есть ли в дагестане православные храмы
Дагестан
Республика Дагеста́н (Дагестан) — субъект Российской Федерации (России), республика в eё составе. Входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, является частью Северо-Кавказского экономического района. Образована 20 января 1921 года как автономная республика в составе РСФСР. Столица республики — город Махачкала.
Содержание
Православие в Дагестане [ править ]
Исторически территория Махачкалинской епархии входила в состав Астраханской епархии (Астраханская и Ставропольская епархия (1723–1799 гг.); Астраханская и Моздокская епархия (1799–1803 гг.); Астраханская и Кавказская епархия (1803–1829 гг.)).
С 1829 по 1842 гг. она входила в состав Новочеркасской и Георгиевской епархии, а с 1842 по 1885 гг. – Кавказской епархии (Кавказская и Черноморская (1842–1867 гг.); Кавказская и Екатеринодарская (1867–1885 гг.)).
С 23 апреля 1885 г. происходит отделение Терской области от Ставропольской епархии и присоединение ее к Владикавказской епархии. В этот самый момент Владикавказская кафедра становится самостоятельной в составе Грузинского Экзархата. А с 10 сентября 1894 г. епархия была выделена из подчинения Грузинскому Экзархату. В 1922 г. епархия прекратила существование.
В 1945 г. территория епархии вошла в состав Ставропольской епархии (Ставропольская и Бакинская (1945–1994 гг.); Ставропольская и Владикавказская (1994–1998 гг. (до 2011 г. – территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия))).
28 декабря 1998 г. территория Дагестана вошла в состав Бакинской и Прикаспийской епархии.
22 марта 2011 г. Дагестан, Чечня и Ингушетия вошли в состав восстановленной Владикавказской и Махачкалинской епархии.
26 декабря 2012 года решением Священного Синода была образована самостоятельная Махачкалинская епархия, выделенная из состава Владикавказской епархии, с центром в Махачкале и с включением в её состав приходов и монастырей в республиках: Дагестане, Ингушетии и Чечне. При этом епископом Махачкалинским и Грозненским избрали игумена Варлаама (Пономарёва), настоятеля Спасо-Преображенского монастыря г. Мурома Владимирской епархии. 27 января 2013 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве была совершена хиротония архимандрита Варлаама во епископа Махачкалинского и Грозненского. 9 февраля епископ Варлаам, управляющий новообразованной Махачкалинской епархией, прибыл в столицу Дагестана. 4 декабря 2017 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам возведен Святейшим Патриархом Кириллом в сан архиепископа.
Населённые пункты [ править ]
Святыни [ править ]
Дагестан (храмы)
Содержание
Свято-Успенский кафедральный собор (Махачкала) [ править ]
Свято-Успенский кафедральный собор (Собор во имя иконы Успения Пресвятой Богородицы, основанный в 1906 г.) — главный и единственный православный храм Махачкалы с 50-х годов XX века, когда в 1952 году был снесён собор Святого Александра Невского (1891—1952 гг) располагавшийся на площади Ленина, на месте нынешнего здания правительства Дагестана.
После революции храм был закрыт, а в его помещении в разные годы располагались склад и магазин. Богослужения были возобновлены только в 1943 году.
В 1969 году по благословению Патриарха Алексия I в церковь был передан иконостас из церкви Святого Архангела Гавриила (Меньшикова башня), что расположена в Москве в Архангельском переулке. Является главным православным храмом Республики Дагестан. Приход относится к Махачкалинскому благочинию Владикавказской и Махачкалинской епархии РПЦ.
Храм равноапостольного князя Владимира (Махачкала) [ править ]
Князь-Владимирский храм, расположенный на территории правительственного комплекса на центральной площади г. Махачкалы, построен по благословению архиепископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама при содействии Калининой Инны Васильевны на месте разрушенного в 1953 году собора в честь святого благоверного великого князя Александра Невского и освящен в честь святого равноапостольного великого князя Владимира в память 1000-летия со дня его преставления.
Открытие храма прошло в торжественной обстановке 7 мая 2016 года.
9 июня 2016 года, в праздник Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил чин великого освящения Князь-Владимирского храма.
Адрес: Махачкала, площадь Ленина, д. 1А.
Свято-Знаменский собор (Хасавюрт) [ править ]
Приход в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы построен в 1903 году в неовизантийском стиле, и является крупнейшим православным храмом Северного Кавказа, памятником архитектуры начала ХХ века, православной жемчужиной Дагестана.
Храм находится в самом центре города Хасавюрт, является архитектурной доминантой города. Купола и кресты собора далеко видны в окрестностях города.
В 2011 году храм включен в федеральную программу «Культура России», что возможно позволит провести в нем ремонтно-восстановительные работы.
Адрес: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Тотурбиева, 121.
Храм Казанской иконы Божией Матери (Каспийск) [ править ]
В 1990 году было принято решение о строительстве храма. В 1993 году была отведена земля под храм. 2 февраля 1994 года приход получил официальную регистрацию. В строительстве храма принимали участие организации и предприятия города, в том числе городообразующее предприятие Каспийска – ОАО «Завод «Дагдизель».
Большую помощь в строительстве храма оказал, на то время, мэр города, Халилов Магомед Рабаданович. Вечная ему память. Большую материальную помощь оказывал и до сих пор оказывает генерал-майор РА, преподаватель Академии Вооруженных сил Герман Васильевич Кириленко, который родился и провел свое детство в этом городе.
В 2000 году храм трудами настоятеля и его многочисленных помощников был построен. 21 апреля 2002 г. верхний придел в честь Казанской иконы Божией Матери был освящен Преосвященным Александром (Ищеиным), епископом Бакинским и Прикаспийским.
В нижней части храма трудами благочинного православных приходов Махачкалинского округа протоиерея Николая Стенечкина и прихожан храма был устроен придел в честь святого священномученика Иоанна Воина. Нижний храм был освящен владыкой Александром 28 сентября 2008 г.
Адрес: Россия, Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Ленина 1а
Свято-Покровский храм (Дербент) [ править ]
В 1901 г. в церковно-приходской школе, располагавшейся по улице Барятинская (ныне Ленина) в Дербенте, построенной силами неравнодушных горожан, был устроен Алтарь, давший начало домовой церкви, которая 1 октября 1901 г. была освящена епископом Владикавказским Владимиром.
Новая церковь, удобным образом расположенная в местах компактного проживания православных горожан, стала главным образом служить нуждам прихода. В 1902 г. во дворе теперь уже бывшей приходской школы было построено новое здание для учебных нужд, которое стало функционировать с 1903 г., а храм продолжил богослужебную деятельность.
В 1939 г. храм был закрыт, но в 1943 г. вновь передан православным верующим.
В новое время при поддержке городской администрации в храме и на прилегающей к нему территории были проведены ремонтные работы: построен церковный дом, улучшена инфраструктура, возведена новая колокольня, а в 2009 г. установлен новый иконостас.
14 октября 2009 г. епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин) совершил чин великого освящения отреставрированного храма.
Адрес: Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Ленина, 22.
Храм преподобного Серафима Саровского (Избербаш) [ править ]
В 90-х гг. XX столетия верующие жители Избербаша обратились в администрацию города с просьбой о выделении пустующей комнаты в здании школы юннатов по ул. Буйнакского. Силами православных комната была приспособлена для совершения богослужений. В 1999 г. город впервые посетил епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин). Владыка предложил создать общину и зарегистрировать ее, а уже в 2000 г. он благословил строительство молитвенного дома. По распоряжению главы городской администрации Магомеда Сулейманова, который уделял большое внимание духовным нуждам населения города, началось строительство храма. В мае 2001 г. здание сдали в эксплуатацию. Силами прихожан был изготовлен и установлен иконостас, киоты и рамы для икон, подсвечники, аналой, а также престол и жертвенник. Была приобретена необходимая церковная утварь, сшиты ризы и все необходимое для совершения богослужений.
Сейчас храм представляет собой прямоугольное здание без колокольни и купола, так как изначально предназначалось для молитвенного дома.
8 декабря 2001 г. состоялось официальное открытие, на котором присутствовали протоиерей Николай Стенечкин, глава городской администрации Магомед Сулейманов и другие.
Одновременно продолжались работы по благоустройству храма и прилегающей к нему территории.
1 сентября 2002 г. епископом Бакинским и Прикаспийским Александром был освящен престол храма в честь преподобного Серафима Саровского.
Адрес: Россия, Республика Дагестан, г. Избербаш, ул. Буйнакского б/н
Свято-Никольский храм (Кизляр) [ править ]
Здание Свято-Никольской церкви на русском кладбище сохранилось с 1795 года – это единственный храм, уцелевший в советское время в Кизляре.
В настоящее время храм приписан к Свято-Георгиевскому собору г. Кизляра.
При храме функционирует воскресная школа для детей.
Адрес: Россия, Республика Дагестан, г. Кизляр, ул. Радищева 17
Богослужения в Никольском храме совершаются по субботним и воскресным дням, а также в двунадесятые и великие праздники.
Свято-Георгиевский собор (Кизляр) [ править ]
Здание храма сооружено в 1995 г. на средства администрации и предприятий города Кизляра. Храм имеет форму креста с возвышающейся над входом колокольней. Храм освящен епископом Бакинским и Прикаспийским Александром (Ищеиным) в 2002 г.
В 2009 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свято-Георгиевскому храму г. Кизляра был присвоен статус собора.
При соборе функционирует духовно-просветительский центр, в котором имеется библиотека православной литературы, воскресная школа, где обучаются около 150 детей, и благотворительная трапезная.
Адрес: Республика Дагестан, г. Кизляр, ул. Советская, 14 «А».
Храм святителя Николая Чудотворца (Крайновка) [ править ]
В 30-х гг. XX столетия жители с. Бирюзяк, занимавшиеся рыбным промыслом, были выселены в местечко Крайновка Кизлярского района. Брошенные на произвол судьбы, не имея каких-либо средств к существованию, они длительное время жили в землянках.
В 1943 г. жители села приобрели помещение и обустроили в нем молитвенный дом. В 1956 г. начали строить храм, который был освящен малым чином.
Благодаря содействию местной администрации в храме были проведены ремонтно-восстановительные работы: заменен пол, оштукатурены стены внутри и снаружи, благоустроена прилегающая к храму территория, возведена каменная церковная ограда.
Адрес: Россия, Республика Дагестан, Кизлярский район, с. Крайновка, ул. Нагибина 44.
Храм апостола Андрея Первозванного (Тарумовка) [ править ]
О храме сохранились весьма скудные сведения. Известно, что храм был построен помещиком Андреем Тарумовым и освящен в честь его небесного покровителя — святого апостола Андрея Первозванного. Первые записи о богослужениях датируются 1885 г.
В 1935 г. храм был закрыт. Здание храма в разное время использовалось под клуб, ресторан, кинотеатр, а затем в качестве автостанции.
В 1993 г. по просьбе жителей села здание было возвращено Церкви. Трудами районной администрации храм был облицован кирпичом, возведена звонница, территория обнесена каменной оградой.
В 2005 г. епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин) совершил чин великого освящения храма в честь святого апостола Андрея Первозванного.
Адрес: Россия, Республика Дагестан, Тарумовский район, с. Тарумовка, ул. Пионерская 47
Христианство в Дагестане
Кавказ в глазах многих россиян до сих пор остается чем-то неведомым, а иногда и чуждым, порой пугающим. Из позитивного обычно вспоминаются лишь Олимпиада в Сочи и курорты Краснодарского края.
А если речь заходит о Дагестане? Так называемый, регион «05». Здесь тем более у большинства совсем смутные представления.
Совсем недавно я специально побывала в Дагестане: мне хотелось вновь увидеть Кавказ и составить собственное впечатление об этой республике. Поводом послужили два важнейших исторических юбилея — 2000-летие города Дербента и 280 лет Кизляру.
Дербент
Дербент — это потрясающий по красоте старинный город-музей с лабиринтом кривых тихих улочек. Захватывающий вид: с одной стороны — подножие гор, с другой — Каспийское море. В древности Дербент занимал важнейшее геополитическое положение.
Я оказалась участником незабываемых по колориту торжеств! Этого юбилея в Дагестане ждали с нетерпением, к нему долго и напряженно готовились.
Накануне кто-то даже стал говорить: «вряд ли успеют». И, правда, было видно, что многое доделывалось даже ночью. Но они успели! В итоге город сверкал, был хорошо оформлен и готов к своему главному торжеству.
Даже присутствовавший на праздновании зампред Правительства России Александр Хлопонин признался: «То, что мы видим сегодня, открыло город по-новому и, действительно, соответствует самым современным мировым стандартам. Город Дербент — это фактически начало истории государства Российского на Кавказе, очень важный знаковый исторический, культурный центр нашей России».
В Дербенте мы стали зрителями хроники тысячелетий, отраженной в музыкально-театрализованной постановке «Гончарный круг Дагестана: от Дербентской крепости до ворот Кремля». Представление разворачивалось в стенах старинной крепости Нарын-Кала, и ощущение было таким, что ты оказался в какой-то восточной сказке. Во всем чувствовались многоликость и многогранность древнего города. Это было высококлассное шоу невероятной красоты, пронизанное идей единства народов и мирного сосуществования религий.
Древнее водохранилище или храм?
В Нарын-Кала есть один загадочный памятник, дошедший до нас из глубокой древности. Крестообразное водохранилище. До недавнего времени считалось, что его предназначением было хранение воды.
Однако известный археолог и историк Кавказа Александр Кудрявцев (сам уроженец Дагестана), проводивший раскопки в Дербенте, смог научно доказать, что в водохранилище этот памятник перестроили гораздо позже, в XVII веке. Но изначально это был христианский храм.
Его стены ориентированы по сторонам света, что немного странно для водохранилища. Он имеет крестообразную форму, которая абсолютно схожа с христианскими храмами. Но что самое удивительное и сенсационное — его датировка. Этот христианский храм в сердце Дербента мог быть построен еще в V веке…
Дагестан и христианство
Мы привыкли считать, что Кавказ — это преимущественно регион ислама, испокон веков мусульманский. Но это все же заблуждение, которое исторически опровергается и археологическими раскопками, и древнейшими письменными свидетельствами.
Если сегодня кому-то сказать, что наш Кавказ (не только Грузия, Абхазия, Осетия) — это древнейшая колыбель христианства, многие не поверят. Тем не менее, это так. История, в отличие от, скажем, политики, оперирует не изменчивыми пропагандистскими шаблонами, а опирается на факты, основанные на документированных свидетельствах и дошедших до нас памятниках.
Обратимся к Дагестану. Казалось бы, это исконный мусульманский регион. Однако тот же археолог Кудрявцев приводит сообщение албанского историка VII века Моисея Каганкатвадзе, из которого следует, что христианство на Восточном Кавказе распространялось еще в апостольские времена, то есть еще в I веке. В древности на этих территориях существовала Кавказская Албанская церковь, основанная непосредственно учениками Христа. Там, где сегодня современный Азербайджан, христианство распространял сам апостол Варфоломей, один из двенадцати учеников Иисуса Христа.
В свою очередь ученик Варфоломея по имени Елисей, испросив в Иерусалиме у Иакова разрешение, направился в Южный Дагестан и прибыл в город Дербент. И проповедь его в Дербенте проходила в 60—62 годы по Рождестве Христовом — это еще I век нашей эры!
Согласно письменным источникам, к V—VI векам Дербент был одним из крупнейших христианских центров. То есть еще до появления на свете ислама на территории Кавказа уже в числе других религий было широко распространено христианство. Позднее христиан стали теснить последователи зороастризма. В VII веке пришли арабы… Христианство на многие столетия было вычеркнуто из истории большинства народов Кавказа, сохранившись лишь в отдельных, и то по большей части перестроенных в мечети и иные сооружения, памятниках.
Но как не выкинешь слова из песни, так и следы христианства из великой и удивительной истории Кавказа зачеркивать и забывать не следует. Пожалуй, наоборот, нужно изучать свои истоки и корни — этим можно только гордиться.
Крестный ход в Кизляре
2 октября 2015 года мне посчастливилось принять участие в небывалом для Дагестана и всего Кавказа крестном ходе. Он был приурочен к 280-летию города Кизляра и 1000-летию со дня преставления (кончины) равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси.
Маршрут составил порядка трех километров и пролегал от Никольского храма до Свято-Георгиевского монастыря. Крестный ход возглавлял епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам. На месте первого в городе храма в честь Казанской иконы Божией Матери, который располагался на территории Кизлярской крепости, архиерей отслужил молебен Богородице. Следующая остановка была на месте теракта 2010 года. В память о безвинно погибших была совершена заупокойная лития.
«Сегодня это торжественное шествие свидетельствует о том, что в Дагестане и на всем Кавказе спокойно, — отметил, обращаясь к собравшимся, епископ Варлаам. — Мы можем совершать богослужения, крестные ходы и рядом с нами наши братья мусульмане, которые обеспечивают охрану».
За свою жизнь я участвовала во многих крестных ходах, но одно дело идти по Владимирской земле, Тверской, Ярославской (то есть в центральной России), совсем иное чувство — когда ты шествуешь крестным ходом по земле Кавказа. Здесь все происходило с каким-то особым трепетом. В эти мгновения казалось, что сейчас мы все участвуем в истории!
Очень трудно передать словами впечатления от этого грандиозного события. Несколько тысяч человек идут по Кавказу — с молитвой, со слезами умиления, с невероятным душевным подъемом и гордостью — что мы православные.
Крестный ход совершался с тремя главными иконами — равноапостольного князя Владимира Крестителя, Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и святого Георгия Победоносца с подлинной частицей его мощей.
Этот образ великомученика Георгия был написан на Святой Горе Афон специально для Северного Кавказа.
Не стану скрывать: конечно, мне очень приятно, что к созданию этой иконы причастна мои близкие и моя семья! Мы знаем, как широко почитается святой Георгий на Кавказе! Его считают покровителем всего региона, традиционно к нему возносят молитвы не только в печали, беде, но и в радости. Наверное, и сами кавказские менталитет и темперамент располагают к такому пламенному почитанию святого воина-Победоносца…
Во избежание террористических актов для крестного хода были предприняты повышенные меры безопасности. Сами мусульмане помогали осуществлять достойную охрану.
Мы шли по улицам, и удивительно и умилительно было наблюдать за реакцией прохожих и местных жителей. Мы чувствовали с их стороны любопытство и поддержку. Кто крестился, кто снимал на телефон, детки махали руками.
Священнослужители шли в красных облачениях, что уже само по себе вызывало в сердцах идущих и зрителей настоящую пасхальную радость.
Этот крестный ход стал для Дагестана настолько торжественным и значимым событием, что казалось, весь Кавказ в этот момент испытывал некое духовное преображение.
И еще, действительно, была гордость.
С одной стороны, гордость сама по себе бывает и греховной, граничащей с гордыней. Но здесь, в Дагестане это была гордость не за себя — а за нашу веру, за то, что и на Кавказе наш народ хранит Православие.
И еще – гордость за нашу Родину, Россию, которая в течение столетий смогла под своим покровом собрать и объединить множество народов, национальностей, вероисповеданий. И каждый из этих народов смог сберечь свою историю, культуру и веру.
«Без Церкви, без веры Российское государство существовать не может. Господь даровал России мудрых церковных и государственных руководителей, тем самым сохранив наше великое государство с его духовными и нравственными ценностями, обычаями и традициями. Мы должны ценить, любить и понимать друг друга, ведь каждый человек — это храм Божий. Мы сильны, когда мы едины, ведь у нас общие ценности», — эти слова произнес перед нами епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам.
Мой Кавказ
Однажды, впервые когда-то побывав в Дагестане, я влюбилась в этот край, я влюбилась в Кавказ! В эту природу, в горы… и в людей!
Мой муж — он русский, сам родом из Дагестана, родился в Махачкале. Поэтому Дагестан и Кавказ для меня тоже родные.
Здесь я увидела удивительных и мужественных людей. Нам, «северянам», они могут казаться слишком эмоциональными — но они настоящие!
Они передают традиции своего народа из поколения в поколение. И одна из главных особенностей Дагестана и Кавказа – крепкая многодетная семья. Несмотря на бытовые и материальные трудности, в каждой семье много детей — и в этом залог выживания, залог будущего.
Здесь, на Кавказе, на древней земле многонационального Дагестана — особенно осознаешь, что мы все — дети одной страны, одной семьи — России, Союза.
Хотя, если смотреть только репортажи новостей, может сложиться впечатление, что история человечества — это сплошь история войн, ненависти и жестокости. Но ведь так и жизнь семьи можно представить как одни скандалы и ссоры. Но это неправда!
Сегодня, в эпоху глобализации, смешения народов и культур и нивелирования традиционных ценностей, опыт России особенно важен и ценен.
И подтверждение этому — наш крестный ход по Кавказу.