есть ли у католиков пост перед пасхой
«Правы католики, что посты отменили!»
Случай из жизни архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Недавно заходила в храм дама учительской внешности, которая, постоянно оттирая двумя пальцами уголки раскрытого рта, рассказывала, как хорошо и культурно у католиков и «какая деревенщина эта наша Православная Церковь».
И тут мне вспомнился давнишний разговор с отцом Иоанном (Крестьянкиным), когда я, ещё совсем молодой, в очередной приезд ныл ему о трудностях поста и тоже приводил в пример католиков: вот, мол, римо-католическая церковь посты отменила.
Батюшка оживился: «И правильно сделали!»
У меня чуть правильник из рук не выпал от этого восклицания.
Постятся те, кто ещё надеется спастись!
– Постятся те, кто ещё надеется спастись! – продолжил батюшка. – А римо-католические прелаты прекрасно знают, кто они и по какому пути идут. Так зачем же им поститься? Зачем изматывать себя? Пусть хоть здесь в удовольствие поживут. Им-то на что надеяться?
А я-то ведь хотел похвалить католическую смекалку.
После этого разговора неукоснительно стараюсь держаться постных дней православного календаря.
Ещё на что-то надеюсь.
скрыть способы оплаты
В канонах обязательными постами являются только Великий пост и среда и пятница. Об этом написано в 69-м правиле Апостольских Правил: «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен».
>Артем:
>То, что говорит о. Иоанн у меня вызывает протест. Протест потому что читая Евангелие мы не видим ничего, что говорил бы Господь про посты.
Не знаю я, какое такое Евангелие Вы читаете, в котором не говорится о постах. Может быть, апокрифы?
В канонических же Евангелиях (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) Господь говорил о постах и учил, как правильно поститься.
Мф. 6
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. (Лк. 6:25)
Сам Христос постился 40 дней в пустыне, являя нам пример для подражания, как побеждать диавола.
Иго Господне легко и благо, но в то же время есть своя злая воля, страсти и прилоги дьявола, которые тяжелы и злы. Потому-то Царство Небесное нудится (Мф. 11:12)
Валерию Милошу.
Если вы твёрдо решили, что хотите быть православным, то надо вам пройти православный чин отречения от католических заблуждений и присоединится к православной Церкви.
Не просто исповедь, а именно этот чин.
Спросите, в интернете поищите, где и кто его проводит, иногда это священник, а иногда епископ.
И пообщаться со священником на тему, как надо молится.
Католические торжества, праздники, памятные дни, посты:
Во время обряда возложения пепла, священник повторяет: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» или «Помни, что ты прах, и в прах возвратишься». Эти слова и действия символизируют сердечное сокрушение и покаяние, с которыми христианин начинает пост.
В период католического поста отмечается праздник Благовещения (25 марта), посвященный Деве Марии.
Глубинный смысл католического поста состоит в самосовершенствовании. В эти дни верующие должны уделять особое внимание молитве и милосердию. Внешнее благочестие не может и не должно заменить собой подлинного исполнения заповедей Христа, считают католики. В соблюдении постов они руководствуются «Апостольской конституцией о покаянии», обнародованной Папой Павлом VI в 1966 году. Согласно этому документу, весь Великий пост является периодом покаяния. По воскресным дням не бывает никаких ограничений.
Стоит отметить, что католическая церковь различает понятия «пост» и «воздержание от мяса». Воздержание от мясной пищи (этот запрет не распространяется на яйца, молочные продукты, рыбу и продукты, в которые входят животные жиры) рекомендуется во все пятницы Великого поста, кроме больших церковных праздников. В Пепельную среду и в Страстную пятницу (непосредственно перед Пасхой, когда вспоминаются спасительные страдания Иисуса Христа) соблюдается строгий пост. В это понятие в католицизме входят: запрет есть мясо и правило, согласно которому постную пищу можно есть досыта только один раз в день, что, впрочем, не исключает легкого завтрака и ужина.
Великий пост у католиков и православных: сходства и различия
МОСКВА, 10 фев — РИА Новости, Милена Фаустова. С Пепельной среды, которая в этом году приходится на 10 февраля, у католиков наступает время духовной и физической подготовки к «празднику праздников» — Воскресению Христову. И, несмотря на общий смысл, она у западных христиан сильно отличается от предпасхального поста православных, который начнется позже, 14 марта.
Пепельная среда
Пепельная среда традиционно начинает католический Великий пост. В этот день во всех соборах мира священники в знак смирения и покаяния совершают обряд «возложения пепла» — посыпают им головы верующих или чертят им на лбу крест. Это пепел сожженных пальмовых ветвей, сохраненных с прошлогоднего Пальмового (или Вербного) воскресенья — праздника Входа Господня в Иерусалим.
Этот обряд имеет ветхозаветные корни, но есть свидетельства, что еще в III веке его совершали в христианских церквях. А в день особого празднования в Римско-католической церкви он превратился приблизительно в X веке.
«Когда-то и на Западе Великий пост начинался с воскресенья. В храм торжественно входили кандидаты, готовящиеся к крещению на Пасху — ведь с древнейших времен эти сорок дней перед Пасхой были временем подготовки к восприятию новых членов Церкви, а крещение совершалось один раз в году, в пасхальную ночь. Но была и другая категория людей — те, кто за какие-то серьезные грехи были отлучены от церковного общения: за время Великого поста они должны были подготовиться к воссоединению с Церковью. И специально для них проводился обряд, который символизировал процесс их возвращения — в среду, за несколько дней до начала Четыредесятницы (Великого поста — ред.), епископ посыпал головы кающихся пеплом в знак их покаяния или рисовал им этим пеплом на лбу крест, который они не смывали до начала поста. Обряд этот был настолько ярким, зримым, символичным и привлекательным, что постепенно в западной традиции и стал началом Четыредесятницы «, — рассказал РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.
Символика сорока дней
По смыслу Пепельная среда должна наступать ровно за сорок дней до Пасхи, однако, если посчитать календарные дни, их окажется чуть больше. Все дело в том, что в католической церкви «в зачет» идет не все.
«Изначально сорок дней было числом условным: когда-то, в первые века христианства, пост длился всего две-три недели и даже меньше. Но и тогда он назывался именно Четыредесятницей в память о 40-дневном посте самого Христа. Цифра 40 вообще символична для христианства, и Церковь стремилась привести практику в соответствие с этим названием. И сегодня в католической церкви Великий пост все-таки длится ровно сорок дней — просто с древнейших времен и до сих пор воскресенья не являются постными днями в строгом смысле слова», — пояснил священник Кирилл Горбунов.
Воскресные дни католической Четыредесятницы приравниваются по своей значимости к великим праздникам и посвящены воспоминанию о важнейших событиях земной жизни Иисуса Христа: сорокадневном пребывании в пустыне, преображении, беседе с самарянкой, исцелении слепорожденного и воскрешении Лазаря.
Священное Триденствие
Завершается Четыредесятница у католиков так называемым Священным Пасхальным Триденствием — с вечера Великого (Страстного) четверга до Пасхи. Это уникальное литургическое последование, во время которого верующие как бы сами становятся участниками смерти и воскресения Христа.
«Страстной четверг — это воспоминание о Тайной Вечере и установлении таинства Евхаристии. Тогда Христос, омыв ноги ученикам, показал им на своем примере, как жить этим таинством, и этот обряд сегодня совершается в Великий четверг во всех католических храмах: епископ или священник омывает ноги 12-ти прихожанам.
Страстная суббота — день скорби и покоя, день отдохновения Бога от трудов, когда Христос покоится во горбе.
И, конечно, вершина Триденствия и всего церковного года — «матерь всех бдений», Великая Пасхальная ночь», — говорит католический священнослужитель.
Еще одна особенность Великого поста в латинской традиции — богослужение Крестного пути, когда верующие идут по храму процессией, как бы молитвенно сопровождая Спасителя в Его пути на Голгофу.
И что еще важно: в католической церкви перед началом Четыредесятницы каждый верующий дает себе некоторое «постановление». Этот «подвиг», который он принимает на себя, может касаться как ограничений в пище, так и отказа от развлечений, удобств, всего привычного комфорта. И конечно, все католики, начиная с 14 лет, обязаны воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60 лет — соблюдать строгий пост в Пепельную среду и Страстную пятницу. Во все остальные дни католическая церковь не накладывает ограничений на еду.
Пост, молитва, милостыня
«Когда мы говорим слово «пост», мы подчеркиваем лишь один из аспектов этого времени, причем, не всегда самый важный. Потому что существенной составной частью этого периода является не только, и даже не столько воздержание от пищи, но и молитва и милостыня. Великий пост — это не просто гастрономическое упражнение силы воли. Это добровольный отказ от каких-либо благ вообще — для того, чтобы разделить эти блага с другими людьми, теми, кто в них нуждается. И этот аспект Великого поста —добровольный отказ от благ ради восстановления справедливости — Церковь очень подчеркивает, особенно в последние десятилетия, когда весь мир охватило безразличие», — отметил Кирилл Горбунов.
«Пост — то самое время, когда мы просим Бога преодолеть это безразличие как по отношении к Нему, так и по отношению к нашим ближним, и, в каком-то смысле, по отношению к своей собственной судьбе и вечной жизни», — добавил он.
Конечно, российские католики, которые «живут в пространстве русской христианской культуры», кое-что позаимствовали и у православных. В частности, многие не только в отдельные дни, но и весь Великий пост ограничивают себя в еде, особенно мясной. Кроме того, в латинском церковном календаре появилось Прощеное воскресенье, хотя пост им и не начинается.
Православное вхождение в пост
Православные, в отличие от католиков, начинают подготовку к Великому посту загодя: в византийской традиции «Церковь смотрит на человека, как на существо духовно-телесное», и чтобы подготовить душу и тело к строгому посту, обязательному в православии, вхождение в Четыредесятницу занимает несколько недель, поясняет профессор Московской духовной академии и семинарии, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.
«Эти подготовительные недели содержат несколько воскресных воспоминаний — о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде и изгнании Адама из рая (Прощеное воскресение): для того чтобы связать с постом некоторое внутреннее целеполагание, не только ограничение в еде, тех или иных развлечениях и отвлечениях, но и поставить нравственную, духовно-аскетическую цель, которую человек с помощью Божией постарался бы достигнуть во время святой Четыредесятницы», — отметил он.
И хотя подготовка к посту — еще не пост, с точки зрения «пищевого устава», эти недели тоже имеют свои особенности.
«Если первая из них, начиная с Воскресенья о мытаре и фарисее, является «сплошной», то есть пост отменяется даже в среду и пятницу, то вслед за Воскресеньем о блудным сыне идет неделя обычная, то есть с постом в среду и пятницу. А неделя о Страшном суде, более знакомая нам как масленица или сырная неделя, — уже, по сути, полу-постная, когда запрещено есть мясо, от которого православные, соблюдающие Великий пост, воздерживаются не семь недель — с начала поста до Пасхи — а восемь», — продолжает Максим Козлов.
Два этапа Четыредесятницы
В этом году Великий пост у православных начнется 14 марта — с Чистого понедельника — и продлится до 30 апреля, а это не 40, а 49 дней. Впрочем, православная Четыредесятница, всегда проходит как бы в два этапа.
«В православной традиции, собственно Великим постом называются дни от Чистого понедельника, до пятницы, предшествующей воспоминанию Воскрешения Лазаря, когда на богослужении уже поют: «душеполезную совершившие (окончившие — ред.) Четыредесятницу». А последующие дни — Воскрешение Лазаря (Лазарева суббота), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) и Страстная седмица — с точки зрения их содержания воспринимаются совершенно особенно: здесь личные аскетические усилия и память о собственных грехах должны уйти на второй план, растворится в воспоминаниях о том, что в этот период некогда происходило с нашим Спасителем. В эти девять дней христианин призывается день за днем, а в иных случаях час за часом прожить вместе с Ним, Божией Матерью и апостолами всю Страстную седмицу и предваряющие ее два праздничных дня», — поясняет богослов.
Не случайно все дни этой недели называются Великими.
В Великий четверг православные, как и католики, вспоминают Тайную Вечерю и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. Но обряд «умовения ног» совершается только в кафедральных соборах (где архиерей омывает ноги 12 священникам) и в некоторых монастырях. И в этот же день предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро (в древней Церкви накануне Пасхи в Великую субботу совершались таинства Крещения и Миропомазания оглашенных, поэтому освящение мира происходит на литургии Великого четверга, поскольку в Страстную пятницу литургия не совершается).
На утрени Великой пятницы, которая сейчас совершается вечером в четверг, читаются 12 отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя. Около восьми часов утра совершается особенное последование Царских (Великих) часов с чтением ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых. А около трех часов дня (в евангельский «девятый час» — время смерти Спасителя) из алтаря торжественно выносят Плащаницу, символизирующую снятое с креста тело Иисуса Христа.
Великая суббота у православных посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса во гробе и сошествии Его во ад, которое завершило Его искупительную миссию и явилось пределом умаления (кеносиса) Христа и одновременно началом Его славы.
Великая суббота — единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Воскресения, и в ее богослужении слышатся и скорбные, и праздничные мотивы. На утрени (совершаемой накануне вечером) Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма, подносят к открытым Царским вратам и возвращают на середину храма. А на литургии читают 15 ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе новозаветной Церкви. А после литургии совершается освящение пасхальных куличей — обычай унаследованный от древней Церкви, в которой после окончания субботней литургии молящиеся не расходились, ожидая пасхальную утреню в храме, и священники совершали благословение хлебов и раздавали их верующим для подкрепления.
Пассии
Одним из особых богослужений православного Великого поста — кстати, заимствованным, из латинского обряда — является чин пассии, во время которого читаются отрывки из Евангелия, повествующие о страданиях Христа.
Слово «пассия» происходит от латинского passio («страдание» или «страсть»). Пассиями издревле называли особые службы, составленные из песнопений Страстной седмицы и чтения отрывков их евангельских повествований о страданиях Спасителя.
В Русской церкви пассии появились в XVII веке на юго-западе: в 1702 году этот чин впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Сегодня в богослужебной практике РПЦ пассии принято совершать по вечерам в четыре воскресенья (2-е, 3-е, 4-е и 5-е) Великого поста.
Поминовение усопших
Еще одна особенность православной Четыредесятницы — сугубая молитва об усопших. В принципе, поясняет Максим Козлов, в византийской традиции каждая суббота года посвящена памяти умерших. Но Великим постом это поминовение «более акцентировано».
«Одна из этих суббот — перед мясопустным воскресеньем (началом масленицы) — называется Вселенской родительской, на ней мы поминаем всех «от века почивших православных христиан». Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста также посвящены поминовению усопших. Скорее всего, это связано с тем, что в это время литургии (на которых поминают и живых, и усопших — ред.) служатся только в субботние и воскресные дни, а в среду и пятницу совершаются так называемые литургии Преждеосвященных даров (на них верующих причащают Святыми Дарами, освященными на предыдущей литургии — ред.), и бескровная жертва за живых и усопших не приносится. Воскресный же день, в логике церковного Устава, вообще не является днем молитвы за усопших. Поэтому, естественно, выделяются субботние дни, на которых это поминовение и сосредотачивается», — поясняет православный священнослужитель.
И только 5-я суббота Великого поста выпадает из этой череды поминальных дней — в этот день, который называют еще Субботой акафиста (торжественного хвалебного песнопения — ред.) или Похвалой Богородицы, совершается праздничное богослужение, посвященное прославлению Божией Матери.
Торжество Православия
В первое воскресенье Великого поста православные отмечают праздник Торжества Православия — в воспоминание Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи.
Особый чин праздника сложился к XI веку, тогда же он был введен и в России. Во время службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями и утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место занимает и чин анафематствования тех, кто, по мнению Церкви, совершил тяжкие прегрешения перед православием.
Нет ничего необычного в том, что Торжество Православия приходится именно на Великий пост, продолжает профессор Московской духовной академии.
«Если мы вспомним, как понимали пост в первом тысячелетии существования христианской Церкви, то литургия — это всегда праздник, всегда некоторое освобождение и уменьшение поста. Она как бы отменяет или, как минимум, смягчает его, что, кстати, сохраняется и в нашем богослужебном Уставе: будние дни Четыредесятницы являются более строгими с точки зрения «пищевого устава», чем субботние и воскресные», — поясняет Максим Козлов.
Великопостное путешествие
«Длинная дорога до Пасхи», помимо Торжества Православия включает и другие праздники — преимущественно это воспоминание о тех или иных святых. Среди них — святитель Григорий Палама (2-е воскресенье Великого поста), преподобный Иоанн Лествичник (4-е воскресенье Великого поста), преподобная Мария Египетская (5-е воскресенье Великого поста). Третье воскресенье особое — Крестопоклонное, когда из церковного алтаря в центр храма выносится для поклонения распятие, чтобы напомнить о страданиях и смерти Спасителя и воодушевить и укрепить постящихся к продолжению поста.
«Память о тех или иных святых вошла в канон святой Четыредесятницы не сразу, и история их связи с конкретными воскресеньями не однозначна. Например, день памяти святителя Григория Паламы не мог появиться в богослужебном Уставе раньше XIV века, в котором он жил. А Торжество Православия вообще имеет самостоятельный смысл. Однако постепенно все они были объединены в общее шествие по Великому посту, и сегодня образ каждого святого, который в эти дни вспоминается, уже воспринимается как логическая смысловая часть этого единого целого. Например, покаяние Марии Египетской и «Лествица» (аскетическое сочинение Иоанна Лествичника, описывающее ступени добродетелей, по которым христианин должен восходить к духовному совершенству — ред.) — это две стороны постного делания: раскаяние в грехах и аскетическое усилие. А память Григория Паламы — это видение цели христианской жизни как стяжания Духа Святого, которое напоминает о подлинной цели поста, а не об относительном улучшении качества собственной земной жизни», — заключил протоиерей Максим Козлов.
Католическая энциклопедия
Посты и постные дни у католиков
Посты и постные дни у католиков
Пост в христианской Церкви имеет различные, зачастую взаимодополняющие значения (подробнее см. Значение поста). С течением времени практика постов на Востоке и Западе развивалась разными путями. В Католической Церкви в конечном итоге сформировались следующие постные дни и периоды:
* Великий пост: 40 дней до Пасхи, исключая воскресенья, т. е. за 6 недель и 4 дня до Пасхи (с Пепельной Среды).
* Адвент. В строгом смысле слова это не пост, поскольку в современной католической практике нет особых предписаний относительно пищи на данный период. Тем не менее, в духовном плане его всё равно можно отнести к постам, поскольку это период большей сосредоточенности, размышления о предстоящем приходе Христа (как в празднике Рождества, так и во Втором пришествии) и т. д.
* Кануны некоторых великих праздников (Используется также слово «Вигилия», от латинского слова Vigilia, «бдение»).
* Quatuor anni tempora (устоявшегося русского названия нет; в русском издании «Общие нормы для литургического года и календаря» переведено как «Четыре Времени»). Особые дни поста и покаяния, по три дня (среда, пятница, суббота) в каждом из времён года. В настоящее время, впрочем, эти посты практически вышли из употребления.
История и типы поста
Первоначальным смыслом поста было воздержание на какое-то время от пищи вообще. Так, распространённой практикой было невкушение пищи до вечера, либо до 3-го часа дня (библейский 9-й час). Впоследствие, особенно в монастырской практике, к воздержанию от пищи стали добавляться и качественные ограничения, запрет на мясо, молоко и т. д. В то время, как в Восточной Церкви сохранилось в основном второе, т. е. запрет на определённые виды пищи без указания количества трапез в день (во всяком случае, на практике, ибо в Уставе эти ограничения, достаточно строгие, всё ещё сохраняются), на Западе сохранилась идея поста, как именно воздержание от пищи вообще. Однако с течением времени древняя практика воздерживаться от еды до вечера стала для христиан трудноисполнимой, поэтому позднее (приблизительно в XIV веке) эта единственная трапеза была постепенно перенесена на день. Впоследствие, чтобы дать возможность людям слегка подкрепиться перед сном, была добавлена ещё одна, лёгкая трапеза вечером (она получила название «collatio», от латинского слова, которым назывались читавшиеся в монастыре на этой трапезе святоотеческие чтения). Позднее была добавлена ещё одна лёгкая трапеза утром. Ограничения на род вкушаемой пищи также с течением времени облегчались; если в средние века нормой было воздержание от мяса, яиц и молочной пищи, то XX веку осталось лишь ограничение на мясо.
Таким образом, в Католической Церкви различают две раздельные категории поста: собственно пост, и воздержание.
* Пост предполагает ограничение числа вкушений пищи в день только тремя: одна полноценная трапеза, и две неполные (перекусы), без регламентации рода принимаемой пищи (при этом воду, чай и другие «ненасыщающие напитки» можно принимать без ограничений).
* Воздержание означает воздержание в этот день от вкушения мяса. Иногда разделяют также полное, и частичное воздержание; в последнем случае допускается одно вкушение мяса в течение дня.
Исходя из вышесказанного, традиционное расписание постов в РКЦ (действовавшее до реформ середины XX века) можно представить следующим образом:
Данное расписание отражает практику, сложившуюся к началу XX века, и соблюдаемую в настоящее время преимущественно католиками-традиционалистами. Более распространена, однако, другая, более облегчённая практика, о которой речь пойдёт далее.
Действующий устав поста, как и многое другое в жизни Католической Церкви, определяет Кодекс Канонического Права (ККП). Вот выдержки из этого кодекса, касающиеся поста:
* Кан. 1250 Покаянными днями и периодами во вселенской Церкви являются все пятницы в течение всего года, а также время Великого поста.
* Кан. 1251 Воздержание от мяса или других видов пищи согласно предписаниям конференции Епископов следует соблюдать во все пятницы всего года, кроме тех, на которые приходится то или иное торжество. Воздержание же и пост обязательны в Пепельную Среду, а также в пятницу Страстей и Смерти Господа нашего Иисуса Христа.
* Кан. 1253 Конференция Епископов может точнее определить порядок соблюдения поста и воздержания, а также полностью или частично заменить пост и воздержание другими формами покаяния, особенно делами милосердия и благочестия.
Как видно из приведённого текста канона, для дней Великого поста, хотя они и указаны как покаянные, не содержится конкретных указаний о посте. Это даёт основание многим христианам на практике не соблюдать «пищевые» ограничения в этот день, заменяя их, например, дополнительными молитвенные правилами (напр. богослужение «Крестного пути»), или делами милосердия, или отказом от увеселений, развлечений и т. п. (Иногда также предлагается заменять пост воздержанием от гнева, раздражительности, обид и т. п., однако такая замена уже представляется сомнительной, ибо воздержание от указанных грехов (как и от любых других) вменяется христианину в обязанность всегда, а не только в определённые дни года).
Подобным же образом, по решению Конференции епископов, может быть заменено и воздержание в пятницу. Таким образом, наиболее распространённая, особенно в Западной Европе и Америке, современная практика поста выглядит следующим образом:
Кроме того, рекомендуется
В странах Восточной Европы, как, например, Польша, Литва может, напротив, сохраняться более строгое отношение к посту. Кое-где даже, помимо воздержания от мяса, практикуется воздержание и от молочной пищи, бывшее в РКЦ обязательным несколько веков назад.
Отдельно следует упомянуть такой вид поста, как евхаристический пост, т. е. воздержание от пищи перед принятием Причастия. В апостольские времена, как видно из текстов Нового Завета, такого поста не было. Однако достаточно скоро повсеместно было установлено требование приступать к Причастию натощак, то есть, до принятия любой другой пищи.
В ходе реформ II Ватиканского Собора продолжительность евхаристического поста была сокращена до одного часа. Таким образом, католик, желающий приступить к Причастию, должен перед этим воздерживаться от еды по меньшей мере один час. Употребление воды (и лекарств, кому они необходимы) при этом не ограничивается.