бежин луг что такое гурт в рассказе
Образы и характеристики мальчиков — героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в цикл «Записки охотника». В нём рассказывается, как крестьянские мальчики из соседних деревень стерегли летней ночью табун лошадей и рассказывали друг другу разные былички-поверья. За ночь мальчики рассказали 13 историй. Для них разговоры у костра в ночном были одним из уроков, которые они получали в своей жизни. В ночном было 5 мальчиков, очень разных и интересных. Образы мальчиков помогают понять, как крестьянские дети представляли себе окружающий мир.
Характеристика Феди
Этот красивый, стройный подросток лет 14 был самым старшим из ребят. У него кудрявые белокурые волосы, светлые глаза и постоянная полурассеянная, полувесёлая улыбка.
Федя из богатой крестьянской семьи, он выехал в ночное просто для забавы. Одет этот мальчик в хорошую одежду, сапоги с низкими голенищами были точно его, а не отцовские.
Федя говорил с младшими ребятами иногда с покровительственным видом, а с маленьким Ваней разговаривал ласково. Сам Федя истории не рассказывал, но слушал с интересом, иногда что-то спрашивая и уточняя. Говорил он мало, как будто боясь уронить своё достоинство. Федя, как сын богатого крестьянина, был у ребят «запевалой», начинал разговор, когда мальчики умолкали, и направлял его.
Характеристика Павлуши
Павлуша — мальчик, которому на вид было не больше 12 лет. Он большеголовый, с всклокоченными чёрными волосами, сероглазый, скуластый, большеротый. Лицо у него бледное и рябое. Взгляд у Павла прямой, умный, а в его голосе звучала сила. Одет он был бедно: в простую рубаху и заплатанные штаны.
Павлуша не пересказывал истории, которые слышал от других. Он рассказывал только о том, что сам видел или слышал. Павлуша рассказывал неторопливо, обстоятельно, интересно и даже весело. Этот мальчик любознателен, хочет разобраться в непонятных явлениях. Например, когда Костя спросил у него, кто стонал в яме с водой (бучиле), Павел ответил, что может это жалуется душа утопленного ворами лесника или это лягушки маленькие жалобно кричат.
Многое, что пугает ребят (например, голоса куличков, цапли), Павла не пугает. Он знает, что это такое и объясняет товарищам.
Павлуша — решительный и смелый мальчик. Он не побоялся помчаться за встревоженными собаками на луг. Павел думал, что собаки почуяли волка, но это оказалась ложная тревога.
Характеристика Ильюши
Этому мальчику, как и Павлуше, лет 11–12. Лицо у него вытянутое, горбоносое, подслеповатое, со сдвинутыми бровями и сжатыми губами. На его светловолосой голове была войлочная шапочка, которую он то и дело надвигал на уши. Одет он был опрятно, обут в новые лапти.
Ильюша работает на небольшой бумажной фабрике. Он очень интересуется поверьями, боится нечистой силы. Ильюша пересказывает ребятам множество страшных историй, которые слышал от других людей. Он рассказал только одну историю, которая произошла с ним самим (он с товарищами по работе слышал на фабрике, как там ходил домовой).
К своим и чужим рассказам о нечистой силе Ильюша относится с верой и страхом. Он убеждён в том, что всё так и было.
Когда рассказывают другие ребята, Ильюша постоянно хочет уточнить и исправить их рассказы, желает показать, как много он знает.
Характеристика Кости
Это мальчик лет 10, бедно одетый, худощавый, маленький, с небольшим веснушчатым лицом, тонкими губами и огромными чёрными блестящими глазами. Взгляд его был задумчив и печален. Голос у Кости тонкий.
Костя тоже рассказывал истории (о русалке, об утонувшем Васе). Он трусоват: спрашивает, видели ли здесь волков, вздрагивает от крика цапли.
Характеристика Вани
Этому мальчику лет 7. Он всё время смирно лежал под рогожей, изредка выглядывая из неё. Волосы у него русые и кудрявые, а глаза большие и тихие. Говорит Ваня, слегка картавя.
У этого маленького мальчика поэтичная душа. Когда ребята замолчали, раздался детский голос Вани: «Гляньте-ка, гляньте, ребятки, гляньте на божьи звёздочки — что пчёлки роятся!
Заключение
В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» мальчики из крестьянских семей говорят о том, что им всего интереснее, и читатель знакомится с их мыслями и чувствами. Характеристики образов мальчиков из рассказа «Бежин луг» помогают понять мир интересов и знаний деревенских детей середины 19 века.
Читайте также: «Бежин луг» — краткое содержание рассказа И. С. Тургенева
«Бежин луг» Тургенева: краткое содержание, мальчики и их рассказы. 6 класс
Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг». Мальчики: их описание, характеристика и рассказы о нечистой силе. Герои: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Краткое изложение и суть произведения. 6 класс, русская литература. Природа в рассказе «Бежин луг». Анализ: тема и проблематика рассказа.
«Бежин луг» — рассказ И.С. Тургенева из сборника «Записки охотника». Впервые опубликован в журнале «Современник» в 1851 году.
Заблудившись на охоте, рассказчик в темноте выходит к костру крестьянских мальчишек, которые пасут лошадей на лугу. Оставшись ночевать у огня, он разглядывает ребят и слушает их наивные рассказы о нечистой силе.
Содержание
Иллюстрация А. Пахомова
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия доступна на YouTube.
Краткое содержание. Рассказы мальчиков из «Бежина луга»
Погожий июльский день подходит к концу. Рассказчик возвращается с охоты, настреляв много дичи, но сбивается с дороги. Окончательно заблудившись и едва не упав с обрыва, охотник узнает местность — это Бежин луг — и видит вдалеке огонек костра. Там деревенские мальчишки пасут табун лошадей. Рассказчик ложится у костра и, притворившись спящим, слушает истории ребят о встречах с нечистой силой.
Обложка книги с иллюстрацией А. Пахомова
Мальчиков пятеро. 14-летний Федя — самый старший, из богатой крестьянской семьи, он направляет разговор, задавая другим вопросы. 12-летний Павлуша — большеголовый, неказистый и бедно одетый, но умный и самый решительный из ребят. Ильюша — его ровесник, знаток волшебных историй, чье лицо выражает «тупую, болезненную заботливость». 10-летний Костя — задумчивый и пугливый веснушчатый мальчик. Ванюша — самый младший из ребят, лет семи, почти ничего не говорит, а лежит, укрывшись рогожей.
Ильюша по просьбе Феди рассказывает историю про встречу с домовым. Вместе с другими ребятами он работал на бумажной фабрике, и однажды надсмотрщик не отпустил их на ночь по домам, велев ночевать в рольне. Засыпая, дети слышали наверху чьи-то тяжелые шаги, потом дверь распахнулась и кто-то невидимый стал двигать форму и снимать крюк со стены.
Костя со слов отца рассказывает историю, почему плотник Гаврила всегда невеселый и молчаливый. Однажды заблудился Гаврила в лесу, пришлось заночевать под деревом. А ночью проснулся от того, что его зовет сидящая на ветке русалка — смеющаяся беленькая девушка с зелеными волосами. С трудом подняв руку, Гаврила перекрестился. Русалка перестала смеяться, горько заплакала, что теперь не сможет быть с плотником, и прокляла его. «Да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». С тех пор Гаврила вечно мрачен.
Ильюша начинает историю про псаря Ермила. Возвращаясь навеселе из города, на могиле утопленника возле плотины Ермил увидал барашка и решил взять с собой. А барашек вдруг стал глядеть ему в глаза, оскалил зубы и принялся отвечать псарю: «Бяша, бяша. »
История обрывается внезапно, потому что собаки поднимают лай и убегают в темноту. Павлуша прыгает на лошадь и бросается за ними, а вскоре возвращается: «Я думал, волк», но, видно, собаки почуяли что-то другое. Рассказчик любуется тем, как преобразился неказистый Павел, готовый с голыми руками скакать на волка: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью».
Павлуша. Иллюстрация А. Пахомова
Ильюша снова берет слово, но в этот раз рассказывает про призрак покойного барина, который что-то искал на земле. Старик Трофимыч спросил привидение: что ищешь, батюшка Иван Иваныч? А тот отвечал, что ищет волшебную разрыв-траву — уж больно «могила давит», хочется выбраться.
Костя удивляется: ведь покойников можно увидеть только на родительскую субботу. Ильюша, лучше всех знающий сельские поверья, поправляет: на родительскую субботу можно увидеть, кому еще только предстоит умереть. Для этого надо сесть на паперть возле церкви и смотреть на дорогу — кто мимо пройдет, тот в ближайший год и умрет. Вот баба Ульяна так села и увидала Ивашку Федосеева, который вскоре помер. А потом увидела на дороге саму себя. Ульяна еще жива, но так ведь и год с тех пор еще не прошел.
Мимо пролетает белый голубок. Мальчишки обсуждают, может ли это быть праведная душа, летящая в рай.
Федя дает слово Павлуше, спрашивая: как у них в деревне отреагировали на солнечное затмение? Когда солнце исчезло, все напугались, рассказывает Павел, а больше всех перетрусил барин, который сам же предупреждал мужиков о грядущем затмении. В деревне поговаривали, что наступает конец света: появятся белые волки-людоеды, хищные птицы и Тришка.
Костя спрашивает: кто такой этот Тришка? Ильюша рассказывает: это такой «лукавый человек», который придет, когда наступят последние времена, и будет соблазнять народ христианский. А сделать с ним ничего нельзя будет: ни дубьем побить, ни в цепи заковать, ни в острог посадить.
По словам Павлуши, у них в деревне тоже ждали Тришку, вестника конца света. И когда с холма стал спускаться странный человек с большой головой, все страшно перепугались. Оказалось, впрочем, что это бочар Вавила: купил себе новый жбан, да и надел на голову. Мальчишки смеются.
Костя пугается чьего-то крика в темноте. Павел успокаивает: это цапля. Костя рассказывает о том, как недавно тоже слышал странный крик, когда шел он мимо бучила — глубокой ямы с водой. «В этом бучиле в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры, так, может быть, его душа жалобится», — предполагает Павлуша. Хотя это могла быть и лягушка.
Костя думает, что это мог кричать леший. Но знаток Ильюша объясняет: леший немой, он кричать не может. Сам он лешего, конечно, не видал, но вот один мужик из их деревни, когда заблудился в лесу, его видел — большого и темного.
Старший из ребят, Федя, спрашивает младшего, Ваню, почему к ним перестала ходить его сестра Анютка. Федя просит приводить ее, обещая гостинцы. Ваня обещает так и сделать, называет сестру «добренькой».
Павел уходит к реке набрать воды в котелок. Оставшиеся ребята обсуждают, как бы его не утащил водяной. Вот Акулина-дурочка из их деревни сошла с ума после того, как чуть не утонула в реке, знать, это «водяной ее испортил».
Костя рассказывает историю мальчика Васи, утонувшего в этой реке. Мать его словно чувствовала опасность, не пускала к воде. И утонул-то он странно: только что был на берегу с матерью, а потом вдруг исчез в реке. Только пузыри по воде да шапонька плывет.
Возвращается Павлуша и пугает ребят словами, будто бы сейчас слышал из реки зовущий его по имени голос утопленника Васи. Мальчишки решают, что это был водяной, а примета это дурная. Ничего, успокаивает Павел, своей судьбы не минуешь.
Разговор угасает вместе с костром. Кругом великолепная и безлунная летняя ночь. И мальчики, и охотник засыпают.
Рассказчик-охотник просыпается на заре. Все спят, лишь Павлуша приподнимается и пристально смотрит на него. Мужчина отправляется к дому. А через некоторое время мимо охотника проносится отдохнувший табун — мальчишки гонят лошадей по своим деревням.
Рассказ заканчивается словами о том, что в том же году Павлуша погиб: но не утонул, как обещала примета, а упал с лошади. «Жаль, славный был парень!» — сокрушается рассказчик.
Характеристика мальчиков
Пять мальчиков — это пять разных характеров: степенный Федя, смелый Павлуша, трусливый Костя, знающий все деревенские легенды Ильюша и маленький неразговорчивый Ваня. У каждого из рассказчиков своя манера разговора.
Федя — старший из мальчиков, на вид лет 14. Стройный, белокурый и кудрявый, с красивыми и тонкими чертами лица. Он явно из богатой семьи и одет лучше всех: в пеструю рубаху, новый армячок, у него собственные, а не отцовские сапоги. Федя отправился с ребятами ради развлечения, а не по необходимости. Он неформальный лидер всей компании. Сам Федя говорит мало и с достоинством, но с помощью вопросов «дает слово» то одному, то другому мальчику.
Федя. Иллюстрация А. Пахомова
Павлуша — приземистый парнишка лет 12, с большой головой и бледным рябым лицом. Одет он в простую рубаху и штаны с заплатами. Этот неказистый малый особенно нравится рассказчику: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Павел успокаивает пугливого Костю, объясняя странные звуки в ночи. Он же бросается разузнать, отчего всполошились собаки, не боится возможной встречи с волком. Идет набрать воду к реке, пока остальные ребята пугают друг друга историями про водяного, и возвращается с рассказом, будто слышал голос утопленника. В конце рассказа читатель узнает, что Павлуша вскоре погиб, упав с лошади.
Павлуша. Иллюстрация А. Пахомова
Ильюша — 12-летний мальчик с невыразительным «подслеповатым» лицом, сначала не производит на рассказчика впечатления. Но именно он оказывается главным хранителем деревенских легенд: Ильюша встречался с домовым, знает про призрак старого барина и повадки лешего, про антихриста Тришку. Заметная часть произведения — это именно рассказы Ильюши.
Ильюша. Иллюстрация А. Пахомова
Костя — тщедушный, бедно одетый мальчик лет 10 с задумчивыми и грустными глазами. Эти глаза, как показалось рассказчику, «хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов». Костя трусоват, пугается ночных звуков, волков и нечистой силы.
Костя. Иллюстрация А. Пахомова
Ваня — младший из детей, ему всего около семи лет. Сперва рассказчик его даже не замечает, потому что ребенок спит, укрывшись грубой тканью — рогожей. Ваня, кудрявый и русый, слегка картавящий, почти не участвует в разговоре старших: то ли стесняется, то ли устал, потому что еще мал.
Ваня. Иллюстрация А. Пахомова
Анализ: суть и тема рассказа
Темой рассказа можно считать жизнь и мировоззрение крестьянских детей. Из разговоров, подслушанных охотником, мы узнаем, о чем думают эти простые, симпатичные ребята, что их пугает и завораживает.
В советское время «Записки охотника» преимущественно рассматривали как завуалированную критику крепостнической России. Цикл действительно проникнут сочувствием к судьбе простого человека, но Тургенев не просто рассказывает о тяжелой судьбе деревенских ребят.
«Бежин луг» можно воспринимать не только как рассказ о крестьянских детях, но и как поэтическое описание природы родных мест Тургенева с добавлением местного фольклора, и как философское произведение о связи человека с природой, перечисляет Р.Ю. Данилевский в статье «Реальности Бежина луга».
«Бежин луг» — это и описания природы с чудесным «запахом русской летней ночи», и галерея психологических портретов, и очарование ночных рассказов у костра. При всем реализме и документальности (описывается реальный Чернский уезд Тульской губернии, реальный Бежин луг) рассказ проникнут загадочностью. Начинаясь и оканчиваясь картинками неба, он создает ощущение огромных пространств, вдохновляет и в то же время рождает чувство смутной тревоги, констатирует Данилевский.
Иван Сергеевич Тургенев свою литературную задачу описывал так: «сквозь игру случайностей добиваться до типов — и со всем тем оставаться верным правде». Оттого новые стороны в его литературном наследии можно открывать бесконечно. По словам Р.Ю. Данилевского, «Записки охотника» похожи на «родник, вода в котором не убывает, сколько ни черпай».
«Бежин луг»: краткое содержание и анализ произведения
У костра: YouTube / MyBook
На страницах журнала «Современник» в 1851 году появился рассказ «Бежин луг». Краткое содержание произведения в общих чертах раскроет его сюжетную линию и поможет понять основной смысл, который вложил в него Тургенев. «Бежин луг» изящно сочетает реализм и романтизм, в нем, создавая неповторимый литературный узор, сплетаются природа и легенды.
«Бежин луг»: краткое содержание
С крестьянской жизнью, тяжелой и поэтической одновременно, знакомит нас «Бежин луг». Краткий пересказ раскрывает богатство примет, поверий и сказок народа, знакомит с легендами и небылицами, которые гармонично дополняют картины живописной природы. Из всего этого Тургеневу удалось сплести таинственную мистическую историю.
Ищете краткое содержание? «Бежин луг» познакомит с такими событиями и персонажами:
«Бежин луг»: YouTube / MyBook
Здесь читатель встречается с пятеркой главных героев: Федором, Павлушей, Илюшей, Костей и Ваней. Все они очень разные, каждый интересен по-своему, а их беседа напоминает игру в страшилки. Мальчики думают, что непрошеный гость уснул, и начинают рассказывать свои истории:
Случай с барашком: YouTube / MyBook
В таких разговорах и прошла ночь. Под утро рассказчик уснул, встал он еще до рассвета, попрощался с Павлушей и отправился восвояси. Заканчивается рассказ трагически — упоминанием о том, что в том же году Павлуша умер. Но не водяной забрал его: он упал с лошади и разбился насмерть.
«Бежин луг»: анализ произведения
Знаменитый цикл «Записки охотника» Иван Сергеевич Тургенев создал под влиянием литературного критика Виссариона Белинского. Отметим, что писатель любил охотиться, общаться с крестьянами, а потому воссоздать реалистичную картину задуманных рассказов не составляло для него труда.
Вошел в сборник «Записки охотника» «Бежин луг», в котором автор с любовью и теплотой описал обычных крестьян, сделав их главными героями произведения. Вот его краткий анализ:
«Бежин луг»: автор и название
Когда создан «Бежин луг»? Тургенев начал писать рассказ осенью 1850 года и к началу следующего года представил его для печати в популярный журнал «Современник».
Интересно, что особый смысл в название Иван Сергеевич не вкладывал. Он стремился найти нечто звучное, чтобы акцентировать внимание читателя на красоте описанной природы. Более того, ни на одну топографическую карту луг не нанесен. Оказалось, что реальным его прототипом было совсем не поэтичное Рудинское болото.
Рассказ «Бежин луг»: тема
Страшные истории: YouTube / MyBook
Тургенев известен как непревзойденный мастер описания красот русской природы. В рассказе на великолепном пейзажном фоне он раскрыл взаимосвязь человека с природой, их гармонию. Также в произведении присутствуют такие темы:
Весь этот широкий круг вопросов автору удалось изложить на удивление кратко и емко, но после прочтения, согласитесь, есть о чем задуматься.
«Бежин луг»: кратко о композиции
Композиционно «Бежин луг» построен сложно и многослойно. Выделим такие основные части:
Автор мастерски использовал и включил в рассказ множество художественных средств. Так, он дает развернутые портреты ярких и самобытных мальчиков, каждому выделяет монолог. Истории уникальны, и повторить их вряд ли кому-то под силу. Между монологами показаны суждения и оценки охотника, который слушает их, притворяясь спящим. Особенностью композиции стали зарисовки пейзажей, точные, емкие и прекрасные по своей сути.
«Бежин луг»: жанр
Произведение написано в жанре рассказа, о чем свидетельствуют такие характерные черты:
Литературное направление произведение — синтез реализма и романтизма. К последнему относятся поэтические описания природы, легенды и поверья, которые влились в жизнь главных героев.
Рассказ «Бежин луг», краткое содержание которого вызывает интерес и желание познакомиться с произведением детальнее, необычный по форме и содержанию. За видимой простотой и незамысловатостью сюжета скрываются глубокие мысли и поистине поэтическая душа автора, которая заслуживает высокой оценки.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Тест по произведению И.С. Тургенева «Бежин луг»
Тест по творчеству И.С. Тургенева.
Кто из пяти мальчиков в рассказе «Бежин луг» был старше всех?
а) Павлуша, б) Илюша, в) Костя, г) Федя.
Кто из мальчиков «лучше других знал сельские поверья»?
а) Костя, б) Павлуша, в) Ваня, г) Илюша.
Как звали собаку охотника?
а) Ветка, б) Жучка, в) Бианка, г) Дианка.
Что такое «разрыв-трава»?
а) горькая трава, б) колдовская трава, в) сухая трава, г) волшебная трава.
а) стадо скота, б) стадо скота, которое гонят на продажу,
в) стадо овец, г) стадо коров, которое гонят на водопой.
а) козы, б) козлы, в) лягушки, г) змеи.
О ком эти слова: «Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы»?
а) о Косте, б) о Павлуше, в) о Феде, г) об Илюше.
Кто из мальчиков рассказывал у костра историю о русалке?
а) Костя, б) Павлуша, в) Ваня, г) Илюша.
Кому принадлежат слова: «А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варновицах приключилось?»
а) Косте, б) Павлуше, в) Ване, г) Илюше.
«Я с версту крюку дал». Чему равна верста?
а) 1,06 км, б) 1 км, в)1,5 км, г) 2 км.
а) словесное описание красивого места,
б) словесное изображение природы,
в) картина природы в художественном произведении,
г) жанр изобразительного искусства.
Какой рассказ не входит в книгу И.С. Тургенева «Записки охотника»?
а) «Бирюк», б) «Скворцы», в) «Певцы», г) «Хорь и Калиныч».
1-г, 2-г, 3-в, 4-в, 5-б, 6-г, 7-в, 8-а, 9-г, 10-а, 11-в, 12-б.
А.Н. Замышляева. Литература. 6кл.: система уроков по учебнику под ред. В.Я. Коровиной.- Волгоград: Учитель, 2014- с.132-133.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-004646
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов
Время чтения: 1 минута
Когда дети начинают шутить
Время чтения: 2 минуты
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.