батискаф что это такое для детей
Конспект занятия «Путешествие на батискафе»
Тамара Андреевна Казарян
Конспект занятия «Путешествие на батискафе»
Мастер-класс «Путешествие на батискафе«
Тема (проект. событие): «Путешествие на батискафе»
Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет
Форма НОД: занятие, деятельностный подход
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы
наглядные: презентация, иллюстрации с изображением морских животных; гуашь; краски; салфетки; изображение моря на куске обоев; пшено; гречка; манка; трафареты изображений обитателей морского дна; цветная бумага; цветные нитки; ткань; ножницы, кисти; образцы.
музыкальные: музыка для физминутки, спокойная музыка к самостоятельной деятельности детей.
Интеграция образовательных областей:
1.Обогащать знания детей об обитателях моря: морская звезда, осьминог, акула (внешний вид, повадки, способ передвижения).
1. Формировать нравственные качества ребёнка: чувство ответственности за природу, желание её охранять.
1. Развивать воображение, познавательные способности детей.
2. Развивать коммуникабельность, умение работать с другими детьми над изображением.
3. Развивать творческие способности, чувство композиции.
Ребята, я знаю, вы любите путешествовать. Мы с вами уже путешествовали на самолёте, автобусе, поезде. А сегодня я вас приглашаю в путешествие на батискафе. Кто хочет, присоединяйтесь к нам. А вы знаете, что такое батискаф? (ответы)
(батискаф – это металлическое сооружение; уменьшенная подводная лодка с окнами-иллюминаторами, которое используется для изучения подводного мира; в нём есть место для людей и необходимого оборудования; батискаф имеет несколько мощных прожекторов)
Приготовились к путешествию? Заняли место в батискафе, закрыли глаза.
(звучит шум моря) вот наш батискаф медленно начинает опускаться. В верхних слоях воды светло. Мимо окон – иллюминаторов проплывают какие-то парашютики. Это медузы.А там дальше плывут разноцветные рыбки: рыба – клоун, рыба – бабочка, рыба – ангел. Как вы думаете, почему их так называют? (ответы)
(из – за их чудесной пестрой окраски. Мелкие рыбки проплывают плотными большими стаями. Они быстро перемещаются и петляют, чтобы сбить с толку хищников. Питаются они крошечными ракообразными и другими мелкими животными из гущи кораллов)
Быстро темнеет. На морском дне вечная ночь.
Что вы запомнили из рассказа об акулах? (ответы)
А мы опускаемся глубже. Неожиданно что–то вспыхиваем рядом. Хорошо, что у нас есть прожекторы. Что это за чудо? Это осьминог. У осьминога восемь ног. Все они снабжены присосками, которые служат ему для передвижения по грунту и ловле добычи. Голова похожа на шляпу гриба или зонтик. Любимая еда осьминога – лангусты. Они охотятся после наступления темноты или на рассвете, подкрадываются к ракообразным, рыбам и внезапно нападают на них. Ещё осьминог имеет очень крепкий клюв, который может дробить самые крепкие панцири и раковины. Осьминог может менять окраску, которая зависит от его настроения. Если осьминог победил в схватке, он становится красным, от испуга он сильно светлеет и выпускает облако чёрной жидкости и исчезает под его прикрытием. А когда ложится на дно, то принимает его окраску и становится невидимым. У осьминога очень зоркие глаза. Ни у кого из обитателей морского дна нет таких зорких глаз, как у головоногих. Почему головоногие? (ответы)
Что вы узнали об осьминогах? (ответы)
(восемь ног с присосками, умеет менять окраску, очень хорошее зрение, питается ракообразными)
А вот наши прожектора осветили морское дно. Там обитают морские звёзды. Как вы думаете, почему их так называют?Обратите внимание на их разнообразную окраску: красные, оранжевые, зелёные. Морские звёзды относятся к отряду иглокожих, потому что их тело усыпано мелкими или крупными колющимися наростами.Морская звезда очень прожорлива: она питается устрицами, мидиями и другими съедобными ракушками. С помощью своих рук – лучей она умеет открывать створки самых крупных ракушек, умеет ползать и закапываться в песок. Так как звёзды обитают на самом дне, где очень темно, то она может светиться зеленовато – голубым светом, а на её пяти конечностях свет самый яркий.
А теперь расскажите, что вы узнали о морских звёздах?
(питаются съедобными ракушками, умеют передвигаться по дну и закапываться в песок с помощью лучей, тело покрыто мелкими и крупными колющимися наростами, умеют светиться)
А кто ещё живет в море? (ответы) Понравилось вам наше путешествие? А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Возвращаемся, закрывайте глаза. (звучит музыка).
ФИЗМИНУТКА «Морские приключения»
(движения выполняются в соответствии с текстом)
Ходят волны на просторе,
Чайка над волной взмывает,
Чайка чайку догоняет.
По волнам плывёт вперёд.
Встал на мостик капитан,
Смотрит здесь и смотрит там.
То в бинокль, то в трубу,
Влево, вправо за корму.
Смотрит, смотрит капитан,
К южному солнцу привычные.
Плывёт чудо – великан.
А рядом вижу чьи-то спины.
Плывут, плывут ко мне дельфины.
А сейчас я вас всех приглашаю в нашу мастерскую, где мы изобразим то, что видели во время нашего путешествия. Я приготовила для вас море. Море прекрасное, море сильное, море огромное. Там в глубине, в пучине вод плывут по своим делам дельфины и хищная акула, охотится осьминог, похожий на инопланетянина, светится морская звезда и раскрывает свой купол медуза.
Наше море надо заселить.
(предлагаю образцы изображения морских животных)
Материал я приготовила разнообразный. Каждый пусть подумает,кого бы он хотел изобразить и каким способом: или наклеить, или нарисовать, или использовать и то и другое в своей работе. Можно использовать трафареты изображений обитателей морского дна. Приступайте, пожалуйста.
Помощь индивидуально по мере надобности.
В процессе работы о каждом изображаемом животном читаю короткое стихотворение:
Всю жизнь в воде проводит кит,
Он в море ест и в море спит,
За что ему –спасибо:
Тесно было бы на суши от такой огромной туши.
Черепаха не спешит,
На волнах морских лежит.
Тихо ластами гребёт
И плывёт себе, плывёт.
К медузе прикоснёшься –
Он живет на самом дне,
На ужасной глубине –
Ходит в море без сапог
Спрут Кальмарыч Осьминог!
С неба звёздочка упала,
В океан она попала.
И теперь там круглый год
Не спеша, по дну ползёт.
Не смотри, что у акулы
Незаметны сбоку скулы,
В пасти зубы в три ряда –
Съест любого без труда.
Из морской воды дельфины
Нам показывают спины.
Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Посмотрите, какие замечательные рыбы и морские животные у вас получились! Наше море стало живым. Многие морские животные занесены в Красную книгу и нуждаются в защите. В наши дни, несмотря на законы по защите животных многие виды морских обитателей на грани исчезновения и именно человек повинен в их бедах. Давайте же будем учиться беречь нашу природу.
Что вам понравилось больше всего из того, чем мы сегодня занимались? Чем?
Циклограмма работы педагога-психолога ДОУ «Детский сад №36» комбинированного видаЧелышевой Алёны Андреевны (Февраль 2013 День недели Время Содержание работы Пн 15.00-15.30 Подготовка.
Планирование работы по образовательной области «Социализация» в подготовительной к школе группе для подготовительной к школе группы (от 6-7 лет) Задачи и содержание работы Форма работы Форма организации детей Непосредственно-образовательная.
Батискаф
Батискаф (от греческих «глубокий» и «судно») — автономный (самоходный) подводный аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах. Сегодня эти глубоководные аппараты используются для отбора проб донного грунта, спуска к затонувшим кораблям, подводной съемки и других наблюдений.
Не путать с подлодкой
Основное отличие батискафа от подводной лодки состоит в том, что батискаф имеет легкий корпус, представляющий собой поплавок, заполненный для создания положительной плавучести бензином или иным малосжимаемым веществом легче воды. Легкий корпус скрывает под собой прочный корпус, как правило, изготовленный в виде полой сферы — гондолы, в которой в условиях нормального атмосферного давления находятся аппаратура, пульты управления и экипаж. Движется батискаф с помощью гребных винтов, приводимых в движение электромоторами.
Устремляясь ввысь
Создателем батискафа является швейцарский физик Огюст Пикар. Профессор одного из университетов Брюсселя, изучавший явления в области геофизики и геохимии, стал грезить небом. Для воплощения своей мечты им был придуман стратостат FNRS-1.
Уникальный для своего времени аппарат представлял собой герметичную алюминиевую гондолу сферической формы, которая крепилась к воздушному шару. Внутри конструкции поддерживалось постоянное давление и хранился запас воздуха, что позволяло ее пассажирам спокойно пребывать в разреженных слоях атмосферы. 27 мая 1931 г. естествоиспытатель опробовал собственную техническую задумку вместе с приятелем Паулем Кипфером. С первой попытки им удалось подняться над землей на высоту почти 16 000 м. Спустя еще несколько лет рекорд был доведен до 23 000 м.
Двойное испытание
Тестовый полет на первом стратостате нельзя назвать гладким. Стартовав из немецкого Аугсбурга, Пикар и Кипфер обнаружили, что отказало управление клапаном баллона и движение летательного аппарата стало неконтролируемым. Однако, вопреки всем неприятностям, испытатели сумели благополучно приземлиться в тирольских Альпах на леднике Гургль. В 1989 г. на этом месте был установлен памятник.
Подводные рекорды
Позднее Пикара заинтересовали морские глубины. И в 1953 г. был построен батискаф «Триест», на котором 23 января I960 г. сын изобретателя Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолт опустились на дно Марианской впадины.
Как работает батискаф?
Легкий корпус удерживает в плавучем состоянии батискаф включая прочный корпус гондолу. Он выполняет роль купола воздушного шара, наполненного воздухом, или баллона дирижабля. Бункеры батискафа содержат дробь, являющуюся балластом, сброс которого позволяет регулировать глубину погружения. Гребной винт служит для перемещения батискафа в горизонтальной плоскости. Приводится он в движение электродвигателем, который питается от аккумуляторных батарей. Киль повышает устойчивость судна во время буксировки и уменьшает бортовую качку при всплытии на поверхность.
Через рубку исследователи попадают в шахту, которая соединяет верхнюю палубу с гондолой. При погружении шахта затапливается и в подводном положении свободно сообщается с забортной водой.
Иллюминатор позволяет зрительно исследовать морское дно и его обитателей. В окне установлены кварцевые стекла очень большой толщины.
Тайны глубин
В ходе погружения в Марианскую впадину было сделано несколько важных открытий. Так, экипажу батискафа удалось заметить небольших плоских рыб. Тем самым было опровергнуто мнение, что на глубинах свыше 6000 м жизни нет. Но главное, выяснилось, что в глубинах происходит восходящее перемещение водных масс. Это удержало человечество от опасной затеи — сбрасывать на дно океана радиоактивные отходы.
Конспект НОД на тему «Путешествие на батискафе»
НОД по ознакомлению с природой «Путешествие на батискафе» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование представлений о взаимосвязях и единстве в природе.
Расширять знания детей о мире природы и о его разнообразии, продолжать знакомить с обитателями морей и океанов, показать приспособляемость различных организмов к конкретному местообитанию.
Воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы.
Активизация словаря: батискаф, иллюминатор, морской конек, актиния, медуза, удильщик.
Воспитатель показывает детям глобус.
— Дети, что такое глобус? Да, это уменьшенная модель планеты Земля. Посмотрите на глобус. В какие цвета он окрашен? (Ответы детей)
Так раскрашен глобус не случайно, а для того, чтобы он мог рассказать как можно больше о нашей планете. Какой краски больше всего на глобусе? (Голубой) А что на глобусе означает голубой цвет? (Вода)
Где в природе можно встретить воду? ( В реке, ручье, море, океане, озере, в кране, в бассейне и т. д.)
Для чего нам нужна вода? Что случилось бы без воды?
Да, без воды погибло бы все живое. Но вода это еще и дом для тысячи животных. Если взять море, океан, речку или озеро, то они заселены жильцами до самого дна.
А хотели бы вы понаблюдать за жизнью в океане?
Мы можем осуществить свою мечту и отправиться в морское путешествие на батискафе.
Может быть кто-то знает что такое батискаф? Батискаф – это глубоководный аппарат, стальной шар диаметром в два метра, у него винты, как у корабля. Окна из твердого и толстого стекла и называются они иллюминаторы.
Показать на глобусе Тихий океан.
Вот карта дна Тихого океана. Прежде, чем отправиться в путешествие, нам необходимо выбрать путь по карте, чтобы наш батискаф не наткнулся на коралловые рифы. (Дети отмечают на карте короткий и безопасный путь)
Из чего же мы построим батискаф? (Из стульчиков)
Перед тем, как отправиться в наше путешествие, необходимо отдохнуть
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать
Внимание! Начинаем погружение! (Включить проектор)
Мимо окон иллюминатора плавно скользят какие-то парашютики. (Показать слайд медузы) Это медузы, они жалят, как крапива. В море все животные боятся медуз. Только мальки некоторых раб находят среди ядовитых щупалец и дом, и защиту от хищников. А на что похоже тело медузы? (Парашют)
Плавает акула волнообразно изгибая тело, передвигается очень быстро.
Многие морские животные находят себе защиту от хищников в водорослях. Посмотрите в иллюминатор. Кто прячется в водорослях? (слайды: морской конек и рыба игла) Они приспособились и поменяли цвет, чтобы их не заметили хищники.
А вот мы видим кораллы – актинии. На что они похожи? Их тело напоминает цветок на толстой ножке, основание ножки – подошва, с помощью которой они передвигаются. Щупальца актинии ядовиты, но все ли боятся актиний?
А какая польза актиниям от этой дружбы? (Рыбки чистят ее, помогают дышать)
Актиния и рыбки-клоуны честно делятся друг с другом своей добычей.
Чем ниже опускается наш батискаф, тем темнее становится вода. Почему? (Лучи солнца меньше проникают сквозь толщу воды)
Вдруг то тут, то там мерцают огоньки. В черной пучине океана многие его обитатели «зажгли» на своем теле «фонарики». Им нужен свет для опознания и привлечения добычи. У обитателей самого нижнего этажа моря есть специальные светящиеся органы. Вот рыба-удильщик. На голове у нее растет длинная «удочка», на конце удочки дрожит приманка – небольшой шарик.
В темноте он светится. Обманутая рыба бросается на огонек – и попадает в зубы удильщика.
А сейчас приготовиться водолазам. Проверить герметичность костюмов, акваланги. Дети выходят из батискафа и находят различных морских обитателей (Морские звезды, раковины, рыбы)
Радист услышал сигнал, пора подниматься.
Пока батискаф поднимается, дети рассматривают собранных на дне обитателей океана, называют их.
Дети, а сейчас мы должны заполнить судовой журнал. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
Наш экипаж приготовился к … (путешествию, погружению).
Мимо окон – иллюминаторов плавно скользят … (медузы).
Опускаемся глубже. Вдруг страшное чудовище ткнулость лбом в … (иллюминатор).
А вот мы увидели как среди водорослей спрятался … (морской конек).
Увидев наш батискаф, рыбка – клоун спряталась в шупальцах… (актинии).
Все ниже и ниже опускается наш … (батискаф).
Кругом темно, и только светятся огоньки рыб… (удильщиков).
Наше путешествие прошло… (интересно, весело, увлекательно).
«Путешествие на батискафе»
ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ Д/С № 50 п. СЕННОЙ
КАЗАРЯН ТАМАРЫ АНДРЕЕВНЫ
«Путешествие на батискафе»
1. Продолжать знакомить детей с обитателями моря: морская звезда, осьминог, акула (внешний вид, повадки, способ передвижения).
2. Закрепить полученные знания в изодеятельности: рисовании, аппликации.
3. Развивать творчество, чувство композиции.
4. Продолжать развивать коммуникабельность, умение работать с другими детьми над изображением.
5. Индивидуальная работа.
· беседы о морских жителях: дельфины, киты, морская черепаха, медуза;
· рассматривание иллюстраций с изображениями животных и рыб;
· дидактическая игра «Кто в море живёт?»;
· прослушивание записи шума моря, звуков, издающих дельфинами;
· чтение информации энциклопедий;
· подготовка материала к занятию;
· оформление соответствующей обстановки;
· подбор музыкального оформления.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛ:
Иллюстрации с изображением морских животных; гуашь; краски; салфетки; изображение моря на куске обоев; пшено; гречка; манка; трафареты изображений обитателей морского дна; цветная бумага; цветные нитки; ткань; ножницы, кисти; образцы.
Ребята, я знаю, вы любите путешествовать. Мы с вами уже путешествовали на самолёте, автобусе, поезде. А сегодня я вас приглашаю в путешествие на батискафе. Хотите? А что такое батискаф? (ответы)
батискаф – это металлическое сооружение шарообразной формы с окнами-иллюминаторами, которое используется для изучения подводного мира; в нём есть место для людей и необходимого оборудования; для того, чтобы батискаф опускался, его нагружают тяжёлой дробью (10 тонн)-она и тянет его на дно, а когда необходимо всплывать, дробь выбрасывают в море и батискаф всплывает; батискаф имеет несколько мощных прожекторов.
Приготовились к путешествию? Заняли место в батискафе, закрыли глаза.
(звучит шум моря) вот наш батискаф медленно начинает опускаться. В верхних слоях воды светло. Мимо окон – иллюминаторов проплывают какие то парашютики. Это медузы. А там дальше плывут разноцветные рыбки: рыба – клоун, рыба – бабочка, рыба – ангел. Как вы думаете, почему их так называют? (ответы)
Из – за их чудесной пестрой окраски. Мелкие рыбки проплывают плотными большими стаями. Они быстро перемещаются и петляют, чтобы сбить с толку хищников. Питаются они крошечными ракообразными и другими мелкими животными из гущи кораллов.
Быстро темнеет. На морском дне вечная ночь.
Что вы запомнили из рассказа об акулах? (ответы)
А мы опускаемся глубже. Неожиданно что–то вспыхиваем рядом. Хорошо, что у нас есть прожекторы. Что это за чудо? Это осьминог. У осьминога восемь ног. Все они снабжены присосками, которые служат ему для передвижения по грунту и ловле добычи. Голова похожа на шляпу гриба или зонтик. Любимая еда осьминога – лангусты. Они охотятся после наступления темноты или на рассвете, подкрадываются к ракообразным, рыбам и внезапно нападают на них. Ещё осьминог имеет очень крепкий клюв, который может дробить самые крепкие панцири и раковины. Осьминог может менять окраску, которая зависит от его настроения. Если осьминог победил в схватке, он становится красным, от испуга он сильно светлеет и выпускает облако чёрной жидкости и исчезает под его прикрытием. А когда ложится на дно, то принимает его окраску и становится невидимым. У осьминога очень зоркие глаза. Ни у кого из обитателей морского дна нет таких зорких глаз, как у головоногих. Почему головоногие? (ответы)
Что вы узнали об осьминогах? (ответы)
Восемь ног с присосками, умеет менять окраску, очень хорошее зрение, питается ракообразными.
А вот наши прожектора осветили морское дно. Там обитают морские звёзды. Как вы думаете, почему их так называют? Обратите внимание на их разнообразную окраску: красные, оранжевые, зелёные. Морские звёзды относятся к отряду иглокожих, потому что их тело усыпано мелкими или крупными колющимися наростами. Морская звезда очень прожорлива: она питается устрицами, мидиями и другими съедобными ракушками. С помощью своих рук – лучей она умеет открывать створки самых крупных ракушек, умеет ползать и закапываться в песок. Так как звёзды обитают на самом дне, где очень темно, то она может светиться зеленовато – голубым светом, а на её пяти конечностях свет самый яркий.
А теперь расскажите, что вы узнали о морских звёздах?
Питаются съедобными ракушками, умеют передвигаться по дну и закапываться в песок с помощью лучей, тело покрыто мелкими и крупными колющимися наростами, умеют светиться.
А кто ещё живет в море? (ответы) Понравилось вам наше путешествие? Возвращаемся, закрывайте глаза. (звучит музыка)
Ходят волны на просторе,
Чайка над волной взмывает,
Чайка чайку догоняет.
По волнам плывёт вперёд.
Встал на мостик капитан,
Смотрит здесь и смотрит там.
То в бинокль, то в трубу,
Влево, вправо за корму.
Смотрит, смотрит капитан,
К южному солнцу привычные.
А рядом вижу чьи-то спины.
Плывут, плывут ко мне дельфины.
Движения выполняются по тексту
А сейчас я вас всех приглашаю в нашу мастерскую, где мы изобразим то, что видели во время нашего путешествия. Я приготовила для вас море. Море прекрасное, море сильное, море огромное. Там в глубине, в пучине вод плывут по своим делам дельфины и хищная акула, охотится осьминог, похожий на инопланетянина, светится морская звезда и раскрывает свой купол медуза.
Наше море надо заселить. Я вам предлагаю образцы изображения морских животных.
Материал я приготовила разнообразный. Каждый пусть подумает, кого бы он хотел изобразить и каким способом: или наклеить, или нарисовать, или использовать и то и другое в своей работе. Можно использовать трафареты изображений обитателей морского дна. Приступайте, пожалуйста.
Помощь индивидуально по мере надобности.
В процессе работы о каждом изображаемом животном читаю короткое стихотворение:
Всю жизнь в воде проводит кит,
Он в море ест и в море спит,
За что ему – спасибо:
Тесно было бы на суши от такой огромной туши.
Черепаха не спешит
На волнах морских лежит.
Тихо ластами гребёт
И плывёт себе, плывёт.
К медузе прикоснёшься –
Он живет на самом дне,
На ужасной глубине –
Ходит в море без сапог
Спрут Кальмарыч Осьминог!
С неба звёздочка упала,
В океан она попала.
И теперь там круглый год
Не спеша, по дну ползёт.
Не смотри, что у акулы
Незаметны сбоку скулы,
В пасти зубы в три ряда –
Съест любого без труда.
Из морской воды дельфины
Нам показывают спины.
Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
В наши дни, несмотря на законы по защите животных многие виды морской фауны на грани исчезновения и именно человек повинен в их бедах. Давайте будем учиться беречь нашу природу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Батискаф» И. Акимушкин
2. «Подводный мир» серия «Живая книга».
3. Наглядно – методическое пособие «Морские обитатели».
4. «Расскажите детям о морских обитателях» (карточки для занятий в детском саду и дома).
5. «Подводный мир Белого моря». Экскурсия в природу (комплект открыток).
6. Детские энциклопедии:
· «Чудеса природы» (животный мир)
· «Светящиеся животные и грибы»
· «5000 вопросов и ответов о нашем мире»
7. «Курс знаний с детьми от трёх до шести лет».
Первые уроки 5 + «Кто в море живёт»