базовая культура личности что такое
Базовая культура личности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Культура личности – это совокупность характеристик личности, позволяющих ей жить в гармонии с общечеловеческой и национальной культурами, а также плодотворно развиваться в условиях современного общества с учетом собственной индивидуальности.
Базовая культура личности – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных качеств и представлений, без которых невозможно осуществление полноценной социализации и общего развития.
Основные компоненты базовой культуры личности
Базовая культура личности представляет собой достижение личностью определенной гармонии, которая дает ей необходимую социальную устойчивость и позволят полноценно развиваться природным дарованиям личности посредством эффективного включения в общественную деятельность, жизнь и труд, а также создают нужный психологический комфорт.
Главными компонентами базовой культуры личности являются:
Приоритетные направления, входящие в основу содержания базовой культуры личности, представлены:
Процесс формирования базовой культуры личности по всем указанным направлениям, создает необходимую основу для гармоничного и целостного развития. При этом результативность формирования базовой культуры личности, представляет собой оптимальное наличие качеств, ценностных ориентаций и свойств, которые обеспечат гармонию общественной и личной культуры.
Готовые работы на аналогичную тему
Ориентиры воспитания базовой культуры личности
Современная система воспитания ориентирована на все направления развития базовой культуры личности. Разностороннее воспитание необходимо для того, чтобы максимально раскрыть и реализовать личностный потенциал каждого воспитанника, обеспечить их необходимым запасом интегральных знаний и жизненной энергией. Успешность всестороннего воспитания определяется исходными физическими возможностями, врожденными задатками и способностями, которые и определяют активности ребенка в той или иной области.
Современная педагогическая наука понимает человека как существо универсальное, подчеркивая исключительный феномен каждой личности, который проявляется в виде отдельных характеристик и личностного потенциала человека. Именно поэтому процесс воспитания необходимо направлять не только на развитие физического, нравственного, познавательного, творческого и коммуникативного потенциала личности ребенка, но и на оказание ему квалифицированной помощи в самоопределении в жизни, на основании учета индивидуальных возможностей и интересов.
Воспитание не имеет возможности «внедрить» в сознание и поведение каждого воспитанника требуемый смысл жизни. Это связано с тем, что смысл жизни может быть приобретен только развивающейся и взрослеющей личностью, на основании собственных усилий в поисках гармонии между собой и окружающим миром. Воспитание же помогает организовать, осознать, оценить и пережить данные усилия.
Основные ориентиры в воспитании базовой культуры личности выступают:
Направления воспитания базовой культуры личности
Основными направлениями в воспитании базовой культуры личности выступают:
На формирование базовой культуры личности ребенка большое влияние оказывают:
БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ
Педагогика (а она по природе своей наука философская) всегда стремилась к моделированию идеального — мира, человека, государства, семьи, школы, учителя. Этому отдали дань Платон, Т. Мор, Т Кампанелла, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. И. Бецкой, Н. Г. Чернышевский, Л. Н.Толстой, В. А. Сухомлинский.
Современная педагогическая мысль уже приняла как данность, что не может быть общего для всех людей и народов идеала воспитания. Но некоторая определенность все-таки существует: безусловно значимыми характеристиками являются нравственные ценности, здоровье, ум, умелость и успешность. Именно эти характеристики складываются в процессе освоения культуры, ценностей и норм общества и определяются понятием базовая культура личности. Ее можно представить как систему нескольких значимых направлений:
□ культура труда и экономическая культура,
□ гражданская и правовая культура,
□ культура семейных отношений,
□ культура жизненного самоопределения.
Современное воспитание ориентируется на все направления базовой культуры личности. Такая «разносторонность» воспитания определяется личностным потенциалом воспитанников, интегральным запасом их жизненной энергии, физических возможностей, задатков, способностей, определяющих активность в различных областях.
Понимая человека как универсальное существо, современная философия и психология подчеркивают феномен предназначенности конкретного человека, разную степень проявления отдельных характеристик его личностного потенциала. Поэтому воспитание должно не только создать условия для развития физического, познавательного, нравственного, коммуникативного, творческого потенциалов личности ребенка, но и помочь ему самоопределиться в жизни с учетом своих индивидуальных возможностей, найти смысл своей жизни.
Воспитание не может «внедрить» в сознание и поведение человека определенный смысл жизни. Смысл жизни обретается взрослеющей и развивающейся личностью в собственных усилиях поиска гармонии между миром и самим собой. Воспитание помогает организовать, пережить, осознать и оценить эти усилия ребенка.
□ ценности созидания, которые реализуются в продуктивных творческих актах: познания и труда, преобразования собственного опыта, веществ природы и материального мира;
□ ценности переживания, которые реализуются в переживаниях красоты природы, искусства, человеческой деятельности;
41 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
□ ценности общения реализуются в человеческих отношениях — сочувствия, доброты, справедливости, дружбы, любви;
□ ценности преодоления жизненных ситуаций и изменение своего отношения к ним; эти ценности связаны с усилиями самого человека в поисках смысла жизни и с ответственностью за свои действия. Их содержание концентрируется, как считал В. Франкл, в трех основных отношениях: смирения, покаяния и достоинства.
Воспитание своими педагогическими способами эту смыслообразующую систему ценностей личности делает реальностью:
□ организуется разнообразная, активная деятельность, общение детей и взрослых;
□ создается насыщенная образцами достойного поведения социальная микросреда (ближайшее социальное окружение), в которой живет и действует ребенок;
□ обеспечивается выражение воспитанниками своих эмоционально-ценностных отношений к различным явлениям, событиям, поступкам людей;
□ моделируются ситуации, рождающие у воспитанников опыт поиска смысла жизни.
Так воспитание обеспечивает действие механизма интериоризации ценностей. Механизм интериоризации ценностей обоснован в психологии Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым. Его действие состоит в том, что личностные особенности формируются у ребенка извне вовнутрь в определеннойпоследовательности:
1) наблюдение образцов поведения;
2) попытки их заимствовать и воспроизвести в собственной деятельности и общении;
3) последующее систематическое и привычное их использование по отношению к другим людям;
4) преобразование исходных наблюдаемых и принятых образцов во внутренние личностные особенности.
При несомненной важности всех компонентов базовой культуры личности, они не равнозначны: нравственная культура доминирует.
Воспитание нравственной культуры направлено на воспитание у ребенка отношения к жизни и к человеку как к безусловным ценностям. Содержание этой
Рис. Б. Базовая культура личности 96
ценности включает, с одной стороны, принятие единства человека и мира природы, а с другой стороны, постижение ценностей духовной жизни человека.
Воспитание нравственной культуры ребенка строится с учетом двух «векторов» нравственного потенциала его личности: потребности в персонализации и потребности в самореализации.
Для удовлетворения потребности в персонализации и ее культурного «оснащения» воспитание должно организовать нравственный опыт общения с ровесниками, старшими и младшими (культура общения, культура поведения, культура семейных отношений).
Потребность в самореализации с помощью воспитания должна приобрести черты реальной работы над собой. Воспитание дает ребенку опыт контролирования своей жизни по принципу «стремись быть лучше, но не лучше других». В такой позиции заложен серьезный нравственный выбор. Принять его сразу, без осмысления различных жизненных позиций людей, долга перед людьми и своих индивидуальных форм поведения, ребенок не может. Воспитание призвано обеспечить доступные ему нравственные поиски.
Воспитание физической культуры личности обязательно предполагает принятие ею здоровья как жизненной ценности. На этой основе складывается культура здорового образа жизни, культура тела, культура сексуальных отношений, где доминируют нравственные регуляторы отношений.
Воспитание культуры труда, центрированное на нравственных ценностях, будет культивировать не ценность веши, продукта, денег, а ценности творчества, преодоления жизненных трудностей, служения свои трудом людям. Трудовая деятельность, организуемая воспитателем как ценность нравственной культуры, становится не только содержательной, интересной, требующей напряжения сил, воли, способностей, но и вызывает активность, побуждает к самоорганизации, строится на условиях выбора и ответственности.
Воспитание познавательной культуры предполагает не только развитие познавательных возможностей личности и приобретение определенного объема необходимой информации, но и освоение способов проблемного мышления. Именно проблемное мышление позволяет человеку осознавать пользу и значение нравственных ценностей, оценивать их и осуществлять поиск смысла жизни.
44 Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы // Избранные педагогические сочинения. В З т. Т. 3. М., 1981. С. 133.
Воспитание гражданской культуры невозможно осуществить без приоритета патриотического воспитания, воспитания ценностного отношения к своей Родине, ее культуре, языку, традициям, осознания своей ответственности за ее судьбу.
Воспитание эстетической культуры личности обеспечивает возможности удовлетворения ее художественных и эстетических потребностей. Но сама мера прекрасного, границы прекрасного и безобразного осознаются человеком в зависимости от его нравственной культуры.
Таким образом, ценности базовой культуры личности воспитываются не обособленно друг от друга, а всегда интегрированно. Нравственное начало — основа любой деятельности ребенка и его общения.
Доминантные направления базовой культуры личности специально должны выделяться и осмысляться лишь как модель педагогического проектирования воспитателя. Реальная воспитательная ситуация всегда обращена ко всем сторонам базовой культуры личности ребенка, он всегда одновременно познает мир, взаимодействует с ним, оценивает его.
Ценности базовой культуры личности переживаются ребенком как ценностные отношения и проявляются только тогда, когда воспитанием обеспечены их когнитивная составляющая (знания, представления) и поведенческая (опыт действий, умения, поведенческие навыки). Свидетельством овладения личностью базовыми ценностями культуры в любом из направлений будет способность осознан но строить свое поведение в контексте трех нравственных императивов; «можно», «нельзя», «надо».
Базовая культура личности и её компоненты
Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.
Базовая культура – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие.
Базовая культура личности – это достижение ею некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную генетически задуманных дарований личности,
включенность в общественную жизнь и труд, также личностный, психологический комфорт (О.С. Газман).
Основными компонентами базовой культуры личности следует считать
· аксиологический (ценностный), включающий овладение ценностями – знаниями; сформированными ценностями – качествами; ценностями – отношениями;
· технологический, раскрывающий степень практической готовности воспитанника к решению жизненной задач и ситуаций, его включение в разнообразные виды деятельности и общения;
· личностно-творческий, который обеспечивает творческую самореализацию, последовательное решение сущностных сил личности, её способностей, дарований, личностного потенциала.
Приоритетными направлениями, составляющими основу содержания базовой культуры личности, являются
· культура межнационального общения,
· культура жизненного самоопределения и труда,
· эстетическая и физическая культура,
· культура семейных отношений.
Формирование базовой культуры по выделенным направлениям создает основу для развития целостной, гармонично развитой личности. В этом случае результатом формирования базовой культуры личности является оптимальное наличие свойств, качеств, ценностных ориентаций, обеспечивающих гармонию личной и общественной культуры.
Тема 4.2 Методы воспитания
Дошкольное образование базируется на ФГОС. Он является той основой, на которой строится воспитательный и образовательный процесс в дошкольных учреждениях. В центре воспитательного процесса находится ребёнок – воспитуемый. По отношению к нему как к объекту воспитания педагоги и воспитатели выступают субъектами воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов и технологий воспитания.
Методы воспитания– важные и очень сложные компоненты воспитательного процесса, которыми педагог обязан владеть профессионально.
Методы воспитания –это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности.
Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и ребёнка, в процессе которого происходит воздействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности.
В последнее десятилетие в педагогической теории существует понятие технологий обучения и воспитания.
С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.
Методы воспитания направлены на целостное развитие и воспитание личности.
Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения»(А.С. Макаренко), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень развития и воспитанности детей, их возрастные особенности, интересы, стремления.
Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.
Особенно важно при подборе методов воспитания знать мотивы поведения и деятельности детей. Здесь недостаточно простого наблюдения за детьми, нужны специальные диагностические методики.
До сих пор в образовательных учреждениях разного вида в основном используются только словесные методы воспитания. Однако практика показывает, что нельзя полагаться только на одну группу методов, необходим комплекс методов.
Все методы воспитания адресованы к личности воспитанника. Но если воспитательные воздействия не принимаются ребёнком и не становятся внутренним стимулом его поведения, то можно говорить об индивидуальной работе, о подборе методов, соответствующих особенностям воспитанника, организации специальных педагогических ситуаций.
Процесс воспитания и развития личности ребенка будет эффективным только при условии, когда воспитательные воздействия переходят во внутренние стимулы его поведения и деятельности.
Существует много подходов к классификации методов воспитания.
Наиболее стабильной и широко используемой на практике технологией методов воспитания является технология, в основу которой положен деятельностный подход к воспитанию и структура самой деятельности.
Отечественный психолог Л.Л. Люблинская выделяет в структуре деятельности: цель – что человек хочет; мотив, побуждающий человека к действию, ради чего человек действует; средства, используемые для достижения поставленной цели; результаты деятельности; отношение человека к результатам и процессу самой деятельности;
Исходя из этой структуры деятельности, выделяется четыре группы методов воспитания:
1. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов).
2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения.
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.
Методы формирования сознанияличности включают в себя разъяснение, беседу, рассказ (дошкольники), лекцию, диспут. Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются система понятий, взгляды, убеждения. С помощью словесного воздействия на ребенка стимулируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином поступке сверстника, литературного героя;
В дошкольном образовательном учреждении особенное место отводится рассказу. Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа воспитанники получают знания о нравственных поступках, о правилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. В процессе рассказа воспитатель учит детей определенному отношению к героям повествования, раскрывает детям понятие положительного поступка, рассказывает, каким героям и их качествам можно подражать.
Метод рассказа требует от воспитателя эмоционального изложения, определенной артистичности.
Разъяснение как метод воспитания постоянно используется в работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают, как и в какой ситуации надо поступать. Они нуждаются в разъяснении правил поведения, определенных требований, в частности необходимости выполнения режимных моментов в детском саду. Самое главное при использовании метода разъяснения – не превращать его в нотацию.
Беседа – это метод, связанный с диалогом. Диалог может вестись с одним воспитанником, с несколькими или фронтально, с большой группой детей. Лучше беседу проводить с подгруппами (5 – 8 человек), т. к. в этом случае все дети могут принять участие в диалоге. Беседа – это привлечение самих детей к формированию у них определенных суждений, оценок. По своему содержанию беседа может быть этической, эстетической, затрагивающей явления общественной жизни, а также о фактах наук.
Когда проводятся беседы на этическую тематику, особенно необходимо доверие детей к своему воспитателю. Главной фигурой при проведении беседы должен быть воспитатель или педагог, поэтому он должен быть образцом, примером для подражания. В.А. Сухомлинский отмечал: «Слово этического поучения имеет силу в устах воспитателя лишь тогда, когда он имеет моральное право поучать».
Пример как метод воспитания. Пример – это, прежде всего, своеобразный наглядный образ, яркий показательный образец, достойный подражания. Используя пример в процессе воспитания и развития ребенка, важно знать, что он связан с подражанием детей. Ребенок всегда кому-нибудь подражает старшему брату, более сильному или умному товарищу, матери, отцу. Подражание особенно свойственно дошкольникам. Вначале это бессознательное подражание, а уже к выпуску из дошкольного учреждения ребёнок от бессознательного подражания переходит к преднамеренному.
Важное условиеповышения воспитательной силы примера – единство слова и дела. В словах, поступках и действиях не должно быть расхождения. Отнюдь не случайно народная мудрость гласит: «Слова зовут, а примеры влекут».
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения объединяют такие методы, как приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.
Приучение направлено на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые способы поведения. К.Д Ушинский говорил, что с помощью привычек убеждения делаются наклонностью и мысль переходит в дело.
Приучить ребенка правильно вести себя необходимо с момента его прихода в младшую группу. Воспитатель определяет минимум привычек для каждой возрастной группы детей, определяет показатели и критерии их сформированности. Затем детям даётся образец выполнения определённых действий. Приучение связано с контролем со стороны взрослых. Контроль требует от педагогов и воспитателей внимательного, заботливого отношения к детям, тактичного объяснения и оценки деятельности ребенка. Позднее дети сами научатся контролировать свои действия.
Метод приучения органически связан с методом упражнения. Система упражнений необходима для формирования привычек правильного поведения. Упражнение в своей основе имеет многократные повторения, закрепление, совершенствование нужных способов действий. Однако нельзя представлять упражнение как дрессировку, как механическое повторение действий.
При использовании методов приучения и упражнения нельзя обойтись и без такого метода, как создание воспитывающих ситуаций. Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами и воспитателями, когда необходимо поставить ребёнка перед фактом выбора поступка (пригласить ли сверстника в игру, поделиться или нет любимой игрушкой, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру).
Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Воспитательное действие педагогической ситуации бывает иногда так сильно и результативно, что надолго определяет направленность нравственной жизни ребёнка.
К методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся: поощрение, наказание, соревнование.
Среди указанных методов наиболее употребительны в дошкольном образовательном учреждении – поощрение и наказание. Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребёнок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения. В поощрении особенно нуждаются замкнутые дети, испытывающие робость, несмелость. Воспитатель не должен постоянно хвалить, поощрять одних и тех же детей, нужно осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании.
Наказание принято считать дополнительным методом воспитания. Само наказание связано с осуждением отрицательного поступка, отрицательного отношения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Главное – наказание не должно вызывать у ребенка страдания, отрицательных эмоций.
К методу наказания воспитатели должны относиться очень осторожно. Следует учитывать, что в современных условиях дети очень импульсивны, они эмоционально реагируют на любое наказание. Кроме того, современные дошкольники подвержены самым различным заболеваниям, они физически слабые. В педагогической теории всегда отношение к наказанию было отрицательным, а в большинстве случаев противоречиво. При наказании ни в коем случае нельзя изолировать ребёнка от группы сверстников, а некоторых детей нельзя осуждать в присутствии других.
Методы контроля, самоконтроля, а также самооценки.
На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.
Таким образом, анализ реального педагогического процесса даёт возможность увидеть, что методы воспитания не применяются изолированно друг от друга. Все они взаимосвязаны, и в зависимости от ситуации одни методы переходят в другие. При этом всегда выделяется ведущий метод, а остальные дополняют его. В педагогической теории разработана классификация методов воспитания, в основе которой особенности самих методов и специфика их применения в воспитательном процессе.
При выборе методов воспитания важное значение имеет возраст детей и индивидуальные особенности большей части воспитанников. В основу воспитательного процесса берутся не отдельные методы, а их система.
С помощью всех этих методов и обеспечивается воспитание детей: корректируется поведение, формируются личностные качества, нарабатывается ценный жизненный опыт. Также нужно сказать, что все они направлены на полноценное развитие и воспитание человека как социальной единицы.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 9870 ; Мы поможем в написании вашей работы!