блины в литературных произведениях
Творческие проекты и работы учащихся
2.1 Блины в русской литературе
Самые разные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Но прежде всего блины, как мы уже говорили, обязательное угощение на масленицу, ставшее как бы необходимым атрибутом весеннего праздника. Об этом напоминают многие пословицы и поговорки, припевки: «Как на масляной неделе в потолок блины летели», «Без блина не масляна» и т. д. А помните у Пушкина в «Евгении Онегине»:
Между прочим, знаете ли вы, с чем едят блины и каким образом? Это целая наука. Для того чтобы постичь ее азы, снова вспомним Чехова: «Вокруг напитков в художественном порядке теснились сельди с горчичным соусом, кильки, сметана, зернистая икра (3 руб. 40 коп. за фунт), свежая семга и проч. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки.
Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой, обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной. Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился. Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот. »
Конечно, с современной точки зрения на рациональное питание, так есть — только вредить своему здоровью. Может, поэтому чеховского героя и «хватил апоплексический удар» (современное название «инсульт»).
И почему бы не возродить старые, добрые традиции и не пригласить родственников и друзей специально на блины? Уверены, что этот день станет памятным и для гостей, и для хозяев.
Масленица в русской литературе
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Иван Шмелев. «Лето Господне»
«Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».
«Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую, снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи…»
Антон Чехов
«Если у нас до сих пор и нет научных работ относительно блинов, то это объясняется просто тем, что есть блины гораздо легче, чем ломать мозги над ними».
Александр Куприн
«Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всесогревающее солнце… Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных и здоровых детей».
Александр Пушкин
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
Петр Вяземский
Скоро Масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.
Рекомендовано для использования на уроках ОПК.
На заставке фрагмент: Борис Кустодиев. Масленица. 1916
Блины и не только: русские писатели начала XX века о Масленице
Вот и подходит к концу развеселая Масленичная неделя. Раньше у каждого ее дня было собственное название, и каждому соответствовали свои традиции. Сейчас эти обычаи вспоминают больше для интереса, а на первый план выходит кулинарная сторона вопроса. В домах и в столовых пекут блины, и то и дело слышишь споры о том, какие удаются вкуснее – на опаре, на молоке или на воде, тонкие или потолще.
«Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели», – грустит в «Лете Господнем» Иван Сергеевич Шмелев. Конечно же, говоря о традициях и праздниках, в первую очередь хочется обратиться именно к этому произведению, так подробно и поэтично описывающему годовой круг жизненного уклада русского человека.
Шмелев вспоминает ощущение праздника, которое чувствуется даже в природе, почти готовой к весне: «И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью… — перед постом?»
Не только блины масленые, все вокруг будто маслится и жмурится от радости и солнца. У работников в мастерской «намасленные головы», «масленые красные руки». И даже снежная дорога «замаслилась на солнце», «оттепели все чаще, снег маслится».
Все маслится и плывет, работников умасливают и кормят, прощают хвативших лишку. «Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, блинами. Капает в темноте, — масленица идет».
Впрочем, все-таки невозможно себе представить Масленицу без праздничных яств. И писатель даже и не пытается этого сделать, а напротив, перечисляет и перечисляет через запятую: «За ухою и расстегаями — опять и опять блины. Блины с припеком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припеком. За ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашкой… наважка семивершковая, с белозерским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой… блины молочные, легкие, блинцы с яичками… еще разварная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой… желе апельсиновое, пломбир миндальный — ванилевый…»
Конечно, все набранные калории сжигаются, когда сердце замирает от катания на санках с гор, да всю эту еду нужно приготовить, да еще предстоит генеральная уборка, ведь впереди – Великий пост…
Ну и, конечно же, чаще всего, говоря о русском масленичном размахе, вспоминают чеховский рассказ «Глупый француз». Клоун из цирка братьев Гинц Генри Пуркуа в московском трактире Тестова решает, что молодой человек собрался покончить жизнь самоубийством через переедание. Но оглядевшись, понимает, что если это так, то тогда он не в едальном заведении, а в клубе самоубийц. «Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!» – заключает про себя француз.
Валерий Сыров — Масленица, 1998-1999 гг.
В рассказе «Блины» Чехов и вовсе теоретизирует, направляет в научное русло кулинарную составляющую Масленицы: «В антропологии они должны занимать такое же почтенное место, как трехсаженный папоротник или каменный нож; если же у нас до сих пор и нет научных работ относительно блинов, то это объясняется просто тем, что есть блины гораздо легче, чем ломать мозги над ними…»
Выпекание же блинов, по Чехову, сродни алхимии, домашнему женскому колдовству: «Да, блины, их смысл и назначение — это тайна женщины, такая тайна, которую едва ли скоро узнает мужчина».
Однако надо признать, что А. П. Чехов посмеивается все-таки по-доброму. Совсем не такие пасторальные картинки рисуют Аркадий Аверченко и Михаил Зощенко.
У Аверченко в «Широкой Масленице» высмеяно не только чревоугодие, но и желание «умаслить» нужного человека, лицемерие, скупость.
Начинается рассказ с удивительного предложения покупателя в магазине: «Вы мне дайте коробку зернистой в фунт, а завтра по весу обратно примете… Что съедим — за то заплачу. У нас-то ее не едят, а вот гость нужный на блинах будет, так для гостя, а?»
Гость, на беду рачительного хозяина, оказался с завидным аппетитом, и для того все заканчивается натуральной истерикой (хорошо хоть, не сразу ударом, как для упомянутого уже чеховского героя).
Михаил Зощенко пошел еще дальше и в рассказе с многозначительным названием «Веселая Масленица» показывает практически все существующие пороки.
А начинается все, как водится, с блинов: «Управдом Конючкин любит блин поджаренный, с хрустом, причём с солёненьким, а жена управдома Марья Петровна блин обожает рыхлый, бледный, да ещё, противно сказать, со снетками, тьфу на них!»
И вот, случайно зайдя на блины «с большим хрустом» в одну «подозрительную» квартиру, Конючкин не смог остановиться и продолжил вином и общением с прекрасным полом. За что, разумеется, ему пришлось поплатиться. Ну что тут скажешь, кроме как не слова самого Зощенко: «Ах, до чего трудная должность управдома! В особенности на масленой».
После всех этих шуточных историй, казалось бы, совсем не к месту вспоминать красивый рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник». Однако там выразительно показана московская жизнь начала XX века на масленичную неделю, а, кроме того, содержится отличное напоминание: следом за веселой Масленицей обязательно придет Великий пост.
И в заключение хочется порекомендовать прислушаться к полезным «масленичным» советам А. П. Чехова (врач все-таки!) и закончить этот обзор рассказов о Масленице его же словами: «Поддаются времена и исчезают мало-помалу на Руси древние обычаи, одежды, песни; многое уже исчезло и имеет только исторический интерес, а между тем такая чепуха, как блины, занимает в современном российском репертуаре такое же прочное и насиженное место, как и 1000 лет тому назад. Не видно и конца им и в будущем…»
Блины с припёком и по-царски: что ели герои русской литературы
Кто же не любит вкусные блины с пылу с жару? Блинчики тонкие или толстые, с икрой или вареньем. Сколько людей, столько и вкусов. К сожалению, современный мир диктует свои правила, иногда бывает очень тяжело найти время и посвятить его готовке, ведь куда проще купить в магазине замороженные продукты. Впрочем, Масленица бывает только раз в году, поэтому можно постараться и испечь настоящие русские блины. А вот с рецептами помогут не только поваренные книги, но и герои классической литературы, ведь блины считаются исконно русской пищей.
Блины с припёком для Чичикова
Признанный мастер описаний разного рода застолий — Николай Васильевич Гоголь. Например, в «Мёртвых душах» он очень аппетитно описал угощение, которое приготовила Коробочка для Чичикова. «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепёшки со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками», — пишет Гоголь. Что же такое этот загадочный припёк и какое отношение он имеет к блинам? Всё просто: блины запекают уже с начинкой. К примеру, можно взять творог, тогда получим такой рецепт:
Красные блины для Татьяны Лариной
Теперь обратимся к светилу русской литературы Александру Сергеевичу Пушкину. Тему блинов он тоже не обошёл стороной и упомянул в своём «Евгении Онегине» так называемые русские блины:
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на Масленице жирной
Водились русские блины…»
Если обратиться к поваренной книге, можно быстро выяснить, что русскими, или красными, называются гречневые или полугречневые блины. Для того чтобы их испечь, понадобятся следующие ингредиенты: один стакан пшеничной муки, один стакан гречневой муки, одно яйцо, два стакана молока, столовая ложка сахара, 20 граммов масла, половина чайной ложки сахара, 20 граммов дрожжей. Сначала готовится дрожжевое тесто. Молоко при этом подогревается до 35–40 градусов, в нём растворяются дрожжи. Затем добавляются мука и яйца. Всё перемешивается до однородной массы, потом добавляется растопленное масло. Тесто нужно оставить в тёплом месте на три-четыре часа, а когда оно поднимется, посолить и влить ещё немного молока. Всё перемешивается, а тесту дают снова подняться. Уже после этого можно выпекать. Красные блины смазывают маслом, а подают их со сметаной, сельдью, вареньем, джемом, икрой и другими добавками.
Чеховские блинчики с красной икрой
Антон Павлович Чехов при описании трапез тоже не забыл про традиционное русское лакомство. Например, в рассказе «Глупый француз» можно встретить такие строки: «В ожидании, пока подадут консоме, Пуркуа занялся наблюдением. Первое, что бросилось ему в глаза, был какой-то полный благообразный господин, сидевший за соседним столом и приготовлявшийся есть блины.
“Как, однако, много подают в русских ресторанах! — подумал француз, глядя, как сосед поливает свои блины горячим маслом. — Пять блинов! Разве один человек может съесть так много теста?”
Сосед между тем помазал блины икрой, разрезал все их на половинки и проглотил скорее чем в пять минут…»
В рассказе «О бренности» тоже упоминаются блины: «Но вот наконец показалась кухарка с блинами… Семён Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлёпнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой, обмазал их икрой».
А теперь рецепт тех самых блинов, которые так вкусно есть, смазав икрой. Чтобы испечь их, вам понадобится: 400 миллилитров молока, 250 граммов муки, 200 граммов икры, 60 миллилитров растительного масла, 60 граммов сливочного масла, 50 граммов сахара, три яйца и соль по вкусу. Яйца, сахар, соль и 200 миллилитров молока соединяются, всё тщательно перемешивается, затем добавляется мука, вливается оставшееся молоко. Можно добавить в тесто растительное масло, с ним блинчики будут легче жариться. Жарить их надо с двух сторон на разогретой сковородке до золотистого оттенка. Каждый блинчик нужно смазать растопленным сливочным маслом. Затем на них кладётся по столовой ложке икры, после чего блин надо свернуть рулетом.
Блины по-царски из старинных столичных трактиров
Не прочь отведать масленичное лакомство были и герои повести Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник»: «В трактире Егорова в Охотном Ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной… В верхних комнатах, тоже очень тёплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским».
А вот готовить эти блины по-царски, которые подавались в московских трактирах, надо из следующих ингредиентов: из 200 граммов сливочного масла, пяти яиц, полутора стаканов сахара, ста граммов муки и трёх стаканов жирных сливок. Сливочное масло нужно растопить, не доводя до кипения, слегка охладить, потом смешать с пятью желтками и сахаром. Массу затем нужно растирать до однородной кремообразной консистенции. Потом надо смешать муку с двумя стаканами сливок, смесь поставить на огонь и, помешивая, довести до густоты сметаны. После охлаждения массы нужно смешать её с массой из желтков, добавить ещё один стакан сливок, перемешать и печь блины на слабом огне. Блины по-царски очень нежные, поэтому их не снимают лопаткой, а сразу опрокидывают сковороду на тарелку. Обжаривают блинчики только с одной стороны. Причём раньше блины готовили не на сковороде, а пекли в печи. Лакомство подавали в дорогих трактирах и ресторанах.
Блин как маленькое солнце
У Ивана Шмелёва в повести «Лето господне» Масленице посвящена не одна страница. Писатель рассказывает о масленичных традициях и о том, как пекли блины. «Масленица в развале… Мальчишки “в блина” играют: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать — не выронить, весело бьются мордами. Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь…
— Бабочки, подпекай… с припёчком — со снеточком. Матрёш! Не жалей подмазки, дадим замазки.
Кадушки с опарой дышат, льётся-шипит по сковородкам, вспухает пузырями».
А вот у Александра Куприна в романе «Юнкера» есть такие строчки: «Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растопленным маслом — это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам… Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».
Неудивительно, что традиция печь это лакомство сохраняется и в наши дни.
P. S., или Вегетарианцам будет по вкусу
Напоследок поделимся рецептом блинчиков с овощами, который предоставил Главархив Москвы. Рецептура эта была утверждена в 1960 году. Чтобы испечь вегетарианские блинчики, понадобятся такие ингредиенты: мука, молоко, вода, маргарин, яйцо, сахар, соль и сливочное масло. Для овощного фарша, который пойдёт в начинку, нужны капуста, морковь, сливочное масло, яйцо и соль. Жидкое пресное тесто разливали в горячие сковородки и пекли. Затем на поджаренную сторону клали овощной фарш и заворачивали блинчик в виде прямоугольного пирожка, а потом ещё раз жарили в масле. Что касается овощного фарша, то его делали так: капусту и морковь шинковали соломкой. Капуста растиралась с солью, соединялась с морковью и пассировалась, после чего добавлялись соль и яйцо.
МАСЛЕНИЦА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ
Посреди небесных тел
Лик луны туманный:
Как он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный:
Видно, там, на небесах
Масленица вечно!
Михаил Юрьевич Лермонтов!
Масленица— древний славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом.
Веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла и весеннего обновления природы. На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей.
Тема Масленицы нашла отражение как в народном творчестве в виде песен, пословиц и поговорок, в картинах русских художников, так и в художественной литературе.
Хоть все с себя заложить, а Масленицу проводить!
Поговорка
Самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв. В его повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная этому празднику. В ней автор описал свои детские впечатления:
«Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте!
В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».
Детские впечатления всегда более яркие и запоминающиеся. Герой чувствовал своё единение со всеми людьми и Богом. Слово «масленица» ассоциируется у него с «живой яркой радостью».
Антон Павлочич Чехов. Рассказ «Глупый француз»
Этот рассказ чаще всего вспоминают, говоря о русском масленичном размахе. Клоун из цирка братьев Гинц Генри Пуркуа в московском трактире Тестова решает, что молодой человек собрался покончить жизнь самоубийством через переедание. Но оглядевшись, понимает, что если это так, то тогда он не в едальном заведении, а в клубе самоубийц. «Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!» – заключает про себя француз.
Иван Гончаров. Рассказ «Фрегат «Паллада»
Автор описывает, как матросы праздновали в плавании Масленицу: «Нельзя же, однако, чтоб масленица не вызвала у русского человека хоть одной улыбки, будь это и среди знойных зыбей Атлантического океана. Так и тут, задумчиво расхаживая по юту, я вдруг увидел какое-то необыкновенное движение между матросами: это не редкость на судне; я и думал сначала, что они тянут какой-нибудь брас. Но что это? совсем не то: они возят друг друга на плечах около мачт. Празднуя масленицу, они не могли не вспомнить катанья по льду и заменили его ездой друг на друге удачнее, нежели Петр Александрович икру заменил сардинами. Глядя, как забавляются, катаясь друг на друге, и молодые, и усачи с проседью, расхохочешься этому естественному, национальному дурачеству: это лучше льняной бороды Нептуна и осыпанных мукой лиц.»
Рассказ Надежды Тэффи «Блины».
Разговор персонажей рассказа «Блины» произошел на берегу реки Арно. В компании присутствовали русские и итальянцы. Так как среди собравшихся не было родственников или близких друзей, разговор был на отвлеченные темы. Русские восторгались Италией, итальянцы, в свою очередь, – Россией. Слово за слово разговор перетек в тему особенностей языка, а потом остановился на том, что в начале весны в Италии уже во всю цветут деревья, тогда как в России лежит снег. Хотя русские тоже нашли, что ответить. В феврале в России тоже хорошо, потому что в феврале Масленица, на которую пекут блины.
Александр Пушкин. Евгений Онегин
. Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины.
Антон Чехов. Рассказ «Масленичные правила дисциплины»
Автор основательно готовит читателя к тому, чтобы без особых последствий пережить этот кулинарно-алкогольный беспредел!:)
Иван Бунин. Рассказ «Чистый понедельник»
В рассказе выразительно показана московская жизнь начала XX века на масленичную неделю, а, кроме того, содержится отличное напоминание: следом за веселой Масленицей обязательно придет Великий пост.
Пётр Вяземский
«Масленица на чужой стороне»
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Ты живительной улыбкой,
Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствам новым
Усыпленные сердца!
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка зима!
Из-за льдистого Урала
Как сюда ты невзначай,
Как, родная, ты попала
В бусурманский этот край?
Здесь ты, сирая, не дома,
Здесь тебе не по нутру;
Нет приличного приема
И народ не на юру.
Чем твою мы милость встретим?
Как задать здесь пир горой?
Не суметь им, немцам этим,
Поздороваться с тобой.
Не напрасно дедов слово
Затвердил народный ум:
«Что для русского здорово,
То для немца карачун!»
Нам не страшен снег суровый,
С снегом — батюшка-мороз,
Наш природный, наш дешевый
Пароход и паровоз.
Ты у нас краса и слава,
Наша сила и казна,
Наша бодрая забава,
Молодецкая зима!
Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.
В честь тебе и ей Россия,
Православных предков дочь,
Строит горы ледяные
И гуляет день и ночь.
Игры, братские попойки,
Настежь двери и сердца!
Пышут бешеные тройки,
Снег топоча у крыльца.
Вот взвились и полетели,
Что твой сокол в облаках!
Красота ямской артели
Возжи ловко сжал в руках;
В шапке, в синем полушубке
Так и смотрит молодцом,
Погоняет закадычных
Свистом, ласковым словцом.
Мать дородная в шубейке
Важно в розвальнях сидит,
Дочка рядом в душегрейке,
Словно маков цвет горит.
Яркой пылью иней сыплет
И одежду серебрит,
А мороз, лаская, щиплет
Нежный бархатец ланит.
И белее и румяней
Дева блещет красотой,
Как алеет на поляне
Снег под утренней зарей.
Мчатся вихрем, без помехи
По полям и по рекам,
Звонко щелкают орехи
На веселие зубкам.
Пряник, мой однофамилец,
Также тут не позабыт,
А наш пенник, наш кормилец,
Сердце любо веселит.
Разгулялись город, села,
Загулялись стар и млад, —
Всем зима родная гостья,
Каждый масленице рад.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов