без царя в голове это значит что
Без царя в голове
Выражение «Без царя в голове», произошло от другого «У каждого свой царь в голове», подразумевая, что каждый человек живёт своим умом. Мы говорим: «Сколько людей, столько и мнений», «У каждого своя истина», «Каждый прав на своём уровне развития» и таким образом, как бы оправдываем отсутствие единства среди людей. Однако по моему ощущению жизнь «Без царя в голове», подразумевает не только отсутствие критического мышления, умения анализировать ситуацию и некую бесшабашность. Отсутствие «царя», подразумевает отсутствие порядка и анархию, жизнь по принципам: «Что хочу, то и ворочу», «После нас хоть трава не расти», «Главное, что на наш век хватит».
Бог всегда хотел живых и взаимных отношений с людьми, вера в Него, только когда «припрёт» и отношение к Нему, как к спасательному кругу, никогда не были для Него ни приятными, ни допустимыми. Однако, с другой стороны, Бог никогда и не навязывается, предоставляя человеку самому решить, кого призвать в момент величайшей радости или величайшей скорби и кому служить в повседневной жизни.
«А вы оставили Меня и стали служить другим богам; за то Я не буду уже спасать вас: пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас в тесное для вас время».
Суд.10:13,14
«Взывание к богам, которых избрали», не обязательно подразумевает служение какому-либо культу, языческие боги обычно имели очень конкретное преломление к повседневной жизни людей. Поэтому поклоняться вместо Бога, можно и деньгам, и власти, и знаниям, и вере в собственные силы – кто во что верит, тот к тому и «идёт на поклон» в момент трудностей – кто-то к правительству, кто-то в банк, кто-то к друзьям, кто-то ищет успокоение в вине. Даже совершая, откровенные преступления, люди находили «богов», покрывающих эти злодеяния – Гермес – бог воров, Дионис – бог пьянства, Арес – бог войны, Лисса – бог безумия, Тартар – бог ада и разрушения, Фурия – богиня мщения, Дискордия – богиня раздора…
«Свято место, пусто не бывает», поэтому если жить «Без царя в голове», читай: «Без Бога в душе», обязательно на место Бога придёт что-то иное. Вот только если на Бога действительно можно положиться и Он никогда не предаст, никогда не отступит и никогда не подведёт, то в отношении остальных «богов» такого сказать нельзя.
Книга Судей рассказывает нам судьбу одного из колен израильтян, решивших, жить «Без царя в голове». У Иосифа, ставшего первым после фараона в Египте, было одиннадцать братьев, но только один был родным и любимым – Вениамин. Позднее, когда израильтяне покинули Египет, в ханаанской земле они расселились по племенам и коленам. Колено Вениамина поселилось в Гиве и по-видимому более других отходило от Бога, так как именно в Гиве, произошла следующая история. Левит со своей наложницей остановился на ночь в Гиве Вениаминовой. Однако внезапно местные жители окружают дом, и требуют у пожилого хозяина «выведи того человека, который вошел в дом твой, и мы познаем его». Вместо гостя старик предлагает свою дочь-девственницу и наложницу Левита. Толпа не прекращает угроз изнасилования, и Левит выводит свою наложницу наружу. «И они познали её, и издевались над нею всю ночь до утра». Под утро её нашли мертвой под дверью дома. После возвращения домой Левит, отправляет послания во все колена дома Израиля, требуя отмщения. Израильтяне были настолько потрясены произошедшим, что собрали армию и практически полностью уничтожили колено Вениамина.
Примечательный момент, что сначала израильтяне хотели наказать только виновных в злодеянии, однако, Гива Вениаминова настолько пропиталась грехом, что все жители решили лучше воевать против всего Израиля, нежели раскаяться.
«И собрались все Израильтяне против города единодушно, как один человек. И послали колена Израилевы во все колено Вениаминово сказать: какое это гнусное дело сделано у вас! Выдайте развращенных оных людей, которые в Гиве; мы умертвим их и искореним зло из Израиля. Но сыны Вениаминовы не хотели послушать голоса братьев своих, сынов Израилевых; а собрались сыны Вениаминовы из городов в Гиву, чтобы пойти войною против сынов Израилевых».
Суд.20:11-14
Началась война на истребление. У сынов Вениаминовых настолько «отсутствовал царь в голове» и место Бога занимала похоть, что они предпочли все умереть, но не признали свою вину. В конечном итоге от многотысячного народа, осталось всего 600 человек.
«Израильтяне же опять пошли к сынам Вениаминовым и поразили их мечом, и людей в городе, и скот, и все, что ни встречалось [во всех городах], и все находившиеся на пути города сожгли огнем … И сказали: Господи, Боже Израилев! для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена?»
Суд.20:48, Суд.21:3
Каждый человек волен выбрать как ему жить, однако скольких бы неприятностей удалось избежать человечеству, если место «царя в голове», прочно занял Бог.
Что означает выражение «Без царя в голове»?
О людях без царя в голове приходится слышать нередко. Если мы действуем спонтанно и необдуманно, так могут сказать и в наш адрес. Проверим, правильно ли мы понимаем смысл фразеологизма.
Значение фразеологизма
Выражение «без царя в голове» произносят, говоря о человеке глупом, безрассудном, безответственном. Например, о том, кто назначил встречу и запамятовал этот факт, заставив приятеля ехать в другой конец города. Или о том, кто, получив большое наследство, проиграл его в казино. Или о том (о, ужас!), кто отвёл ребёнка в детский сад, а вечером забыл забрать.
Примеров всевозможного безрассудства великое множество. Правда, то, что одним кажется вариантом нормы, совершенно неприемлемо для других. Старшие всегда будут осуждать младших за выбор, который отличается от их собственного. В их устах фраза «без царя в голове» будет упрёком в неповиновении, несогласии с их точкой зрения.
Но если не вдаваться в нюансы, смысл идиомы прозрачен. И относится он к человеку отчаянному, импульсивному, как бы мы сейчас сказали, «безбашенному».
Происхождение фразеологизма
Лингвист Т. В. Розе в «Большом фразеологическом словаре для детей» объясняет, что фразеологизм «без царя в голове» — кусочек старинной пословицы «У каждого свой ум, свой царь в голове». В данном случае «царь» — это ум, рассудок. Значит, идиома составлена о безрассудстве, глупости.
Роль царя в жизни русского общества не сводилась к функции управления государством. На Руси монарха величали царём-батюшкой, он считался Божьим посланником и, как любящий отец, должен был отвечать за свой народ перед Господом. «Один Бог – один царь», — говорили люди.
К царю обращались, когда местные власти уже не могли помочь. Считалось, что государь обязательно подсобит, а лукавых вельмож накажет. Потому что монарх – это правда, суд Божий на земле, сама справедливость.
Помните повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», когда Вакула, как в сказке, выпрашивает у государыни черевички для Оксаны? А пушкинскую «Капитанскую дочку», в которой милостивая императрица по просьбе Маши Мироновой дарует свободу Петру Гринёву?
Таким образом, «царь в голове» – это божественный разум, присутствие которого делает человека человеком. Это система представлений о добре и зле, должном и запретном, нравственный стержень, на котором держится душа.
Если же царя нет, или, как сказал Ф. Ницше, «Бог умер», остаётся анархия. Не свобода, а именно анархия, следствием которой становятся страсти, душевные метания, трагические безрассудства.
Человек, лишённый основ культуры, превращается в животное, раздираемое внутренними противоречиями, и остаётся один на один с хаосом. Под маской безобидного дурачка может скрываться опасный безумец, разрушающий не только себя, но и мир вокруг.
Синонимы
У рассматриваемого выражения есть великое множество синонимов, например:
Иностранцы тоже не поскупились на образные определения безумцев:
Как ни крути, отказываться от рассудка – безрассудно. Но если в вашей голове всё же произойдёт революция со свержением монарха, постарайтесь, чтобы правящая партия вела себя последовательно и прогрессивно.
Проще говоря, берегите великое сокровище — Разум!
Тест на знание фразеологизмов
Оцените богатство своей речи! Пройдите тест на знание фразеологизмов.
Без царя в голове
Из Священного Писания известно, что человечество ожидает конец света. Когда это будет? У евангелиста Марка читаем слова Христа: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Неопределённость с датой конца света, страх перед его приходом всегда трезвили христиан, понуждали их к спасительному бодрствованию. Хочу ли я увидеть неминуемый конец света? Конечно, нет. Я желаю умереть тихо, мирно, непостыдно, отпетым Церковью, зная, что приход антихриста будет ужасным зрелищем, дети будут без счёта гибнуть на глазах у родителей, родители на глазах у детей. Святые отцы просили Бога отдалить наступление этого времени. А могу ли я повлиять на сроки? Наверное, да. Бесчинной, греховной, нераскаянной жизнью приближу бедствия; покаянной, избегая грехов – пусть ненадолго, на несколько минут, но отсрочу. Только ведь я не один, нас, христиан, много. Но удержать этот мир, который порывается к гибели, всё труднее.
Посмотрите, как исполняются заповеди. Например: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Я как-то возмутился, что рекламные ролики по всем центральным каналам крутят одновременно: не сговор ли это, чтобы лишить зрителя возможности выбора? И услышал в ответ от одного парламентария: «Деньги – это святое». Вспоминаю, что ещё недавно люди не поклонялись мамоне как божеству, но то время ушло.
Или вот заповедь: «Не произноси имени Господа всуе». На селекторном совещании один руководитель стыдит другого: «Побойся Бога, креста на тебе нет». Спустя какое-то время начинаю с ним разговор, а он шарахается от меня как чёрт от ладана, оказывается некрещёным и вообще неверующим.
Далее: «Помни день субботний». Расстрелянный митрополит св. Серафим (Чичагов) после первой русской революции писал, что Россию губят ярмарки, которые начинаются в канун праздников, отвлекая людей от богослужений. Сейчас их заменили для многих поездки на дачи. Помню, спросил отца Михаила Козака, за что же пророков побивали камнями. А он в ответ: «Подойди в воскресный день к автопавильону, к дачному автобусу, вытащи ключ из замка зажигания, а пассажиров направь в Свято-Вознесенский храм рядом. И что тогда от тебя останется?»
«Не убий». В стране совершаются миллионы узаконенных убийств – аборты. Действует огромная армия убийц: несостоявшиеся родители, бабушки, дедушки, подруги, медработники и так далее. На какое счастье может рассчитывать народ, для которого убийство – это обыденность.
«Не прелюбодействуй». Почти невозможно отыскать людей, которые всерьёз воспринимают эту заповедь, наоборот, жертвуют семьями, счастьем ради удовлетворения похоти.
И так с каждой из десяти заповедей, отринув которые, народ мучается, страдает. Мне один молодой монах рассказывал после очередного отпевания сверстника, что из его друзей и знакомых умерло уже два десятка. И только один – своей смертью, от болезни сердца. Остальные – кто убит в криминальных разборках, кто погиб от пьянства, кто руки на себя наложил. Это же массовая гибель, страшнее войны!
Почему всё это происходит? Я много лет полагал, что в силах помочь хотя бы тем, кто рядом. И лишь недавно вдруг со всей ясностью осознал, что бессилен что-то сделать, если сам человек не захочет спастись. Прошлой осенью к нам в скит пришёл один мужчина. Три дня он пролежал, отвернувшись к спинке дивана, потом начал приходить в себя. Я сразу объяснил, что мы здесь собрались ради спасения, если у тебя другая цель – вряд ли уживёшься. Работал он неплохо, и отношение к нему было хорошим. Правда, в храм этот человек ходил нечасто, курил и, что самое плохое, своевольничал. Не припомню, чтобы хоть одну мою просьбу новый трудник выполнил как следует. Это не было случайностью. Нам как-то собаку подарили, здоровую такую, и я видел, как этот человек её выгуливает. На коротком поводке, лишая всякой свободы, командуя без нужды. Вот так же он и меня пытался приручить, навязать свою волю во всём. Однажды начали строить теплицу. Смотрю: материалов не хватает, и заранее догадываюсь, где наш строптивец попытается их найти. Поэтому при всех говорю ему за утренней трапезой: «Деревья не трогай». Дело в том, что у нас скит расположен в сосновом бору, и мы им дорожим, каждое дерево как родное. Через два часа возвращаюсь, гляжу: тащит свежее бревно. Тут терпение моё закончилось. Впрочем, расстались неплохо. Помолились вместе, дал денег на дорогу, обменялись подарками.
Через две недели возвращается с женой, оба немножко нетрезвые, но это ладно. Говорит: «Дайте нам дом, жить негде». Начинаю думать, чем помочь. Семейная пара в скиту – не дело это, но что-то придумать можно. Обзваниваю знакомых, уже и план начал рождаться – построить небольшое селеньице для православных семей. Выхожу с деньгами к этой паре, чтобы первое время продержались. И что вижу? Бывший трудник успел отвязать нашего здоровенного пса и выпустил его на улицу. Попадись этой собаке кто навстречу, не знаю, чем могло закончиться. Даже человек неробкого десятка, но со слабым сердцем может получить инфаркт, увидев, как на него несётся такая зверюга.
И вот тогда-то начал я сознавать, а утром на литургии понял окончательно и содрогнулся от мысли, что ВСЁ, что я сделал для этого трудника, пошло ему во вред и дальше будет то же. Дверь храма была во время службы открыта, и видно было, как сидят они на крыльце – две беды, этот мужчина с женой, такой же строптивой, ждут помощи. Больно за них, но не будет толку, пока нет хотя бы у главы этой семьи царя в голове. Он ведь давно мается: то при одном, то при другом приходе устроится, а молитвы «Отче наш» так и не выучил. Бог ему не нужен. И это образ нашего народа, которому Господь так хочет помочь, но без воли, желания людей сделать это невозможно.
Разговорились тут недавно, что это такое – иметь царя в голове. Один говорит дочке: «Царь – это цель в жизни». «Нет, – поправляю я, – Царь – это Бог». Ведь цель может оказаться и суетной, и ложной.
Назавтра иду к близкому человеку на день рождения. Спросил его, что подарить. «Ничего не надо, – говорит, – лучше просто приди, посиди со мной». Вот если бы наш народ к Богу так относился, не требуя того, что навредит, а искал общения с Ним – какая бы хорошая жизнь настала!
Как появилась фраза «без царя в голове», что означает?
Использование пословицы в литературе
Видео
Использование
Эта фраза часто встречается в произведениях классиков. Охарактеризовал своего героя подобным образом, например, Гоголь в своей комедии «Ревизор». Главный герой Хлестаков служил мелким чиновником и ничего из себя не представлял как личность. Попав в уездный городок, он по невежеству и глупости стал вести себя чванливо и требовательно. Видя такое поведение, местные градоначальники по ошибке приняли его за «важную птицу». Но в итоге хвастун был позорно разоблачён и ударился в бега. Сейчас этот фразеологизм можно встретить:
Фразеологизм и личная шкала ценностей
Все это так, но подобного рода рассуждения стоят на известных допущениях. Иногда про царя поминают тогда, когда один человек не соответствует ожиданиям другого. Например, есть учитель музыки или преподаватель консерватории. Он вырастил очень достойного и мастеровитого ученика, а тот вместо того, чтобы сочинять музыку по классическим образцам, подался в рокеры. Безусловно, наставник будет считать, что ученик помешался, и у него не все дома. Другими словами, он как видно, может варьироваться в зависимости от ситуации.
Синонимы и антонимы
«С приветом» говорят про того, кто «без царя в голове». Значение такое же – глупый человек. Среди близких по смыслу слов можно выделить также такие как несообразительный, умом не блещущий, взбалмошный, дурак, самодур и т. п. Среди выражений – «голова и два уха», «садовая голова», «медный лоб» и «олух царя небесного».
Антонимом того выражения является фразеологизм «ума палата».
Происхождение
Когда-то на Руси невозможно было представить жизнь без царя. Его так и называли — «батюшка царь», подчёркивая важное значение в жизни общества и отдельного человека, выказывая своё почтение. Не признавать царя было крамолой, он стоял в умах людей наравне с Богом. В те времена в народе широко ходили выражения:
Вспомним, например, выражение Салтыкова-Щедрина: «Был бы царь в голове, да перо, да чернила, а остальное само придёт». В понимании народа царь — это тот, кто мудро ведёт все дела в государстве, всё делает как надо, с умом. Отсюда царь стал олицетворением разума и порядка, а его отсутствие обозначало хаос и отсутствие того, кто примет правильное решение. Поэтому недалёкого взбалмошного человека и называли соответственно.
Другие фразеологизмы об уме
Перечислим другие фразеологизмы, которые являются синонимами этой фразы и несут тот же смысл:
Наверняка вы часто слышали и такие фразы:
Все они относятся к многозначным фразеологическим оборотам и говорят о наличии бойкого, развитого ума у человека. По смыслу эти фразеологизмы можно считать антонимами исходного выражения.
Без царя в голове
Смотреть что такое «Без царя в голове» в других словарях:
без царя в голове — дурашный, с приветом, дураковатый, дурковатый, без царька в голове, глупый, глуп до святости, нет царя в голове, придурковатый, с придурью, бестолковый, умом не блещет, без головы, богом убитый Словарь русских синонимов. без царя в голове прил.,… … Словарь синонимов
Без царя в голове — АРЬ, я, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ — кто быть Глуповат, без соображения. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) не имеет собственного мнения, не может управлять собой, своими поступками, ведёт себя непредсказуемо, легкомысленно. Говорится с неодобрением или с пренебрежением; о 2 м … Фразеологический словарь русского языка
без царя в голове — делать что л.; делаться Без соображения, необдуманно. ✦ Х делает что л. без царя в голове. В роли обст. Русский человек без двух вещей обойтись не сможет без водки и без царя… Насколько я мог заметить, многие на Руси живут без царя в голове и… … Фразеологический словарь русского языка
без царя в голове — ирон. о взбалмошном, глупом, пустом, неосмотрительном человеке. По одной версии, происхождение связано с пословицей У каждого свой царь в голове, где разум в голове сопоставляется с царем в государстве. По другой – оборот возник в результате… … Справочник по фразеологии
Без царя в голове — Разг. Ирон. О взбалмошном, глупом, неосмотрительном человеке, не умеющем управлять собой. ФСРЯ, 513; ФМ 2002, 599; Мокиенко 1990, 93; ЗС 1996, 244; БТС, 1458; ШЗФ 2001, 18; Янин 2003, 24; БМС 1998, 610 … Большой словарь русских поговорок
без царя в голове — кто О том, кто недалёк, глуп … Словарь многих выражений
без царька в голове — прил., кол во синонимов: 7 • без клепок в голове (4) • без царя в голове (37) • бе … Словарь синонимов
без клепок в голове — прил., кол во синонимов: 4 • без царька в голове (7) • без царя в голове (37) • даун … Словарь синонимов
нет царя в голове — без царька в голове, без царя в голове, с головой не дружит, глупый, с крышей не дружит Словарь русских синонимов. нет царя в голове прил., кол во синонимов: 5 • без царька в голове (7) … Словарь синонимов