуха. Буря стихла глубокой ночью. Весь день красноармейцы пролежали, засыпаемые песчаной бурей. В темноте, ощупью люди отыскивали друг друга, помогали откапывать засыпанных. Высота нанесённого песка составляла 70 см.
В 1927 году Джунаид-хан, поставив на ноги всю религиозную и байскую клику, собрал банду до тысячи басмачей и 19 сентября 1927 года официально объявил о своём новом (уже третьем) походе против советской власти. Его отряд захватил район 5-го аулсовета и намеревался атаковать город Ильялы.
Для ликвидации антисоветского мятежа командующий Туркестанским военным округом К.А.Авксентьевский создал Северную и Южную группы войск. Южная группа в составе трёх полков, артиллерийского дивизиона и авиаотряда должна была не допустить отхода банды на юг к государственной границе. Северная группа в составе двух кавалерийских полков, стрелкового батальона и отделения курсантов Ташкентской военной школы выступила в новый поход в пустыню Кара-Кум.
Отряд Джунаид-хана попытался ворваться в кишлак Ходжи-Кумбез, но бедняцкая часть населения оказала ему стойкое сопротивление. На помощь дехканам выступил отряд милиции, и вылетели два самолёта. Один из них во время боевого захода потерпел аварию и вынужден был приземлиться возле кишлака. Лётчики Фоменко, Козлов и Рыльский, окружённые бандитами, бились до последнего патрона. Фоменко и Рыльского басмачи расстреляли, а Козлова сожгли вместе с самолётом.
В районе Базар-ак-Тюбе 84-й кавалерийский полк под командованием М.Н.Борисова нанёс Джунаид-хану сильное поражение и вынудил его отойти. Басмачи отступали вглубь пустыни. Северной группе войск предстояло двинуться в пески и добить враг на его новых базах. Совершив за три дня переход в 110 км, 83-й и 84-й полки увеличили темп движения и к 4-му дню вышли к горько-солёному озеру Сары-Камыш. Создав из наиболее стойких бойцов отряд в 120 человек при двух станковых пулемётах, командир 84-го кавалерийского полка повёл его на колодец Чарышли. К полудню 3 ноября бойцы определили, что враг только что ушёл к колодцам Сюзаклы. Басмачи засыпали колодцы песком. Приходилось отрывать новые. Красноармейцы поочерёдно вытаскивали по полведра грязной, пахнущей сероводородом воды, поили коней и пили сами. Преследование продолжилось. Самолёт бросил вымпел с донесением, что враг обнаружен. Напрягая последние силы, красные конники настигли басмачей. Бой был жарким. После бомбардировки с воздуха и интенсивного обстрела противника из пулемётов 1-й эскадрон Лучинского и 3-й эскадрон Марковича конной лавой обрушились на туркмен. Банда Джунаид-хана была разгромлена. Её остатки мелкими группами разбежались по барханам. На этом закончился второй героический поход частей Красной Армии в пустыню Кара-Кум.
Однако и на этом борьба с Джунаид-ханом не закончилась. В 1931 году он вновь поднимает голову. Собрав 2-тысчный отряд, он предпринимает последнюю попытку свержения советской власти в Туркмении.
Начался новый трудный поход и ожесточённые бои в Кара-Кумах. В упорном бою, продолжавшемся двое суток у колодцев Туз и Чазыл, басмачам было нанесено поражение, а через несколько дней неотступного преследования, их остатки были разгромлены у колодцы Дахлы. Джунаид-хан бежал за границу. На сей раз навсегда.
Басмачи: кем они были по национальности
После распада СССР в бывших союзных республиках произошло переосмысление истории ХХ века. Басмачество стало рассматриваться как партизанское движение, развернутое населением Средней Азии против насильственного насаждения коммунистической идеологии. А вот в советских фильмах участники вооруженных отрядов, боровшихся с красноармейцами, изображались кровожадными злодеями, коварными убийцами и грабителями, притесняющими мирных жителей. При этом вопрос о национальности басмачей уходил на второй план.
Кто они такие
Так жители Средней Азии называли банальных грабителей, совершавших конные набеги на караваны, мирных земледельцев и скотоводов. Никакой симпатии к участникам подобных бандитских формирований у населения не было. Слово «басмач» имело негативные коннотации задолго до Октябрьской революции и установления советской власти.
Красноармейцы, отправившиеся в далекий Туркестан, чтобы устанавливать советский режим, столкнулись с активным неприятием и даже противодействием со стороны многих местных жителей, которые стали сопротивляться, собираясь в отряды и именуя себя моджахедами, то есть участниками священной войны мусульман против неверных. Идеологией этих людей был ислам.
И тогда, не желая выглядеть в глазах общественности захватнической армией, насильственно насаждающей чуждые населению коммунистические идеалы, руководство РККА решило называть участников местного исламского движения басмачами, просто приравняв их к бандитам.
«Это слово и становится спасением для освободительной Красной Армии. Ей противостоят не местные жители, не «угнетенное население», а бандиты и их пособники – басмачи. Басмачи («и» в конце слова интерпретируется теперь как показатель формы множественного числа) изначально находятся вне правового поля, потому по отношению к ним допустимо любое насилие», – так Л. Е. Бляхер и И. Ф. Ярулин описали смысловую подмену, сознательно примененную советскими идеологами.
Бандиты или моджахеды
Независимо от того, в каком значении используется исторический термин «басмачество», участниками этого движения были представители практически всех народов многонационального Туркестана. Вооруженные отряды пополнялись как за счет потомственных кочевников-скотоводов, имеющих преимущественно тюркские или монгольские корни, так и за счет ираноязычных земледельцев.
Если же речь идет о религиозном движении населения Средней Азии, возникшем после Октябрьской революции, то картина слегка меняется: басмачи – это исключительно жители Туркестана, исповедующие ислам. Представители народов, придерживающихся других религий, в моджахеды, понятное дело, не записывались.
Многонациональный Туркестан
Кандидат исторических наук Турсунай Омурзакова дала характеристику национального состава Туркестана в своей статье «Этническая карта Кокандского ханства (история и тенденции)», которая была опубликована в издании Austrian Journal of Humanities and Social Sciences («Австрийский журнал гуманитарных и общественных наук») в декабре 2016 года. В своей работе исследовательница ссылается на официальный отчет российского генерал-адъютанта Константина фон Кауфмана (1818-1882 гг.), возглавлявшего завоевание и колонизацию Средней Азии во второй половине XIX века.
«Информацию и статистические данные русского генерала о народонаселении Туркестана можно принять как достоверные, так как он был не только политически заинтересован в них, но и имел на это полный административный ресурс. Поэтому мы считаем полученные результаты наиболее точными для конца XIX в.», – писала Т. Омурзакова.
Итак, общую численность жителей Туркестана фон Кауфман определял в 3 миллиона 150 тысяч человек. Согласно его отчету, в этнический состав населения входили таджики, узбеки, кипчаки, туркмены, сарты, каракалпаки, киргизы, кураминцы, татары, чалаказаки (шала-казахи), монголы, китайцы, таранчи (уйгуры), дунгане, калмыки, а также малочисленные и рассеянные по всему региону индийцы, персияне, евреи, арабы, афганцы и цыгане.
Поскольку власти Российской империи считали киргизов и казахов одним народом, называя последних киргиз-кайсаками, то неудивительно, что к киргизам были причислены почти 50% всего населения Туркестана, на территории которого помимо среднеазиатских республик находился и современный Казахстан. Правда, движение басмачей затронуло лишь южные регионы этой страны и не имело такого размаха, как в Узбекистане или Таджикистане.
Если же говорить о Средней Азии как таковой, то больше всего басмачей, наиболее упорно сопротивлявшихся новым порядкам, оказалось в тех местах, где самым многочисленным народом были сарты. В конце XIX века к этой национальности относились около 800 тысяч человек, они составляли большинство населения Сырдарьинской и Ферганской областей, а также Зеравшанского округа. 26% всех жителей Туркестана являлись сартами.
Вторым по численности народом, представители которого входили в отряды басмачей, были узбеки: 200 тысяч человек, или немногим более 6,3% всего населения восточной провинции. На третьем месте оказались таджики: 150 тысяч человек или около 4,7% жителей Туркестана.
Несмотря на историческую и статистическую достоверность отчета, который составил генерал К. П. фон Кауфман, по тем или иным причинам в него попали далеко не все народы Средней Азии. Например, вне списка остались ногайцы, которых власти Российской империи исторически причисляли к татарам.
Куда пропали сарты
Таинственное исчезновение сартов, случившееся в начале ХХ века, интересует многих исследователей. Если говорить просто, то советская власть записала сартов узбеками. И произошло это не в отместку народности, представители которой составляли большинство в движении басмачей, а всего лишь ради унификации населения Средней Азии, где были образованы Узбекская, Таджикская, Киргизская и Туркменская ССР.
Доктор исторических наук Сергей Абашин посвятил этой теме статью «Возвращение сартов? Методология и идеология в постсоветских научных дискуссиях», которая была напечатана в журнале «Антропологический форум» (№ 10 за 2009 г.). Ученый отметил, что споры об этом народе не утихают уже долгое время.
«Данные, которые появились в результате более близкого знакомства с регионом в середине XIX в., заставили исследователей задуматься, какие из признаков являются основными в формировании сартов и к какому народу их соответственно можно отнести. Если это образ жизни, обычаи, психология и внешний облик, то сартов нужно отнести к иранским народностям. Если язык – то их нужно включить в число тюркских племен», – констатировал С. Н. Абашин.
Ученый выразил мнение, что исчезновение сартов с этнической карты Средней Азии стало результатом некого негласного соглашения, достигнутого в ходе переговоров между коммунистами и местной мусульманской элитой.
Идеологи марксизма-ленинизма все же осознали допущенные ошибки и встали на путь веротерпимости, решили учитывать религиозно-культурные особенности региона. Басмачество постепенно сошло на нет по причине его полной бесперспективности, а исламские лидеры стали призывать верующих принять новую власть.
Так или иначе, а с момента Всесоюзной переписи 1926 года сарты больше нигде не значились как народ. И считается, что сейчас они уже полностью ассимилированы соседями.
А вот доктор исторических наук Светлана Брежнева полагает, что сарты исчезли с этнической карты Средней Азии, поскольку к началу ХХ века этнографические различия между таджиками и узбеками практически стерлись, два этих народа стали отличаться лишь по наречию. (Как известно, одни ираноязычные, другие тюркоязычные). Об этом исследовательница написала в своей статье «Народы Туркестана в составе Российской империи», которая была опубликована в журнале «Российские регионы: взгляд в будущее» (№ 1 за 2017 г.).
И сарты, представлявшие собой нечто среднее между узбеками и таджиками, были причислены к первым по причине схожести языков, ведь наречие исчезнувшего народа, очевидно, имело тюркские корни.