иерархия в ветхом завете
Ветхозаветное священство
Ветхозаветная иерархия была установлена Богом. Она имела три ступени. Первое место среди израильского священства принадлежало первосвященнику. Это название мы впервые встречаем в книге Левит — коген-гадол (см.: Лев 21, 10). В буквальном переводе оно значит великий священник. Слово коген происходит от глагола коган — совершать священнодействие. Видимо, первоначально слово коган означало стоять. Ранее, в книге Левит, в главе о жертвах (см.: Лев 4, 3), первосвященник назван священник помазанный (коген-машиах). Священников Писание называет просто коген — без прилагательного великий. Третью ступень ветхозаветной иерархии занимали левиты.
Все три ступени в ветхозаветной иерархии по Синайскому законодательству принадлежат только колену Левия. Причем священниками и первосвященниками могли быть прямые потомки Аарона, которого Господь поставил на это служение первым. За пределами семейства Аарона члены колена Левия могли быть только левитами.
Первосвященнику принадлежало общее руководство культа и право один раз в год входить в святая святых. Первосвященник председательствовал во время праздничных торжеств.
Господь Сам установил священные одежды. Надевали их только при священнодействиях. Первосвященнические одежды описаны в книге Исход (см.: Исх 28, 4–39).
Ефод (от еврейского глагола афад — облегать, опоясывать). Это два куска материи: один закрывал спину, другой — грудь до пояса. Ефод был разноцветный: сделан из голубых, пурпурных и червленых нитей (пряж), виссона и золота (в виде нитей). Ефод символизировал ответственность, которая ложилась на плечи первосвященника. Омофор епископа восходит к ефоду первосвященника, ибо с греческого переводится как наплечник. В новозаветной Церкви этот вид архиерейской одежды приобрел иной, чем в Ветхом Завете, духовно-символический смысл. Он изображает заблудшую овцу, которую, согласно евангельской притче, Пастырь добрый нашел и возложил на плечи.
Скрепляли два куска ефода застежки на плечах. Они были украшены камнями — ониксом в золотой оправе. На них были вырезаны имена колен Израилевых для постоянной памяти пред Господом (Исх 28, 29). Вместе с первосвященником все колена Израилевы как бы являлись перед лицом Господа. Внизу, при поясе, ефод скреплялся завязками.
Наперсник. Наперсник назывался судным. Слово судный толкователи Писания связывают с загадочными словами урим и туммим. На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить [во святилище] пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним (Исх 28, 30). Есть предположение, что посредством урима открывалась воля Божия, получалось откровение, отсюда слово судный.
В наперсник спереди были вставлены двенадцать драгоценных камней в золотой оправе, по четыре в ряду. В верхних углах наперсника было два золотых кольца. Они соединялись с помощью двух золотых цепочек нарамниками. Внизу по углам наперсника тоже было два золотых кольца, но они были с исподней, внутренней, стороны. Ношение на груди (у сердца) камней с именами двенадцати сыновей Иакова указывало на духовное отношение первосвященника к своему народу.
К ефоду полагалась верхняя риза голубого цвета, сотканная из дорогой нити. Риза была цельная, до колен, с отверстием для головы. По подолу шли трехцветные изображения гранатовых яблок. Плоды гранатовых яблок отличались сладостью и символизировали сладость возвещаемого первосвященником закона. По подолу были также золотые колокольчики. Звук колокольчиков раздавался, когда Аарон входил в святилище пред лицем Господа: дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть (Исх 28, 35). Входя в место особого присутствия Божия, Аарон, облеченный в священные одежды, входил как представитель народа и ходатай за него.
Хитон — бахромчатая риза, вытканная из виссона в шашечку, мелкими квадратиками.
На голове был кидар — повязка из виссона. К нему крепился золотой полуобруч — диадема святости — с надписью: святыня Господня. Надпись указывала на то, что он носил грехи сынов Израилевых. Головной убор первосвященника не описан в Священном Писании. По словам Иосифа Флавия, он состоял из обычной священнической повязки из льняной ткани, поверх которой была другая, из узорчатой фиолетовой ткани с кованым золотым венком.
Пояс первосвященника был очень длинным. У жителей Востока пояс — необходимая принадлежность, чтобы стягивать широкие, развевающиеся одежды. В Библии мы находим указание на символическое значение пояса: опояшь чресла твои (4 Цар 4, 29). Это означало быть готовым к трудам.
Сам Господь не только установил описанные виды одежд священников и первосвященника, но и предписал обряд посвящения для каждой ступени иерархии.
Посвящение в первосвященника и священника состояло из четырех главных актов. Расскажем о каждом:
1. Омовение водою. Исследователи полагают, что очищалось все тело, а не только руки и ноги. Такое омовение принимал первосвященник в праздник — день Очищения. Это было не только физическое действие, но и нравственно-символическое. Оно являлось прообразом высочайшей святости и безукоризненной чистоты первосвященника Нового Завета — Иисуса Христа.
2. Облачение в священные одежды — символ того служения, в которое вступал первосвященник или священник.
3. Помазание священным елеем (о приготовлении его говорится в 30-й главе книги Исход). Елей, предназначенный для помазания Аарона и четырех его сыновей, был приготовлен особым способом. В его состав входили: самоточная смирна (смола миррового кустарника), кора коричного дерева, благовонный тростник, имевший пахучие корни, кассия (ароматная кора).
Помазание служило видимым знаком подачи Богом особой благодатной силы. В помазании человек получал дар Святого Духа. Святой пророк Исаия говорит: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное (Ис 61, 1–2; выделено нами. — Авт.).
В Израиле помазывались священным елеем не только священники, но и пророки и цари. Помазанье Аарона как первосвященника отличалось от помазания его сыновей-священников. На голову Аарона Моисей излил в большом количестве елей и затем помазал, вероятно, лицо и одежды. Священникам помазывались только лицо и одежда.
4. Жертвоприношение. Посвящаемые приносили три жертвы: за грех, всесожжение и специальную жертву посвящения.
Жертва посвящения сходна с жертвой мирной. Кровь закланного овна поливалась на правое ухо, большие пальцы правой руки и правой ноги посвящаемых. На ухо — чтобы лучше слышать закон и голос Божий. На руку — чтобы точно выполнять заповеди Божии. На ноги — чтобы беспорочно входить в святилище. Далее: кровь и миро смешивались и ими окроплялись священные одежды посвящаемых. Затем на руки посвящаемых возлагались те части жертвенного животного, которые посвящались Богу (тук, курдюк и печень). Возлагались также: один круглый хлеб, одна лепешка на елее и одна лепешка (опреснок). Посвящаемый потрясал этим, прежде чем это предавалось сожжению. Это указывало на будущее служение, которое заключалось главным образом в приношении жертв. Посвящение заканчивалось трапезой, что символизировало союз (общение) с Богом.
Посвящение первосвященников и священников совершалось семь дней. Все эти дни они не должны были отходить от дверей скинии.
Обязанности священников. Священники были посредниками между Богом и Его народом. Прежде всего им надлежало служить в святилище, у жертвенника всесожжения, который был во дворе, и у жертвенника курения, стоявшего в святом. На первом жертвеннике приносили жертвы, а на втором возжигали фимиам. Они полагали еженедельно хлебы на стол предложения. Поддерживали постоянный огонь во дворе на алтаре всесожжений. Снимали с него каждодневный пепел. В торжественные дни трубили в трубы. В конце общественных жертвоприношений благословляли верующих.
Священники обязаны были учить израильтян закону Господню и разрешать спорные вопросы. Священники должны были быть без телесных недостатков и чужды всякой нечистоты, избегать осквернения. Их нравственная репутация должна была быть безупречной.
Первосвященники кроме обычных жертвоприношений, которые совершали и священники, имели две особые обязанности. В великий день Очищения приносить особые жертвоприношения и входить в святое святых для окропления кровью жертвы за грех крышки ковчега Завета. В важных делах через урим и туммим испрашивать волю Божию (см.: Чис 27, 21).
В более поздние времена первосвященник был председателем синедриона — высшего религиозного суда. В соответствии с высоким званием и обязанностями он должен был больше, чем священники, соблюдать себя в отношении личной чистоты и святости. Он мог брать в жены только девицу и только из своего народа (см.: Лев 21, 14). Не мог обнажать голову и раздирать свою одежду, ибо это означало печаль или горе. Первосвященник Каиафа, разодравший одежду во время суда над Спасителем, нарушил закон. Это означало прекращение ветхозаветного священства. Первосвященник не должен был прикасаться к телу умершего.
Посвящение левитов. Обряд посвящения левитов был значительно проще, чем посвящение первосвященника и священников. Об этом рассказывается в книге Чисел: И очистились левиты и омыли одежды свои, и совершил над ними Аарон посвящение их пред Господом, и очистил их Аарон, чтобы сделать их чистыми; после сего вошли левиты отправлять службы свои в скинии собрания пред Аароном и пред сынами его (Чис 8, 21–22). Моисей над ними совершал очищение: они окроплялись очистительной водой.
Левиты после окропления водою обривали все свое тело, вымывали одежды и становились чистыми. Затем совершалось посвящение: они брали двух тельцов и хлебное приношение. Сыны Израилевы возлагали руки на левитов, а те — руки на головы тельцов. Один телец приносился в жертву за грехи, а другой — во всесожжение. Посвящение совершали Аарон и его сыновья. Служение левитов было тридцать лет — с двадцатилетнего возраста до пятидесятилетия.
В пустыне они обязаны были переносить скинию и ее принадлежности. Позднее на них были возложены заботы о храме. Они отпирали и запирали его, поддерживали в нем чистоту, заведовали его доходами, приготовляли хлебы предложения. Со времени святого Давида из левитов составлялись многочисленные хоры. Они занимались пением и музыкальным исполнением при храме.
Иерархия власти по Ветхому Завету
Алексея Смирнова
Иерархия власти
Помню лишь год написания этой статьи, а в качестве даты ставлю день моего крещения – 19 декабря (по новому стилю). Так вышло, что десятый день после моего рождения совпал с большим церковным праздником.
Глава 1. Бог и царь
Достаточно внимательно просмотреть четыре «Книги Царств» Ветхого Завета, чтобы убедиться в следующем: описывая многочисленных царей Израильских и Иудейских, Библия очень немногих называет помазанниками Божьими. Их перечень весьма короток : Саул, Давид и Соломон – эти имена известны многим. А ещё Ииуй, призванный свергнуть с Израильского престола дом Ахава. Да Азаил, помазанный на царство Сирийское, чтобы карать сыновей Израилевых за их вину перед Богом. Всего 5 имён. Кроме того, говорится о помазании народом некоего Иоахаза. Он царствовал только три месяца, был пленён, уведён в Египет фараоном Нехао и там умер.
Приведённые цитаты не позволяют по-разному интерпретировать их, как это нередко бывает со сложными в понимании местами Библии. По крайней мере, бесспорным выглядит следующее: системой правления от Бога является та, где во главе страны поставлен её судья, тогда как монархия такой системой не является.
Попробуем, хотя бы в первом приближении представить систему власти с судьёй во главе страны применительно к современной России.
Судья в качестве главы государства воздвигается Господом пожизненно или на значительный срок (7 – 25 лет). Сразу оговорюсь: вопрос о порядке выбора судьи России стоит особняком. По этой причине выделим его в самостоятельную работу и потому здесь рассматривать не будем.
Ветхозаветное священство
Ветхозаветная иерархия была установлена Богом. Она имела три ступени. Первое место среди израильского священства принадлежало первосвященнику. Это название мы впервые встречаем в книге Левит — коген-гадол (см.: Лев.21:10 ). В буквальном переводе оно значит великий священник. Слово коген происходит от глагола коган — совершать священнодействие. Видимо, первоначально слово коган означало стоять. Ранее, в книге Левит, в главе о жертвах (см.: Лев.4:3 ), первосвященник назван священник помазанный (коген-машиах). Священников Писание называет просто коген — без прилагательного великий. Третью ступень ветхозаветной иерархии занимали левиты.
Все три ступени в ветхозаветной иерархии по Синайскому законодательству принадлежат только колену Левия. Причем священниками и первосвященниками могли быть прямые потомки Аарона, которого Господь поставил на это служение первым. За пределами семейства Аарона члены колена Левия могли быть только левитами.
Первосвященнику принадлежало общее руководство культа и право один раз в год входить в святая святых. Первосвященник председательствовал во время праздничных торжеств.
Господь Сам установил священные одежды. Надевали их только при священнодействиях. Первосвященнические одежды описаны в книге Исход (см.: Исх.28:4–39 ).
Ефод (от еврейского глагола афад — облегать, опоясывать). Это два куска материи: один закрывал спину, другой — грудь до пояса. Ефод был разноцветный: сделан из голубых, пурпурных и червленых нитей (пряж), виссона и золота (в виде нитей). Ефод символизировал ответственность, которая ложилась на плечи первосвященника. Омофор епископа восходит к ефоду первосвященника, ибо с греческого переводится как наплечник. В новозаветной Церкви этот вид архиерейской одежды приобрел иной, чем в Ветхом Завете, духовно-символический смысл. Он изображает заблудшую овцу, которую, согласно евангельской притче, Пастырь добрый нашел и возложил на плечи.
Скрепляли два куска ефода застежки на плечах. Они были украшены камнями — ониксом в золотой оправе. На них были вырезаны имена колен Израилевых для постоянной памяти пред Господом ( Исх.28:29 ). Вместе с первосвященником все колена Израилевы как бы являлись перед лицом Господа. Внизу, при поясе, ефод скреплялся завязками.
Наперсник. Наперсник назывался судным. Слово судный толкователи Писания связывают с загадочными словами урим и туммим. На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить [во святилище] пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним ( Исх.28:30 ). Есть предположение, что посредством урима открывалась воля Божия, получалось откровение, отсюда слово судный.
В наперсник спереди были вставлены двенадцать драгоценных камней в золотой оправе, по четыре в ряду. В верхних углах наперсника было два золотых кольца. Они соединялись с помощью двух золотых цепочек нарамниками. Внизу по углам наперсника тоже было два золотых кольца, но они были с исподней, внутренней, стороны. Ношение на груди (у сердца) камней с именами двенадцати сыновей Иакова указывало на духовное отношение первосвященника к своему народу.
К ефоду полагалась верхняя риза голубого цвета, сотканная из дорогой нити. Риза была цельная, до колен, с отверстием для головы. По подолу шли трехцветные изображения гранатовых яблок. Плоды гранатовых яблок отличались сладостью и символизировали сладость возвещаемого первосвященником закона. По подолу были также золотые колокольчики. Звук колокольчиков раздавался, когда Аарон входил в святилище пред лицем Господа: дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть ( Исх.28:35 ). Входя в место особого присутствия Божия, Аарон, облеченный в священные одежды, входил как представитель народа и ходатай за него.
Хитон — бахромчатая риза, вытканная из виссона в шашечку, мелкими квадратиками.
На голове был кидар — повязка из виссона. К нему крепился золотой полуобруч — диадема святости — с надписью: святыня Господня. Надпись указывала на то, что он носил грехи сынов Израилевых. Головной убор первосвященника не описан в Священном Писании. По словам Иосифа Флавия, он состоял из обычной священнической повязки из льняной ткани, поверх которой была другая, из узорчатой фиолетовой ткани с кованым золотым венком.
Пояс первосвященника был очень длинным. У жителей Востока пояс — необходимая принадлежность, чтобы стягивать широкие, развевающиеся одежды. В Библии мы находим указание на символическое значение пояса: опояшь чресла твои ( 4Цар.4:29 ). Это означало быть готовым к трудам.
Сам Господь не только установил описанные виды одежд священников и первосвященника, но и предписал обряд посвящения для каждой ступени иерархии.
Посвящение в первосвященника и священника состояло из четырех главных актов. Расскажем о каждом:
Помазание служило видимым знаком подачи Богом особой благодатной силы. В помазании человек получал дар Святого Духа. Святой пророк Исаия говорит: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное ( Ис.61:1–2 ; выделено нами. — Авт.).
В Израиле помазывались священным елеем не только священники, но и пророки и цари. Помазанье Аарона как первосвященника отличалось от помазания его сыновей-священников. На голову Аарона Моисей излил в большом количестве елей и затем помазал, вероятно, лицо и одежды. Священникам помазывались только лицо и одежда.
Жертва посвящения сходна с жертвой мирной. Кровь закланного овна поливалась на правое ухо, большие пальцы правой руки и правой ноги посвящаемых. На ухо — чтобы лучше слышать закон и голос Божий. На руку — чтобы точно выполнять заповеди Божии. На ноги — чтобы беспорочно входить в святилище. Далее: кровь и миро смешивались и ими окроплялись священные одежды посвящаемых. Затем на руки посвящаемых возлагались те части жертвенного животного, которые посвящались Богу (тук, курдюк и печень). Возлагались также: один круглый хлеб, одна лепешка на елее и одна лепешка (опреснок). Посвящаемый потрясал этим, прежде чем это предавалось сожжению. Это указывало на будущее служение, которое заключалось главным образом в приношении жертв. Посвящение заканчивалось трапезой, что символизировало союз (общение) с Богом.
Посвящение первосвященников и священников совершалось семь дней. Все эти дни они не должны были отходить от дверей скинии.
Обязанности священников. Священники были посредниками между Богом и Его народом. Прежде всего им надлежало служить в святилище, у жертвенника всесожжения, который был во дворе, и у жертвенника курения, стоявшего в святом. На первом жертвеннике приносили жертвы, а на втором возжигали фимиам. Они полагали еженедельно хлебы на стол предложения. Поддерживали постоянный огонь во дворе на алтаре всесожжений. Снимали с него каждодневный пепел. В торжественные дни трубили в трубы. В конце общественных жертвоприношений благословляли верующих.
Священники обязаны были учить израильтян закону Господню и разрешать спорные вопросы. Священники должны были быть без телесных недостатков и чужды всякой нечистоты, избегать осквернения. Их нравственная репутация должна была быть безупречной.
Первосвященники кроме обычных жертвоприношений, которые совершали и священники, имели две особые обязанности. В великий день Очищения приносить особые жертвоприношения и входить в святое святых для окропления кровью жертвы за грех крышки ковчега Завета. В важных делах через урим и туммим испрашивать волю Божию (см.: Чис. 27:21 ).
В более поздние времена первосвященник был председателем синедриона — высшего религиозного суда. В соответствии с высоким званием и обязанностями он должен был больше, чем священники, соблюдать себя в отношении личной чистоты и святости. Он мог брать в жены только девицу и только из своего народа (см.: Лев.21:14 ). Не мог обнажать голову и раздирать свою одежду, ибо это означало печаль или горе. Первосвященник Каиафа, разодравший одежду во время суда над Спасителем, нарушил закон. Это означало прекращение ветхозаветного священства. Первосвященник не должен был прикасаться к телу умершего.
Посвящение левитов. Обряд посвящения левитов был значительно проще, чем посвящение первосвященника и священников. Об этом рассказывается в книге Чисел: И очистились левиты и омыли одежды свои, и совершил над ними Аарон посвящение их пред Господом, и очистил их Аарон, чтобы сделать их чистыми; после сего вошли левиты отправлять службы свои в скинии собрания пред Аароном и пред сынами его ( Чис.8:21–22 ). Моисей над ними совершал очищение: они окроплялись очистительной водой.
Левиты после окропления водою обривали все свое тело, вымывали одежды и становились чистыми. Затем совершалось посвящение: они брали двух тельцов и хлебное приношение. Сыны Израилевы возлагали руки на левитов, а те — руки на головы тельцов. Один телец приносился в жертву за грехи, а другой — во всесожжение. Посвящение совершали Аарон и его сыновья. Служение левитов было тридцать лет — с двадцатилетнего возраста до пятидесятилетия.
В пустыне они обязаны были переносить скинию и ее принадлежности. Позднее на них были возложены заботы о храме. Они отпирали и запирали его, поддерживали в нем чистоту, заведовали его доходами, приготовляли хлебы предложения. Со времени святого Давида из левитов составлялись многочисленные хоры. Они занимались пением и музыкальным исполнением при храме.
Глава II. Пастырство ветхозаветной церкви
1. Пророк Божий Моисей – основатель Ветхозаветного священства
Когда мы говорим о Ветхозаветной Церкви, о её священстве, то невольно вспоминаем и имя великого пророка Божия Моисея, жизнь которого была посвящена целиком и полностью на служение Богу, на служение своему народу. И это не случайно, ведь пророк Божий Моисей – основатель Ветхозаветного священства. Как Новозаветная иерархия имеет своего Основателя Христа Спасителя, так и Ветхозаветная иерархия имеет основателя в лице пророка Моисея. Жизнь пророка Моисея поэтому представляет собой интерес и содержит в себе много поучительного и назидательного для всего пастырства в целом. Вникая в его жизнь, мы видим в нем человека большого духа, исключительной духовной красоты, пастырской жертвенности. Его образ вырисовывается перед нами, как образ человека крепкой веры, горячей любви, твердой воли, сильного решительного характера, пастырской ревности и высокой целеустремленности.
При дворце фараона Моисей получил отличное по тому времени образование. Свидетельствуя об этом, святой первомученик и архидиакон Стефан говорит: «И наказан бысть Моисей всей премудрости египетской: бе же силен в словесех и делех» ( Деян. 7,22 ). И действительно, ему как приемному сыну царской дочери были открыты все пути к усвоению и изучению египетской науки, культуры и искусства.
Никогда еще языческий мир не достигал такой высоты своего развития, какой он достиг во времена Моисея. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники, которые дошли до наших дней. Многочисленные археологические находки, величественные древне-египетские пирамиды удивляют и приводят в изумление многие умы современного человечества.
Сорок лет прожил Моисей при дворе египетского фараона. Его окружал развращенный, огрубевший языческий мир. Он видел все богатства и материальные ценности древнего Египта. Он также видел и роскошную, с излишествами жизнь язычников, которая заключалась в удовлетворении всех телесных чувств, похотей и страстей. С другой стороны, Моисей не мог не видеть и тяжелой жизни своего родного богоизбранного народа, который сильно страдал в языческом рабстве. Проникнувшись любовью к своему народу, он скорбит, его сердце раздирается при виде всего этого. Горесть, бедствия своего народа очень сильно отразились на психологии Моисея. Он не мог согласиться с тем, что его окружало. Обладая всеми качествами истинного пастыря, он понимал все духовные запросы и потребности своего народа, они ему были близки и дороги; поэтому он всегда готов был отозваться на зов его. Несмотря на то, что Моисей занимал при дворе одно из видных мест и пользовался всеми благами его, он испытывал чувство скорби и печали. Он готов был пожертвовать всем, даже своей жизнью, для того, чтобы помочь, чтобы спасти свой народ от тяжелого рабства.
Хотя Моисей и воспитывался в языческом духе, хотя его и окружал языческий мир, он сумел сохранить в совершенной чистоте отеческую веру, веру в Единого Истинного Бога. Он сберег в чистоте душу свою от идолопоклонства. Проникаясь все более и более глубочайшей убежденностью своих идей, своей веры. Он изо дня в день приходил от силы в силу. Как носитель правды Божией он ясно созерцал своим духовным взором Того, в Кого верил и Кому служил. Вот почему, находясь среди грубого идолопоклонства, Боговидец Моисей не усомнился. Он не поколебался в своей вере, он устоял перед всеми соблазнами и искушениями, он был тверд. Он, «Невидимаго. Яко видяше, терпяще», – говорит св. Апостол Павел ( Евр. 11, 27 ). Эти слова характеризуют хождение Ветхозаветного пастыреначальника перед Богом с самой лучшей стороны.
Любовь и преданность своему народу, желание послужить и помочь ему в беде, повели святого пророка Божия Моисея по пути скорбей. Унижения и поношения. Истинный служитель Божий предпочел поношение Христово выше всяких благ и земных богатств. Будучи водим Божественным Промыслом, он удалился в пустыню и здесь, ведя строгий образ жизни, обдумывал положение своего народа, постоянно готовился к предстоящему подвигу. Пустыня стала для него особой духовной школой. Здесь в уединении, среди полного безмолвия святой пророк был с Богом. Здесь он еще более духовно возрос, духовно укрепился, именно здесь он назначается пастырем – вождем и освободителем израильского народа.
Везде и всюду проявлял он постоянную заботу о попечение о благополучии своего народа. Душепопечительство о своем народе всегда преобладало в нем над попечением о самом себе. В любую минуту он готов был положить душу свою за народ свой. Так, прося помилования у Бога своему народу, он прямо говорит: «Молюся Ти, Господи, согрешиша людие сии грех велик и сотвориша себе боги златы. И ныне, аще убо оставиши им грех их, остави, аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси» ( Исх. 32, 31–32 ).
Мы знаем, что до Моисея не было иерархического священства. В те времена патриархальное священническое служение не было и не могло быть отдельным служением, потому что Церковь еще не выходила за пределы семейной жизни, вся власть, связанная с этим служением, была сосредоточена в одном лице – главе семьи. Но во времена пророка Моисея, когда Церковь представляла собой уже весь народ израильский, когда верующие образовали большое религиозное общество, выделяется особое пастырское служение. Святой пророк Моисей учреждает новое иерархическое священство, которое состоит из трех степеней. Он учреждает новое священническое сословие служителей Божиих при Скинии. Колено Левия как колено избранное для священнодействия было отделено от всего народа и введено к исполнению своих обязанностей особым обрядом посвящения. Это избранное колено было призвано к тому, чтобы хранить Закон Божий в его неповрежденности и чистоте, учить ему народ, наблюдать за его исполнением, судить по нему и, наконец, совершать богослужение и смотреть за священными предметами. Но и не все левиты имели одинаковые права в совершении богослужения. В самом колене Левиином делается особенный выбор. Аарон и его род, как цвет всего колена, обозначается процветшим жезлом и выделяется для священнодействий в прямом смысле этого слова. И если на племени Левиином в целом лежала обязанность смотреть за исполнением Закона, то на племени Аароновом обязанности более высокие – особые религиозные действия, средоточием которых были жертвы. В потомстве Аарона в свою очередь также делается выбор: старший в роде получает право первенства и с ним право входить во Святое Святых, тогда как остальные священники могли совершать свое служение только во Святилище ( Числ. 18, 1–7 ).
Выполняя волю Божию, святой пророк Божий Моисей посвящает брата своего Аарона первосвященником, а сыновей его – священниками. Остальные левиты были назначены служителями. Они охраняли здание Скинии со всеми ее принадлежностями, поддерживали чистоту в ней, прислуживали священникам во время богослужения и вообще отправляли низшие религиозные обязанности, находясь в полном подчинении священников. Ко всему этому нужно заметить еще и тот факт, что от призванных к священническому служению требовалась особенная святость жизни и строгое внимание и благоговение к своим обязанностям. Священнослужители должны были соблюдать особую телесную и душевную чистоту и избегать всего того, что могло бы отвлечь их от внимания к высокой цели своего служения. Так появилось Ветхозаветное иерархическое священство, основателем которого был великий пророк Божий Моисей. Его исключительные пастырские качества – живая вера в Бога, любовь к Нему и Его народу, жертвенность, твердость и верность долгу – делают его пастыреначальником Ветхозаветного священства и ярким образцов для Новозаветных пастырей.
2. Время появления у евреев жертвоприношений и идея, заключенная в них
Грех прародителей стал средостением между Богом и человеком. Нужно было непременно преодолевать это средостение, чтобы снова заслужить милость Божию и примирение. Средством к такому примирению в первый же период жизни падшего человека явилось жертвоприношение и молитва. Так о сыновьях Адама – Каине и Авеле – Библия говорит, что они приносили жертву Богу от плодов рук своих ( Быт. 4, 3–4 ). И милость Божия почила на одном из этих жертвоприношений. При размножении потомков Адама жертвоприношение перешло в руки старейшего в роде. И быть жрецом значило быть посредником между Богом и своим родом. Такими жрецами – посредниками явились ветхозаветные патриархи: Авраам ( Быт. 22, 13 ), Исаак ( Быт. 26, 25 ), Иаков ( Быт. 31, 54 ).
Идея посредничества лежит в основе священнослужения, так как священнослужитель в существе своем и есть посредник между Богом и человеком, небом и землей. В патриархальном периоде еврейской истории это посредничество основывалось на праве первородства или старшинства в семье. Оно не носило характера установленного Богом иерархического священства, а было делом благочестивой традиции истории.
3. Богоустановленное иерархическое священство. Избрание и посвящение
После выхода евреев из Египта на горе Синае еврейский народ вступил в союз («Завет») с Богом через особое избрание, выделение его из среды других народов на служение Богу.
«Если вы будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля. А вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх. 19,5–6 ).
Еврейский народ, как видим, призывался к святости пред Богом, к тому, чтобы каждый из народа был чист и свят как священник пред лицом Всесвятаго Бога. Евреи понимали, что от них требовал Бог, но, сознавая свою греховность, свою неспособность входить в непосредственное общение с Богом, взмолились Моисею так: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, чтобы нам не умереть» ( Исх. 20,19 ).
Таким образом, народ сам пришел к мысли о необходимости особого посредничества между ними и Богом, то есть, необходимости пастырства. Не всякий из евреев мог быть священником. На «службу священства» было избрано Богом колено Левиино, род Аарона ( Числ. 18,1–7 ; Исх. 28,1–29 ). После избрания следовало особое посвящение через следующие действия: омовение, возложение священнических одежд, помазание елеем, окропление елеем и кровью жертвенных животных, семидневное пребывание у дверей Скинии и торжественные жертвоприношения в восьмой день ( Лев. 8,2–36; 9,1–24 ).
4. Основные обязанности Ветхозаветного священства 40
В чем заключались основные обязанности Ветхозаветного священства? В его служении.
«И сказал Господь Аарону: … и ты, и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам Я даю в дар службу священства, а посторонний, приступивший предан будет смерти» ( Числ. 18,7 ).
На втором месте – служение за Завесою, то есть, во Святилище. Обязанности служения здесь состояли в следующем:
а) курение на жертвеннике кадильном ( Исх. 30,1–8 ),
б) возжение светильников ( Лев. 24,1–4 ),
в) приготовление хлебов предложения ( Лев. 24,5–8 ).
Учительству пастыря – священника в Ветхом Завете придавалось особо высокое значение. За неисполнение этой обязанности пророк Исаия называл молчащих священников и духовных руководителей народа резкими обличительными словами: «немыми псами», «бессмысленными пастырями» ( Ис. 56, 10–12 ) и т. д.
Следующей важнейшей обязанностью пастыря являлась молитва за народ. «И будет сие вам, – сказал Господь Аарону и сынам его, – законное вечное, ежели молитися о сынах Израилевых и о всех гресех их» ( Лев. 16,34 ; Числ. 15,25 ). Молитвенно «предстоя пред Господом и служа Ему» ( Втор. 18, 5 ), пастырь должен постоянно просить помощи у Бога в выполнении своего высокого назначения: «созидать Дом Божий и быть в нем стражем» ( Пс. 126, 1 ).
5. Качества Ветхозаветных священников
Многообразие и важность обязанностей Ветхозаветного священства требовали от него высоких и физических, и духовно – моральных качеств. Прежде всего священник должен быть законорожденным ( Втор. 23, 2 ) и не иметь никаких физических недостатков. Являясь из рода Ааронова и вырастая в священнической среде, он должен с юных лет набираться «духа премудрости и разума» ( Исх. 11,1–2 ), затем – «знаний и благоразумия ( Иер. 3, 15 ). Он должен был готовиться не к формальному выполнению своего служения через принесение жертв и совершение обрядов, а к глубокому и всестороннему руководству всей морально – духовной жизнью народа. Свою подготовку к пастырскому служению священник должен проходить согласнотребования Господа: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения, нежели всесожжений» ( Ос. 6, 6 ).
6. Особенность Первосвященнического служения
Ветхозаветный Первосвященник наиболее полно осуществлял в своем служении идею посредничества между Богом и народом и являлся ближайшим прообразом Единого Ходатая Бога и человеков – Христа Спасителя. Будучи представителем своего народа пред Богом, он один только носит «имена сынов израилевых на наперстнике судном у сердца своего» ( Исх. 28, 29 ). И только он один был удостоен особой близости к Богу, получив право раз в год в Скинии входить во Святая Святых. Здесь он совершал курение «пред лицом Господним» – Ковчегом Завета. Крышку этого Ковчега Завета он кропил кровью и этим очищал самого себя и дом свой ( Лев. 16, 17 ), а также Святое Святых (33 ст.), Святилище (16 ст.), Жертвенник (18–19 ст.), священников и народ (33 ст.). Через это очищение весь народ делался чистым «от всех грехов пред лицом Господним» (30 ст.).
7. Служение пророков
В Ветхом Завете некоторые обязанности священников выполняли пророки. Еврейский термин «пророк» (Нави) имеет два смысла: широкий и узкий. В широком смысле пророком называется человек, получающий определенное откровение от Бога. Таковым был, например, Авраам, получившие откровение от Бога быть жрецом народов как старший в роде ( Быт. 20, 7 ).
В узком (собственном) смысле пророками назывались такие лица, которые, получая откровение от Бога, должны были сообщать его народу как слушателю. Таковы были все пророки от Моисея до Малахии и Иоанна Крестителя.
Но надо сказать, что они не могли заменить и не заменяли Аароново священство с его особыми правами и обязанностями, а лишь дополняли его в деле духовного руководства жизнью еврейского народа. Передавая народу откровения воли Божией, они от лица Бога учили, обличали, вразумляли, просвещали народ, призванный жить под верховным водительством (троекратией) Самого Бога. Обличения и вразумления касались не только народа, но нередко и его священства. Таким характером отличались обличительные речи особенно пророков: Иезекииля (23,1–2), Иеремии и Исаии (56,10–11), Малахии (1,6–12; 2,1–3), Михея (3,5–11).
«Пророческому слежению, – говорит проф. А 44 Ветелев, – был свойственен дух пастырского руководства внутренней духовно – моральной жизнью еврейского народа». Пророки были «совестью» этого народа на всех путях его жизни и личной, и общественной.
Таким образом, обязанность учительства, духовного руководства Ветхозаветное священство разделяло с особыми избранниками Божиими – Ветхозаветными пророками, которые специально были призываемы Богом на это великое служение.
Е. Берсье. Беседы. СПб, 1893, том 3, с. 136.