иерархия в ветхом завете

Ветхозаветное священство

иерархия в ветхом завете. Смотреть фото иерархия в ветхом завете. Смотреть картинку иерархия в ветхом завете. Картинка про иерархия в ветхом завете. Фото иерархия в ветхом завете

Ветхозаветная иерархия была установлена Богом. Она имела три ступени. Первое место среди израильского священства принадлежало первосвященнику. Это название мы впервые встречаем в книге Левит — коген-гадол (см.: Лев 21, 10). В буквальном переводе оно значит великий священник. Слово коген происходит от глагола коган — совершать священнодействие. Видимо, первоначально слово коган означало стоять. Ранее, в книге Левит, в главе о жертвах (см.: Лев 4, 3), первосвященник назван священник помазанный (коген-машиах). Священников Писание называет просто коген — без прилагательного великий. Третью ступень ветхозаветной иерархии занимали левиты.

Все три ступени в ветхозаветной иерархии по Синайскому законодательству принадлежат только колену Левия. Причем священниками и первосвященниками могли быть прямые потомки Аарона, которого Господь поставил на это служение первым. За пределами семейства Аарона члены колена Левия могли быть только левитами.

Первосвященнику принадлежало общее руководство культа и право один раз в год входить в святая святых. Первосвященник председательствовал во время праздничных торжеств.

Господь Сам установил священные одежды. Надевали их только при священнодействиях. Первосвященнические одежды описаны в книге Исход (см.: Исх 28, 4–39).

Ефод (от еврейского глагола афад — облегать, опоясывать). Это два куска материи: один закрывал спину, другой — грудь до пояса. Ефод был разноцветный: сделан из голубых, пурпурных и червленых нитей (пряж), виссона и золота (в виде нитей). Ефод символизировал ответственность, которая ложилась на плечи первосвященника. Омофор епископа восходит к ефоду первосвященника, ибо с греческого переводится как наплечник. В новозаветной Церкви этот вид архиерейской одежды приобрел иной, чем в Ветхом Завете, духовно-символический смысл. Он изображает заблудшую овцу, которую, согласно евангельской притче, Пастырь добрый нашел и возложил на плечи.

Скрепляли два куска ефода застежки на плечах. Они были украшены камнями — ониксом в золотой оправе. На них были вырезаны имена колен Израилевых для постоянной памяти пред Господом (Исх 28, 29). Вместе с первосвященником все колена Израилевы как бы являлись перед лицом Господа. Внизу, при поясе, ефод скреплялся завязками.

Наперсник. Наперсник назывался судным. Слово судный толкователи Писания связывают с загадочными словами урим и туммим. На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить [во святилище] пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним (Исх 28, 30). Есть предположение, что посредством урима открывалась воля Божия, получалось откровение, отсюда слово судный.

В наперсник спереди были вставлены двенадцать драгоценных камней в золотой оправе, по четыре в ряду. В верхних углах наперсника было два золотых кольца. Они соединялись с помощью двух золотых цепочек нарамниками. Внизу по углам наперсника тоже было два золотых кольца, но они были с исподней, внутренней, стороны. Ношение на груди (у сердца) камней с именами двенадцати сыновей Иакова указывало на духовное отношение первосвященника к своему народу.

К ефоду полагалась верхняя риза голубого цвета, сотканная из дорогой нити. Риза была цельная, до колен, с отверстием для головы. По подолу шли трехцветные изображения гранатовых яблок. Плоды гранатовых яблок отличались сладостью и символизировали сладость возвещаемого первосвященником закона. По подолу были также золотые колокольчики. Звук колокольчиков раздавался, когда Аарон входил в святилище пред лицем Господа: дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть (Исх 28, 35). Входя в место особого присутствия Божия, Аарон, облеченный в священные одежды, входил как представитель народа и ходатай за него.

Хитон — бахромчатая риза, вытканная из виссона в шашечку, мелкими квадратиками.

На голове был кидар — повязка из виссона. К нему крепился золотой полуобруч — диадема святости — с надписью: святыня Господня. Надпись указывала на то, что он носил грехи сынов Израилевых. Головной убор первосвященника не описан в Священном Писании. По словам Иосифа Флавия, он состоял из обычной священнической повязки из льняной ткани, поверх которой была другая, из узорчатой фиолетовой ткани с кованым золотым венком.

Пояс первосвященника был очень длинным. У жителей Востока пояс — необходимая принадлежность, чтобы стягивать широкие, развевающиеся одежды. В Библии мы находим указание на символическое значение пояса: опояшь чресла твои (4 Цар 4, 29). Это означало быть готовым к трудам.

Сам Господь не только установил описанные виды одежд священников и первосвященника, но и предписал обряд посвящения для каждой ступени иерархии.

Посвящение в первосвященника и священника состояло из четырех главных актов. Расскажем о каждом:

1. Омовение водою. Исследователи полагают, что очищалось все тело, а не только руки и ноги. Такое омовение принимал первосвященник в праздник — день Очищения. Это было не только физическое действие, но и нравственно-символическое. Оно являлось прообразом высочайшей святости и безукоризненной чистоты первосвященника Нового Завета — Иисуса Христа.

2. Облачение в священные одежды — символ того служения, в которое вступал первосвященник или священник.

3. Помазание священным елеем (о приготовлении его говорится в 30-й главе книги Исход). Елей, предназначенный для помазания Аарона и четырех его сыновей, был приготовлен особым способом. В его состав входили: самоточная смирна (смола миррового кустарника), кора коричного дерева, благовонный тростник, имевший пахучие корни, кассия (ароматная кора).

Помазание служило видимым знаком подачи Богом особой благодатной силы. В помазании человек получал дар Святого Духа. Святой пророк Исаия говорит: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное (Ис 61, 1–2; выделено нами. — Авт.).

В Израиле помазывались священным елеем не только священники, но и пророки и цари. Помазанье Аарона как первосвященника отличалось от помазания его сыновей-священников. На голову Аарона Моисей излил в большом количестве елей и затем помазал, вероятно, лицо и одежды. Священникам помазывались только лицо и одежда.

4. Жертвоприношение. Посвящаемые приносили три жертвы: за грех, всесожжение и специальную жертву посвящения.

Жертва посвящения сходна с жертвой мирной. Кровь закланного овна поливалась на правое ухо, большие пальцы правой руки и правой ноги посвящаемых. На ухо — чтобы лучше слышать закон и голос Божий. На руку — чтобы точно выполнять заповеди Божии. На ноги — чтобы беспорочно входить в святилище. Далее: кровь и миро смешивались и ими окроплялись священные одежды посвящаемых. Затем на руки посвящаемых возлагались те части жертвенного животного, которые посвящались Богу (тук, курдюк и печень). Возлагались также: один круглый хлеб, одна лепешка на елее и одна лепешка (опреснок). Посвящаемый потрясал этим, прежде чем это предавалось сожжению. Это указывало на будущее служение, которое заключалось главным образом в приношении жертв. Посвящение заканчивалось трапезой, что символизировало союз (общение) с Богом.

Посвящение первосвященников и священников совершалось семь дней. Все эти дни они не должны были отходить от дверей скинии.

Обязанности священников. Священники были посредниками между Богом и Его народом. Прежде всего им надлежало служить в святилище, у жертвенника всесожжения, который был во дворе, и у жертвенника курения, стоявшего в святом. На первом жертвеннике приносили жертвы, а на втором возжигали фимиам. Они полагали еженедельно хлебы на стол предложения. Поддерживали постоянный огонь во дворе на алтаре всесожжений. Снимали с него каждодневный пепел. В торжественные дни трубили в трубы. В конце общественных жертвоприношений благословляли верующих.

Священники обязаны были учить израильтян закону Господню и разрешать спорные вопросы. Священники должны были быть без телесных недостатков и чужды всякой нечистоты, избегать осквернения. Их нравственная репутация должна была быть безупречной.

Первосвященники кроме обычных жертвоприношений, которые совершали и священники, имели две особые обязанности. В великий день Очищения приносить особые жертвоприношения и входить в святое святых для окропления кровью жертвы за грех крышки ковчега Завета. В важных делах через урим и туммим испрашивать волю Божию (см.: Чис 27, 21).

В более поздние времена первосвященник был председателем синедриона — высшего религиозного суда. В соответствии с высоким званием и обязанностями он должен был больше, чем священники, соблюдать себя в отношении личной чистоты и святости. Он мог брать в жены только девицу и только из своего народа (см.: Лев 21, 14). Не мог обнажать голову и раздирать свою одежду, ибо это означало печаль или горе. Первосвященник Каиафа, разодравший одежду во время суда над Спасителем, нарушил закон. Это означало прекращение ветхозаветного священства. Первосвященник не должен был прикасаться к телу умершего.

Посвящение левитов. Обряд посвящения левитов был значительно проще, чем посвящение первосвященника и священников. Об этом рассказывается в книге Чисел: И очистились левиты и омыли одежды свои, и совершил над ними Аарон посвящение их пред Господом, и очистил их Аарон, чтобы сделать их чистыми; после сего вошли левиты отправлять службы свои в скинии собрания пред Аароном и пред сынами его (Чис 8, 21–22). Моисей над ними совершал очищение: они окроплялись очистительной водой.

Левиты после окропления водою обривали все свое тело, вымывали одежды и становились чистыми. Затем совершалось посвящение: они брали двух тельцов и хлебное приношение. Сыны Израилевы возлагали руки на левитов, а те — руки на головы тельцов. Один телец приносился в жертву за грехи, а другой — во всесожжение. Посвящение совершали Аарон и его сыновья. Служение левитов было тридцать лет — с двадцатилетнего возраста до пятидесятилетия.

В пустыне они обязаны были переносить скинию и ее принадлежности. Позднее на них были возложены заботы о храме. Они отпирали и запирали его, поддерживали в нем чистоту, заведовали его доходами, приготовляли хлебы предложения. Со времени святого Давида из левитов составлялись многочисленные хоры. Они занимались пением и музыкальным исполнением при храме.

Источник

Иерархия власти по Ветхому Завету

Алексея Смирнова

Иерархия власти

Помню лишь год написания этой статьи, а в качестве даты ставлю день моего крещения – 19 декабря (по новому стилю). Так вышло, что десятый день после моего рождения совпал с большим церковным праздником.

Глава 1. Бог и царь

Достаточно внимательно просмотреть четыре «Книги Царств» Ветхого Завета, чтобы убедиться в следующем: описывая многочисленных царей Израильских и Иудейских, Библия очень немногих называет помазанниками Божьими. Их перечень весьма короток : Саул, Давид и Соломон – эти имена известны многим. А ещё Ииуй, призванный свергнуть с Израильского престола дом Ахава. Да Азаил, помазанный на царство Сирийское, чтобы карать сыновей Израилевых за их вину перед Богом. Всего 5 имён. Кроме того, говорится о помазании народом некоего Иоахаза. Он царствовал только три месяца, был пленён, уведён в Египет фараоном Нехао и там умер.

Приведённые цитаты не позволяют по-разному интерпретировать их, как это нередко бывает со сложными в понимании местами Библии. По крайней мере, бесспорным выглядит следующее: системой правления от Бога является та, где во главе страны поставлен её судья, тогда как монархия такой системой не является.

Попробуем, хотя бы в первом приближении представить систему власти с судьёй во главе страны применительно к современной России.

Судья в качестве главы государства воздвигается Господом пожизненно или на значительный срок (7 – 25 лет). Сразу оговорюсь: вопрос о порядке выбора судьи России стоит особняком. По этой причине выделим его в самостоятельную работу и потому здесь рассматривать не будем.

Источник

Ветхозаветное священство

иерархия в ветхом завете. Смотреть фото иерархия в ветхом завете. Смотреть картинку иерархия в ветхом завете. Картинка про иерархия в ветхом завете. Фото иерархия в ветхом завете

Вет­хо­за­вет­ная иерар­хия была уста­нов­лена Богом. Она имела три сту­пени. Первое место среди изра­иль­ского свя­щен­ства при­над­ле­жало пер­во­свя­щен­нику. Это назва­ние мы впер­вые встре­чаем в книге Левит — коген-гадол (см.: Лев.21:10 ). В бук­валь­ном пере­воде оно значит вели­кий свя­щен­ник. Слово коген про­ис­хо­дит от гла­гола коган — совер­шать свя­щен­но­дей­ствие. Видимо, пер­во­на­чально слово коган озна­чало стоять. Ранее, в книге Левит, в главе о жерт­вах (см.: Лев.4:3 ), пер­во­свя­щен­ник назван свя­щен­ник пома­зан­ный (коген-машиах). Свя­щен­ни­ков Писа­ние назы­вает просто коген — без при­ла­га­тель­ного вели­кий. Третью сту­пень вет­хо­за­вет­ной иерар­хии зани­мали левиты.

Все три сту­пени в вет­хо­за­вет­ной иерар­хии по Синай­скому зако­но­да­тель­ству при­над­ле­жат только колену Левия. Причем свя­щен­ни­ками и пер­во­свя­щен­ни­ками могли быть прямые потомки Аарона, кото­рого Гос­подь поста­вил на это слу­же­ние первым. За пре­де­лами семей­ства Аарона члены колена Левия могли быть только леви­тами.

Пер­во­свя­щен­нику при­над­ле­жало общее руко­вод­ство культа и право один раз в год вхо­дить в святая святых. Пер­во­свя­щен­ник пред­се­да­тель­ство­вал во время празд­нич­ных тор­жеств.

Гос­подь Сам уста­но­вил свя­щен­ные одежды. Наде­вали их только при свя­щен­но­дей­ствиях. Пер­во­свя­щен­ни­че­ские одежды опи­саны в книге Исход (см.: Исх.28:4–39 ).

Ефод (от еврей­ского гла­гола афад — обле­гать, опо­я­сы­вать). Это два куска мате­рии: один закры­вал спину, другой — грудь до пояса. Ефод был раз­но­цвет­ный: сделан из голу­бых, пур­пур­ных и черв­ле­ных нитей (пряж), вис­сона и золота (в виде нитей). Ефод сим­во­ли­зи­ро­вал ответ­ствен­ность, кото­рая ложи­лась на плечи пер­во­свя­щен­ника. Омофор епи­скопа вос­хо­дит к ефоду пер­во­свя­щен­ника, ибо с гре­че­ского пере­во­дится как наплеч­ник. В ново­за­вет­ной Церкви этот вид архи­ерей­ской одежды при­об­рел иной, чем в Ветхом Завете, духовно-сим­во­ли­че­ский смысл. Он изоб­ра­жает заблуд­шую овцу, кото­рую, согласно еван­гель­ской притче, Пас­тырь добрый нашел и воз­ло­жил на плечи.

Скреп­ляли два куска ефода застежки на плечах. Они были укра­шены кам­нями — оник­сом в золо­той оправе. На них были выре­заны имена колен Изра­и­ле­вых для посто­ян­ной памяти пред Гос­по­дом ( Исх.28:29 ). Вместе с пер­во­свя­щен­ни­ком все колена Изра­и­левы как бы явля­лись перед лицом Гос­пода. Внизу, при поясе, ефод скреп­лялся завяз­ками.

Наперс­ник. Наперс­ник назы­вался судным. Слово судный тол­ко­ва­тели Писа­ния свя­зы­вают с зага­доч­ными сло­вами урим и туммим. На наперс­ник судный воз­ложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааро­нова, когда будет он вхо­дить [во свя­ти­лище] пред лице Гос­подне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Изра­и­ле­вых у сердца своего пред лицем Гос­под­ним ( Исх.28:30 ). Есть пред­по­ло­же­ние, что посред­ством урима откры­ва­лась воля Божия, полу­ча­лось откро­ве­ние, отсюда слово судный.

В наперс­ник спе­реди были встав­лены две­на­дцать дра­го­цен­ных камней в золо­той оправе, по четыре в ряду. В верх­них углах наперс­ника было два золо­тых кольца. Они соеди­ня­лись с помо­щью двух золо­тых цепо­чек нарам­ни­ками. Внизу по углам наперс­ника тоже было два золо­тых кольца, но они были с испод­ней, внут­рен­ней, сто­роны. Ноше­ние на груди (у сердца) камней с име­нами две­на­дцати сыно­вей Иакова ука­зы­вало на духов­ное отно­ше­ние пер­во­свя­щен­ника к своему народу.

К ефоду пола­га­лась верх­няя риза голу­бого цвета, соткан­ная из доро­гой нити. Риза была цель­ная, до колен, с отвер­стием для головы. По подолу шли трех­цвет­ные изоб­ра­же­ния гра­на­то­вых яблок. Плоды гра­на­то­вых яблок отли­ча­лись сла­до­стью и сим­во­ли­зи­ро­вали сла­дость воз­ве­ща­е­мого пер­во­свя­щен­ни­ком закона. По подолу были также золо­тые коло­коль­чики. Звук коло­коль­чи­ков раз­да­вался, когда Аарон входил в свя­ти­лище пред лицем Гос­пода: дабы слышен был от него звук, когда он будет вхо­дить во свя­ти­лище пред лице Гос­подне и когда будет выхо­дить, чтобы ему не уме­реть ( Исх.28:35 ). Входя в место осо­бого при­сут­ствия Божия, Аарон, обле­чен­ный в свя­щен­ные одежды, входил как пред­ста­ви­тель народа и хода­тай за него.

Хитон — бахромча­тая риза, выткан­ная из вис­сона в шашечку, мел­кими квад­ра­ти­ками.

На голове был кидар — повязка из вис­сона. К нему кре­пился золо­той полу­об­руч — диа­дема свя­то­сти — с над­пи­сью: свя­тыня Гос­подня. Над­пись ука­зы­вала на то, что он носил грехи сынов Изра­и­ле­вых. Голов­ной убор пер­во­свя­щен­ника не описан в Свя­щен­ном Писа­нии. По словам Иосифа Флавия, он состоял из обыч­ной свя­щен­ни­че­ской повязки из льня­ной ткани, поверх кото­рой была другая, из узор­ча­той фио­ле­то­вой ткани с кова­ным золо­тым венком.

Пояс пер­во­свя­щен­ника был очень длин­ным. У жите­лей Востока пояс — необ­хо­ди­мая при­над­леж­ность, чтобы стя­ги­вать широ­кие, раз­ве­ва­ю­щи­еся одежды. В Библии мы нахо­дим ука­за­ние на сим­во­ли­че­ское зна­че­ние пояса: опояшь чресла твои ( 4Цар.4:29 ). Это озна­чало быть гото­вым к трудам.

Сам Гос­подь не только уста­но­вил опи­сан­ные виды одежд свя­щен­ни­ков и пер­во­свя­щен­ника, но и пред­пи­сал обряд посвя­ще­ния для каждой сту­пени иерар­хии.

Посвя­ще­ние в пер­во­свя­щен­ника и свя­щен­ника состо­яло из четы­рех глав­ных актов. Рас­ска­жем о каждом:

Пома­за­ние слу­жило види­мым знаком подачи Богом особой бла­го­дат­ной силы. В пома­за­нии чело­век полу­чал дар Свя­того Духа. Святой пророк Исаия гово­рит: Дух Гос­пода Бога на Мне, ибо Гос­подь пома­зал Меня бла­го­вест­во­вать нищим, послал Меня исце­лять сокру­шен­ных серд­цем, про­по­ве­ды­вать плен­ным осво­бож­де­ние и узни­кам откры­тие тем­ницы, про­по­ве­ды­вать лето Гос­подне бла­го­при­ят­ное ( Ис.61:1–2 ; выде­лено нами. — Авт.).

В Изра­иле пома­зы­ва­лись свя­щен­ным елеем не только свя­щен­ники, но и про­роки и цари. Пома­за­нье Аарона как пер­во­свя­щен­ника отли­ча­лось от пома­за­ния его сыно­вей-свя­щен­ни­ков. На голову Аарона Моисей излил в боль­шом коли­че­стве елей и затем пома­зал, веро­ятно, лицо и одежды. Свя­щен­ни­кам пома­зы­ва­лись только лицо и одежда.

Жертва посвя­ще­ния сходна с жерт­вой мирной. Кровь заклан­ного овна поли­ва­лась на правое ухо, боль­шие пальцы правой руки и правой ноги посвя­ща­е­мых. На ухо — чтобы лучше слы­шать закон и голос Божий. На руку — чтобы точно выпол­нять запо­веди Божии. На ноги — чтобы бес­по­рочно вхо­дить в свя­ти­лище. Далее: кровь и миро сме­ши­ва­лись и ими окроп­ля­лись свя­щен­ные одежды посвя­ща­е­мых. Затем на руки посвя­ща­е­мых воз­ла­га­лись те части жерт­вен­ного живот­ного, кото­рые посвя­ща­лись Богу (тук, курдюк и печень). Воз­ла­га­лись также: один круг­лый хлеб, одна лепешка на елее и одна лепешка (опрес­нок). Посвя­ща­е­мый потря­сал этим, прежде чем это пре­да­ва­лось сожже­нию. Это ука­зы­вало на буду­щее слу­же­ние, кото­рое заклю­ча­лось глав­ным обра­зом в при­но­ше­нии жертв. Посвя­ще­ние закан­чи­ва­лось тра­пе­зой, что сим­во­ли­зи­ро­вало союз (обще­ние) с Богом.

Посвя­ще­ние пер­во­свя­щен­ни­ков и свя­щен­ни­ков совер­ша­лось семь дней. Все эти дни они не должны были отхо­дить от дверей скинии.

Обя­зан­но­сти свя­щен­ни­ков. Свя­щен­ники были посред­ни­ками между Богом и Его наро­дом. Прежде всего им над­ле­жало слу­жить в свя­ти­лище, у жерт­вен­ника все­со­жже­ния, кото­рый был во дворе, и у жерт­вен­ника куре­ния, сто­яв­шего в святом. На первом жерт­вен­нике при­но­сили жертвы, а на втором воз­жи­гали фимиам. Они пола­гали еже­не­дельно хлебы на стол пред­ло­же­ния. Под­дер­жи­вали посто­ян­ный огонь во дворе на алтаре все­со­жже­ний. Сни­мали с него каж­до­днев­ный пепел. В тор­же­ствен­ные дни тру­били в трубы. В конце обще­ствен­ных жерт­во­при­но­ше­ний бла­го­слов­ляли веру­ю­щих.

Свя­щен­ники обя­заны были учить изра­иль­тян закону Гос­подню и раз­ре­шать спор­ные вопросы. Свя­щен­ники должны были быть без телес­ных недо­стат­ков и чужды всякой нечи­стоты, избе­гать осквер­не­ния. Их нрав­ствен­ная репу­та­ция должна была быть без­упреч­ной.

Пер­во­свя­щен­ники кроме обыч­ных жерт­во­при­но­ше­ний, кото­рые совер­шали и свя­щен­ники, имели две особые обя­зан­но­сти. В вели­кий день Очи­ще­ния при­но­сить особые жерт­во­при­но­ше­ния и вхо­дить в святое святых для окроп­ле­ния кровью жертвы за грех крышки ков­чега Завета. В важных делах через урим и туммим испра­ши­вать волю Божию (см.: Чис. 27:21 ).

В более позд­ние вре­мена пер­во­свя­щен­ник был пред­се­да­те­лем синед­ри­она — выс­шего рели­ги­оз­ного суда. В соот­вет­ствии с высо­ким зва­нием и обя­зан­но­стями он должен был больше, чем свя­щен­ники, соблю­дать себя в отно­ше­нии личной чистоты и свя­то­сти. Он мог брать в жены только девицу и только из своего народа (см.: Лев.21:14 ). Не мог обна­жать голову и раз­ди­рать свою одежду, ибо это озна­чало печаль или горе. Пер­во­свя­щен­ник Каиафа, разо­драв­ший одежду во время суда над Спа­си­те­лем, нару­шил закон. Это озна­чало пре­кра­ще­ние вет­хо­за­вет­ного свя­щен­ства. Пер­во­свя­щен­ник не должен был при­ка­саться к телу умер­шего.

Посвя­ще­ние леви­тов. Обряд посвя­ще­ния леви­тов был зна­чи­тельно проще, чем посвя­ще­ние пер­во­свя­щен­ника и свя­щен­ни­ков. Об этом рас­ска­зы­ва­ется в книге Чисел: И очи­сти­лись левиты и омыли одежды свои, и совер­шил над ними Аарон посвя­ще­ние их пред Гос­по­дом, и очи­стил их Аарон, чтобы сде­лать их чистыми; после сего вошли левиты отправ­лять службы свои в скинии собра­ния пред Ааро­ном и пред сынами его ( Чис.8:21–22 ). Моисей над ними совер­шал очи­ще­ние: они окроп­ля­лись очи­сти­тель­ной водой.

Левиты после окроп­ле­ния водою обри­вали все свое тело, вымы­вали одежды и ста­но­ви­лись чистыми. Затем совер­ша­лось посвя­ще­ние: они брали двух тель­цов и хлеб­ное при­но­ше­ние. Сыны Изра­и­левы воз­ла­гали руки на леви­тов, а те — руки на головы тель­цов. Один телец при­но­сился в жертву за грехи, а другой — во все­со­жже­ние. Посвя­ще­ние совер­шали Аарон и его сыно­вья. Слу­же­ние леви­тов было трид­цать лет — с два­дца­ти­лет­него воз­раста до пяти­де­ся­ти­ле­тия.

В пустыне они обя­заны были пере­но­сить скинию и ее при­над­леж­но­сти. Позд­нее на них были воз­ло­жены заботы о храме. Они отпи­рали и запи­рали его, под­дер­жи­вали в нем чистоту, заве­до­вали его дохо­дами, при­го­тов­ляли хлебы пред­ло­же­ния. Со вре­мени свя­того Давида из леви­тов состав­ля­лись мно­го­чис­лен­ные хоры. Они зани­ма­лись пением и музы­каль­ным испол­не­нием при храме.

Источник

Глава II. Пастырство ветхозаветной церкви

1. Пророк Божий Моисей – основатель Ветхозаветного священства

Когда мы говорим о Ветхозаветной Церкви, о её священстве, то невольно вспоминаем и имя великого пророка Божия Моисея, жизнь которого была посвящена целиком и полностью на служение Богу, на служение своему народу. И это не случайно, ведь пророк Божий Моисей – основатель Ветхозаветного священства. Как Новозаветная иерархия имеет своего Основателя Христа Спасителя, так и Ветхозаветная иерархия имеет основателя в лице пророка Моисея. Жизнь пророка Моисея поэтому представляет собой интерес и содержит в себе много поучительного и назидательного для всего пастырства в целом. Вникая в его жизнь, мы видим в нем человека большого духа, исключительной духовной красоты, пастырской жертвенности. Его образ вырисовывается перед нами, как образ человека крепкой веры, горячей любви, твердой воли, сильного решительного характера, пастырской ревности и высокой целеустремленности.

При дворце фараона Моисей получил отличное по тому времени образование. Свидетельствуя об этом, святой первомученик и архидиакон Стефан говорит: «И наказан бысть Моисей всей премудрости египетской: бе же силен в словесех и делех» ( Деян. 7,22 ). И действительно, ему как приемному сыну царской дочери были открыты все пути к усвоению и изучению египетской науки, культуры и искусства.

Никогда еще языческий мир не достигал такой высоты своего развития, какой он достиг во времена Моисея. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники, которые дошли до наших дней. Многочисленные археологические находки, величественные древне-египетские пирамиды удивляют и приводят в изумление многие умы современного человечества.

Сорок лет прожил Моисей при дворе египетского фараона. Его окружал развращенный, огрубевший языческий мир. Он видел все богатства и материальные ценности древнего Египта. Он также видел и роскошную, с излишествами жизнь язычников, которая заключалась в удовлетворении всех телесных чувств, похотей и страстей. С другой стороны, Моисей не мог не видеть и тяжелой жизни своего родного богоизбранного народа, который сильно страдал в языческом рабстве. Проникнувшись любовью к своему народу, он скорбит, его сердце раздирается при виде всего этого. Горесть, бедствия своего народа очень сильно отразились на психологии Моисея. Он не мог согласиться с тем, что его окружало. Обладая всеми качествами истинного пастыря, он понимал все духовные запросы и потребности своего народа, они ему были близки и дороги; поэтому он всегда готов был отозваться на зов его. Несмотря на то, что Моисей занимал при дворе одно из видных мест и пользовался всеми благами его, он испытывал чувство скорби и печали. Он готов был пожертвовать всем, даже своей жизнью, для того, чтобы помочь, чтобы спасти свой народ от тяжелого рабства.

Хотя Моисей и воспитывался в языческом духе, хотя его и окружал языческий мир, он сумел сохранить в совершенной чистоте отеческую веру, веру в Единого Истинного Бога. Он сберег в чистоте душу свою от идолопоклонства. Проникаясь все более и более глубочайшей убежденностью своих идей, своей веры. Он изо дня в день приходил от силы в силу. Как носитель правды Божией он ясно созерцал своим духовным взором Того, в Кого верил и Кому служил. Вот почему, находясь среди грубого идолопоклонства, Боговидец Моисей не усомнился. Он не поколебался в своей вере, он устоял перед всеми соблазнами и искушениями, он был тверд. Он, «Невидимаго. Яко видяше, терпяще», – говорит св. Апостол Павел ( Евр. 11, 27 ). Эти слова характеризуют хождение Ветхозаветного пастыреначальника перед Богом с самой лучшей стороны.

Любовь и преданность своему народу, желание послужить и помочь ему в беде, повели святого пророка Божия Моисея по пути скорбей. Унижения и поношения. Истинный служитель Божий предпочел поношение Христово выше всяких благ и земных богатств. Будучи водим Божественным Промыслом, он удалился в пустыню и здесь, ведя строгий образ жизни, обдумывал положение своего народа, постоянно готовился к предстоящему подвигу. Пустыня стала для него особой духовной школой. Здесь в уединении, среди полного безмолвия святой пророк был с Богом. Здесь он еще более духовно возрос, духовно укрепился, именно здесь он назначается пастырем – вождем и освободителем израильского народа.

Везде и всюду проявлял он постоянную заботу о попечение о благополучии своего народа. Душепопечительство о своем народе всегда преобладало в нем над попечением о самом себе. В любую минуту он готов был положить душу свою за народ свой. Так, прося помилования у Бога своему народу, он прямо говорит: «Молюся Ти, Господи, согрешиша людие сии грех велик и сотвориша себе боги златы. И ныне, аще убо оставиши им грех их, остави, аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси» ( Исх. 32, 31–32 ).

Мы знаем, что до Моисея не было иерархического священства. В те времена патриархальное священническое служение не было и не могло быть отдельным служением, потому что Церковь еще не выходила за пределы семейной жизни, вся власть, связанная с этим служением, была сосредоточена в одном лице – главе семьи. Но во времена пророка Моисея, когда Церковь представляла собой уже весь народ израильский, когда верующие образовали большое религиозное общество, выделяется особое пастырское служение. Святой пророк Моисей учреждает новое иерархическое священство, которое состоит из трех степеней. Он учреждает новое священническое сословие служителей Божиих при Скинии. Колено Левия как колено избранное для священнодействия было отделено от всего народа и введено к исполнению своих обязанностей особым обрядом посвящения. Это избранное колено было призвано к тому, чтобы хранить Закон Божий в его неповрежденности и чистоте, учить ему народ, наблюдать за его исполнением, судить по нему и, наконец, совершать богослужение и смотреть за священными предметами. Но и не все левиты имели одинаковые права в совершении богослужения. В самом колене Левиином делается особенный выбор. Аарон и его род, как цвет всего колена, обозначается процветшим жезлом и выделяется для священнодействий в прямом смысле этого слова. И если на племени Левиином в целом лежала обязанность смотреть за исполнением Закона, то на племени Аароновом обязанности более высокие – особые религиозные действия, средоточием которых были жертвы. В потомстве Аарона в свою очередь также делается выбор: старший в роде получает право первенства и с ним право входить во Святое Святых, тогда как остальные священники могли совершать свое служение только во Святилище ( Числ. 18, 1–7 ).

Выполняя волю Божию, святой пророк Божий Моисей посвящает брата своего Аарона первосвященником, а сыновей его – священниками. Остальные левиты были назначены служителями. Они охраняли здание Скинии со всеми ее принадлежностями, поддерживали чистоту в ней, прислуживали священникам во время богослужения и вообще отправляли низшие религиозные обязанности, находясь в полном подчинении священников. Ко всему этому нужно заметить еще и тот факт, что от призванных к священническому служению требовалась особенная святость жизни и строгое внимание и благоговение к своим обязанностям. Священнослужители должны были соблюдать особую телесную и душевную чистоту и избегать всего того, что могло бы отвлечь их от внимания к высокой цели своего служения. Так появилось Ветхозаветное иерархическое священство, основателем которого был великий пророк Божий Моисей. Его исключительные пастырские качества – живая вера в Бога, любовь к Нему и Его народу, жертвенность, твердость и верность долгу – делают его пастыреначальником Ветхозаветного священства и ярким образцов для Новозаветных пастырей.

2. Время появления у евреев жертвоприношений и идея, заключенная в них

Грех прародителей стал средостением между Богом и человеком. Нужно было непременно преодолевать это средостение, чтобы снова заслужить милость Божию и примирение. Средством к такому примирению в первый же период жизни падшего человека явилось жертвоприношение и молитва. Так о сыновьях Адама – Каине и Авеле – Библия говорит, что они приносили жертву Богу от плодов рук своих ( Быт. 4, 3–4 ). И милость Божия почила на одном из этих жертвоприношений. При размножении потомков Адама жертвоприношение перешло в руки старейшего в роде. И быть жрецом значило быть посредником между Богом и своим родом. Такими жрецами – посредниками явились ветхозаветные патриархи: Авраам ( Быт. 22, 13 ), Исаак ( Быт. 26, 25 ), Иаков ( Быт. 31, 54 ).

Идея посредничества лежит в основе священнослужения, так как священнослужитель в существе своем и есть посредник между Богом и человеком, небом и землей. В патриархальном периоде еврейской истории это посредничество основывалось на праве первородства или старшинства в семье. Оно не носило характера установленного Богом иерархического священства, а было делом благочестивой традиции истории.

3. Богоустановленное иерархическое священство. Избрание и посвящение

После выхода евреев из Египта на горе Синае еврейский народ вступил в союз («Завет») с Богом через особое избрание, выделение его из среды других народов на служение Богу.

«Если вы будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля. А вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх. 19,5–6 ).

Еврейский народ, как видим, призывался к святости пред Богом, к тому, чтобы каждый из народа был чист и свят как священник пред лицом Всесвятаго Бога. Евреи понимали, что от них требовал Бог, но, сознавая свою греховность, свою неспособность входить в непосредственное общение с Богом, взмолились Моисею так: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, чтобы нам не умереть» ( Исх. 20,19 ).

Таким образом, народ сам пришел к мысли о необходимости особого посредничества между ними и Богом, то есть, необходимости пастырства. Не всякий из евреев мог быть священником. На «службу священства» было избрано Богом колено Левиино, род Аарона ( Числ. 18,1–7 ; Исх. 28,1–29 ). После избрания следовало особое посвящение через следующие действия: омовение, возложение священнических одежд, помазание елеем, окропление елеем и кровью жертвенных животных, семидневное пребывание у дверей Скинии и торжественные жертвоприношения в восьмой день ( Лев. 8,2–36; 9,1–24 ).

4. Основные обязанности Ветхозаветного священства 40

В чем заключались основные обязанности Ветхозаветного священства? В его служении.

«И сказал Господь Аарону: … и ты, и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам Я даю в дар службу священства, а посторонний, приступивший предан будет смерти» ( Числ. 18,7 ).

На втором месте – служение за Завесою, то есть, во Святилище. Обязанности служения здесь состояли в следующем:

а) курение на жертвеннике кадильном ( Исх. 30,1–8 ),

б) возжение светильников ( Лев. 24,1–4 ),

в) приготовление хлебов предложения ( Лев. 24,5–8 ).

Учительству пастыря – священника в Ветхом Завете придавалось особо высокое значение. За неисполнение этой обязанности пророк Исаия называл молчащих священников и духовных руководителей народа резкими обличительными словами: «немыми псами», «бессмысленными пастырями» ( Ис. 56, 10–12 ) и т. д.

Следующей важнейшей обязанностью пастыря являлась молитва за народ. «И будет сие вам, – сказал Господь Аарону и сынам его, – законное вечное, ежели молитися о сынах Израилевых и о всех гресех их» ( Лев. 16,34 ; Числ. 15,25 ). Молитвенно «предстоя пред Господом и служа Ему» ( Втор. 18, 5 ), пастырь должен постоянно просить помощи у Бога в выполнении своего высокого назначения: «созидать Дом Божий и быть в нем стражем» ( Пс. 126, 1 ).

5. Качества Ветхозаветных священников

Многообразие и важность обязанностей Ветхозаветного священства требовали от него высоких и физических, и духовно – моральных качеств. Прежде всего священник должен быть законорожденным ( Втор. 23, 2 ) и не иметь никаких физических недостатков. Являясь из рода Ааронова и вырастая в священнической среде, он должен с юных лет набираться «духа премудрости и разума» ( Исх. 11,1–2 ), затем – «знаний и благоразумия ( Иер. 3, 15 ). Он должен был готовиться не к формальному выполнению своего служения через принесение жертв и совершение обрядов, а к глубокому и всестороннему руководству всей морально – духовной жизнью народа. Свою подготовку к пастырскому служению священник должен проходить согласнотребования Господа: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения, нежели всесожжений» ( Ос. 6, 6 ).

6. Особенность Первосвященнического служения

Ветхозаветный Первосвященник наиболее полно осуществлял в своем служении идею посредничества между Богом и народом и являлся ближайшим прообразом Единого Ходатая Бога и человеков – Христа Спасителя. Будучи представителем своего народа пред Богом, он один только носит «имена сынов израилевых на наперстнике судном у сердца своего» ( Исх. 28, 29 ). И только он один был удостоен особой близости к Богу, получив право раз в год в Скинии входить во Святая Святых. Здесь он совершал курение «пред лицом Господним» – Ковчегом Завета. Крышку этого Ковчега Завета он кропил кровью и этим очищал самого себя и дом свой ( Лев. 16, 17 ), а также Святое Святых (33 ст.), Святилище (16 ст.), Жертвенник (18–19 ст.), священников и народ (33 ст.). Через это очищение весь народ делался чистым «от всех грехов пред лицом Господним» (30 ст.).

7. Служение пророков

В Ветхом Завете некоторые обязанности священников выполняли пророки. Еврейский термин «пророк» (Нави) имеет два смысла: широкий и узкий. В широком смысле пророком называется человек, получающий определенное откровение от Бога. Таковым был, например, Авраам, получившие откровение от Бога быть жрецом народов как старший в роде ( Быт. 20, 7 ).

В узком (собственном) смысле пророками назывались такие лица, которые, получая откровение от Бога, должны были сообщать его народу как слушателю. Таковы были все пророки от Моисея до Малахии и Иоанна Крестителя.

Но надо сказать, что они не могли заменить и не заменяли Аароново священство с его особыми правами и обязанностями, а лишь дополняли его в деле духовного руководства жизнью еврейского народа. Передавая народу откровения воли Божией, они от лица Бога учили, обличали, вразумляли, просвещали народ, призванный жить под верховным водительством (троекратией) Самого Бога. Обличения и вразумления касались не только народа, но нередко и его священства. Таким характером отличались обличительные речи особенно пророков: Иезекииля (23,1–2), Иеремии и Исаии (56,10–11), Малахии (1,6–12; 2,1–3), Михея (3,5–11).

«Пророческому слежению, – говорит проф. А 44 Ветелев, – был свойственен дух пастырского руководства внутренней духовно – моральной жизнью еврейского народа». Пророки были «совестью» этого народа на всех путях его жизни и личной, и общественной.

Таким образом, обязанность учительства, духовного руководства Ветхозаветное священство разделяло с особыми избранниками Божиими – Ветхозаветными пророками, которые специально были призываемы Богом на это великое служение.

Е. Берсье. Беседы. СПб, 1893, том 3, с. 136.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *