есть ли в мужском монастыре женщины
Женщина в мужском монастыре
Как вести себя женщине в мужском монастыре, кто такие трудники и почему здесь можно пропасть
Всему миру известен Бермудский треугольник (район в Атлантическом океане, в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов). Но немногие знают, что в Самаре есть свой мистический треугольник, угодив в который, тоже можно зачароваться и пропасть. Правда, не навсегда. А например, на выходные или на все лето. Расположен он на правом берегу Волги на территории Национального парка Самарская Лука между селами Винновка – Осиновка – Ермаково.
«Самарский треугольник» богат достопримечательностями: современный монастырский комплекс в Винновке, древнейший каменный храм в честь святого Николая Чудотворца в Осиновке и часовня с крестом в Ермаково, где захоронен герой обороны Порт-Артура и талантливый изобретатель Алексей Николаевич Люпов. Думаю, эти памятники интересны не только паломникам, но и светским туристам. Не говоря уже о том, какое удовольствие получаешь, соприкоснувшись с природой Самарской Луки. Пейзажи навевают воспоминания о творчестве Есенина. Кажется, вокруг лишь два цвета – зеленый и голубой. А еще – расплавленное золото, щедро льющееся с небес.
«Благодатные места», – так говорят даже те, кто весьма далек от церковной жизни.
Женщина в мужском монастыре
Свято-Богородичный мужской монастырь Казанской иконы Божьей Матери в селе Винновка построен несколько лет назад. Ранее на этом месте был только центральный Казанский храм. Сейчас комплекс включает в себя три храма, корпус братьев, гостиницу, колокольню, причал и многое другое. Наместник монастыря – игумен Аристарх. Ему 41 год. «Только борода – а глаза молодые», – так с почтительной любовью описывает его паства. Наместник ведет активный образ жизни, сам управляет техникой, садится на самосвал.
В церковной лавке знакомлюсь с Евгенией, которая представляется как «педагог тире продавец». Приятная женщина в белом платочке. Добрые и грустные глаза. Евгения живет в Самаре, а сюда второй год приезжает помогать. Про причины говорит скупо: «Так получилось. »
– Многие здесь с переломанными судьбами. Вообще как к вере приходят? Или с рождения воспитываешься, или уже в зрелом возрасте – через свои тернии.
Накануне был такой случай.
– Пришел мужчина. Грязный, побитый, пахнущий. Спрашивает батюшку Аристарха. А я же из мира, педагогическое образование – мне надо всех учить. Говорю: «Как же вы в таком виде к наместнику?» На службе стою, и тут озарение: «Кто ты такая, чтобы судить? Человек пришел, значит, Господь его прислал. А ты – нос воротишь. Легко любить чистеньких да аккуратненьких. » Я выбежала из храма – нет его. Как я переживала! Еле службу достояла. Иду по дорожке за забором, и он навстречу. Уже чистый и хорошо одетый. Наместник, конечно, его принял. Мне так стыдно было. Говорю: «Простите меня».
В женском монастыре Евгения не прижилась: тяжелый труд и не очень хорошее отношение. А здесь, по ее словам, «ждут, радуются, встречают как дорогих гостей». Женские руки всегда нужны.
Есть нехитрые правила, как вести себя женщине в мужском монастыре.
– Очень скромно, – учит Евгения. – В глаза не смотреть. Не улыбаться, не заигрывать, даже намека такого не подавать. Все с благословения настоятеля. Не надо их смущать, особенно трудников.
Трудник – от слова «труд». Им может стать любой мирянин, попросивший в монастыре приюта. Следующая ступень – послушник, а потом уже в монахи стригут. Монахов сейчас девять человек. Старшему – 54 года, младшему – лет 40. Послушников и трудников – около тридцати, и они самых разных возрастов. Их Евгения и просит особенно беречь от искушения.
– Не поддаваться такому: «Девчонки, а пошли. » Отвечаешь: «Батюшка благословит – пойду». Инициативы никакой. Конечно, тем, кто в советское время воспитывался, трудно перестроиться.
По словам Евгении, паломники бывают периодами. Летом больше – добраться легче. На выходные и праздники тоже много.
– От Самары есть два пути: на машине через Тольятти и Жигулевск (до села ведет асфальтированная дорога) или по Волге, без пробок и пыли (ходит специальный паром). Если кто-то хочет отдохнуть от суеты, то лучше места не найти. Ягоды, травы лечебные, рыбалка для мужчин. Воздух, красота природы, душевный покой – что еще надо человеку?
Идем мимо огорода. Евгения спрашивает у копающегося в земле мужчины: «Володь, не знаешь, где батюшка Аристарх?» – «Отдыхает», – отвечает тот, опершись на черенок лопаты и со спокойным любопытством разглядывая нас. Вокруг – ни одного лица в монашеском облачении. Может, тоже отдыхают?
Вместо отца Аристарха выходит иеромонах Мисаил. На вид лет тридцать. Приветливый и совершенно естественный в общении человек. Если бы не черная шапочка и ряса, ни за что не догадаешься, что перед тобой – священнослужитель. Но это пока не заглянешь в глаза. Про таких говорят: «Лучистый взгляд».
В монастыре отец Мисаил живет шестой год. Учится в семинарии – пятый курс, заключительный. Между прочим, он объясняет мне, что монахи трудятся в рабочей одежде, и я могла просто не обратить на них внимания.
Иеромонах отпирает двери Казанского храма, и мы заходим внутрь. Голос отца Мисаила гулко раздается под расписными сводами. Храм построили в 19 веке по инициативе графини Анны Орловой. В советское время его передали в местный колхоз. Чего здесь только не было: мастерские, амбары. В 2001 году с благословения архиепископа Самарского и Сызранского Сергия начинается его восстановление. А несколько лет назад совместно с прежним губернатором было принято решение – основать здесь монастырь. Владыка Сергий не так часто здесь появляется, но у него есть своя келья. А для паломников и туристов – гостиница.
– А если человек придет к вам без денег?
– Половина из тех, кто здесь проживает, оказались именно в такой ситуации. Они работают во славу Божию и начинают ходить в Храм. Многие святые ведь не заканчивали никаких семинарий. А есть такие смешные мальчишки, которые говорят: «Ну, какой из меня монах? Я – хронический трудник» (улыбается). У кого есть права – сажают на машину, на трактор. У меня высшее авиационное образование – как оно здесь пригодится? Господь дал мне послушание – рыбалку. В монастырях мясо не едят, хотя в виде исключения дают тем, кто трудится на тяжелых работах.
– Наверное, не в каждый монастырь могут попасть мирские. Получается, у вас изначально туристическая ориентация?
Этот вопрос задевает отца Мисаила.
– «Туристический монастырь». – в его голосе ирония.
Иеромонах объясняет, что представления о замкнутости монастырей устарели. И в том, что женщины на территории, тоже ничего страшного нет.
– Конечно, существуют разумные ограничения. На братскую половину не то что женщин – даже мужчин посторонних не пустят. Кроме того, есть места, где монах может уединиться, если что-то вводит его в искушение.
– А мирская может с ним заговорить? Например, если я обращусь, он не ответит, пройдет мимо?
Оказывается, такой вариант возможен.
– Не из-за того, что плохо к вам относится, а что-то личное в душе, – объясняет отец Мисаил.
Интересуюсь, знает ли он о монахе-отшельнике на Лысой горе.
– Я о нем не слышал, – отвечает отец Мисаил. – Но такие люди были и есть. Это подвиг, на который должен благословить старший.
Поднимаемся по крутой винтовой лестнице. Первый раз в жизни я на колокольне. Внизу – декорация к сказке. Плывет белый теплоход. Счастливой «подковой» изгибается речушка – приток Волги. Золотятся под солнцем купола храмов и купели. Колокола оживают и начинают петь. Стоя в центре гулкого звона, испытываешь удивительные ощущения. На мой вопрос: «Где вы научились?» отец Мисаил шутит: «Так и родился с этим уменьем».
Справа – братский корпус и башенка монастырской библиотеки. За оградой – хозяйственные постройки. Скот и живность используется для нужд монастыря. Волга щедро делится рыбой. Словом, есть все для питания тела и духа.
– Мне очень нравится осенью, – говорит отец Мисаил. – Деревья такие ярко-желтые, золотом горят, вода спокойная, гладкая. Есть такая поговорка: «С Богом и на каторге рай». Мы сами придумываем себе ценности, привязываемся к ним и начинаем от них зависеть. А если правильно расставить приоритеты, понимаешь, что хватает малого.
– А вы следите за мирскими новостями или стараетесь жить так, чтобы ничто не смущало?
Отец Мисаил отвечает, что обычно он в курсе событий.
– Братоубийственная война на Украине – опять-таки в силу ложных ценностей. Молодежь не знает истории. Ею очень легко управлять. Сильный вожак – и все. Погибают за какой-то красивый флажок или лозунг. А человеческая жизнь – она же бесценна. Как можно так легко ее отбирать? Совесть – это то, что осталось в нас от Бога. У каждого своя Дорога. У одних короче, у других – длиннее. Но ширину этой Дороги выбираем мы сами.
Опубликовано: Самарские известия от 30.05.2014
СКОРО. Первая книга автора «ИГРА В ПАЗЛЫ» в издательстве «Аквилегия-М».
Роман Анны Штомпель «ДЕВОЧКА ИЗ ГРОЗНОГО, или ИГРА В ПАЗЛЫ» опубликован в журнале «Русское эхо», №5 (124) и №6 (125) за 2017 г. (литературно-художественный журнал самарского отделения Союза писателей России).
С иллюстрациями к сказке Анны Штомпель «МАСТЕР МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ» художница Светлана Сапсай вышла в финал международного конкурса «Открытая Евразия 2017».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Церковные правила и традиции, запрещающие пребывание в обителях лиц другого пола и детей
Церковные правила и традиции, запрещающие пребывание в обителях лиц другого пола и детей
Монастырские уставы в одинаковой степени распространяются и на мужские и на женские обители, независимо от содержания канонического определения. Для непреткновенного стяжания евангельского совершенства (что является целью монашеского жития) вместе с подвижничеством необходимо всеми возможными способами уклоняться от соблазнов. Уже самые первые монастыри (преподобного Пахомия Великого) ограждались стеной, чтобы как можно меньше сталкиваться с миром. Как в мужских, так и в женских обителях очень рано появляются правила, ограничивающие вход или пребывание внутри монастырской ограды посторонних лиц, поскольку сакраментальное, таинственное духовное делание возможно только в уединении. Внутри монастыря выделяется особая территория, предназначенная только для братии, а гостиницы для паломников строятся обязательно вне стен обители.
На Святую Гору Афон издревле запрещалось приезжать женщинам, а впоследствии и рабочий скот стали завозить туда только мужского пола.
Монастырские правила строго запрещают вход в обитель юного отрока, не имеющего бороды, даже если он является сыном, братом или другим родственником кому-либо из монахов. Строгие канонические прещения и наказания предписываются приведшему его, а также начальствующим в монастыре, если они знали о приходе отрока и не поспешили предотвратить его приход. Это запрещение общее, распространяющееся на любой случай введения за монастырскую ограду безбородого отрока, с целью обучения или исполнения каких-либо работ. Для отроков, желающих монашествовать, устанавливаются особые условия пребывания в монастыре. Еще со времени преподобного Пахомия Великого (с начала IV века) при монастырях устраивались школы для детей, но учащихся держали отдельно от монастырской братии, в особом корпусе-школе за оградой монастыря, под строгим наблюдением опытнейшего в духовной жизни старца.
Подобные правила имеются и для женских обителей. Запрещается входить и оставаться на ночлег внутри монастыря любому мужчине (женатому или неженатому, мирянину или монаху), независимо от его возраста, а также погребать мужчин в ограде монастыря. Исключения делаются в следующих случаях: 1) посещение один или два раза в год близкими родственниками; 2) посещение врачом столько времени, сколько необходимо для лечения; 3) пребывание священника для совершения литургии и других Таинств. Обычно иерей, старец преклонного возраста, останавливается в домике вблизи монастырских ворот; 4) посещение местным епископом для выполнения канонических пастырских обязанностей; 5) посещение мужчин для производства некоторых работ, которые не под силу монахиням по естественным причинам, например строительные и связанные с ними работы, погребение и тому подобное; 6) посещение мужчинами богослужения в праздничные дни.
Ниже приводятся некоторые цитаты на данную тему из авторитетных источников.
Правило 18-е VII Вселенского Собора
Толкование Зонары: И третье правило Перваго Собора и пятое Шестаго ведут речь о сожительствующих женщинах. И это правило запрещает в епископии, или в мужском монастыре жить женщине, и повелевает подвергать епитимии того, кто держит для какого либо дела женщин в епископии, или в монастыре; а если не изгонит их, то посвященных лиц подвергает и извержению. Но правило хочет, чтобы и в загородные домы, где есть в услужении женщины, епископ или игумен приходили не иначе, как если оне удалятся в другое место, пока не возвратятся оттуда епископ, или игумен. Должно прочитать еще 19-е правило Анкирского Собора.
Толкование Аристина: Женщинам не должно пребывать в епископиях, или в монастырях. Итак, если кто дерзнет на это, да подвергнется епитимии, а если упорствует, да будет извержен. Но и там, где проходит мимо епископ, или игумен, ни одна женщина не должна служить и являться, но должна удаляться в особое место до отбытия.
Правило 20-е VII Вселенского Собора
Правило 47-е VI Вселенского Собора
Из ответов Московского Стоглавого Собора 1551 г.
Глава 49. О святых честных монастырех о том соборный ответ по священным правилом:
А жонкам и девкам по келиам не ходити и в келии их не пускати. А у которых попов или у диаконов, или у чернецов увидят или вымут жонку или девку в келие, и тем попом и диаконом изверженым быти от священства по священным правилом, а простым чернецом отлученным быти от всякиа святыни по тем же священным правилом.
Глава 82. Ответ о том, что впредь чернецом и черницам в одном манастыре не жити:
Из решений Первого Всероссийского съезда
монашествующих 1909 года
Правило 11-е святого Никифора Исповедника,
Правило 17-е святого Никифора Исповедника,
Правило 23-е святого Никифора Исповедника,
Из правил преподобного Антония Великого
4. С отроком и юношей остерегайся начинать беседы, или устанавливать знакомство.
9. С мирскими людьми не встречайся (дословно не примешивайся) совершенно и не подражай фарисею, который все делал напоказ.
10. Женщине к себе подходить не позволяй, и не допускай, чтобы она вступала в твое жилище.
11. Родственников твоих не посещай, и не позволяй, чтобы они взирали на тебя, и не приходи к ним.
16. С отроком не говори никогда, поскольку он будет тебе в преткновение.
Из устава святителя Василия Великого
Надобно удаляться от всего того, что приближаясь к нам, приводит нам на память страсти, тревожит и смущает разсудок и производит в душе брани и борения. Ту брань, которая невольно постигает нас, выдерживать дело благоразумия и мужества; но весьма безразсудно воздвигать против себя брани произвольно. В невольной брани получит может быть прощение, если кто и побежден бывает (только да не встретится сего с христианскими подвижниками); а побеждаемый в брани произвольной, сверх того, что бывает осмеян, лишается извинения.
Посему надобно всего больше избегать бесед и свиданий с женщинами, если не принуждает к свиданию неминуемая какая нибудь необходимость. Да и при встретившейся необходимости надобно как можно скорее поспешить расходиться с ними.
А если кто говорит, что от свидания и долгаго сожительства с женщинами не терпит вреда; то он или не имеет в себе мужской природы. или если имеет, то будучи погружен в страсти, не чувствует сего по подобию упившихся, или сумашедших, которые в самых тяжких страданиях почитают себя нестраждущими. Но уступим слову, чуждому всякого разума, а именно, будто иный не уязвляется мужскою страстью. Если сам он и не подлежит уязвлению, то не легко ему уверить других, что точно неуязвим. А соблазнять многих, не имея при сем в виду никакого добраго дела, почитаю небезопасным для поступающаго так. При том должно принять во внимание и другое нечто, а именно: хотя мужчина и не терпит вреда от помыслов, но не будет уже спорить с ними в разсуждении женщины, что она также изъята от телесных страстей. Напротив того, будучи слаба разсудком и склоннее к страсти, она нередко терпит уже некоторый вред от того, кто неосторожно имел с нею свидание. И кто сам не уязвляется, тот часто уязвляет, хотя и не знает того. Женщина, часто приходя к подвижнику под видом духовной любви, начинает впивать в себя грех посредством очей, похотливыми глазами пожирать наружность ближняго и нечистыми помыслами растлевать внутреннюю деву. 21
Из жития преподобного Саввы Освященного
Из завещания преподобного Феодора Студита
Из устава преподобного Ефросина Псковского, чудотворца
Из устава преподобного Иосифа Волоцкого
Женщины в мужских монастырях
На заре монашества множество женщин-христианок совершали подвиг девства в самом, казалось бы, неподходящем для этого месте — среди мужчин. Подвизаясь в мужских монастырях, они всецело отказывались от собственного пола ради спасения души.
Истории о женщинах, живших в мужских монастырях, были очень популярны у массового благочестивого читателя в VI-VII веках. Одна из них повествует о римской девице Евгении, дочери Филиппа, египетского наместника императора Коммода. Евгения имела множество знатных женихов, но чтение Посланий апостола Павла произвело на неё настолько глубокое впечатление, что девушка ушла из отчего дома. Встретив по дороге евнухов Иакинфа и Протасия, Евгения добралась с ними до монастыря, основанного епископом Елием. Она переоделась в мужскую одежду и, представ перед монастырской братией, не вызвала у них ни малейшего подозрения. В её житии подчёркивается, что Евгения была «юноше подобна одеянием и остриженными власы». К слову, молодых мужчин с тонкими чертами лица в античном Египте было немало, о чём можно судить по некоторым файюмским портретам.
Евгения ревностно работала в монастыре и настолько преуспела в послушаниях, что по смерти настоятеля даже была избрана на его место. Но однажды «инока Евгения» обвинили в дурном поступке, и тогда девушка явилась к своему родному отцу, наместнику Филиппу, и рассказала ему обо всем, что с ней произошло. Впоследствии она основала женский монастырь. Во время гонений при императоре Галлиене Евгения удостоилась венца преподобномученицы (день памяти — 6 января по новому стилю).
«Замаскированные» девы
Долгие годы выдавала себя за мужчину и святая Мария (память совершается 25 февраля), широко почитавшаяся как в западной, так и в восточной частях христианского мира. Её житиё было написано в Сирии в VI или VII веке. Когда её отец Евгений ушёл в монастырь, девушка коротко состригла волосы и, приняв мужское имя Марин, последовала за ним. Смиренный и добродетельный брат Марин пользовался уважением у монахов. После смерти отца Мария взяла на себя дополнительные подвиги, за что Бог послал ей дар исцеления. Однако Марии-Марину пришлось перенести особое искушение. Дочь хозяина гостиницы, где Мария однажды переночевала, обвинила «инока Марина» в своей беременности. Мария могла легко опровергнуть данное обвинение, однако это означало бы для неё разоблачение. Поэтому она вынесла наложенное на неё наказание и даже взялась воспитывать ребёнка грешной девицы, живя у монастырской стены. Истинный пол святой Марии открылся лишь после смерти, когда её тело готовили к погребению.
С обвинением в совращении девушки столкнулась и жившая в V веке Аполлинария, ушедшая в монастырь дочь римского императора Антемия. Она выдавала себя за инока Дорофея до самой смерти.
Преподобную Евфросинию, подвизавшуюся в монастыре аввы Феодосия, вынудило уйти из мира настойчивое желание её отца Пафнутия выдать дочь замуж.
«Я укроюсь в мужском монастыре, выдав себя за евнуха. И никто не заподозрит, что я женщина», — решила девушка.
В монастыре её знали под именем отрока Смарагда. Даже её отец, посещавший монастырь, поверил, что перед ним другой человек. Только спустя 38 лет Евфросиния, лёжа на смертном одре, открылась отцу, чтобы тот «не печалился больше о своей дочери».
Святая Анастасия некогда блистала при дворе императора Юстиниана и столкнулась с враждой императрицы Феодоры. Она приняла решение уйти из мира и 28 лет выдавала себя за мужчину в ските аввы Даниила.
Известны и другие имена святых женщин, спасавшихся в мужских монастырях: Феодора Александрийская, Аматалида, Таора, Мелания, Анастасия Патрикия, Илария, Пелагия Антиохийская, Матрона Пергская и другие.
«Жены, победившие природу»
Феномен «перевоплощения» женщин в мужчин давал пищу для многих искушении и спекуляций. Так, житиё преподобномученицы Евгении вкратце пересказал философ Василий Розанов в своей книге «Люди лунного света», изданной в 1911 году. В этом трактате автор обосновывал существование «третьего пола», представителей которого он называл «муже-девами». Из свойственной этим людям «бессеменности» Розанов выводил многие характерные особенности христианской религии. Говоря современным языком, философ описывал явление психофизиологической асексуальности, которую сегодня относят к одной из «граней» ЛГБТ-движения.
В поведении святых женщин действительно внешне можно усмотреть сходство с пресловутым «отказом от собственного гендера». Однако смысл их христианского подвижничества было совершенно иной. Переодеваться в мужчин их заставлял не сексуальный и не социальный, а духовный стимул. Кандидат исторических наук Анастасия Рышковская с соавторами называет это явление «ментальным переворотом». В статье «Особенности реализации христианского девства в миру и иночестве в ранневизантийский период» исследовательница подчёркивает, что в основе решения первых великих подвижниц уйти из мира лежали «религиозные и духовные причины».
Переодевание было внешним способом приближения к аскезе. Только в таком виде женщины имели возможность поменять свой образ жизни. Селиться в египетской пустыне в одиночестве, подобно первым монахам-мужчинам, они не могли, так как это было непосильно и опасно для женщин. Женские же монастыри исторически возникли позже мужских, и во многих местностях их просто не было.
«В таких случаях женщины были вынуждены пойти на грех обмана, только ради того, чтобы иметь возможность исповедовать то, чего требовала их душа», — отмечается в статье Рышковской.
Кроме того, в представлении христиан той эпохи «совершенный» разум приравнивался именно к «мужскому». В подобном духе поучал паству, например, епископ Еленопольский Палладий, автор сборника «Лавсаик». По этой же причине не могло быть обратных случаев — тайного проживания мужчин в женских монастырях.
Существование рядом с мужчинами на положении инкогнито для христианских дев было способом более полной степени отказа от своего пола. Игумены часто зачитывали такие жития с воспитательной целью — они показывали, что даже слабые по природе женщины способны превзойти в подвигах нерадивых иноков-мужчин.
Конец «переодеваний»
Истории о пребывании в монастырях в мужском облике встречаются в жизнеописаниях святых жён вплоть до IX века, хотя формально это было запрещено 13-м правилом Гангрского собора (IV век): в «Славянской кормчей» данный пункт излагался следующим образом: «Аще которая жена мнящися воздержания ради пременит одеяния, и в обычного место жёнам одеяния, в мужескую одежду облечется, да будет проклята».
Канонизация святых Евгении, Марии и других жён состоялась, так как их подвижничество было признано не «мнимым», а настоящим.
На VI Вселенском соборе в 680-681 годах церковные правила были ужесточены, Полностью запрещалась ночёвка мужчин в женских монастырях и женщин — в мужских.
Во втором тысячелетии христианской эры переодетых женщин в монастырях почти не встречалось. В Русской православной церкви чуть ли не единственным исключением была Досифея, затворница Киевская. В возрасте 15 лет в 1736 году, не желая выходить замуж, она пришла в Троице-Сергиеву лавру под видом «крестьянского сына Досифея». Именно эта святая впоследствии благословила на подвижничество Серафима Саровского. Только после смерти «отшельника Досифея» в 1776 году его истинный пол стал известен.
Примечательно, однако, что даже в XX веке у мужчин-монахов иногда закрадывались подозрения, что в их среде могут находиться женщины. С недоверием братии столкнулся, например, подвизавшийся в советское время монах Леонид, «убогий от чрева матери», который внешне был похож на престарелую женщину.
«Из-за этого у него всегда были проблемы в мужских монастырях, а в одном из них его так даже и «проверяли». Он вспоминал об этом со слезами», — рассказывала православная писательница Олеся Николаева.
Аналогичные слухи недоброжелатели сегодня распространяют в Сети об известном афонском иеросхимонахе Рафаиле (Берестове), имеющем характерную внешность. Однако, учитывая, насколько строго на Афоне соблюдается запрет на присутствие женщин, данная версия не выдерживает критики.
Журнал: Загадки истории №31, июль 2020 года
Рубрика: Религии мира
Автор: Тимур Сагдиев