батявка что это значит
Что значит устаревшее слово «батявка»?
В рассказе В.И.Белова «Про Мальку» встречается слово «батявка». Что оно означает?
Василий Иванович Белов был родом в Вологодской области, в своем творчестве активно пользовался багажом «деревенских» словечек и оборотов, ратовал за сохранение самобытности русского языка. Найти значение слова «батявка», которое он использует в своем рассказе «Малька провинилась» ни в словаре Ожегова, ни в словаре Даля не удалось, нет этого слова и в большинстве современных словарей русского языка. А вот в Словаре Вологодских говоров (Вологда, 1983 год и последующие издания 2005, 2007 годов) значение слова «батявка»,»батялка» или «батяука» трактуется как:
Обратимся к контексту рассказа «Малька провинилась»: тетка Лидия ругалась на собаку Мальку за то, что та принесла щенят:
Правда, учителя в школе это значение слова «батявка» как гулящая, лентяйка опускают и говорят детям: «Батявка значит много тявкает».
Для написания фельетона нужно выбрать злободневную тему (бюрократия, алкоголизм, безработица, например), ну и облачить свои мысли в сатирический текст. Для фельетона необходим комический эффект, которого можно достичь каламбуром, гиперболизацией, интересным сравнением (Два не очень трезвых мужика отплсывали канкан у забора заброшенного дома. Весело, задиристо поднимали они ноги, аки балерины Большого театра, показывающие свое мастерство худруку). Можете использовать прием сквозной иронии и косвенной похвалы, когда идет одобрение порока (Хороша, вкусна водочка утром, это вам не какой-нибудь заграничный кофе да жидкие чаи хлебать). Автор может выбрать себе как роль рассказчика, так и участника событий или стороннего наблюдателя.
Для написания фельетона нужно видеть смешное в несмешном и даже трагическом.
Для меня основная мысль этого рассказа Голявкина заключена в том, что скука на того нападает, кому заняться нечем, или точнее на кого лень навалилась. Вот мальчик, о котором повествует автор, не только прогуливает школу, где ему надо ума-разума набираться, он еще и праздно шатается по улицам, проявляя даже не любознательность, а любопытство, прося, например, прокатить его в экскаваторе.
Пятая глава романа Пушкина «Евгений Онегин» изобилует описаниями народных примет, которыми девушки во все времена пытались предсказать свою судьбу в канун Рождества.
Вот первая примета про направление серпа Луны:
Тут же следует описание падения метеорита, которое также предвещал многое и в прошлом, да и сейчас. На падающие звезды мы всегда стараемся загадать желание.
Татьяна гадает используя расплавленный воск и зеркало, которое она наводит на Луну, а потом это же зеркало кладет под подушку собираясь спать.
С каждым днем Прошке становилось легче, а Володя прибегал каждый день. Анна ивановна больше не ругалась на сына и давала ему монетки для Прошки.
Что означает слово батявка?
Что означает слово батявка.
Гуляющее, болтающаяся без смысла.
Бездельник, лентяй который гуляет.
Какое значение слова батявка?
Какое значение слова батявка?
Что означает слово вест?
Что означает слово вест.
Что означает слова увечье?
Что означает слова увечье.
Что значит слово батявка?
Что значит слово батявка.
Слово думать что означает?
Слово думать что означает.
Что означает слово бахромою?
Что означает слово бахромою.
Значение слова батявка?
Значение слова батявка.
Что означает слово рекордсмен?
Что означает слово рекордсмен.
Что означает слово Аллах?
Что означает слово Аллах?
Что означает слово мусульманин?
А что такое батявке?
А что такое батявке?
1)Мишутка и Стасик 2)Фантазии Мишутки 3)Фантазии Стасика 4)Неудачная попытка Игоря. 5)Плохой поступок Игоря 6)Оценка поступка Игоря 7)Доброта фантазеров 8)И сново фантизии.
Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение : то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость н..
Основными персонажами летописи Повесть временных лет являются князья династии Рюриковичей, а также церковные иерархи.
Рассказчик не стал военным, потому что еще в глубокой молодости увидел страшное. Отец его возлюбленной, генерал(или полковник, не помню точно) приказал избивать розгами молодого солдата. Это потрясло его до глубины души, кровь, капающая на землю, с..
Конспект урока по литературному чтению В.И. Белов «Малька провинилась»
Тема урока: рассказ Василия Ивановича Белова «Малька провинилась».
Тип урока: изучение нового материала в технологии ркмчп
Форма организации обучения: индивидуальная работа и в группах.
Триединая дидактическая цель:
— формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
— воспитание чуткого отношения к живой природе;
— обогащение нравственного опыта младших школьников;
— обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
— воспитывать гуманное отношение к животным.
— развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного;
— развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения;
— развитие внимания к внутренней жизни главных героев произведения.
I Вступительная беседа
Учитель: Какой раздел учебника мы с вами изучаем?
-Что вы скажете про фамилии писателей, которые записаны на доске.
(на доске: Пришвин М.М., Соколов-Микитов И.С., Сладков Н.И., Белов В.) Это авторы произведений, которые мы уже прочитали, за исключением фамилии Белова Василия Ивановича.
Учитель: Кто может сформулировать цель нашего урока?
( Мы познакомимся с произведением В.И. Белова)
Учитель: Как вы думаете о чём писал В.И. Белов?
( О природе, Родине, животных т.к. его произведение помещено в данном разделе)
Учитель: А как проверить верны ли ваши предположения?
(Сходить в библиотеку, прочитать дополнительную литературу, поискать информацию в интернете, спросить у родителей)
Учитель: Прочитайте название произведения, с которым мы будем знакомиться?
Учитель: О чем может быть рассказ с таким названием? (Предположения учащихся)
Я предлагаю вам опорные слова для того, чтобы вы могли предугадать сюжет:
( Мы не можем сделать предположения, так как смысл слов, кроме слова дитятко, нам непонятен)
Учитель: Предлагаю следующую группу опорных слов:
Учитель: Сейчас вам предстоит работа в группах. Вспомним правила работы в группах. (Дети делятся на группы)
Из данных слов предлагаю придумать сюжет, презентовать свой ответ, дать название своему произведению.
Выступление одного из представителей группы.
1 группа. Наш рассказ называется «Подкидыши»
Однажды хозяйка дачи услышала под крыльцом странные звуки, оказалось, что это пищали щенята. Ребята из соседней деревни принесли щенят показать друзьям и забыли про них. У хозяйской собаки тоже были щенята. Она стала кормить подкидышей, как настоящая мамаша.
2 группа. Наш рассказ «Сиротки»
В соседней деревне у породистой собаки родились щенята, но она не захотела кормить их. Тогда хозяйка отдала их дворняжке, которая стала для щенят настоящей мамашей.
3 группа. Наш рассказ «Люди помогли»
Хозяйке приюта для собак из соседней деревни привезли щенят, которых бросила непутёвая мамаша. Люди не оставили щенят в беде, из них выросли замечательные собаки.
Учитель: Ваши названия мы записали, зафиксировали на доске в виде кластера, в конце урока мы к ним вернёмся, чтобы сравнить.
II Стадия осмысления.( Чтение с остановками)
Учитель: Сейчас мы прочитаем этот рассказ до первой остановки и посмотрим, удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она могла провиниться.
Чтение до первой остановки. ( До слов: Ладно, пускай живут!)
(Читает учитель.)
Учитель: Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?
– Какой была речь хозяйки дома Лидии? (Грубой, сердитой.)
– Найдите слова, которыми Лидия ругала Мальку.
(Дети называют слова, заполняя сводную таблицу, которая записана на доске).
– Какие слова нам уже встречались? Какие слова вам непонятны? Попытайтесь объяснить их значения.
Блудня – ушедший из родного дома, и вернувшийся после долгих скитаний.
– А вот значение слова батявка мы не найдем ни в одном словаре. Как вы думаете, оно ласкательное или ругательное? Какое слово по звучанию оно напоминает? (Батявка-тявка- тявкает)
– Как вы думаете, почему собака получила такую кличку – Малька? (она маленькая, коротконогая)
– Чувствовала ли свою вину Малька? Прочитайте, как об этом написано в тексте. (Нет, она не понимала, за что ее ругает хозяйка. Ведь деторождение- естественный закон жизни )
– А как Лидия обозвала щенят?
– Что обозначает это слово?
– Прочитайте значение слова( работа с толковым словарём)
Шаромыжник – это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.
Да отличается, предыдущие характеристики- это слова хозяйки.
Давайте подумаем как назвать правую и левую графы таблицы. ( Дети предлагают свои варианты). Наиболее удачные, вносятся в таблицу (Мнение хозяйки, наше мнение)
(продолжим заполнять таблицу)
– Как вы думаете, как поступит Лидия со щенятами?
Сейчас мы будем читать рассказ до второй остановки и увидим, удалось ли нам с вами предугадать судьбу щенят.
Чтение до второй остановки. ( Читают хорошо читающие дети)
– Удалось ли нам предугадать судьбу щенят?
– Как вы относитесь к поступку Лидии?
Почему она так поступила?
(Если бы Лидия оставила у себя щенят, ей бы пришлось заботиться о собаках, а трех взрослых собак прокормить трудно)
– А что автор говорит о своих героях? («Лидия была довольна. Мальке не очень-то было приятно»)
Чтение до третьей остановки.
В рассказе, казалось бы, каждый определился со своей судьбой. Лидия довольна, щенята обрели себе дом, и у Мальки жизнь будет продолжаться привычным образом. Почему же на этом рассказ не заканчивается? Как вы думаете, о чём мы прочитаем дальше?
П редлагаю задание придумать концовку рассказа, устно обсуждая в парах.
Выслушиваются предположения детей.
Прочитайте самостоятельно текст до конца.
– Подтвердились ли наши предположения?
-Как же продолжилась жизнь Мальки ? ( Малька нашла своего щенка и каждый день бегала его кормить)
Какая часть таблицы потеряла свою актуальность? Почему? ( Потеряла свою актуальность левая часть таблицы, так как хозяйка изменила своё мнение, она больше так не думает о своей собаке)
Давайте вернёмся к рассказам, которые вы составляли в группах, совпали ли они с сюжетом произведения В.И. Белова. Чей рассказ оказался ближе к оригиналу? Вспомним названия, которые вы предлагали, работая в группах.
А какой заголовок предложили бы вы сейчас, прочитав произведение? Разбейтесь на те же группы и подумайте над заголовком.
(Продолжается заполнение кластера)
-Что скажете про заголовки, которые были до чтения и после?
-Понравился ли вам рассказ про Мальку? Прочитайте название рассказа, который мы будем читать на следующем уроке «Ещё про Мальку». Как вы думаете, чем ещё может удивить нас Малька?
1.В начале урока мы сделали предположение, о чём писал В.И. Белов. Найти информацию про В.И. Белова, приготовить сообщение.
2.Составить синквейн про Мальку. Какая из записей на доске поможет вам в составлении синквейна? Таблица