и я лернер и м н скаткин предложили выделить следующие методы обучения
Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся (авторы И.Я Лернер, М.Н.Скаткин).
Эту классификацию еще в 1965 году предложили И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их учебной деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся и должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; метод проблемного изложения; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.
Сущность объяснительно-иллюстративного метода выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти. Здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.
В репродуктивном методе обучения выделяют следующие признаки: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; необходимая прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения знаний. Основное назначение этого метода – формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения действий, отдельных упражнений при решении задач; освоении инструкций, алгоритмов, образцов практических действий. Главное преимущество этого метода, как и рассмотренного выше объяснительно-иллюстративного метода, экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объёма знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.
Оба эти метода не гарантируют развития творческих способностей обучающихся.
Метод проблемного изложения (или проблемный метод) является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определённом этапе обучения учащиеся ещё не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала и до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. Другими словами, основное назначение метода заключается в раскрытии педагогом в изучаемом учебном материале различных проблем и показе способов их разрешения. При этом деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении, запоминании и воспроизведении готовых научных выводов и способов действий, но и в прослеживании за логикой доказательств, за развертыванием учителем мыслительных операций (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление доказательств и др.).
Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно; учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают вместе с учителем и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель – учащиеся – учитель – учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть – учащиеся добывают самостоятельно отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания, или работая над компьютерными программами. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа. Деятельность учащихся заключается в активном участии в эвристических беседах, овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее разрешения.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что: учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, исследовательским характером; учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Способы учебно-познавательной работы учащихся перерастают в научно-исследовательские умения. Основное содержание этого метода заключается в обеспечении учителем условий для развития у учащихся мотивации поисково-творческой деятельности, овладения ими методами научного познания, способами творческой деятельности. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, разработки исследовательских заданий, нахождения способов их решения и проверки полученных данных и др. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний, поэтому его недостатками являются значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.
Кратко информация представлена в таблице:
Методы обучения по характеру познавательной деятельности учащихся | ||||
Суть | Метод и его назначение | Деятельность педагога | Деятельность учащегося | Уровни умственной деятельности ученика |
ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ –процесс передачи известных готовых знаний. | Объяснительно – иллюстративный (организация усвоения информации учащимися и обеспечение ее успешного восприятия) | Сообщение учебной информации различными средствами: использование беседы, различных пособий, видеоматериалов, опытов и т.д. | Восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации | Узнавание |
Репродуктивный (формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний) | Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций и программированного обучения | Овладение приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладение алгоритмом практических действий | Воспроизведение | |
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ –процесс активного поиска и открытия учащимися новых знаний. | Проблемного изложения (раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения) | Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед учащимися, их постановка в процессе проведения опыта, наблюдений и др. | Прослеживание за логикой доказательств, за движением мыслей учащегося | Применеие |
Частично – поисковый (постепенная подготовка учащихся к самостоятельной постановке и решению проблем) | Подведение учащихся к постановке проблемы, нахождению доказательств, выводов из приведенных фактов и т.д. | Активное участие в эвристических беседах, овладение приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д. | Применение творчество | |
Исследовательский (обеспечение организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем) | Предъявление учащимся новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий и т.д. | Освоение учащимися приемов самостоятельной постановки проблем, нахождение способов их решения и т.д. | Творчество |
5) XXвек характеризуется поиском новых методов обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Показателями такой активизации являются устойчивый интерес обучающихся к знаниям и их самостоятельность осуществления разнообразных видов деятельности. Новые методы обучения получили название активных, или инновационных.
Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, то есть знать их сравнительные возможности.
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
1. Соответствие методов принципам обучения;
2. Соответствие целям и задачам обучения;
3. Соответствие содержанию данной темы;
4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива;
5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;
6. Соответствие возможностям самих учителей (опыт, теоретическая и практическая подготовленность, личностные качества учителя и прочее).
Что такое методы Лернера и Скаткина: какова их роль в названной классификации
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Существует огромное количество различных методов обучения. Но система Исаака Яковлевича Лернера известна практически любому педагогу. В научных кругах имя этого автора упоминается чуть ли не в каждой работе. Период творчества И. Я. Лернера, несомненно, можно отнести к наиболее ярким страницам отечественной дидактики.
Ученых, способных к обобщениям, которые на протяжении длительного времени сохраняют свою значимость, принято называть классиками своей науки. И.Я. Лернер в этом смысле – «типичный классик», к идеям которого отечественная педагогика всегда будет обращаться.
Творческие искания И.Я. Лернера основаны на собранном им материале из опыта преподавания истории. На этом построена заслуживающая интереса систематизация способов обучения, авторами которой стали советские дидакты И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. А используется она до сих пор.
Что такое система Лернера и Скаткина
От того, что способов обучения огромное количество и они имеют множественную колляцию, то их дозволено классифицировать, руководствуясь несколькими основаниями. К примеру, по характеру взаимной деятельности педагога и учащихся. Здесь особенно популярна систематизация различных подходов к обучению И.Я. Лернера-М.Н. Скаткина, которая состоит из следующих методов:
Как работают различные подходы к обучению
Исаак Яковлевич Лернер (1917-1996) и Михаил Николаевич Скаткин (1900-1991) впервые придумали выделить пять способов обучения (систематизация согласно виду познавательной деятельности). Задача каждого заключается в том, чтобы дать качественные знания и повысить степень активности и автономности учащихся в их учебной деятельности.
Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) способ обучения заключается в том, что через него обучающийся тренирует память и углубляет познания. Минусом является то, что метод не дарит того восторга от исследовательской работы и не продвигает метафорическое мышление, потому что он по сути является прямой коммуникацией между учеником и учителем.
Данный способ охватывает: демонстрацию, лекцию, разбор литературно-тематических материалов, радио- и телевизионные выпуски, применение дидактических машин и т. п.
Giphy
Репродуктивный метод заключается в точной передаче учеником конкретных действий по заранее данному учителем алгоритму. Используется для приобретения обучаемыми определенных программой умений и навыков.
Проблемный способ хорош тем, что педагог даёт своему ученику какую-то задачу, которую он должен выполнить и таким образом усвоить материал. Это происходит основным образом на лекции, в ходе исследования или изучения чего-либо, во время работы с книгами, экспериментирования, экскурсий. Благодаря качественному алгоритму работы, заданному преподавателем, учащиеся быстро получают опыт логичного, скептического мышления.
Частично-поисковый или эвристический способ имеет в своей основе конкретное действие со стороны учеников. Это может быть, скажем, их независимая деятельность, лекция по определенной теме, планирование, подготовка и ведение проекта и т. п.
Хорошо, когда педагог сознательно предоставляет все шансы участвовать своим ученикам в работе на различных этапах научного изыскания. Это может быть разработка проекта исследования, либо составление протокола контроля над экспериментом. Таким образом они получают возможность узнать конкретные моменты исследовательской работы.
Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels
Огромную роль в обучении играет исследовательский способ. Благодаря этому подходу учащийся понемногу изучает тезисы и этапы научного изыскания, постигает литературу согласно проблематике исследуемой задачи, разрабатывает проект изыскания, проверяет догадки и оценивает полученные итоги и выводы.
Лернер и Скаткин считали, что такая систематизация способов обучения показывает постепенный переход от методов, полагающих относительно небольшую автономность учащихся, к методам, основанным на их полной независимости и умению работать самостоятельно.
Эта систематизация способов обучении основана на определении ресурсов передачи информации и знаний: вербальных, наглядных и фактических.
Плюсы и минусы методов обучения по Лернеру и Скаткину
Объяснительно-иллюстративный способ является одним из особенно результативных методов передачи информации, зато он не формирует умения и умения применять полученные познания: метод применяется для получения этих знаний учащимися.
Фото автора Vlada Karpovich: Pexels
Сущность репродуктивного способа обучения заключается в повторении определенной деятельности, которое полностью следует указаниям педагога. Действие преподавателя заключается в создании и распространении шаблонов, а действие обучающегося в выполнении определённых манипуляций в соответствии с этим шаблоном.
Сущность способа проблемного изложения материала состоит в том, что педагог ставит перед адептом задачу. Но для обнаружения правильного ответа часто из-за возникающих возражений указывает метод ее решения сам.
Квинтэссенция частично-поискового (эвристического) метода заключается в том, что педагог разбивает проблемную задачу на подзадачи, а учащиеся предпринимают индивидуальные шаги параллельно поиску решения.
Всякий шаг полагает творческое действие, зато целостного решения задачи пока нет – этот ориентир достигается через эксперименты и строго контролируется педагогом. Подобные изыскания направлены на обеспечение творческого использования познаний: учащиеся овладевают научными способами знания, у них формируется навык поэтапной деятельности.
Исследовательский метод хорош в том случае, когда учитель предлагает учащимся разного рода познавательные задачи, которые они решают по собственному сценарию, используя подходящие для этого действия приемы.
Фото: @pixabay
Этот метод создан, чтобы обеспечить развитие у обучаемых навыка, который поможет уместно и творчески применить полученные теоретические знания. При этом они овладевают всеми им доступными научного познания и углубляют личный опыт экспериментальной, интересной деятельности.
Каждому методу – свое время и место
Компетентный педагог всегда соотносит всякий учебный акт с требованиями и мотивами учащихся. Согласно этой систематизации, методы обучения различаются в зависимости от направления познавательной деятельности учеников в процессе усвоения различного, соответствующего материала и взглядов педагога, организующего это разнообразие деятельности среди тех, кому он преподает.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
36. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Существует несколько классификаций методов обучения.
I . Наиболее известная из них – классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скатнина:
1) По характеру познавательной деятельности: выделяют следующие методы обучения:
эвристические; исследовательские; объяснительно-иллюстративные; проблемные; репродуктивные.
2) При эвристическом методе обучения учитель организует поиск новых знаний с помощью: подведения учащихся к постановке задачи; расчленения задачи на шаги; привлечения учащихся к участию в эвристической беседе; направления учащихся на овладение приемами поисковых действий.
3) При исследовательском методе учитель вместе с учащимися формирует задачу, в ходе которой ученики овладевают методами научного познания. При этом используются приемы: постановка совместно с учащимися исследовательских задач; организация исследовательской деятельности учащихся; направление учащихся на нахождение способов и приемов решения задач.
4) При объяснительно-иллюстрированном методе учитель передает учащимся информацию в «готовом» виде, используя различные средства обучения: объяснение; сообщение; рассказ.
5) При проблемном методе учитель создает и разрешает совместно с учащимися сложные ситуации. В данном случае необходимо использовать следующую методику: вычленить из учебного материала вопросы, которые могут стать предметом проблемной ситуации; подготовить противоречие; поставить себя на место учеников для оценки создавшейся ситуации; определить пути решения проблемной ситуации.
6) При репродуктивном методе учитель добивается от учащихся запоминания и последующего воспроизведения учебного материала, используя следующие методы: опрос по ранее изученному материалу; различные виды упражнений и показ алгоритмов их решения; многократное воспроизведение пройденного материала учащимися; выполнение упражнений учащимися.
7) По дидактическим целям методы обучения разделяются на несколько видов: методы приобретения новых знаний; методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
8) К группе методов приобретения новых знаний относятся:
— методы устного изложения;
9) Группу методов формирования умений и навыков составляют:
СЛАСТЕНИН В. А., ИСАЕВ И. Ф., ШИЯНОВ Е. Н.
О классификации методов обучения И. Я. Лернера
И М. Н. Скаткина
С нашей точки зрения, более рациональной и обоснованной является классификация методов обучения, предложенной И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным. Она разработана ими в соответствии с концепцией содержания образования. Авторы считают, что каждому элементу содержания образования соответствуют свои методы обучения. Они определяют их как систему последовательных действий учителя, организующих и обусловливающих познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению всех элементов содержания образования для достижения целей обучения.
В системе общедидактических методов обучения И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделили две группы: репродуктивные (информационно-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). Специфика этих методов обучения, связанная с деятельностью учителя (преподавание) и деятельностью учащихся (учение), представлена в таблице.
Методы обучения и характер деятельности
Учителя и учащихся
(по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину)
Метод обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1. Информационно-рецептивный метод | Предъявление информации. Организация действий ученика с объектом изучения | Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание (преимущественно произвольное) |
2. Репродуктивный метод | Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль выполнения | Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (учителем, книгой, техническими средствами). Произвольное и непроизвольное запоминание (в зависимости от характера задания) |
3. Метод проблемного изложения | Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения | Восприятие знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль степени убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание (в значительной степени непроизвольное) |
4. Эвристический метод | Постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций) | Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельная мотивировка |
5. Исследовательский метод | Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль хода решения | Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов |
Метод обучения, как видно из таблицы, может играть определяющую и вспомогательную роль, служа средством реализации другого метода. Каждый метод предусматривает особый вид обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся, а также ведет к специфическому результату – усвоению соответствующего ему вида содержания.
Методы обучения имеют различные формы воплощения и средства реализации.
Информационно-рецептивный метод и метод проблемного изложения могут быть осуществлены посредством устного слова, чтения учебника, с помощью кино и телевидения, других изобразительных средств, предъявления алгоритмов.
Репродуктивный метод предполагает повторение учащимися предварительно показываемых учителем способов деятельности (на вербальном и образном материале, практическими действиями с предметами и знаковой системой).
Эвристический и исследовательский методы включают конструирование, проектирование, планирование и проведение эксперимента, решение поисковых задач.
Названные методы являются общими для обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают свою специфическую форму[38].
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
КРИВШЕНКО Л. П., ВАЙНДОРФ-СЫСОЕВА М. Е. И ДР.
В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. При их отборе преподаватель сталкивается со значительными затруднениями. В этой связи возникает потребность в классификации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.
Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.
Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов обучения.
Классификация методов обучения по уровню активности учащихся (Е. Я. Голант). Это одна из ранних классификаций методов обучения. Согласно этой классификации методы обучения делятся на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельности. К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение), к активным – методы, организующие самостоятельную работу учащихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).
Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Н. М. Верзилин, Е. И. Перовский, Д. О. Лордкипанидзе).
Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют:
словесные методы (источником знания является устное или печатное слово). Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой;
наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). Усвоение учебного материала находится в зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Наглядные методы делятся на две группы: метод демонстраций и метод иллюстраций;
практические методы (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий). Главное назначение этой группы методов – формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятсяупражнения, практические илабораторные работы.Эта классификация получила довольно широкое распространение, что связано, очевидно, с ее простотой.
Классификация методов обучения по дидактической цели
(М. А. Данилов, Б. П. Есипов).
В данной классификации выделяют следующие методы обучения:
– методы приобретения новых знаний;
– методы формирования умений и навыков;
– методы применения знаний;
– методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.
В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий больше отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. Например, если ставится цель познакомить учащихся с чем-либо, то для ее достижения педагог, очевидно, будет использовать доступные ему словесные, наглядные и другие методы, а для закрепления предложит учащимся выполнить устные или письменные задания. При такой классификации методов устраняется в известной степени разрыв между отдельными их группами; деятельность преподавателя направляется на решение дидактических задач.
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся.
И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептив-ные), репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследовательские.
Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Ю. К. Бабанский).
Согласно этой классификации методы обучения делятся на три группы:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Бинарная классификация методов обучения, основанная на сочетании способов деятельности преподавателя и учащихся (М. И. Махмутов).
В основу бинарных и полинарных классификаций методов обучения положены два или более общих признака. Бинарная классификация методов обучения М. И. Махмутова включает две группы методов:
1) методы преподавания (информационно-сообщающие; объяснительные; инструктивно-практические; объяснительно-побуждающие; побуждающие);
2) методы учения (исполнительные; репродуктивные; продуктивно- практические; частично-поисковые; поисковые).
Классификацию, основанную на четырех признаках (логико-содержательном, источниковом, процессуальном и организационно-управленческом), предложил С. Г. Шаповаленко.
Существуют и другие классификации методов обучения.
Как видим, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. Наличие различных точек зрения на проблему классификации методов обучения отражает объективную, реальную многосторонность методов обучения, естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них[39].
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
СИТАРОВ В. А.
ДИДАКТИКА
Классификация методов обучения М. И. Махмутова[40]
Представляет существенный теоретический и практический интерес достаточно аргументированная и научно-обоснованная классификация методов обучения, предложенная известным ученым М. И. Махмутовым, который исходит из того: что в дидактике различаются понятия «преподавание» и «учение» и соответственно понятия «метод преподавания» и «метод учения», которые в совокупности составляют «бинарные методы обучения».
На основе анализа передового опыта и теоретических исследований автор формулирует пять методов преподавания и пять соответствующих им методов учения.