идеи развивающего обучения разрабатывались в работах

Сущность развивающего обучения

идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Смотреть фото идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Смотреть картинку идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Картинка про идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Фото идеи развивающего обучения разрабатывались в работах Светлана Курик
Сущность развивающего обучения

В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в разработках И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно этой гипотезе, знания являются не целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.

Идеи Л. С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным и др. В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности.

Дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается движущей силой психического развития ребенка, становления у него всех качеств личности. В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.

Под развивающим обучением, по мнению В. В. Давыдова, понимается активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающим миром и средой.Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:

— вне деятельности нет развития;

— знание воспитанниками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;

— воспитанник становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.

— Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление воспитанниками возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой задач, выбора «пространства» деятельности;

— Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий;

— Использование в образовательном процессе различных источников информации, в том числе материалов разных авторов, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную деятельность воспитанников.

В ходе решения определенной задачи может возникнуть ситуация, когда все имеющиеся у детей способы действий оказались непригодными. Требуется особое искусство педагога, чтобы создать ситуацию, в которой найдется хотя бы один догадливый воспитанник. Педагог задает наводящие вопросы, но не дает прямого ответа. Педагог строит целую серию ситуаций, требующих догадки. Каждый ребенок за счет рефлексии догадок «упражняется в прорывах».

Таким образом, отметим,что:

2. Ориентация на завтрашний день развития ребенка: необходимо вызвать к жизни те процессы, которые лежат в зоне ближайшего развития.

4. Цель деятельности- усвоение способа действий, усвоение теоретического основания, на котором строятся способы действий, то есть усвоение принципа построения действий.

5. Овладение способом решения важнее, чем факт овладения материалом. Общий принцип действия не усвоить через показ и проверку. Его нужно извлечь из способов и обобщить, то есть провести элементарное исследование, формирующее теоретическое мышление.

6. В развивающем обучении основные методы связаны с организацией деятельности детей.

7. В развивающем обучении основной формой является коллективно-распределительная деятельность

9. Процесс обучения построен на принципе сотрудничества.Широко используется все три вида общения:

а) сотрудничество детей между собой;

б) детей с воспитателем;

в) ребенка с самим собой, меняющимся в процессе обучения.

Таким образом, весь процесс познавательной деятельности в развивающем обучении основан на организации радостных переживаний познания, на коллективном труде, на самопознании и самореализации, на организации успеха.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развивайся и играй» Конспект коррекционно-развивающего занятия. «Развивайся и играй» Автор: Шлокина Ольга Сергеевна, Педагог-психолог МБОУ «Бейская школа-интернат».

идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Смотреть фото идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Смотреть картинку идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Картинка про идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Фото идеи развивающего обучения разрабатывались в работахКонсультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета» Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует.

идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Смотреть фото идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Смотреть картинку идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Картинка про идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Фото идеи развивающего обучения разрабатывались в работахМастер-класс по изготовлению развивающего кубика из фетра Развивающий кубик для музыкальных занятий с дошкольниками Около года я начала работать с фетром. Хочу рассказать вам про те игрушки, которые.

идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Смотреть фото идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Смотреть картинку идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Картинка про идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Фото идеи развивающего обучения разрабатывались в работахМастер-класс по изготовлению стороны «Птичка» для развивающего кубика Для изготовления мягкого развивающего кубика понадобятся поролоновый кубик 1515 см, 6 тканевых квадратиков 1515см,.

идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Смотреть фото идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Смотреть картинку идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Картинка про идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Фото идеи развивающего обучения разрабатывались в работахПрименение развивающего куба из фетра в музыкальной НОД Музыкально-дидактические игры с развивающими игрушками из фетра Недавно я изготовила развивающий куб из фетра. Представляю вашему вниманию.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Смотреть фото идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Смотреть картинку идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Картинка про идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Фото идеи развивающего обучения разрабатывались в работахСидим дома. Мастер-класс «Чашка и чайник» по технологии развивающего обучения «Пластилинография» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Источник

Статья «Развивающее обучение» (методология и технологии)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

(методология и технологии)

Исторические аспекты: Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. В начале 30-х годов XX в. Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.). На первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В.Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы.

Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребёнка.

Определение понятия: Термин «развивающее обучение» введен в педагогическую теорию и практику В.В.Давыдовым. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

Позиция ребенка в обучении: Ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Таким образом, учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.

Принципы развивающего обучения

Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

Принцип обучения на высоком уровне трудности.

Принцип обучения быстрым темпом.

Принцип осознания школьниками процесса учения.

Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся.

Отношения между участниками учебного процесса. Ученик – учитель: отношения партнерства, делового сотрудничества. Учащийся – учащийся: коллективно-распределительная деятельность, необходимым условием которой является диалог.

Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Особенности методики. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы. Методика предполагает вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

Обязательные требования к уроку. 1) цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и развитию других свойств личности; 2) полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей; 3) сотрудничество учителя и ученика; 4) создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Особенности урока: 1. Гибкая структура урока. 2. Ход познания – «от учеников».

3. Преобразующий характер деятельности учеников: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

4. Интенсивность и эмоциональность самостоятельной деятельности учащихся, она обеспечивается эффектом неожиданности задания, включением исследовательской позиции и творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.

5. Коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.

6. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Отслеживание развития ребенка. Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребёнка Л.В.Занков предложил следующие показатели: а) наблюдательность; б) отвлечённое мышление – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; в) практические действия – умение создать материальный объект.

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

Введение нового понятия в процессе обучения проходит четыре стадии.

1) Знакомство с предлагаемой учителем задачей, ориентирование в ней.

2) Овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данноговида.

3) Фиксация выявленных отношений в форме той или иной (предметной или знаковой) модели.

4) Выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной частной задачи.

Технология Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она даёт наилучшие результаты в начальной ступени развития.

Целевые ориентиры. 1. Наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов. 2. Наличие у ребенка цели сознательного самоизменения. 3. Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все ее этапы. 4. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, способов учебной деятельности, поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определённого класса. 5. Ученик ставится в положение исследователя-творца. Все правила и законы выстраиваются ребёнком собственноручно. 6. Рефлексивный характер рассмотрения собственных действий. Опыт осуществления рефлексии является основой развития личности.

o содержательный анализ – способ обнаружения исходной основы некоторого целостного объекта.

o содержательное абстрагирование представляет собой выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково-символической форме.

o теоретическое обобщение – осуществляется путём анализа некоторого целого, чтобы открыть его исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.

o восхождение от абстрактного к конкретному – использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных понятий.

o содержательная рефлексия – поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

o проблематизация: учитель не только сообщает детям выводы науки, но и ведёт их по пути открытия, заставляет следить их за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска.

o метод учебных задач. Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, и решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

o моделирование. Решить задачу теоретически – значит решить её не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или в знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа.

Источник

Развивающее обучение в ДОУ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1.Сущность понятия развивающего обучения.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверга, К.Д. Ушинского и др..

В основе его организации лежит классно-урочный принцип. На данном принципе построена традиционная школа. Основателями классно-урочной системы по праву считаются Я.А. Коменский и И.Ф Гербарт. Основной тезис «обучение всех всему».

Учет индивидуальных способностей школьников ограничен заданными канонами, ученик является объектом обучения, отношения с учителем часто строятся по авторитарному типу.

Идеи Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна получили дальнейшее развитие в работах Д.Б. Эльконина, В.В Давыдова и Л.В. Занкова. В 60-е годы ими были разработаны концепции развивающего обучения, на основе которых проводились экспериментальные исследования в школе. Теория Л.В. Занкова включает следующие принципы:

СРАВНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Передача знаний, умений, навыков

Развитие способностей, освоение обобщенных принципов действия

Главный девиз педагога

Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций

Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом

Стиль взаимодействия учителя и ученика

Монологический (со стороны учителя)

Преобладающий метод обучения

Формы организации занятий

Преобладающая деятельность учащихся

Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму

Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида

Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с отводимым на изложение материала педагогом

Пассивная, при отсутствии интереса

Активная, инициативная, при наличии интереса

Создается всегда и целенаправленно

Психологический климат урока

Формируется изредка, подчас «стихийно»

Формируется всегда и целенаправленно

Развивающее образование
1. Предмет развития – психическое развитие ребенка в целом

2.Ребенок субъект развития всех сфер психики (интеллектуального, нравственного, эмоционального и т.д.), субъект своего собственного развития

3.Знания являются средством развития способностей личности

4.Постоянное проектирование, моделирование и экспертиза развивающей образовательной среды (условий) направленной на обеспечение саморазвития каждого участника образовательного процесса

6.Формирование у всех участников образовательного процесса способности к мышлению

7.Психолого-педагогические новообразования являются основой развития ребенка при построении образовательного процесса

8.Педагог ценится не только за имеющиеся у него знания, а за умение организовать процесс саморазвития ребенка

9.Методы, цели, средства, содержание, образовательная среда, направлены на развитие личности ребенка его творческого потенциала

1.Предмет развития – одна из сфер психики ребенка

2.Ребенок субъект одной из сфер развития психики (например интеллектуальной)

3.Ребенок должен усвоить и достичь определенного уровня знаний, умений, навыков.

5.Закономерности развития ребенка основа построения образовательного процесса
Развивающее обучение направлено на развитие одной из психических функций, а развивающее образование на одновременное развитие всех психических функций человека, в основе развивающего обучения и образования лежат деятельностный подход и психолого-педагогические закономерности развития человека.

Принципы развивающего обучения:

— принцип субъектности образования;

— принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

— принцип учета сензитивных периодов развития;

— принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

— принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития;

— принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

— принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

Итак, развивающее обучение представляет собой целостную систему, где все взаимосвязано и взаимообусловлено: содержание, метод и тип общения. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.

Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова:

Система Эльконина-Давыдова базируется на трех главных принципах: 1.Ведущими предметами исследования в процессе обучения являются способы и методы решения задач. С этих позиций осуществляется изучение любой учебной дисциплины. Каждый последующий раздел конкретизируется и дополняется освоенными методами действия.

2.Любая учебная деятельность характеризуется предметно-практическим направлением.

3.Работа школьника на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения ребенка трактуются как «проба мысли», а не ошибка.

Данная система позволяет исключить репродуктивный способ обучения и помогает осуществить переход к деятельностной педагогике, развивающей у ребенка теоретическое мышление.

Особенностью данной авторской методики является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе.

В итоге дети преобразуются в маленьких ученых и исследователей, которые сотрудничают со своим научным руководителем – педагогом. При этом учителю отводится на уроке не основная роль, а вспомогательная. Он только направляет и координирует работу учащихся.

Данные виды диалога позволяют детям выдвигать множество собственных вариантов решения поставленной задачи или проблемы. Педагог, в свою очередь, фиксирует самые неординарные варианты и предлагает учащимся доказывать свои гипотезы, а также создает на уроке ситуацию успеха. В конце занятия школьники подводят итоги своей деятельности. Для того чтобы в процессе обсуждения проблемы принимали активное участие все ученики, рекомендуется разделить класс на мини группы и предложить каждой из них выдвинуть гипотезу или версию решения поставленной задачи.

Следует отметить, что педагог, использующий на уроках систему Эльконина-Давыдова, должен отлично владеть необходимыми методическими приемами, позволяющие раскрыть творческий потенциал ребенка и учитывать ценные мысли ребенка в ходе обсуждения поставленной проблемы.

Можно отметить основные достоинства системы Эльконина-Давыдова для развития и обучения ребенка.

В первую очередь школьник учится не запоминать полученную от педагога информацию, а самостоятельно приобретать знания в процессе теоретически-практических исследований предмета или явления.

Во-вторых, ребенок учится быстро адаптироваться к меняющимся условиям и легко находит выход из любой возникшей ситуации.

Следовательно, по методике Эльконина-Давыдова для формирования логического мышления у ребенка нужно обращать внимание на уровень развития рефлексии, умение планировать и выполнять анализ поставленных задач. идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Смотреть фото идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Смотреть картинку идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Картинка про идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Фото идеи развивающего обучения разрабатывались в работах

3.Занятие, основанное на дидактических принципах Л.В. Занкова

В системе Л.В. Занкова урок имеет гибкую структуру.

— На нём организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду.

— Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.

-Данная система акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.

Дидактические принципы системы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

Первым принципом дидактической системы является принцип обучения на высоком уровне трудности.

Она предусматривает вместе с тем и определенные методические изменения и дополнения. Так, например, исчезла необходимость ставить отрицательные (по тогдашней 5-балльной шкале) оценки, основной стала тематическая оценка, большое внимание уделяется развитию наблюдательности, поэтому проводится много экскурсий в природу, ученикам приходится глубоко анализировать НЕ столько результат, сколько процесс его получения, происходит тесное вплетение новых знаний в систему ранее усвоенных, много внимания уделяется раскрытию сути самих знаний.

Итак, система Л.В. Занкова направлена на повышение уровня общего умственного развития, в частности на развитие наблюдательности, умение осуществлять анализ и самоанализ, обобщение, конкретизацию и тому подобное.

идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Смотреть фото идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Смотреть картинку идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Картинка про идеи развивающего обучения разрабатывались в работах. Фото идеи развивающего обучения разрабатывались в работах

Отличительные черты теории Занкова.

1.Направленность на высокое развитие школьника.

2.Высокий уровень трудности, на котором ведется обучение.

3.Быстрый темп прохождения учебного материала.

4.Резкое повышение удельного веса теоретических знаний

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *