баталер на корабле это кто такой

7. принимай дела баталера

Всё шло своим чередом. Но однажды… вызывает меня командир батареи Лазарев:

— Завтра принимай дела у Боброва. Будешь баталером.

— Товарищ старший лейтенант, помилуйте! Я у Вас уже и связист, и планшетист, и химист! Кладовщиком никак не смогу! Характер несоответствующий! Разбазарю имущество!

— Зато, не пьёшь. Принимай дела.

При проверке каких-то документов Бобров попал под подозрение. Назначили комиссию. Председателем – комбат, в комиссии Вершишин, Снетков и я. «Сняли остатки». Я с кислой физиономией записываю данные в тетрадь. Чувствую себя фискалом. Не нравится мне это.

Комиссия обнаружила крупную недостачу масла, сахара, хлеба. Чтобы не доводить дело до суда, предложили Боброву покрыть недостачу деньгами, что составляло примерно 4 тысячи рублей. Забыв про свою неизменную улыбку, Бобров телеграфировал матери о постигшем его горе. Несчастная продала корову – единственную кормилицу, и выслала деньги. Боброва – крепкого малого, забубённую головушку перевели в огневой взвод – на одно из орудий. Там нужны крепкие ребята.

А я принял у него хозяйство: документы, склады, погреба (холодильников не было). И стал баталером. Ежедневно ко мне за продовольствием приходил кок. На день каждому матросу полагалось (привожу по памяти):

Полагались также овощи, сухофрукты. Перец, горчица и другие пряности были исключены.

Пищи матросам всегда не хватало (как они думали), но все они, как на подбор были здоровые, крепкие, плотные, круглолицые, даже холёные.

Жены офицеров, несмотря на однообразие и скудость гарнизонной жизни, не унывали. Все они были весёлые, красивые, приветливые, открытые.

Нина Вершинина – светлорусая, с голубыми глазами, стройная, с девичьей фигурой, мягким характером. Мне всегда она нравилась, и она это замечала.

Жена врача батареи капитана Винокурова Любовь оправдывала своё имя. Это была несколько пополневшая тёмноволосая женщина лет тридцати, чувственная, зрелая, огнеглазая, весёлая, быстрая на шутку, неунывающая. Злые языки (к сожалению, есть такие и среди моряков), говорили, что у Любы и командира первого орудия старшины Свиткина существуют особые отношения, и что сам Винокуров об этом знает и даже, будучи пожилым (в 40 – 45 лет!) человеком, этому не препятствует. Винокуров был действительно очень добрым, покладистым, добродушным, незлым человеком. Впрочем, нервничать ему на повседневной работе приходилось очень редко – никто никогда не болел. Если не считать чрезвычайных случаев, например, когда застрелился один из новобранцев, не выдержавший уставной жёсткой дисциплины и физических трудностей обслуживания тяжёлых орудий. Бедняга остро переживал разлуку с семьёй: был уже женат, имел ребёнка. Писал, а иногда и читал нам свои совсем неплохие стихи.

Жена старшины-сверхсрочника Стелькова отличалась простотой, свойственной русским женщинам, происходила, видимо, из деревни, со знанием дела ухаживала за животными, составляющими подсобное хозяйство батареи: тремя коровами и лошадью. Стельковы были постарше других – лет по 45 с лишним.

Ранним утром я выдавал дневное продовольствие батарейному коку. Готовил он очень даже неплохо, если принять во внимание скудость исходных продуктов для питания. Продукты выдавались строго по норме, ни меньше, ни больше. Ни один кусок хлеба не должен был пропасть. (Это правило запомнилось мне на всю жизнь, ещё начиная с 22 июня 1941 года. И даже сейчас, иногда выбрасывая заплесневелый кусок, делаю это, скрепя сердце). К концу дня все котлы и сковороды должны быть выдраены, никаких остатков оставлять не разрешалось. Вспоминаются побасенки матросов о нашем трёхразовом питании. «Питание? Очень разнообразное: сечка, гречка, пшёнка, дроблёнка!» или «Краснофлотское меню никогда не изменю!»

Прошло около месяца моего баталерства. И вдруг… открывая новую, запечатанную двухсотлитровую бочку с топлёным сливочным «русским» маслом, я обнаружил там что-то завёрнутое в белую простыню. Не веря глазам своим, схватил непонятный предмет – это был примерно двадцатикилограммовый камень, а значительной части масла в бочке не хватало!

Опомнившись, бегу к командиру…

Не хотел бы я быть на его месте! Да и на своём. Предупреждал же я командира, что снабженец из меня не получится!

Но командир есть командир. Не поведя бровью, он новым приказом создал комиссию, примерно в том же составе. Мы снова проверили всё, «сняли остатки». Но на этот раз, не просто перевешивая запечатанные бочки и мешки с сахаром, фуражом и крупой, а вскрывая каждый из них. На гарнизонной базе нам выдавали сахар в виде кристаллических кусков размером приблизительно 7 – 10см, так называемый «колотый». Кристаллы были такими крепкими, что при их раскалывании, летели искры. При проверке в мешках вместо сахара оказалось довольно много камней того же размера. Почти во всех мешках с сахаром и бочках с маслом были обнаружены камни, благо на Русском острове их было достаточно. Практически весь остров был огромным камнем. Впрочем, в одной из бочек лежали гири от весов.

— Я ничего об этом не знал! Бочки и мешки-то новые, запечатанные, с надписями: брутто, нетто, тара. Может, это кладовщики гарнизонного склада…

Бобров, конечно, приложил к этому руку. В маленьком рыбацком посёлке с китайскими фанзами и русскими избами, чудом сохранившемся ещё с дореволюционных времён, его ждала знакомая Валя, которая не просто его любила, но и была заведующей, а также продавцом, кассиром, бухгалтером, уборщицей, охранником маленького поселкового магазинчика, где продавалось, между прочим, и спиртное. Такая многосторонняя любовь не могла не привести к растратам. Конечно, Бобров виноват. Но юридически Бобров не виноват. Ведь он уже месяц тому назад сдал дела мне! Была комиссия, Бобров отчитался, покрыл недостачу, чего же ещё! В этой недостаче по всем данным уже отвечает старший матрос Гайдукевич!

Всем, конечно было понятно, что Гайдукевич за один месяц не мог украсть столько продовольствия, тем более, что у него не было знакомой Вали. Вернее была, но во Владивостоке и не продавщица, а фармацевт.

И можно было думать, что камни подложили на гарнизонном складе. Но Боброва подвела его доброта и забота о матросах. Бобров, конечно, виноват. Но Бобров, будучи баталером, заботился о здоровье своих товарищей. Он не мог положить грязные камни в масло. Он заворачивал их в простыни и наволочки. И этот гуманизм его подвёл. На казённых вещах стоял штамп нашей части, а не гарнизонных складов. И он был изобличён.

И Лазарев принимает решение: он и его помощник вносят в кассу батареи по 1000 рублей. Старшина баталеров Снетков, старшина взвода управления Гайдукевич (эти обязанности, как и обязанности планшетиста, я продолжал выполнять при всех своих номенклатурных перестановках) сдают туда же всё своё денежное содержание до полной компенсации недостачи. Денежное месячное довольствие старшины составляло 300 рублей.

На собранные деньги приобретались недостающие продовольственные товары (в том числе и у Вали). На подсобное хозяйство командир приказал обратить особое внимание и поднять надои молока – они мизерные! Начался нерест корюшки, и мне было приказано организовать путину, а продукцию сдать на склад и включить её в статью пищевого довольствия. Постепенно недостача таяла. Для ускорения этого процесса надо было, по-видимому, несколько недовешивать при выдаче продовольствия коку и жёнам офицеров, но я себя переступить не мог. Так же не смог я осуществить свою крамольную мысль о покрытии недостачи путём реализации за деньги некоторых излишков фуража, которые сами возникали из-за обильного подножного корма.

Тем временем жизнь на батарее продолжалась. Дни проходили в заботах. Продовольствие содержать в сохранности непросто. Особенно мясо. Пример броненосца «Потёмкин» у всех в памяти. Мясо мы получали на гарнизонных складах полностью замороженным, в огромных холодильных хранилищах, насколько я помню, поддерживалась отрицательная температура около 20 градусов. Как правило, это была баранина либо в тушах, либо нарубленная кусками и упакованная в стандартные картонные ящики. Но у нас на батарее холодильников не было. Мясо хранились в подземном погребе-леднике, где лежал морской лёд, запасённый ещё зимою. Мясо, да и другие скоропортящиеся продукты, долго держать в таком погребе нельзя. Приходилось брать продовольствие «в обрез».

Поэтому, когда продукты для питания заканчивались, мы с шофёром матросом Нелидовым на нашем «Студебеккере» отправлялись на склады, где по «заборным книжкам» получали мясо, крупы, фураж, масло, жиры, чай, картофель, сушёные овощи, соль и т.п. Специй матросам не полагалось – ведь женщин на Русском острове почти не было.

До складов 35км. Дорога кремнистая, безлюдная, живописная. Она вилась, огибая сопки, то вдоль леса, то по открытой местности, заросшей мелким кустарником, буйными травами. В Приморье, климат которой близок к субтропическому, лес именуется дальневосточной тайгой, где произрастают не только обычные, но и редкие для России деревья: бук, манчжурский орех (похожий на грецкий), разнообразные лианы, в том числе актинидия, лимонник, виноград. Винограда на острове довольно много: и в лесу и в кустарниках. Сопки иногда отступали, и слева открывалась мистическая тёмносиняя гладь океана. Сочетание гор, леса, моря – что может быть более гармоничным?

Строго говоря, остров Русский находится не в открытом океане, а в заливе Петра Великого, а сам залив в Японском море, но мы-то матросы Тихоокеанского флота, на наших бескозырках явственно значится: «Тихоокеанский флот»!

Нелидов иногда давал мне руль, обучая вождению. Классный водитель, он когда-то служил шофёром в крупной воинской части, возил командира. Будучи вспыльчивым, независимым человеком, попал в какую-то переделку и был списан в нашу часть, подальше от глаз высокого начальства. Однако, мне он нравился, и с ним можно было найти общий язык, если относиться по-человечески.

Возвращались мы, однажды, с Нелидовым, Школенком и Бойченко на «Студебеккере», полученном по ленд-лизу от американцев, из гарнизонных складов с грузом мяса, и на полпути вдруг этот «американец» заглох. Все потуги Нелидова никак не помогали, смеркалось, на дороге ни души, ни мотора, да и вряд ли до утра кто-то появится. Пришлось разбивать лагерь. Развели костёр. Ребята голодные, усталые. Подумал я, подумал, и взял грех на душу, пошёл на преступление. Вскрыли один из ящиков с бараниной, кое-как обожгли мясо на углях и так полусырым и несолёным и съели. Думаю, что каждому досталось больше дневной нормы в 216,6г. Пусть не обижается наш кок, но ничего более вкусного на Русском острове попробовать мне не пришлось. Не знаю, правильно ли я тогда поступил? Не уверен.

— Слушай, старшина! Я уже оделся в парадную форму, ну давай я завтра вычищу! Будет всё блестеть.

— Вчера надо было думать. Выполняй приказ.

— Не буду сегодня. Завтра сделаю.

— Слушай, старшина, уходи подобру, поздорову!

— Да как ты смеешь, я твой начальник…

Винокуров вскочил, защёлкнул дверь, бросился к пострадавшему с медикаментами, препаратами. Тут раздалась барабанная дробь ударов в дверь снаружи.

— Товарищ капитан, откройте, я Вас не трону, только зарежу этого гада!

Бедный Нелидов попал под суд. Времена были жёсткие: 5 лет лишения свободы. Дальнейшая судьба Нелидова мне неизвестна. Жаль его.

Нет, пожалуй, я ошибался, считая, что у нашего врача была спокойная жизнь безо всяких волнений.

А что касается нашего немолодого уже «Студебеккера», то он обрёл нового «хозяина» из числа молодых призывников.

Источник

БАТАЛЕР

Баталер или боталер — нестроевой унт.-оф. чин в флотских экипажах и судовых командах и как на берегу, так и в море — помощник комиссара, а во время отсутствия последнего или если комиссара совсем нет (на мелких судах), то Б. исполняет обязанности комиссара. Перед началом плавания Б. принимает мор. провизию, аммуничные и госпитальные материалы. С началом плавания Б. начинает расход и выдачу провизии и ведет шнуровые книги прихода и расхода ее, а также ведет отчет денежным суммам, отпускаемым на суда. За расход провизии и за правильностью ведения книг отвечает имущественно Б., за расход же денег отвечает ревизор. В ведении Б. находится унтер-Б., или Б-ский юнга из рядовых. Б. избирается ревизором и утверждается командиром. Ср. «Свод Морских Постановлений» (1886 г., книга XIV ст. 100, 101, 102, 103, прилож, 2 к ст. 46 §§ 15, 16, 17, 18, 19, 20 и книга X ст. 660—666).

(Purser) — специалист младшего начсостава, ведавший на кораблях и в частях денежным, пищевым и вещевым довольствием личного состава.

БАТАЛЕР 1727 (боте- 1710, буте- 1710, бота- 1788, боттелиер 1709), а, м.Гол. bottelier, нем. Bottelier, Buddalier.Мор. Помощник комиссара на корабле, ведающий снабжением экипажа провизией и амуницией. Роздатчики или ботелеры карабелные. Инстр. фл. 37. — Ср. погребщик.

—Фр. boutillier, англ. butler. Буфетчик, келлермейстер. Но нын ѣ до вь ѣ зда двора гораздо ум ѣ ренное: гофмейстер, камердинер, паж, 4 челов ѣ ка лакеев, два кучера, 2 повара, воротник да бутелер. АК IV 260.

Лекс. Ян. баталер, ботелер.

БАТАЛЕР, специальное унтер-офицерское звание, установленное в русском флоте Петром И (ботелер, ундер-ботелер) для нижних чинов, исполнявших при судовых комиссарах обязанности помощников по заведыванию денежным довольствием, провиантом и обмундировкой команды. В настоящее время это звание приобретается путем прохождения избираемыми для этой цели матросами (в течение шести зимних месяцев) курса обучения в особой «школе писарей и содержателей», по окончании которой нижний чин, успешно сдавший экзамены, получает право на производство в баталеры 2-й статьи, которые в течение своей службы повышаются в баталеры 1-й статьи и на общих для кондукторов флота основаниях производятся в старшие баталеры-кондукторы. На судах, в помощь баталерам, могут назначаться матросы, не прошедшие курса обучения, которым присваивается наименование баталерских юнгов.

Источник

Баталер

Смотреть что такое «Баталер» в других словарях:

БАТАЛЕР — (Purser) специалист младшего начсостава, ведавший на кораблях и в частях денежным, пищевым и вещевым довольствием личного состава. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Баталер… … Морской словарь

БАТАЛЕР — (франц. bataleur). Чин, заведующий обмундированием и продовольствием команды на военном судне; помощник ревизора (см. 2 ое значение этого слова). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАТАЛЕР нестроевой… … Словарь иностранных слов русского языка

баталер — а, м. boutiller m., англ. butler, гол. bottelier. Буфетчик, келлермейстер. Но ныне до въезда двора гораздо умеренное: гофмейстер, камердинер, паж, 4 человека лакеев, два кучера, 2 повара, воротник да бутелер. АК 4 260. || Тот, кто ведает… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

БАТАЛЕР — (франц. batailleur) лицо, ведающее на кораблях и базах продовольственным, вещевым и другим снабжением … Большой Энциклопедический словарь

БАТАЛЕР — муж., мор. помощник комиссара унтер офицерского чина, у которого на руках раздача команде всех съестных припасов и вина. Баталерский, до этого звания относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Баталер — (также баталёр, от фр. batailleur «вояка», ветеран) русское воинское звание, введённое в начале XVIII столетия Петром I в военно морском флоте. Предназначалось для нестроевых унтер офицеров флота, заведовавших продовольственным и … Википедия

баталер — сущ., кол во синонимов: 2 • баталёр (1) • кладовщик (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

БАТАЛЕР — Происхождение: от гол. bottelier виночерпий унтер офицерская корабельная должность в русском ВМФ в XVIII XX вв. Баталер ведал содержанием и распределением продовольственных и винных припасов среди личного состава … Морской энциклопедический справочник

баталер — а, ч. У морському флоті – особа старшинського командного складу, обов язком якої є харчове й речове постачання … Український тлумачний словник

Баталер — унтер офицер на судне, помощник комиссара. Содержатель провизионных запасов … Военно-исторический словарь

Источник

БАТАЛЕР

Смотреть что такое «БАТАЛЕР» в других словарях:

БАТАЛЕР — (Purser) специалист младшего начсостава, ведавший на кораблях и в частях денежным, пищевым и вещевым довольствием личного состава. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Баталер… … Морской словарь

БАТАЛЕР — (франц. bataleur). Чин, заведующий обмундированием и продовольствием команды на военном судне; помощник ревизора (см. 2 ое значение этого слова). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАТАЛЕР нестроевой… … Словарь иностранных слов русского языка

баталер — а, м. boutiller m., англ. butler, гол. bottelier. Буфетчик, келлермейстер. Но ныне до въезда двора гораздо умеренное: гофмейстер, камердинер, паж, 4 человека лакеев, два кучера, 2 повара, воротник да бутелер. АК 4 260. || Тот, кто ведает… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

БАТАЛЕР — муж., мор. помощник комиссара унтер офицерского чина, у которого на руках раздача команде всех съестных припасов и вина. Баталерский, до этого звания относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Баталер — (также баталёр, от фр. batailleur «вояка», ветеран) русское воинское звание, введённое в начале XVIII столетия Петром I в военно морском флоте. Предназначалось для нестроевых унтер офицеров флота, заведовавших продовольственным и … Википедия

баталер — сущ., кол во синонимов: 2 • баталёр (1) • кладовщик (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

БАТАЛЕР — Происхождение: от гол. bottelier виночерпий унтер офицерская корабельная должность в русском ВМФ в XVIII XX вв. Баталер ведал содержанием и распределением продовольственных и винных припасов среди личного состава … Морской энциклопедический справочник

Баталер — или боталер нестроевой унт. оф. чин в флотских экипажах и судовых командах и как на берегу, так и в море помощник комиссара, а во время отсутствия последнего или если комиссара совсем нет (на мелких судах), то Б. исполняет обязанности комиссара.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

баталер — а, ч. У морському флоті – особа старшинського командного складу, обов язком якої є харчове й речове постачання … Український тлумачний словник

Баталер — унтер офицер на судне, помощник комиссара. Содержатель провизионных запасов … Военно-исторический словарь

Источник

«Кэп», «чиф», старпом и другие должности на флоте

баталер на корабле это кто такой. Смотреть фото баталер на корабле это кто такой. Смотреть картинку баталер на корабле это кто такой. Картинка про баталер на корабле это кто такой. Фото баталер на корабле это кто такой баталер на корабле это кто такой. Смотреть фото баталер на корабле это кто такой. Смотреть картинку баталер на корабле это кто такой. Картинка про баталер на корабле это кто такой. Фото баталер на корабле это кто такой баталер на корабле это кто такой. Смотреть фото баталер на корабле это кто такой. Смотреть картинку баталер на корабле это кто такой. Картинка про баталер на корабле это кто такой. Фото баталер на корабле это кто такой

«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.

Баталер

К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.

Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.

Боцман

Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.

Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.

Капитан

Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.

Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.

На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.

баталер на корабле это кто такой. Смотреть фото баталер на корабле это кто такой. Смотреть картинку баталер на корабле это кто такой. Картинка про баталер на корабле это кто такой. Фото баталер на корабле это кто такойКапитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org

Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.

Кок

Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.

Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.

баталер на корабле это кто такой. Смотреть фото баталер на корабле это кто такой. Смотреть картинку баталер на корабле это кто такой. Картинка про баталер на корабле это кто такой. Фото баталер на корабле это кто такойКорабельные коки за приготовлением пищи. Источник: mil.ru

На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.

Лоцман

Задача этого человека – просчитать все опасности и преграды на пути следования корабля. Другими словами, именно лоцман прокладывает путь судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или мелей.

В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.

Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.

Матрос

Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.

баталер на корабле это кто такой. Смотреть фото баталер на корабле это кто такой. Смотреть картинку баталер на корабле это кто такой. Картинка про баталер на корабле это кто такой. Фото баталер на корабле это кто такойМатросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com

В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.

Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».

Машинист (моторист)

Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.

Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.

Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.

Механик

Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.

На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.

При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.

Старший помощник капитана (командира)

На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.

Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.

Штурман

Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.

На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.

Юнга

Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.

Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.

Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *