есть ли на валааме женский монастырь

Валаамский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Валаамский монастырь, который называют «Северным Афоном», расположен на Ладожском озере, а точнее – на карельском одноименном архипелаге. Это одна из старейших российских обителей, у которой есть даже своя эмблема. У монастыря есть несколько скитов, а также четыре подворья: Санкт-Петербургское, Московское, в Сортавале и Приозерске. Этот монастырь некоторое время принадлежал Финляндии, его монахи основали также Новый Валаам.

Где находится Валаамский монастырь

Как доехать до Валаамского монастыря

Тех, кто планирует посетить Валаамский монастырь, в первую очередь волнует вопрос, как добраться до обители.

Посещение обители и режим ее работы

Обитель открыта ежедневно, с пяти утра до позднего вечера, однако основной наплыв паломников здесь в летние месяцы, в период активного судоходства по Ладоге. Побывать здесь стремится большое количество людей – как верующих, так и тех, кто просто интересуется архитектурой и историей монастыря. Для соблюдения порядка проще всего заранее связаться с паломнической службой и заказать экскурсию.
В монастыре следует соблюдать определенные правила поведения:

Расписание богослужений обители

День неделиСлужбаВремя начала
Понедельник-пятницаПолунощница
Утреня
Часы, Литургия
Молебен
Вечерня
Повечерие, каноны
5.00
5.45
7.30
13.25
17.00
18.00
СубботаПолунощница
Утреня
Часы, Литургия
Молебен
Исповедь (общая)
Всенощное бдение
5.00
5.45
7.30
13.25
18.45
19.00
ВоскресеньеЧасы, Литургия
Вечерня
Повечерие, Акафист
9.00
17.00
17.50

Где остановиться неподалеку

Посетители обители могут остановиться во Флотском домике или гостинице «Игуменская», которые расположены на самом острове. В связи с пожаром, который произошел в 2015 году в Зимней гостинице, размещение паломников вызывает определенные сложности, поэтому забронировать номера можно заранее.
Возможно размещение и на теплоходе «Адмирал Кузнецов», который является плавучей гостиницей эконом-класса и может вместить более 200 гостей.

История Валаамского монастыря

Архитектурные и культурные памятники монастыря

Особое внимание стоит уделить и скитам Валаамского монастыря, в которых жили монахи, желающие уединения. Всего здесь насчитывается более десятка скитов, как на острове Валаам, так и на других островах, включая отдаленные. Первым был основан Большой скит во имя Всех Святых, где был построен двухэтажный скитский храм. На месте, где, как считается, Андрей Первозванный воздвигнул крест, расположен Воскресенский скит с храмом, сочетающим черты классицизма и барокко.

Святыни Валаамской обители

Многие иконы Валаамского монастыря, а также другие святыни были вывезены монахами в 1940 году, а переговоры о возвращении Валаамской иконы Божьей матери продолжаются и сегодня. Однако после возрождения обители здесь хранятся такие святыни:

Источник

10 фактов о Валааме и его обитателях

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Валаам — прекрасная обитель, монастырь на островах. На Валааме ведется знаменитое монастырское хозяйство. Сюда часто приезжают паломники. В этой статье Вы найдёте фото Валаама, информацию и факты о святом острове, монахах, подвижниках, истории, прошлом и настоящем этого удивительного места.

24 сентября Церковь празднует перенесение мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Что мы знаем о них и об основанном ими монастыре? Почему и зачем переносили их мощи?

1. Валаам — монастырь на островах

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

Валаам — архипелаг в Ладожском озере в 22 км от материка с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем. Площадь 50-ти островов составляет 36 квадратных километров. Крупнейший остров — Валаам, на него приходится более 2/3 площади — 27,8 квадратных километров. Длина острова 9,6 км, ширина — 7,8 км.

2. Валаам был языческим жертвенником

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля», менее вероятный перевод — «земля клятвы» или «земля света». Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом) или библейского прорицателя Валаама.

Согласно валаамскому преданию, в древние времена, когда жившие в Приладожье финно-угры и славяне только готовились принять христианскую веру, острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христовых, Св. Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Святой Апостол предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители.

3. Преподобные Сергий и Герман Валаамские — святые без жития

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Преподобные Сергий и Герман Валаамские

Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития. Сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Множество чудес и исцелений подается по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа. Чудеса эти продолжаются и в настоящее время.

В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, сохранился сборник «Чудеса преподобных Сергия и Германа».

4. Валаам: попытки кощунства здесь наказуемы

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь вскоре послал на них «великий недуг и расслабление членов», поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.

В 1163 году святые мощи были временно перенесены в Новгород. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают «под спудом». В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября.

5. Календарный вопрос коснулся и Валаама

После октябрьского переворота в 1917 г. Финляндия получила независимость. Валаам оказался на ее территории, что сохранило на время обитель. С ноября 1918 г. монастырь находился в ведении финляндской Православной Церкви, ставшей автономной и перешедшей в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В сложных политических условиях, чтобы не прослыть «русской», Финляндская Церковь стремилась активно проводить реформы, подчеркивая свою самостоятельность. Она перешла на новый (григорианский) календарный стиль и западную пасхалию, не признаваемую другими православными Церквами.

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

В сентябре 1925 г. во время визита на Валаам возглавлявшего Финляндскую Церковь епископа Германа (Аав) прозвучало окончательное требование принять новый стиль. Значительная часть братии отказалась сослужить с ним и греческим митрополитом Германосом, стремясь придерживаться церковных канонов. Начались гонения. Ряд монахов должны были вернуться на верную гибель в СССР, некоторые перебрались в Сербию. Изгнанные иноки принесли традиции Валаама в разные страны мира: Францию, США, Марокко, Германию.

В 1946 перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви и был снова принят старый (юлианский) церковный календарь.

6. Валаам — светильник Финляндии

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

В лютеранской Финляндии Валаам в 20-30-е годы ХХ века продолжал быть светильником православной веры. Здесь ежегодно совершались съезды духовенства из 35 приходов Финляндии. Издавался журнал «Утренняя заря», книги. С 1926 г в Петропавловском храме иеромонах Исаакий начал совершать регулярные богослужения на финском языке. Работали школа-приют для 30 мальчиков, бедных и сирот в Воскресенском скиту и школа-«киновия» для мальчиков-карел. В храмах совершалось непрерывное чтение Псалтири с поминовением умерших и живых.

7. На Валааме есть ферма…

В 1882 г. в шести километрах к западу от монастыря была выстроена образцовая механизированная ферма на 70 голов скота.

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Коровник был построен с отдельными секциями для каждого животного, с учетом рельефа, облегчающего въезд на сеновал. К обширному леднику с берега озера шла рельсовая дорога длиной 32 м. с подъемным краном. С его помощью молочные продукты погружали на лодку и отвозили в монастырь. По рельсам доставлялся и сваренный в котлах корм, воду брали из водопровода.

8. …и растут арбузы и дыни!

В XIX веке на Валааме были прекрасные сады. Яблонь разводилось не менее 60 сортов, урожай составлял до 50 тонн. К обеду братии подавали до 80 кг свежесобранных ягод: смородины, крыжовника, малины. В парниках созревали арбузы весом около 8 кг, дыни — 3 кг, тыквы — около 33 кг. И это при том, что средняя температура июля составляет +17°!

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

В монастырских теплицах выращивают даже ананасы. Фото: valaam.ru

9. На Валааме можно послужить в армии

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

В 1995 году, в соответствии с соглашением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Министра обороны Российской Федерации о сотрудничестве Русской Православной Церкви и Министерства Обороны, было разрешено прохождение воинской службы насельникам Валаамского монастыря призывного возраста в военной части ПВО, дислоцированной на Валаамском архипелаге.

В связи с тем, что насельников призывного возраста на о. Валаам немного, для укомплектования подразделения в монастырь принимаются благочестивые православные юноши, которым в силу духовного устроения сложно служить на общих основаниях (семинаристы, приходские алтарники, чтецы и т.д.), и которые согласны нести нелегкие монастырские послушания до призыва в воинскую часть.

10. У Валаамской обители есть аккаунты в соцсетях

Принимая во внимание широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, открывающее новые возможности для для просветительской и катехизаторской деятельности, по благословению Преосвященного епископа Троицкого Панкратия Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в августе 2012 года открыл свои официальные страницы в основных социальных сетях Интернета.

Как добраться до Валаама?

1. Ближайшие к Валааму крупные населенные пункты — Приозерск, Лахденпохья и Сортавала.

2. Из Приозерска на Валаам и обратно раз в день ходит метеор и пассажирский теплоход. Существует и их расписание.

3. Из Лахденпохьи можно зафрахтовать небольшой катер на несколько человек.

4. Из Сортавалы транспортное сообщение самое удобное. Существует метеор: Сортавала – Валаам – Сортавала.

Специализированного «общественного транспорта» в монастырь не существует.

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Читайте также:

Фильм про Валаам:

Источник

Валаам

Спасо-Преображенский мужской монастырь на Валааме часто называют Северным Афоном: далеко, сурово, праведно. Об истории и сегодняшней жизни монастырской братии на самом православном острове России — в новом выпуске проекта «100 символов Карелии».

Осенью на Валааме собирают картошку. Ладога штормит, навигация закончилась. Впереди — девять месяцев тишины, трудов и молитв.

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Иеромонах Давид (Легейда)

Иеромонах Давид (Легейда), скитоначальник Смоленского скита и регент братского хора Валаамского монастыря, только что вернулся с поля. Короткая передышка в монастырских делах.

— Работы много, — говорит отец Давид. — Монастырь — это всегда активная церковная жизнь. Соборная, семейная. Монашество часто романтизируют: дескать, стоит избушка далеко в тайге, и там-то человек остается один на один с Богом.

Да, монах по-гречески — монос (μοναχός), одиночный, единичный. Но такое отшельничество христианское, оно сверхъестественно даже для монашествующих. Бывает и такое служение, но это исключительные случаи. А так один в поле не воин, и в монастыре тоже.

В нашем храме на Смоленском скиту я служу один, и у меня один певчий. Проще сосредоточиться и не отвлекаться от молитвы. Но когда прихожу на центральную усадьбу, где поет наш большой хор, где много батюшек в храме и в алтаре, чувствую именно соборную благодать. Чувствую всю глубину слова «наш»: Отче наш, иже еси на небесех… Не отец МОЙ, но отец — НАШ.

Знаете, это как 9 мая в 45-м году: все радовались Победе одной радостью. Люди, между собой и вовсе не знакомые, обнимались, целовались, цветы друг другу дарили. Все были одним настроением проникнуты. Вот и здесь такая соборная радость.

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

История обители

О времени появления на острове обители существуют две версии.

Согласно первой, монастырь основали иеромонахи Сергий и Герман еще во времена крещения Руси, в X веке. Новгородские летописи свидетельствуют, что пришли монахи «от восточных стран» — так в Древней Руси говорили о выходцах из Византии. Кроме того, существуют летописные упоминания о переносе мощей Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году из-за опасности разорения обители внешним врагом. Согласно другой точке зрения, монастырь появился в первой половине XIV века.

Монастырская традиция придерживается первой версии и не видит противоречия со второй: обитель могла быть основана и позже уничтожена — чтобы возродиться вновь.

Епископ Игнатий Брянчанинов о монастырской библиотеке в 1846 году:

«Для истории Валаамского монастыря не найдется в ней обильных материалов. Она собрана в конце прошедшего и начале нынешнего столетий; древние рукописи уничтожены, как и все древнее в Валаамском монастыре, пожарами и шведами».

В 1846 году на Валааме не было ни дома, ни часовни старше ста лет. В отличие от других обителей (Соловецкого монастыря, Печерской и Троице-Сергиевой лавры), здесь не строили каменных укреплений, остров не мог выдержать осаду. Поэтому каждый визит непрошеных гостей завершался разграблением и пепелищем.

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Вид на Валаамский монастырь сверху. Алексей (Алексий), монах Валаамского монастыря. 1889. Бумага на бумаге, белила, тушь, перо. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

По Столбовскому мирному договору, подписанному в 1617 году, Валаамский архипелаг (вместе с Ингерманландией и значительной частью Карелии) отошел к Швеции на «вечные времена». Древняя Валаамская обитель прекратила свое существование.

Православные карелы, не пожелавшие остаться под властью «лютеров», также покинули родные края. В России они обустроились в тверских и новгородских землях. Остатки валаамского братства осели в Васильевском Староладожском монастыре. А опустевшее Приладожье шведское правительство постепенно стало заселять финнами-лютеранами. На валаамских островах практически на 100 лет хозяевами стали несколько крестьянских семей.

Однако в начале XVIII века в результате Северной войны, победоносно завершенной Петром I, Карелия и Валаамский архипелаг вновь вернулись в состав России. Валаамский монастырь, возобновленный указом Петра I, уже не мог стать объектом шведского нападения.

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Петрозаводск, Петр Великий. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

До последней четверти XVIII века обитель на Валааме ничем не отличалась от большинства российских монастырей — кроме островного положения. Монастырь бедствовал: в апреле 1754 года страшный пожар уничтожил почти все постройки; спасти удалось лишь несколько книг и икон.

Поворотным событием в новой истории Валаама стало назначение игуменом преподобного Назария, прежде пребывавшего в Саровской обители.

Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил просил настоятеля Саровской пустыни отпустить на Валаам Назария. Тот возражал, что Назарий необразован, на что получил ответ: «Умников у меня и своих хватает, пришлите мне вашего глупца».

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Игумен Назарий. Источник: valaam.ru

В 1781 году Назарий прибыл на Валаам и оказался отличным духовным руководителем. Он ввел на островах устав Саровской пустыни, что позволило организовать и упорядочить жизнь братства. Согласно уставу, на Валааме возможно было практиковать все три формы монашеской жизни, сложившиеся в Православной церкви: общежительную, скитскую и отшельническую.

Началось при Назарии и материальное строительство. Все деревянные здания перестроили в камне: собор, келейные корпуса вокруг в форме четырехугольника, малые церкви, ризницу, трапезную. На Валаам вновь (как и в Средние века) потянулись люди, стремящиеся к подлинному монашеству.

В 1786 году Валаамский монастырь из заштатного был переведен в III класс, а в конце века император Павел подарил ему сенокосы и рыбные ловли в Выборгской губернии, что обеспечило обитель постоянным доходом.

Расцвет Валаама пришелся на век девятнадцатый. В 1819 году монастырь посетил император Александр I — именно при нем в 1810 году Великое княжество Финляндское было отвоевано у Швеции и вошло в состав Российской империи.

А Валаамский архипелаг, в свою очередь, вошел в административное подчинение Финляндии, бывшей тогда частью России. Монастырь оказался в совершенно особом положении — православная святыня в лютеранском окружении.

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Вид Валаамского монастыря. Иван Ческий, первая половина XIX века. Офорт, резец. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

После царского визита обитель ждали милости. Она получила статус монастыря I класса. Валаамские чудотворцы Сергий и Герман были внесены в общецерковные месяцесловы, суда с монастырскими грузами, приходящие в Санкт-Петербург из Финляндии, освобождены от таможенных пошлин.

С 1839 по 1881 год монастырь возглавлял игумен Дамаскин (Кононов). За сорок лет его правления появился тот самый Валаам, на который поехали богомольцы и туристы.

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Именно при Дамаскине монастырь принял знакомый нам архитектурный облик. Чертежи создавали архитекторы из Санкт-Петербурга, работы выполняли профессиональные каменщики, маляры, кровельщики, плотники, приглашаемые монастырем со всей России. В летние сезоны число рабочих в обители превышало 400 человек. Наравне с ними трудилась братия.

Одной из проблем монастыря был доступ к воде: обитель стояла на горе. Игумен Дамаскин благословил брата Ионафана, сироту, выпускника ремесленного училища, будущего настоятеля, спроектировать и построить водопровод. Канал, продолбленный в скале, привел воду к основанию монастыря, а насос, приводимый в действие паровой машиной, качал ее наверх.

За годы игуменства отца Дамаскина на Валааме появились шесть скитов, двадцать часовен и десять поклонных крестов. Было выстроено несколько домов, включая гостиницы, созданы новая библиотека, мастерские, проложены дороги, приобретен пароход.

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Игумен Дамаскин занимался не только строительными и хозяйственными работами. Он следил за исполнением строгого Саровского устава, исповедовал братию, наставлял провинившихся. Двоим монахам, захотевшим покинуть монастырь, он разрешил уйти, только если они снимут и оставят свои рясы у гробницы святых Сергия и Германа. Монахи остались.

Во время десятилетней болезни после инсульта игумен Дамаскин, как вспоминали его келейники, никогда не жаловался. На вопросы о здоровье неизменно отвечал: «Слава Богу!» В еде довольствовался тем, что подадут, от пищи не отказывался, но отдельно никогда ничего не просил.

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Федор Васильев. «В церковной ограде». 1867

В 1881 году писатель и режиссер Немирович-Данченко опубликовал «очерки и впечатлѣнія лѣтней поѣздки на Валаамъ», книга называлась «Крестьянское царство» (в сокращенном варианте «Мужицкая обитель»).

Владимир Немирович-Данченко, «Крестьянское царство»:

На праздникахъ народу здѣсь «что каша крутая». Голова кругомъ ходитъ у отца Никандра, потому что, какъ гостинникъ, — онъ пастырь всего этого алчущаго и жаждущаго стада. Сразу по нѣсколько тысячъ приваливаютъ даже зимою. Такъ на Благовѣщеніе по льду пріѣзжаетъ сюда корелъ и чухонъ до 2000. Въ лѣтніе мѣсяцы изъ одного Петербурга приплываютъ по 150 богомольцевъ каждую недѣлю. На Преображеніе изъ столицы съѣзжается 700.

Въ скиту Всѣхъ Святыхъ, въ его храмовой праздникъ, скопляется тысячи по три поклонниковъ. Въ теченіе же всего года однихъ береговыхъ собирается здѣсь тысячъ двѣнадцать, да дальнихъ тысячъ восемь.

Выработавшихся, традиціонныхъ богомольческихъ типовъ, которыми такъ обильны Соловки и богата Кіево-Печерская Лавра, на Валаамѣ нѣтъ. Тутъ сѣрое крестьянство и питерская мастеровщина. Иной разъ въ гостинницахъ обители, несмотря на ихъ помѣстительность и размѣры, бываетъ такъ много посѣтителей, что они спятъ въ повалку, спина къ спинѣ, лицо къ лицу, точно дрова. Они, впрочемъ, и не претендуютъ. Для Бога! Значитъ и потерпѣть можно.

Вместо водоносов — водоподъемная машина. Другая подъемная машина доставляла грязную одежду из бани в прачечную: после стирки одежда выжималась гидравлическим прессом и сушилась сухим паром. И детали для машин, и кованые решетки, и маленькие колокола (большие отливали по заказу на литейных заводах) — всё создавалось в местных токарных, сверлильных, литейных мастерских. В них трудились послушники и монахи.

Центральную усадьбу монастыря и скиты на острове соединяли идеальные дороги, мосты и каналы. В садах вызревали вишня и слива, на огородах — лекарственные растения и южные приправы, в том числе иссоп, упомянутый в 50-м псалме («Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся»). В древесном питомнике выращивались саженцы сибирского кедра.

Монахи в некоторых скитах не ели рыбу, поэтому она буквально кишела у берегов внутренних озер. Тем более исключалась охота — птицы и звери Валаама никогда не слышали ружейных выстрелов. Отсюда множество описаний умилительных встреч путешественников с лосями, лисами, птицами.

Монастырская идиллия закончилась в двадцатом веке.

Валаам, новейшая история

Маленький мир большого монастыря разрушила Первая мировая: большая часть братии отправилась на фронт. Но впереди были испытания посерьезнее — остров оказался на границе СССР с Финляндией, переходил из рук в руки. После бомбежек в феврале 1940-го братия монастыря ушла на территорию Финляндии. Обитель опустела на полвека.

К концу 1988 года во всем Советском Союзе (включая братские социалистические республики) официально действовали всего 22 монастыря. Но страна менялась: торжественно отметили 1000-летие Крещения Руси, началась эпоха возрождения православия.

В московском Даниловом монастыре заговорили и о возрождении Валаама. Начали набирать братию из студентов духовной академии в Троице-Сергиевой лавре — тем хотелось романтики и уединенной монашеской жизни в обители на северном острове (хоть было и страшновато).

«Однажды отец Иаков предложил нам ехать на Валаам, — вспоминает один из нынешних насельников монастыря. — А мы так подумали и несерьезно ответили: «Давай сначала спросим нашего батюшку, отца Кирилла». Пошли к архимандриту Кириллу (Павлову), будучи уверены, что он не благословит, потому что незадолго до этого он отрицательно отнесся к нашему предложению ехать на Украину. А в этот раз отец Кирилл неожиданно и так серьезно сказал: «Поезжайте!» Мы так и застыли в молчании — не готовы были. Думали, что просто спросим, а потом скажем, что батюшка не благословил. А отец Кирилл взял да благословил».

Свои сомнения молодые студенты изложили и в письме в Тутаев старцу Павлу (Груздеву). Письмо, специально написанное аршинными буквами для плохо видящего старца, было доставлено, но так и не вскрыто. Отец Павел взял в руки конверт и сказал: «Двумя руками благословляю!»

Тут уж стало понятно, что воля Божия. Экстерном студенты сдали экзамены в академии и в декабре 1989 года отправились в Ленинград, а оттуда — уже по воде — на Валаам.

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

В Приозерске к четырем выпускникам духовных академий Москвы и Ленинграда примкнули иеромонах Серафим и инок Леонид — и стало их шестеро. И отправились они возрождать Валаамский монастырь и молитвенную жизнь острова, который скоро вновь станут называть Северным Афоном.

Вспоминает отец Фотий: «Прибыли на причал. Смотрим, рыболовецкое судно, на котором нам предстояло плыть, ломает прибрежный лед, пытаясь пробиться к берегу. Но ему так и не удалось подойти к причалу, поэтому пробирались мы к нему по льду.

День был хороший — солнечный, благорастворенный какой-то, радостный. Тишь, гладь на Ладоге, и вечером мы приплыли в Никоновскую бухту. Встречали нас солдаты из расположенной на острове воинской части.

Мы знали, что когда последние монахи Старого Валаама покидали остров, двадцатью четырьмя ударами в большой колокол они засвидетельствовали завершение монашеской жизни на острове. И первое, что мы сделали по прибытии, — поднялись с отцом Геронтием на колокольню, где оставался к тому времени только один старый валаамский колокол — средний, и пробили те же двадцать четыре удара в ознаменование возрождения монашества на Валааме».

Служба

Эти черно-белые кадры о том, как возрождался Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Выпуск киножурнала «Советская Карелия» (№ 8, 1989) целиком посвящен острову. Без закадровой начитки, только кино.

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Отец Давид вспоминает свою первую встречу с Валаамом:

— Шел 1991 год, я только что окончил джазовое отделение музыкального училища и поступил в Петрозаводскую консерваторию. Учился и работал в Музыкальном театре — сидел в оркестровой яме и играл оперы-балеты.

А консерваторский хор отправился на остров петь для туристов — выступали прямо на улице. Монастырь только начинался, им это не мешало. Жили мы, студенты, на чердаке не восстановленного еще Никольского скита. И в той поездке я встретил одного монаха, с которым много говорил, — и он возжег во мне такую искру первую. По возвращении в Петрозаводск я начал воцерковляться, читать монашескую литературу — как раз возраст, когда юноша задумывается о разных смыслах.

Хорошо помню службу, которую проводил владыка Мануил в день памяти святого преподобного Александра Свирского. Очень красиво, церковным напевом читал он акафист: радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче… А потом вышел говорить проповедь.

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Рассказывал, как жил будущий монах здесь, под Олонцом, с благочестивыми родителями. И как-то проходил их домом насельник валаамский, который и рассказал об обители. А юноша был человеком благочестивым, возгорелся пламенем и, не спрося родительского благословения, ушел из дома тайно, ночью. И вот идет он, толком не зная дороги, на Валаам. И встречает странника, путника, который говорит: я тебя доведу. Доводит его до святых врат — и исчезает. Оказывается, то был ангел.

И так владыка это красиво рассказал, настолько я был вдохновлен, что готов был сразу же пойти в монастырь. Но рано, рано: меня не отпускали еще — ни в консерватории, ни в театральном оркестре, ни родители — ведь это подвиг, отдать ребенка в монастырь.

есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть фото есть ли на валааме женский монастырь. Смотреть картинку есть ли на валааме женский монастырь. Картинка про есть ли на валааме женский монастырь. Фото есть ли на валааме женский монастырь

Пещера прп. Александра Свирского на Святом острове. Источник: yandex.ru

— В 1996 оду закончились все мои отсрочки от армии (к этому времени я уже три года жил в Зеленецком монастыре под Тихвином), — вспоминает отец Давид. — Приехал в Петрозаводск и по благословению владыки Мануила пошел к военкому.

И приехал на Валаам уже бритым наголо. Здесь, на острове была первая военная часть в стране, куда на срочную службу призывались насельники монастыря.

Одна из рот Кааламского батальона стояла тогда на острове, специальность у меня была — планшетист. Что-то в этом есть промыслительное: радиотехнические войска смотрят в небо, видят врага и кричат: «Господи, помилуй!» И тут уже подключается противовоздушная оборона. Так что мы смотрели мирно в небо — как гаишники небесные, чтобы все соблюдали правила воздушного движения.

Пока служил на Валааме, приобрел духовника, у которого окормлялся. И после армии меня благословили ехать к всероссийскому старцу (уже почившему) — отцу Кириллу (Павлову), известному духовнику Троице-Сергиевой лавры, духовнику патриарха. И он благословил меня остаться на острове.

Валаамский распев

Сегодня на службах чаще всего можно услышать многоголосное хоровое пение: сложное, торжественное, красивое — это пение партесное. Такой вид церковного пения в большей степени обращен к эмоциям и чувствам, чем к разуму. Но существует и другое пение, одноголосое и строгое, уходящее к древнерусской богослужебной традиции, — знаменное.

В разных частях России знаменный распев имел свои особенности, но его принципы всегда оставались одинаковыми: одноголосие, плавность, уравновешенность.

Со второй половины XVII века, а особенно в веке XVIII, с началом Петровских реформ, западная культура оказала большое влияние на Россию, в том числе и на церковную музыку. Повсеместно распространилось партесное пение, а знаменное осталось лишь в российских монастырях, таких, как Валаам. И, как ни парадоксально, валаамская современная традиция знаменного пения является более канонической, фундаментальной, древней и близкой к исконно русской культуре.

В братском хоре Валаамского монастыря сегодня поют двадцать монахов (не путаем хор братии с гастролирующим хором монастыря). Среди певчих высшее музыкальное образование — только у отца Давида.

Хор братии Валаамского монастыря, регент — иеромонах Давид:

— У нас есть Обиход Валаамского монастыря, изданный в 1909 году. Это нотные материалы, документы, — рассказывает отец Давид. — Первое печатное издание, до этого пели в основном на слух, передавая певческую традицию.

А в начале двадцатого века решили этот репертуар как-то зафиксировать — и он стал называться валаамским распевом. Когда монастырь возродился в конце прошлого века, мы начали петь именно так.

Пошли дальше: сегодня Обиход Валаамского монастыря включает в себя исон. Это голос, который (не нарушая монодии, одноголосного пения) служит как бы подушкой, фундаментом одноголосному пению. Такая статичная партия без слов: (поет) УУУУУУ… Это очень помогает молитве.

Молитва — делание духовное, она разных уровней бывает. Как владыка Мануил говорил: современный человек приходит обычно в храм в основном благодаря церковной культуре. Вначале он не понимает, про что в этом храме поют, но пение трогает его душу. Так же, как трогают священнодействия, иконография, сама атмосфера храма. И только позже человек начинает понимать, про что же там так красиво поют. И молитва уже больше требований предъявляет к музыкальной культуре, тут важно человека лишней музыкой не отвлекать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *