идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и

Обучение детей диалогическому общению

идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть картинку идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Картинка про идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и Валентина Иващенко
Обучение детей диалогическому общению

Авторы лингвистических и психологических исследований утверждают, что основой для овладения ребенком лексико-грамматической и стилистической системами языка является разговорная, иначе говоря, ДИАЛОГИЧЕСКАЯ речь. Диалогическая речь первична и предшествует появлению монологической речи. Диалогическое общение необходимо и для психического развития детей. Общение – основной фактор при овладении ребенком речью, только при условии полноценного речевого общения малыш способен усвоить первоначальные коммуникативные навыки. В дальнейшем речь становится орудием мышления и средством произвольной регуляции ребенком своего поведения.

Лингвистические особенности диалогической речи.

По мнению Д. Э.Розенталя разговорная речь характеризуется особыми условиями функционирования:

• Отсутствие предварительного обдумывания высказывания и связанное с этим отсутствие предварительного отбора языкового материала;

• Непосредственность речевого общения между его участниками;

• Непринужденность речевого акта, обусловленная отсутствием официальности в отношениях между участниками и самим характером высказывания.

Большую роль играет и контекст ситуации (обстановка речевого общения) и использование внеязыковых средств (мимика, жесты, реакция собеседника).

О. Б. Сиротининой под разговорной речью понимается «спонтанная устная литературная речь в условиях непринужденного, неофициального, непосредственного, персонального общения».Она выделяет следующие особенности разговорной речи:

• Персональность общения (обращение к человеку, интересы и возможности понимания которого хорошо известны)

• Ситуативность общения (опора на ситуацию, использование для передачи информации не только слов, но и мимики, жестов, тембра голоса, тона).

Диалог – это преимущественно используемая форма разговорной речи. Структурной единицей диалога, по мнению Л. С. Выготского является слово. Для М. И. Сеченова – это предложение. Некоторые лингвисты считают высказывание структурной единицей диалога. Ц. Йотов считает структурной единицей диалога элементарный акт речевого общения, состоящий из двух взаимообусловленных реплик, функционирующих в одном отрезке времени. В диалоге существует особый вид связи соседних реплик (диалогическое единство). Характерной чертой диалога является реплецирование. Реплики рассматриваются как первоэлементы диалога, границей между которыми служит конец речи одного говорящего и начало речи другого.

Психологические особенности диалога.

В психологии общение рассматривается как особая деятельность (М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, Т. В. Драгунова и др.). Основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в трудах П. Я. Гальперина.

В соответствии с данным направлением предметом общения является взаимодействие или взаимоотношения общающихся. Согласно А. Н. Леонтьеву, общение как деятельность имеет структуру, которую составляют способы и средства осуществления, цели и мотивы, форму и содержание. Задачи (цели) общения изменяются на протяжении дошкольного возраста и определяются совокупностью внешних (ситуация общения) и внутренних (потребность ребенка в общении, его прошлый социальный опыт) условий.

При всех формах общения и в разном возрасте игра обеспечивает непосредственное и мотивированное общение между её участниками.

Система работы по развитию разговорной (диалогической) речи.

Обучение диалогическойречи происходит в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.

В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа.Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т. д. Неподготовленной беседа является для детей, педагог же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью учит детей языку. На специальных занятиях по развитию диалогической связной речи чаще всего используются приём подготовленной беседы и приём театрализации (имитации и пересказа).

Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, во-вторых. Отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл известных детям слов.

Театрализация художественных произведений, пересказ прочитанных сказок, стихотворений дает возможность совершенствовать разговорную речь, в частности интонационную сторону.В практике дошкольного учреждения можно пользоваться следующими приемами театрализации: театрализованное представление и игра-драматизация (свободный пересказ текста, сюжетно-ролевая игра). Игра – это обязательно совместная деятельность, предполагающая общение детей друг с другом. В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе. Игра обеспечивает речевое общение в естественной для ребенка ситуации.

Разговорная речь усваивается поэтапно. Первоначально речевые средства предъявляются в бытовой деятельности, используется потребность детей в речи. На занятиях дидактическая игра или специальные речевые упражнения мотивируют использование «новых слов». Речевой материал «кочует» из одних условий употребления в другие и закрепляется. Основные приемы развития разговорной речи – поручение, беседа, используемые непосредственно в общении с детьми и в условиях специально организованной дидактической игры. Первоначально предлагаются простейшие поручения, требующие ответа действием. Затем поручения усложняются. Вводятся комбинированные, требующие не только восприятия и ответа действием, но и ответа словом. В специально организованных играх дети дают поручения друг другу. Особую роль при обучении диалогической речи занимает работа педагога по формированию у ребенка навыка обращаться с просьбой. Обучение осуществляется в естественной ситуации. При возникновении ситуации, когда ребенок в чем-нибудь нуждается, ему предлагается образец речевого высказывания, который он повторяет. В дальнейшем появляются просьбы, затем высказывания, осуществляемые без побуждения извне, т. е. инициативная речь. Обучение детей вопросно-ответной форме общенияначинается с формирования умения понимать и использовать вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», требующие простых односложных ответов, потом развернутых. Затем вопросы становятся более обобщенными.

Игры для развития диалогической речи

«Разговариваем по телефону»

В эту игру можно играть, начиная с 2-3 лет.

Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами. Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый. Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Сообщите, какие слова он выговаривает, какие вопросы хорошо понимает. Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить поначалу, хотя бы «да» или «нет». Постепенно вводите более сложные вопросы. Пусть разговор с бабушкой станет для ребенка каждодневным «ритуалом».

«Отвечаем на вопросы»

Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов, но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький, а реально интересуйтесь его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления. Постарайтесь подключить к этому процессу папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл. Что видел, что ему понравилось, а что нет. Сам ребенок конечно еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ. Поэтому помогайте ему наводящими вопросами. В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками, задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка. Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой. Во что оденется, что будет есть и так далее.

«Угадайка». На первых этапах задает вопросы и «отгадывает» педагог, потом вопросы задают дети, сначала с опорой на образец, затем самостоятельно. Здесь можно использовать очень эффективный приём «маленький учитель». Педагог предлагает дошкольникам поменяться с ним ролями. На роль учителя педагог назначает ребенка из наиболее развитых в речевом отношении детей, а потом дети выбирают «маленького учителя» с помощью считалочки. Вначале педагог подсказывает, что надо делать и говорить, но постепенно дети осваивают игру и надобность в подсказках отпадает. Прием «маленький учитель» не только развивает диалогическую речь, но и формирует коммуникативные навыки и готовит детей к сюжетно-ролевой игре.

Таким образом,программа развития разговорной речи содержит два направления:

• Усложнение речевого материала, т. е. овладение новыми синтаксическими и грамматическими конструкциями, увеличение объема словаря;

• Повышение уровня самостоятельности ребенка при использовании речевых средств.

Виды работы по развитию диалогической речи:

Обучение диалогу в ходе предметно-практической деятельности;

• Работа с закрытой картинкой;

• Работа с опорными листами.

В картотеке дидактических игр могут быть представлены следующие направления:

• Развитие коммуникативных способностей ребенка.

• Коррекция нарушений в сенсомоторном и интеллектуальном развитии детей.

• Развитие речи (фонематическое восприятие, лексико-грамматические средства языка, просодия, накопление словаря, связная речь, звукопроизношение).

Обучение диалогу в процессе предметно-практической деятельности. Этот вид работы создает такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием выполнения задания, т. е. создает мотивацию общения, формирует стремление задать вопрос и получить ответ. В предметно-практической деятельности (при лепке, рисовании, конструировании из бумаги и т. д.) имеются предпосылки для развития у дошкольников тонкой моторики, фонематического восприятия, мышления, речи и неречевых психических функций.

научить детей задавать вопросы о предмете, который спрятан за ширму или об изображении на картинке, повернутой тыльной стороной. В этой ситуации речь детей (вопросы) к педагогу оказывается максимально мотивированной, и дети постигают основную коммуникационную сущность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения. Беседа ведется для того, чтобы узнать содержание картинки или вид спрятанного предмета (форма, цвет, величина, классификационная принадлежность и т. д.).

Работа с опорными листами. При развитии речи у детей нарушениями произношения отмечается низкий уровень развития фонематического слуха. Согласно учению о компенсаторной деятельности организма, при коррекции нарушенной функции необходимо опираться на наиболее сохранный анализатор, т. е. опора должна быть зрительной, или же, учитывая характер мышления (наглядно-действенный,зрительно-двигательной. С этой целью составляются опорные листы со скомпонованными в них соответствующими заданиями. Индивидуальная работа по опорным листам всегда вызывает интерес у детей и создает ситуацию, когда ребенок должен обратиться к взрослому, чтобы понять задачу, стоящую перед ним.

Для успешной реализации программы по обучению диалогической речи необходимо медицинское сопровождение процесса в некоторых случаях и всегда необходима помощь родителей.

Оптимальные условия для развития диалогической речи создаются в процессе лечебно-педагогической коррекции.

Наиболее эффективен путь обучения разговорной речи непосредственно в общении, который сочетается с формированием речи на специально организованных занятиях.

Необходимое условие для развития разговорной речи – речевая среда дома и в дошкольном учреждении, обеспечивающая постоянное практическое употребление речевых средств общения.

идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть картинку идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Картинка про идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей иОбучение детей ПДД «Внимание-дети!» С самого раннего детства ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идёт по улице, или.

Конспект занятия по речевому общению с детьми второй младшей группы «Сундучок сказок» Конспект занятия по речевому общению с детьми 2 младшей группы «Сундучок сказок» Задачи: Обучающая: Учить детей рассматривать сюжетную.

Неподготовленная беседа (разговор) как основная форма работы по речевому общению ребенка со взрослыми и сверстниками (Слайд 1, там где тема выступления) Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок.

идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть картинку идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Картинка про идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей иОбучение детей правилам дорожного движения Знакомить детей с правилами дорожного движения, обучать правилам поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Ребёнок должен.

идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть картинку идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Картинка про идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей иОбучение детей прыгучести. Развивать прыгучесть можно в любое время: на прогулке, на занятии, в свободной деятельности. Дети старшего возраста очень любят играть в.

Обучение детей составлению загадок Обучение детей составлению загадок (Технология А. А. Нестеренко) Мы привыкли, что в детском саду дети традиционно отгадывают загадки. Загадки.

идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть картинку идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Картинка про идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей иПроект по приучению ребенка к общению с книгой «В гостях у сказки» Проект «В гостях у сказки»ВведениеЧто нужно для счастья детям? Чтоб солнце на всей планете, Чтоб мячик и плюшевый мишка, И добрая, добрая.

Родительское собрание в подготовительной группе «Учим детей общению» Цель:Активизация интереса родителей к теме формирования у детей коммуникативных навыков, умения общаться с окружающими. Задачи: • способствовать.

идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть картинку идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Картинка про идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей иУчите детей общению. Советы родителям В наше время, когда компьютеры вытесняют из обихода живое человеческое общение, педагогам и родителям стоит задуматься, как же научить наших.

Источник

Коучинг на тему :Обучение через диалог

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

План коучинг- занятия

Как активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке посредством диалогического обучения
Общая цель:

показать, как посредством применения заданий диалогического обучения можно активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке

Задачи: Создать доброжелательную психологическую атмосферу в коллективе.

Вызвать интерес к теме.

Выяснить, что учителя знают о диалогическом обучении

Раскрыть понимание применения диалогического обучения на уроке.

Вызвать желание применять диалогическое обучение на своих уроках.

Учителя знают три типа беседы, определённые исследованиями Мерсера.

Учителя умеют определять эти типы бесед при выполнении заданий.

Учителя умеют задавать открытые и закрытые вопросы при проведении различных типов бесед.

Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить своё собственное мышление. Диалог в обучении или учебный диалог – своеобразная форма общения, важнейшая сторона деятельности и учителя, и ученика, в которой царит атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия. Это взаимодействие, осуществляющееся в форме речи, в ходе которого происходит информационный обмен между партнёрами и регулируются дела между ними. Диалог, неотъемлемой частью которого является беседа, способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативности в обучении.

Установление правил работы в группах.

-4 минуты, по 2 минуты на человека, возьмите интервью у своего соседа о нём самом, затем за 1 минуту расскажите нам о нём.

-Какие методы вы использовали при выполнении этого задания?

-Назовите тему нашего занятия.

Постановка цели занятия.

-Что такое диалогическое обучение?

-Заслушивание ответов каждой группы.

Понятие трех типов беседа: беседа-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа

. Стадия осмысления Просмотр видео «Дети»

Для чего нужна таксономия Блума?

Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания.

идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть картинку идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Картинка про идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и

Я раздала Вам модели вопросов и заданий по таксономии Б.Блума. Давайте рассмотрим каждый вид и определим уровни познания и мышления. Сейчас, поработаем в группах, каждая группа составляет вопросы с использованием таксономии Блума. ( 10 минут) Презентация вопросов.

Посмотрите на доску – это «Ромашка вопросов Блума». Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности Б. Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Я раздала Вам «Ромашку

Правильно ли я понял.

Как можно применить.

Что можно сделать из.

Каждый из Вас, я думаю, помнит из детства сказки, и сегодня давайте вспомним сказку «Колобок», я раздала Вам вопросы по сказке с использованием таксономии Блума. Сейчас задание для групп, составьте вопросы по сказке «Курочка Ряба» с использованием таксономии Блума. ( я даю Вам 15 минут). Презентация сказки.

Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач» явилась полезным инструментом для оценки уровня развития мышления . Эта таксономия позволяет также отличать среди вопросов, которые мы задаем, вопросы «низшего» и «высшего» порядка. Так, на «нижнем» уровне окажутся вопросы, требующие узнать или извлечь из памяти факты и понять концепции или идеи. По мере продвижения к верхнему уровню появляются вопросы, требующие применения идей, анализа доказательств, синтеза нескольких идей для получения новых решений и оценки всего хода рассуждений.

Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них.

Прием «Инфопати». Участники сессии получают карточки с вопросами и задают друг другу, каждый раз меняясь карточками и переходя к разным людям. Предполагаемые выводы: Участники должны понять на сколько важно в диалоговом обучение научиться задавать вопросы.

О чем ведем речь сегодня?

Дайте 3 объяснения, почему мы должны доверять своему другу.

Назови своего настоящего друга.

Почему вы думаете, что друг не может предать?

Предположите, что будет, если у вашего друга не получилось вам помочь в какой- либо ситуации?

Запишите на плакате положительные и отрицательные стороны групповой работы Этот прием вызвал живой интерес у учителей, которые доказывали свою точку зрения, аргументируя и анализируя ситуацию.

Диалогическое обучение, по – своему, очень интересное и является неотъемлемой частью в методике преподавания предмета учащимся. На уроках, когда идет обсуждение в группах между учениками, идет процесс обучения, где дети учатся друг у друга добывать и использовать полученные знания для реализации их в своей умственной деятельности. Социальное взаимодействие в ходе занятий играет важную роль в обучении. Общение в ситуациях «учитель-ученик» и «ученик-ученик» составляет значимую часть построения значения и развития понимания.

. Диалоговое обучение позволяет развивать у учащихся активную устную и письменную речь, опять – таки используя данный модуль в этом направлении выигрышен. С помощью диалога на уроках учащиеся при работе в группе узнают то, что не мог донести до них учитель в своей лекции по уроку.

Наблюдая этот процесс работы в своем классе, отметила следующее: с помощью диалога ученики становятся ближе друг к другу, стараются выслушивать мнение других участников группы, пытаются грамотно донести свои мысли, понимают, что функция каждого ученика очень важна. Не раз говорила ребята о том, что: «Сколько людей, столько мнений», и мне кажется, с этой постановкой цели в работе, они могут научиться многому, а именно: терпению и нахождению задач проблемных ситуаций поставленными перед ними учителем.

Самую главную роль в управлении диалога между учащимися, играет непосредственно учитель, который в тоже время выполняет функцию модератора на уроке. Именно с помощью учителя, ученики не могут отойти от предложенного вопроса для размышления. При этом если учитель еще приложит свой доброжелательный настрой, и оценит ответ ученика в виде подбадривания «…у вас все получится, вы молодцы», «очень хорошо подмечено», «это действительно так» и т.д., можно сказать, что каждый обучающийся постарается выполнить ту поставленную перед ним задачу, которую распределили в группе учащихся для размышления. На таких моментах прослеживается интеграция между диалоговым обучением и управлением, а также лидерством в обучении.

Задание 2 .Круг обсуждения вопросов: что было для меня новым, что я знал до этого, что меня поразило, удивило.

.На практике, в школе я попробовала дать высказываться ученикам на поставленные мной вопросы, и была сильно удивлена тем, как могут логично рассуждать семиклассники, несмотря на их уровень знаний по предмету английского языка. Но еще когда просто подбодришь словами: «умничка», «молодец», «очень интересно, здорово…», то мне кажется, что ученик готов «свернуть» твой урок в положительную сторону, лишь бы получить такие слова. Да, действительно, мы, учителя, боимся лишний раз похвалить учащегося за его, пусть незначительные, но заработанные им самим достижения на уроке, и это наверное и есть снижение мотивации обучающихся

4 Задание. Стратегия «Дискуссионная карта»
Диалог стимулирует обучение?
ТРИ Да ТРИ нет
Да, потому что ребенок учится задавать вопросы
Да, потому что участвует в обсуждении проблемы
Да, потому что каждый участник диалога ощущает свою значимость
1. Развитие диалогической беседы в классе Беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. В диалоге ученики (а также их учителя) являются равноправными партнерами.

• механическое запоминание (заучивание фактов, идей и повседневных действий посредством постоянного повторения);

• декламация (накопление знания и понимания через вопросы, разработанные для тестирования или стимулирования воспоминаний того, с чем ранее столкнулись, или предоставления подсказок ученикам для обдумывания ответа, исходя из подсказок, данных в вопросе);

• инструкция/изложение (объяснение ученику, что делать, и/или передача информации, и/ или объяснение фактов, принципов или процедур);

• обсуждение (обмен идеями в целях распределения информации и решения проблем);

• диалог (достижение взаимопонимания посредством структурированного, кумулятивного опроса и обсуждения, которые способствуют уменьшению альтернатив, минимизируя риск и ошибки, ускоряют «передачу» понятий и принципов.

Каждая группа получила различные задания: инсценировать различные типы диалога, обсудить плюсы и минусы: беседа с учеником, с администрацией, с родителями, с коллегой

Я поняла, что диалог это обмен мыслями между членами группы или класса. В большинстве случаев процессом диалогического обучения управляет учитель. «Анализ исследований показывает, обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки» (Руководство для учителя стр.145).

«В диалоге ученики являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованности и испытывающие и развивающие то, что Мерсер описал как совместное приобретение знаний и вовлечение в процесс «обмена мыслями»» (Руководство для учителя, стр.145)«Барнс (1976) и Мерсер (2000) утверждают, что исследовательская беседа является тем типам беседы, который необходимо развивать учителем. При вовлечении учеников в исследовательскую беседу, как правило, используется работа в малых группах в которых участники имеют общую проблему, создают совместное ее понимание. При вовлечение в исследовательскую беседу ученики размышляют вслух: выдвигают гипотезы и рассуждают» (Руководство для учителя, стр.146) При исследовательской беседе учащиеся выходили на взаимный диалог. Учащимся в процессе диалога нужно было найти правильный ответ на поставленный вопрос. Научилась выдерживать паузу. Для себя сделала вывод, если увеличить время для ответа, то можно увидеть количество добровольных ответов, количество ответов от менее способных учеников и что диалоговое обучение играет важную роль, так как «анализ исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяя ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки».

Наш коучинг подходит к концу и мне хотелось послушать Ваше мнение о вопросах с которыми Вы сегодня познакомились. Я с Вами согласна существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем, и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них. Закрытые вопросы, направленные на проверку знания фактов и приемов решения проблем, безусловно, важны. Однако, если учащиеся не могут связать эти знания с более широкими понятиями, ценность таких вопросов снижается. Поэтому необходимо также использовать открытые вопросы для структурирования учебного материала.

О чем ведем речь сегодня?

Дайте 3 объяснения, почему мы должны доверять своему другу.

Назови своего настоящего друга.

Почему вы думаете, что друг не может предать?

Предположите, что будет, если у вашего друга не получилось вам помочь в какой- либо ситуации?

О чем ведем речь сегодня?

Дайте 3 объяснения, почему мы должны доверять своему другу.

Назови своего настоящего друга.

Почему вы думаете, что друг не может предать?

Предположите, что будет, если у вашего друга не получилось вам помочь в какой- либо ситуации?

О чем ведем речь сегодня?

Дайте 3 объяснения, почему мы должны доверять своему другу.

Назови своего настоящего друга.

Почему вы думаете, что друг не может предать?

Предположите, что будет, если у вашего друга не получилось вам помочь в какой- либо ситуации?

О чем ведем речь сегодня?

Дайте 3 объяснения, почему мы должны доверять своему другу.

Назови своего настоящего друга.

Почему вы думаете, что друг не может предать?

Предположите, что будет, если у вашего друга не получилось вам помочь в какой- либо ситуации?

механическое запоминание (заучивание фактов, идей и повседневных действий посредством постоянного повторения);

декламация (накопление знания и понимания через вопросы, разработанные для тестирования или стимулирования воспоминаний того, с чем ранее столкнулись, или предоставления подсказок ученикам для обдумывания ответа, исходя из подсказок, данных в вопросе);

инструкция/изложение (объяснение ученику, что делать, и/или передача информации, и/ или объяснение фактов, принципов или процедур);

обсуждение (обмен идеями в целях распределения информации и решения проблем);

диалог (достижение взаимопонимания посредством структурированного, кумулятивного опроса и обсуждения, которые способствуют уменьшению альтернатив, минимизируя риск и ошибки, ускоряют «передачу» понятий и принципов.

Каждая группа получила различные задания: инсценировать различные типы диалога, обсудить плюсы и минусы: беседа с учеником, с администрацией, с родителями, с коллегой

идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть картинку идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Картинка про идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть картинку идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Картинка про идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть картинку идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Картинка про идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Смотреть картинку идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Картинка про идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и. Фото идею взаимного обучения включение в диалог общение всех детей и

План коучинг- занятия

Название занятия:

Как активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке посредством диалогического обучения
Общая цель:

показать, как посредством применения заданий диалогического обучения можно активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке

Задачи: Создать доброжелательную психологическую атмосферу в коллективе.

1. Вызвать интерес к теме.

2. Выяснить, что учителя знают о диалогическом обучении

3. Раскрыть понимание применения диалогического обучения на уроке.

4. Вызвать желание применять диалогическое обучение на своих уроках.

Результаты обучения:

1. Учителя знают три типа беседы, определённые исследованиями Мерсера.

2. Учителя умеют определять эти типы бесед при выполнении заданий.

3. Учителя умеют задавать открытые и закрытые вопросы при проведении различных типов бесед.

4. Ключевые идеи:

Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить своё собственное мышление. Диалог в обучении или учебный диалог – своеобразная форма общения, важнейшая сторона деятельности и учителя, и ученика, в которой царит атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия. Это взаимодействие, осуществляющееся в форме речи, в ходе которого происходит информационный обмен между партнёрами и регулируются дела между ними. Диалог, неотъемлемой частью которого является беседа, способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативности в обучении.

Ход проведения:

1. Приветствие.

2. Установление правил работы в группах.

3. Стадия вызова

-4 минуты, по 2 минуты на человека, возьмите интервью у своего соседа о нём самом, затем за 1 минуту расскажите нам о нём.

-Какие методы вы использовали при выполнении этого задания?

-Назовите тему нашего занятия.

Постановка цели занятия.

-Что такое диалогическое обучение?

-Заслушивание ответов каждой группы.

Понятие трех типов беседа: беседа-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа

. Стадия осмысления Просмотр видео «Дети»

Для чего нужна таксономия Блума?

Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания.

Я раздала Вам модели вопросов и заданий по таксономии Б.Блума. Давайте рассмотрим каждый вид и определим уровни познания и мышления. Сейчас, поработаем в группах, каждая группа составляет вопросы с использованием таксономии Блума. ( 10 минут) Презентация вопросов.

Посмотрите на доску – это «Ромашка вопросов Блума». Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности Б. Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Я раздала Вам «Ромашку

Правильно ли я понял.

Как можно применить.

Что можно сделать из.

Каждый из Вас, я думаю, помнит из детства сказки, и сегодня давайте вспомним сказку «Колобок», я раздала Вам вопросы по сказке с использованием таксономии Блума. Сейчас задание для групп, составьте вопросы по сказке «Курочка Ряба» с использованием таксономии Блума. ( я даю Вам 15 минут). Презентация сказки.

Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач» явилась полезным инструментом для оценки уровня развития мышления. Эта таксономия позволяет также отличать среди вопросов, которые мы задаем, вопросы «низшего» и «высшего» порядка. Так, на «нижнем» уровне окажутся вопросы, требующие узнать или извлечь из памяти факты и понять концепции или идеи. По мере продвижения к верхнему уровню появляются вопросы, требующие применения идей, анализа доказательств, синтеза нескольких идей для получения новых решений и оценки всего хода рассуждений.

Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них.

3. Работа с ресурсом. Таковы вопросы, из которых некоторые требуют в качестве ответа только «да» или «нет»; такие вопросы ближе к предложению. Но есть также вопросы в которых спрашивается об обстоятельствах дела и т. д. и которые требуют больших дополнений для превращения их в предложения».

Прием «Инфопати». Участники сессии получают карточки с вопросами и задают друг другу, каждый раз меняясь карточками и переходя к разным людям.Предполагаемые выводы: Участники должны понять на сколько важно в диалоговом обучение научиться задавать вопросы.

О чем ведем речь сегодня?

Дайте 3 объяснения, почему мы должны доверять своему другу.

Назови своего настоящего друга.

Почему вы думаете, что друг не может предать?

Предположите, что будет, если у вашего друга не получилось вам помочь в какой- либо ситуации?

Запишите на плакате положительные и отрицательные стороны групповой работы Этот прием вызвал живой интерес у учителей, которые доказывали свою точку зрения, аргументируя и анализируя ситуацию.

Диалогическое обучение, по – своему, очень интересное и является неотъемлемой частью в методике преподавания предмета учащимся. На уроках, когда идет обсуждение в группах между учениками, идет процесс обучения, где дети учатся друг у друга добывать и использовать полученные знания для реализации их в своей умственной деятельности. Социальное взаимодействие в ходе занятий играет важную роль в обучении. Общение в ситуациях «учитель-ученик» и «ученик-ученик» составляет значимую часть построения значения и развития понимания.

. Диалоговое обучение позволяет развивать у учащихся активную устную и письменную речь, опять – таки используя данный модуль в этом направлении выигрышен. С помощью диалога на уроках учащиеся при работе в группе узнают то, что не мог донести до них учитель в своей лекции по уроку.

Наблюдая этот процесс работы в своем классе, отметила следующее: с помощью диалога ученики становятся ближе друг к другу, стараются выслушивать мнение других участников группы, пытаются грамотно донести свои мысли, понимают, что функция каждого ученика очень важна. Не раз говорила ребята о том, что: «Сколько людей, столько мнений», и мне кажется, с этой постановкой цели в работе, они могут научиться многому, а именно: терпению и нахождению задач проблемных ситуаций поставленными перед ними учителем.

Самую главную роль в управлении диалога между учащимися, играет непосредственно учитель, который в тоже время выполняет функцию модератора на уроке. Именно с помощью учителя, ученики не могут отойти от предложенного вопроса для размышления. При этом если учитель еще приложит свой доброжелательный настрой, и оценит ответ ученика в виде подбадривания «…у вас все получится, вы молодцы», «очень хорошо подмечено», «это действительно так» и т.д., можно сказать, что каждый обучающийся постарается выполнить ту поставленную перед ним задачу, которую распределили в группе учащихся для размышления. На таких моментах прослеживается интеграция между диалоговым обучением и управлением, а также лидерством в обучении.

Задание 2 .Круг обсуждения вопросов: что было для меня новым, что я знал до этого, что меня поразило, удивило.

.На практике, в школе я попробовала дать высказываться ученикам на поставленные мной вопросы, и была сильно удивлена тем, как могут логично рассуждать семиклассники, несмотря на их уровень знаний по предмету английского языка. Но еще когда просто подбодришь словами: «умничка», «молодец», «очень интересно, здорово…», то мне кажется, что ученик готов «свернуть» твой урок в положительную сторону, лишь бы получить такие слова. Да, действительно, мы, учителя, боимся лишний раз похвалить учащегося за его, пусть незначительные, но заработанные им самим достижения на уроке, и это наверное и есть снижение мотивации обучающихся

4 Задание. Стратегия «Дискуссионная карта»
Диалог стимулирует обучение?
ТРИ Да ТРИ нет
Да, потому что ребенок учится задавать вопросы
Да, потому что участвует в обсуждении проблемы
Да, потому что каждый участник диалога ощущает свою значимость
1. Развитие диалогической беседы в классе Беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. В диалоге ученики (а также их учителя) являются равноправными партнерами.

• механическое запоминание (заучивание фактов, идей и повседневных действий посредством постоянного повторения);

• декламация (накопление знания и понимания через вопросы, разработанные для тестирования или стимулирования воспоминаний того, с чем ранее столкнулись, или предоставления подсказок ученикам для обдумывания ответа, исходя из подсказок, данных в вопросе);

• инструкция/изложение (объяснение ученику, что делать, и/или передача информации, и/ или объяснение фактов, принципов или процедур);

• обсуждение (обмен идеями в целях распределения информации и решения проблем);

• диалог (достижение взаимопонимания посредством структурированного, кумулятивного опроса и обсуждения, которые способствуют уменьшению альтернатив, минимизируя риск и ошибки, ускоряют «передачу» понятий и принципов.

Каждая группа получила различные задания: инсценировать различные типы диалога, обсудить плюсы и минусы: беседа с учеником, с администрацией, с родителями, с коллегой

Я поняла, что диалог это обмен мыслями между членами группы или класса. В большинстве случаев процессом диалогического обучения управляет учитель. «Анализ исследований показывает, обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки» (Руководство для учителя стр.145).

«В диалоге ученики являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованности и испытывающие и развивающие то, что Мерсер описал как совместное приобретение знаний и вовлечение в процесс «обмена мыслями»» (Руководство для учителя, стр.145)«Барнс (1976) и Мерсер (2000) утверждают, что исследовательская беседа является тем типам беседы, который необходимо развивать учителем. При вовлечении учеников в исследовательскую беседу, как правило, используется работа в малых группах в которых участники имеют общую проблему, создают совместное ее понимание. При вовлечение в исследовательскую беседу ученики размышляют вслух: выдвигают гипотезы и рассуждают» (Руководство для учителя, стр.146) При исследовательской беседе учащиеся выходили на взаимный диалог. Учащимся в процессе диалога нужно было найти правильный ответ на поставленный вопрос. Научилась выдерживать паузу. Для себя сделала вывод, если увеличить время для ответа, то можно увидеть количество добровольных ответов, количество ответов от менее способных учеников и что диалоговое обучение играет важную роль, так как «анализ исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяя ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки».

Наш коучинг подходит к концу и мне хотелось послушать Ваше мнение о вопросах с которыми Вы сегодня познакомились. Я с Вами согласна существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем, и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них. Закрытые вопросы, направленные на проверку знания фактов и приемов решения проблем, безусловно, важны. Однако, если учащиеся не могут связать эти знания с более широкими понятиями, ценность таких вопросов снижается. Поэтому необходимо также использовать открытые вопросы для структурирования учебного материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *