если ты христос спаси себя и нас
Димитрий Ростовский. Семь слов Спасителя на Кресте
Память святителю Дмитрию Ростовскому: 23 мая / 5 июня (Собор Ростовских святых), 19 июль / 1 августа, 21 сентября / 4 октября (обретение мощей), 28 октября / 10 ноября
Святитель Димитрий Ростовский. Икона, последняя треть XVIII века
Святое богомыслие! Не хочешь ли и еще побыть при распятом на Кресте Спасителе нашем и слышать последние Его сладчайшие слова, которые изрек Он на Кресте и которых по счету семь?
Первое. Молясь о распинающих, Он так сказал Отцу Своему: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Вспоминая это, боголюбивый человек, и ты прощай своим врагам согрешения, молясь, чтобы прощены были их согрешения. Также и сам с умилением и слезами проси прощения у Бога, говоря: согрешил, прости мне!
Второе. Когда проходящие мимо хулили Его, качая своими головами, и говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Если Ты Сын Божий, спаси Себя Самого и сойди со Креста» (Мф. 27:40; Мк. 15:29), тогда и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. Иисус, слышав, как неблагодарный народ и враги Его даже на Кресте оскорбляли Его своей неблагодарностью и поносили Его, возопил громко, говоря: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил!» (Мф. 27:46). Вспоминая эти слова Христовы, и ты воскликни к Нему в великом умилении сердца, воскликни к Богу, говоря: «Боже Сыне, Слово Божие, Христе Спаситель мой, страждущий ради меня на Кресте плотью, услышь меня, вопиющего Тебе: Боже Мой, зачем Ты оставил меня? Подыми падшего! Оживи умерщвленного множеством грехов, чтобы не погиб я во грехах! Прими мое покаяние и человеколюбно помилуй!»
Третье. Один из повешенных с Ним злодеев хулил Его, говоря: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23:39). Другой же останавливал его, говоря: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал он Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во царствие Твое! И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
Размышляя об этом милостивом слове Христовом кающемуся разбойнику, приступим и мы к Нему с усердным покаянием, исповедуя грехи свои подобно тому, как и благоразумный разбойник не скрыл своих грехов, но исповедал, что по заслугам и за грехи он страдает. Кроме того, он исповедал еще и то, что Сын Божий был неповинен, и веровал, что Он не просто человек, но Господь. К Нему и вопль свой он направил, потому что верил в Него, как в Царя и Господа Бога Истинного. Поэтому и казнь, учиненная над ним, была вменена ему в наказание за его грехи, и отошел он, по словам Господа, в Его царство. Итак, возопием к Нему с покаянием и мы, подобно разбойнику: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое!» (Лк. 23:42)
Четвертое. Иисус, видя стоящих при Кресте Мать Свою и ученика, которого Он любил, «говорит Матери Своей: «Жено! Это сын Твой». Потом говорит ученику: «Это Матерь твоя!» (Ин. 19:27). Здесь приведу слово святого Иоанна Златоуста о распятии Господнем, на плач Пресвятой Богородицы. «Почему нестерпимо страдала Мать, родившая Пречистого? По какой причине?! Потому, что Она Мать! Какое жало не язвило душу Ее?! Какие стрелы не пронзили сердце Ее? Какие копья не истерзали все существо Ее! Потому и удержаться не могла Она с подругами, предстоящими с Ней около Креста, соболезнующими и плачущими с Ней о несчастии, не могла Она стоять даже и недалеко. Не имея сил стерпеть сердечного содрогания и желая слышать последние слова возлюбленного Сына Своего, припала к Нему и, стоя при Кресте и рыдая, со стоном восклицала: «Что значит этот ужас, нестерпимый для очей Моих, Владыка Мой? Что сие чудо, затмевающее свет солнечный, о Сын Мой? Что сие недоуменное таинство, сладкий Иисусе? Не могу видеть нагим Тебя, одевающегося светом, как ризами! А ныне что вижу Я? О Твоей одежде воины жребий метают, о той одежде, которую соткала Я Своими руками. Терзается душа Моя, видя Тебя висящим посреди всей вселенной на высоком древе между двумя злодеями. Одного Ты в рай вводишь, являя образ языческого обращения, а долготерпишь другого хулящего, являющего образ ожесточения иудейского. О зависть! Ты всех праведных, живших от века, обошла и коснулась Моего Сладчайшего Чада. О премирные и бесплотные Силы! Сойдитесь со Мной и рыдайте. О. солнце! Сострадай Чаду Моему; претворись во мрак, ибо уже скоро под землю сойдет свет очей Моих. О луна! Сокрой лучи свои, ибо уже во гроб входит заря души Моей. Куда скрылась красота Твоя, «прекраснейший из всех сынов человеческих» (см. Пс. 44:3)? Как померкла светлость очей Твоих, око, иссушающее бездны?» Сказав это, Богородица изнемогла и, стоя пред Крестом, закрывая руками Свое лицо, в отчаянии недоумевала. Иисус же, склонив главу Свою к правой стороне и тихо отвернув уста, произнес: «Жено! Это сын Твой», показывая на Своего ученика Иоанна Богослова. Размышляя обо всем этом, правоверная душа, со слезами молись Богу, говоря: «Господи, помилуй».
Пятое. После этого Иисус, зная, что все уже свершилось, сказал, да сбудется Писание: Жажду (Ин. 19:28). Сосуд же, полный уксуса, стоял вблизи. Воины, наполнив губку уксусом, надели ее на трость и пододвинули к Его устам. Вспоминая это, с умилением сердца воскликнем к Нему: «Распятый ради нас, Христос Спаситель наш, сладость наша, напои нас от обилия дома Твоего питием сладости, и когда придешь судить со славою, да насытимся, как явится слава Твоя. Здесь же не презри нас, алчущих и жаждущих, но сподобь нас быть достойными причастниками Пречистых Тайн Тела и Крови, которую Ты за нас пролил, сделай нас достойными и не осужденными во веки веков».
Шестое. Когда Иисус принял уксус, Он сказал: «Совершилось!» (Ин. 19:30). Вспоминая это слово, говори так: «Христос, Спаситель и Искупитель наш! Сделай нас совершенными пред Тобой, чтобы, ходя путем заповедей Твоих, мы были совершенными в добрых делах и услышали бы сей превожделенный призыв: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).
Седьмое. Громко воскликнув, Иисус сказал: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46). Сказав же это, Он, преклонив голову, испустил дух. Здесь, святое богомыслие, размышляй так. Кто предал дух? Сын Божий, Создатель наш и Искупитель наш. Поэтому с великим желанием сердца вещай к Нему: «Когда придет страшный час разлучения души моей от тела, тогда, Искупитель мой, прими ее в руки Твои и сохрани ее свободной от всяких бедствий, да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов, но да спасенной пройдет все мытарства сии. О, Спаситель наш! Мы твердо надеемся получить это от Твоего человеколюбия и милосердия».
Покольку тогда была пятница, то чтобы не остались на кресте тела в субботу, «ибо та суббота была день великий» (Ин. 19:31), иудеи молили Пилата, чтобы перебили повешенным голени и убрали их. Воины же, придя, первому перебили голени, а потом и другому, распятому со Христом. Иисусу же не перебили голеней, ибо увидели, то Он уже умер, но один из воинов пронзил Ему копьем ребро, и тотчас истекла Кровь и вода: Кровь на освящение наше, вода же на омовение. Тогда вся тварь поразилась страхом, видя мертвым и висящим на древе Жизнь всяческих. Тогда Иосиф Аримафейский пришел просить Тело Иисусово и, сняв его с древа, положил во Гробе новом. «Воскресни, Господи Боже наш, и избави нас имене Твоего ради» (Пс. 48:27). Аминь.
Семь слов Спасителя на Кресте
Святое богомыслие! Не хочешь ли и еще побыть при распятом на Кресте Спасителе нашем и слышать последние Его сладчайшие слова, которые изрек Он на Кресте и которых по счету семь?
Первое. Молясь о распинающих, Он так сказал Отцу Своему: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23, 34 ). Вспоминая это, боголюбивый человек, и ты прощай своим врагам согрешения, молясь, чтобы прощены были их согрешения. Также и сам с умилением и слезами проси прощения у Бога, говоря: согрешил, прости мне!
Второе. Когда проходящие мимо хулили Его, качая своими головами, и говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Если Ты Сын Божий, спаси Себя Самого и сойди со Креста» ( Мф. 27, 40 ; Мк. 15, 29 ), тогда и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. Иисус, слышав, как неблагодарный народ и враги Его даже на Кресте оскорбляли Его своей неблагодарностью и поносили Его, возопил громко, говоря: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил!» ( Мф. 27, 46 ). Вспоминая эти слова Христовы, и ты воскликни к Нему в великом умилении сердца, воскликни к Богу, говоря: «Боже Сыне, Слово Божие, Христе Спаситель мой, страждущий ради меня на Кресте плотью, услышь меня, вопиющего Тебе: Боже Мой, зачем Ты оставил меня? Подыми падшего! Оживи умерщвленного множеством грехов, чтобы не погиб я во грехах! Прими мое покаяние и человеколюбно помилуй!»
Третье. Один из повешенных с Ним злодеев хулил Его, говоря: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» ( Лк. 23, 39 ). Другой же останавливал его, говоря: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал он Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во царствие Твое! И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23, 40–43 ).
Размышляя об этом милостивом слове Христовом кающемуся разбойнику, приступим и мы к Нему с усердным покаянием, исповедуя грехи свои подобно тому, как и благоразумный разбойник не скрыл своих грехов, но исповедал, что по заслугам и за грехи он страдает. Кроме того, он исповедал еще и то, что Сын Божий был неповинен, и веровал, что Он не просто человек, но Господь. К Нему и вопль свой он направил, потому что верил в Него, как в Царя и Господа Бога Истинного. Поэтому и казнь, учиненная над ним, была вменена ему в наказание за его грехи, и отошел он, по словам Господа, в Его царство. Итак, возопием к Нему с покаянием и мы, подобно разбойнику: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое!» ( Лк. 23, 42 )
Четвертое. Иисус, видя стоящих при Кресте Мать Свою и ученика, которого Он любил, »говорит Матери Своей: «Жено! Это сын Твой». Потом говорит ученику: «Это Матерь твоя!« ( Ин. 19, 27 ). Здесь приведу слово святого Иоанна Златоуста о распятии Господнем, на плач Пресвятой Богородицы. «Почему нестерпимо страдала Мать, родившая Пречистого? По какой причине?! Потому, что Она Мать! Какое жало не язвило душу Ее?! Какие стрелы не пронзили сердце Ее? Какие копья не истерзали все существо Ее! Потому и удержаться не могла Она с подругами, предстоящими с Ней около Креста, соболезнующими и плачущими с Ней о несчастии, не могла Она стоять даже и недалеко. Не имея сил стерпеть сердечного содрогания и желая слышать последние слова возлюбленного Сына Своего, припала к Нему и, стоя при Кресте и рыдая, со стоном восклицала: «Что значит этот ужас, нестерпимый для очей Моих, Владыка Мой? Что сие чудо, затмевающее свет солнечный, о Сын Мой? Что сие недоуменное таинство, сладкий Иисусе? Не могу видеть нагим Тебя, одевающегося светом, как ризами! А ныне что вижу Я? О Твоей одежде воины жребий метают, о той одежде, которую соткала Я Своими руками. Терзается душа Моя, видя Тебя висящим посреди всей вселенной на высоком древе между двумя злодеями. Одного Ты в рай вводишь, являя образ языческого обращения, а долготерпишь другого хулящего, являющего образ ожесточения иудейского. О зависть! Ты всех праведных, живших от века, обошла и коснулась Моего Сладчайшего Чада. О премирные и бесплотные Силы! Сойдитесь со Мной и рыдайте. О солнце! Сострадай Чаду Моему; претворись во мрак, ибо уже скоро под землю сойдет свет очей Моих. О луна! Сокрой лучи свои, ибо уже во гроб входит заря души Моей. Куда скрылась красота Твоя, «прекраснейший из всех сынов человеческих» (см. Пс. 44, 3 )? Как померкла светлость очей Твоих, око, иссушающее бездны?» Сказав это, Богородица изнемогла и, стоя пред Крестом, закрывая руками Свое лицо, в отчаянии недоумевала. Иисус же, склонив главу Свою к правой стороне и тихо отвернув уста, произнес: «Жено! Это сын Твой», показывая на Своего ученика Иоанна Богослова. Размышляя обо всем этом, правоверная душа, со слезами молись Богу, говоря: «Господи, помилуй».
Пятое. После этого Иисус, зная, что все уже свершилось, сказал, да сбудется Писание: Жажду ( Ин. 19, 28 ). Сосуд же, полный уксуса, стоял вблизи. Воины, наполнив губку уксусом, надели ее на трость и пододвинули к Его устам. Вспоминая это, с умилением сердца воскликнем к Нему: «Распятый ради нас, Христос Спаситель наш, сладость наша, напои нас от обилия дома Твоего питием сладости, и когда придешь судить со славою, да насытимся, как явится слава Твоя. Здесь же не презри нас, алчущих и жаждущих, но сподобь нас быть достойными причастниками Пречистых Тайн Тела и Крови, которую Ты за нас пролил, сделай нас достойными и не осужденными во веки веков».
Шестое. Когда Иисус принял уксус, Он сказал: «Совершилось!» ( Ин. 19, 30 ). Вспоминая это слово, говори так: «Христос, Спаситель и Искупитель наш! Сделай нас совершенными пред Тобой, чтобы, ходя путем заповедей Твоих, мы были совершенными в добрых делах и услышали бы сей превожделенный призыв: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25, 34 ).
Седьмое. Громко воскликнув, Иисус сказал: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23, 46 ). Сказав же это, Он, преклонив голову, испустил дух. Здесь, святое богомыслие, размышляй так. Кто предал дух? Сын Божий, Создатель наш и Искупитель наш. Поэтому с великим желанием сердца вещай к Нему: «Когда придет страшный час разлучения души моей от тела, тогда, Искупитель мой, прими ее в руки Твои и сохрани ее свободной от всяких бедствий, да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов, но да спасенной пройдет все мытарства сии. О, Спаситель наш! Мы твердо надеемся получить это от Твоего человеколюбия и милосердия».
Покольку тогда была пятница, то чтобы не остались на кресте тела в субботу, «ибо та суббота была день великий» ( Ин. 19, 31 ), иудеи молили Пилата, чтобы перебили повешенным голени и убрали их. Воины же, придя, первому перебили голени, а потом и другому, распятому со Христом. Иисусу же не перебили голеней, ибо увидели, то Он уже умер, но один из воинов пронзил Ему копьем ребро, и тотчас истекла Кровь и вода: Кровь на освящение наше, вода же на омовение. Тогда вся тварь поразилась страхом, видя мертвым и висящим на древе Жизнь всяческих. Тогда Иосиф Аримафейский пришел просить Тело Иисусово и, сняв его с древа, положил во Гробе новом. «Воскресни, Господи Боже наш, и избави нас имене Твоего ради» ( Пс. 43, 27 ). Аминь.
Семь последних слов Иисуса Христа нам!
Если Бог добрый, почему мы так страдаем?
А как страдал сам Иисус Христов за нас на Кресте?
И что сказал на Кресте,когда его распяли с двумя разбойниками сам Христос?
У Иисуса Христа, проповедовавшего всего три года и Слово, и Дело были нераздельны:
«Встань!» – встал, «исцелись!» – исцелился. Ветру говорил, морям говорил, рыбам говорил, птицам говорил, земле говорил, хлебу говорил, и все Его слушались.
А потом Христос замолчал. Когда Христос пошёл на Крест, он прекратил разговаривать. Как сказал пророк: «Есть время говорить и время молчать». Так оно и есть: бывает, что нужно рассказывать, а бывает, что уже не нужно ничего говорить: либо уже все всё поняли, либо уже никто ничего не поймёт. В какой-то момент нужно уметь замолчать. И вот Христос довольно долго висел на Кресте и сказал за это время всего семь Слов (фраз), и нам верующим их надо знать наизусть.
Даже существует европейская музыкальная оратория о семи словах Христа на Кресте.
Вот они:
1*** Отче, прости им, они не знают, что творят. ***
2*** Это сын Твой, а ему: «Это мама твоя».***
3*** Сегодня будешь со Мною в Раю.***
5*** Боже мой! Боже мой! Зачем Ты Меня оставил?***
7***Отче, с миром прими Дух Мой.***
Первое, что говорит Иисус Христос – говорит Отцу Небесному:
*** Отче, прости им, они не знают, что творят. ***
Эти слова знают все. Конечно, когда мы грешим, зачастую не понимаем, что делаем. И ОН, безгрешный Иисус Христос, висевший за нас на Кресте, молился о нас всех, за весь мир, за нас ОН отдал свою жизнь на Распятие на Кресте.
Второе, он разговаривает с матерью Богородицей, и своим любимым учеником апостолом Иоанном и говорит:
*** Это сын Твой, а ему: «Это мама твоя».***
Потому что у Неё больше никого нет: только один Сын, и ни одной живой души родственников: Иосиф Обручник уже умер, а Сын висит Распятый. В этих словах много смысла: некоторые богословы говорят, что так, через Иоанна, нас всех Господь усыновил Матери Божией. Думаю, так и есть, но нужно быть немного похожим на самого Иоанна, чтобы быть усыновлёнными Божией Матерью. Или хотя бы прочитать Евангелие от Иоанна.
Третье, Господь обратился к разбойникам. Разбойники оба до какого-то времени хулили Христа: и праведный, и неправедный. Говорили, если Ты Христос, сними и Себя, и нас. И это понятно: мы с вами только об этом и говорим Богу: Если Ты такой добрый, то почему мы так страдаем? Либо Ты недобрый, либо Ты слабый. Либо Ты не можешь меня спасти, либо не хочешь.
Вот что говорит человеческое сердце, прелюбодейное и разбойничье, постоянно обвиняющее Бога в своих бедах: мне так плохо, а ты вообще меня не любишь, раз не помогаешь и не спасаёшь меня от горя?
*** Сегодня будешь со Мною в Раю. ***
Это, конечно, всё про нас, потому что мы с вами разбойники. Либо те, что слева, либо те, что справа. И Христос-это наша Надежда, поскольку таких больших дел, которыми мы можем спастись, у нас не будет. Мы слабые и трусливые грешники и нам только «через Веру разбойника»- спасаться, Его искренним Покаянием.
Четвёртое, Он говорит на Кресте:
И стоит перед Иисусом сосуд с уксусом, воины берут губку, втыкают на трость, обмачивают и тычут Ему в лицо. Конечно, чтобы понять это, нужно самим попробовать не пить весь день и в момент сильнейшей жажды обмочить губы уксусом. А Христос всё перетерпел, и он всё чувствовал жару, боль, жажду, унижения, страдал как человек, хотя был Господом!
Пятое, следующие слова в Евангелии переданы в арамейском произношении это слова из 21-го псалма, невозможно произносить их нормальным голосом, в Душе сразу всё переворачивается:
*** Боже мой! Боже мой! Зачем Ты Меня оставил? ***
Иисус Христос страдал, как написано в Священном Писании: в 21-м псалме царя Давида написано всё про Его Распятие на Кресте.
Господь Иисус Христос всё на Себя взял, даже то, что ему неприсуще. Он не может жить без Отца, но и это он почувствовал на Кресте. Это чувство всем нам знакомо, когда мы теряем дорогих наших родителей- отца и мать. Это вообще самые страшные слова, которые вообще когда-либо были в мире. Внутри этих слов помещается вся трагедия человеческой жизни.
Мы оторвались от Господа, и нам от этого плохо, ужасно плохо. И ничем не заменишь этого, сколько ни бегай в поисках замены, находишь только всякую дешёвую подделку.
Шестое, затем Христос произнес:
То есть- всё конец. Всё, что ему было предназначено, он уже сделал на Земле.
Седьмое, и наконец, когда преклонил главу, сказал последние слова Отцу:
***Отче, с миром прими Дух Мой.***
-Эти семь фраз из последних слов, которые Христос сказал на Кресте- они сказаны для нас.
-Говорим «Святые мученики, молите Бога о нас»,а ведь они не боялись умереть за всех за нас, за Веру Православную. Так почему мы трусим, боясь болезней, катаклизмов, будущего, всего?
-И когда вы будете подходить ко Кресту, выучите семь слов Господа. Потому что каждое из них даёт человеку то, о чём ему следует и думать,и скорбеть, и плакать.
Зайдя в Храм Божий, не бегите сразу к свечкам, не нужно сразу писать записки, это потом можно сделать. Идите ко Кресту Распятия Христа, встаньте возле Него и вспомните семь слов, которые Господь сказал, когда в муках умирал за нас.
Это и есть проверка на верность Православной Вере наших предков, нашего Русского народа! Все эти мысли о последних минутах Иисуса Христа на Кресте озвучил батюшка, искренне Верующий Православный священник Андрей Ткачёв
.
-Эта публикация написана для верующих во Христа Православных людей,и тех, кто на пути уверования и исповедования Веры Христовой, а не для тех, кто Христа и Веру Православную попирает и распинает каждый Божий день, не понимая и не чувствуя в своём ледяном сердце, что живы мы не сами по себе, а только в Боге!
Рада буду вашим откликам. Храни всех вас Господь! Правдина Натали
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Лк. 23:39
Свт. Игнатий Брянчанинов
Ст. 39-43 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю
Аскетические опыты. Том 1. О терпении.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 39-43 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю
Толкование на Евангелие от Луки.
Еп. Михаил (Лузин)
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас
Один из повешенных злодеев и пр.: только один ев. Лука подробно говорит о разбойниках, распятых с Христом, и говорит по-видимому несогласно с двумя первыми евангелистами, но только по-видимому; их краткие сказания об этом восполняются этим более пространным (см. прим. к Мф. 27:44), из которого оказывается, что один из этих разбойников покаялся на кресте и явил удивительно высокий пример исповедания распятого Иисуса Мессией царем.
Один злословил и пр.: злословил теми же словами, какие слышал вокруг, произносимые на разные лады начальниками, подущенным ими народом и римскими солдатами. — Спаси себя и нас: т. е. избавь от креста и смерти позорной.
Толковое Евангелие.
Лопухин А.П.
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Полное название этой работы Шютца – «Семь слов нашего возлюбленного Спасителя и Искупителя Иисуса Христа, которые Он произнес на древе Святого Креста». Это первое в истории отдельное музыкальное произведение, посвященное крестным словам Спасителя.
Работа имеет симметричную зеркальную структуру: вступление – инструментальная симфония – основной раздел – инструментальная симфония – заключение. Вступление и заключение написаны на текст первой и последней строф известного хорала «Da Jesus an dem Kreuze stund» («Когда Иисус был на Кресте»), созданного Иоганном Бёшенштейном в 1537 году. Шютц не использовал традиционную мелодию хорала, а написал для вступления и заключения собственную музыку, поручив эти фрагменты пятиголосному хору. Вообще число пять является концептуальным в структуре этого произведения: пять основных частей, пять голосов, пять инструментов. Инструментальные партии не были подписаны в оригинале, поэтому в наше время допускаются различные варианты исполнительских составов. Идейная роль вступления и заключения в «Семи словах» очень велика: вначале композитор убеждает слушателей принять во внимание семь слов Христа, а в завершении обещает, что сделавшие это пожнут плоды благодати и вечной жизни.
Центральная часть произведения написана на отрывки из Евангелий, посвященные словам на Кресте. Каждая реплика Иисуса предваряется вводной фразой Евангелиста. Слова Христа поручены солисту-тенору в сопровождении континуо и двух скрипок, а партия Евангелиста разделена между солирующими голосами: ее по очереди исполняют альт, тенор и сопрано. В кульминационных моментах – в центре симметрии произведения, попадающем на четвертую реплику Иисуса «Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?», и в описании смерти Христа – слова Евангелиста озвучиваются квартетом солистов.
Инструментальные симфонии в начале и в конце произведения идентичны и усиливают впечатление от строгой симметрии формы. Возможно, подобные очертания зеркальной пятичастной формы представляют собой символическое изображение креста.
История создания.
Подробности создания «Семи слов Христа» до сих пор неизвестны исследователям, так же как и точная дата появления этого произведения.
Большинство ученых сегодня сходятся во мнении, что «Семь слов» были созданы около 1645 года и переработаны композитором в 1657 году, когда при Дрезденском дворе происходила ревизия и опись рукописей. При жизни Шютца произведение не было опубликовано. Его рукопись была найдена немецким ученым Отто Каде лишь два века спустя, в 1855 году. Уже в следующем году ноты были напечатаны.
Вероятно, работа предназначалась для богослужения в Великопостные дни. Обращение к теме смерти Христа было для Шютца выражением глубокого личного благочестия. На титульном листе рукописи композитор записал следующие строки:
«Если ты живешь для мира, то ты мертв,
И причиняешь Христу безмерные страдания;
Но если ты созерцаешь Его раны кровавые,
Он будет вечно жить в твоем сердце».
Отношение автора к вере.
На протяжении всей жизни Генрих Шютц был верующим. В юности он изучал богословие в университете, а затем какое-то время работал в церкви, прежде чем стать придворным музыкантом. Но и на посту придворного капельмейстера жизнь Шютца была тесно связана с духовной музыкой. Наиболее выдающиеся произведения из его огромного творческого наследия относятся именно к этой сфере, причем Шютц предпочитал создавать музыку на библейский, а не на поэтический текст («Псалмы Давида», «История воскресения», «История Рождества», «Страсти» и многое другое). Композитора отличает чуткое внимание к тексту Священного Писания, стремление проникнуть в его суть и отразить глубинный смысл библейского текста в своей музыкальной трактовке. По свидетельству биографов Шютца, для того чтобы лучше понимать текст Ветхого Завета, композитор даже выучил древнееврейский язык.
Биография.
Генрих Шютц родился 8 октября 1585 года в городке Кёстриц, в Тюрингии. В 1590 году семья будущего композитора переехала в саксонский город Вайсенфельс, где его отец Кристоф Шютц стал хозяином гостиницы. Девять лет спустя остановившийся в этой гостинице Мориц, ландграф Гессенский, случайно услышал пение тринадцатилетнего Генриха. Знатный постоялец был поражен музыкальными способностями подростка и стал настаивать. чтобы родители отдали сына в его придворную капеллу. Отец и мать Генриха не слишком желали для него карьеры музыканта, но в итоге согласились, получив обещание Морица Гессенского обеспечить юному певцу достойное образование. Покровитель Шютца был одним из наиболее просвещенных германских правителей того времени. Он не только позаботился о музыкальном развитии своего подопечного, но и проследил, чтобы юноша получил серьезное общее образование. После окончания гимназии в Касселе Генрих поступил на юридический факультет марбургского университета, где он получил звание доктора права.
В 1609 году лангдраф Мориц организовал для Шютца поездку в Италию, чтобы тот смог познакомиться с достижениями венецианской композиторской школы. Генрих провел в Венеции три года, обучаясь у Джованни Габриели – самого знаменитого итальянского композитора того времени. Годы, проведенные в Италии, наложили свой отпечаток на все дальнейшее творчество Шютца. Характерной чертой его музыки стал «самобытный синтез традиционного и новаторского, национальных истоков и иноземных влияний» (В. Штейнгард).
По возвращении на родину после непродолжительной службы в лейпцигской церкви Св. Иоанна Шютц окончательно выбирает карьеру музыканта при дворе ландграфа в Касселе. В 1614 году Мориц Гессенский отправил Шютца на два месяца в Дрезден к саксонскому курфюрсту Иоганну Георгу I. Через некоторое время курфюрст настоял, чтобы Шютц принял постоянную должность при саксонском дворе. По политическим соображениям ландграф Гессенский был вынужден согласиться отпустить своего придворного музыканта, и с тех пор большая часть жизни Генриха Шютца была связана с Дрезденом. В 1617 году композитор стал придворным капельмейстером курфюрста Саксонского. Дрезденская капелла по праву считалась одной из лучших в Европе. В обязанности Шютца входило сочинение музыки, репетиционная и исполнительская деятельность, а также общее руководство музыкальной жизнью двора.
Композитор много путешествовал: часто посещал разные города Германии, в 1628 году вновь был в Венеции, где общался с К. Монтеверди и знакомился с новейшими музыкальными тенденциями Италии. Продолжая официально занимать пост капельмейстера в Дрездене, Шютц часто проводил значительные промежутки времени, руководя музыкальной жизнью при других европейских дворах. Так, в 1633–1635 и 1642–1644 годах он жил в Копенгагене, фактически исполняя обязанности датского придворного капельмейстера. После смерти курфюрста Иоганна Георга I в 1656 году Шютц вышел в почетную отставку, однако он продолжал писать церемониальную музыку для дрезденского двора и при следующем курфюрсте – Иоганне Георге II. В поздние годы жизни композитор создал самые значительные свои произведения: «Историю Рождества» и пассионы по трем Евангелиям.
Скончался Генрих Шютц в Дрездене в 1672 году. Современники называли его «отец новой немецкой музыки», «самый выдающийся музыкант своего века», «радость чужих краев, свет Германии». Однако на протяжении двухсот лет после его смерти музыка Шютца была практически забыта. Возрождение интереса к творчеству дрезденского мастера произошло только в XX веке. Сейчас духовная музыка Шютца не только часто исполняется, но и широко исследуется, а также служит образцом и моделью для многих современных композиторов. Имя Г. Шютца наряду с именами И. С. Баха и Г. Ф. Генделя отмечено в лютеранском церковном календаре.
Автор текста: Рау Евгения Робертовна.
Текст.
Вспомните в своем сердце
те семь слов, которые Иисус произнес
когда Он, покрытый ранами,
Был час третий и распяли Иисуса, и сказал Он:
Иисус (второй тенор):
Отче! прости им, ибо не знают, что делают.
При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей:
Иисус (второй тенор):
Потом говорит ученику:
Иисус (второй тенор):
Иоанн, се Матерь твоя.
И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил:
Разбойник слева (альт):
Если Ты Христос, спаси Себя и нас.
Другой же, напротив, унимал его и говорил:
Разбойник справа (бас):
Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
Разбойник справа (бас):
Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
И сказал ему Иисус:
Иисус (второй тенор):
Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Евангелист (квартет солистов):
В девятом часу возопил Иисус громким голосом:
Иисус (второй тенор):
Элои! Элои! ламма савахфани?
Евангелист (квартет солистов):
Иисус (второй тенор):
Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит:
Иисус (второй тенор):
Тут стоял сосуд, полный уксуса. [Воины], напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: