есть ли сейчас отчитки в троице сергиевой лавре
Отчитка отца Германа — как попасть, отзывы, биография архимандрита Германа
Очистить душу верующего и освободиться от губительного бесовского влияния поможет отчитка отца Германа, получившего позволение на проведение специального молебна правящим архиереем. Для чтения заклинательных молитв требуется особая духовная крепость и мощь, потому не всем священникам дозволяется совершать такие службы.
Чудодейственная сила обряда отчитки известна с древних времен. Евангелие повествует о бесноватых, излеченных Спасителем. Самостоятельно одержимые нечистым духом не могут избавиться от лукавого, им необходима помощь извне. Молитвенную поддержку получает страждущий во время обряда отчитывания.
Как совершает отчитку отец Герман в Сергиевом Посаде — отзывы верующих
Церковный чин по изгнанию нечистой силы из одержимых совершается недалеко от Москвы на территории мужского монастыря Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Архимандрит Герман (Чесноков) осуществляет массовую отчитку по древнейшим канонам.
Верующие, присутствовавшие на службе, рассказывают о сильнейшем впечатлении от обряда. Ощущение причастности к божественному возникает при входе в надвратный храм и усиливается во время речи священнослужителя.
Предваряет отчитку проповедь отца Германа, направляющая верующих и проникающая глубоко в душу. Затем следует необычно длинная особая молитва, сопровождающаяся неестественным бормотанием и завыванием одержимых.
Обычные люди со страхом наблюдают, как проявляется нечистый дух в бесноватых. Окропление святой водой вызывает отвратительные конвульсии у одержимых, из уст их вырываются звериные звуки, люди принимают ужасные обличья.
После трех раз посещения отчитки верующие отмечают заметные изменения в повседневной жизни. Кому-то обряд помог в личной жизни, у кого-то близкие излечились от пагубных привычек, стали добрее и спокойнее.
Биография отца Германа Чеснокова
Архимандрит Герман, в миру Александр, (Чесноков) родился 30 августа 1941 года. Вся жизнь его посвящена безграничному служению Богу и деятельности по борьбе с нечистыми духами. Он стремится приобщить к вере и очистить души православных от бесовского влияния.
Биография Александра Чеснокова включает и службу в армии, и поступление в Московский автодорожный институт, и постепенное единение с Богом. По окончании духовной академии, отец Герман становится послушником Лавры, а затем и монахом Троице-Сергиева монастыря.
Расписание отчиток в Сергиевом Посаде
Побывать на отчитке архимандрита Германа можно, посетив Свято-Троицкий монастырь Сергиева Посада. Чин отчитывания бесноватых не проводится на двунадесятые праздники, важнейшие праздники православия.
Местом проведения обряда каждую пятницу, субботу и воскресение служит храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Чин изгнания нечистых духов начинается в 12:00.
Часы приема можно уточнять по телефону +7 (496) 547-36-45.
Как попасть на отчитку к отцу Герману
Прежде всего нужно получить благословение на поездку и присутствие на чине изгнания нечистых духов у своего духовного отца или приходского священника. Он точно подскажет, нужна ли в этом необходимость. Приехав в монастырь, необходимо попасть на исповедь.
Место и время, когда проводится чин, указаны выше.
Где можно послушать проповеди о. Германа
Проповеди можно услышать перед отчиткой в Петропавловском храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Это уютная церковь 1818 года постройки, собирающая православных верующих со всей страны. График работы Воскресенской церкви – ежедневный.
Сколько стоит отчитка у о. Германа
Вход в храм, как и процедура избавления от одержимости, проводятся совершенно бесплатно. По велению души посетители могут оставить добровольные пожертвования на нужды храма.
Отец Герман вот уже почти 30 лет силой молитвы помогает страждущим, чью душу поработили бесы.
Заключение
Одержимость — это знамение Божие. Она должна восприниматься верующими, как знак о неправильности выбранного жизненного направления. Отчитка же служит первым этапом на пути к духовному очищению. Важно, получив толчок от профессиональных борцов с нечистой силой, двигаться дальше, соблюдая заповеди и молясь Богу о спасении.
Отчитка отца Германа в Сергиевом Посаде
Существует ли реальная бесовская одержимость? Для многих этот вопрос является более чем актуальным. Кто-то, напротив, считает это все выдумками и глупостью. Православная Церковь довольно осторожна в своем отношении к отчиткам от злых духов, и мнения священников на этот счет бывают разными. Сегодня познакомимся с отцом Германом из Сергиевого Посада, который на практике хорошо знает, что такое изгнание злых духов.
Что такое отчитка и кто может ее проводить
Отец Герман (Чесноков) является настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, служит в высоком чине архимандрита. По словам братии и всех приближенных, отец Герман — добрейшей души человек, обладающий особым духовным даром помогать страждущим от одержимости злыми духами.
Отец Герман полагает, что иногда только отчитка (именно так в народе называется специальный чин очищения души от демонов) может помочь человеку справиться со злом в своей душе. Тем не менее Православная церковь не всегда позитивно смотрит на подобные практики.
Отчитка представляет собой особое богослужение, на котором читаются специальные древние молитвы, изгоняющие злых духов. Специфика и необычность этого богослужения привела к тому, что отчитки мистифицируются в народе, обрастают большим количеством суеверий, а, порой, к ним прямо относятся, как к некому магическому ритуалу. Множество фильмов снято на эту тему, и в большинстве из них священнослужители, проводящие чин, действительно предстают как некие колдуны, имеющие власть управлять злыми духами.
Читайте о защите от злых духов:
На самом деле, практика особых молитв об изгнании злых сил из человека, известна еще с самых ранних христианских времен. Еще в IV веке были составлены молитвы древними отцами Церкви для избавления от зла. Используя эти молитвы вместе с помазанием святым елеем, окроплением святой водой, целованием икон и креста, священник можем помочь бесноватому человеку.
Важно! Отец Герман имеет благословение Патриарха на подобную деятельность и выполняет ее вполне легально.
В том факте, что одержимость действительно существует, сомневаться не приходится: подтверждение мы видим в самом Евангелии. Евангелие от Марка (глава 5, стихи 2-5) повествует нам о гадаринском бесноватом, который жил в скалах и гробах и своим криком и воем пугал людей на большое расстояние вокруг. Его неоднократно пытались связать и усмирить, но он рвал все оковы и продолжал свое буйство. И только Христос сумел исцелить его, прогнав бесов из человека в пасущееся рядом стадо свиней.
Но, несмотря на то что сам факт существования беснования неоспорим, ажиотаж вокруг этой темы нездоровый. Людей привлекает все мистическое и необычное, и вот уже на вычитку пытаются попасть люди, которые видят причины своих проблем в том, что ими завладели злые духи. Это очень удобная позиция: в моих проблемах и неудачах виноват не я сам, а поселившийся во мне злой дух. Поэтому нужно не исправлять собственную жизнь, не анализировать поступки, не искать ошибки, а просто поехать на отчитку. Такие взгляды привели к тому, что отчитка превратилась в некий ритуал по «снятию порчи», устранению житейских проблем.
Кому действительно нужна отчитка
Как же разобраться, нужно ли человеку ехать на отчитку, или он просто прячется от собственных неурядиц за мнимой одержимостью? Опытные духовники советуют обратить внимание на то, как человек реагирует на святыни. Действительно, одержимые злыми духами люди (которых, на самом деле, встречается не так уж и много) совершенно не могут выносить святую воду, запах ладана, крестное знамение и любые другие священные предметы и действия.
Очень часто люди думаю, что проведения обряда достаточно, чтобы удалить зло из своей жизни. На самом деле, это совершенно не так, даже если беснование действительно имеет место быть. Злые духи просто так не могут поселиться в душе у человека, но только если сам человек позволяет им туда проникнуть.
Мы, своими грехами и отступлением от Господа, освобождаем душу для зла. Если в душе не царит Христос, там появляется место для его врагов. Но избавиться от злых духов мы можем единственным действенным путем — личным покаянием. Поэтому отчитка никак не может рассматриваться как единственный и достаточный инструмент для исцеления души.
Человек, который действительно одержим силами зла, не способен к покаянию, он не может вынести причастия, нахождения в Церкви, прикладывания к иконам, святым мощам. Кто хоть однажды видел поведение бесноватого, запомнит это на всю жизнь — такие люди воют, рычат, лают, валяются по полу, царапаются и кусаются. Зачастую, чтобы завести бесноватого в храм, необходимы силы нескольких крепких здоровых мужчин — настолько бесы сопротивляются. Бесноватых приходится связывать, тащить силой в храм, с трудом удерживая их перед священником. Конечно, это зрелище не для слабонервных, поэтому отчитки всегда проводятся отдельно от основных церковных богослужений.
Важный аспект — уметь определять различие между беснованием и помешательством, психическим заболеванием. Люди, страдающие шизофренией и другими тяжелыми поражениями психики, могут вести себя аналогично и очень агрессивно. Но далеко не всегда это именно влияние злых сил. Поэтому очень важно вовремя обращаться за медицинской помощью, посещать психиатра, выполнять все назначения врача, если наблюдаются странные проявления психического спектра.
Никогда не нужно впадать в крайности. Да, злые силы могут влиять и влияют на человека, но никогда это не происходит просто так. С другой стороны, сейчас наблюдается явный нездоровый интерес к изгнанию бесов, когда на эту процедуру идут все подряд, даже те, кто просто хочет «очистить энергетику», улучшить качество жизни и тому подобное. Такое отношение к чину недопустимо и должно строго пресекаться священнослужителями.
Важно! Решение о поездке и участии в отчитке никогда не стоит принимать самостоятельно. Тут обязательно нужно посоветоваться с опытным духовником, который поможет разобраться в духовном состоянии человека.
Суть отчитки
Если говорить о положительном эффекте чина изгнания бесов из человека, то он нужен для того, чтобы вернуть страждущему контроль и волю идти к Господу. Бесы могут настолько сильно завладевать душой, что сам по себе больной уже не способен ни на что. Вот в таких случаях отчитка очень помогает — она позволяет людям вернуться на путь духовной жизни, сновать начать вести свою собственную борьбу со злом.
Другими словами, отчитка позволяет восстановить силы настолько, чтобы можно было опять идти к Богу. Совершенно бессмысленно прийти на отчитку, а потом забыть дорогу в храм на долгие годы. Напротив, после чина человек должен с особым усердием начать молиться, обязательно исповедоваться и причащаться, вести углубленную духовную жизнь.
Одержимые бесами не могут все это выполнять, поскольку зло в них не дает даже приблизиться к храму. После отчитки становится легче, но нужно помнить, что полностью искоренить зло мы можем только покаянием, поэтому обязательно нужно его совершать. Именно для этого мы ходим в храм, молимся, приступаем к Таинствам. Если именно так подходить к чину изгнания бесов и использовать его строго тогда, когда необходимо, то духовная польза будет неоценима.
Как попасть к отцу Герману
Если все же есть уверенность, что нужна именно помощь в изгнании бесов, можно поехать в Сергиев Посад на отчитку к отцу Герману. Лучше всего заранее созвониться с Лаврой и узнать точное расписание богослужений, поскольку всегда возможны непредвиденные изменения.
Обычно отец Герман служит в надвратном храме Лавры, отчитки проводятся почти каждый день, кроме понедельников, двунадесятых праздников и других особенных дней. Для точного расписания необходимо позвонить в храм и узнать дни ближайших богослужений.
Для приезжих издалека рядом с Лаврой можно найти паломническую гостиницу со всеми удобствами — это позволит остаться в Сергиевом Посаде на несколько дней. Если состояние человека или его близких позволяет — замечательно побывать на других богослужениях в Лавре, приложиться ко святым мощам, помолиться в храме.
Зафиксированной цены за проведение отчитки у отца Германа нет, но в Лавре всегда будут рады посильным пожертвованиям от прихожан и паломников. Нужно понимать, что в современном мире все стоит денег, и Церковь также вынуждена платить по многим счетам, поэтому всегда нуждается в средствах. Но при этом никто не вправе вымогать у верующих людей строгой оплаты за проведение Таинства или какого-либо обряда.
Если поискать отзывы об изгнании бесов у отца Германа, можно найти множество удивительных историй. Бывали случаи, когда даже несколько сильных мужчин не могли совладать с хрупкой женщиной, одержимой бесами — так сильно она сопротивлялась, кричала, вырывалась. И только по молитве отца Германа потихоньку затихала, приходила в себя.
Интересно, что перед отчиткой батюшка всегда говорит проникновенную проповедь для всех собравшихся. В ней он объясняет важность духовной жизни для каждого христианина, необходимость личной борьбы с силами зла, участия в Таинствах Церкви. Очень важно слушать подобные проповеди хороших благочестивых священников, ведь они помогают нам выстроить правильный вектор в своей духовной жизни.
Добрый день. Если вы являетесь православной христианкой, то должны знать, что Православная Церковь не очень одобрительно относится к такому понятию, как порча. Да, влияние злых сил на человека существует, поскольку как реален Бог, так реален и дьявол. Но по словам Евангелия «сей род изгоняется только молитвой и постом», т.е. от всяких порчей и сглазов нас защищает вера в Бога и духовная жизнь. К отчиткам также однозначного отношения нет, очень часто они превращаются в не очень понятный по своей сути ритуал.
Конечно, ваше состояние не является нормой и его нужно каким-то образом улучшать. То, что в норме ваши анализы, не исключает психосоматики. Возможно, вам имеет смысл дополнительно обследоваться у невролога и психотерапевта. Очень часто люди путают одержимость, порчи и сглазы с различными психическими и неврологическими расстройствами.
Что касается конкретно отца Германа, мы не располагаем информацией, как попасть к нему на беседу. Для этого вам нужно связаться непосредственно с его храмом и уточнять информацию там.
Помогай вам, Господь!
Вопрос: можно ли слышать голоса бесов, которые находятся в тебе самом? Я уже больше года их слышу. И других, которые в других людях сидят. И летающих по воздуху. И самое интересное, они слышат меня. Причём я даже рта не открываю. Они слышат мои мысли. Даже молитвы. Даже образы видят, которые я пытаюсь представить. Как такое возможно?
Добрый день. Конечно, ваше состояние не является нормальным. Это может быть и бесовские нападки, и какое-то психиатрическое расстройство. Поэтому в таких случаях надо подходить с двух сторон — с духовной и с медицинской. Вам обязательно нужно найти хорошего опытного священника, желательно в монастыре. Возможно, придется поездить по разным местам, поискать подходящего батюшку. Можно поспрашивать в вашем регионе, поискать советы и рекомендации. Начинать нужно именно с этого.
Кроме духовной составляющей, нельзя полностью отрицать и медицинский характер вашего состояния. Часто бывает, что под видом одержимости или влияния бесов скрываются некоторые психиатрические расстройства. Тут вам может помочь хороший психотерапевт. Не нужно бояться этих врачей, они ничем не отличаются от специалистов в других областях медицины. Иногда не обойтись без приема специальных препаратов, которые могут существенно улучшить состояние и повысить качество жизни.
По одному короткому посту невозможно понять, что происходит с человеком. В любом случае, очень важно постараться повернуть свою жизнь в христианскую сторону.
Андрей, да, 99%, что это именно бесы и 1% — умопомешательство. Хотя много времени прошло с Вашего комментария, не могу не ответить. У меня все те же самые проявления (слышу мысленно их и они меня, видят мои зрительные воспоминания), только у других людей я не слышу. Мои ещё любят шуметь всячески, будить или не давать уснуть. Шум слышат все, но думают на соседей. А вот голоса только я одна слышу. Очень сильно и много нагрешила. Помогают молитвы, исповедь, причастие, чтение православной литературы, попытки совладать со своими страстями, общение с другими людьми. Постепенно становится легче и легче (когда ещё не понимала, что это такое — было очень тяжело), но полностью избавиться не получается. Ухудшается, когда грешишь. Бог попускает общение с бесами, когда считает, что это нужно человеку. Я Вам очень сочувствую. Держитесь. Помоги Вам Господь. Если съездили на отчитку, или что-то другое помогло, напишите, пожалуйста. Сама подумываю съездить на отчитку.
Добрый день. Ваш длинный рассказ очередной раз подтверждает всю пагубу обращения за «помощью» к колдунам, экстрасенсам и целителям. Конечно, нужно было избегать походов к таким людям, а все вещи, найденные дома, нужно было либо сжигать, либо относить в храм, где их утилизируют. Также после подобного необходимо освящать жилище. Вы пишите, что вы ходите в храм. А что именно вы там делаете? Насколько часто вы исповедуетесь, причащаетесь? Прекратили ли вы полностью походы «к бабкам»? Принесли ли покаяние в этом? Посоветуйтесь с опытным священником, как вам правильно поступить в вашей ситуации. Очевидно, что просто ходить в храм недостаточно, поскольку вы много лет добровольно впускали в свою жизнь злые силы, когда ходили к колдунам.
Звоню в ваш храм, а мне говорят отчиток нет и в очень не приятной, хамской форме. Мне нужно для ребёнка 3лет.Помогите попасть к Отцу Герман, напишите как это сделать.
Добрый день. Этот храм не наш, мы не имеем связи с каждым конкретным храмом, а являемся общим информационным порталом. Соответственно, мы не можем нести ответственности за деятельность каждого отдельного храма. Кроме общедоступной информации мы, к сожалению, не можем вам подсказать, как попасть к отцу Герману.
Добрый вечер!
Подскажите пожалуйста когда в ближайшие дни будет проводиться Отчитка.
Заранее благодарен за ваш ответ!
Добрый день. Мы не связаны напрямую с каждым конкретным храмом, поэтому не располагаем подобной информацией.
Не советую на отчитки ни кому ходить. Это очень опасно. Богослов Осипов Алексей Ильич сказал вообщем: «что он запрещает священникам отчитывать и что это опасно и вредно там находится» Он сказал: «Что ни один святой ни разу не отчитывал»
Благодарим за ваше свидетельство! Действительно, в православной среде очень неоднозначное отношение к отчиткам. Официального общецерковного запрета нет, но многие священники и богословы придерживаются того же мнения, что и уважаемый Алексей Ильич. К сожалению, к отчиткам сегодня многие относятся как к магическому обряду, магии. Люди ничего на знают о православии, по сути своей даже не являются православными христианами (не считая Крещения в глубоком детстве), но приезжают на отчитку. При этом вся духовная и церковная жизнь человека этим и ограничивается. Конечно, такой подход не имеет ничего общего с православной верой, поэтому и порицается многими церковными деятелями.
Здравствуйте Скажите пожалуйста что нам делать девочки 1 сестра моя у неё вселился дьявол что нам делать она очень изменилась Похудела уже Мы мучаемся так 3 месяца
Добрый день. А с чего вы взяли, что у вашей сестры именно одержимость? На самом деле, это более редкая духовная проблема, чем принято полагать. Очень часто одержимость путают с психическими заболеваниями. Духовную природу никто не отменяет, и взаимосвязь любых болезней и духовного состояния человека, безусловно, существует. Однако нельзя совершенно все проблемы списывать на влияние злых духов. Человек измениться и похудеть может из-за огромного количества причин — и психических, и соматических, и их комбинаций. Отличить их от реальной одержимости бывает не так просто, для этого нужен опытный духовник. Но для начала необходимо пройти медицинское обследование, обратиться к профильным специалистам. Если ваша сестра верующий и церковный человек, нужно постараться как можно чаще бывать в храме. Может она это делать? Способна участвовать в Таинствах Исповеди, Причастия? Вы очень мало данных указали для того, чтобы понять, как вам можно помочь. Начните с того, что покажите сестру врачу и поищите опытного священника, с которым обсудите ваши сомнения по поводу духовного состояния сестры. Очень хорошо, если она способна это сделать самостоятельно и понимает необходимость посещения храма. Помогай вам, Господь!
Проповедник покаяния
Памяти архимандрита Германа (Чеснокова; † 8.08.2020)
Свято-Троицкая Сергиева Лавра и множество чад из Москвы и других городов и весей России простились с архимандритом Германом (Чесноковым), около 40 лет несшим тяжелейший подвиг изгнания злых духов. Батюшка отошел ко Господу прямо накануне своего тезоименитства, чего сподобляются, как говорят, подвижники и молитвенники. В это воскресенье 9 дней с его кончины. Новопреставленного вспоминает игумен Филарет (Тамбовский), клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Архимандрита Герман (Чесноков)
Как враг сейчас крутит, а отец Герман жизни из этого водоворота спасал
Отца Германа я знал примерно с 1982 года – как раз тогда духовный собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры благословил ему совершать «Чин изгнания злых духов из человек» – так называемые «отчитки бесноватых». Сестра моей бабушки Марфа была его духовным чадом. Отец Герман часто останавливался у нее, бывая в Москве. Жил и по нескольку дней, принимал у нее людей, крестил, исповедовал, соборовал, даже так, на дому, совершал отчитки.
Помню я и его родителей, они тоже останавливались у бабушки, когда приезжали с Кубани навестить сына-монаха. Всюду ездили на поклонение московским святыням. Очень благочестивые глубоко верующие скромные люди.
Отец Герман крестил многих из высокопоставленных партийных деятелей. Часто они обращались к нему с проблемами, которые были у детей. Всегда, знаю, наставлял: «Венчаться нужно. Нельзя жить в невенчанном браке. Каяться надо». Но враг сейчас так крутит, что и от венчанных браков, даже из священнических семей детей хомутает. Часто через встречу с другой половиной.
Помню, так один из батюшек к отцу Герману обращался: сын у него семинарию закончил, а кто-то ему поверх второе высшее светское образование присоветовал получить – сейчас как раз обсуждают эту погоню еще за психологическими, например, знаниями. Да в светском вузе паренек развратился. Какая-то девица его там прельстила, просто голову потерял, женился на ней, а у нее мать колдунья оказалась, практикующая – шар у нее какой-то был… Так что в этой молодой семье при таком влиянии полный кавардак установился, девочка очень больная родилась, до 6 лет дожила и умерла. Отец Герман этому сыну священника, когда он уже, хлебнув свое, добрался до батюшки, сразу сказал:
– Жизни тебе и дальше с ней не будет, она по линии матери идет.
Потом уже говорил ему, ставшему монахом в одном из дальних северных монастырей: «Если бы ты остался с женою да тещей, тебя бы в живых сейчас уже не было». Этот молодой человек очень глубоко покаялся.
Всё и все у него пристроены были
В Лавре отец Герман жил под лестницей в Предтеченском корпусе. Келья у него там была небольшая, непритязательная такая – перевалочный пункт, как у настоящего монаха. Мне батюшка Кирилл (Павлов), у которого я окормлялся, «По кельям не ходи», – говорил. Но когда что отцу Герману помочь надо было: «Помоги, помоги, помоги», – благословлял.
Я им двоим порою от бабушки, которая, работая уборщицей в «Загранторге», могла по тем временам редкие апельсины доставать, привозил их.
– Марфа-витаминница, – отец Герман шутил. – Поддерживает, поддерживает самочувствие мое, – благодарил тут же.
– А корочки, – так рачительно замечал, – сушить надо, от моли.
Вот это подход монаха – очень бережливый ко всему, что Бог послал: корочки и те сохранить, пустить в дело.
Помню, мы как-то приехали в Лавру, народу – море, зашли сбоку в притвор Успенского собора. У отца Германа был очень хороший голос, он тогда часто еще пел на клиросе, регентовал, тогда такие десятки были – по 10 человек певчих. Вижу: стремительно куда-то промчался – он всегда и был такой быстрый, как Ангел, – а у меня в руках клобук вдруг оказался… Я стою ни жив ни мертв.
Архимандрит Герман (Чесноков) на прощании с архимандритом Кириллом (Павловым). Старцы уходят
Отец Герман стремительно куда-то промчался – а у меня в руках клобук вдруг оказался…
– Кто ж тебе такое доверил? – а мне тогда лет 10 было.
– Отец Герман дал подержать.
– О, отец Герман. Он ничего просто так не делает, – и пошел дальше.
Долго отца Германа не было, а потом возвращается:
– Ну ладно, – смотрит так на меня весело. – Как уж Бог устроит. Но, наверно, ты будешь монахом.
Ни о чем подобном я тогда и не задумывался. Но так всё по прошествии лет и стало.
Еще один «венчальный батюшка»
Потом, когда я уже учился в семинарии, отец Герман помогал мне – порою и копеечку давал. Какими-то продуктами всегда нагрузит – ему понавезут, а он всё раздавал. Колбаса нам перепадала, он же сам не ест мясного, хотя и там у него, на Воскресенском подворье в храме Петра и Павла близ Лавры, где он настоятельствовал, ему всегда было кого кормить, сотнями людей за стол усаживали, так он и нас, семинаристов, еще подкреплял:
– Ну, ты давай подкорми ребят.
А еще сказал как-то:
– Ты скажи ребятам своим, только потихоньку: если нужно что, пусть обращаются.
Но эти «инвестиции» всегда именно в дело шли – чтобы поддержать тех, кто на служение Богу и людям выходит, укрепить их, дать старт. Как-то батюшке про одного такого хлопца сказали, что тот «распрудился», как выражался (правда, в отношении своих еще совсем молодых лет) отец Кирилл.
Батюшка кому обувь купит, куртку на зиму, на билет до дома в каникулы денег даст, на свадьбу…
– Учиться нужно серьезно или не учиться никак, – строго сделал тогда внушение нашему собрату-семинаристу отец Герман.
По-отечески заботился, но и взыскивал: не для себя ты сюда в Лавру приехал – учишься, чтобы другим потом всё, что впитаешь здесь, отдавать. Батюшка и показывал этот пример всецелой самоотдачи в служении. Всегда в молитве, но он был чуток и к элементарным сопутствующим жизни каждого из нас бытовым нуждам. Тогда были 1990-е годы, кому обувь купит, куртку на зиму, на билет до дома в каникулы даст, на свадьбу…
О, свадьбы – это особое. Уж сколько свадеб там у отца Германа на приходе сыграли – предоставлял всегда помещения, чтобы молодые лишнюю копеечку на аренду не тратили. Сам еще всё и поможет организовать. Многих венчал. Его церковь Петра и Павла стала точно вторым Ильинским храмом Сергиева Посада, где раньше семинаристов всегда «венчальный батюшка» отец Тихон Пелих венчал.
Конечно, ребята всегда с благодарностью как-то потрудиться на приходе у батюшки старались, преподавали у него в воскресной школе да на богословских курсах для мирян, потом и после рукоположения служили у него – это опять же зачастую финансово сложное время для молодой семьи, когда дети уже рождаются… Если родители не могли поддержать, помощь отца Германа была очень кстати.
От тебя – только жертвенное служение,
или Чему отец Герман радовался
Отец Герман о наветах говорил: «Это с меня так грехи снимают!» И радовался
Враг на отца Германа за такое его ревностное служение Богу и людям клевету наводил – какие-то доносы на него в Патриархию присылали. Святейший Патриарх Алексий II в Лавру как-то вскоре после интронизации приехал и отца Германа к себе распорядился вызвать.
– Продолжайте тот подвиг, который вы несете по благословению Патриарха Пимена, – благословил. – Как всё делали, так и продолжайте. Внимание ни на какие претензии не обращайте.
Отец Герман ничего ни от кого не утаивал, открыто всегда отчитки совершал, тут и ажиотажа никакого не должно быть, но и таинственности нагонять не надо. Всё о своей практике Святейшему отец Герман сам рассказал, Последование показал, по которому он этот чин изгнания злых духов совершает.
Были еще какие-то наветы на батюшку по поводу денег. А он и в этом плане – просто кристалл. У самого него ничего не задерживалось. Наместник владыка Феогност всегда про него говорил: «Отец Герман – бессребреник».
Помню, как-то про жизнь в Лавре отец Герман так ответил: «Условие одно – очень сильно любить преподобного Сергия». От тебя – только жертвенное служение. Иной для себя живет, а отец Герман ради Бога, для преподобного Сергия и его святой Лавры жил. Он еще и восстанавливал три храма окрест да помогал всем.
Сам отец Герман на все пересуды рукой махал:
– Да пусть говорят. На чужой роток не накинешь платок. Они же с меня так грехи снимают! Я человек грешный, занимаюсь таким делом, столько болящих принимаю, я же весь обложен немощью. А тут грехи с меня снимают. Я очень этому рад.
«Унывать не будем, будем исправляться!»
Помню, я как-то приехал в Лавру, а отец Герман тогда еще в Предтеченском надвратном храме отчитки совершал (потом после 2014 года ему по состоянию здоровья уже в своем храме Петра и Павла благословили отчитывать).
– Помоги мне, – говорит.
– Батюшка, а что помочь-то?
– Ну, воду подашь… – смотрит, видя мое замешательство, и так, щуря свои добрые глаза, уточняет: – Ты не забоишься?
– Нет, батюшка, не забоюсь, – тут уж воспрял я. – Что я буду бояться? Я с вами.
Он меня тогда крестом оградил. Показывая, видимо: главное, что мы с Богом.
Попрактиковал меня, а потом как-то и произносит:
– Если кто будет к тебе обращаться, – имея в виду: по одержимости, – ты уж сам смотри… Но вообще-то ты можешь.
Мне опять не по себе стало.
– Можешь, можешь. Не бойся только. Враг ничего не может сделать без попущения Божия. А если что-то и попускается Господом, то по нашим грехам. Особенно по гордости.
Отец Герман – проповедник покаяния. К сожалению, дух покаяния люди как-то утрачивать стали. А тогда, известно, скорби могут попускаться: и личные, и общие для всех, если покаяние пресекается.
Самому отцу Герману исповедоваться, кстати, было очень легко. Каяться в его присутствии даже закоренелым грешникам не так страшно было.
– Ну, унывать не будем, – подбадривал тут же он, – будем исправляться! А я первый из вас, кому исправление необходимо.
Все к нему сразу же:
А он так простенько держался: мол, за меня бы кто, грешника, воздохнул.
«Мама, вытащи изо рта хвост!»
Случай на отчитке
– Мама, мама! Вытащи изо рта хвост! Вытащи изо рта хвост! Мама! Ой, полный рот волос. Вытащи изо рта хвост! Хвост вытащи!
– Сыночек, нет у тебя ничего…
Так он надрывался. Всех перекричал.
Батюшка обошел всех, его покропил уже тоже. Тот вроде смолкнет. Потом опять начинает. Я думал, он сейчас связки себе сорвет – не может так ребенок изрываться в оре. Батюшка вернулся к нему. Оставил уже всех. Потом выяснилось, и это обычная причина беснования детей: мать в абортах не каялась.
Мальчик надрывался в страшном крике. Потом выяснилось: мать в абортах не каялась, а это обычная причина беснования детей
Я спросил уже после батюшку про этого мальчика.
– Он страдает за грехи родителей, – ответил он; правда, в тот раз так остановился, глядя перед собой, и добавил: – Может быть, еще что. Священники, когда крестят, сокращают Таинство, не читают все молитвы. Это очень серьезно. По-быстрому крестить можно только в одном случае – страха ради смертного.
Отец Герман был против сокращения соборования, вообще любых служб, против всяких новшеств. Модернисты не знают, что творят, – отмечал, – и каково потом людям всё это расхлебывать…
А тогда батюшка взял кропило, подошел к мальчику. Стал его кропить. Тот стал затихать. Потом батюшка его крестом осенять начал. После помазывать. Про всех точно забыл. Все стоят молятся, там никакого празднословия не было: «Богородице Дево, радуйся» или Иисусову молитву читают. Так батюшка, помазав его маслицем, стал ему воду прямо в рот лить – причем тот даже не глотал, она у него как-то так сплошным потоком и затекала внутрь.
– Еще! Еще! – он сам уже батюшку выпрашивал, когда отец Герман паузы делал, и, кстати, это уже был голос ребенка, а до этого он каким-то не своим басом фразы из себя будто выбрасывал, а тут уже тоненький мальчишечий голосенок: – Еще, еще, еще…
– Давай-давай-давай, – действительно прямо уже заливает в него воду святую.
Так он где-то полчаса с ним провозился. Мальчик весь мокрый был, он еще и до этого, когда бился и голосил, вспотел весь сильно. А тут уже тишина такая настала.
В Серапионовой палатке Лавры перед пятничным Параклисисом Богородице Матери батюшка говорит:
– Подыми его, – а тому лет шесть на вид было. – Сейчас принесут большое полотенце, – как раз принесли, вытерли его всего, мальчик уже уснул, завернули его в это полотенце, носочки надели, сверху мать еще этот свой пуховый платок навертела.
– Положи его, – батюшка указал, – вон там (это на лавочки у окон).
Потом отец Герман, закончив отчитку, подозвал еще мать:
– Ты должна принести покаяние. Пойми, что это всё не просто так. И я не волшебник. Слышала проповедь? – а батюшка в проповедях основы духовной жизни растолковывал, Евангелие изъяснял, почему люди по грехам своим мучаются, болеют, детей обрекают на страдания…
– Крестов на вас не было. Вам дали здесь крестики.
– Ой, батюшка, буду носить!
– Носить – этого мало. Ты должна каяться.
А враг-то держит, не отпускает – близ батюшки это всё как-то зримо становилось.
– Стыдно. Не могу сказать, – отнекивается.
– А перед Богом? А ребенка своего ты хочешь потерять?
Эта мать с ребенком потом и еще на отчитках были – дня три подряд. Соборовались. Ее батюшка поисповедовал в конце концов, благословил причаститься – один раз; а мальчика все дни, пока они были, благословлял ко Причастию, первым говорил ему причащаться – это тоже раза три подряд, каждый день. И маленький уже нормально причащался, не бился, не вырывался.
Матери отец Герман после еще сказал:
– Будешь носить брюки – будешь болеть. Не должна женщина брюки носить. Не оправдывайся, что, мол, женские брюки бывают. Никаких оправданий.
В следующие дни она уже в платье приходила. Вот так – и через внешнее, и через внутреннее осознание – люди менялись. Батюшка ей наказал еще через год к нему приехать, а благословляя уже на дорогу, предупредил:
– У вас там храм есть, – они откуда-то с юга были, может быть, с родной батюшке Кубани, – чтобы ты причащалась раз в месяц обязательно. С глубоким покаянием. А его причащать еженедельно, – на мальчишку посмотрел. – Соблюдать пост в среду-пятницу и тебе, и ему, а тебе еще и понедельник блюсти.
«Держать пост и в понедельник!» – наставлял отец Герман мам, если они о детях по-настоящему пекутся
Это и отец Кирилл благословлял, и отец Герман: матерям – понедельничать за своих чад. Особенно тем, у кого проблемы с детьми. «Это непреложное условие», – наставлял отец Герман мам, если о детях по-настоящему пекутся.
Я эту маму с сыночком и спустя год у отца Германа видел. Они даже с отцом приезжали. Батюшка таким опять же про венчание всегда напоминал, и эти муж с женой еще и до беснования сына были венчаны, да только вот так, «по моде», без особой еще тогда веры. А потом воцерковились. Мальчик нормальным уже потом был. Хотя по глазам, и через год еще помню, какой-то ужас в них точно сохранялся. А так хорошенький такой мальчишечка – светленький, бодренький.
Мимо человека пройти не мог. Любовь у него была безграничная
Отец Герман ко всем огромную любовь имел, молился за всех. И никого никогда не осуждал. И запрещал, чтобы при нем о ком-либо чего не так сказали. Сразу же тему разговора на что-то другое переводил.
Любовь у него была безграничная. Мимо человека пройти не мог. Всех привечал, поил, кормил, помогал всякому – кому молитвой, кому и материально подсобит: и с квартирами, и с ипотекой. И так всегда подаст, если видит кого нуждающегося.
– Батюшка, да что вы ему подаете? Он же пропьет! – кто-то однажды понегодовал, идя за подающим.
– Может быть, он только водочкой и утешается, – обернулся отец Герман. – Что делать-то? Он же на улице живет. Попробуй-ка поживи на улице. Вы пришли домой – ванна теплая, еды полный холодильник, наелись, напарились, в кровать теплую легли, телевизор включили (отец Герман горевал, что эти «тысячесерийные фильмы на погубление душ создаются»), а он на улице… Сколько ему там Бог дал жизни… Просто так с протянутой рукой не будешь сидеть. Не приведи Бог. Как ему можно не подать.
Осуждающих батюшка всегда вразумлял:
– За собой следите. Бдите и следите за собой. За своим поведением, словами, помышлениями. И почаще кайтесь. Если не имеете возможность в церкви покаяние сразу принести, встаньте дома перед иконой Спасителя и кайтесь. Ежедневно. И когда согрешили, пред Господом тут же кайтесь, и в конце дня на вечерних молитвах не просто молитвослов вычитывайте, а именно кайтесь с сокрушением.
Духовным батюшка Герман был. Многим помог. Для всех был всем, чтобы спасти хотя бы некоторых (ср.: 1 Кор. 9: 22). Никого не отпускал – это по завету преподобного Сергия – неутешенным. Просто считал: не имеет права не проявить любовь – как и все мы, если мы христиане.
Игумен Филарет (Тамбовский)
Подготовила Ольга Орлова
Фотографии предоставлены пресс-службой Троице-Сергиевой Лавры