бедуины кто такие фото
Про Бедуинские племена в Египте
Бедуинские племена в Египте населяют пустынные районы страны. В наши дни бедуинов также можно встретить во многих курортных общинах на Синае и даже в крупных городах Египта, таких как Каир. Прочитав статью, вы узнаете больше про Бедуинские племена в Египте.
1. Кто такие бедуины, и где они проживают?
Бедуины являются древним кочевым народом, веками проживающими в ближневосточных пустынях. Они известны также как Бадави, Баду, Бадв, Аль-бадия. Они обычно кочевали со своими животными (верблюдами, овцами, козами и крупным рогатым скотом) по пустыне в зимнее время. Летом возвращались в места, где можно было заниматься земледелием. Иногда эти люди нападали на торговые караваны.
XX век коренным образом изменил жизнь бедуинских племён. Государства взяли под контроль, прежде никем не управляемые, территории. Бедуины вынуждены были приспосабливаться к изменившимся условиям. Часть бедуинов продолжила вести кочевую жизнь, другие стали оседлыми. Кто-то нашёл работу в строительстве, другие — в сфере туризма. В настоящее бедуинов, помимо Египта, можно встретить в Иордании, Сирии, Ираке, Израиле и Судане. Далее читайте про Бедуинские племена в Египте.
2. Бедуинские племена в Египте
Бедуинские племена в Египте обычно населяют пустынные районы. Их также можно встретить во многих курортных общинах на Синае и даже в крупных городах Египта, таких как Каир.
Некоторые Бедуинские племена в Египте продолжают вести традиционный образ жизни, насчитывающий тысячи лет. Некоторые из Бедуинских племён, такие как Алагат, бродят по пустыням Египта, постоянно ища свежие пастбище для коз и верблюдов и воду для своих семей. Они ежегодно возвращаются в места на своей территории, где земля и вода могут поддерживать их в течение летнего сезона.
Другие Бедуинские племена в наши дни вовсе не являются кочевниками. Например, племя Хамада — это шахтеры, которые обычно остаются на одном месте. В то время как племя Гебели, первоначально балканского происхождения (из Югославии), остаётся жить рядом с монастырём святой Екатерины, на Синае.
Другие бедуины под влиянием египетской туристической индустрии и государственной политики стали полностью современными. Они имеют сотовые телефоны, цветные телевизоры и автомобили. До недавнего времени мужчины-бедуины были обязаны проходить военную службу вместе с другими египетскими мужчинами.
Некоторые правители Египта предоставляли бедуинам сельскохозяйственные земли и поощряли их поселения. Многие бедуинские семьи осели, построили дома. Самодельные палатки постепенно исчезают. Грузовики привозят воду в 100-галлонных бочках. Бедуины инвестирует деньги в землю и бизнес. Они отправляют своих сыновей учиться в Каир и Александрию, а также в близлежащие провинции, где недавно было создано больше институтов и университетов.
Конечно, более типичный бедуин всё ещё держится в стороне от оседлого египтянина. Сегодня можно, путешествуя по Синаю или Западной пустыне, встретить изолированную традиционную семью бедуинов. Они могут представлять собой заключительную главу древней традиции.
3. Традиционный образ жизни бедуинов в Египте
Бедуинские племена, ведущие традиционный образ жизни, всё ещё соблюдают некоторые древние обычаи. О них стоит рассказать.
Мало что в пустыне ускользает от взгляда бедуина. Он знает, где и когда он может найти воду. Бедуины ориентируются по звездам и каменным отметкам, оставленным в предыдущем походе. Они путешествуют налегке, оставляя тайники, висящие на деревьях. Другие путешественники, если они в этом нуждаются, могут получить еду и воду, но обязаны не прикасаться к остальным предметам.
Бедуины одеваются в многослойные и струящиеся одежды, которые поглощают горячие лучи солнца, позволяя циркулировать прохладным бризам. Он обматывает голову и шею тканью, чтобы замедлить потерю влаги, которая может привести к тепловому удару, и защитить лицо от жёсткого сухого песка.
Женщины носят чёрные платья и головные уборы, с вышивками крестиком: синие для незамужних женщин, красные для замужних. Они закрывают свои лица вуалью, выполненной теми же стежками и часто украшенной ракушками и монетами. Большинство традиционных бедуинов одеваются очень скромно.
Многие традиционные бедуины живут в палатках из козьей и верблюжьей шерсти, которые женщины ткут на своих узких станках и сшивают вместе. Палатки обычно делятся на две комнаты, одну для приветствия гостей и тому подобное, а другую специально для женщин.
Когда племя переезжает, жена бедуина отвечает за демонтаж палатки, укладку её на верблюдов и сборку на новом месте. Она может закатать борта так, чтобы внутрь проникал прохладный ветерок, или застолбить их, чтобы обезопасить во время песчаной бури.
В наши дни даже многие традиционные бедуины строят очень простые дома, чаще всего из камня или кирпича, в более или менее сезонном месте, куда они могут вернуться в качестве базового лагеря.
Бедуины часто объединяются в небольшие, тесно связанные племена. В некоторых племенах лидеры, выбранные за их мудрость и рассудительность, сохраняют свои позиции благодаря, например, щедрости. Некоторые из старых традиций меняются. Например, в племени Алагат вождь, или шейх, не выбирается. Он передается от отца к старшему сыну. То же самое относится и к племени Хамада.
Семейная ячейка является основой для совместного проживания. Мальчики, и девочки обычно вступают в брак в подростковом возрасте. Некоторые мужчин имеют более одной жены. В том случае, если у них более одной жены, они не живут в одном доме. Мужчина должен делить своё время поровну между жёнами. В наши дни у него может быть одна жена в городе и квартира там, и другая жена в пустыне. Иметь более одной жены — это довольно дорогое удовольствие для бедуина.
Браки двоюродных братьев и сестер обычны, но есть и браки между разными племенами. Развод возможен как для мужчин, так и для женщин. В случае развода, по крайней мере, в старину, палатка оставалась женщине, а мужчина забирал своих домашних животных. Сегодня это не всегда так. По крайней мере, в племени Алагат муж и жена встречаются с шейхом, чтобы объяснить свою точку зрения и разделить имущество.
Для традиционных бедуинов гостеприимство является обязательным, и гостей приглашают в палатку на три дня и три ночи. Чайник или кофейник всегда включен для родственника или незнакомца. Взамен хозяин ожидает разговора, таким образом, бедуин всегда в курсе последних новостей.
Если вода далеко, мужчины и мальчики совершают путешествие на верблюдах (в наши дни некоторые на пикапах), привозя воду для своих нужд. Они также отправляются в ближайший город, чтобы узнать новости и заняться бартером. Бедуины обменивают ковры, сыр, молоко, коз и верблюдов на ткани, ювелирные изделия, винтовки, муку, рис, чай, сахар и кофе.
Вот такова информация про Бедуинские племена в Египте! Читайте также:
Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Читайте про «уникальные культуры мира» на страницах сайта «Мир увлечений»!
Египет привлекает не только русских туристов, но и путешественников со всего Мира. Шутка ли, но именно здесь сохранилось в целости одно из семи чудес Света. Со времен великой цивилизации многое изменилось, река Нил уже давно загрязнена и в ней запрещается даже купаться, канули в лету фараоны, но красоты и исторические достопримечательности продолжают стоять на своих местах и покорять туристов своей невозмутимостью и великолепием.
Кто такие бедуины в Египте
Бедуины в Египте – это часть коренного населения страны, ведущего кочевой образ жизни, который далек от общепринятых цивилизационных устоев. Общее количество бедуинов, проживающих в Египте, неизвестно, примерно количество кочевников оценивается в 50-150 тысяч. Оценить более точно невозможно, так как эти люди не регистрируются и живут в своем большинстве без паспорта.
Бедуины живут в основном на побережье Красного моря, например, возле курорта Таба и Нувейба, объединены в два крупных клана:
— Аль-Аббади, живущие на берегу моря, часто зарабатывающие себе на жизнь ловлей рыбой, обслуживанием небольших судов и даже будучи инструкторами по дайвингу;
— Аль-Маази – клан бедуинов в Египте, проживавшие в пустыне и вышедшие на берег моря около 150 лет назад.
Большинство бедуинов живут обособленно и практически не пересекаются с внешним миром, причем до сих пор сохраняют устои, которые были присущи древним племенам. В жилье практически нет технологических признаков. Это один из тех народов, которым удалось сохранить свою естественную среду обитания и не исчезнуть среди цивилизованного сообщества. Бедуины по разным оценкам живут в пустыне не менее 4-5 тыс. лет. До сих пор они проживают в шатрах и шалашах, управляются старейшинами, а на территории Сирии вообще объединены сектами.
Бедуины как название дано пустынным кочевникам европейцами, которые после исследований Африки начали так именовать племена, проживающие в Аравийской пустыне. В целом даже среди кочевников бедуинами принято называть все кочующие по пустыням африканского континента и части Азии племена независимо от происхождения и вероисповедания.
Бедуины хорошо физически подготовлены, примерно 150 тыс. израильтян имеют бедуинское происхождение, причем половина из них, благодаря хорошему психологическому состоянию, физическим данным и военной подготовке служат в рядах ЦАХАЛ – Армии обороны Израиля. Причем батальоны бедуинов, как правило, отправляются на самые сложные участки боевых действий.
Если обратить внимание на более раннюю историю, то бедуины семитского происхождения пришли в Африку в VII веке вместе с арабами, осваивающими новые территории, и расселились по всей пустыне. В стародавние времена в их традиции входила помощь путникам, путешествующим по пустыне. Сейчас многие бедуинские племена гостеприимны, но остальные составляют некоторую опасность для туристов.
Можно посетить бедуинское племя самостоятельно без сопровождения гида. Если повезет, туристов примут, накормят хлебом, угостят чаем и расскажут истории из жизни. Чтобы прием был ожидаемым, заходить нужно в палатку с северной стороны и непременно снять обувь. Тогда хозяйка поймет, что этот вечер вы будете ужинать с их семьей и приготовит ужин.
Жизнь бедуинов в Египте
Все племена бедуин�
Несмотря на гостеприимную настроенность трех племен, остальные находятся в конфронтации с правительством Египта, поэтому туристам не рекомендуют самостоятельно путешествовать по Синаю. Места проживания бедуинов стали криминогенными точками. Бывали случаи, что бедуины похищали туристов в Табе, Дахабе и даже в Шарм-эль-Шейхе. Чаще всего туристов используют для обмена на родственников, осужденных за разбой и торговлю наркотиками.
Попадая в бедуинскую деревню, словно переносишься на тысячелетие назад в истории. Женщины ухаживают за скотом и детьми, занимаются хозяйством. Старики должны учить детей, прежде всего Корану.
Туристы считают удачей попасть на бедуинскую свадьбу – она длится три дня. В первый день церемония сопровождается ритуальными танцами. Во второй день проходит сама процедура сочетания браком, в этот день невесту можно увидеть в белом платье, а жениха в строгой черной одежде. На третий день проводится пышное застолье с множеством мясных блюд.
Особо нужно отметить бедуинский рецепт приготовления кофе – его варят на открытом огне и добавляют какие-то специи, подают обычно без сахара, но могут и пойти навстречу гостю. Кочевники считают, что кофе должен быть крепким, как любовь, и горьким, как жизнь. Кофе непременно подают под палящим солнцем и за дружеской беседой, причем наливают только в специальную посуду.
Очевидно, что бедуины гостеприимны и дружелюбны, но к ним нужно найти подход и уважать их традиции.
БЕДУИНЫ. Миф № 1. КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ?
Около 30 лет назад началась глобальная дискуссия касательно термина «коренные народы»
и его применимости к этническим меньшиствам.
Международное Право начало рассматривать этот вопрос еще в 17 веке, но кончилось тем, что вопрос был оставлен на усмотрение конкретных государств.
МОТ ( Международная Организация Труда), связанная с ООН, уже пыталась продвинуть два международных договора, имеющих отношение к правам той части населения, которое определяет себя как «коренное население».
В последние года ключевые фигуры в бедуинском секторе в Израиле стали применять термин «коренное население» по отношению к себе, с целью подчеркивания их отдельного, независимого статуса, и с целью обоснования требований о признании своей исторической собственности на земли по всему Негеву.
Вот краткий обзор ее выводов:
Коренные народы: множество групп предшествовало бедуинам в Палестине в целом и в Негеве в частности, в том числе еврейское население, которое беспрерывно проживает на этой земле еще с Библейских времен.
Длительный срок: понятие «с незапамятных времен» требует очень долгого присутствия на территории. Племена бедуинов, проживающие в настоящее время в Негеве, присутствуют там около двух сотен лет [2].
Таким образом, они не могут утверждать, что властвовали здесь задолго до появления иностранной державы. Например, Османская империя присутствовала в Палестине на несколько сот лет раньше.
В противовес этому, еврейское присутствие в Палестине полностью отвечает понятию «с незапамятных времен».
Суверенитет: бедуины Негева, они никогда не обладали суверенитетом над регионом.
Уникальная духовная связь с территорией: кочевой образ жизни исключает какую-либо конкретную и постоянную привязанность к определенной земле.
Абослютно вся логика их образа жизни подразумевает под собой кочевой образ жизни и относительно короткое их присутствие на конкретной территории.
Более того, по их собственным утверждениям, их родиной, местом их происхождения, является Аравийский полуостров.
На сегодня бедуины НЕ предъявляют коллективные права на землю, но требуют обеспечения прав для отдельных лиц продавать земли и передавать их третьей стороне.
Такие частные требования противоречат духовному характеру «связи с землей» и указывают на то, что основным стремленим бедуинов является получение финансовой выгоды.
Группа рассматривает себя и рассматривается другими как коренные жители территории:
на самом деле, претензии бедуинов Негева на признание себя коренные жителями совсем недавние, и впервые упоминаются только несколько лет назад [3].
Предыдущие исследования не нашли фактов, указывающих на то, что бедуины и ранее определяли себя в таком качестве, и никакие исследователи не делали заявления о том, что бедуины были коренными жителями.
Тот факт, что ни одно другое племя бедуинов на всем Ближнем Востоке, кроме бедуинов, проживающих в Негеве, никогда не делало притязаний на объявление себя – коренными жителями каких-либо территорий, вызывает вопросы о мотивах и основаниях таких требований.
[1] “Are the Negev Bedouin an Indigenous People? Fabricating Palestinian History”. Havazelet Yahel, Dr. Seth Fratzman & Prof. Ruth Kark. Middle East Quarterly. Summer 2012, pp. 3-14
[2] Налоговые записи Оттоманской империи 1596-97 гг. указывают названия сорока трех бедуинских племен, проживающих в Палестине, из которых три племени распологадись в Негеве. Племена, живущие в Негеве сегодня, отсутствуют в этом списке.
Даётся неверное утверждение, потом подгоняются слова какого-то признанного(кем?)»эксперта»и из это делатся-таки выводы в пользу евреев. Таки-кто мог бы себе такое предположить? Невероятно! xD
Как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера?
Вейз мир, таки с кем эти шлемазелы придумали себе поспорить за что-то, что стоит денег для получить на хяву?
Когда запретили указывать национальность преступника
Неудобно получилось
А у няни лучше!
Работаю у очень богатых людей. (Перелеты только частными авиалиниями, бассейн из мрамора в доме, недвижимость за границей и прочие атрибуты недоступной простым смертным, жизни).
Когда были на отдыхе, семья сняла целый этаж. То есть лифт останавливается напротив одного номера только (21 этаж).
Идя с пляжа, говорю их ребенку 7 лет (пусть будет Ваня):
-Пойдем сначала зайдем ко мне в номер, я свои вещи оставлю.
Обычный общественный лифт довез нас до общественного 3 этажа. Дверь открывается: ребенок видит общий холл с креслами, коврами и длинными коридорами в разные стороны и восхищенно произносит:
-Ого. А твой номер-то больше нашего.
Не просто так пищал то
Мое отношение к гороскопам…
Она, узнав, что в родился в июле, сказала, что я лев.
Когда мне исполнилось 18 лет, я узнал, что я по гороскопу рак.
У нас ещё обед
Мечты
Не стоит путать
Сиськи, которые мы потеряли вместе с тобой
Чтоб никто не догадался
Ответ Vorting63 в «Миллионы американцев отказываются работать, назревает глобальное восстание среднего класса»
Ох уж эти женщины
Шиномонтажником работает небось
Держи краба и заползай в сообщество любителей чернушки 😀 Чёрный юмор
Кинотеатр
Ответ на пост «Миллионы американцев отказываются работать, назревает глобальное восстание среднего класса»
«Сейчас людьми двигает выгода» Почему жители одной из богатейших стран мира уезжают в пустыню пасти верблюдов
В одной из богатейших стран мира — Саудовской Аравии — почти не осталось ее исконных обитателей — бедуинов. Но даже городские жители не могут полностью отказаться от традиций предков и приезжают в пустыню хотя бы на выходные. Автор «Ленты.ру» пообщался с ними о страхе перемен и наследии пророка Мухаммеда.
«Столько трепа: мы — бедуины, мы — бедуины. Настоящих бедуинов в Саудовской Аравии, на самом деле, осталось мало. Настоящие бедуины все время живут в пустынях и горах, пасут овец и верблюдов, а не просто по выходным приезжают, чтобы чай попить в бедуинском шатре», — угрюмо рассуждает бородатый 56-летний Абу Зейд.
Мы едем с ним по отличной асфальтированной дороге через самую северную провинцию Саудии (так Саудовскую Аравию обычно называют местные жители) — Эль-Худуд-эш-Шамалия. Полноприводный пикап Toyota набит припасами: питьевой водой, овощами и хозяйственными принадлежностями, которые Абу Зейд закупил в магазинах в ближайшем городе. Он направляется на свою стоянку в каменистой пустыне, где пасутся его овцы.
От трассы, по которой мы едем, до границы с Ираком несколько десятков километров. С иракской стороны постоянно неспокойная с 2003-го года суннитская провинция Анбар. «Нам от иракских дел никаких проблем нет. Граница у нас надежная», — говорит Абу Зейд.
«Сейчас увидишь нашу больницу. У нас две больницы в округе. Государство построило для бедуинов», — продолжает он, пока мы огибаем пологий холм. Одноэтажное вытянутое здание с плоской крышей в модной на Ближнем Востоке песчаной расцветке койот — это больница. Сбоку от нее бедуинский шатер — хема, она служит в качестве комнаты ожидания для бедуинов, которые приезжают на прием к врачам.
Тут же здание полицейского участка, магазин, где можно купить продукты питания, и бензозаправка. На Крайнем Севере России подобное назвали бы факторией. До ближайшего города отсюда около 100 километров. Сразу за факторией Абу Зейд сворачивает с асфальтовой дороги и катит по набитой в пустыне колее в сторону иракской границы — к своей хеме, семье и овцам.
Саудовская Аравия для многих, кто там никогда не был, — это страна бедуинов, которые внезапно разбогатели, потому что под их песками и камнями американцы около 80 лет назад нашли громадные запасы нефти. Помимо того, что это страна двух главных исламских святынь Мекки и Медины, конечно.
Восстание бедуинских племен на Аравийском полуострове против власти Османской империи началось в 1916-м году. Заслуга в том Лоуренса Аравийского и британских офицеров, которые убедили бедуинов выступить против османского султана, являвшегося в то время халифом мусульман всего мира. Правда, по итогам Первой Мировой войны британцы обманули арабов и не позволили им создать единое государство, а в тех государствах, которые они нарезали, сделали ставку на суннитов, совершенно отбросив фактор шиитов и других этнических групп.
В конце 1930-х в саудовских пустынях американцы нашли огромные запасы нефти. После Второй мировой аравийские арабы начали стремительно богатеть. Покупали американские пикапы, позднее — японские, строили громадные дома. Но в монархиях Залива не появлялись университеты, где был бы высокий уровень преподавания, не развивались альтернативные сферы производства, которые могли бы снизить зависимость от нефтедобычи. Ситуация с правами женщин стала хуже, чем даже в период османского правления.
Он считает, что нет ничего трагического в том, что абсолютное большинство саудовцев не ведут тот же образ жизни, что и их предки ровно сто лет назад, когда эмир Абд аль-Азиз ибн Сауд объединял разрозненные племенные недогосударства, чтобы затем провозгласить королевство Саудовская Аравия.
«Население страны делится на две части — хадари и бэду (городские и бедуины), — поясняет он. — Бедуины придумали такое деление. Они с презрением относятся к хадари. Мол, мы предали традиции предков».
Голубятня в пустыне с видом на иракский дождь
По соседству с Абу Зейдом кочует Абу Ахмед. У Абу Ахмеда нет собственного дома в каком-нибудь городе или поселке. Да, такие граждане в Саудии тоже есть, хотя принято считать, что они все богатые владельцы нескольких домов и десятка дорогущих автомобилей.
У Абу Ахмеда три автомобиля. По меркам саудовских хадари, это — рухлядь: помятый полноприводный пикап Toyota, который используется для разъездов по делам, автоцистерна, в которой перевозится вода, и старенький пикап, переоборудованный под голубятню.
«У меня нет недвижимости. Только движимость», — Абу Ахмед показывает на свою хему, автомобили и разгуливающих вперемешку с голубями кур. Он раскатывает матрас в тени шатра и выставляет газовую горелку и закопченный чайник. По законам гостеприимства, бедуин обязан, как минимум, напоить гостя чаем. Он и накормить должен. Но я, видя не слишком богатое хозяйство Абу Ахмеда, отказываюсь. Он настаивает.
Тогда я использую устоявшееся в подобных ситуациях у бедуинов выражение: «Валла май эксым лана хляф аш-шай виль кахва шей» (Я точно ничего не буду, кроме чая и кофе). Пока закипает вода в чайнике, мы сидим на матрасе и смотрим на ровную до горизонта во все стороны пустыню. На севере темные плотные облака. «Хорошо сегодня в Ираке, дождь у них».
С иракской стороны границы тоже кочуют бедуины. Еще в начале XX века не было государств Ирак и Саудовская Аравия, бедуины делились по племенам и враждовали друг с другом из-за пастбищ и племенных интересов.
В 1921-м границу между свежеобразованным королевством Ирак и набиравшей силу и территорию державой эмира Сауда прочертила женщина — британка Гертруда Белл. В своем письме из Багдада отцу в Британию от 4 декабря она написала: «Я провела сегодняшнее утро очень продуктивно — я проложила южную границу Ирака». Делала она это по заданию британского правительства. Этнограф, авантюристка и путешественница, Белл работала совместно с знаменитым Лоуренсом Аравийским и стала одним из создателей кризисов, бушующих по сию пору в разделенном арабском мире.
«Европейцы понарисовали нам границ, поэтому до сих пор арабы не могут успокоиться — дерутся из-за них. Иран, конечно, сейчас сильно способствует, чтобы арабы враждовали между собой. Мой прадед по этой пустыне ходил в любую сторону свободно и бед не знал. Тут когда-то пролегал путь из Дамаска в Медину, мусульмане здесь проходили в хадж. Тогда была мораль, сейчас выгода двигает людьми. У вас в России то же самое?» — спрашивает Абу Ахмед.
Он задумчиво смотрит на птиц и рассказывает, что в былые времена голубятню в пустыне могли позволить себе только самые привилегированные бедуинские семейства, так как дело это хлопотное, а практического дохода от него никакого. Лишь эстетическое наслаждение.
Попив чай, мы на пикапе отправляемся на пастбище, где пасутся овцы Абу Ахмеда. За ними следит его единственный наемный работник — суданец. Километров пять трясемся по каменистой пустыне. Все чаше попадаются проплешины зеленой слабой растительности. Съезжаем в ложбину. Вот и отара. Когда замолкает мотор, я слышу, как звенят бубенцы на шеях овец.
Работник-суданец, голова которого замотана в красно-белый платок, лишь одни глаза и нос видны, следит за животными, восседая на ослике. Тут же крутятся собаки, охраняющие овец. Абу Ахмед достает из кабины еду для собак и небрежно разбрасывает себе под ноги. Затем из-под сиденья извлекает разношенные, но начищенные до блеска штиблеты — это подарок для работника. По глазам суданца ясно — он просто счастлив.
«Надо денег. Сейчас овцу с ягненком отберу и отвезу в город, чтобы продать», — поясняет бедуин. Держать свои накопления «в овцах» гораздо надежнее, чем в бумажных купюрах или монетах. Это старинная бедуинская мудрость. В пустыне овца даст и мясо, и молоко, и материал для того, чтобы сделать хему теплее. Какой прок от денег среди песков и гор?
Подобное я встречал и у оленеводов на севере Сибири. Они не держат особо крупных накоплений в деньгах. Когда нужна наличность, то ловят оленя, разделывают и отвозят мясо в ближайший город. А уже на полученную от продажи мяса наличность покупают все необходимое.
Суданец и Абу Ахмед хватают крупную овцу за длинную шерсть и забрасывают в кузов, задние ноги связывают. Туда же закидывают ее ягненка. За них на базаре в городке Аръар можно будет выручить около двух тысяч саудовских риалов, то есть более 30 тысяч рублей. «У кого-то сегодня будет хороший ханид», — комментирует Абу Ахмед.
Дача в пустыне
Ханид — традиционное блюдо бедуинов Аравийского полуострова. Молодую ягнятину рубят на крупные куски вместе с костями. В песке выкапывается яма, куда складываются горячие угли, на них выкладываются плоские камни и пряные травы, а поверх всего куски мяса. Сверху яму закрывает фольга, а когда-то для этого использовали соломенные крышки. Поверх фольги сыплют песок. Мясо готовится часа полтора.
Премудрости готовки ханида я постиг у бедуинов в центральной части Саудовской Аравии — провинции Мекка. Это были представители состоятельной семьи из Джидды. Их работа и дома — в городе. За стадом верблюдов в три десятка голов постоянно присматривают двое пастухов из Судана — молодые ребята их Хартума, которые, как и тысячи их соотечественников, приехали в Саудию на заработки.
На заработки в королевство также приезжают — легально и нелегально, преимущественно все-таки нелегально — десятки тысяч мигрантов из Индии, Бангладеш, Пакистана, Эфиопии, Эритреи, Йемена и Сомали. Но пасти верблюдов, овец и коз доверяют исключительно суданцам. Они считаются лучшими пастухами и учатся ездить на верблюдах на родине с детства. Выходцы же из Южной Азии стараются держаться от экзотических для них одногорбых животных подальше, боятся их агрессивного поведения.
Горожане действительно выезжают на родовые пастбища, в основном, по выходным, как в России горожане выезжают на дачу. Правда, здесь мужчины редко берут с собой жен и детей, предпочитая компанию друзей.