есть ли в китае православные храмы
Категория:Китай
Содержание
Крупнейшие города [ править ]
Православие в Китае [ править ]
Правосла́вие в Кита́е — история распространения и положение православия в Китае. На данный момент о распространении православного вероучения среди жителей Китая можно говорить лишь относительно, хотя его история в Китае судя по всему началась ещё в первые века нашей эры, а представители русской православной традиции на территории Китая присутствуют как минимум с ордынских времён, когда русские служили в гарнизоне одной из ордынских столиц — Ханбалыка, будущего Пекина. С XVII века присутствие православных, пусть и в незначительном количестве становится постоянным, преимущественно в пограничных регионах империи — в виде военнопленных, послов и купцов.
Современная история православия в Китае началась в конце XVII века, когда пленённые в 1684 году китайской армией казаки крепости Албазин во главе со священником Максимом Леонтьевым были увезены в Пекин и основали там русскую общину. Для их окормления, а также для развития российско-китайский отношений в Пекине в 1712 году была основана Русская духовная миссия.
Образованная в 1956 году решением Священного Синода Московского Патриархата Китайская Автономная Православная Церковь в конце 1960-х годов практически прекратила своё видимое существование и де-юре не восстановлена до сего времени, хотя Московский Патриархат продолжает считать её существующей.
По данным митрополита Илариона (Алфеева) в Китае насчитывается до 15 тысяч православных.
Православие признано как религия русского национального меньшинства в специальных автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия, провинции Хэйлунцзян.
Возникновение христианства в Китае [ править ]
Согласно преданиям, христианство было проповедано в Китае ещё апостолом Фомой, однако подтверждённая история христианства в Китае начинается со времён династии Тан (VII в.), когда в Китай прибыли проповедники-несториане. Первыми европейскими христианскими миссионерами в Китае были францисканцы (XII—XIV вв.), а в XVI веке в Китай прибыли иезуиты, за сто лет создавшие в Китае мощную церковную организацию, имевшую огромное влияние при императорском дворе.
Албазинцы [ править ]
После сдачи Аблазинского острога 26 июня часть казаков (45-50 человек) с семьями были уведены в Пекин, где по указанию императора им был отведён для постоянного проживания участок земли на северо-восточной окраине Пекина, близ крепостной стены. Из албазинцев была составлена особая императорская рота — отряд «Знамени с жёлтой каймой». Несмотря на малочисленность, сильное влияние китайской среды и смешанные браки, потомки албазинцев сохранили православную веру. Во многом это стало возможно благодаря трудам российских духовных миссий, регулярно направлявшихся в Пекин с согласия китайского императора с 1713 года для окормления албазинцев.
Русская духовная миссия в Пекине [ править ]
В XVII — середине XX века в Пекине действовала Русская духовная миссия. Она играла важную роль в установлении и поддержании российско-китайских отношений, была центром научного изучения Китая и подготовки первых русских синологов. Из-за отсутствия дипломатических отношений между обоими государствами служители миссии в течение длительного времени являлись неофициальными представителями российского правительства в Китае.
Палладий (Кафаров), Иакинф (Бичурин), Алексий (Виноградов) и другие члены миссии внесли большой вклад в изучения религий, языка, культуры и истории Китая.
В начале XX века в Китае началось строительство новых православных храмов: в 1900 году в Харбине был освящён Никольский собор, построенный из дерева в стиле русских шатровых церквей; были заложены церкви при станциях КВЖД (среди которых одной из первых была построена в 1901 году Сергиевская церковь в Имяньпо); приобретён участок и начато строительство подворья миссии с Благовещенским храмом в Харбине.
Восстание ихэтуаней и 222 мученика Китайской православной церкви [ править ]
Тем не менее в 1900 году в Харбине было открыто Благовещенское подворье, а начиная с 1902 года деятельность Пекинской духовной миссии была не только восстановлена, но и получила дополнительное развитие — Начальник Миссии архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был рукоположен в епископа, усилены материальные средства, выделяемые на Миссию (вместо прежних годовых 15 500 руб. назначены 30 000 руб.; кроме того единовременно от Святейшего Синода было выделено 150 000 руб. для восстановления разрушенного «боксерами» зданий и хозяйства).
В 1902 году вместе с епископом Иннокентием в Пекин прибыл новый состав духовной Миссии: 1 архимандрит, 2 иеромонаха, 3 иеродиакона и 30 послушников.
Православие в годы Китайской республики [ править ]
Сложным и вместе с тем плодотворным стал период после 1917 года, когда из России в Китай пришли сотни тысяч православных беженцев, нашедших убежище в Китае. К 1949 году в Китае было построено до 106 православных храмов. После «исхода» русских верующих из Китая в 1949 году в стране оставалось 10 000 православных христиан.
Монастыри на территории Китая [ править ]
До 1967 года в Китайской Православной Церкви действовало восемь монастырей, а также 2 скита. Все они в конце 1960-х годов прекратили своё существование и были разрушены в годы культурной революции.
Положение после 1949 года [ править ]
Ввиду политических обстоятельств, в 1954 году Российская Духовная Миссия в Китае была упразднена. В её ведении к тому времени было более 100 храмов и молитвенных домов; всё её имущество было передано Китайской Народной Республике и посольству СССР. Бейгуань (Северное подворье), где находилось три храма, женский монастырь, большая часть строений, и в состав которой входил исторический участок земли, впервые отведённый в Пекине для нужд православной миссии, в 1985 году отошёл посольству СССР. Главный храм Миссии в честь Всех святых мучеников, близ которого были похоронены начальники Миссии и в котором покоились мощи китайских мучеников и тела членов Императорской семьи, расстрелянных в Алапаевске, был разрушен, поруганию были подвергнуты и прочие храмы. Храмы вне территории посольства ветшали и сносились.
24 апреля 1956 года начальник Отдела культов при Госсовете КНР Хэ Ченсян дал разрешение на назначение архимандрита Василия (Шуана) епископом Пекинским, который должен был также временно исполнять обязанности главы Китайской Православной Церкви. 23 ноября 1956 года Священный Синод РПЦ принял решение о даровании Православной Церкви в Китае автономии и хиротонии во епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана). Последний был рукоположён во епископа Пекинского 30 мая 1957 года в Москве.
После смерти епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана) (1962) и епископа Шанхайского Симеона (Ду) (1965) Китайская Православная Церковь лишилась епископской иерархии. В условиях начавшейся вскоре культурной революции внешняя жизнь КПЦ прекратилась.
Современное состояние [ править ]
В 1986 году была открыта для богослужения Покровская церковь в Харбине, где служил единственный получивший государственную регистрацию православный священник-китаец — протоиерей Григорий Чжу.
31 января 1994 года вступило в силу Положение о регулировании религиозной деятельности иностранных граждан на территории КНР, позволяющее иностранным священнослужителям совершать богослужения по приглашению китайских религиозных организаций при согласии Управления по делам религии при Госсовете КНР. В 1996 году Григорий Чжу получил антиминс и миро от Московской Патриархии и использовал их при богослужении до своей кончины в 2000 году.
17 февраля 1997 года Священный Синод РПЦ постановил:
«Поскольку в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, каноническое управление епархиями Китайской Автономной Православной Церкви осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви — Патриархом Московским и всея Руси. Решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае в рамках, соответствующих китайскому законодательству, поручить председателю Отдела внешних церковных сношений».В сентябре 2000 года в Харбине скончался настоятель Покровского храма города Харбина отец Григорий Чжу, единственный православный священник, официально служивший в то время в Китае.
1 марта 2005 года вступили в силу новые «Положения о религиозных делах», которые расширили религиозную свободу китайских граждан.
9 марта 2008 года, в Неделю сыропустную, клирик РПЦ иерей Алексий Киселевич совершил богослужение в помещении Генерального консульства России в Шанхае, за которым молились и причащались Святых Тайн старейшие священнослужители Китайской Автономной Православной Церкви — иерей Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу. Последним были вручены награды РПЦ в связи с 50-летием со дня дарования автономии Китайской Православной Церкви.
Многократные попытки священника Михаила Ли добиться разрешения совершать богослужения не увенчались успехом, вследствие чего отец Михаил эмигрировал в Австралию, где служит в китайском приходе в юрисдикции Русской Православной Церкви заграницей.
Священный Синод Константинопольской Церкви в 2008 году объявил Китай территорией своей Гонконгской митрополии, включив также в её состав ряд стран Юго-Восточной Азии, что вызвало протест со стороны Русской православной церкви.
В конце 2000-х годов правительство КНР разрешило миссионерскую деятельность православных в Китае на условии, что все миссионеры будут китайцами по национальности.
30 августа 2009 года был освящён храм в честь святителя Иннокентия Иркутского в городе Лабудалинь (Лабдарин) — центре уезда Аргунь-Юци городского округа Хулун-Буир на северо-востоке автономного района Внутренняя Монголия; освящение совершил шанхайский священник Михаил Ван в сослужении настоятеля прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева. Открыт также Храм преподобного Сергия Радонежского в городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун). В Гонконге служит священник Московского Патриархата Дионисий Поздняев, окормляющий приход во имя святых апостолов Петра и Павла.
13 октября 2009 года епископом Егорьевским Марком (Головковым) был освящён Успенский храм, восстановленный на территории российского посольства в Пекине.
В сентябре 2010 года делегация Государственного управления КНР по делам религий посетила Россию в качестве гостей Русской Православной Церкви и познакомилась с Московскими и Санкт-Петербургскими духовными школами для определения места обучения студентов из Китая.
6-7 декабря 2012 года в Гонконге прошли мероприятия, приуроченные к празднованию 300-летия присутствия в Китае Российской духовной миссии. В программе мероприятий — конференция, книжная ярмарка, круглый стол и праздничные богослужения.
С 10 по 15 мая 2013 года впервые в истории состоялся визит Патриарха Московского и всея Руси в Китай. Состоялись встречи Патриарха Кирилла с Председателем КНР Си Цзиньпином и директором Государственного управления по делам религий при Государственном совете КНР Ван Цзоанем. Предстоятель Русской православной церкви совершил божественную литургию на территории посольства России в Пекине, в Покровском храме Харбина и в здании бывшего собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» в Шанхае. Визит Патриарха показал особый уровень российско-китайских отношений в религиозной сфере и придал импульс дальнейшим шагам в процессе возрождения православия в КНР — рукоположению первых священников, а в перспективе регистрации Китайской автономной православной церкви.
Святые [ править ]
Храмы [ править ]
Собор иконы Божией Матери «Споручница грешных» (Шанхай) [ править ]
Архиепископ Шанхайский Симон (Виноградов) в 1928 году впервые обратился к русским православным верующим с призывом собрать деньги для постройки большого православного храма в Шанхае. Несмотря на широкий энтузиазм прихожан, денег удалось собрать крайне мало: благосостояние русских эмигрантов оставляло желать лучшего. Тем не менее, сооружение Собора было постоянной мечтой владыки Симона. Вторично с призывом о сборе средств на Православный храм он обратился в 1930 г. уже глубоко больным человеком. На этот раз был объявлен церковный заем – за каждые 10 долларов взноса было обещано 100 долларов возврата с годовым процентом 6%. Общая сумма займа составила 30.000 долларов. В феврале 1933 г. архиепископ Симон скончался. Претворением его мечты в жизнь занялся епископ Виктор (Святин). Благодаря его энергии и воле, сооружение храма было начато несмотря на весьма скудные средства.
Закладка фундамента Кафедрального Собора «Пресвятой Богородицы Споручницы грешных» была совершена в мае 1933 г. На церемонии закладки Собора присутствовало более 1000 человек: общественные деятели русской эмиграции, члены французского муниципального Совета, руководители китайского города, много иностранцев.
Адрес: Китай, Шанхай, перекресток улиц Синьлэ-лу и Сянъянбэй-лу
Храм Успения Пресвятой Богородицы (Пекин) [ править ]
15 августа 1732 года в Пекине был освящен первый Успенский храм в составе Русской духовной миссии в Пекине, построенный в месте компактного проживания потомков пленных русских казаков-албазинцев. Он был разрушен в июне 1900 года в ходе восстания ихэтуаней.
Возрождающая Русская духовная миссия начала строительство храма Всех Святых мучеников, церкви во имя Серафима Саровского на русском кладбище в районе Аньдинмэнь (ныне парк Циньняньху), надвратной колокольни Миссии; для крестового архиерейского храма во имя Святителя Иннокентия Иркутского перекладывалась Красная Фанза. Но так как строительство этих сооружения требовало времени, решили построить временную Успенскую церковь, вследствие чего поэтому её отличал лаконизм композиции, простота сочленений, простота форм и деталей, отсутствие вычурного убранства.
Адрес: КНР 100600 г. Пекин, ул. Дунчжимэнь Бэйчжунцзе, 4.
Телефон: + (86) 135 526 403 94 или + (86) 135 526 430 74
Электронная почта: uspenie_pekin@yahoo.com
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Харбин) [ править ]
Украинский приход с церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы был основан в Харбине в 1922 году по благословению митрополита Харбинского и Маньчжурского Мефодия (Герасимова) и до 1930 года размещался в здании Украинского Дома в Харбине. После изъятия дома из ведения украинской общины, приход некоторое время арендовал подвальное помещение на Большом Проспекте.
В 1930 году земельное управление выделило общине участок на Старом кладбище Харбина, где находились захоронения русских воинов. Храм был заложен 1 июня 1930 года и построен в византийском стиле по проекту гражданского инженера Ю. П. Жданова на средства прихода и русских жителей Харбина. 14 декабря 1930 года храм был освящен митрополитом Мефодием в честь Покрова Пресвятой Богродицы.
Стоимость постройки составила 32 тысячи иен большую часть из которых приход получил в качестве займа.
Церковь была закрыта в годы культурной революции. В период оттепели реставрирована и открыта для богослужению.
Адрес: Китай, г. Харбин, 266, Дундачжи, р-н Нанган
КИТАЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Из-за сложных исторических судеб и позиции современных китайских властей деятельность Церкви строго ограничена. Религиозное законодательство КНР не позволяет совершать неофициальные богослужения, можно только молиться в домах прихожан. Действующими легально зарегистрированными храмами Китайской Православной Церкви являются Ининский Никольский, Лабудалинский Иннокентиевский, Урумчинский Никольский и Харбинский Покровский. Кроме них на территории Китая также действует ряд приходов и общин для иностранцев, официально не входящих в состав Китайской Церкви.
Архиереев нет. Впредь до избрания Поместным Собором Китайской Автономной Православной Церкви своего Предстоятеля каноническое попечение о приходах на территории КНР осуществляется патриархом Московским и всея Руси.
История Китайской Церкви
Христианство в Китае до XVII в.
Дошедшие до нас исторические источники свидетельствуют о том, что христианство исповедовали в I — II веках и позднее многие народы, населявшие Западный Китай. С началом гонений на христиан в Китайской империи и с утверждением в Западном Китае ислама христианство, казалось, окончательно ушло из страны.
Впервые православные русские люди появляются в пределах нынешнего Китая в XIII столетии, когда по сожжении монголами Киева несколько десятков тысяч пленных было уведено в глубинные районы Азии. Но уже к середине следующего столетия они, не имея связи с родиной и духовной поддержки, совершенно ассимилируются и растворяются в местных племенах. Однако и сегодня еще можно найти в Китае старинные следы христианства, относящиеся к разным периодам истории страны.
Православие в Китае с XVII века до 1917 года
История Православия в Китае начинается с прибытием в острог Албазин старца Гермогена, который в 1671 году с согласия всех албазинцев заложил близ острога монастырь во имя Всемилостивого Спаса, его же стараниями была построена в крепости и церковь Воскресения Христова. В 1685 Албазин был взят и разорён китайцами. После окончательной потери Албазина в 1689 часть албазинцев поселилась в Пекине.
В 1713 году была учреждена Русская Духовная Миссия в Китае, задачами которой первоначально являлись, кроме пастырского окормления православных в Пекине, научная деятельность и осуществление дипломатических функций. После подписания Тяньцзиньского трактата в 1864 году, предоставившего иностранцам религиозные свободы, стала активно развиваться деятельность российских миссионеров.
В XVIII веке Русская Православная Церковь учредила в Китае епископскую кафедру. Мысль о необходимости послать с Миссией архиерея высказал митрополит Филофей, снова управлявший тогда сибирской епархией по кончине митрополита Иоанна (Максимовича). Получив известие о кончине о. Илариона, он писал князю Гагарину:
Мысль святителя была с сочувствием воспринята членами Правительствующего Сената и Святейшего Синода. Первым православным епископом в Китае был назначен свт. Иннокентий (Кульчицкий), однако прибыть в Китай он не смог.
Православие было не единственной христианской конфессией в Поднебесной. Тогда в столице Китайской империи находилось немало иезуитов, которые появились в Китае в начале XVI столетия, а вслед за ними в 1631 году прибыли доминиканцы и францисканцы из Италии, Франции, Португалии. Двадцати французским миссионерам Людовик XIV назначил пансион в 9200 ливров, папские эмиссары получали субсидии и от китайского богдыхана, за что, кроме других работ, с 1708 по 1718 год составили географический атлас китайской империи. К 1723 году в Китае насчитывалось свыше 300 000 католических прозелитов, которые к XVIII веку перевели на китайский язык до 500 книг религиозно-нравственного содержания, в том числе Ветхий и Новый Завет. Представители различных католических конгрегаций добыли себе в Пекине участки земли и на них к 1721 году воздвигли четыре храма. Один из них, северный, находился даже в “красном городе”, возле дворца. Это место иезуиты получили от Канси в благодарность за излечение его от опасной лихорадки. Иезуит Вербье, находясь почти неотлучно при императоре во время его малолетства, истощал всё своё красноречие для обращения Канси, который оказывал большое уважение к “религии Владыки неба”, не возбранял даже принимать её своим подданным, но сам остался и умер в язычестве. Однако при таком выгодном положении в это время в среде католических миссионеров шли сильные раздоры из-за послаблений со стороны иезуитов китайским обычаям. Эти распри подрывали силу и значение католиков в Пекине. Незадолго до назначения о. Иннокентия (Кульчицкого) столицу Китая посетил папский легат Меццабарба с неудавшеюся миссиею по спорным вопросам. Вот в таких условиях Русская Православная Миссия продолжила свою проповедь.
К 1860 году в Китае насчитывалось не более 200 православных, как китайцев и маньчжуров, так и потомков русских «албазинцев».
На вторую половину XIX столетия приходится первоначальный период распространения Православия в Китае за пределы столицы Империи. Русская Духовная Миссия в Пекине в 1864 году была освобождена от обязанностей исполнения дипломатических функций в связи с открытием Русского Посольства. Члены Миссии, ученые и богословы, приступили к трудам по переводам богослужебной литературы на китайский язык. Этот период деятельности Миссии славен также синологическими трудами ее членов, заложивших основу русского китаеведения. Начало XX века – краткий период расцвета Пекинской Миссии. За несколько десятилетий было сделано немало переводов Священного Писания на китайский язык, были переведены основные богослужебные тексты и некоторые труды святых отцов. В те годы Миссия издавала как ученые труды членов Пекинской Миссии, так и церковные книги. В Пекине был основан первый китайский монастырь. В Москве и Петербурге действовали Подворья Пекинской Миссии.
За время существования Русской Духовной Миссии в Китае было возведено тридцать семь храмов (в том числе, храмы в Пекине, Харбине, Тяньцзине, Шанхае, отличавшиеся самобытностью), создано более сорока проповеднических точек, пять епархий (Пекинская, Тяньцзиньская, Синьцзянская, Шанхайская, Харбинская); учреждена православная семинария, двадцать мужских и женских религиозных школ, распространялось религиозное учение, была открыта библиотека, основано издательство и выпускался на русском, английском и китайском языках журнал “Китайский благовестник” (“Чжунго фуынь бао”), проводилась благотворительная деятельность.
В результате т.н. «боксёрского восстания» (1899-1901) из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову.
В 1902 году было принято решение о возведении Начальника Российской Духовной Миссии в Китае архимандрита Иннокентия (Фигуровского) в сан епископа, в обязанности которого входило архипастырское окормление православной паствы, проживающей на всей территории Китая, Монголии, Синьцзяна и Тибета. В том же году Святейший Синод принял решение о канонизации 222-х китайских мучеников, пострадавших от ихэтуаней.
Православие в Китае в период с 1917 по 80-е годы XX века
Сложным и вместе с тем плодотворным стал период после 1917 года. Изгнанничество русской полумиллионной эмиграции в Китае дало обильные плоды святости: чудотворцы нового времени — святитель Иона Ханькоуский и архиепископ Иоанн Шанхайский, благочестивые архипастыри, насельники Харбинских обителей, стяжавшие благодатные дары прозорливости, многие тайные подвижники благочестия, имена которых ведает один лишь Бог. Своё последнее пристанище и упокоение в Китае нашли убиенные в Алапаевске в 1918 году родственники последнего императора Николая II. В Пекине до переезда в Иерусалим своими святыми мощами почивали преподобномученицы Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара (Яковлева).
Трагические революционные события в России и массовая эмиграция из России в Китай прервали миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви в Китае. Духовенство Пекинской Миссии почти не занималось проповедью Православия среди китайцев, а сосредоточило все свои труды на пастырском попечении о русских беженцах.
27 декабря 1945 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви вошли в состав Московского Патриархата дальневосточные епархии на территории Китая согласно просьбам о воссоединении с Матерью Церковью митрополита Харбинского Мелетия и Начальника Миссии архиепископа Пекинского Виктора с их викариями.
Китайская революция 1949 года и последовавшая за ней массовая эмиграция русских беженцев из Китая поставили перед Церковью вопрос о создании Китайской Автономной Православной Церкви. После «исхода» русских верующих из Китая в 1949 году в стране оставалось 10 000 православных христиан.
Новая коммунистическая власть усилила давление на Церковь – в Китае была провозглашена политика государственного атеизма. Русская Православная Церковь была вынуждена покинуть Китай, оставив свою единокровную дочь, Церковь Китайскую, перед лицом страшных событий “великой пролетарской культурной революции”, известной варварским бесчинством хунвэйбинов, разрушением храмов и кладбищ, осквернением мощей и сожжением икон. На несколько десятилетий Церковь в Китае как бы прекратила свое существование – храмы были разрушены, богослужения не совершались более 20 лет.
В 1954 году была закрыта Русская Духовная Миссия в Китае. 24 апреля 1956 года начальник Отдела культов при Госсовете КНР Хэ Ченсян дал своё согласие на назначение архимандрита Василия (Шуана) епископом Пекинским, который должен был также временно исполнять обязанности главы Китайской Православной Церкви. В Отделе культов было высказано мнение о желательности сохранения православного центра КНР в Пекине. Было обещано построить новый храм и жилые помещения для священнослужителей и православных. Отдел культов при Госсовете КНР был извещён о мнении Московской Патриархии по организации управления Православной Церкви в КНР. 23 ноября 1956 года Священный Синод РПЦ принял решение о даровании автономии Китайской Православной Церкви и хиротонии во епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана), которая состоялась 30 мая 1957 года в Москве.
После смерти китайских граждан епископов Пекинского Василия (1962) и Шанхайского Симеона (1965) Китайская Православная Церковь лишилась архипастырского руководства.
«Культурная революция» 1966-1976 годов разрушила институционально молодую Китайскую Автономную Православную Церковь. Были закрыты все православные храмы, многие священники претерпели гонения, ссылки, некоторые были убиты.
Современное состояние православной жизни в Китае
Православие в Китае начало возрождаться с середины 80-х годов XX века. Первым открытым храмом стал Свято-Покровский храм в Харбине. Немногие оставшиеся в Харбине русские и православные китайцы получили разрешение молиться в нём в 1986 году. Настоятелем храма был назначен иерей Григорий Чжу, служивший в Харбине до своей смерти в 2000 году. Сегодня в Харбинском приходе около 120 прихожан, русских из них всего лишь 7 человек. Богослужение совершались по-славянски — китайские богослужебные книги, конфискованные в годы “культурной революции”, не возвращены до сих пор. За богослужением в Харбинском храме возносилось имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В сентябре 1997 года завершена реставрация Свято-Софийского храма, бывшего некогда украшением Харбина.
На территории Автономного Района Внутренняя Монголия, в Трёхречье, проживает около 7 000 православных христиан, в основном русских потомков трёхреченских казаков. Центром их церковной жизни является город Лабдарин. На одной из главных улиц этого города как бы в компенсацию за 18 разрушенных храмов Трёхречья власти возвели новый храм в честь святителя Иннокентия Иркутского, освященный в 2009 году. Однако, за отсутствием священника, регулярных богослужений в нём не совершалось.
В Урумчи в 1986 году трехтысячная община русских, проживающих в Синьцзяне, добилась разрешения на строительство Свято-Никольского храма. Строительство было завершено к 1990 году Богослужения в храме, однако, не возобновились — в Синьцзяне также нет священников. Храм так и остался неосвящённым до сегодняшнего дня. По праздникам и в воскресные дни православные Синьцзяна сами собираются в храм для молитвы. Власти Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР объявили Рождество Христово нерабочим днём для православного населения. В дни Пасхи местные власти устраивают для православных праздничный банкет. В Синьцзяне православные храмы построены также в Кульдже (Инин) и Чугучаке.
В 1993 году состоялся визит в Китай делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем Отдела внешних церковных сношений. С ответным визитом посетила Москву китайская делегация во главе с иереем Григорием Чжу.
Ныне покойный настоятель прихода в Харбине священник Григорий Чжу святое Миро и новый антиминс получил из Московской Патриархии в 1996 году.
В Пекине вокруг территории Посольства России — бывшей территории Русской Духовной Миссии — до сегодняшнего дня живёт около 400 албазинцев. Все они сохранили веру, смогли тайно в годы “культурной революции крестить своих детей и внуков. В Пекине также проживал до своей кончины в 2003 году пожилой китайский священник — протоиерей Александр Ду. Несмотря на преклонный возраст он неоднократно обращался к городским властям Пекина с просьбой открыть для православных пекинцев храм, однако всегда получал отказ.
Около 30 православных китайцев живут в Шанхае. Так же как и в Пекине, власти не соглашаются до сего дня открыть в Шанхае Православный храм. Городские власти Шанхая объявили архитектурными памятниками и взяли под свою охрану два сохранившихся православных храма города — кафедральный собор в память иконы Божией Матери “Споручница грешных” и Свято-Николаевский храм, воздвигнутый в память об убиении Императора Николая II. Рядом с кафедральным собором сохранился архиерейский дом. В самом соборе открыта биржа, а в Свято-Николаевском храме — ресторан.
17 февраля 1997 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил в связи с исполняющимся в 1997 году 40-летнм юбилеем дарования автономии Китайской Православной Церкви в более полной мере осуществлять попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви. Принято было также решение о том, что впредь до избрания Поместным Собором Китайской Автономной Православной Церкви своего Предстоятеля каноническое попечение о приходах на территории КНР осуществляется патриархом Московским и всея Руси.
Константинопольский Патриархат учредил в 1996 году митрополию Гонконга и Юго-Восточной Азии. В 2008 году Священный Синод Константинопольского Патриархата заново определил границы митрополии Гонконга, включив в ее пределы Китайскую Народную Республику, Тайвань и ряд государств Юго-Восточной Азии. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года заявил о нерушимости канонических границ Китайской Автономной Православной Церкви и одобрил позицию по защите прав паствы Китайской Православной Церкви, сформулированную в соответствующем заявлении Священного Синода от 15 апреля 2008 года [1].