иеромонах русской церкви основатель троице сергиевой лавры кроссворд 11 букв
Троице-Сергиева Лавра: история обители, паломничество
История монастыря
Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.
Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей («сын радости»). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал « Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее «.
В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.
Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными….
Святыни обители
Храмы и часовни
Паломнику
как добраться
Н а автомобиле:
По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.
А втобусом:
Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.
П ригородным электропоездом:
От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.
В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).
где остановиться
1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.
В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее — за месяц-полтора до заселения.
Дополнительную информацию по бронированию и условиям проживания можно получить круглосуточно у администраторов гостиницы по телефонам: +7 (496) 549-90-94, +7-916-641-69-09.
2. Старая гостиница Лавры Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133 К услугам паломников комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).
Телефоны: +7 (496) 549 9000 тел./факс +7 (496) 541 43 00
богослужения Троице-Сергиевой Лавры
УСПЕНСКИЙ СОБОР
ТРОИЦКИЙ СОБОР
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30 | Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30 |
Средняя Литургия – 06.30 | 06.30 |
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения). В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения). Освященное масло можно получить за свечным ящиком. |
Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.
НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Исповедь 1-я смена – с 06.00 | с 05.00 |
Исповедь 2-я смена – с 08.00 | с 07.30 |
ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 | 07.00 |
Литургия – 06.20 | 07.45 |
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20 |
ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ
(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Исповеди в притворе храма нет | Исповедь в притворе храма – 07.00 |
Литургия – 06.20 | 07.30 |
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20 |
ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
Ежедневно | |
Вечернее богослужение | 17.00 |
Литургия | 07.40 |
Таинство соборования | 12.00 |
Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.
трапезные
Вознесенская трапезная: тел. +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25.
Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89.
Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7 (496) 541-43-43.
Ресторан “Красные палаты”: тел. +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40.
контакты
ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ
141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА
можно задать, написав письмо на почтовый ящик: answer@lavra.ru
Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
(где совершается отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45
Желающим потрудиться в Лавре:
— на срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск).
— волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7 905 599-08-47 (Ольга).
— в качестве монастырского трудника, на длительный срок: тел. +7 (496) 541-55-55 (Благочинническая служба)
СПРАВКИ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ
Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).
Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),
электронная почта канцелярии (для официальной переписки): office@lavra.ru.
ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ
Паломнический центр: тел. +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70
Волонтерам и трудникам
Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.
Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.
Схема проезда
Интересные факты
Любопытные факты об основателе Троице-Сергиевой лавры на картине, проданной за 4 миллиона дол: «Видение отроку Варфоломею» Нестерова
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Михаил Нестеров ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно, а эта работа про Варфоломея стала кульминационной в зарождающемся русском символизме. Русский символизм был художественным движением, преобладающим в конце XIX и начале XX века.
История создания
Эта самая значительная и известная работа Михаила Нестерова написана по сюжету, взятому из «Жития преподобного Сергия». Варфоломей был умным мальчиком. Однако ему было очень трудно научиться читать. На картине описан тот самый день, когда отец послал мальчика искать потерянного жеребенка. По пути он встретил монаха, который стоял под дубом и благочестиво молился. Мальчик, увидев незнакомца, смиренно ждал окончания его молитвы. Затем монах благословил мальчика и спросил его, кого он ищет. Мальчик ответил, что он хотел бы научиться грамоте и читать Священное Писание. Духовный старейшина дал ему кусок просфоры (священного хлеба), и с того дня он научился читать. Православные христиане интерпретируют этот сюжет как ангельское посещение.
Образ Сергия Радонежского был близок художнику с самого детства и был олицетворением нравственного идеала Нестерова. Мастер придал образу Сергия в своих работах главенствующую роль в сплочении русского народа. Вместе с преподобным Серафимом Саровским он является одним из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви. Образ Преподобного Сергия Радонежского стал символом надежды на возрождение русской духовности. Религиозные философы считали Троице-Сергиевый монастырь центром русской духовности.
Презентация картины
Картина, которая вызвала самые противоречивые мнения, стала буквально сенсацией на XVIII выставке Передвижников. Как вспоминал сам художник – «судили картину страшным судом». Главные нападки доносились со стороны Стасова, Мясоедова, Суворина и др. Безусловно, были и те, кто благодарил Нестерова за работу. Свою признательность выражали за «Варфоломея» Левитан и Суриков, Васнецов, Толстой и Горький. Произведение одним махом опрокинуло рационалистические устои, которые с таким трудом укореняли передвижники. Что за мистицизм, что за нимб над головой? Стасов даже потратил немало сил, чтобы отговорить Третьякова от покупки «случайного на выставке» полотна. Но Павел Михайлович Третьяков все же приобретает «Варфоломея», вопреки советам некоторых критиков той поры.
Герой или героиня?
Молодого героя Нестеров писал с натуры. И, как ни странно, прототипом Варфоломея в отрочестве стала. девочка. Однажды в Абрамцевских окрестностях он встретил ее, больную чахоткой. Его очень поразил какой-то небесный взгляд девочки, тоненькое, болезненное личико, яркие глаза. Это была 9-летняя девочка из села Комякино. Когда художник впервые увидел ее, с короткими волосами, с большими глубокими голубыми глазами, он сразу понял, что она и станет лицом героя его мальчика Варфоломея. Отрок смотрит на игумена с восхищением и огромным любопытством (зритель даже чувствует зарождение чуда в его душе).
Продолжение картины
Спустя много лет Михаил Нестеров написал продолжение своей самой известной картины. За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 произведений, посвящённых его излюбленному герою: «Юность преподобного Сергия», триптих «Труды преподобного Сергия», «Преподобный Сергий» и «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским». Более поздняя версия «Варфоломея», датированная 1922 годом, была продана на Sotheby’s в 2007 году за 4,3 миллиона долларов.
Подводя итог всей своей творческой жизни, Михаил Васильевич не раз говорил: «Кому ничего не скажет «Варфоломей», тому не нужен и весь Нестеров».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Свято‑Троицкая Сергиева Лавра: 11 интересных фактов
Свято-Троицкая Сергиева Лавра в подмосковном Сергиевом Посаде на протяжении многих столетий остается одной из самых почитаемых русских святынь и охраняется ЮНЕСКО. Датой основания монастыря считают 11 августа 1337 года, когда преподобный Сергий Радонежский, а тогда отрок Варфоломей, пришел на гору Маковец. Обозреватель РИАМО собрала 10 интересных фактов из истории обители.
Титул Лавры
В современной России всего две Лавры – Троице-Сергиева в Подмосковье и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. Почетный титул Лавры крупнейший православный мужской монастырь России получил по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году. На Руси до этого такой титул имела только Киево-Печерская Лавра в Киеве. Лаврами (в переводе с греческого – «городская улица», «многолюдный монастырь») в V-VI веках в Палестине назывались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников.
Паломничество царей
Русские цари неоднократно бывали в Лавре в качестве паломников. Иван Грозный был крещен в Троице-Сергиевой Лавре и не раз отправлялся в паломничество в обитель. Юный Петр I также часто посещал Лавру. Императрица Елизавета Петровна ходила в Троице-Сергиеву Лавру на богомолье пешком из Москвы. Правда, делала она это необычным способом: в день она проходила всего 2-3 версты (чуть больше 2-3 километров), после чего отправлялась в карете обратно во дворец. На следующий день карета привозила ее к тому месту, где она закончила путь, и Елизавета проходила еще несколько верст. Таким образом, путь к Лавре занимал несколько месяцев.
Исцеление крестьянки Фомичевой
Чудеса исцеления, по свидетельствам верующих, совершались в Лавре множество раз. Одним из самых известных чудес является исцеление молодой крестьянки из Тверской губернии Ирины Фомичевой 20 марта 1909 года, которое было засвидетельствовано Духовным Собором Лавры. На следующий день после венчания у женщины отнялись ноги. Доктора признали болезнь неизлечимой, и муж оставил ее. В 1909 году Ирина приехала в Лавру и ежедневно ползала на четвереньках к Троицкому собору, где хранятся мощи Сергия Радонежского. Накануне Лазаревой Субботы, после всенощной, она ползла к мощам и вдруг почувствовала «особенное расслабление во всем теле», «треск костей» и «растяжение жил». Приложившись к мощам Преподобного, крестьянка встала на колени, ее окропили святой водой и отвели в сторону, где она уже встала на ноги. К мощам святого Сергия в Лавре каждый день стоит очередь из паломников, которая начинается с улицы.
Самый большой Царь-колокол
Самый большой действующий колокол России находится на 88-метровой колокольне Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Его предшественник был отлит для Лавры по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году и весил около 65 тонн, его поднимали на звонницу силами более 300 человек. В 1930 году во время советской антирелигиозной кампании с лаврской звонницы сбросили около 20 колоколов, в том числе и Царь-колокол, который вернулся на колокольню только в 2004 году. Новый 72-тонный колокол отлили на Балтийском судостроительном заводе Санкт-Петербурга и доставили в Сергиев Посад на специальном автопоезде. Поднимали «Царя» при помощи специального строительного крана. Впервые голос нового «Царь-колокола» верующие услышали в праздник Святой Троицы 30 мая 2004 года. Так был воссоздан набор всех больших благовестных колоколов Лавры, почти утраченный в 1930 году.
Подземные ходы
Троице-Сергиева Лавра неоднократно подвергалась набегам, поэтому вопрос существования подземных ходов не вызывает сомнения у ученых. Про подземные ходы, которые вели в хотьковский Покровский монастырь, пустынь Святого Духа Параклита, Гефсиманский и Черниговский скиты разговоры ведутся до сих пор. Есть свидетельство, что эти подземные ходы были такой ширины и высоты, что проехать по ним можно было чуть ли не на конной тройке. В разных источниках упоминается о том, что подземными ходами пользовались во время Великой Отечественной войны. Неоднократные провалы грунта в окрестностях Лавры, обнажавшие кирпичные кладки, также указывают на существование подземных ходов. Несмотря на многие свидетельства и доказательства, работ по их поиску и расчистке не проводилось.
Китайцы в Лавре
Лавру ежегодно посещает около 300 тысяч туристов, а самые многочисленные из них – китайцы. Гости из КНР стали «туристами номер 1» в монастыре в последние несколько лет. Если еще пять лет назад в Лавру чаще всего приезжали туристы из Германии, Испании и Франции, то в настоящее время около трети всех туристов приезжают из Китая. Причем около 20% китайских туристов предпочитают посещать Лавру самостоятельно, а не с групповыми турами. В обители замечают, что гости из КНР с большим интересом гуляют по территории, покупают православную литературу и сувениры.
Монастырская коврижка
Знаменитая лаврская медовая коврижка известна далеко за пределами монастыря. Коврижка готовится из пряничного теста по старинным рецептам, которые сохранили монахи. Основа теста – мед, благодаря которому коврижка очень долго сохраняет свой замечательный вкус и аромат. Именно медовые коврижки и квас чаще всего увозят из Лавры туристы и паломники. Ассортимент продукции в трапезных и кафе Лавры разнообразен. Большим спросом пользуется бездрожжевой хлеб: Сергиевский ржаной, Бородинский и Келарский хлеб с черносливом и орехами. Братия трапезничает отдельно от мирян, в большой трапезной, находящейся внизу храма в честь Преподобного Сергия Радонежского. Этот храм так и называют – трапезный. Здесь же находится и монастырская кухня.
Братия Лавры
Братия Лавры насчитывает около 200 монахов. Их жизнь скрыта от глаз мирян. «Братская» часть отделена от «туристической» оградой, на входе стоит дежурный. «Новоначальные» послушники Лавры живут в общей келье, но в основном у каждого монаха есть отдельная келья. Самому старшему из братии – за 80 лет, самому младшему – 25. Примерно 70% братии, помимо семинарии, имеют светское образование: средне-специальное или высшее. В монашестве существует своя иерархия: послушник, инок, монах, иеродиакон, иеромонах, и переступить какую-то стадию невозможно.
Отчитка отца Германа
В Петропавловском храме Лавры, который находится за территорией монастыря, многие годы проводится ритуал изгнания злых духов, или «отчитка». Чин совершает знаменитый архимандрит Герман (Чесноков), имя которого известно далеко за пределами Лавры. Отца Германа многие называют старцем, приезжают послушать его проповедь и привозят больных родственников из самых отдаленных уголков России. Люди свидетельствуют о чудесах исцеления, а проповеди отца Германа называют невероятно сильными и мощными. На сайте Лавры отмечается, что на проведение чина отчитки желательно получить благословение своего духовного отца или авторитетного и опытного священника, который может сказать, действительно ли в этом есть нужда. Перед отчиткой необходимо исповедаться.
Подворье в Антарктике
Троице-Сергиева Лавра имеет несколько подворий, в их числе – деревянная церковь Святой Троицы в Антарктике, которая находится на острове Ватерлоо, недалеко от российской полярной станции Беллинсгаузен. Храм был освящен в 2004 году епископом Сергиево-Посадским Феогностом, деревянный сруб из кедра и лиственницы доставили с Алтая, а иконы для иконостаса выполнили дмитровские иконописцы. Идея создания храма принадлежит Патриарху Алексию Второму и главе Российской антарктической экспедиции Валерию Лукину. Первым настоятелем стал насельник Троице-Сергиевой Лавры – иеромонах Каллистрат.
Лучшие виды на Лавру
Лучший вид на Лавру открывается с Блинной горы, которая находится в центре Сергиева Посада. «Блинной» гору прозвали еще до революции. Раньше на этом месте располагался Блинный двор, где в лавках и трактирах продавали вкуснейшие «троицкие блины». В советские годы «Блинный двор» ликвидировали, потом там была барахолка, после проводили городские мероприятия. Сейчас на месте блинных лавок разбиты клумбы и оборудована смотровая площадка. Еще один красивый панорамный вид на Лавру открывается с улицы Андрея Рублева, где расположена живописная колоннада.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
Великого Сергия ученики
В 1981-м году по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова; 1910–1990), который сугубо почитал Сергиеву обитель, был утвержден Собор Радонежских святых. Собор Радонежских святых насчитывает около 80 учеников преподобного Сергия, собеседников, святых иноков Троице-Сергиевой лавры (не считая новомучеников и исповедников ХХ века). Память всех святых земли Радонежской празднуется 6/19 июля, на второй день летней памяти преподобного Сергия.
«Се бо велий собор святых чудотворцев Радонежских
являет нам Церковь Российская»
Из тропаря собору Радонежских святых
Подобно древней Киево-Печерской обители с многочисленным сонмом святых отцов, почивающих в Ближних и Дальних пещерах, – учеников преподобных Антония и Феодосия, – недалеко от Москвы возвышается Свято-Троицкая Сергиева лавра со своим великим войском угодников Христовых: собеседников и святых иноков обители преподобных чудотворцев Сергия и Никона Радонежских. Все они запечатлены на фресках древних соборов, а некоторые святые отцы почивают под тяжеловесными надгробными спудами. И каждый, кто переступает порог обители Преподобного Сергия, возгорается любовью к её первоначальнику и к её святым преподобным, хранителям Сергиевых заветов, побуждаясь словами апостола Павла: «Если корень свят, то и ветви» (Рим. 11, 16).
Начало
Мощи преподобных Кирилла и Марии Радонежских
В Покровском Хотьковом монастыре находится икона, на которой изображен весь Сергиев род
Исполнив волю своих благочестивых родителей, преподобных Кирилла и Марии, живших последние годы в Покровском Хотьковом монастыре, и проводив их до могилы, преподобный Сергий, тогда ещё Варфоломей, поселился на пустынной горе Маковец вместе с овдовевшим своим братом – преподобным Стефаном. Со временем брату пустынная жизнь показалась слишком тяжела, и вскоре он перебрался в Москву, в Богоявленский монастырь, а ещё позже обосновался на месте упокоения своих родителей – в Хотьковском Покровском монастыре. Сын преподобного Стефана, племянник преподобного Сергия – святитель Феодор Ростовский – стал основателем и игуменом Симонова монастыря в Москве, позже был возведен на Ростовскую кафедру и впоследствии погребен в Успенском соборе Ростова Великого.
В Покровском Хотьковом монастыре, за ракой с чудотворными мощами преподобных Кирилла и Марии, находится икона, на которой изображен весь Сергиев род: преподобные Кирилл и Мария, сыновья их – преподобный Стефан и Петр – с женами, сам преподобный Сергий и святитель Феодор Ростовский.
Дванадесять ученик
После того как преподобный Сергий пожил в одиночестве на Маковецкой горе, претерпевая все тяготы пустынножительства, со временем слава о нём начала расходиться по городам и весям. Первым, кто пришёл и пожелал подвизаться с ним, был старец Василий по прозвищу Сухой. В житии преподобного Сергия говорится, что старец Василий прибыл с верховьев Дубны. Вторым учеником назван Иаков Посольник. Такое наречение он получил, исполняя послушание рассыльного. Из монастыря он выходил очень редко, чтобы приобрести самое необходимое для братии обители. Вскоре из Ростова Великого пришли отец с сыном – Елисей диакон и Онисим, который исполнял послушание привратника. Мало-помалу набралось в монастыре 12 человек, равно как и апостолов вокруг Христа.
Преподобный Симон Радонежский
Весть о подвиге маковецкого отшельника долетела и до Смоленска. И из этого города Западной Руси пришел к преподобному Сергию архимандрит Симон. Он постоянно находился в храме и не раз видел искреннюю ревностную молитву преподобного Сергия в алтаре. Был свидетелем чуда явления множества райских птиц своему Игумену и Учителю.
В наше время преподобному Симону Радонежскому составлена служба митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном (Новиковым; 1928–2006 гг.), который при постриге получил имя святого. Владыка Симон, будучи преподавателем и инспектором Московской духовной академии, ежедневно посещал ранние братские молебны. И когда по болезни он не мог присутствовать на этом богослужении, то совершал его келейно. Но это выяснилось лишь после чудесного откровения, бывшего архимандриту Виталию (Мешкову; 1936–2014). После того как владыка Симон преставился, на каждом богослужении в лавре его имя поминается в братском синодике вместе с именами усопшей братии.
В древней Симеоновской летописи (кон. XV в.) упоминается ещё один ученик преподобного Сергия – это преподобный Илия, который исполнял послушание келаря в обители. Там о нём говорится как о добром и послушливом человеке.
Составитель жития игумена земли Русской – преподобный Епифаний, выдающийся писатель конца XIV – начала XV в., прозванный Премудрым, завершил труд над житием спустя 26 лет после того, как преподобный Сергий отошёл ко Господу. Большую часть жизни – 31 год – он провёл в стенах Троице-Сергиева монастыря, из которых 17 – при преподобном Сергии. Преподобный Епифаний также был родом из Ростова Великого.
Обетования Царицы Небесной
Однажды, когда преподобный Сергий вместе со своим учеником преподобным Михеем совершал молитвенное правило – читал акафист Божией Матери, – явилась Царица Небесная и обратилась к нему со словами:
«Не ужасайся, избранниче мой. Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твоё жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу. Неотступна буду от твоей обители, подавая ей неоскудно всё потребное и покрывая её во всех нуждах».
Эти обещания сбываются до сих пор. Те, кто когда-либо помогал или помогает братии, также находятся под покровом Пресвятой Богородицы. Через некоторое время после явления Царицы Небесной преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им обетование Божией Матери. После того как он рассказал им об этом событии, на преподобного Исаакия было возложено послушание молчания.
В честь явления Божией Матери, по повелению Императрицы Анны Иоанновны, слева от входа в Сергиев трапезный храм Троицкой лавры, над мощами преподобного Михея, была построена маленькая церковь. В народе ее называют Михеевской церковью. Все своды этого храма расписаны фресками с ликами учеников и собеседников преподобного Сергия.
В память о событии явления Божией Матери каждую пятницу вечером в Троицком соборе поётся Ей акафист. Ежегодно 6 сентября в лавре торжественно празднуется день этого чудесного явления.
Многие основатели русских монастырей вышли из-под крыла Сергиева
Многими учениками преподобного Сергия были основаны монастыри по Святой Руси, и часто они получали именование Троицких, по образу маковецкой обители. Преподобные Андроник Московский, Стефан Махрищский, Григорий Голутвинский, Савва Сторожевский, Афанасий Высоцкий, Павел Обнорский, Роман Киржачский и многие другие основатели русских монастырей вышли из-под крыла Сергиева.
В 2014-м году, к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, по благословению наместника лавры, братская трапезная, которая находится в подклете Сергиевского храма, была расписана многими фресками, изображающими Радонежских святых.
Преподобный Савва Сторожевский
Преподобный Савва Сторожевский Одним из первых учеников преподобного Сергия – и по времени вступления в обитель, и по благочестивой жизни – был преподобный Савва Сторожевский. Своими духовными подвигами он привлек особенное расположение преподобного Сергия, так что тот поставил своего ученика духовником братии.
Когда преподобный Никон Радонежский, ставший игуменом после преставления преподобного Сергия, оставил управление монастырем и затворился в уединенной келлии, братия умолили быть их начальником преподобного Савву, и он 6 лет игуменствовал в Троицком монастыре. Потом, уступив прошению князя Юрия Димитриевича Звенигородского, преподобный Савва ушел в Звенигород, где основал Сторожевский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Чадо послушания
Преподобный Дионисий Радонежский В Серапионовой палате, построенной на месте келлии преподобного Сергия, под спудом почивают мощи преподобного Дионисия (Зобниновского; ок. 1570–1633), архимандрита Сергиевой обители. Он был настоятелем в Смутное время и занимался исправлением богослужебных книг. Его ученик и келейник преподобный Дорофей нёс послушание в монастырской библиотеке, был книгохранителем. Преподобный Дорофей, как свидетельствует житие, ухаживал за больными, много молился, ежедневно прочитывал всю Псалтирь и умер по послушанию своему настоятелю.
Когда архимандрит Дионисий уезжал в Москву, Дорофей был уже слаб и лежал на одре болезни, и преподобный Дионисий попросил, чтобы до его возвращения тот не умирал. На что преподобный Дорофей смиренно ответил: «Да будет воля Божья! Как угодно Ему, так пусть всё и устроит». Вернувшись в обитель, архимандрит Дионисий начал благословлять братию, и в крайнем изнеможении к нему вышел преподобный Дорофей, испрашивая благословение. И только он его принял, как сразу отошёл ко Господу.
Преподобные Максим Грек и архимандрит Антоний
В Трапезном храме находятся раки с мощами преподобных исповедника Максима Грека и архимандрита Антония (Медеведева; 1792–1877). Преподобный Максим Грек – страдалец за веру, учёный муж, приехавший из Греции в Россию. Преподобный Антоний – наместник Троицкой обители, собеседник и духовник святителя Филарета Московского (Дроздова; 1782–1867).
Придел прп. Серафима Саровского и мощи прп. Антония (Медведева) в Трапезном храме Лавры
Преподобный Максим Грек Труды преподобного Максима Грека актуальны и в наше время. Всякий благочестиво живущий христианин умудряется наставлениями этого ученого монаха, который был несправедливо осужден на Русской земле. Укрепляясь незыблемой верой, преподобный Максим утешался словами и до сих пор утешает и нас:
«Не столько отец печется о своих детях, сколько Преблагой наш Создатель и Промыслитель промышляет и печется о тех, которые право в Него веруют и твердо уповают на Него» (из поучений преподобного Максима Грека).
Преподобный Антоний был духовным чадом преподобного Серафима Саровского, который и предрёк ему будущее настоятельство великой Сергиевой лавры. Мощи преподобного Антония находятся перед алтарём, который освящён в честь Святого Серафима Саровского.
«Горо Маковецкая избранная, собором мученик светло украшенная»
Ежегодно на Бутовском полигоне в день убиения преподобного Кронида братия служит Божественную литургию
Вместе с сонмом учеников игумена Радонежского и преподобных, живших в лавре до 1919 года, прославляются и новомученики ХХ века во главе с архимандритом Кронидом, который вместе с насельниками был расстрелян на Бутовском полигоне в 1937-м году.
Ежегодно на Бутовском полигоне в день убиения преподобного Кронида братия лавры служит Божественную литургию. И на этом богослужении поминаются все те, кто искал последнего прибежища от безбожников у стен обители Преподобного Сергия.
У Троицы окрыленные
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Некоторые исследователи лаврского некрополя утверждают, что на месте Сергиевского храма с трапезной палатой находилось захоронение первых учеников преподобного Сергия, а также и братское монастырское кладбище.
Имена радонежских преподобных носили в монашеском постриге многие старцы – насельники лавры: отец архимандрит Кирилл (Павлов; 1919–2017), духовник и старец лаврской братии, был пострижен в честь Кирилла Белозерского, собеседника преподобного Сергия; архимандрит Наум (Байбородин; 1927–2017) пострижен в честь Наума Радонежского; архимандрит Афанасий (Алафинов; 1932–2002) – в честь преподобного Афанасия Серпуховского, основателя Высоцкого монастыря; игумен Андроник (Трубачев; 1952–2021) – в честь преподобного Андроника Московского, которому он и составил службу.
Архимандрит Наум (Байбородин)
В этом приделе раз в год совершается служба в день празднования памяти Радонежских святых
11 июня 1981 года наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым; 1934–1982) в крипте Успенского собора был освящен левый придел в честь Всех святых, в земле Радонежской просиявших. В этом приделе один раз в год совершается служба в день празднования памяти Радонежских святых.
В книге архимандрита Тихона (Агрикова) «У Троицы окрылённые» говорится о Небесной обители преподобного Сергия, куда авва Сергий собирает своих учеников. Это предание передаётся из уст в уста, из поколения в поколение лаврской братией. Все те, кто так или иначе был связан с обителью Преподобного Сергия, в Царствии Небесном будут находиться вместе со своим первоигуменом – преподобным Сергием – и со всеми преподобными отцами, которые подвизались в его обители, а также с теми, кто жил на святой Радонежской земле, кто так или иначе соприкасался с ней.
Свято-Троицкая Сергиева лавра