батальон материального обеспечения мотострелковой бригады что делают
Вопрос 18. Доложить назначение, организацию и возможности подразделений батальона материального обеспечения по подвозу материальных средств.
Отдельный батальон материального обеспечения предназначен для приема, содержания и доставки (отпуска) запасов вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, воды, вещевого, инженерного, медицинского имущества и иных материальных средств; заправки техники горючим; обеспечения личного состава горячей пищей и его гигиенической помывки; ремонта, дезинфекции и дезинсекции вещевого имущества; эвакуации из частей (подразделений) неисправных, ненужных для боя отечественных и трофейных вооружения, техники и имущества и подготовки их к отправке по назначению; обеспечения частей хлебом.
Отдельный батальон материального обеспечения включает:
— четыре автомобильных роты;
— бригадный объединенный склад;
— вещевую ремонтную мастерскую;
— полевую баню с подвижной мастерской химчистки обмундирования;
— полевой механизированный хлебозавод;
— ремонтный взвод автомобильной техники;
— взвод материального обеспечения;
Вопрос 19. Доложить назначение автомобильного имущества, его виды, порядок использования и эшелонирования.
К автомобильному имуществу относятся:
— агрегаты машин, запасные части, материалы, электрооборудование, автомобильные шины и резинотехнические изделия для автомобильной техники;
— оборудование, приспособления, инструмент и принадлежности для эксплуатации и ремонта машин; военно-учебное имущество для технической (автомобильной) подготовки (машины-экспонаты для практических работ, разрезные агрегаты, тренажеры, макеты, стенды, литература и др.);
— двигатели и агрегаты автомобильного типа, входящие в комплексы вооружения и техники.
Комплекты возимых запасов автомобильного имущества предназначены для обеспечения ремонта автомобильной техники в ходе первых операций (боевых действий) начального периода войны. В последующих операциях используется автомобильное имущество россыпью и в комплектах.
Комплектом возимых запасов автомобильного имущества считается набор запасных частей, приборов, узлов, материалов, обменных агрегатов и крепежных изделий, составленный по определенному перечню и обеспечивающий выполнение определенного количества текущих, средних ремонтов машин или капитальных ремонтов агрегатов. Комплекты принимаются на снабжение войск приказами Министра обороны РФ, которыми вводится единая система нумерации комплектов для всех видов военно-технического имущества. Для автомобильного имущества утверждены комплекты № 1, 2, 3, 5 и 6. Состав комплектов возимых запасов разрабатывается соответствующими главными и центральными управлениями Министерства обороны. ГАБТУ разработаны и поставляются в войска комплекты образца 1985 г. по четырнадцати маркам автомобилей и по шести маркам гусеничных машин.
По мере поступления в войска новой техники разрабатываются и поставляются новые комплекты возимых запасов автомобильного имущества. Комплекты возимых запасов автомобильного имущества предназначены для войсковых, армейских (корпусных) и фронтовых ремонтных органов.
Для войсковых ремонтных органов используются комплекты № 1, 2 и 3 и комплекты материалов к комплектам № 3.
Комплект № 1 предназначен для батальонных (и ему равных) ремонтных органов (типа МТО-А, МТО-АГ, МТО-АС), также используется полковыми и дивизионными органами как дополнительный, обеспечивающий ремонт машин тех марок, количество которых не позволяет иметь комплекты № 2 и 3. Комплект № 1 включает запасные части, крепежные изделия и материалы он обеспечивает восстановление шести автомобилей или четырех гусеничных машин текущим ремонтом.
Комплект № 2 предназначен для полковых (и ему равных ремонтных органов (типа ПАРМ-1А). Он включает запасные части, крепежные изделия и материалы. Комплект № 2 рассчитан на восстановление текущим ремонтом двенадцати автомобилей соответствующей марки. Для гусеничных машин он не создается.
Комплект № 3 предназначен для дивизионных (бригадных) и армейских ремонтных органов (типа ПАРМ-3). Он включает обменные агрегаты, запасные части и крепежные изделия. Комплект рассчитан на восстановление средним ремонтом десяти автомобилей (трех гусеничных машин) соответствующих марок. В одном комплекте № 3 содержатся 2 двигателя, коробка передач, раздаточная коробка, мосты, рулевое управление в сборе. Комплект по существующим нормам расхода агрегатов может обеспечить выполнение только четырех средних ремонтов машин.
Комплект материалов для среднего ремонта автомобилей выдается на каждые три комплекта № 3. Для гусеничных машин материалы входят в состав каждого комплекта № 3.
Дата добавления: 2020-04-25 ; просмотров: 159 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Отдельный батальон материального обеспечения МСД(ТД). Назначение, состав и возможности.
ОТДЕЛЬНЫЙ БАТАЛЬОН МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ состоит из:
2. Двух автомобильных рот подвоза боеприпасов (880 тон, 172 чела)
3. Одна автомобильная рота подвоза горючего.(930 тонн)
4. Автомобильной роты подвоза продовольствия, вещевого и
военно-технического имущества.(290 тон)
5. Объединенных складов.
6. Полевого механизированного хлебозавода.
8. Медицинского пункта батальона.
9. Взвода материального обеспечения.
10. Ремонтного взвода.
Сухогруз – 1200 тонн
Численность лс – 517 человек
— заместитель командира батальона;
— начальник штаба (в непосредственном подчинении которого находятся):
— заместитель командира батальона по воспитательной работе (ему непосредственно подчиняется: 1. Клуб);
— заместитель командира батальона по технической части (ему подчиняется: 1. Техническая часть. 2. Ремонтный взвод.);
— заместитель командира батальона по снабжению (у него в подчинении находятся):
1. Хозяйственная часть.
2. Взвод обеспечения.
— врач (ему подчиняется личный состав медицинского пункта);
— начальник финансовой части (ему подчиняется казначей).
Назначение:
1) прием содержание и транспортир мат запасов
2) подвоз мат средств частям
3) заправка техники
4) помывка личного состава
5) организация дизинфекции и дизинсекции
6) Средний ремонт обуви и обмундирования
7) Эвакуацию из частей раненных и больных
8) Прием и эвакуация излишних мат средств
44.(45).Организация работ на тыловом пункте управления полка. Дежурный по ТПУ, его обязанности и содержание документов.
Для обеспечения круглосуточной работы на ТПУ организуется боевое дежурство офицеров.
Дежурный по ТПУ назначается из числа офицерского состава ТПУ без освобождения его от выполнения своих основных обязанностей. Он подчиняется заместителю командира по тылу и обычно находится в его командно-штабной (штабной) машине.
Дежурный по ТПУ обязан:
• иметь данные о сложившейся обстановке и немедленно докладывать заместителю командира по тылу;
• располагать сведениями о местах развертывания КП полка и ПУ подразделений тыла и технического обеспечения;
• знать местонахождение заместителей командира по тылу и по вооружению, начальников служб;
• следить за состоянием связи и соблюдением режима секретности;
• знать и своевременно подавать сигналы оповещения личному составу ТПУ;
• по указанию заместителя командира по тылу проверять своевременность передачи распоряжений исполнителям и осуществлять контроль их выполнения, а также своевременность представления сводок и донесений; руководить работой дежурной смены узла связи ТПУ;
• осуществлять контроль за ведением радиационного и химического наблюдения;
• вести рабочую карту и другие документы дежурного по ТПУ.
Документы дежурного по ТПУ:
Для управления тылом в обороне, в районах сосредоточения и исходных районах для наступления, а также для обеспечения внутренней связи на пунктах управления применяется проводная связь.
Между КП и ТПУ прокладывается легкий полевой кабель П-274М. Через УС КП, ОУТ имеют возможность пользоваться всей сетью полка для обмена информацией с подразделениями полка, ТПУ дивизии и ТПУ соседних полков (через КП). Для организации проводной связи на ТПУ полка из роты связи выделяется 5-8 телефонных аппарата ТА-57 и 8-10 км полевого кабеля П-274 М (П-263).
Связь подвижными средствами осуществляется через КП полка и СФПС дивизии. Для этого используются плановые маршруты движения.
45.(46). Изобразить схематично построение походного порядка тыла МСП (ТП) на марше.
Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 233 ; Нарушение авторских прав
Предназначение, состав и возможности подразделений войскового тыла.
Взвод материального обеспечения предназначен для:
приема, содержания запасов материальных средств в установленных размерах, их хранения и транспортирования при перемещениях вмо;
подвоза материальных средств в подразделения батальона (боеприпасы, продовольствие, горючее и другие материальные средства);
заправки техники подразделений горючим;
обеспечение горячей пищей личного состава батальона;
приема, эвакуации из подразделений ненужных для боя материальных средств (гильзы, укупорка и другое имущество);
эвакуации излишествующих и требующих ремонта вооружения, техники и других материальных средств, а также трофеев и их отправки по назначению;
кроме того, может использоваться для эвакуации из подразделений батальона раненых и больных.
Наименование подразделений | м с б | т б | |
на БМП | на БТР | ||
2-е автомобильное отделение | |||
личный состав автомобилей всего в том числе: ТЗ-8-255-б АТМЗ-5-4320 радиостанция Р-159 гранатомет РПГ-7 автоматов АК грузоподъемность (т) | 22,4 | 18,4 | — 31,2 |
Рота материального обеспечения предназначена для:
приема, содержания запасов материальных средств в установленных размерах, их хранения и транспортирования при перемещениях рмо;
подвоза материальных средств в подразделения и на склады полка;
заправки техники подразделений горючим;
обеспечение горячей пищей личного состава управления полка, а также подразделений, не имеющих штатных средств приготовления пищи;
помывки личного состава, дезинфекции и дезинсекции вещевого имущества;
среднего ремонта обмундирования и обуви;
обслуживания технических средств служб тыла и автомобилей, входящих в состав роты материального обеспечения;
может привлекаться для эвакуации из подразделений полка раненых и больных;
приема, эвакуации из подразделений ненужных для боя, излишествующих и требующих ремонта вооружения, техники и других материальных средств, а также трофеев и их отправки по назначению.
Наименование подразделений | м с п |
на БМП | на БТР |
2-й автомобильный взвод подвоза и заправки техники горючим | |
личный состав автомобилей всего в том числе: ТЗ-8-255-б УРАЛ-4320 прицепы 2-ПН-4М радиостанция Р-159 гранатомет РПГ-7 пистолетов ПМ автоматов АК Грузоподъемность (т) |
Наименование подразделений | м с п |
на БМП | на БТР |
3-й автомобильный взвод подвоза продовольствия, вещевого имущества и ВТИ | |
личного состава автомобилей всего: в том числе: УРАЛ-4320 ЗИЛ-131 (5 под прод., 1 под вещ.) АФК-66 АЦПТ-5 прицепов: 2-ПН-4М ЦВ-1,2 радиостанций Р-159 гранатометов РПГ–7 пистолетов ПМ автоматов АК грузоподъемность ( т ) |
Наименование подразделений | м с п |
на БМП | на БТР |
Хозяйственный взвод | |
Столовая и кухня: личный состав кухонь КП-130 Вещевая ремонтная мастерская: личный состав Полевая баня: личный состав автомобилей: ЗИЛ-131 ДДА-66 ЦВ-1,2 Склады (Арт, Г, В, П, ВТИ, АТ, БТ) личный состав Итого во взводе: личный состав автомобилей пистолетов ПМ автоматов АК |
Наименование подразделений | м с п |
на БМП | на БТР |
Отделение технического обслуживания | |
личного состава Мастерская технического обслуживания МТО-АТ Всего в РМО: личного состава автомобилей прицепов радиостанций Р-159 гранатометов РПГ-7 автоматов АК пистолетов ПМ грузоподъемность всего (т) в том числе: по наливу по сухогрузам |
В мотострелковом (танковом) батальоне непосредственным организатором подготовки тыла является заместитель командира батальона по тылу, а где он по штату не предусмотрен – начальник штаба батальона.
Заблаговременная подготовка тыла осуществляется непрерывно и включает:
развитие тыла и совершенствование принципов тылового обеспечения соединений (воинских частей);
своевременное принятие решений и планирование тылового обеспечение соединений (воинских частей) до начала боевых действий;
накопление и постоянное содержание установленных запасов материальных средств и их своевременное освежение;
организацию управления тылом.
Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 197 ; Нарушение авторских прав
Батальон материального обеспечения мотострелковой бригады что делают
Мотострелковая рота на БТР состоит, из управления роты, трех мотострелковых взводов, в каждом из которых по три мотострелковых отделения. ранее в роте присутствовал противотанково-пулемётный взвод, но теперь его противотанковую часть передали на уровень батальона, а пулемёты раздали по взводам.
Мотострелковая рота на БТР имеет 101 чел. личного состава. В роте имеется 11 БТР-80 9 РПГ-7, 63 автомата Калашникова, ПК – 6, РПК – 9.
Противотанковый взвод – огневое подразделение артиллерии, предназначенное для уничтожения танков и других бронированных машин противника. Может применяться также для уничтожения других огневых средств противника, в том числе находящихся в фортификационных сооружениях.
Противотанковый взвод состоит из управления взвода (командир взвода, заместитель командира взвода, 2 наводчика пулемета БТР, старший водитель БТР, водитель БТР), трех отделений ПТУР и трех гранатометных отделений.
Отделение ПТУР состоит из командира отделения (он же старший оператор), старшего оператора, двух операторов, пулеметчика, старшего водителя и водителя пускового комплекса 9М113 Конкурс или 9М113М Конкурс М.
Гранатометное отделение состоит из командира отделения, командира гранатомета, наводчика гранатомета, двух орудийных номеров. Гранатометов СПГ-9М-1.
Всего в противотанковом взводе личного состава 42 чел., пусковых установок ПТУР 9К11-6, гранатометов СПГ-9М – 3, БТР – 5.
В советское время в батальоне имелись разведывательный взвод и инженерно-сапёрный взвод, но нынешними штатами они не предусматриваются.
Отделение технического обслуживания состоит из командира отделения, старшего автоэлектромеханика-аккумуляторщика, автослесаря (монтажника), водителя-автослесаря.
В отделении имеется: личного состава – 4 чел, мастерская техобслуживания автомобилей МТО-АТ-1, ЗИЛ-131, ЗИЛ-157 под МТО-АТ-1.
Автомобильное отделение состоит из командира отделения (он же заместитель командира взвода), 3 старших водителей и 5 водителей. В отделении имеется: личного состава – 9 чёл., грузовых автомобилей ГАЗ-66 под личные вещи и имущество роты – 3; грузовых автомобилей ГАЗ-66 под кухни и продукты – 4; грузовых автомобилей Урал-4320 под боеприпасы – 2. Командир автомобильного отделения является заместителем командира взвода обеспечения.
Хозяйственное отделение состоит из командира отделения, старшего повара и 3 поваров. В отделении имеется: личного состава – пять человек, кухонь прицепных – 4, автомобильных прицепов 1-АП-1,5, под кухни – 4, кухня переносная КС-75.
Всего во взводе обеспечения личного состава – 19 чел., автомобилей грузовых – 10.
В мотострелковом батальоне на БМП имеется
462 человека личного состава,
120-мм минометов – 8,
АГС-17 – 6,
Зенитных пусковых механизмов «Стрела-2М» – 9,
БМП-2 – 42,
БМП-2К – 1,
ПК – 18,
РПК – 27,
автоматов – 315,
РПГ-7-39.
За все отвечает комбат
В последние годы мы наблюдаем череду реформ структуры Сухопутных войск в бригадном звене (ранее звено полк–дивизия). При этом практически нигде не встречаются какие-либо развернутые обоснования проводимых реформ. Странным выглядит и факт, что изменения верхних уровней армейской структуры практически не затронули батальонного звена. В статье рассматриваются пути повышения возможностей мотострелковых подразделений, частей и соединений Сухопутных войск в звене батальон–бригада. Обоснована концепция их альтернативной структуры и оснащения.
РАЗНОРОДНАЯ ВОИНСКАЯ ЧАСТЬ
По опыту локальных войн управление должно быть децентрализовано в пользу тактических подразделений размером усиленная рота – усиленный батальон, состоящих не только из пехотных и бронетанковых, но и из артиллерийских и инженерных подразделений, а также подразделений тылового обеспечения. В войне с превосходящим противником чрезмерная опора на глубокий тыл вызывала бы перегруженность и уязвимость коммуникаций и практическую блокаду фронта, главным образом первого эшелона. Поэтому необходимо усилить подразделения обеспечения в батальоне.
Первоочередным фактором успеха на войне является скрытность маневра. Однако в связи с появлением на поле боя современных средств разведки наибольшим скрытно маневрирующим подразделением становится рота.
Таким образом, на современном поле боя требуются высокоавтономные ротные тактические группы, формируемые на основе мотострелковых рот. Следуя этой тенденции, батальон будет постепенно превращаться в разнородную воинскую часть, уступая место основного тактического подразделения роте. Участие командира батальона в управлении боем снизится, поэтому целесообразно увеличить количество мотострелковых рот в батальоне до четырех.
Для сохранения маневренных свойств ротных тактических групп и батальона в целом все образцы бронетехники батальона необходимо разрабатывать на единой базе.
ИНЖЕНЕРНОЕ И ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Современная война характерна возрастанием объема инженерно-саперных задач на уровне тактических подразделений. По опыту локальных войн подразделения в первом эшелоне часто подводило отсутствие достаточного количества инженерной техники, в особенности бульдозеров и землеройных машин, ибо нередко позиции удерживались несколько дней, за которые невозможно было подтянуть технику из тыла, но именно в этот период войска несли наибольшие потери. С массовым распространением кассетных боеприпасов эта проблема еще более обостряется. То же самое происходило и с преодолением природных и искусственных преград, так как танковых мостоукладчиков в первом эшелоне не хватало. Придание инженерных средств подразделениям под каждую задачу требует больших затрат времени, поэтому целесообразно включить саперное подразделение в состав батальона. В то же время, учитывая сложность и разнообразие инженерно-саперных средств, их эффективное применение и организация подготовки саперов требуют создания достаточно большого подразделения, состоящего из нескольких взводов: инженерно-саперного взвода, взвода минирования, взвода перевозки инженерного оборудования и боеприпасов, инженерно-технического взвода, инженерно-дорожного взвода.
В инженерно-саперный взвод целесообразно включить отделение разминирования, отделение управляемых мин, инженерно-саперное отделение общего назначения. Взвод необходим для создания управляемых минно-взрывных заграждений (совместно со взводом минирования), ведения инженерной разведки и проделывания проходов в заграждениях противника. Он должен быть оснащен средствами разминирования (включая машины дистанционного разминирования), минно-взрывными и другими средствами. Взвод должен заниматься и обучением военнослужащих обычных мотострелковых подразделений основам минно-взрывного дела в отношении установки и обезвреживания всех видов минно-взрывных средств.
Взвод минирования должен быть оснащен минными заградителями и средствами дистанционного минирования на базе основной техники батальона. Взвод необходим для создания минно-взрывных заграждений, которые (по опыту локальных войн) для обороняющейся стороны являются одним из основных средств поражения противника.
Взвод перевозки должен быть оснащен тралами и другим навесным оборудованием для танков и БМП, грузовыми машинами и машинами с подъемным оборудованием. Эти машины могли бы применяться и для других транспортных и погрузочно-разгрузочных задач, прежде всего для подвоза боеприпасов.
В инженерно-технический взвод целесообразно включить отделение полевого водоснабжения, отделения полевого электроснабжения, отделение землеройных машин (две землеройные машины). Обеспечение личного состава водой зачастую становится значительной проблемой на войне. Характерно, что в Чечне в засады часто попадали именно колонны, перевозящие воду, так как они вынуждены были совершать регулярные рейсы к месту добычи и очистки воды. Наличие инженерно-технического взвода значительно повысит автономность и возможности батальона по созданию оборонительных и иных сооружений.
В инженерно-дорожный взвод целесообразно включить отделение танковых мостоукладчиков с двумя танковыми мостоукладчиками либо отделение легких сборных мостов (для легких колесных батальонов), отделение разграждения (оснащенное путепрокладчиком и машиной инженерного разграждения). С такой техникой батальон сможет во многих случаях действовать на сложной местности и в условиях заграждений без дополнительного инженерного усиления.
Учитывая тесную взаимосвязь инженерных задач и задач по устройству тыла, целесообразно, чтобы инженерные подразделения были подчинены начальнику тыла батальона. Ему же будут подчинены взвод обеспечения, ремонтно-эвакуационный и медицинский взводы. Логично в таком случае создать единую роту инженерного и тылового обеспечения. В то же время, учитывая связь задач разведки и инженерно-саперного взвода, а также взвода минирования, их целесообразно передать в разведывательное подразделение батальона.
Медицинский взвод должен быть оптимизирован больше для эвакуации раненых и больных в тыл, нежели для их лечения. Главным показателем его работы должно стать время от поступления информации о ранении военнослужащего до времени передачи этого военнослужащего в полевой госпиталь.
Поскольку численность личного состава и количество разнообразной техники и вооружения в батальоне увеличится, то и возможности взвода обеспечения должны быть расширены. В частности, взвод должен обладать двойным комплектом батальонного продовольственного пункта, что позволит организовать продовольственное обеспечение при выдвижении батальона двумя походными колоннами или двумя воинскими эшелонами. Должны быть значительно повышены возможности по подвозу горюче-смазочных материалов. Функцию подвоза боеприпасов целесообразно передать взводу перевозки инженерного оборудования и боеприпасов.
Характерные для современных войн повышение скоротечности и уменьшение масштабов локализации боев требуют принятия самостоятельных решений на все более низких уровнях управления. Понятно, что степени самостоятельности решений должен соответствовать уровень информированности. Это заставляет задуматься о создании в батальоне разведроты. Ее состав может быть следующий: снайперско-рекогносцировочный взвод, взвод разведывательных машин, взвод беспилотных летательных аппаратов, взвод специального назначения, инженерно-саперный взвод, взвод минирования.
Взвод разведывательных машин может включать несколько (3–6) бронированных машин на базе основной техники батальона, оснащенных комплексами технических средств разведки: оптической, тепловой (инфракрасной), сейсмоакустической, радиолокационной, координатной радиотехнической. Основной задачей взвода будет выдача точных координат целей для организации огневого поражения противника. Таким образом, эти машины будут выполнять функцию подвижных передовых наблюдательных пунктов.
Во взводе БПЛА необходимо наличие не менее четырех БПЛА со временем полета не менее двух часов и гарантированным радиусом действия не менее 15 км при возможности управления ими с пункта управления на марше.
Взвод специального назначения необходим для проведения разведывательных, штурмовых и специальных действий, организации засад, налетов и вылазок. Роль этих задач по опыту локальных войн многократно возросла, и специализированное на них подразделение в батальоне необходимо.
В современной войне значительно возросла роль артиллерийских средств огневой поддержки. В то же время обеспеченность мотострелковых батальонов поддержкой артиллерийских дивизионов при переходе к бригадной структуре снизилась (из-за «выпадения» артиллерии уровня дивизии), а значит, необходимо усилить артиллерийскую составляющую самого мотострелкового батальона. Целесообразно в батальоне вместо транспортируемых и переносных минометов иметь однотипные САУ калибра 120 мм. В связи с широким кругом одновременно выполняемых задач различного масштаба в артиллерийскую батарею батальона следует включить два взвода по четыре САУ. Такая организация позволит (при необходимости) вести огонь полувзводами (по две САУ). Отсутствие легких минометов компенсируется высокой мобильностью и готовностью к открытию огня, а унификация калибра улучшит управление огнем и снабжение боеприпасами.
Учитывая исключительно высокую оценку эффективности применения тяжелых огнеметных систем (ТОС) целесообразно включить в артиллерийскую батарею четыре машины, сведенные во взвод. Относить ТОС к бригадной артиллерии нецелесообразно из-за недостаточной дальности огня.
Для эффективного контроля стрельбы может быть недостаточно возможностей наземных корректировщиков и даже БПЛА, использование которых может быть исключено при сильной ПВО противника. Поэтому необходимо оснастить батарею радиолокационными (в качестве основных) и звуковыми (в качестве дублирующих) средствами артиллерийской разведки и контроля стрельбы. Эти средства должны обеспечивать разведку и контроль результатов стрельбы на дальности до 15–20 км. Таким образом, необходим взвод артиллерийской разведки, включающий (по крайней мере) отделение радиолокационной разведки и отделение звуковой разведки.
СВЯЗЬ И УПРАВЛЕНИЕ
В военное время в батальоне необходимо будет развернуть несколько подсистем связи и управления (командира, начальника артиллерии, начальника тыла, начальника ПВО, начальника разведки). Целесообразно поручить развертывание и поддержание этих подсистем не разрозненным подразделениям в составе соответствующих рот, а единой структуре – роте связи и управления. В состав роты связи и управления помимо взвода управления и взвода связи следует включить взвод охраны, чтобы не отвлекать мотострелковые и другие подразделения от их основных задач.
Одной из главных задач взвода управления будет обеспечение работы средств автоматизированной системы управления войсками (АСУВ) и сопряженной с ней системы навигационно-топогеодезического обеспечения. Целесообразно в состав взвода включить отделение обслуживания АСУВ, отделение топогеодезического и навигационного обеспечения, а также отделения машин управления. Первые два отделения, разумеется, должны комплектоваться не обычными солдатами, а техническими специалистами с соответствующим образованием (желательно высшим).
Взвод связи должен быть оснащен современными цифровыми автоматическими телефонными станциями для защищенной телефонной сети на несколько десятков абонентов, комплектом переносных ранцевых радиостанций, комплектами оборудования для подключения к опорным сетям через проводные, спутниковые, радиорелейные и другие каналы связи, средствами диагностики и ремонта и другим оборудованием.
Помимо радиосети на уровне батальона может быть необходимо развертывание абонентской сети защищенной связи с возможностью интеграции в сети связи более высоких уровней. Для ее организации необходимы две компактные цифровые мини-АТС (основная и дублирующая) емкостью до 64 абонентов.
Специализированный взвод охраны предназначен прежде всего для охраны командного пункта батальона. Взвод охраны не предназначен для маневренных действий и может быть более «тяжелым», чем мотострелковый. В состав его вооружения целесообразно включить крупнокалиберные станковые пулеметы, а также технические средства охраны. Взвод охраны может включать следующие отделения: два-три патрульно-караульных, техническое, пулеметное.
Итак, в состав перспективного батальона войдут:
– четыре мотострелковые роты (по три бронетанковых и три мотострелковых взвода);
– разведывательная рота (снайперско-рекогносцировочный взвод, взвод разведывательных машин, взвод беспилотных летательных аппаратов, взвод специального назначения, инженерно-саперный взвод, взвод минирования);
– артиллерийская батарея (два взвода САУ, взвод ТОС, взвод самоходных ПТРК, взвод артиллерийской разведки);
– рота ПВО (два взвода ЗРПК, два взвода ПЗРК);
– рота инженерного и тылового обеспечения (инженерно-технический взвод, инженерно-дорожный взвод, взвод перевозки инженерного оборудования и боеприпасов, взвод обеспечения, ремонтно-эвакуационный взвод, медицинский взвод);
– рота управления и связи (взвод управления, взвод связи, взвод охраны).
Численность такого батальона составит около 800 человек. В «тяжелом» батальоне на вооружении будут состоять не менее 28 БМП, 24 танка, 4 самоходных ПТРК, 8 САУ калибра 120 мм и 4 ТОС. Для организации ПВО в батальоне будут 8 ЗРПК и 8 ПЗРК, а также более 50 автоматических пушек на БМП и более 50 многоцелевых ПТРК на танках и БМП.
Батальон сможет собственными средствами вести разведку в оптическом, инфракрасном, радиолокационном, звуковом диапазоне на дальности не менее 15 км, а автоматизированная система управления обеспечит автоматизированную выдачу целеуказаний и подготовку к стрельбе. Благодаря собственным средствам инженерного и тылового обеспечения такой батальон сможет длительное время действовать без средств усиления в отрыве от основных сил.
СКОЛЬКО БАТАЛЬОНОВ ДОЛЖНО БЫТЬ В БРИГАДЕ?
Переход к бригадной структуре позволил избавиться от излишнего количества управленческих звеньев что, безусловно, является прогрессивным шагом. Однако непонятно, почему количество мотострелковых и танковых батальонов в таком соединении (части) не увеличилось по сравнению с прежней структурой полка. В большой войне недостаточные возможности бригады потребуют создания промежуточного уровня управления между ними и оперативными командованиями, то есть воссоздания дивизий под новой вывеской.
Для устранения этого недостатка количество мотострелковых батальонов в бригаде должно быть увеличено до количества, промежуточного между полком и дивизией. При нынешних батальонах это, конечно, слишком усложнило бы управление, но в структуре с перспективными батальонами повышенной самостоятельности эта проблема решаема.
Для повышения маневренных возможностей бригады, все бронированные и небронированные машины в ней должны быть унифицированы по колее. Установки самоходной артиллерии, машины подразделений тылового обеспечения и другая техника в тяжелых и легких гусеничных бригадах должна быть на гусеничной базе, а в легких колесных бригадах – на колесной базе (например, на грузовых автомобилях, бронеавтомобилях и бронетранспортерах). На мой взгляд, оптимальным было бы включить в состав «тяжелой» бригады пять «тяжелых» мотострелковых батальонов (как универсальное средство) и один танковый (больше не нужно, так как мотострелковые батальоны и без того будут наполовину танковыми). В состав «легкой бригады» – шесть легких батальонов на одном типе техники. Мы получили бы три типа бригад для действий преимущественно на соответствующих типах местности: «тяжелые» – для открытой местности, «легкие колесные» – для населенных пунктов и «легкие гусеничные» – для труднопроходимой местности.
В современной войне результативное дистанционное огневое поражение противника является практически необходимой основой для активных действий общевойсковых группировок. В большой войне Сухопутные войска не могут в полной мере рассчитывать на поддержку своей авиации, так как она будет либо уничтожена, либо будет выполнять задачи по ПВО и нанесению ударов по объектам в оперативной глубине противника. Вся тяжесть ответственности за огневое поражение противника в интересах Сухопутных войск ляжет на артиллерию. Поэтому необходимо, не делая ложных выводов из опыта войн в условиях господства в воздухе, значительно усилить и артиллерийскую составляющую в бригаде.
Артиллерийский дивизион должен штатно включать мотострелковую роту (для наземной обороны позиций) и роту ПВО. Необходима артиллерийскому дивизиону и рота саперов (с техникой для строительства укрытий и для устройства дорог). При нахождении в лесу одной из самых необходимых вещей в артиллерии является бензопила. Основные же огневые средства дивизионов в современных условиях, требующих децентрализованных действий, целесообразно структурировать в две батареи по два взвода по четыре установки каждый. Причем должны быть и штатные полувзвода по две установки, что позволит максимально гибко организовать огневую поддержку мотострелковых подразделений.
Кроме того, в бригаде должны быть следующие батальоны (дивизионы): разведки и РЭБ, ПВО стационарных объектов, ПВО подвижных объектов, инженерно-саперный и штабной. Под штабным батальоном я понимаю подразделение связи и управления с собственными инженерными и другими средствами, способное самостоятельно обеспечить развертывание, работу, охрану и оборону (а отчасти и ПВО) основного и запасного командных пунктов и узлов связи бригадного уровня. Такая бригада по структуре стала бы ближе к проверенным войной структурам группировок наших войск, действовавшим в Чечне, но с учетом возможности войны с равным или превосходящим противником.
Необходимо в бригаде и подразделение многоцелевых вертолетов. Вертолеты в современной войне нужны подразделениям разведки, РЭБ, инженерно-саперных войск, могут использоваться для высадки мотострелковых подразделений в тактических десантах и решения многих других задач. Отсутствие многоцелевых вертолетов на уровне бригады крайне затруднит координацию с ними, однако техническое обслуживание и ремонт бригадных вертолетов необходимо организовать на уровне технических служб оперативных и оперативно-стратегических командований.
По опыту локальных войн инженерно-саперное обеспечение войск должно быть усилено на всех структурных уровнях. Инженерно-саперный батальон, на основе которого будут формироваться группы устройства заграждений, часто ведущие практически самостоятельно боевые действия, должен состоять не только из саперов, но и из пехоты с противотанковыми и зенитными средствами, иметь технику повышенной проходимости. Как для использования различных зажигательных и дымовых средств, так и для борьбы с ними целесообразно включить в саперный батальон и роту РХБЗ.
Задачи РЭБ зачастую неотделимы от задач разведки и поэтому должны быть сосредоточены в единой структуре, батальоне технической разведки и РЭБ. В батальон целесообразно включить две-три роты БПЛА, роту радиолокационной и звукометрической артиллерийской разведки, роту радиотехнической разведки и РЭБ, роту разведывательных машин, роты боевого и тылового обеспечения (ПВО, инженерно-тыловая, наземной обороны). Необходимость в нескольких ротах БПЛА обусловлена необходимостью большого количества БПЛА не менее чем двух типов.
По опыту локальных войн главная тяжесть борьбы с диверсантами лежит на командованиях уровня бригад. Необходимы бригадам и собственные разведывательно-диверсионные отряды, поэтому именно на уровне бригады должен быть специальный батальон, объединяющий в себе функции разведывательно-диверсионных подразделений с функциями борьбы с диверсионно-разведывательными группами противника. В составе батальона необходим и отдел контрразведки и антитеррора с несколькими оперативными работниками.
Для координации действий батальона технической разведки и специального батальона требуется начальник разведки в статусе заместителя командира бригады, у которого должен быть свой малый штаб планирования разведывательных операций и обработки разведданных.
НЕ ПУТАТЬ КОМАНДИРА С МЕНЕДЖЕРОМ
Разумеется, при такой структуре бригада не должна быть воинской частью (административно-хозяйственной единицей). Штаб бригады должен быть сосредоточен на руководстве боем, а не на решении административно-хозяйственных задач. Таким образом, бригада должна быть соединением, а батальон – воинской частью.
Даже тыловые подразделения в структуру на уровне бригады включать нецелесообразно. Кроме того, наличие бригадных тыловых служб приведет к размещению крупных стационарных складов в полосе ближе 30 км от фронта, что при применении противником современной артиллерии (не говоря уже о ракетных комплексах) означает их заведомое уничтожение. Задачи снабжения должны решаться напрямую между батальонами и тыловыми службами оперативно-стратегических (а в военное время оперативных) командований. В такой организации тыла не будет ничего сверхъестественного, если автоматизировать и оптимизировать управление тылом на верхних уровнях, а именно:
– создать и внедрить в работу тыловых служб единый классификатор предметов снабжения;
– автоматизировать управление военной логистикой, внедрив штрих-кодирование и автоматизированное отслеживание движения предметов снабжения и их партий, что в гражданской логистике стало уже абсолютным правилом;
– исключить обратные грузовые потоки, в частности сделать правилом передачу заменяемых неприкосновенных запасов на текущее снабжение той же части вместо бессмысленной сдачи на вышестоящий склад;
– внедрить единую систему автоматизированного управления транспортными потоками тыловых служб, интегрированную с ГЛОНАСС;
– уже в мирное время подготовить к развертыванию разветвленную сеть складов, ремонтных баз, госпиталей и других элементов тыла оперативных командований; отработать их взаимодействие напрямую с тыловыми службами батальонов (дивизионов).
На уровне бригады не может быть и полноценных технических служб. Вопросы технического обслуживания и ремонта должны решаться заместителями по вооружению командиров батальонов (дивизионов) напрямую с техническими службами оперативных (оперативно-стратегических) командований. Таким образом, будет устранен и ненужный передаточный уровень заместителей командиров бригад по вооружению.
Командир бригады должен отвечать прежде всего за боевые действия, а не за повседневную деятельность войск. Поэтому ему нужны заместители не чисто функциональные (по воспитательной работе, по вооружению), а линейно-функциональные: начальник штаба, начальник мотострелковых подразделений, начальник артиллерии, начальник ПВО, начальник разведки, начальник инженерно-саперных подразделений, начальник бригадной авиации. Наличие мощного штаба бригады позволит выделить каждому из данных начальников специализированную группу планирования (малый штаб). Малый штаб должен будет взять на себя планирование действий батальонов (дивизионов), подчиненных соответствующему начальнику. Таким образом, в структуре бригады выделятся четыре нештатные группы (мотострелковая, артиллерийская, разведывательная, ПВО), что фактически уменьшит количество объектов управления у основного штаба бригады до семи.