идеи существования внеземного разума в работах философов космистов
Идеи существования внеземного разума в работах философов
От Лукреция Кара до Константина Циолковского
Пришельцы. О них пишут книги, снимают фильмы, строят догадки, фантазируют. Их существование доказывают и отрицают. В одной только нашей галактике, названной Млечным Путём, пылают, или едва мерцают миллиарды звёзд. Неужели нет ни одной вращающейся около них планеты, где бы существовала разумная жизнь? А может, она развилась в самом космосе, и безвоздушное пространство вовсе не безжизненно? И тогда они просто не могли не побывать на Земле? Проблему инопланетного разума рассматривали с разных сторон, в том числе, и представители самой гуманитарной и умозрительной из наук: философии.
Кардинал, который верил в инопланетян
Одним из первых мыслителей, называемых гуманистами, был крупнейший немецкий теолог и математик Николай Кузанский. Эпоха Возрождения ещё не началась, но века, названные поздним Средневековьем, заканчивались. В 1448 году он стал кардиналом, но ещё раньше в его работах появлялись идеи, на которые, ввиду их новизны, тогда просто не обратили внимания. Это произошло позднее. Так, ещё за два века до рождения Галилея он утверждал, что движутся все тела в космосе. Можно найти у него и мнение о бесконечности Вселенной, где всё состоит из той же материи, что и Земля. На основании этого он предположил существование жизни вне нашей планеты.
Есть ли люди на Луне?
Книги Николая Кузанского, касающиеся астрономии, оказали влияние на мировосприятие Джордано Бруно и Николая Коперника. Последний из них стал первым, кто доказал, что Земля, как и прочие планеты и звёзды, движется, а не навечно закреплена на своём месте. Гелиоцентрическая система мира, созданная Коперником, послужила причиной ещё большего распространения идей о возможности внеземных форм жизни. А одним из первых, кто открыто высказался о верности гипотез польского учёного, стал итальянский, вернее, венецианский философ, механик, математик Джамбатиста Бенедетти. В одном из своих сочинений он утверждал, что другие небесные тела состоят из материи, схожей с земной, и населены разумными существами. Можно назвать и первого литератора, который положительно отзывался о теории вращения небесных сфер. Это Понтюс де Тиар, французский священнослужитель и поэт, живший в XVI веке. В сочинениях каждого из вышеупомянутых людей можно найти отрывки, касающиеся разумных существ из других миров, в первую очередь Луны. Ведь после изобретения телескопа на спутнике стали видны горы и долины. Вполне логичным было предположить, что там живут аборигены, как и на совсем недавно открытых островах и континентах Земли. Постепенно развитие науки заставляло «переселять» предполагаемых инопланетян всё дальше. Дольше всех продержался миф о марсианах. Как оказалось, жизнь там вполне возможна, но в виде бактерий. Впрочем, сейчас получила новый шанс на истинность теория о том, что разумные обитатели Красной планеты вымерли в результате космического катаклизма. А «фантазии» мыслителей XV и XVI веков нашли развитие не только в Западной Европе, но и в России.
К русской философии
Если говорить о русских философах, мировоззрение которых подразумевало существование разума вне родной планеты, в первую очередь надо вспомнить Николая Фёдорова. Но и его идеи возникли не на пустом месте. Истоки такого мировоззрения можно найти ещё у мыслителей Древней Эллады. Достаточно вспомнить Лукреция Кара, который в «Природе вещей» призывал верить, что такие же миры с людьми и животными существуют и в других областях пространства. О множественности обитаемых миров писал и Эпикур. Но прежде всего с русскими космистами этих людей объединяет разносторонность интересов и поистине энциклопедические знания.
Козмизм возник, конечно, на пересечении христианства и науки. Дух, где хочет, там и дышит, следовательно, и жизнь не может ограничиваться одной из многих триллионов планет. Тесная связь духа с материей, а значит, со всей беспредельностью космоса легла в основу трудов Н.Ф. Фёдорова. Человек призван преобразовывать то, что его окружает. Но его первоочередная задача – преобразовать себя самого. Духовная жизнь станет важнее материальной, а потом и единственно возможной. Через это люди и подобные им существа станут проводниками жизни во всей Вселенной. Об этом много говорил и писал другой великий учёный России Владимир Иванович Вернадский.
Эволюция, причём, активная, стала ещё одной из центральных идей русского космизма, возникшего в конце позапрошлого века. После изменения себя человек будет призван управлять всей материей. Поскольку она прежде всего духовна, происходить это будет на высочайшем нравственном уровне. Отсюда следует и такой неизбежный этап, как освоение космического пространства. Тут нельзя не упомянуть К.Э. Циолковского. Он, как известно, был глубоко религиозным человеком. А Павел Флоренский был священником, что не мешает причислять его всё к тем же космистам. Вот только с мнением Н.Ф. Фёдорова о всеобщем воскрешении людей на основе электромагнитной энергии он согласился бы вряд ли. Но это мы уже вышли за пределы заявленной темы.
Разум всеобъемлющ, значит – вездесущ. Наверное, так можно попробовать подытожить и объединить творчество вышеперечисленных философов. Это настолько грандиозно и обширно, что современная уфология с её поисками летающих тарелок по сравнению с этим мировоззрением – всего лишь ролевая игра досужих людей. Можно упоминать ещё очень многих людей, которые были убеждены: так же, как Земля не является центром Вселенной, что доказал ещё Коперник, она не является и единственным прибежищем разумной жизни. Впрочем, пока что это остаётся только теорией.
Теории существования инопланетного разума (7 фото)
Уже на протяжении многих лет ученые спорят со служителями Библии о том,
существуют ли инопланетяне и возможен ли вариант существования
в нашей безграничной вселенной разумных существ, помимо людей.
Хоть обоснованных доказательств тому и нет, но эти теории о
возможном существовании инопланетной жизни, которые вы
прочитаете далее, вполне имеют право на существование.
Обязательно читаем далее.
Экстремофилы на Земле
Экстремофилы — это живые организмы, способные выживать
в совершенно невыносимых с человеческой точки зрения условиях:
экстремальной жаре, холоде, в ядовитых химических веществах и даже в вакууме.
Мы обнаружили существа, живущие в жерлах вулканов,
в солёных водоёмах Анд, в покрытой льдами Арктике.
Крошечные существа под названием тихоходки способны выживать в космическом вакууме.
Другими словами, мы знаем, что жизнь может существовать в таких условиях,
которые мы иногда встречаем на других планетах и спутниках.
Мы просто пока её не нашли.
Наличие химических прекурсоров жизни на других планетах
Прекурсор — это вещество, участвующее в реакции, приводящей к образованию целевого вещества.
По всей видимости, зарождение жизни на Земле стало итогом ряда
химических реакций, которые сформировали сложные органические соединения
— нуклеиновые кислоты, белки, углеводы, липиды — в атмосфере и океане.
Существуют доказательства того, что эти «предшественники жизни»
встречаются и на других планетах. Например, в атмосфере Титана и в туманности Ориона были найдены прекурсоры.
Хотя мы и не нашли жизнь, мы нашли её «ингредиенты».
Быстрый рост количества планет земного типа
Темпы обнаружения планет, похожих на нашу, всё ускоряются: за последние 10 лет учёные нашли сотни экзопланет,
многие из них — газовые гиганты, подобные Юпитеру.
Но новые технологии планетарного обнаружения позволяют разыскивать маленькие скалистые миры,
подобные Земле. Некоторые из них даже вращаются вокруг собственных аналогов Солнца.
Учитывая, как много таких планет мы находим, вполне вероятно,
что на следующей будет существовать та или иная форма жизни.
Разнообразие и упорство живущих на Земле видов
Земля не раз проходила через разнообразные кризисные времена:
извержения мегавулканов, метеоритные атаки, ледниковые периоды, засухи,
радикальные изменения в атмосфере и т. п. Однако жизнь на ней
продолжается и поныне. Можно сказать что жизнь — довольно живуча.
Принимая во внимание это упорство, а также невероятное разнообразие
живущих на Земле организмов, можно, опять же, сделать вывод
— где-то во Вселенной должно быть нечто подобное. Почему бы
не на одном из спутников Сатурна, к примеру.
Тайны, окружающие возникновение жизни на Земле
У нас есть различные теории о том, как на нашей планете возникла жизнь,
но мы так и не знаем ничего наверняка.
До сих пор непонятно, что дало толчок химическим соединениям,
чтобы они совокупно образовали живую клетку.
Особенно учитывая ту совершенно неблагоприятную среду на Земле
миллионы лет назад, в которой это происходило:
в атмосфере было полно метана, а поверхность планеты была покрыта кипящей лавой.
Одна из распространённых теорий гласит,
что жизнь зародилась вовсе не на Земле, а на планете с более подходящими
для этого условиями, например, на Марсе, а затем была принесена
на Землю на метеоритах. Эта теория называется теорией панспермии.
Если она верна, то почему бы жизни не распространиться куда-нибудь ещё,
кроме Земли?
Растущее число доказательств того, что моря,
реки и озёра встречаются на других планетах Солнечной системы
Жизнь на Земле зародилась в океане, не будь его — не было бы и всех нас.
Но может ли произойти такое и на других планетах?
Возможно, ведь мы получили достаточно убедительных доказательств, включая фотографии, того,
что на наших соседях по Солнечной системе тоже есть водоёмы.
Когда-то вода свободно текла по Марсу, на Титане есть пересохшие русла рек,
а на Европе (спутник Юпитера) обнаружен огромный океан,
полностью покрытый толстым слоем льда. На любой из этих планет
ранее могла существовать жизнь. Она может существовать там и сейчас,
просто мы об этом пока не знаем.
Теория эволюции
Люди часто используют Парадокс Ферми для объяснения того,
почему мы никогда не найдём разумную жизнь во Вселенной.
С другой стороны — существует эволюционная теория, которая предполагает,
что жизнь приспосабливается к требованиям окружающей среды.
Хотя Дарвин и его коллеги вряд ли думали о жизни на экзопланетах, разрабатывая эту теорию,
её неортодоксальные интерпретации говорят о том,
что жизнь может адаптироваться к любым условиям, например, к открытому космосу.
Не исключено, что в один прекрасный день мы всё-таки найдём во Вселенной жизнь,
ну, а если нет — сами эволюционируем до возможности жить на других планетах.
Философия космизма. Космизм как феномен
ФИЛОСОФИЯ КОСМИЗМА
Казань 2003
Монография посвящена анализу космизма как важного направления развития мировоззренческой и философской мысли. Предпринимается попытка охватить в одной книге все основные проявления космизма, очертить круг его проблематики.
Исследуются древние истоки космизма, рассматриваются его главные формы, имеющие место в мифологии, эзотерике, религиозной философии, натурфилософии и науке. Раскрытие содержания тех или иных форм космизма строится на основе философского анализа учений наиболее значительных представителей космизма: Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, Л.И.Чижевского, П.Тейяр де Шардена, Ауробиндо Гхоша и др.
Ключевая для космизма идея единства человека и космоса рассматривается и оценивается с разных сторон.
Большое внимание уделено тайнам непознанного (необычные состояния человеческого сознания, феномен НЛО, загадки предыстории человечества), обсуждение которых ведется в контексте идей космизма.
Философия космизма представлена в монографии в трех аспектах: как онтология, антропология и социальная философия. Выделены ее основные принципы, показано значение этой философии в качестве теоретической основы единения человечества, становящегося космической цивилизацией, и прогнозирования его будущего развития.
Книга рассчитана на философов, ученых других специальностей, преподавателей, а также на всех интересующихся мировоззренческими и философскими проблемами.
Вступление. Космизм как мировоззренческий феномен
Глава I. Космизм, мифология, религия
1.1. Мифологические истоки космизма
1.2. Эзотерический космизм
1.3. Космическое сознание
1.4. Христианский космизм
Глава II. Космизм и наука
2.1. Натурфилософский космизм
2.2. Научно-технический и астробиосоциологический космизм
2.3. Естественнонаучный космизм
Глава III. Космизм, антикосмизм, непознанное
3.1. Антикосмизм, антропоцентризм, геоцентризм
3.2. Феномен НЛО: соприкосновение с тайной
3.3. Загадки предыстории человечества и глобальные катастрофы
Заключение. Общая характеристика философии космизма
Вступление. Космизм как мировоззренческий феномен.
О существовании внеземного разума: научное предвидение и эмпирический опыт
Ссыпаясь на данные биологии, астрономии и космонавтики, автор статьи анализирует вероятностный фактор, дающий возможность теоретически обосновать наличие внеземной жизни. При этом в качестве аргумента используется концепция «заселенности Галактики» Ф.Дрейка, исходящая из того, что жизнь во Вселенной возникает непрерывно по мере того, как образуются планеты с соответствующими условиями.
Последние несколько десятков лет внимание ученых приковано к проблеме поиска разумной жизни во Вселенной. Надо сказать, что вопрос обнаружения внеземных цивилизаций является проблемой поиска и исследования того, что теоретически возможно. Это обычная постановка задачи в науке, аналогичная, например, выявлению предсказанных теоретически кварков, нейтронных звезд, гравитационных волн. Вместе с тем, попытки землян обнаружить признаки разумной жизни на других планетах могут дать результат, имеющий не только естественнонаучное значение, но и несущий большой философский смысл. Так, в случае обнаружения внеземного разума непременно возникнут вопросы: желателен ли контакт с другими цивилизациями? Сможем ли мы унаследовать Тысячелетнюю Мудрость Вселенной? Не постигнет ли нас после установления контакта с инопланетянами порабощение, эксплуатация или даже уничтожение? Разумно ли вообще технологически молодой цивилизации землян объявлять о своем существовании? Если же никаких признаков внеземной цивилизации не будет выявлено, то опять-таки человечество должно задуматься над феноменом уникальности жизни, которая может быть прервана в результате неконтролируемого вмешательства Homo Sapiens в природную среду.
По мере развития астрономии представления о множественности обитаемых миров становились более конкретными и научными. Большинство греческих философов (как материалистов, так и идеалистов), считало, что наша Земля никоим образом не является единственным обиталищем разумной жизни. Например, материалистическая философская школа Эпикура, развивая учение о множественности обитаемых миров, представляла эти миры подобными нашей Земле [9, 11]. Приверженцем идеи о множественности обитаемых миров и безграничности их числя был и замечательный римский философ-материалист Лукреций Кар. В своей знаменитой поэме «О природе вещей» он писал: «Весь этот видимый мир вовсе не единственный в природе, и мы должны верить, что в других областях пространства имеются другие земли с другими людьми и другими животными» [9, 11].
В течение последующих полутора тысяч лет господствовавшая христианская идеология, опираясь на учение Птолемея, считала Землю средоточием Вселенной. В таких условиях ни о каком развитии представлений о множественности обитаемых миров не могло быть и речи. Крушение птолемеевой системы, связанное с именем Николая Коперника, впервые показало человечеству его истинное место во Вселенной. Коль скоро Земля была «низведена» до одной из рядовых планет, обращающихся вокруг Солнца, мысль о том, что и на других планетах также возможна жизнь, получила серьезное научное обоснование.
Во второй половине XVII и в XVIII веках учеными и философами было написано много книг, посвященных проблеме множественности обитаемых миров. Так, Христиан Гюйгенс, которого по праву можно считать одним из основоположников современной астрономии, полагал, что на Меркурии, Марсе, Юпитере и Сатурне есть поля, «согреваемые добрым теплом Солнца и орошаемые плодотворными росами и ливнями» [8, 68].
Убежденными сторонниками идеи о множественности обитаемых миров были М. Ломоносов, Э. Кант, П.Лаплас, В. Гершель. Лаплас в начале шестой главы своего «Изложения системы мира» писал: «Это светил (Солнце) не только действует своим притяжением на все шары (планеты и кометы). но и распространяет на них свой свет и тепло. Его благоприятное влияние способствует появлению животных и растений, покрывающих Землю. Аналогия приводит нас к мысли, что оно производив такое же действие на другие планеты, так как естественно думать, что материя, разнообразие которой мы видим проявляющимся столькими видами, не бесплодна на такой большой планете как Юпитер, который, как и земной шар, имеет свои дни и ночи, свои годы, и на котором наблюдения отмечают изменения, указывающие на наличие очень активных сил» [4,310-311].
Принципиально новый этап в развитии представлений о множественности обитаемых миров начался с запуска первого искусственного спутника Земли и полетов человека в Космос. Вопрос о жизни на других планетах, бывший до этого чисто абстрактным, приобрел реальное практическое значение. Как предсказывают специалисты, в ближайшие годы он будет решен экспериментально.
Утверждение о том, что разумную жизнь в Галактике обнаружить легче, чем простейшую, может показаться парадоксальным. Однако это действительно так. Разум в стадии технологической цивилизации может «дать о себе знать» или просто обнаружить себя невольно благодаря специфическим для его деятельности излучениям, которые в природе не возникают и являются «изделием» разума (телевидение, радиолокация, радиосвязь). В то же время более развитые в техническом, а главное в социальном аспекте цивилизации могут сами организовывать целенаправленную посылку сигналов. В США и бывшем Советском Союзе поиск таких сигналов начался в конце 1960-х годов. Его инициатором выступили ученые двух стран, среди которых были американский астрофизик Карл Саган и член-корреспондент Академии наук СССР Иосиф Шкловский. В своих изысканиях они отталкивались от теорий «населенности Галактики» американца Ф.Дрейка и «развития цивилизаций» российского ученого Н.С. Кардашова.
Концепция Ф.Дрейка исходит из того положения, что жизнь во Вселенной возникает непрерывно по мере образования планет с подходящими условиями. Это означает, что разумная жизнь на других мирах и в нашей Галактике существует уже почти десяток миллиардов лет. За это время здесь могло возникнуть более ста миллионов технологических цивилизаций. Если время жизни цивилизаций ограничено только временем Галактики или соответствующей звезды, то все эти цивилизации существуют и сейчас, и среднее расстояние между ними менее ста световых лет.
Однако, практические шаги, предпринятые позже с целью поиска разумной жизни во Вселенной, не дали положительных результатов. Ни мощнейшие радиотелескопы, ни станции «Пионер-10» и «Пионер-11», запущенные американцами в начале 1970-х годов и несущие в открытый космос информацию о планете Земля, ни длительные полеты отечественных космонавтов не выявили никаких признаков внеземного разума. На этот счет среди ученых бытуют разные точки зрения.
Основным элементом земной биохимии является углерод. Химические свойства углерода делают его особенно подходящим для образования такого типа больших информационно богатых молекул, которые необходимы для построения генетических систем с практически неограниченными Эволюционными возможностями. Космос очень богат углеродом, и целый ряд данных (результаты лабораторных экспериментов, анализов метеоритов и спектроскопии межзвездного пространства) свидетельствует, что образование органических соединений, подобных тем, которые входят в состав живой материи, достаточно легко и в широких масштабах происходит во Вселенной. Поэтому вероятно, что если жизнь существует где-то за пределами Земли, то она также основана на химии углерода и может возникать повсюду и в любое время.
Ученые попытались также выяснить, не будут ли споры защищены от радиации межзвездными молекулярными облаками. Они заморочили на спорах смесь воды, метана, аммиака и окиси углерода. При этом вокруг спор образовались тонкие оболочки. Эти оболочки и оказались вполне подходящей защитой, поглощающей большую долю ультрафиолетового излучения. Чувствительность спор к его поражающему действию снижалась почти в десять раз.
В итоге М.Гринберг и П.Вебер пришли к выводу, что некоторые споры, по-видимому, сохраняют жизнеспособность даже после странствий в космосе от 4,5 до 45 миллионов лет. Такой срок вполне достаточен, чтобы жизнь была перенесена с одной планетной системы в другую, даже если сами планеты имеются только у одной звезды из тысячи.
В заключение отметим бесспорный факт, установленный наукой: одна Галактика содержит миллиарды звезд, а галактик по меньшей мере многие миллиарды. Следовательно, при невообразимом разнообразии физических условий в бесконечной Вселенной для жизни остается все-таки великое множество миров.
Барвинский, А.А. О существовании внеземного разума: научное предвидение и эмпирический опыт [Текст] / А.А. Барвинский // Философские науки. – Сумы: Издательство СумДПУ имени А.С.Макаренка. — 2001. — С. 134-142.
РОЛЬ И МЕСТО РАЗУМА ВО ВСЕЛЕННОЙ («КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ» К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО)
Лыткин В.В.
ORCID: 0000-0002-4416-9428, Доктор философских наук, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Институт социальных отношений, Кафедра религиоведения, социально – культурной антропологии и туризма
РОЛЬ И МЕСТО РАЗУМА ВО ВСЕЛЕННОЙ («КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ» К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО)
Аннотация
В статье рассматриваются взгляды основоположника современной теоретической космонавтики и ракетостроения К.Э. Циолковского на проблему эволюции человечества и возможного места в этом внеземных цивилизаций. Ученый приходит к выводу о неизбежности перехода эволюции человечества к космической эволюции. Рассматривается аспект адекватности данных взглядов К.Э. Циолковского представлениям современных ученых и философов. Делается вывод о прогрессивном характере «Космической философии» К.Э. Циолковского и ее прогностической направленности.
Ключевые слова: человечество, цивилизация, эволюция, эволюция человечества, космическая эволюция, Циолковский, космическая философия, русский космизм, SETI
Lytkin V.V.
ORCID: 0000-0002-4416-9428, PhD in Philosophy, Kaluga state University of K. E. Tsiolkovsky, Institute of social relations, Department of religious studies, socio – cultural anthropology and tourism
THE ROLE AND PLACE OF INTELLIGENCE IN THE UNIVERSE (“COSMIC PHILOSOPHY” OF K. E. TSIOLKOVSKY)
Abstract
The article discusses the views of the founder of theoretical cosmonautics and rocketry, K. E. Tsiolkovsky the problem of the evolution of Mankind and a possible place in this extraterrestrial civilizations. A scientist comes to the conclusion about the inevitability of the transition of human evolution to cosmic evolution. It was considered the aspect of adequacy of these views of K. E. Tsiolkovsky’s ideas of modern scientists and philosophers. The conclusion about the progressive nature of the “Cosmic philosophy” of K. E. Tsiolkovsky and its predictive orientation.
Keywords: humanity, civilization, evolution, human evolution, cosmic evolution, mathematics, space, philosophy, Russian cosmism, SETI
Вопрос о возможности существования иных цивилизаций был очень важен для К.Э. Циолковского и разрешался им положительно. В монистической вселенной ученого было сколько угодно места для жизни и активной деятельности многих и многих цивилизаций, возникших в разное время, или же одновременно (они возникают на основании единых законов, подобно появлению земной цивилизации). К.Э. Циолковский был глубоко убежден в том, что разумная жизнь на Земле не уникальна. [10]. В формулировании самой проблемы бытия иноцивилизаций для ученого большую роль сыграло знакомство с творчеством Дж.Бруно. В представлениях Дж. Бруно и у К.Э.Циолковского вселенная, это мир безграничный, не имеющий пределов, а, следовательно, в таком безграничном, беспредельном мире теоретически возможна реализация любой вероятности, включая и вероятность появления еще одной или некоторого количества цивилизаций. Поэтому, подобно своему великому предшественнику, К.Э.Циолковский делал вывод о населенности планет иных солнечных систем во вселенной. Ученый считал, что основополагающий закон, действующий во вселенной, закон монизма, так же ведет к повсеместному появлению разума (при определенных условиях). Разум же, по достижении определенной ступени своего развития, неизбежно осуществляет выход в космос, с целью познания законов вселенной, разрешения своих горизонтов, овладения новым пространством. Цивилизация неизбежно вступает в космический этап своего развития. [3, c.145-151]. На определенном этапе различные цивилизации космоса соединяются, вступая в союзы с тем, чтобы совместно и более эффективно использовать вселенную, познавать ее законы, управлять процессами, происходящими в ней. Так космические цивилизации достигают в своем развитии уровня астроцивилизаций. [7, с.18].
Таким образом, К.Э.Циолковский приходил к логическому выводу о том, что более чем вероятно, что на других планетах распространена разумная жизнь. Он писал о том, что «во вселенной единая материя», планеты возникают по единым законам планетообразования, на них «единые условия, единое строение солнечных систем», – все это ведет к появлению органической жизни на их поверхности, причем, некоторая разность условий «не исключает закономерности жизни». [9].
Следовательно, единство вселенной, ее монистическая закономерность, ведет к ее всеобщей населенности. Рассматривая процессы, происходящие на поверхности планет во вселенной, К.Э.Циолковский, следуя своему методу, берет за основу опыт земной эволюции жизни, экстраполируя его, по аналогии, на иные, сходные по условиям, планеты во вселенной. На них – единое с земным вещество, единые условия и законы развития. Жизнь на них развивается по единому закону эволюции, восходя ко все более сложным формам и видам, достигая постепенно своего высшего уровня, разумной жизни. Все это давало К.Э.Циолковскому возможность говорить о всеобщей распространенности жизни и разума в космосе. [8].
Единство представления ученого о бесконечной материи и вселенной и принципы монизма, приводят ученого к обоснованию им антропного принципа. Важной частью его является убежденность в существовании внеземных цивилизаций. При этом особое внимание ученый уделял доказательству возможности бытия различных по уровню развития цивилизаций. (К.Э.Циолковский. Есть ли бог. [5, л.1]. В общем виде это объяснялось им различными сроками возникновения планет, похожих на Землю по своим условиям, различными темпами их эволюции, что зависело от множества внешних и внутренних факторов.
Обобщая все выше сказанное, мы приходим к неизбежному выводу о том, что существование внеземных цивилизаций было для К.Э.Циолковского самоочевидной идеей, носившей характер «абсолютной истины». Не случайно ученый считал, что среди миллиардов планет (а в бесконечной вселенной их должно быть бесконечное количество), которые имеют подходящие условия для жизни, хотя бы на некоторых из них должна быть жизнь, достигающая уровня космической цивилизации в своем развитии. [6, л.1]. Этот вывод ученого совпадает, в основном, со взглядами современной науки по этому вопросу. Можно привести высказывания многих современных ученых, занимающихся проблемой внеземных цивилизаций. В целом их можно свести к одному из наиболее характерных выводов: «Наш окончательный вывод мало отличается от точек зрения К.Э. Циолковского. Мы по-прежнему считаем, что внеземные цивилизации, вероятно, есть, но у нас пока нет свидетельств того, что внеземная жизнь существует. [1, с. 11].
При общей постановке проблемы внеземных цивилизаций, по всей видимости, наиболее важной, основополагающей и исходной становится дилемма, заключающаяся в следующем: логическая вероятность существования разумных цивилизаций во вселенной очень высока, но в настоящее время мы не наблюдаем каких-либо явных проявлений их космической деятельности. (Так называемый «Парадокс Ферми»). Мимо этого противоречия не прошел в свое время и К.Э. Циолковский. Отсутствие прямых контактов космических цивилизаций с нашей, земной цивилизацией, он объяснял рядом возможных причин. Главной из них он считал недостаточность уровня развития земной цивилизации. Можно условно предположить, что уровень развития земной цивилизации, это некая середина (условно допуская, что темпы развития цивилизаций могут быть различны, а процесс планетообразования имеет разные сроки в рамках бесконечной вселенной). В этом случае логично предположить, что часть цивилизаций во вселенной отстает в своем развитии от земной, а часть опережает ее. Раз так, раз многие цивилизации в своем развитии опередили землю, а некоторые из них – значительно, значит их уровень, следы их деятельности, видимые проявления их активности, едва ли доступны нашему восприятию, следовательно и нашему сознанию. Мы едва ли сможем осознать, что то или иное явление, наблюдаемое нами, на самом деле является видимым действием иноцивилизации, далеко обогнавшей в своем развитии землю. Более того, едва ли возможен контакт с этими цивилизациями. По крайней мере, со стороны земной цивилизации он более чем проблематичен. [8, л.2 об.; 9, л.2 об.]. Но, предположим, что подобный контакт все-таки произошел. Почему он не только нежелателен, но и опасен? Дело в том, что, по мнению К.Э. Циолковского, преждевременный контакт может вызывать на Земле, где среди подавляющего большинства населения царит невежество, ужас и панику, приведет к религиозному фанатизму, непониманию. В целом, результат может стать обратным желаемому. [4, с.9]. Вместо ускорения темпов прогресса, рационального использования новых знаний, земля может быть отброшена назад в своем развитии. Невежество может захлестнуть планету, погубив, отторгнув новые знания, новую культуру, и уничтожив культуру собственную. К.Э.Циолковский полагал, что контакт с иноцивилизациями произойдет позднее, благодаря мудрости и дальновидности инопланетного разума. Это случится, когда человечество, благодаря техническому, социальному и нравственному прогрессу достигнет более высоких этапов в своем развитии. Говоря точнее, произойдет это после выхода человечества в космос, после того, как космическая деятельность человечества достигнет больших масштабов. Когда наше познание вселенной и законов космоса станет более глубоким. Именно там, в глубинах космоса произойдет встреча двух родственных цивилизаций, их взаимообогащение, и затем их совместное, ускоренное движение по пути прогресса, вступление в эпоху астроцивилизации.
Таким образом, по мысли ученого, человечество Земли должно самостоятельно пройти все этапы своего развития, без какого бы то ни было вмешательства извне. Оно должно естественным образом дорасти до уровня развитых космических цивилизаций. И первым шагом на этом великом, грандиозном пути, станет выход человечества в космос при помощи реактивного летательного аппарата. Это станет началом новой эры в развитии человеческой культуры.
Со времени исследований, которые проводил К.Э.Циолковский, прошло не так уж и много исторического времени. Но путь, пройденный наукой и техникой, оказался значительным. Человечество уже вышло в космос. И, хотя это проникновение пока еще очень ограничено, тем не менее, по мнению некоторых ученых, современный уровень развития человечества уже позволяет вплотную заниматься проблемой поиска внеземных цивилизаций. Более того, проблема SETI (Searching of Extra Terrestrial Intelligence – Поиск Внеземных Цивилизаций) и установление контактов с иноцивилизациями уже стали самостоятельными научными дисциплинами.
Ученый полагал, что чем дальше и выше цивилизации отстоят по уровню своего развития от земной цивилизации, тем они менее понятны нам. Их коллективный разум, их наука и техника намного опередили по уровню своего развития Землю. [5, л.1; 8, л. 2 об.]. Действительно, нам невозможно будет представить назначение того или иного прибора инопланетян, так же, как жителям первобытных племен Амазонии, например, очень сложно представить в полном объеме, например, предназначение компьютера. Еще сложнее обстоит дело с пониманием духовных ценностей. Многие ли из современных образованных европейцев могут адекватно оценить, почувствовать ценность и глубины духовного мира представителей восточных культур. Насколько доступны для нас нравственные ценности буддизма, эзотеризм зороастризма и синтоизма? А ведь это культуры земные, человеческие…
Главную задачу, стоящую перед цивилизациями космоса, нравственный императив, К.Э.Циолковский видел в уничтожении ими несовершенной жизни на других планетах и распространение там разумной, а, значит, и совершенной жизни. [6, л.2]. Ученый видел основную нравственную, культурологическую, эволюционную задачу высокоразвитых цивилизаций космоса в распространении ими, насаждении, подчас и насильственном совершенной жизни, т.е. такой, где отсутствует страдание. Этот способ – прежде всего освоение космического пространства, активное проникновение разума во вселенную, не менее активное изменение самой вселенной и ее законов познающим и высоконравственным разумом цивилизаций. Так сама вселенная, породив разум, передает себя в его власть, развивается и совершенствуется за счет его развития и совершенствования. Более того, благодаря активному творчеству цивилизаций вселенная может окончательно и полностью освободиться от всего несовершенного, от зла и страданий.
К.Э. Циолковский разработал специальную теорию “исключительности земной цивилизации”. В современной западной и американской научной литературе это объяснение получило название «Гипотеза Зоосада». Он считал, что некоторые, очень редкие из цивилизаций в космосе, развиваются естественным образом, безо всякого вмешательства извне, со стороны высокоразвитых иноцивилизаций. В ходе своего развития, своей самостоятельной эволюции, они проходят все возможные страдания и испытания на пути самостоятельного достижения полного счастья. [2]. Именно по этому пути развития и следует Земля, одна из очень немногих планет во вселенной. Земная цивилизация может передать свой оригинальный, неповторимый культурно-исторический опыт, свои оригинальные, не измененные внешним влиянием нравственные ценности. В этом заключается уникальное предназначение Земли во Вселенной.
Список литературы / References
Список литературы на английском языке / References in English