«ПроМед» просел. Почему информационная медицинская система, на которую тратятся миллионы, зависла?
В середине декабря в соцсетях появились сообщения о том, что ЕИСЗ не работает: не выгружаются электронные больничные, сайт выдает ошибку, электронная регистратура не работает, а единый телефон записи ко врачу молчит. Ситуация с подвисающей системой продолжалась две недели.
Как пояснили в «Сван» (компании, которая разрабатывала эту систему, а сейчас по договору подряда обслуживает ее), перебои возникли из-за внедрения нового функционала в ЕИСЗ и как следствие — многократного увеличения объёма данных.
В 2019 в ЕИСЗ появятся новые модули по автоматизации работы скорых, льготному лекарственному обеспечению, аптекам, а также новая информационно-аналитическая система, отчетность по анализу работы системы здравоохранения, справочная о состоянии отрасли, срез по больницам для руководителей региона и главврачей.
И так как нагрузка на систему выросла практически на 50%, она повисла.
«С целью обеспечения бесперебойности РИАМС «ПроМед» в структуре группы компаний Сван функционирует центр мониторинга, который отслеживает работоспособность системы во всех 15 регионах в режиме 24/7. Но так как параметры работы системы непосредственно до самой внештатной ситуации не превышали предельно допустимые значения, спрогнозировать данную ситуацию центр мониторинга не смог. Оперативные меры, предпринятые в соответствии с регламентами обеспечения бесперебойности, ожидаемого результата не принесли. Ситуация отказалась нетиповой. Поэтому устранение последствий заняло так много времени», — объясняют в ГК «Сван».
В компании заявляют, что работа системы была восстановлена 19 декабря. По результатам были предприняты дополнительные организационные и технические меры по предупреждению подобных ситуаций в будущем. В адрес Министерства здравоохранения Пермского края подготовлены предложения по приобретению дополнительного оборудования, которое позволит обеспечить дополнительное резервирование работы системы.
Однако, несмотря на все заверения, что с 19 декабря система работала, 18 декабря Министерство здравоохранения Пермского края направило главврачам медучреждений Прикамья распоряжение, в котором сказано, что ЕИСЗ «не работает в штатном режиме», и поэтому врачи должны перестать вводить в электронную карту новые данные.
«Необходимо остановить ввод новых случаев оказания медицинской помощи через «Электронную медицинскую карту». Все случаи оказания медицинской помощи заполнять через систему поточного объема ввода в объеме, необходимом для формирования реестров счетов за оказанную медицинскую услугу», — сказано в распоряжении.
Главврачам было указано, что они должны приостановить выписку рецептов через электронную медицинскую карту и рекомендовалось приостановить и выдачу электронных больничных листов. Новый «режим» работы действовал до особого распоряжения минздрава. В итоге некоторые пациенты на неопределенное время остались без лекарств.
Тяжелобольные пациенты жаловались на отсутствие рецептов и лекарств в соцсетях
26 декабря минздрав выпустил новый приказ, отменяющий предыдущий. Система восстановлена в полном объеме, говорилось в нем. «Но днем, в часы пиковой нагрузки, программа все равно стоит. Хорошо работает только ранним утром и вечером», — рассказали сами врачи в одной из больниц.
Экскурс в историю
ЕИСЗ — это электронная система учета персональных данных пациентов, которая была создана в 2011 году в результате модификации региональной информационно-аналитической медицинской системы «ПроМед». Программа создана для государственных медучреждений, минздрава, страховых компаний, фонда ОМС и даже аптек, которые участвуют в программе дополнительного лекарственного обеспечения.
И сегодня здесь содержатся данные не только по амбулаторным учреждениям, но и стационарам, параклинике, лабораториям, аптекам, станциям скорой медицинской помощи. Здесь также есть единый регистр медицинских работников (предназначен для ввода, хранения и обработки персональных данных врачей, медсестер и сотрудников медицинской организации немедицинских специальностей).
Кому достаются бюджеты ЕИСЗ
По информации Министерства информационного развития и связи (МИРС) Пермского края, на создание и модернизацию ЕИСЗ, начиная с 2007 года в Пермском крае было потрачено почти 113 млн рублей. Из них 25 млн рублей из краевого бюджета.
За этот же период времени ГКУЗ ПК «Медицинский информационно-аналитический центр» (МИАЦ) заключил 15 контрактов на 77,9 млн рублей.
На сайте госзакупок нам удалось собрать данные за 2014–2018 годы. Конкурсы проводились на разработку и развитие единой информационной системы, приобретение серверного оборудования, а также на услуги по обработке медико-статистической информации и медицинской нормативно-справочной информации заключили контракты на общую сумму — 143 млн рублей. Заказчиками выступили МИАЦ и МИРС.
По данным ruasprofile.ru, ООО «Сван» всего заключило с ГБУЗ ПК «МИАЦ» и ГБУЗ ПК «ПК МИАЦ» девять контрактов на 71,7 млн рублей. Только в этом году общая стоимость контрактов на техподдержку системы составила 41,7 млн рублей.
Так, например, ООО «Центр обработки данных — Пермский край» занималось разработкой и обслуживанием электронной системы в больницах Прикамья. Организация заключила 209 контрактов на 83,1 млн рублей. В заказчиках значатся практически все больницы Прикамья. ООО «Сван-Информ» заключило контракты на 14 млн рублей.
Сергей Степнов работал в этой должности больше 10 лет и ушел с нее весной этого года. 12 апреля этого года Степнов вернулся в ООО «МПЦ «Диагностика» — сейчас является учредителем и директором.
Сейчас директором МИАЦ является Юлия Сагындыкова, которая ранее возглавляла «Бюро медицинской статистики информационно-аналитический центр» Пермского края. Организация была ликвидирована в 2015 году. Правоприемником является МИАЦ.
По словам нашего источника, в результате всех этих кадровых перестановок рынок информационных услуг не изменился, и в ближайшее время компании Сергея Метелева продолжат получать крупные контракты.
Программа предназначена для использования в учреждениях здравоохранения. С ее помощью можно автоматизировать процесс сбора, хранения и обработки информации.
ПроМед – приложение для Windows, представляющее собой региональную информационно-аналитическую медицинскую систему. Главной задачей программного комплекса является автоматизация работы с экономической и статистической информацией. Утилита предназначена для использования в региональных подразделениях министерства здравоохранения России.
Авторизация
Приложение не требуется установки на компьютер, поскольку представляет собой онлайн платформу. Для авторизации необходимо указать логин и пароль. Также есть возможность получить доступ к системе, используя аккаунт на сервисе Личный кабинет Госуслуги.
Электронные карты
С помощью программного комплекса врачи могут вести карты пациентов в электронном виде. Система позволяет вносить данные о посещениях поликлиник и больниц, выписанных рецептах, диагнозах, а также рекомендациях. Это позволяет тратить меньше времени на заполнение бумажных форм и оперативно получать доступ к необходимым данным в случае повторного приема.
Автоматизация работы
Программа содержит модули, предназначенные для врачей, медицинских сестер, лаборантов, регистраторов и других специалистов. С их помощью можно хранить и обрабатывать персональные данные. Вся информация хранится в общей базе на сервере. Также есть возможность вести учет лекарственных средств и контролировать финансовые операции.
Лавры проигравшего. Обслуживание базы данных пациентов Башкирии отдадут в другие руки
От перебоев в работе программы «Промед» устали все – пациенты, врачи, чиновники
Нашумевшая своей неудовлетворительной работой программа «Промед» поменяет своего владельца – точнее, компанию, которая будет ее обслуживать. Фирма Бориса Лаврова ООО «ЭМСИС- МЕДИЦИНСКИЕ СИСТЕМЫ И СЕРВИСЫ», согласно базе Картотека.ру, на данный момент находится в стадии ликвидации.
«Промед»: все устали от проблем
Если вы часами сидите в очереди, а врач говорит, что «воюет с неким Промедом» и вешает на двери распечатанную на А4 надпись «Прошу понять и простить, но не работает «Промед», то эта история будет для вас очень интересна…
«Промед» – это электронная база, в которой ведутся все посещения и содержится ваша электронная медицинская карта. Вообще в ней находится 4,5 миллиона электронных медицинских карт жителей Башкирии и хранится информация о более чем 350 миллионах случаев оказания медицинской помощи.
А еще это программа, которая открывает больничный лист и потом передает данные в Фонд социального страхования. В районах через «Промед» врачи выписывают направления в РКБ или другие республиканские медицинские центры. Но если виснет «Промед», никакие записи, конечно, невозможны.
А виснет программа часто, долго и, как говорят врачи, даже сбрасывает информацию, которую медработники вбивали по несколько дней. Перед Новым годом на несколько дней зависла база больничных. В результате врачи писали такие сообщения: «Все больничные, открытые в декабре и январе по уходу за членом семьи, по беременности, зависли в РМИАС (в нее и входит база «Промед»), это не ошибка врачей, а именно проблема РМИАС». К слову, жители до сих пор не могут получить выплаты и сидят без денег.
Не утихают жалобы и из очередей. Вот, например, одна из жалоб в программе «Инцидент», где фиксируется недовольство граждан:
«Сижу в женской консультации 13-й больницы, 14 января 2021 года, прием должен идти 15 минут, а в итоге сидим по 50 минут. Безобразие и скотское отношение. Зачем записывать на прием, если не могут обслужить, почему люди должны сидеть столько?»
В ответе медицинской организации говорится, что проблема – в зависании программы. «Причина ожидания приема – в перебоях в работе РМИАС РБ. Перебои в работе РМИАС носят не локальный характер, а по всей республике», – говорится в ответе.
Кто обслуживает «Промед» и сколько это стоит
На «Промед» жалуются уже 10 лет. Но только сейчас это стало обостряться из-за возросшего потока ковидных больных и выросшего количества листков нетрудоспособности. В результате фирма Бориса Лаврова «ООО ЭМСИС – «Медицинские системы и сервисы», долгое время обслуживавшая «Промед», не выдержала наплыва работы.
О том, что проблема носит технический характер, говорили эксперты. Сам Лавров отвечал, что сбои – проблема локальная, связана с нагруженностью сети в самой больнице. А потом возник вопрос: сколько сотрудников работали в «ЭМСИС»? Компания Лаврова отчитывалась о 40 сотрудниках. По информации источника, в реальности эту работу вели всего четыре программиста (отсюда, мол, и задержки в обслуживании).
По сообщению источника в сфере РМИАС, оборот компании ЭМСИС в 2020 году составил 500-600 млн руб. Это обслуживание ЛПУ, ФОМС, Минздрава РБ и транши на антиковидные задачи из МЗ РФ. Исходя из данных сайта госзакупок, контракты с ЭМСИС больницы заключали на 1,5-2 млн рублей в год с каждым лечебным учреждением, аптеками и лабораториями. По грубым подсчетам приблизительно должно выходить 500-600 млн рублей выручки в год.
На запрос ProUfu в Минздраве ответили, что не тратили 500-600 млн рублей в год на обслуживание «Промед». «Информация об оплате компании ООО «ЭМСИС» в 2020 году 600 млн рублей не соответствует действительности. Ориентировочная стоимость договоров в 2020 году составила 70 млн рублей, по данным медицинских организаций», – ответила курирующая информационную отрасль замминистра здравоохранения Динара Еникеева. Иными словами, «Промед» обошелся больницам Башкирии в 2020 году в 70 млн рублей.
Борис Лавров / Фото: ugatu.su
Переход на «Башинформсвязь»
Судя по ответу Минздрава, сейчас планируется переход на обслуживание в другой компании. На сегодня договора заключены с ПАО «Башинформсвязь».
В Минздраве Башкирии на наш запрос ответили, что сам «Промед» остается, то есть перевод медицинских организаций на работу с другой медицинской информационной системой не планируется.
Сама компания ЭМСИС ликвидируется. К сожалению, продуктивного разговора с Борисом Васильевичем Лавровым не получилось.
Корр.: Ваша фирма ликвидируется. Значит, вы больше не обслуживаете «Промед»?
ПроМед Региональная информационно-аналитическая медицинская система (РИАМС)
Содержание
Региональная информационно-аналитическая медицинская система (РИАМС) «ПроМед» — специализированный программный комплекс, позволяющий автоматизировать процессы сбора, обработки и хранения данных о случаях оказания медицинской помощи в системе здравоохранения региона.
Совместимость с JaCarta
5 февраля 2019 года компания «Аладдин Р.Д.», российский разработчик и поставщик решений для обеспечения информационной безопасности (ИБ), и группа компаний «СВАН», отечественный разработчик и интегратор информационных решений для здравоохранения, построенных на облачных технологиях, сообщили о завершении тестовых испытаний на совместимость своих продуктов.
По результатам тестирования компании подписали сертификат, который подтверждает корректность работы электронных ключей JaCarta для аутентификации и формирования электронной подписи в региональной информационно-аналитической медицинской системе (РИАМС) «ПроМед». Согласно документу, с РИАМС «ПроМед» совместимы USB-токены и cмарт-карты JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta-2 PKI/ГОСТ и JaCarta-2 PRO/ГОСТ. Тестирование проводилось в операционных системах Windows XP(32-bit), Windows 7 (32/64-bit), Windows 8 (32/64-bit), Windows 8.1 (32/64-bit) и Windows 10 (32/64-bit) с использованием программного обеспечения «Единый Клиент JaCarta» версии 2.11.0 или выше.
Чувствительность к потере конфиденциальности информации в здравоохранении порой значительно выше, чем во многих других отраслях. И если в случае неправомерного доступа к медицинской системе риск пациента связан больше с финансовыми потерями, то подмена этих данных, фактически изменение медицинской истории, может повлечь за собой целый каскад ошибочных решений врача. И, конечно, любая утечка информации – это всегда репутационные и финансовые потери для медицинского учреждения.
Описание «ПроМед». Состав
По информации на февраль 2019 года РИАМС «ПроМед» функционирует по модели SaaS (Software as a Services — программное обеспечение как услуга) в едином центре обработки данных для неограниченного числа пользователей. В ЦОД консолидируется вся информация, связанная с персонифицированным учётом оказанной медицинской помощи и управлением ресурсами здравоохранения региона. «ПроМед» обеспечивает информационный обмен между медицинскими учреждениями, органами управления здравоохранением, ТФОМС, страховыми медицинскими организациями и аптечными учреждениями, участвующими в реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).
РИАМС «ПроМед» состоит из нескольких взаимосвязанных программных комплексов, позволяющих автоматизировать процессы сбора, обработки и хранения информации во всех службах медицинских организаций:
2007: Переход на облачные технологии
В 2007 году медицинская информационная система Пермского края была переведена на облачные технологии, в результате чего все участники здравоохранения региона получили возможность работать с единой базой данных в режиме реального времени. Тогда же началось тиражирование РИАМС в другие регионы.
2005: Внедрение во всех медорганизациях Пермского края
В 2005 году РИАМС «ПроМед» была внедрена во всех 250 медицинских организациях Пермского края. На тот момент система строилась по распределенной модели, то есть в каждом медицинском учреждении устанавливались серверы, которые регулярно синхронизировались с единым центром обработки данных (ЦОД). Каждые сутки выполнялось около 1500 сеансов обмена информацией.
2002: Старт разработки системы
Работа над созданием региональной информационно-аналитической медицинской системы «ПроМед» началась в 2002 году. Перед разработчиками стояла задача охватить все разделы оказания медицинской помощи населению и полностью автоматизировать процессы сбора, обработки и хранения информации в медицинских учреждениях региона.
Программа представляет собой комплекс, который создан для оптимизации сбора информации в сфере медицины, экономики и статистики. Данная информация хранится в системе здравоохранения страны в конкретном регионе. Данную систему начали разрабатывать в 2002 году. Главная задача была – охват и оптимизация поданных справок, которые поступают в медучреждения о пациентах.
После создания и прохождения тестов. В 2005 году программу начали использовать в 250 лечебных учреждениях. Программа синхронизировалась с единым центром обработки данных поступивших больных. В течение суток сведения постоянно обновлялась.
Уже в 2007 году система была усовершенствована. Что дает право сохранять информацию в облако. Так доступ к ней получали все участники медицинских организаций в любое время.
Принцип работы
«ПроМед» работает на системе SAAS. Это программное обеспечение, которое направлено на предоставление услуг. В едином центре дублируется все данные, которые находится в медицинских зданиях и содержит данные о больных и их историю болезни.
Данная информация доступна страховым лечебным организациям, аптекам, другим профильным учреждениям. Приложение устанавливается очень быстро и не требует дополнительных настроек и особых навыков для ее использования. У каждого врача есть свой личный кабинет, где заносятся сведения о пациенте, который на приеме. Есть возможность зайти в личный кабинет и посмотреть нужную карту со смартфона.
Благодаря установке программы ПроМед сотрудники медобслуживания:
Утилита универсальна для всех сфер медицинского обслуживания. Позволяет наладить и ускорить процесс приема. Вести четкий контроль сотрудников и медикаментов.